Презентация программы "Дополнительное образование детей: критерии качества" прошла сегодня в РИА Новости. Разработчики представили проект, построенный с использованием социально-инжиниринговых решений. Модель независимой оценки представляет собой экспертизу, которая должна оценить, соответствуют ли учебные заведения и их программы установленным требованиям, а именно: гарантируют ли они равноправие каждому ребенку и подростку в достижении целей, могут ли приобретенные навыки помочь ему в будущем и стимулировать его личностный рост.Новая технология предполагает существенно сократить время сбора информации, поскольку будет создана разветвленная сеть автоматизированных систем, адаптированных под территориальные особенности. А за счет жесткой регламентации и публикации всех возможных критериев предлагается сделать методику максимально прозрачной и понятной.
Выделено несколько форм проведения экспертной оценки:
- рецензия, которая подразумевает просто описание специалистом организации;
- консультирование как предоставление независимых советов;
- мониторинг как длительное наблюдение и последующую оценку;
- проект, который подразумевает обработку информации и предложение путей решения определенных проблем.
Неоднократно подчеркивалось, что важную роль в независимой оценке играет общественное мнение. Таким образом, в проект вводится популярная сегодня тема "общественного запроса", который должен в равной мере участвовать в формировании молодых граждан.
Валентина Березина, заместитель директора по стратегическому развитию ФГБНУ «ЦПВиСППДМ», посетовала, что системе дополнительного образования в новом качестве всего двадцать лет, и неких оценок для дополнительного образования не существует, в отличие от школы, где система отслеживания качества образования устоялась - существуют ФГОСы, КИМы, ЕГЭ, аттестаты. Более того, московский регистр качества образования вообще не выделяет его в отдельную категорию. Пока создан только Банк данных образовательных программ, который, как надеется спикер, станет некой координирующей площадкой.
Елена Болотникова, научный руководитель экспериментальной площадки "Мониторинг оценки качества образовательных услуг в УДОД", которая последние две недели проводила апробацию проекта, заметила, что система оценки пытается охватить прямо противоположные критерии. С одной стороны, мы пытаемся создать систему, которая будет охватывать всех, но организации очень разные. Как сравнить, кто успешнее - театр моды или клуб друзей животных? С другой стороны, одна и та же программа, реализуемая из года в год, должна обслуживать разных детей, с разными способностями и разной мотивацией. Что в таком случае считать успехом?
Виктор Голованов, главный научный сотрудник ФГНУ "Институт психолого-педагогических проблем детства" РАО, утверждает, что государство до сих про не сформулировало четкого заказа дополнительному образованию, а не прописав ясный запрос, сложно что-то от него требовать. Тем более, что как бы не было детоцентрично дополнительное образование, ребенок идет "на педагога" и "на программу", и, если нет четкого требования к результатам занятий, очень сложно выстроить ожидаемые отношения. И вообще, надо ли требовать от дополнительного образования столь четкой формализации и администрирования?
Учительская газета
Фото автора