22.8.2007
Инструктивно-методическое письмо
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предметов «Русский язык» и «Литература» в школах Псковской области в 2006/07 и 2007/08 учебных годах Образовательная политика в области русского языка и литературы в настоящее время определяется Государственными образовательными стандартами общего образования (приказ от 5.03.2004 г. №1089 Минобразования России), Федеральным базисным учебным планом и примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ от 9.03.2004 №1312 Минобразования России), «Обязательным минимумом содержания образования по русскому языку» и «Обязательными минимумом содержания образования по литературе». Новый РБУП на 2006/07 и 2007/08 учебные годы должен учитывать переход на новый стандарт общего образования. В содержание отдельных учебных предметов внесены существенные изменения. Так, например, объем новизны в новых стандартах по литературе составляет около 20%: • усилена методологическая основа предмета, • прописаны межпредметные связи (история и литература, литература и искусство), • дано иное распределение учебного времени между основной и старшей школой (некоторые темы из 10-го перенесены в 9-ый класс), • усилен целевой блок: жестко определены цели воспитания и обучения. Стандарт по русскому языку реализует идею компетентностного, т.е. деятельностного подхода (ранее – знаньецентрический подход). Обучение русскому языку ориентировано на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Русский язык К наиболее значимым изменениям в определении подходов к отбору содержания обучения по русскому языку следует отнести следующие: - осуществлен переход от единых программ и учебников к вариативным; - разработаны «Концепция образовательной области «Языки и литература», обязательные минимумы содержания образования по русскому языку в начальной, основной и средней общей школе, разработаны примерные программы; - разработаны, подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники и учебные пособия по русскому языку, риторике и словесности; - введен Единый государственный экзамен, в заданиях которого особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтения и понимания текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), продуцирования собственного высказывания на основе предложенного текста. В соответствии с Региональным базисным учебным планом и в целях более эффективной подготовки к ЕГЭ по русскому языку рекомендуем на базовом уровне добавить 1 час по русскому языку в 10 и 11 классах 9в таблице указан в скобках). Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников реализуется в программах и учебниках, рекомендованных МО РФ. С федеральным перечнем учебников по русскому языку можно познакомиться по адресу http://www.mon.gov.ru/files/materials/2012/. В 10 – 1 классах как профильного, так и базисного уровня предлагается использовать следующие УМК: 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Граммтика. Текст. Стили речи. 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2005. 2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебное пособие. (со 2-го издания). – М.: Русское слово, 2005. 3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение (любое издание). Для углубленного уровня: 1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. Углубленный курс.- М.: Дрофа, 2003 – 2006. 2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2003 – 2006. Использование курсов для предпрофильной подготовки открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования и становления личности учащихся. Курсы для предпрофильной подготовки являются дополнительными, и тем самым они не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Курсы могут быть использованы в сочетании с любой из действующих программ. Класс Название элективного курса Кол-во часов Автор учебника Учебное пособие IX Учись писать грамотно. (Трудные случаи правописания) 17 Потемкина Т.В. Программа курса IX Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры 18 Обернихина Г.А. Программа курса IX Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров 36 Обернихина Г.А. Программа курса IX, X Стилистика русского языка 34 Васильева Г.П. Программа курса Литература Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебниках, рекомендованных МО РФ. По литературе в 5-11 классах общеобразовательных школ возможно использование одной из четырех программ: 1. Программа по литературе. 5-11 классы / Под ред. А.Г. Кутузова. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2003-2006. 2. Программа по литературе. 5-11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. - М: Просвещение, 2005. 3. Программа по литературе. 5-11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2005. 4. Программа по литературе. 5-11 классы / Под ред. Г.И. Беленького (любое изд.). Каждой программе соответствует свой комплект учебников (УМК). С Федеральным перечнем учебников по литературе можно познакомиться по адресу http://www.mon.gov.ru/files/materials/2012/. Региональный компонент рекомендуется реализовывать на уроках русского языка и литературы без дополнительных учебных часов. В качестве методической основы предлагается региональная программа «Литература Псковского края», разработанная кафедрой методики преподавания гуманитарных дисциплин ПОИПКРО. На факультативных занятиях и уроках внеклассного чтения в 5-8 классах рекомендуется использовать УМК «Вокруг тебя - мир». Комплект учебников и методические пособия, подготовленные МКК совместно с Российским обществом Красного Креста, одобрены Министерством образования РФ. Методист по русскому языку и литературе кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин ПОИПКРО М.В. Васильева
скачать документ [63 Kb]
Архив »»
|