182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Дом детского творчества им.А.Матросова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / СЦЕНАРИИ /
12.4.2012
Методическая разработка занятия «Голосо - речевой тренинг и словесное воздействие в театральном искусстве»

Методическая разработка занятия

«Голосо - речевой тренинг и словесное воздействие

в театральном искусстве»

на базе детского объединения «Маска»

Возраст детей:11-14 лет

Продолжительность занятия: 45 мин.

Разработчик:

Муравьевская Наталья Андреевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Тема: Голосо - речевой тренинг и словесное воздействие в театральном искусстве

Цель: сформировать у обучающихся навыки правильного диафрагменного дыхания.

Задачи:

Образовательные:

- выработать у обучающихся четкую артикуляцию и навыки правильного дыхания;

- научить применять полученные знания на практике;

- отработать голосообразование в движении;

- работать над повышением уровня актерского мастерства.

Развивающие:

- развить у обучающихся воображение, внимание, творческое мышление,

правильную речь;

- выявить и развить индивидуальные творческие способности;

- создать условия для реализации творческих способностей.

Воспитательные:

- сформировать у обучающихся навыки коллективного творчества;

- способствовать воспитанию художественного вкуса.

Возраст обучающихся: 11- 14 лет

Год обучения: 1-й год

Оборудование: ширма; костюмы, подобранные и сделанные самими детьми; реквизит, изготовленный обучающимися; магнитофон.

Ход занятия.

Педагог: Дыхание есть основа основ речевого звучания, без правильного дыхания невозможно искусство речи, так же как невозможна жизнь без воздуха. От того, как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность и сила нашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей, и, наконец, как результат, способность грамотно их излагать. Природой устроено так, что каждый человек рождается с правильным дыханием, но в силу различных обстоятельств, воспитания, физического и интеллектуального развития, правильное диафрагменное дыхание уходит, ему на смену приходит поверхностное дыхание. Примером правильного дыхания может служить маленькая собачонка, лай которой мы можем слышать и через несколько улиц. Причем собака может лаять часами, и при этом голос ее не устает. А мы же, используя неправильное дыхание, очень быстро устаем говорить, голос начинает «сипеть» и т.д. Наша задача, научиться правильно дышать, «отправить « наш навык в подсознание, чтобы во время спектакля или выступления уже не думать о дыхании, а просто использовать его правильно. Примером такой «отправки» навыка в подсознание служит езда на велосипеде: мы когда-то научились кататься на нем, этот навык ушел в подсознание, и когда мы садимся на велосипед, мы не думаем о том, как крутить педали, мы просто их крутим.

Поэтому сейчас путем приема «собачий лай и собачье дыхание» находим самую основополагающую мышцу в голосообразовании – диафрагма и приступаем к дыхательным упражнениям.

Все обучающиеся встают по кругу

(так педагогу лучше виден и слышен каждый участник).

Упражнения на дыхание

• Согреть воробушка - в пригоршню берем воображаемого замершего воробушка и долгим выдохом пытаемся его согреть. При правильном выполнении упражнения потеют ладошки.

• Гоняем пушинку - легким выдохом гоняем с ладони на ладонь воображаемую пушинку.

• Наклоны со звуком ПФ – делаем вдох через нос во время легкого наклона вперед и, выпрямляясь, делаем выдох через рот со звуком ПФ.

• Свеча – берем в руки воображаемую свечу. Наша задача – сделать три выдоха легких, чтобы пламя свечи легло, и четвертый выдох сильный, чтобы свечу загасить.

• Задуть свечу - берем воображаемый торт, делаем глубокий вдох и сильным выдохом гасим свечи.

Упражнения на развитие силы звука

• Топор - ноги на ширине плеч, руки в замок с воображаемым топором, делаем взмах и глубокий вдох, на выдохе делаем наклон, со звуком УХ выдыхаем весь воздух.

• Колокол – наша голова - воображаемый купол церкви. Звук посылаем в «купол» со звуком Бом-Бом

Второй вариант этого упражнения – мы берем воображаемый язык колокола и со звуком Бом-Бом раскачиваемся.

• Хам - ма – как бы из недр земли достаем свой голос со звуком хам-ма!

• Макароны – обучающиеся делятся на две половины, встают друг против друга, набирают в руку воображаемых макарон и со словом – Макароны – кидаются звуком друг в друга. Упражнение развивает силу звука, полетность голоса и посыл голоса.

Педагог: Приступаем к дикционным и артикуляционным упражнениям.

• Губно-губная гимнастика - начинается с тренировки и разогрева артикуляционного аппарата - губами делаем пятачок и улыбку.

«Пятачком» рисуем круг и знак бесконечности

Зубами « причесываем» нижнюю и верхнюю губу.

