182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:
   

9.9.2011
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

(«Вестник образования», № 21, 2007)

На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 3.2) образовательное учреждение несет ответственность за «реали¬зацию не в полном объеме образовательных программ в со¬ответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников». К компетенции об¬разовательного учреждения относится «осуществление текуще¬го контроля успеваемости и промежуточной аттестации обуча¬ющихся образовательного учреждения...» (ст. 32, п. 2.16).

Классный журнал является государственным документом, отражающим этапы и результаты фактического усвоения учеб¬ных программ обучающимися.

Классный журнал, а также журналы индивидуальных и груп¬повых занятий, журналы для факультативных занятий, журналы для надомного обучения, журналы учета пропущенных и замещенных уроков, журналы группы продленного дня, журналы факультативных занятий, журналы учета кружковой работы явля¬ются финансовыми документами, в которых фиксируется фак¬тически проработанное время, поэтому заполнение журналов заранее не допускается.

Директор общеобразовательного учреждения и заместитель директора по УВР обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения.

I. Общие рекомендации.

1. Классный журнал рассчитан на один учебный год. В об¬разовательных учреждениях используются три вида классных журналов: для 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов. Жур¬налы параллельных классов нумеруются литерами (5 «А» класс).

2. Журналы хранятся в образовательном учреждении в тече¬ние 5 лет, после чего из журнала изымаются страницы со свод¬ными данными успеваемости и перевода обучающихся данного класса. Сформированные за год дела (сброшюрованные) хра¬нятся в образовательном учреждении не менее 25 лет1.

3. При распределении страниц журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по предметам следует руко¬водствоваться примерными нормами:

1 час в неделю - 2 страницы,

2 часа в неделю - 4 страницы,

3 часа в неделю - 5 страниц,

4 часа в неделю - 7страниц,

5 часов в неделю - 8 страниц,

6 часов в неделю - 9 страниц.

4. Номенклатура предметов в журнале и количество недель¬ных часов на их освоение должны соответствовать перечню предметов учебного плана на текущий год, утвержденного ди¬ректором образовательного учреждения и согласованного с окружным методическим центром.

5. Название предметов пишется со строчной (маленькой) буквы. Дата проведения урока указывается арабскими цифрами (09.12).

6. Страницы «Показатели физической подготовленности обу¬чающихся» заполняются учителем физкультуры.

7. «Листок здоровья» заполняется медицинским работни¬ком образовательного учреждения.

8. «Замечания по ведению классного журнала» заполняют¬ся заместителем директора по УВР и директором общеобразо¬вательного учреждения.

9. В классном журнале записываются только предметы ин¬вариантной части учебного плана (входящие в обязательную учебную нагрузку и стоящие в расписании первой половины дня). Факультативы, элективные курсы, индивидуальные заня¬тия, проводимые во второй половине дня, записываются в отдельных журналах. Не рекомендуется записывать в клас¬сном журнале темы классных часов, занятий по ПДД и других занятий вне учебного плана (даже при внесении записи «без оплаты»).

10. При проведении сдвоенных уроков делается запись да¬ты и названия темы каждого урока.

11. Отметки по письменным работам выставляются в графе того дня, когда проводилась работа. Если в течение урока выставлено более одной отметки, то они выставляются рядом в одну клеточку (не через дробь).

12. Отметки за четверть, триместр, полугодие выставляют¬ся после записи о проведении последнего урока по данному предмету.

13. Замена уроков должна осуществляться, как правило, учителем той же специальности. В этом случае учитель обязан записать содержание занятия в графе того урока, который он заменял. Справа делается отметка «замена» и подпись учителя, осуществившего замену. Если в силу объективных причин за¬мена осуществляется путем проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делает запись «замена урока истории» и подпись.

14. Журналы оформляются синими (фиолетовыми) черни¬лами, без подчисток; запрещается использование штриха для замазывания неверных записей; исправление неправильно выставленных отметок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей отметки и выставления рядом но¬вой. При этом в конце данной страницы журнала делается со-ответствующая запись, например: «Отметка Иванову Петру за 09.12 исправлена на «4» (хорошо)», далее - подпись учителя и печать учреждения. Не допускается использование записей ка¬рандашом.

15. Фамилия и имя (полное) ученика записываются в алфа¬витном порядке.

16. Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

II. Содержание образования и система оценивания результатов учебных достижений обучающихся в основной и средней школе.

Классный журнал отражает реализацию индивидуальной образовательной программы государственного образователь¬ного учреждения в соответствии с его статусом, утвержденным учебным планом. Номенклатура предметов в ГОУ должна соот¬ветствовать рекомендациям Московского регионального базис¬ного учебного плана, а также отражать статус образовательно¬го учреждения в соответствии с Типовым положением и Уста¬вом.

