182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Дом детского творчества им.А.Матросова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   СТАТЬИ О НАШИХ МЕРОПРИЯТИЯХ /
открыть картинку в новом окне 29.4.2016
Судьба музея в истории города

Судьба музея в истории города

Казалось бы, несопоставимы по временным параметрам даты: 20 лет исполняется со дня рождения Музею и 850 – городу…Что значит для истории города школьный музей с двадцатилетней историей, тогда как история великолукского образования насчитывает не одно столетие, не говоря уже о городе…

Как известно, 20-е годы XX столетия называют «золотым» временем российского краеведения. Государственной учёный совет при Наркомпросе (ГУС), созданный в 1919 г. и просуществовавший до 1932 г., разрабатывал программы, планы, пособия, методические рекомендации для всех форм учебных заведений РСФСР. Целью учебно-воспитательной работы новой советской трудовой начальной школы было формирование у учащихся первичных представлений о явлениях природы, общественной жизни, о труде, о прошлом и настоящем своей Родины. Выполнению этой цели должны были способствовать созданные при каждой школе краеведческие музеи, уголки, а при каждом педагогическом техникуме педагогические музеи.

В 2016 году г. Великие Луки исполняется 850 лет. А 20 лет назад, по решению городского управления образования и городских властей, к 830-ию города был открыт первый в области Музей истории образования. Создан в рекордно короткий срок, за один год, с привлечением в Общественный Совет музея лучших историков, краеведов, архивистов, педагогов города.

Теплым июньским днем 1996 года состоялось открытие Музея. Сотни уникальных экспонатов были собраны за полгода энтузиастами музейного дела – членами оргкомитета под руководством начальника Управления образования города, Заслуженного учителя России Александра Николаевича Федорова.

Заглядывая вглубь истории, можно представить место, где сейчас находится музей. Как свидетельствует из письма известного краеведа Андрея Павловича Лопырева, с которым сотрудники музея несколько лет находились в переписке, «…100 лет тому назад на углу Подолешенской и Екатеринбургской улицы был дом мещанина Луговского». Место, на котором находится ныне Музей истории образования, связано с именем великолукского мещанина И. В. Луговского. По словам историка, Заслуженного учителя России Владимира Викторовича Орлова на месте музея когда-то «предположительно несколько лет» находилась женская Прогимназия, позднее переведенная в другое место.

Многие из старожилов еще помнят, как на Подолешенской улице, ныне Первомайской, многие годы в деревянном двухэтажном здании размещалась городская школа, реорганизованная в школу № 10 в тридцатые годы. С началом Великой Отечественной войны многие учителя и ученики довоенной школы № 10 ушли на фронт, где доблестно сражались с врагом. Среди них была учитель начальных классов, партизанка-разведчица Кравченко Вера Ивановна. Сразу же после войны здесь снова работала семилетка. Впоследствии, после ухода педагогов в восстановленную школу № 12, в отремонтированном здании функционировали начальная школа № 3 и Станция юных техников. На снимке 1946 года, подаренном Музею выпускницей школы, нашему взору предстает довоенная школа № 10, на месте которой находится нынешний Музей истории образования. Двухэтажное деревянное здание отапливалось печкой, воды не было, света тоже. В шестидесятые годы на базе школы открывается Дом учителя, в 1959 г. реорганизованный в Дом работников просвещения.

В далекие 30-е годы при Доме учителя, в то время находившемся на Дворцовой площади, был создан драматический кружок, состоявший из учителей и рабочих. Театр просуществовал до начала перестройки в 90-х годах и реорганизации учреждения в Центр по возрождению русской культуры.

С осени 1993 года приказом Управления образования помещение передается в систему дополнительного образования, создается Центр внешкольной работы. При ЦВР в 1996 г. открывается Музей истории образования.

В связи с реорганизацией учреждения и присоединением к Дому творчества школьников с 01.09.1997 г., Музей истории образования перешел в статус школьного историко-педагогического музея. Экспозиция музея состоит из 16 разделов, в которых раскрывается история образования г. Великие Луки. Оборудование экспозиции состоит из застекленных витрин, навесных планшетов, картин и интерьера «Класс 60-80-х годов». В музее представлен богатый материал по истории школьной формы, школьного учебника, символики школьной жизни, личных вещей педагогов и учеников, детской литературы прошлого столетия, школьных принадлежностей.

