Кадры.
Важнейшим условием реализации любых задач, планов, инициатив являются кадры, способные творчески мыслить, находить нестандартные решения. Человеческий потенциал, человеческий фактор – во всех областях деятельности является важной составляющей успеха, но в образовании - это основа основ, первое и главное условие качественной и эффективной образовательной деятельности. Инновационные процессы в образовании требуют повышения качества результатов обучения и воспитания, эффективного использования современных образовательных технологий, роста профессионального мастерства учителей.
Образование и высокий квалификационный уровень педагогов являются первоочередным условием в реализации качественного образования.
В течение двух лет стабилен состав педагогических работников школ, имеющих квалификационные категории, из них 47% имеют высшую категорию в общеобразовательных учреждениях, и 33% - в дошкольных образовательных учреждениях. Но вместе с тем на 5% отмечается рост числа педагогических работников МДОУ, не имеющих квалификационные категории.
При сохранении кадрового «ядра» остается актуальной задача «омоложения» педагогических кадров. Доля педагогов пенсионного возраста в школах составляет 20%, доля молодых специалистов только 8%. Средний возраст учителя – 45 лет. Увы! Но в образовательных учреждениях города наблюдается старение кадров. Более 45% работающих педагогов имеют стаж работы более 25 лет. Привлечение молодых педагогов в школы и детские сады должно стало одним из основных направлений работы образования города. В целях обеспечения муниципальной системы образования высококвалифицированными кадрами в 2012 году в городе утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа «Педагогические кадры города Великие Луки на 2012-2016 годы».
Для реализации комплекса мер по привлечению молодых специалистов и закреплению их в образовательных учреждениях города Великие Луки, в целях повышения престижа учительской профессии и развития творческого потенциала в муниципальной сфере образования города Великие Луки в 2011-2012 учебном году был создан Совет молодых специалистов, объединивший 32 молодых педагога города. Председатель Совета – Нестерова Наталья Александровна, учитель иностранного языка (Лицей №11).
В течение всего учебного года молодые специалисты города повышали свой профессионализм участвуя в семинарах, практикумах и конференциях в Москве и Пскове. В этом году в наши школы пришли 20 молодых специалистов, очень хотелось бы сохранить молодые кадры в школе.
В целях реализации МЦП по формированию ресурсного обеспечения системы образования города и удовлетворения информационных, образовательных потребностей педагогов, развитие профессионального мастерства в городе сложилась модель Повышения квалификации педагогов:
- по итогам только прошлого учебного года 87% педагогов образовательных учреждений города прошли различную курсовую подготовку, многие активно участвовали в научно – практических конференциях, семинарах, проектах, конкурсах, фестивалях.
- успешно реализуется модель повышения квалификации на базе сетевых центров (СЦПК). При поддержке ПОИПКРО в городе Великие Луки создано 9 сетевых центров повышения квалификации, которые действуют на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы: гимназия, педагогический лицей, лицей №11, школы №№ 2, 7, 12, 13, ДДТ им.А.Матросова, детский сад №17. На базе сетевых центров в этом году повысили квалификацию 17% педагогов.
- четвёртый год реализуется проект, нацеленный на повышение квалификации педагогов города Великие Луки, с приглашением учёных, педагогов и ведущих специалистов различных научно-методических центров Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов – Международный педагогический марафон учебных предметов. IV Педагогический марафон собрал около тысячи учителей и профессоров из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, районов Псковской области, а также Латвии, Литвы, Белоруссии и Эстонии и проводился по 9 направлениям, 64% педагогов города получили сертификаты участников от Санкт-Петербургского учебно-просветительского центра.
- Инновационным направлением в организации и поддержке дистанционного обучения продолжает оставаться проведение ВКС (видеоконференций), на базе ресурсного центра лицея №11 - активного участника межрегионального проекта «Гимназический союз России» в 2012 году было организовано 6 сеансов видеосвязи с участием 63 педагогов города;
- большой популярности достигло использование одного из наиболее эффективных средств дистанционного обучения - вебинар. Великолукские педагоги приняли свое участие более чем в 30 вебинарах, организованных РЦДО ПОИПКРО (г. Псков), дистанционной «Школой вебинаров» на портале «ИнтерНика», порталом Intel Education Galaxy, издательствами «Просвещение», «Бином». Активные участники вебинаров Школа №2,№6,№13, Лицей №10, Лицей №11. Через систему вебинаров была организована трансляция опыта педагогов города: Светланы Георгиевны Козловой, учителя биологии и географии СОШ №2, Татьяны Владимировны Бовдуй, учителя биологии СОШ №13 по вопросам экологического воспитания; Натальи Николаевны Солодковой заместителя директора СОШ №2 на вебинаре «Апробация электронных журналов».
- дальнейшее развитие получила тьюторская практика, в городе подготовлены и работают из числа педагогов 23 тьютора.