Количественные отметки за уровень освоения учебных про¬грамм выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе образовательного учреждения балльной системой оценивания. Как правило, это «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетво¬рительно, «4» - хорошо и «5» - отлично. Образовательное уч¬реждение вправе разработать и закрепить в Уставе иную шкалу оценивания5. Использование других, произвольных знаков в журналах («4-», «3+» и т.д.), если они не предусмотрены Ус¬тавом, не допускается. При выставлении отметок по итогам четверти (триместра), полугодия Окружной методический центр предлагает руководствоваться следующими общими количе¬ственными нормами: не менее трех отметок в четверти (триме¬стре) и не менее пяти в полугодии. Критерии оценивания учи¬тель вправе разрабатывать самостоятельно6 с учетом требова¬ний стандарта образования, рекомендаций методических структур, но эти критерии должны быть сформулированы, от¬крыты, известны обучающимся и их родителям (во избежание конфликтных ситуаций, источником которых часто является именно непонимание системы оценивания, чувство несправед¬ливости).

III. Ответственность педагогических и руководящих работников за ведение классного журнала

Ведение классного журнала обязательно для каждого об¬щеобразовательного учреждения ( для каждого учителя, класс¬ного руководителя).

Директор общеобразовательного учреждения:

• отвечает перед вышестоящими органами управления образованием за правильность оформления журналов, их сохранность;

• обеспечивает необходимое количество классных журна¬лов, их хранение, систематический контроль за правиль¬ностью их ведения;

• выполняет другие обязанности в соответствии с должно¬стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Заместитель директора по УВР:

• осуществляет непосредственное руководство системой ра¬боты в образовательном учреждении по ведению класс¬ных журналов и всех других видов используемых журналов;

• проводит инструктивные совещания по заполнению класс¬ных журналов обязательно перед началом учебного года и в течение года - по необходимости;

• осуществляет систематический (не реже двух раз в чет¬верть) контроль за правильностью оформления журна¬лов в соответствии с планом ВШК, внося соответствую¬щие записи на страницу замечаний, отмечает устране¬ние выявленных нарушений;

• обеспечивает качественную замену уроков в случае от¬сутствия учителя;

• ведет журнал замены уроков, заполняет табель;

• выполняет другие обязанности в соответствии с должно¬стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Учитель:

• записывает дату (арабскими цифрами, например 30.09), тему каждого урока и домашнее задание (учитель запи¬сывает содержание задания и характер его выполнения, страницу, номера задач или упражнений); объем и сте¬пень сложности задания для обучающегося на каждый учебный день должны соответствовать в части среднего количества времени, необходимого на их выполнение, требованиям СанПиН для данной возрастной группы)9;

• регулярно отражает в журнале результаты проверок зна¬ний обучающихся, в том числе проведенных в форме лабораторных, контрольных, самостоятельных работ -в соответствии с требованиями программы;

• выставляет отметки по итогам четверти (триместра), полугодия, года после проведения последнего урока в отчетном периоде;

• отмечает посещаемость обучающихся на каждом своем уроке (в случае отсутствия ученика ставится «н»);

• выполняет другие обязанности в соответствии с должно¬стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Классный руководитель:

• оформляет журнал на начало учебного года (номенкла¬тура предметов, списки учащихся, ФИО преподавателей (полностью), общие сведения об обучающемся, сведе¬ния о количестве уроков, пропущенных обучающимися, сведения об участии обучающихся в кружках, факульта¬тивных занятиях и других дополнительных занятиях);

Рекомендации по отдельным предметам

Русский язык и литература

Количество контрольных сочинений по литературе в 10-11 классах (из них не менее 50% - классных).

10 класс - 6;

11 класс - 7 (6 + 1 предэкзаменационное).

Примечания:

1. За диктант с грамматическим заданием выставляются в жур¬нал две оценки в одну клетку.

2. За изложение или сочинение по русскому языку выставляют¬ся в журнал две оценки в одну клетку на странице «Русский язык».

3. Оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание - на странице «Литература», за грамотность - на странице «Русский язык» (в дополнительный стол¬бик с указанием «Сочинение»).

Тема урока записывается в журнал по факту проведения занятия в соответствии с календарно-тематическим планирова¬нием учителя, составленным на основе нормативных докумен¬тов Министерства образования Российской Федерации.

Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке.

• Физика (по рекомендации МИОО предлагаются следую¬щие примерные нормы контрольных и лабораторных работ).

• Иностранные языки

1. Все записи в журнале должны быть на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык.