Стол, на котором выложены вещи директоров школ нашего города, является несомненным раритетом в фондах Музея. Настольная лампа, хрустальный чернильный набор, мраморное пресс-папье, кожаные портфели и тетради разных периодов обучения - все эти свидетели прошлого не могут оставить равнодушным посетителей. Значительную часть фондов музея составляют подлинные экспонаты, представленные фотографическими, документальными, печатными и вещественными материалами.

Наиболее ценными экспонатами являются: уголок дореволюционного быта учеников церковно-приходской школы; дореволюционные учебники, предметы культа, церковные книги; стол с личными вещами директоров школ города; школьные формы разных лет; книжный шкаф с учебниками разных периодов обучения; уголок «школьный класс прошлого века», в котором представлены парты и школьные принадлежности разных времен; технические принадлежности и приборы в школах 60-80-х гг.; наградные документы, личные вещи, документы об образовании и работе в школе великолукских педагогов; альбомы и атласы по истории (1м на 1м); атрибуты и символы пионерского и комсомольского движения прошлого века; картины местных авторов на темы образования в городе.

Раздел о дореволюционном образовании представлен документами (свидетельства об окончании, фотографии, письма), личными вещами учителей, тетрадями, учебниками разных периодов.

Теме великолукского высшего педагогического образования посвящены несколько разделов в музее, она изучалась на протяжении ряда лет, что впоследствии вылилось в организацию встреч с выпускниками и преподавателями Педагогического техникума и Учительского института.

Не менее интересен раздел о становлении советской школы. В соответствии с постановлением Отдела народного образования от 1 июля 1918 года было вынесено решение «О реформе школ г. Великие Луки» и были созданы две средние школы – первая средняя на базе реального училища, вторая – на базе женской гимназии. В начале 20-х годов эти школы были преобразованы в школы 1 ступени им. Тимирязева и 2-ой им. Ленина. В начале 30-х годов в бывшем здании реального училища открылась Великолукская городская коммунальная школа-семилетка с педагогическим уклоном, а школа 2-ой ступени им. Ленина была переименована в школу №1. К 1921 году в Великих Луках существовало 18 школ 1-ой ступени (135 учителей, 2933 учащихся), три школы 11-ой ступени (им. Ленина, им. Тимирязева), а также три национальных (еврейская, латышская, эстонская). Из дошкольных учреждений было 4 детских сада, дом ребенка и детские ясли, 5 детских домов (137 детей). Новый этап в жизни города связан с принятием первого пятилетнего плана (1928-1933 гг.). Из бюджета на нужды народного образования выделялось 787 тыс. рублей. По данным переписи на 1927 год в городе школ 1-ой ступени было 10, семилеток-3, девятилеток-1, школ 2-ой ступени-2, переростков -1, национальных-3.

Введение декрета о новой орфографии и реформе правописания в 1918 году привело к большой работе по изданию новых учебных пособий и реформе в школьной системе. Эта тема стала одной из ведущих при изучении истории школьного учебника и впоследствии вылилась в подготовку выставки «Из истории школьного учебника» и изданию брошюры.

Большой объем экспонатов из жизни школ в 60- 80-е гг.., насыщенный пионерской символикой, позволил создать постоянно действующую экспозицию « История детского и юношеского движения в городе», которая была торжественно открыта в 2002 году.

Здесь представлена школьная комната конца прошлого века, бывшая «пионерская», где можно увидеть атрибуты и символику комсомольский и пионерской жизни: горны, барабаны, флаги, галстуки, пилотки, формы - все, что наполняло каждодневную жизнь школы. Летом 1918 года в Великих Луках была создана первая на Псковщине комсомольская организация. Первое собрание состоялось в здании на Благовещенской улице, переименованной в 1925 году в Комсомольскую. Раритетами экспозиции являются образцы пионерской формы разных периодов, формы старших пионерских вожатых школ города.

