182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

15.1.2008
Нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.

МЕТОДИКА

формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан
на получение общедоступного и бесплатного общего образования
на основе принципа нормативного подушевого финансирования

1. Общие положения

1.1. Настоящая методика определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вид расходов является бюджетным обязательством субъектов Российской Федерации и включает в себя, помимо расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, также расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам.

Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося (далее – нормативное подушевое финансирование).

Настоящая методика ориентирована на повышение эффективности бюджетного финансирования, повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений в течение переходного (адаптационного) периода на принципы нормативного подушевого финансирования (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг).

Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счет резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования.

С этой целью на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка для каждого муниципального образования (далее – адаптационная надбавка) и поправочный коэффициент для каждого образовательного учреждения (далее – поправочный коэффициент).

1.2. Региональный расчетный подушевой норматив (N) – это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности.

1.3. Региональный расчетный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год:

оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью);

иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.) за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

1.4. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях:

на уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ – муниципальный бюджет);

на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет – смета расходов образовательного учреждения);

на уровне образовательного учреждения.

1.5. Величина регионального расчетного подушевого норматива выступает в качестве гарантированной минимальной стоимости бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражданам данного региона, и подлежащей обязательному применению при формировании регионального и местного бюджетов.

1.6. Настоящая методика нормативного подушевого финансирования устанавливает порядок расчета регионального расчетного подушевого норматива, адаптационной надбавки и поправочного коэффициента на переходный (адаптационный) период, который позволяет при установлении базового принципа финансирования образовательных учреждений («средства следуют за учеником» и их объем не зависит от числа работников образовательного учреждения) не допускать снижения фактически сложившихся объемов бюджетных расходов, как для каждого муниципального образования, так и для каждого образовательного учреждения (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг), а при наличии возможностей бюджета и увеличить соответствующие расходы.

Снижение величины установленных на переходный (адаптационный) период регионального расчетного подушевого норматива, а также адаптационной надбавки и поправочного коэффициента в течение этого периода, как правило, не допускается.

По истечении переходного (адаптационного) периода (не более 3-х лет) целесообразно отказаться от использования адаптационной надбавки и поправочного коэффициента и перейти на финансирование всех образовательных учреждений только по нормативному подушевому принципу, что позволит при распределении бюджетных средств ставить образовательные учреждения в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего от числа обучающихся. При отмене адаптационной надбавки и поправочного коэффициента по завершении переходного (адаптационного) периода снижение общего объема финансирования образовательных учреждений в целом по субъекту Российской Федерации не допускается. Высвободившиеся средства направляются на повышение величины нормативов финансирования .

При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования должны быть предусмотрены такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм.

2. Первый уровень: определение регионального расчетного подушевого норматива бюджетного финансирования общего образования (межбюджетный уровень)

2.1. Региональный расчетный подушевой норматив и адаптационная надбавка к нему, а также порядок расчета поправочного коэффициента для обеспечения финансирования муниципальных образовательных учреждений устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2.2. За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально целесообразно принять среднюю величину расходов (по направлениям, включаемым в норматив) трех процентов от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности (но не менее двух учреждений), имеющих государственную аккредитацию и минимальные затраты на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в расчете на одного обучающегося.

В последующие годы определенный таким способом норматив может пересматриваться только в сторону увеличения с учетом фактических возможностей бюджета.

2.3. В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции бюджета субъекта Российской Федерации в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы.

При этом снижение адаптационной надбавки, в течение переходного (адаптационного) периода (не более 3-х лет) как правило, не допускается.

2.5. Объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитывается по следующей формуле:

Фгс = Nс×Ус +Nг×Уг + Ам

где:

Фгс - объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта РФ на реализацию государственного стандарта;

Nс – региональный расчетный подушевой норматив для сельской местности;

Nг – региональный расчетный подушевой норматив для городской местности;

Ус – количество сельских учащихся в данном муниципальном образовании;

Уг – количество городских учащихся в данном муниципальном образовании;

Ам – адаптационная надбавка данному муниципальному образованию, устанавливаемая на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет), определяемая по формуле:

Ам=Фм – Фнм,

где Фм – фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном муниципальном образовании в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ),

Фнм – объем ассигнований по нормативу.

