Совершенствование механизма управления качеством образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: формирование условий и достижение результатов»
Современный период характеризуется значительными перестройками всей системы образования. Это связано с новой концепцией социально-экономического развития страны. С одной стороны, государство обязывает образование способствовать развитию инновационной экономики, с другой – общество накладывает на образовательную систему функции «социального лифта».
Функционирование и развитие образовательной системы города осуществляется в условиях системных инновационных процессов, происходящих в России. В ряде основных стратегических документов – концепции 2020, приоритетного национального Проекта «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» представлены главные ориентиры и пути достижения необходимого уровня качества современного образования. В настоящий момент Псковская область, в том числе и город Великие Луки участвуют в выполнении задачи, которая была сформулирована на уровне правительства страны: обеспечить следующий этап модернизации системы общего образования на территории области. Администрацией Псковской области разработан Комплекс мер по модернизации общего образования (КММО), которые нам предстоит реализовывать совместными усилиями в наступающем учебном году.
Деятельность Великолукского образования в 2011-2012 учебном году также была направлена на реализацию основной цели государственной и муниципальной политики в сфере образования – создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего его доступность, качество и эффективность, воспитание нравственных ценностей, гражданственности, патриотизма. А ключевыми механизмами реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обеспечение качества образования в муниципалитете «город Великие Луки» стали проектные и программные методы работы.
Сегодня система муниципального образования города Великие Луки характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, расширением самостоятельности учреждений, изменением школьной инфраструктуры, совершенствованием содержания образования и технологий обучения. Цифровой характер управления, отчетности и мониторинга – необходимые элементы системы изменений.
Сегодня я предлагаю сделать акцент на тех направлениях, проектах и программах Великолукского образования, обеспечивающих доступность, качество и эффективность деятельности образовательных учреждений нашего города.
Эпиграфом к сегодняшней конференции я решила взять слова Р. Киплинга: «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае, оно совершенно бесполезно». Я думаю, что это высказывание в полной мере раскрывает тему нашей сегодняшней конференции.
Важным показателем состояния системы образования является обеспечение доступности качественного образования и степень развития сети образовательных учреждений. Сегодня система образования города – сеть образовательных учреждений, образовательные стандарты, образовательные программы, ресурсное обеспечение — кадровое, методическое, материальное, финансовое, сотрудничество с другими социальными отраслями, управление.
Система муниципального общего образования города Великие Луки представлена 47 образовательными учреждениями разных типов и видов:
16 общеобразовательных учреждений, из них 3 лицея, гимназия, вечерняя школа - Центр образования;
5 учреждений дополнительного образования детей; В 2011 году в целях оптимизации деятельности муниципальных учреждений и рационального расходования бюджетных средств на основании Постановления Администрации города Великие Луки произошла реорганизация МОУДОД «ДЮСШ №4» путем присоединения к МОУДОД «ДЮСШ «Центр Единоборств», являющемся подведомственным учреждением Комитета по молодежной политике и спорту Администрации города Великие Луки.
26 дошкольных образовательных учреждений.
На сегодняшний день в ДОУ города воспитывается и обучается 4620 воспитанников, в том числе 1298 детей раннего возраста. В целях обеспечения равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу функционируют 7 дошкольных отделений при муниципальных общеобразовательных школах, что позволило охватить 314 детей дошкольного возраста. Общее количество детей, охваченных дошкольным образованием, составляет 96% детей.
Несмотря на достаточно высокий показатель охвата детей дошкольными учреждениями и снятия социальной напряженности в данном вопросе, потребность предоставления мест в ДОУ по микрорайонам для населения полностью не закрыта. На 01.06.2012 г. в базе данных Управления образования на получение места в детском саду зарегистрированы 2239 ребёнка, в том числе 1520 детей до 1,5 лет. В целях ликвидации проблемы обеспечения местами в ДОУ приоритетным направлением деятельности стало обеспечение доступности дошкольного образования через наращивание мощности сети муниципальных дошкольных учреждений, а также дальнейшее развитие альтернативных форм дошкольного образования. Были приняты следующие меры:
- увеличение количества мест в существующих детских садах за счёт рационального использования помещений (открыта группа в МБДОУ «Детский сад № 23»);
- реконструкция помещений под дошкольные образовательные учреждения (открыта 1 группа на 20 мест для детей раннего и дошкольного возраста в реконструируемых помещениях, находящихся в непосредственной территориальной близости от функционирующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №17);
- введен в эксплуатацию после капитального ремонта второй корпус МБДОУ «Детский сад №19» на 80 мест, расположенный по адресу: ул. Л. Чайкиной, д. 14;
- обеспечено функционирование 2 групп кратковременного пребывания детей в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 25» (Центр Монтессори) (30 мест), одна группа кратковременного пребывания в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17» (15 мест).
- поддерживается деятельность негосударственных (частных) дошкольных организаций: Детский центр раннего развития и творчества «Муравейник», MaMa-Club школа для будущих и состоявшихся родителей.