В музее подробно освещены периоды создания и развития пионерского и комсомольского движения, представлен материал об интернациональном движении и работе школьных КИДов. Это и сувениры, подаренные пионерами из ГДР, участниками «Поезда дружбы», и пионерские галстуки, эмблемы разных стран. Большой раздел в экспозиции занимает история Дома пионеров. Портреты преподавателей, работы юных кружковцев, поделки, летописи, награды занимают обширное место в экспозиции.

Выставки: «История школьной формы», « Школьная символика», «История Дома детского творчества им. А. Матросова» вызвали горячий отзыв у школьников и жителей города, став темой работы Музея по изучению истории пионерского движения. Благодаря обширному фонду, были разработаны выставки по истории пионерской и комсомольской символики, как части детского и юношеского движения в городе.

Огромный материал в музее посвящен подвигу учителя-фронтовика. Накануне войны в школах города обучалось множество людей, принявших самое активное участие в будущих военных событиях. В мае 1997 года восемнадцать бывших выпускников 1941 года собрались на встрече в Музее, чтобы почтить память тех, кто уже не вернулся в родную школу...

В экспозиции музея имеются предметы-свидетели военной поры: школьные светильники и чернильницы, сделанные из гильз, собранная из остатков газет тетрадь…

Раздел «В те грозные годы» рассказывает о подвиге великолукских защитников Родины: преподавателей, учеников, об их боевом и жизненном пути. Среди них – учитель начальных классов школы № 5 – Вера Ивановна Кравченко; ветеран педагогического труда школы № 4, партизанка – Дарья Александровна Дергачева; Заслуженный учитель школы РСФСР – Петр Ефимович Эпштейн; фронтовик – разведчик, директор школы № 2 – Иван Яковлевич Колода; учитель истории школы № 1, партизанка – Мария Николаевна Дмитриева. В Музее бережно хранятся документы Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Великие Луки – Анатолия Васильевича Орехова и члена Союза писателей России, поэта, учителя изобразительного искусства – Николая Ивановича Иванова.11

«Вокруг дымились руины…» - так называется раздел о послевоенном образовании. Годы немецкой оккупации нанесли разрушительный удар по образованию. Были уничтожены все школы. После освобождения города в январе 1943 года не осталось ни одного целого здания.

В 1943 году в районе аэропорта в Рудаках под руководством директора школы О.И. Завадской, зам. директора Д.Ф. Пушкаренко начала работать первая школа. В апреле 1944 года состоялся переезд школы из деревни Рудаки в Великие Луки на ул. К. Либкнехта, д. 10 (132 ученика). Изучению этой страницы в истории образования было посвящено много времени и сил, что впоследствии вылилось в незабываемую встречу с первыми преподавателями школы.

О подвиге возрождения говорится в следующем разделе музейной экспозиции. В 1944 году под руководством А.Г. Буренкова открывается семилетняя школа на ул. Ботвина. На улице Первомайской приступает к работе коллектив 10-й школы, возглавляемый И.А. Кителевым. В 1949 году на Пушкинской улице был открыт Дом пионеров. В 1952 году Дом пионеров переведен на улицу Л. Толстого с присвоением имени А. Матросова. В 1959 году на базе Станции юных техников по ул. Первомайской, дом 2 был открыт Дом Учителя (где сегодня находится Музей истории образования ДДТ им. А. Матросова).

Гордостью музея является материал о выпускниках и учителях Учительского института, открытого 1 августа 1945 года.

Одной из традиций музея является работа над сбором материала об учительских династиях, которых насчитывается свыше 80. Среди них –династия Заслуженного учителя школы РСФСР, награжденного медалью К.Д. Ушинского, кавалера Ордена Ленина, учителя русского языка и литературы В.А. Светлова. Учительская династия Светловых насчитывает свыше 200 лет и происходит от протоирея Александра Светлова, одним из четырех детей которого и был В.А. Светлов.