3. Второй уровень: определение механизма

использования регионального расчетного подушевого финансирования при бюджетном финансировании муниципальных образовательных (внутрибюджетный уровень)

3.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле:

К = Фш / Фнш

где Фш – фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ),

Фнш – объем ассигнований по нормативу.

Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

При этом органы местного самоуправления не могут уменьшать объем средств муниципального бюджета, направляемых на финансирование муниципальных образовательных учреждений (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг), включая меры социальной поддержки работников и обучающихся образовательных учреждений.

3.2. Для расчета объема финансирования муниципальных образовательных учреждений органы местного самоуправления на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) рассчитывают поправочный коэффициент по установленной субъектом Российской Федерации формуле, позволяющей довести объем финансирования бюджетной образовательной услуги до фактически сложившихся в предшествующий финансовый год расходов в каждом образовательном учреждении.

3.3. Объем средств, выделяемых образовательному учреждению рассчитывается по следующей формуле:

Ф = Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к)

где:

Ф – общие расходы образовательного учреждения;

Ф(гс) – объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования. Определяется по следующей формуле:

Ф(гс) = N х П х У

где:

N –региональный расчетный подушевой норматив;

У – число обучающихся в образовательном учреждении;

П – поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);

Ф (б) – объем расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объем данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;

Ф (к) – объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования; подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).

При этом снижение величины поправочного коэффициента в течение переходного (адаптационного) периода, как правило, не допускается за исключением случаев снижения объема выполняемых общеобразовательным учреждением функций.

4. Третий уровень: реализация

принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения

4.1. Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении (не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году.

Расчет стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении приводится в методике формирования новой системы оплаты труда.

5. Заключительные положения

5.1. Введение нормативного подушевого финансирования в условиях фактически сложившегося неравенства условий организации образовательного процесса (различная наполняемость классов, наличие деления классов на группы и т.д.), не исключает неравенство фактических расходов в отдельных образовательных учреждениях и, как следствие, может повлечь за собой разную стоимость бюджетной образовательной услуги.

5.2. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, в исключительных случаях объем финансирования конкретных образовательных учреждений в переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет), может быть пересмотрен путем корректировки поправочного коэффициента для отдельных учреждений.

При этом выравнивание целесообразно осуществлять не за счет его понижения, а за счет дополнительного финансирования учреждений с низкой стоимостью бюджетной образовательной услуги при условии отсутствия реальных резервов повышения ее стоимости (увеличения наполняемости классов, сокращения дополнительной нагрузки, численности обслуживающего персонала и т.д.).

В исключительных случаях неоправданно завышенного определения поправочного коэффициента они могут быть снижены решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Предусмотренный данной методикой механизм нормативного подушевого финансирования создает условия для повышения заработной платы руководителей и работников образовательных учреждений, оптимизации учебной нагрузки, тем самым, стимулируя их заинтересованность в проведении мероприятий по выравниванию условий осуществления образовательного процесса и положительно сказываясь на социальной ситуации.

Приложение

Некоторые возможные направления выравнивания условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях

1. Оптимизация сети образовательных учреждений:

реорганизация начальных малокомплектных школ путем слияния (присоединения) к основным и средним школам с учетом транспортной доступности;

организация подвоза учащихся из близлежащих населенных пунктов в основные (средние) школы;

изменение вида образовательных учреждений с учетом возможности реализации общеобразовательных программ определенной ступени (средние школы – в основные, основные школы – в начальные);

сокращение сети малокомплектных школ (численностью до 10 человек) с учетом транспортной доступности;

осуществление приема детей в 1-ые классы малокомплектных сельских школ 1 раз в 2 года.

2. Работа с кадровыми ресурсами:оптимизация штатных расписаний образовательных учреждений с учетом количества учащихся и применяемых образовательных программ и технологий;

обучение и подготовка кадров к использованию в образовательном процессе новых методик и технологий;

использование возможности интеграции предметов в учебных планах образовательных учреждений.

3. Внутриотраслевые преобразования:

обеспечение оптимальной наполняемости классов-комплектов с учетом численности учащихся;

обеспечение оптимального количества классов в параллели, особенно на третьей ступени обучения (не менее 3-х классов);

корректировка учебной нагрузки учителей и учащихся за счет эффективного использования часов регионального и школьного компонентов базисного учебного плана;

определение оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей к фонду оплаты труда других категорий работников, сокращение доли расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.


скачать документ [87.5 Kb]


Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.