В системе образования созданы условия для обеспечения конституционных прав горожан на получение обязательного бесплатного общего образования независимо от социального статуса и места проживания детей. Общеобразовательные учреждения города отличаются разнообразием видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых методик обучения и воспитания, основу которых составляют проблемы развития личности. Учащимся и родителям предоставляется право выбора форм получения образования, профиля образования, программ. Школьники, нуждающиеся в социальной и педагогической реабилитации, могут получить образование в специализированных классах. В 2011-2012 учебном году в городе продолжилась работа по совершенствованию комплекса мер, направленных на обеспечение государственных гарантий доступности качественного общего образования:
- в 2011-2012 учебном году численность обучающихся школ города выросла на 352 человек и составила 9368 школьников, в том числе 240 – в вечерней школе «Центр образования». Большая часть муниципальных общеобразовательных учреждений - средние общеобразовательные школы 11 (72,2% обучающихся), охват обучающихся лицейским и гимназическим образованием в городе составляет 27,8%. Удельный вес школьников, обучающихся во второй смене в текущем году составляет 9,8%. Количество учащихся в школах в течение последних трех лет стабильно. На фоне общей стабильности наблюдается ежегодное увеличение количества первоклассников (с 943 человек в 2008 до 1050 в 2012-2013 учебном году).
- 8 общеобразовательных учреждений осуществляли предпрофильную подготовку учащихся 9 классов и профильное обучение в 10-11 классах, всего профильным обучением охвачено – 30% обучающихся 9-11классов. Тенденция к получению высшего профессионального образования выпускников города стабильно высокая: 85,6% выпускников 2011г. продолжают образование в учреждениях высшего профессионального. В течение последних 5 лет наблюдается постоянный рост поступления выпускников города в ВУЗы, как на бюджетной, так и на коммерческой основе. В 2011 году процент поступления выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений в ВУЗы увеличился на 4% по сравнению с 2010 годом и на 9% - по сравнению с 2009г;
наиболее высокий процент поступления выпускников в высшие учебные заведения отмечается в:
- МОУ «Гимназия» им. С.В.Ковалевской – 100%
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» - 97%
- МОУ «Лицей №11» - 94,7%
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» - 87,9%
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» - 87,8%
- по запросам родителей в 15 общеобразовательных учреждениях действовали группы продленного дня, количество детей в них составляет 19,5 % от общего числа обучающихся;
- в целях обеспечения успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время в городе существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида – ДОУ №2 (для детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями), ДОУ №5 – для детей с аллергической патологией, ДОУ №11 (для тубинфицированных детей), МБДОУ №26 (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата), в ДОУ 3 и 12 действуют группы для детей с задержкой психического развития. В дошкольных учреждениях стабильно функционируют 55 специализированных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии различной коррекционной направленности.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями организовано в 4-х образовательных учреждениях города (СОШ №1, СОШ №2, СОШ №6, СОШ №9), в которых действовало 11 специальных (коррекционных) классов-комплектов, общий охват детей данной категории остается стабильным и составляет 1,4% от общей численности учащихся.
- для 1,4% детей, проходящих длительное лечение в учреждениях здравоохранения города действует Школа при больнице, организованная на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
По статистическим данным, в городе количество детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях – 102 человек, из них обучающихся на дому – 40. В МДОУ – 20 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
- С 2011 года муниципальная система образования принимает участие в реализации пилотного Проекта «Организация дистанционного образования детей-инвалидов». В 2011-2012 учебном году 20 детям-инвалидам, обучающимся индивидуально на дому, предоставлена возможность получения дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий.
- Для обеспечения безбарьерной среды и создания необходимых условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях в 2012 году два образовательных учреждения МАОУ Лицей № 11 и МБОУ Педагогический лицей включились в Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда на 2011 – 2015 годы», в этом учебном году расширится состав участников Целевой программы, в проект включаются СОШ №7 и СОШ №13;
- в целях обеспечения условий доступности общего образования в 3 школах города реализуется обучение в форме экстерната и охватывает 0,4% школьников;
- дети «группы риска» продолжают свое образование в 7-9 классах педагогической поддержки в вечерней (сменной) школе МБОУ «Центр образования»;
- в целях реализации права осужденных лиц, отбывающих наказание в ФБУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области на получение образования, а также в целях организации обучения несовершеннолетних, находящихся под следствием в ФБУ ИЗ-60/2УФСИН России по Псковской области, в МБОУ «Центр образования» действовали группы заочной формы обучения для 109 обучающихся;
- в системе дополнительного образования детей г.Великие Луки реализуются программы по широкому спектру направлений детского творчества: техническое, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное, художественное, культурологическое творчество. в 5-ти муниципальных учреждениях дополнительного образования детей занималось 6878 (70%) обучающихся (в 2011г. – 77,5%).
Существующая сеть образовательных учреждений города стремится максимально удовлетворять изменяющиеся потребности населения и в полной мере обеспечивает доступное, качественное образование Великолучанам. Сегодня сеть муниципальных образовательных учреждений является базой для внедрения современных образовательных стандартов, реализации инициатив «Наша новая школа».
В системе работы образования г.Великие Луки на протяжении многих лет отрабатывались и показали свою жизнеспособность многие проекты, успешно реализовывались целевые программы. Именно поэтому ключевыми механизмами реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обеспечения эффективности и качества в муниципальном образовании стали проектные и программные методы работы по направлениям:
введение ФГОС второго поколения,
проектно – инновационная деятельность,
профильное обучению и индивидуализация учебного процесса,
формированию базовых компетентностей педагогов,
информатизация
здоровьесбережение
совершенствование инфраструктуры.
|