В школах города хорошо знают учительскую династию Лебедевых – Левшиных – Вьюновых – Красильниковых, Россиневич – Заболотных, Соловских – Пассовых – Рудаковых. Более 100 лет насчитывает династия Долматовых – Кухаревых – Борткевич. В школе № 4 начала свою деятельность династия Петушок. Прекрасные традиции передаются в семье Замковых – Ореховых. Выпускница учительского института, отличник просвещения В.Е. Орлова (Комова) много лет жизни отдала работе в школе. Ее сын – известный краевед, Заслуженный учитель РФ В. В .Орлов– автор многих работ и публикаций по изучению истории родного края. Не менее известны в городе династии Губерниевых–Ивановых (СОШ №1), Войцеховских– Кауховых -Ярышкиных(Педагогический лицей). Всю жизнь отдала работе в школе № 8 кавалер Ордена «Знак Почета», директор школы № 8 Л. Н. Шулаева. А. А. Шулаев (сын), Заслуженный учитель РФ, бывший директор школы № 10, начальник УО, ныне - директор Медицинского колледжа. С 1906 года насчитывает свой трудовой стаж династия учителей Крякиных – Станкевич – Федоровых, работающих в школах района, в техникумах и институтах города. О династии учителей Жуковых, Демидовских - Чусовых и других рассказывалось на вечере, посвященном учительским династиям. Замечательны судьбы выдающихся выпускников наших учебных заведений: Я. И.Вишняка, активного деятеля революции 1905,1917 годов; А.Н.Мошина, историка, автора книги «Легенды Великих Лук»; А.П.Лопырева, Почетного гражданина г. Великие Луки, краеведа, автора книги «Город моего детства»; И.М. Виноградова, дважды Героя Социалистического труда; Я. В. Пейве, Героя Социалистического труда; П.А.Козлова, Героя Советского Союза; А.А. Горегляда, Героя Социалистического труда; В.Л. Пантелеева, Героя Великой Отечественной войны, участника парада Победы; А.В. Попова, Героя Советского Союза; А. И.Антонова, Героя Советского Союза; Ю.Д. Савина, Героя Советского Союза; Ф. Я. Байкова, кандидата педагогических наук, профессора ВГСХА;

А. И.Наумовича, выпускника 1941 года, учителя ж/д школы № 70; А.Н.Калинина, физика, Главного хранителя музея им. М.В. Ломоносова Академии наук СССР; Г.Царевой, многократной чемпионки мира по велоспорту; Э. М. Жемлиханова, Члена Союза писателей СССР; В. П. Краснопевцева, Члена Союза писателей СССР; Д.Аленичева, члена сборной России; Л. А. Чурсиной, народной артистки РСФСР. Музей поддерживает связи и переписку, а также организует встречи с некоторыми выпускниками.

Интересен раздел о заведующих Гороно. Собран материал об истории и деятельности заведующих (начальников) в разные периоды.

22 августа 1944 года была образована Великолукская область, Великолукский Гороно стал подчиняться областному Отделу народного образования. 2 сентября 1957 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Великолукская область была упразднена и Великолукский Отдел народного образования перешел в ведение Псковского Облоно. Гороно выполняло функции двойного подчинения. 21 октября 1991 года полномочия Гороно прекращены в связи с вступлением в должность главы Администрации, также как и других отделов, а с 29 октября 1991 года создан городской Отдел народного образования. 13 сессия Горсовета от 12 марта 1992 года утвердила его как самостоятельный отдел Администрации.

10 апреля 1992 года создано городское Управление образования с определенной структурой работы.

За послевоенный период образовательный процесс в городе возглавляли 15 руководителей. На сегодняшний день Управление образования возглавляет Лозницкая Татьяна Олеговна.

Золотые имена уходящего столетия… Работая с документами и материалами в Музее истории образования, изучая судьбы Великолукского учительства, видишь, что нравственный подвиг Учителя остается неизменным и передается от поколения к поколению во все периоды образования в городе. Имена педагогов-наставников вписаны золотыми буквами в Летопись Великолукского образования. Перелистывая блокнот с записями 1-го директора Учительского института Александра Дмитриевича Емельянова, прикасаясь к литературному альбому «Юность школы № 4», принадлежащему ветерану педагогического труда – Александре Станиславовне Ишоре, и документам учителя 70 ж/д школы – Ядвиге Казимировны Тваровской; изучая архивы старейших учителей школы №1 – Екатерины Михайловны Морозовой и Валентины Николаевны Смирновой– не перестаешь удивляться той неукротимой энергии и трудоспособности, которой были наделены эти люди, что способствовало становлению образования в городе.

