182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

14.8.2007
Примерные программы начального общего образования

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика первой ступени школьного образования

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести)», но и набор конкретных способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьного – умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения. Кроме этого определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются «надпредметными», то есть формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-лич-ностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Статус примерных программ

Примерные программы созданы по всем предметам федерального базисного учебного плана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Они выполняют две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся начальной школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей начального образования.

Организационно-планирующая функция позволяет расмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта начального общего образования по конкретному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-плани-рующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

Примерные программы предназначены для разработчиков авторских программ как рекомендательный документ-ориентир, который показывает один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания государственного стандарта. Авторы могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и навыков школьников. Примерные программы не рекомендуются в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Примерные программы строятся на основе следующих дидактических принципов:

– природосообразности – учета типологических психологи-ческих особенностей детей 6-10 лет. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий;

– преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;

– интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность всех примерных программ, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;

– коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретного предмета, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими;

– интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.

Структура примерных программ

Все примерные программы построены по единой структуре, что позволяет представить их целостно и во взаимосвязи.

В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, дается общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли данного учебного предмета в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, что для ступени начальной школы представляет одну из приоритетных задач обучения.

Основное содержание раскрывает необходимый уровень функциональных (предметных) знаний-умений, который формируется у учащихся.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); третий компоненте – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для…– объединяет группу умений, которыми ученик может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса.

РУССКИЙ ЯЗЫК

в образовательных учреждениях с русским языком обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникатив-ную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способ-ности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грам-матике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказы-вания;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три ком-понента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(675 час)

Виды речевой деятельности

(135-130 час)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика

(135-130 час)

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова

(105-110 час)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология

(160-170 час)

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существи-тельных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и пере-носное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация

(70-65 час)

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (по-вествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении..

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• значимые части слова;

• признаки изученных частей речи;

• типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь

• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

• различать произношение и написание слов;

• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

• без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

• работы со словарем (алфавит);

• соблюдения орфоэпических норм;

• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодар-ность, поздравительная открытка, письмо другу).

РУССКИЙ ЯЗЫК

в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

В системе общего основного (в том числе начального) образования в школе с нерусским (родным) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы.

Обучение русскому языку в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения призвано формировать уровень владения, необходимый и достаточный для общения преимущественно в учебной и бытовой сферах с учетом возраста обучающихся, овладения ими механизмом чтения и письма на русском языке.

Основными принципами обучения русскому языку в начальной школе являются принципы, характеризующие всю систему преподавания русского языка в школе – коммуникативность и системность.

Принцип коммуникативности обеспечивает реализацию главной цели обучения языку – формирование умений и навыков речевого общения. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком.

Важный принцип начального обучения русскому языку – учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках родного языка, с другой – предупреждение интерференции.

Этот принцип реализован в программе при отборе и описании сведений о системе языка, которые осуществлены на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке учащихся, расхождениями в способах выражения тех или иных значений.

В примерной программе реализован культуроведческий подход: обучение обеспечивает приобщение учащихся к культуре русского народа, осознанное понимание ими культуры своего народа.

Основные содержательные линии

Примерная программа представлена следующими содержательными линиями: «Виды речевой деятельности», «Система языка» (практическое усвоение), «Усвоение речевого этикета». Выделение данных содержательных линий носит условный характер и не отражает последовательности их усвоения в учебном процессе. Формирование видов речевой деятельности осуществляется поступательно, из класса в класс на основе практического усвоения системы языка, усвоение системы сопрягается с развитием речи, с практическим овладением строем русского языка.

Содержательная линия «Виды речевой деятельности» определяет те речевые умения и навыки, которые обеспечивают уровень владения языком, позволяющий воспринимать и усваивать учебный материал предмета, а также готовность к общению в ситуациях учебного и повседневного общения. Последовательность подразделов (аудирование, говорение, чтение, письмо) в определенной мере отражает процесс продуктивного овладения русским языком: на базе умений и навыков аудирования (восприятия речи на слух и ее понимания) формируются умения и навыки говорения, на основе умений и навыков устной речи происходит формирование умений и навыков чтения и письма. Особое значение приобретает работа по освоению произношения звуков в русских словах (орфоэпия), что связано с различиями в звуковой системе родного и русского языков.