- В целях повышения квалификации педагогов города используются возможности Высшей школы и учреждений дополнительного образования;
ежегодно организуются семинары, практикумы, курсовые мероприятия с участием преподавателей ВГСХА, ВЛГАФКиС, Псков ГУ. Учителя немецкого языка ежегодно участвуют в семинарах Немецкого Культурного Центра имени Гёте (г.Санкт-Петербург). В октябре 2011 года в городе Великие Луки на базе отдела иностранной литературы городской библиотеки имени М.И.Семевского открылся центр учебной литературы Немецкого Института имени Гёте (руководитель центра Н.М.Писюкова, учитель немецкого языка гимназии, руководитель ГМО учителей немецкого языка).
ДХШ им. А.А.Большакова в течение учебного года проводят тематические семинары, мастер-классы для учителей изобразительного искусства школ города. Педагоги дополнительного образования ДДТ им.А.Матросова организовывают обучающие семинары и мастер-классы для учителей технологии, педагогов – хореографов. Творческие мастерские для учителей технологии и дополнительного образования проводят педагоги ЦДЮТТ.
- в городе используется такая форма повышения квалификации как выездные семинары, которые организуются с целью обучения, просветительства, обмена передовым опытом, развития коммуникативных компетентностей. В этом году была организована образовательная поездка для руководителей образовательных учреждений города и специалистов Управления образования в Санкт-Петербург, в рамках которой состоялся интересный содержательный семинар, организованный Санкт-Петербургской общественной организацией «Содействие деятельности образовательных учреждений».
В конце учебного года руководители образовательных учреждений во главе начальника Управления образования приняли участие в поездке в Германию, в ходе которой был проведён Международный семинар по обмену опытом в области структуры и содержания системы образования, методов и инновационных технологий управления образовательным учреждением в условиях межкультурной интеграции в рамках Германско - Российского Года образования, науки и инноваций.
Поддержка личностной позиции педагога в профессиональной деятельности, стимулирование и поощрение результативности педагогического труда - являются важными условиями для стремления учителя к постоянному профессиональному самосовершенствованию и росту.
Мы гордимся нашими педагогами!
В конкурсе «Лучшие учителя» приоритетного национального проекта «Образование» за высокие достижения в педагогической деятельности и общественное признание победителями за шесть лет стали 14 педагогов. В 2012 году обладателями областной премии стали: учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 10» Федосеева Ольга Васильевна и учитель биологии МБОУ «Средняя школа № 6» Яценко Светлана Николаевна.
Важным аспектом кадровой политики в сфере образования является стимулирование педагогов к участию в конкурсах, конференциях, семинарах.
Наиболее значимым конкурсом для всех педагогических работников остается конкурс профессионального мастерства. Победителем областного конкурса «Учитель физической культуры - 2012» стала Брыль Дарья Александровна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9».
На областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог 2012» успешно выступила Иофик Юлия Владимировна, педагог-психолог школы №6, по итогам конкурса она награждена дипломом Лауреата.
Городской общественный конкурс «Воспитатель года -2012» в очередной раз стал одним из ярких профессиональных праздников в жизни Великолукского образования и проходил в рамках Года детской книги. В этом учебном году в городском конкурсе «Воспитатель года -2012» приняли участие 16 педагогов из 12 дошкольных учреждений (МБДОУ № 1, 3, 13, 14, 19, 20, 22, 23, 23, 25, 26, МКДОУ № 11). По результатам интернет - голосования в финал вышли педагоги пяти дошкольных образовательных учреждений (№1, 3, 9, 25, 26). Воспитатель Детского сада № 25 Алена Юрьевна Константинова приняла участие в финале областного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2012».
При поддержке Администрации города третий год в городе проводится общественный конкурс на получение муниципальной награды «Просветитель». За высокие достижения, эффективность педагогического труда и активную гражданскую позицию победителю вручается премия – 50000 рублей.
В этом году обладателями муниципальной награды «Просветитель» стали: Орлов Владимир Викторович, учитель истории и краеведения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5, Заслуженный учитель РФ, и Риссамакина Ирина Анатольевна, воспитатель валеологии МБДОУ «Детский сад №26».
Позитивный опыт работы педагогов находит распространение на региональных и Всероссийских конференциях, педагогических чтениях, семинарах.
На Всероссийском съезде учителей географии в Москве город Великие Луки представляла Новикова Наталья Николаевна, учитель СОШ №9, руководитель городского методического объединения учителей географии.
Великолукские педагоги стали одними из первых в России участниками Общероссийского проекта «Школа цифрового века» разработанного в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы. В работе проекта «Школа цифрового века» приняли участие и получили сертификаты 46 % педагогов города. Наиболее активными участники проекта стали школы №2,5,7,9, Лицей №11.
Проблемные вопросы реализации направления:
- проблемным остаётся вопрос обновления кадрового состава образовательных учреждений с точки зрения притока молодых специалистов (ежегодно только около 1,3%).
- пока недостаточно действует на муниципальном уровне система социальной поддержки молодых специалистов (материальная помощь, жильё).
- продолжает оставаться нерешённой проблема по введению и созданию автоматизированной системы мониторинга деятельности педагогов в межаттестационный период.
|