ХАРАКТЕРИСТИКА
воспитателя муниципального дошкольного
образовательного учреждения « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития второй категории № 9 «Звездочка»
РУМЯНЦЕВОЙ ТАТЬЯНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
Румянцева Т.А. 1960 года рождения, образование высшее техническое (Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина), педагогический класс, общий стаж работы 24 года, педагогический – 17 лет. Педагог высшей категории.
Румянцеву Татьяну Анатольевну отличает высокий профессионализм, мастерство, ответственность. Работая по программе «Детство», Румянцева Т.А. зарекомендовала себя увлеченным любимым делом воспитателем. На занятиях она применяет современные педагогические методы: личностно-ориентированные, исследовательские, проблемно-игровые. Система работы Татьяны Анатольевны отличается четкостью, логичностью. Отбор материала для занятий идет с учетом интересов и индивидуальных особенностей воспитанников.
Глубина знаний достигается педагогом путем развития творческих способностей детей. На основе наблюдений и многолетнего опыта работы, с учетом актуальности проблемы Татьяной Анатольевной был разработан эксперимент по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».
Целью эксперимента было обозначено: выявление и обоснование педагогических условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности; формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Румянцева Т.А. определила следующие задачи эксперимента:
1. Изучить и проанализировать научно- теоретические материалы, посвященные проблеме развития творческих способностей дошкольников.
2. С помощью диагностики определить уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности.
3. Выявить педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
4. Разработать проект, способствующий решению задач развития творческой активности детей.
5. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент включал три этапа.
Первый этап (май- сентябрь 2009) – констатирующий:
- анализ научной литературы по проблеме;
- проведение диагностики творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики показали необходимость проведения целенаправленной и систематической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста различными нетрадиционными методами и приемами.
Второй этап (октябрь 2009- февраль 2010г.) – формирующий эксперимент:
- выявление условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности;
- разработка перспективных планов работы с детьми и родителями по развитию творчества;
- участие в выставках и конкурсах, разработка блока развлекательно- обучающих мероприятий.
Для решения задач эксперимента педагогом разработано перспективное планирование изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в форме блоков:
1. «Красота в природе», которая включила занятия: «Зима в произведениях русских живописцев» - рассматривание репродукций; «Зимушка- зима» - техника «свеча и акварель»; «Зимняя сказка» - бумажная пластика.
2. «Красота вокруг нас», включающий занятия: «Знакомство с творчеством художников- анималистов», организация выставки «Мисс - Кисс» -рисование с помощью приема «тампонирование», «Наши игрушки – пушистые зверушки» рисование с помощью приема «оттиск пробкой», «Волшебные пятна» рисование в технике монотипия предметная.
3. «Красота в искусстве», включающий занятия: «Иван – царевич и серый волк», «Аленушка»- беседа по творчеству В.Васнецова; серию занятий «Придумываем и рисуем сказку»-на основе русских народных сказок: «Курочка Ряба на новый лад», «Теремок»; «Моя семья», «Проектируем перекресток» - макет перекрестка, коллективная работа.
4. «Красоту творим мы», включающий занятия «Сегодня мы волшебники» - «кляксография»; «Осьминожки»- рисование ладошками-палитрами и техникой «набрызг»; «Космическое пространство»- техника «набрызг, акварельные мелки, гуашь, разноцветные мыльные пузыри», «Цветущая весна».
5. «Красота в жизни» включающий занятия: «В подарок маме мимоза» аппликация техникой «тычкования», «Женский образ», «Красота моря» рисование восковыми мелками, акварельными мелками, «Таинственный остров».
Все блоки распределены на учебный год, взаимосвязаны и дополняют друг друга.
По этой же теме проводится кружковая работа «Чудесная мастерская». Для успешного проведения этого вида деятельности в группе создан уголок творчества, оснащенный всем необходимым для реализации детского воображения: краски, карандаши, различные виды бумаги, клей, ножницы, пластилин, лекала и т.д., в нем представлены репродукции картин, портреты художников, книги об искусстве. В группе есть «полочки красоты», где выставлены детские работы.
Занятия, проведенные в нетрадиционной форме, пробуждают любознательность, желание узнать больше, умение размышлять, анализировать, для более полного решения этой задачи Татьяной Анатольевной отдельно выделена такая форма работы как «развлечение с обучением», где представлены следующие мероприятия: «Математический КВН», викторина «Не шути с огнем», «Путешествие по временам года», «Правила дорожного движения», «Зимушка - зима».
В группе открылась «Школа Винни - Пуха», на уроках которой воспитанники Татьяны Анатольевны с удовольствием учились словотворчеству и веселому сочинительству. Результаты такой работы красочно оформлялись и представлялись на внутрисадовых выставках.
По теме «Развитие творческих способностей» проводится большая работа с родителями. Родители активно участвуют в оформлении стендов, атрибутов к играм, поздравительных стенгазет, в различных конкурсах и выставках.
Работы детей и родителей под руководством педагога, представлявшиеся на городские выставки, неоднократно отмечались и награждались грамотами и дипломами:
- за активное участие в городском этапе областного конкурса поделок среди воспитанников детских садов «Мы по улице идем»;
- за третье место в конкурсе детского рисунка посвященного Дню матери в номинации «Родные лица» руководитель: Румянцева Т.А.;
- за участие в отборочном туре городских спортивных соревнований среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Юные олимпионики»;
- за 1 и 3 места в общебанковском конкурсе детского рисунка «Мой сосед – Москомприватбанк»;
- призовые места за участие в выставке–конкурсе «Сбережем зеленую ель»;
- за активное участие в выставке изделий народного творчества, посвященной празднику Пасхи.