Следующая содержательная линия – «Система языка» определяет состав осваиваемых грамматических категорий, языковых явлений. В разделе определены частноречевые умения, формируемые в процессе изучения явлений языка.

В специальном разделе программы описывается русский речевой этикет, его нормы.

Цели обучения

В процессе изучения русского языка в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализуются следующие цели:

• развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диа-логической речи;

• освоение элементарных сведений о лексике, фонетике, грам-матике русского языка;

• овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;

• воспитание уважительного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом русский язык в школах с нерусским языком обучения изучается с I по IV класс по 3 часа в неделю (во втором классе – 4 часа). Общее число часов – 439. Из них в примерной программе выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение русского языка позволяет формировать умения и навыки, которые необходимы для изучения любого учебного предмета. Сюда относятся умения работать с текстами разных видов (осознанно их читать, определять тему, главную мысль, использовать при чтении средства выразительности). К общеучебным относятся умения строить диалогические и монологические высказывания, пересказывать тексты и составлять повествования по заданной теме. Школьники овладевают разными способами поиска и преобразования информации (в том числе с использованием компьютера), учатся работать со словарями и справочной литературой. В программе представлено также содержание, обеспечивающее возможность перехода на русский язык обучения в основной школе, что отражает существующую практику преподавания предметов в национальной школе, когда преподавание в начальной школе идет на родном языке, а в основной – на русском.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(439 час)

Виды речевой деятельности

(80-90 час)

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание на слух русской речи. Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание на слух значения производных слов, смысла предложений, связных высказываний. Выделение наиболее важных фактов, понимание последовательности действий. Различение интонации предложений.

Говорение. Расширение активного словаря за счет постепенного введения слов разных частей речи. Участие в диалоге (ведение диалога) в ситуациях повседневного и учебного общения. Умение употреблять в качестве реплик-стимулов вопросительные и побудительные предложения; приводить в соответствие состав реплики-ответа с репликой-стимулом; соотносить содержание, интонацию реплик.

Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологической речью. Пересказ прочитанного текста. Ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов. Составление плана текста. Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе и др. Составление неподготовленных монологических текстов о прочитанном (услышанном), увиденном, из личного опыта (несложное описание, повествование, повествование с элементами рассуждения). Оценка прочитанного. Владение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (знакомство, приветствие, прощание, приглашение, просьба, извинение).

Чтение. Осознанное, правильное и выразительное чтение целыми словами учебного текста с соблюдением ударения в словах, правильной интонации, смыслового ударения и пауз. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. Списывание текста. Диктант. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем. Соблюдение основных правил русского правописания.

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика. Орфоэпия. Графика

(50-40 час)

Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Гласные и согласные. Согласные мягкие и твердые, парные и непарные. Согласные глухие и звонкие, парные и непарные. Различение, правильное произношение и написание согласных мягких и твердых, глухих и звонких.

Гласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные. Различение их на слух, правильное произношение и правописание.

Слог. Деление слов на слоги.

Соблюдение основных норм произношения звуков, слов, предложений.

Выполнение письменных работ с соблюдением изученных правил правописания (безударные гласные, проверяемые ударением; удвоенные согласные; обозначение мягкости согласных на письме; пунктуация конца предложения и др.).

Преодоление интерферирующего влияния родного языка в произношении звуков, слов и предложений русского языка. Различение и соблюдение правильной интонации.

Русский алфавит. Обозначение звуков речи в русской графике.

Лексика

(35-25 час)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы, их различение и употребление. Использование толковых словарей русского языка. Овладение необходимым запасом слов для учебного и бытового общения.

