12.4.2012
Методическая разработка занятия «Голосо - речевой тренинг и словесное воздействие в театральном искусстве»
Методическая разработка занятия«Голосо - речевой тренинг и словесное воздействие в театральном искусстве» на базе детского объединения «Маска» Возраст детей:11-14 лет Продолжительность занятия: 45 мин. Разработчик: Муравьевская Наталья Андреевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Тема: Голосо - речевой тренинг и словесное воздействие в театральном искусстве Цель: сформировать у обучающихся навыки правильного диафрагменного дыхания. Задачи: Образовательные: - выработать у обучающихся четкую артикуляцию и навыки правильного дыхания; - научить применять полученные знания на практике; - отработать голосообразование в движении; - работать над повышением уровня актерского мастерства. Развивающие: - развить у обучающихся воображение, внимание, творческое мышление, правильную речь; - выявить и развить индивидуальные творческие способности; - создать условия для реализации творческих способностей. Воспитательные: - сформировать у обучающихся навыки коллективного творчества; - способствовать воспитанию художественного вкуса. Возраст обучающихся: 11- 14 лет Год обучения: 1-й год Оборудование: ширма; костюмы, подобранные и сделанные самими детьми; реквизит, изготовленный обучающимися; магнитофон. Ход занятия.Педагог: Дыхание есть основа основ речевого звучания, без правильного дыхания невозможно искусство речи, так же как невозможна жизнь без воздуха. От того, как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность и сила нашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей, и, наконец, как результат, способность грамотно их излагать. Природой устроено так, что каждый человек рождается с правильным дыханием, но в силу различных обстоятельств, воспитания, физического и интеллектуального развития, правильное диафрагменное дыхание уходит, ему на смену приходит поверхностное дыхание. Примером правильного дыхания может служить маленькая собачонка, лай которой мы можем слышать и через несколько улиц. Причем собака может лаять часами, и при этом голос ее не устает. А мы же, используя неправильное дыхание, очень быстро устаем говорить, голос начинает «сипеть» и т.д. Наша задача, научиться правильно дышать, «отправить « наш навык в подсознание, чтобы во время спектакля или выступления уже не думать о дыхании, а просто использовать его правильно. Примером такой «отправки» навыка в подсознание служит езда на велосипеде: мы когда-то научились кататься на нем, этот навык ушел в подсознание, и когда мы садимся на велосипед, мы не думаем о том, как крутить педали, мы просто их крутим. Поэтому сейчас путем приема «собачий лай и собачье дыхание» находим самую основополагающую мышцу в голосообразовании – диафрагма и приступаем к дыхательным упражнениям. Все обучающиеся встают по кругу (так педагогу лучше виден и слышен каждый участник). Упражнения на дыхание • Согреть воробушка - в пригоршню берем воображаемого замершего воробушка и долгим выдохом пытаемся его согреть. При правильном выполнении упражнения потеют ладошки. • Гоняем пушинку - легким выдохом гоняем с ладони на ладонь воображаемую пушинку. • Наклоны со звуком ПФ – делаем вдох через нос во время легкого наклона вперед и, выпрямляясь, делаем выдох через рот со звуком ПФ. • Свеча – берем в руки воображаемую свечу. Наша задача – сделать три выдоха легких, чтобы пламя свечи легло, и четвертый выдох сильный, чтобы свечу загасить. • Задуть свечу - берем воображаемый торт, делаем глубокий вдох и сильным выдохом гасим свечи. Упражнения на развитие силы звука • Топор - ноги на ширине плеч, руки в замок с воображаемым топором, делаем взмах и глубокий вдох, на выдохе делаем наклон, со звуком УХ выдыхаем весь воздух. • Колокол – наша голова - воображаемый купол церкви. Звук посылаем в «купол» со звуком Бом-Бом Второй вариант этого упражнения – мы берем воображаемый язык колокола и со звуком Бом-Бом раскачиваемся. • Хам - ма – как бы из недр земли достаем свой голос со звуком хам-ма! • Макароны – обучающиеся делятся на две половины, встают друг против друга, набирают в руку воображаемых макарон и со словом – Макароны – кидаются звуком друг в друга. Упражнение развивает силу звука, полетность голоса и посыл