Конец ХХ века отмечен множеством реформ в области образования, активизацией детского и юношеского движения в городе. Постепенно музейно-образовательное пространство расширяется за счет обновления экспозиций и создания новых разделов:

- Духовно-нравственное воспитание учащихся.

- Школы нового типа. На рубеже столетий.

- Учительский и Педагогический институты в городе.

- «История школьной формы».

- Музейная педагогика.

- Система образования в городе в довоенные и послевоенные годы.

- Из практики «педагогов-новаторов».

- « Из истории школьного учебника».

- История детского и юношеского движения в городе.

- Система дополнительного образования в городе.

В Музее представлен раздел о Заслуженных учителях, пополненный в последние годы, в том числе и об учителях железнодорожных школ.

В 80-е 90-е годы прошлого столетия в городе активизировался интерес к художественной самодеятельности. Большая заслуга в этом принадлежала председателю ГК Профсоюза работников просвещения Берестовой Лилии Васильевне. Совмещая эту должность с должностью директора Дома учителя, она заложила основу прекрасной традиции – ежегодное проведение Смотра художественной самодеятельности учителей города. Праздник «День учителя» являлся демонстрацией талантов учителей города. Учительские клубы ветеранов, художников, поэтов, мастеров прикладного творчества, литераторов, молодых педагогов остались в памяти многих великолучан своими выставками, концертами, издательской деятельностью. Желание выразить себя через сферу искусства неуклонно поддерживалось коллективом Дома просвещения, ныне – Музея истории образования. Сохранившиеся альбомы, фотографии, многочисленные дипломы и награды свидетельствуют о высоком творческом потенциале наших учителей.

С сентября 1999 года на базе Отдела музейной педагогики ЦРТДиЮ был открыт Центр повышения квалификации работников образования, являющийся филиалом ПОИПКРО. Об этом свидетельствуют дипломы, буклеты, проспекты и другие документы. Новый век был встречен успехами и достижениями в системе образования.

За прошедший период работы в Музее собран богатый материал, раскрывающий историю великолукского образования, которая является частью истории города. Создана большая методическая база с картотекой по разделам: «Персоналии в народном образовании», «Учительский и педагогический институт г. Великие Луки», «Первые довоенные и послевоенные школы города», «Педагогические династии», «Заведующие ГОРОНО – истории и судьбы», «Директора школ – профессия и служение», «Выпускники школ города – гордость страны», «Заслуженные учителя РСФСР и РФ», «Учителя – участники Великой Отечественной войны», «Педагоги – новаторы», «Детские и юношеские организации в городе», «Духовное просвещение», «Научный потенциал великолукского образования», «История школьного портфеля», «Страницы истории ДДТ им. А. Матросова».

В первые годы работы были разработана программа деятельности Музея, состоящая из организации работы музейного комплекса «Школа музейной педагогики», в которую входили «Основы музейного дела», лекторий по «Народной культуре», цикл занятий «Мир Музея».

В 2015 году была разработана новая программа «Основные направления деятельности музея», которая включает работу с музейным фондом, поисковую деятельность, исследовательскую деятельность обучающихся, экскурсионно – просветительскую, оформительскую деятельность, методическую работу, а также занятия по музейной педагогике.

Музей осуществляет сотрудничество с Педагогическим лицеем в работе над темой «Духовно-нравственное развитие личности ребенка». Кроме этого, совместная работа с Педлицеем потребовала внедрения такой новой науки, как музейная педагогика. Вот уже на протяжении 10 лет на базе музея осуществляется проект «Музейно-храмовый комплекс как основа нравственного, духовного, патриотического воздействия на учащихся». Музейная педагогика привнесла новые возможности в работу. Это и планируемые музейные занятия по разработанной программе «Наследие», и научно-исследовательская деятельность при изучении новых тем с последующим выходом на организацию выставок в конце года.

Воспитание музейной культуры, формирование исторического сознания, становление национальной основы тесно связаны с эстетическим, нравственным и духовным воспитанием личности.

Эти задачи многие годы решал коллектив, состоящий из педагогов - профессионалов: С.В. Белюковой, И.Н. Ботюк, Г.О. Кожемяковой, С.А. Богачевой. Это их трудом, творческими находками были разработаны и оформлены уникальные выставки, оставившие след в памяти людей, а также в книгах, журналах, брошюрах по истории музея.