Состав слова

(50-55 час)

Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Понимание состава слова. Значение суффиксов и приставок. Понимание и употребление в речи производных слов наиболее продуктивных словообразовательных моделей (с суффиксами -тель, -к, -ник, -ок, с приставками по-, при-, у-, вы-, на- и др.), сложных слов

Различение приставок и предлогов.

Анализ слов по составу. Объяснение правил правописания слов на основе изученных законов словообразования.

Морфология

(100-110 час)

Части речи в русском языке.

Имя существительное: значение и употребление в речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Различение и правильное их употребление в речи. Род имен существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей. Различение и правильное их употребление в речи.

Имя прилагательное: значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Местоимение: значение и употребление. Личные местоимения и их употребление в речи. Вопросительные, притяжательные, указательные местоимения; склонение, употребление в речи, согласование с существительными. Правильное употребление притяжательных местоимений мой, твой, наш, ваш, свой, а также местоименные формы его, ее, их для обозначения принадлежности 3-ему лицу.

Глагол: значение и употребление. Неопределенная форма глагола. Различение и правильное употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Различение неопределенной и личной форм глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы I и II спряжения (практическое овладение). Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Синтаксис и пунктуация

(85-90 час)

Словосочетание. Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные и невосклицательные. Умение различать, интонировать, употреблять в речи. Знаки препинания при них.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Предложение с однородными членами, знаки препинания при них.

Сложносочиненные предложения с союзами и, а, но. Сложноподчиненные предложения с союзами что, чтобы. Различение простого и сложного предложений; сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; их уместное употребление в речи,. Постановка знаков препинания. Умение интонировать отдельные предложения и предложения в составе связной речи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• особенности русской графики;

• значимые части слова;

• признаки изученных частей речи;

• типы предложений по цели высказывания и структуре.

уметь

• понимать на слух русскую речь;

• различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;

• различать и соблюдать интонацию основных типов предложе-ния;

• правильно образовывать формы изменяемых частей речи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;

• соблюдения основных норм русского произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;

• обогащения запаса слов, необходимого для учебного и быто-вого общения;

• соблюдения основных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;

• владения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

в образовательных учреждениях с русским языком обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Основные содержательные линии

В примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Цели обучения

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения отводится 472 часа, из них – 10 % резервного времени, которое разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(472 час)

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есе-нин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование) (80-100 час)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение (225-190 час)

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение (100-110 час)

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо (20-25 час)

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

• определять тему и главную мысль произведения;

• пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

• создавать небольшой устный текст на заданную тему;

• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

• приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по литературному чтению в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса и служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение в начальной школе является органическим звеном единой и непрерывной системы литературного образования школьников. Особенность обучения литературному чтению заключается в том, что младшие школьники, социальный опыт которых ограничен, осваивают художественную литературу как искусство слова. На начальном этапе у детей формируется навык чтения, являющийся важным условием успешного обучения и развития учащихся. В связи с этим различается несколько направлений в подготовке ребенка-читателя: становление и совершенствование навыка чтения художественного текста на русском языке; практических умений, связанных с освоением содержания произведения; знакомство с кругом чтения, элементарными литературоведческими понятиями; формирование представлений об окружающем мире, нравственных и эстетических ценностях.

Имея много общего с русской школой в реализации единых образовательных и воспитательных задач, уроки литературного чтения в школах с родным (нерусским) языком обучения обладают своими специфическими особенностями, заключающимися в том, что языковая направленность занятий имеет место на каждом уроке чтения, независимо от жанра произведения и его содержания: всякий текст используется для разговорной практики учащихся (раздел программы «Виды речевой деятельности»). Кроме того, при отборе содержания по литературному чтению на русском языке учитывается своеобразие национальной культуры и других особенностей жизни учащихся, влияющих на восприятие ими текста на неродном языке.

В ходе обучения реализуются межпредметные связи с содержанием курсов русского языка, родного языка и чтения, окружающего мира, искусства и труда (что нашло отражение в тексте данного документа).