Упражнения с языком

С закрытым ртом гоняем язык от одного уха до другого.

Толкаем языком щеки.

«Цокаем « языком.

• Звукоряд да-ба-ди-бу-да

• Мясорубка – крутим воображаемую мясорубку со звукорядом ЗЖДРЕ-ЗЖДРЯ-ЗЖДРЮ

• Скороговорки:

Пришел Прокоп - кипит укроп

Ушел Прокоп – кипит укроп

Как при Прокопе кипит укроп

Так без Прокопа кипит укроп.

Брит Клим брат

Брит Глеб брат

Брат Игнат бородат.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Упражнение «Бадминтон» включает в себя элементы тренинга дикции, полетности голоса и развитие силы звука.

Педагог: Переходим к пониманию значения « словесное воздействие». Так как речь актера или чтеца не должна быть «неживой», надо выработать навык не просто произносить слово, а видеть за ним смысл, образ, передавать словом внутреннее видение.

Достигается это повторением упражнения «Глагольное воздействие». В жизни мы не просто говорим, а воздействуем словами на собеседника: удивляем, хвастаем, жалуемся, умоляем, предупреждаем, ругаем, отчитываем,

пугаем, поощряем, и т.д.

Поэтому на занятии мы сделаем такое упражнение с фразой «Приходите к нам лечиться и корова и волчица».

Каждый ребенок произнесет фразу с данным ему глагольным воздействием, и каждый должен услышать, выполнил ли свою задачу другой.

Педагог: Последнее упражнение перед практической работой (репетицией) направлено на развитие коллективности, развитие ощущения партнера, которое так необходимо в коллективном творчестве.

Группа садится в круг. Задание: сосчитать от одного до двадцати, называя цифры по порядку. Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности, кто говорит. Поэтому, как правило, несколько участников, не зная о намерениях, друг друга, одновременно вступают в игру и называют цифру. В этом случае возвращаемся к исходной точке, и счет опять начинается с единицы.

Педагог: Итак, необходимая творческая атмосфера создана, и мы приступаем к основной части занятия - репетиции.

Начинаем репетировать композицию по стихам Агнии Барто. В этом году Барто исполняется 105 лет, ее стихи написаны для детей, прекрасно ими воспринимаются и являются прекрасным материалом для воспитания нужных качеств, как чтецам, так и актерам, являются превосходным тренингом для словесного воздействия.

Проходит репетиция. Во время репетиции делаются замечания, остановки, что-то повторяется несколько раз.

Проходит репетиция спектакля по пьесе Павла Морозова

«Мышли – шишли».

Цель данной репетиции: добавить к театральному действу музыкальное сопровождение.

По ходу репетиции делаются замечания, происходят остановки и какие-то моменты повторяются.

Педагог: Сегодня наше занятие мы с вами посвятили развитию голоса, дыхания и словесному воздействию. Это большая и трудоемкая работа – развить свой голос, этому мы посвящали много занятий, и будем впредь много заниматься голосом. Это занятие показало, что у многих уже начинает формироваться навык правильного дыхания. Обязательно надо дома продолжать упражнения по тренировке диафрагмы – лежа на спине с тяжелым предметом на животе «лаять». Порадовало чтение стихов в композиции – есть словесное воздействие, взаимодействие между актерами, понимание литературной основы. Между тем репетиция спектакля выявила «сырость» в образах, неумелое использование реквизита и т.д. Поэтому над спектаклем нам предстоит еще очень большая работа. Очень приятно видеть ваши горящие глаза и ярко выраженное желание постигать эту необъятную, безумно интересную жизнь под названием театр.

Список использованной литературы

1. Гааз М. Художественное творчество детей. Журнал «Я вхожу в мир искусств», 2010.

2. Гааз М. Техника сценической речи. Журнал «Я вхожу в мир искусств», 2010.

3. Гиппиус С. Гимнастика чувств. Азбука, 2010

4. Колчеев В., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М.: школьная пресса, 2000.

5. Кипнис М. Актерский тренинг. М.: АСТ, 2008

6. Мастерство эфирного выступления. Изд. Аспект-Пресс, 2007

7. Петрова А. Сценическая речь М.Искусство 1981

8. Чарелли Э. Учитесь говорить. М., 1985



Архив
наша гордость
    КОЗЛОВА ЕВА

    ПАВЛОВА АЛИНА

    КОРСАКОВА ЕКАТЕРИНА

    БАРИНОВ АРТЁМ

    ПЕТРОВА ЛЮБОВЬ

    ДДТ – «Лучший дом детского творчества»

    Образцовый детский коллектив «Вокально-инструментальный ансамбль «Атмосфера»

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.