- воспитанница Румянцевой Т.А. Степанова Полина дипломант второй степени конкурса вокалистов «Салют, Победа» муниципального гражданско-патриотического проекта «Внуки героев Победы», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
На базе группы № 6 под руководством Румянцевой Т.А.родился семейный клуб «Радуга», который работает и в настоящее время. Татьяной Анатольевной создан подробный перспективный план работы семейного клуба, где решается основная задача: привлечь родителей к воспитанию и творческому развитию детей, поделиться своим опытом и приобрести новый. Вниманию родителей группы предлагались открытые мероприятия: «Гроздья рябины на моей картине», «Дворовая сказка», родительские собрания в нетрадиционной форме: «Мы ищем таланты», «Открытие клуба сообразительных и любознательных непосед», «Театр мод «ОЧАРОВАШКИ»», «Безопасность на улицах города».
Очень продуктивно развивается творческая активность детей в театрально- музыкальной деятельности. Под руководством воспитателя дети группы № 6 представляли вниманию юной и взрослой публики детского сада свои творческие проекты: «Цветочная фантазия», «Осенние сестрички».
Для демонстрации успехов детей регулярно организуются оригинальные фотовыставки.
Третий этап (февраль- март 2010г.) – контрольный:
- определение уровней сформированности творческой активности детей;
- анализ и обобщение результатов эксперимента, формулирование выводов.
Педагог провела сравнительный анализ первого и последнего этапов эксперимента, выявила положительную динамику развития творческой активности детей, сделала выводы, что успешное развитие творческих способностей детей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Созданные педагогические условия развития творческой активности обеспечили качественные изменения в структуре личности каждого ребенка. Дети стали более общительными, улучшилось качество речи, повысился уровень эмоционально-оценочного отношения к действительности, познавательной и творческой активности, оригинальности творческих проявлений, отзывчивости на окружающие события, изменился характер взаимоотношений детей.
В настоящее время педагог работает с детьми второй младшей группы, продолжает изучение темы детской креативности в тесном контакте с родителями. Продолжает работу семейный клуб «Радуга» согласно новому, очень насыщенному плану. При этом используются нетрадиционные формы работы: практическое консультирование родителей «Таланты на кончиках пальцев», «Развитие мелкой моторики рук», мастер – класс «Оригинальные рамки для детских рисунков», «Мастерская деда Мороза», конкурс: «Очень умелые ручки», родительские собрания: «Давайте познакомимся», «Разноцветный мир», участие родителей в детских утренниках.
Татьяна Анатольевна в своей работе с детьми 3-4 лет использует театрально- музыкальную деятельность как средство творческого развития детей. Дети с удовольствием участвуют в мини-спектаклях: «Как Дед Мороз зайчику помог», «Репка», «Весенняя сказка». В периоды каникул дети активно развлекаются: «Встреча с Мойдодыром», «Ждет нас сказка». В группе часто организовываются фотовыставки: «К дню дошкольного работника», «С днем матери», «Малыши - крепыши», « К дню защитника отечества», «Букет цветов для мамочки».
Деятельность педагога доказывает гипотезу: творчество должно приносить радость всем: и детям, и взрослым. И неважно, кто они, наши воспитанники- вундеркинды или просто дети.
Татьяна Анатольевна и сама творческий педагог: умеет хорошо рисовать, обладает художественным вкусом, что видно в оформлении группы и помещений детского сада. Идеи оформления развивающих зон, интерьеров помещений активно перенимаются молодыми педагогами.
Румянцева Т.А. принимает активное участие в работе педсоветов, семинаров, консультаций. На педсовете «Нетрадиционные формы работы с родителями» поделилась опытом работы, идеями ее организации. На семинарах «Математическое развитие детей дошкольного возраста», «Развиваем мелкую моторику» дала практические рекомендации, применяемые в данном виде деятельности. Провела консультации «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги», «Дидактические игры по формированию пространственных представлений, развитию памяти, воображения, мелкой моторики рук, навыков различения формы и цвета у младших дошкольников», «Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности». Румянцева Т.А. регулярно оказывает методическую помощь молодым педагогам.
Татьяну Анатольевну характеризует образованность, интеллигентность, высокая степень педагогической культуры. Педагог уважает мнение коллег, пользуется авторитетом в коллективе.
Воспитатель постоянно повышает свою квалификацию на курсах ПОИПКРО: «Психическое здоровье детей», «Эмоциональное выгорание педагогов и пути его предупреждения», «Педагогическая поддержка» и занимается самообразованием. Имеет грамоту от Управления образования Администрации города Великие Луки за добросовестный труд, грамоту МДОУ «Детский сад №9» за преданность профессии и творческий подход к воспитанию детей.
Кандидатура Румянцевой Т.А. рекомендована для участия в конкурсе на награждение муниципальной наградой «Просветитель» Советом МДОУ, протокол № 7 от 16.06.2011 года.
И.о.заведующей МДОУ «Детский сад № 9» Е.Ф.Иванова
|