2. В журнале должны быть отражены каждый новый раздел, каждая новая тема в рамках раздела, основные развивающие задачи данного урока по видам речевой деятельности. Также следует вести подробную запись содержания уроков повторе¬ния.

3. Контрольных работ должно быть не менее трех в четверти по различным видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование).

4. Оценки за контрольные и проверочные работы должны выставляться в колонку, и виды работы, и ее содержание дол¬жны быть отражены в журнале.

5. В соответствующем разделе журнала должно быть отра¬жено содержание домашнего задания с указанием страницы и номеров упражнений, если есть дополнительный источник, то также указать и его.

6. Если ведется несколько журналов по иностранным язы¬кам, они хранятся вместе с основным журналом; классный ру¬ководитель регулярно (раз в четверть) вносит итоговые отмет¬ки в сводную ведомость.

• География.

Практические работы - неотъемлемая часть процесса обу¬чения географии, выполнение которых способствует формиро¬ванию географических умений в ходе их выполнения.

Учитель имеет право выбирать количество и характер прак¬тических работ для достижения планируемых результатов. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагруз¬ки, особенности школы, класса.

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.

Это связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью по¬знавательного учебного процесса.

В журнале учитель записывает лишь отдельные практичес¬кие работы по своему усмотрению.

По предмету «География» контрольных работ не предусмот¬рено, имеют место только практические работы, зачетные ра¬боты и проверочные тесты.

• Основы безопасности жизнедеятельности .

- Курс ОБЖ с 5 по 9 класс может вестись интегрированно с другими предметами (биология, физическая культура, технология, химия, география). В этом случае на страни¬це основного предмета в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного курса ря¬дом с записью темы урока делается отметка «интегр. ОБЖ» - 34 часа, а на отдельной странице журнала (без оплаты) записывается: предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ФИО всех учителей, ведущих дан¬ный курс интегрированно, тема, отмечается посещаемость, выставляются текущие и итоговая (за год) отметки.

- Если интеграция осуществлялась несколькими препода¬вателями, то итоговую отметку на основании текущих может выставить классный руководитель - по решению педсовета.

- В 10-11 классах ОБЖ ведется в качестве самостоятель¬ного предмета и фиксируется на соответствующей стра¬нице журнала.

Нормативные документы, регламентирующие работу с классным журналом в образовательных учреждениях

1. Федеральный закон «Об образовании».

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О са¬нитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Типовое положение об общеобразовательном учреж¬дении (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196, в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919).

4. Положение о факультативных занятиях в общеобразова¬тельных школах РСФСР (утверждено Министерством просвеще¬ния РСФСР 3 февраля 1975 г.).

5. Письмо Минобразования России от 9 августа 1996 г. № 1203/11.

6. Письмо Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 811/ 14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жиз¬недеятельности в общеобразовательных учреждениях России».

7. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях /Письмо Министерства обра¬зования Российской Федерации от 20 декабря 2000 г. № 03-51/64.

8. СанПиН 2.4.2.-1178-02 «Гигиенические требования к ус¬ловиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (введе¬ны в действие с 1 сентября 2003 г. постановлением Министер¬ства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 г. № 44).

9. Письмо Минобразования РФ от 3 октября 2003 г. № 13-

51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физичес¬кой культуре, изобразительному искусству, музыке».

10. Письмо Министерства образования РФ от 30 октября 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащих¬ся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной меди¬цинской группе для занятия физической культурой».

11. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государ¬ственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

12. Письмо Министерства образования РФ от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребен¬ка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

Использованная литература

1. Инструктивно-методические рекомендации к 2006/07 учебному году. В 2 ч./ Под ред. Л.Е. Курнешовой - М.: «Школь¬ная книга», 2006.

2. Головина И.В. Директору школы о делопроизводстве. -М.: Сентябрь, 2003. - 176 с.

3. Рогачева ИЛ., Смирнов С.А. Делопроизводство в обще¬образовательном учреждении. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.

4. Фриш Г.Л. Номенклатурная документация общеобразова¬тельного учреждения. - М.: Перспектива, 2002. - 208 с.

5. Моисеев И.А. Ведение классного журнала: Требования и рекомендации. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с. (Серия «Начальная школа»).

6. Сборник нормативных и методических материалов в по¬мощь преподавателю истории/Под общ. ред. Л.Е. Курнешо-вой. - М.: Новый учебник, 2004. - 432 с.

7. Методические письма о совершенствовании преподава¬ния математики, русского языка, физики, химии, биологии, географии, истории, обществоведения, литературы и инфор¬матики в средней школе. - М.: АПКиПРО, 2004.

8. Методические пособия МИОО о преподавании отдель¬ных предметов в 2006-2007 гг.

9. Журнал «Профильная школа».



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.