Основные содержательные линии

Образовательные задачи литературного чтения могут быть решены на материале самых различных по содержанию текстов. Содержание обучения включает две содержательные линии, которые представлены во всех классах начальной школы (с учетом специфики обучения на каждом этапе): 1) Читательский кругозор и опыт читательской деятельности. 2) Виды речевой деятельности. Первый раздел определяет круг чтения, предполагающий жанровое разнообразие, основные темы детского чтения, первоначальные сведения по теории литературы, литературоведению. Круг чтения включает произведения русского, зарубежного фольклора, а также фольклора народов России; произведения русской, зарубежной литературы и литературы народов России, составляющие золотой фонд детской литературы. Текстовый материал разнообразен по тематике, жанровой принадлежности, нравственному пафосу. В разделе «Виды речевой деятельности» раскрывается основное содержание обучения различным видам речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), определены те речевые умения и навыки, которые обеспечивают уровень первоначального литературного образования. Комплексный подход к овладению видами речевой деятельности предполагает учет как общих, так и специфических особенностей, характерных для каждого из них.Цели обучения

Изучение литературного чтения в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, опыта читательской деятельности на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности на русском языке, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать;

• овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения на неродном (русском) языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке;

• воспитание уважения к русской культуре и культуре других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

На литературное чтение отводится по 2 часа в неделю с I по IV класс. Общее число часов – 270. Из них выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(270 час)

Читательский кругозор и

опыт читательской деятельности

Круг чтения, основные темы детского чтения. Произведения устного народного творчества: малые фольклорные формы, сказки о добре и зле, смелости и трусости, трудолюбии и лени и др. (по выбору). Межпредметные связи с уроками родного языка и окружающего мира.

Художественные, научно-популярные произведения о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о любви к Родине и родной земле, о служении Отечеству, о бережном отношении к природе, ко всему живому (на примерах творчества писателей-классиков В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, С.А.Есенина; творчества писателей народов России – по выбору); о детях, о школьных делах, о взаимоотношениях взрослых и детей, о приключениях (на примерах творчества Н.А.Некрасова, А.П.Чехова; произведений советского периода – по выбору); о хороших и плохих поступках (на примере творчества И.А.Крылова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого; произведений художественной литературы советского периода – по выбору); о животных, о дружбе людей и животных (на примерах творчества К.Д.Ушинского, Л.Н.Тол-стого; произведений художественной литературы советского периода – по выбору).

Произведения зарубежной литературы по аналогичной тематике (на примерах творчества Г.-Х.Андерсена, братьев Гримм, Р.Киплинга, А.Линдгрен и др.– по выбору).

Научно-популярные произведения о природе, путешествиях, народном творчестве, искусстве (на примере произведений художественной литературы советского периода – по выбору) . Межпредметные связи с предметами «Окружающий мир» и «Искусство».

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Характеристика героя произведения: внешнего облика, поступков, черт характера, внутреннего мира, переживаний. Сравнение героев произведений русской и родной литературы: характеров, поступков, мотивов поведения, чувств и мыслей (межпредметные связи с уроками родного языка и чтения).

Использование в речи изобразительно-выразительных средств языка при описании событий, природы, героев. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании смысла произведения или его части (межпредметные связи с учебным курсом «Искусство»).

Жанровое разнообразие. Определение жанра конкретного произведения (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, песенки, считалки, скороговорки) и народные сказки (волшебные, о животных, бытовые). Традиционные элементы сказки, сопоставление русских народных сказок и сказок родного фольклора (межпредметные связи с уроками родного языка и чтения). Литературные сказки, близость литературной сказки к народному творчеству (на примере сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и др.).

Рассказы, их отличие от сказок. Стихотворения (рифма, ритмомелодика, интонация). Басни, их особенности (мораль, иносказания).

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование) (30-25 час)

Восприятие на слух художественных произведений разных жанров. Понимание основного содержания услышанного произведения, выделение наиболее важных фактов (событий), последовательность развития действия; главная мысль произведения; установление логических связей в прослушанном произведении. Эмоциональный отклик на него.

Чтение (95-100 час)

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.


скачать документ [211.88 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.