Выставочная деятельность стала традиционной формой работы. Всего за годы работы Музея проведено 25 тематических выставок:

1. «В мастерской художника». Из опыта работы педагога сш-инт.№1 Е.И.Вершинского (1996г.).

2. «Восторг жизненной силы». Выставка картин учителя сш.№13 Чусовой В.В.(1996г.).

3. «Выпускники школ г. Великие Луки 1941года.» (март 1997г.).

4. Выставки декоративно-прикладного творчества педагогов и учащихся Великих Лук (1998-2003г.).

5. «Ордена Родины - учителям» (апрель 1998г.).

6. «Народная Пушкиниана». К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина: «Юбилейные даты памяти Пушкина в учреждениях образования». (1999г.).

7.«Учителя Великих Лук - участники Великой Отечественной войны. (2000г., к 55-летию Победы).

8. «Россия жива традицией». Выставка о педагогических династиях в городе. (май 2001г., к 5-летию Музея).

9. «Из истории школьной формы» (март 2004г.).

10. «Школьный учебник - этапы развития» (Из истории школьного учебника.2006г.К 10-летию Музея).

11. «Роль символики в школе» (март 2007).

12. «Марш пионерских годов» (история детских и юношеских объединений в городе, к 85-летию рождения пионерской организации, май 2007г.).

13. «Духовный свет под школьным сводом». Из истории церковно-приходских школ города и уезда (май 2008г.).

14. «Педагогические династии Великих Лук». Династия педагогов дополнительного образования «Амелиных – Федоровых - Кузьминых»(2008.г. - год семьи и год дополнительного образования).

15. «Встреча поколений». Портрет учителя начальных классов сош.№7 Герасимовой С.С.(посвящен году Молодежи –декабрь 2009г.).

16. «С именем Патриарха» (3-и Православные Свято-Тихоновские педагогические чтения. 2 февраля 2010г.).

17. «Великолукские учителя - участники Великой Отечественной войны».(6 мая 2010г. к 65-летию Великой Победы).

18. «Военные будни учителя Глухова» (30сент. 2010г., посвящена юбилею Поста № 1).

19. «…И молоды мы снова…» (30 ноября 2010г., в год Учителя – о первых работниках Дома пионеров: Люль Н.Б., Мамоняко А.Д.).

20 . «Вехи истории образования» (к 15-летию Музея и 845-летию г. Великие Луки. Апрель 2011г.).

21. «Научно-педагогический потенциал Великолукского образования» (о учителях - кандидатах наук) апрель 2012г.

22. «Школьный ранец и его обитатели» (март 2013г.).

23. «История Великолукского Дома детского творчества» (2013-2014 г. , к 65 –летию учреждения в ранге «Историко –культурное наследие города»).

24. «Война в судьбах учителей и учеников г. Великие Луки» ( 2014-2015гг.)

К 70-летию Великой Победы.

25. «Судьба музея в истории великолукского образования» (2016г.) Юбилеи: 850 лет г. Великие Луки и 20 лет Музею истории образования.

Музей в течение всех лет занимается изучением духовно – нравственного подвига учителя, начиная с дореволюционного периода до наших дней.

Материалы о нравственном подвиге Великолукских учителей отражены в книгах и публикациях Музея. На основе материалов, собранных в музее, изданы книги: «Свет... Образ... Знак...», «Вехи», «Из истории школьного учебника», «Профессиональное развитие педагога в условиях интеграции основного и дополнительного образования»; выпущены буклеты и брошюра «Музейно - храмовый комплекс как основа нравственного, духовного и патриотического воздействия на учащихся».

Т.М.Дроздова, руководитель Музея истории образования

МБУДО ДДТ


открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне

Архив
наша гордость
    КОЗЛОВА ЕВА

    ПАВЛОВА АЛИНА

    КОРСАКОВА ЕКАТЕРИНА

    БАРИНОВ АРТЁМ

    ПЕТРОВА ЛЮБОВЬ

    ДДТ – «Лучший дом детского творчества»

    Образцовый детский коллектив «Вокально-инструментальный ансамбль «Атмосфера»

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.