голоса. Педагог: Приступаем к дикционным и артикуляционным упражнениям. • Губно-губная гимнастика - начинается с тренировки и разогрева артикуляционного аппарата - губами делаем пятачок и улыбку. «Пятачком» рисуем круг и знак бесконечности Зубами « причесываем» нижнюю и верхнюю губу. Упражнения с языком С закрытым ртом гоняем язык от одного уха до другого. Толкаем языком щеки. «Цокаем « языком. • Звукоряд да-ба-ди-бу-да • Мясорубка – крутим воображаемую мясорубку со звукорядом ЗЖДРЕ-ЗЖДРЯ-ЗЖДРЮ • Скороговорки: Пришел Прокоп - кипит укроп Ушел Прокоп – кипит укроп Как при Прокопе кипит укроп Так без Прокопа кипит укроп. Брит Клим брат Брит Глеб брат Брат Игнат бородат. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Упражнение «Бадминтон» включает в себя элементы тренинга дикции, полетности голоса и развитие силы звука. Педагог: Переходим к пониманию значения « словесное воздействие». Так как речь актера или чтеца не должна быть «неживой», надо выработать навык не просто произносить слово, а видеть за ним смысл, образ, передавать словом внутреннее видение. Достигается это повторением упражнения «Глагольное воздействие». В жизни мы не просто говорим, а воздействуем словами на собеседника: удивляем, хвастаем, жалуемся, умоляем, предупреждаем, ругаем, отчитываем, пугаем, поощряем, и т.д. Поэтому на занятии мы сделаем такое упражнение с фразой «Приходите к нам лечиться и корова и волчица». Каждый ребенок произнесет фразу с данным ему глагольным воздействием, и каждый должен услышать, выполнил ли свою задачу другой. Педагог: Последнее упражнение перед практической работой (репетицией) направлено на развитие коллективности, развитие ощущения партнера, которое так необходимо в коллективном творчестве. Группа садится в круг. Задание: сосчитать от одного до двадцати, называя цифры по порядку. Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности, кто говорит. Поэтому, как правило, несколько участников, не зная о намерениях, друг друга, одновременно вступают в игру и называют цифру. В этом случае возвращаемся к исходной точке, и счет опять начинается с единицы. Педагог: Итак, необходимая творческая атмосфера создана, и мы приступаем к основной части занятия - репетиции. Начинаем репетировать композицию по стихам Агнии Барто. В этом году Барто исполняется 105 лет, ее стихи написаны для детей, прекрасно ими воспринимаются и являются прекрасным материалом для воспитания нужных качеств, как чтецам, так и актерам, являются превосходным тренингом для словесного воздействия. Проходит репетиция. Во время репетиции делаются замечания, остановки, что-то повторяется несколько раз. Проходит репетиция спектакля по пьесе Павла Морозова «Мышли – шишли». Цель данной репетиции: добавить к театральному действу музыкальное сопровождение. По ходу репетиции делаются замечания, происходят остановки и какие-то моменты повторяются. Педагог: Сегодня наше занятие мы с вами посвятили развитию голоса, дыхания и словесному воздействию. Это большая и трудоемкая работа – развить свой голос, этому мы посвящали много занятий, и будем впредь много заниматься голосом. Это занятие показало, что у многих уже начинает формироваться навык правильного дыхания. Обязательно надо дома продолжать упражнения по тренировке диафрагмы – лежа на спине с тяжелым предметом на животе «лаять». Порадовало чтение стихов в композиции – есть словесное воздействие, взаимодействие между актерами, понимание литературной основы. Между тем репетиция спектакля выявила «сырость» в образах, неумелое использование реквизита и т.д. Поэтому над спектаклем нам предстоит еще очень большая работа. Очень приятно видеть ваши горящие глаза и ярко выраженное желание постигать эту необъятную, безумно интересную жизнь под названием театр. Список использованной литературы1. Гааз М. Художественное творчество детей. Журнал «Я вхожу в мир искусств», 2010. 2. Гааз М. Техника сценической речи. Журнал «Я вхожу в мир искусств», 2010. 3. Гиппиус С. Гимнастика чувств. Азбука, 2010 4. Колчеев В., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М.: школьная пресса, 2000. 5. Кипнис М. Актерский тренинг. М.: АСТ, 2008 6. Мастерство эфирного выступления. Изд. Аспект-Пресс, 2007 7. Петрова А. Сценическая речь М.Искусство 1981 8. Чарелли Э. Учитесь говорить. М., 1985
Архив |