182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

открыть картинку в новом окне 1.12.2011
ТЕМ, КТО ИДЕТ УЧИТЬ В ПЕРВЫЙ РАЗ...

Взрослые люди не очень-то любят чужие советы. Мы, учителя, вероятно, к “взрослым” не относимся (что бы ни думали об этом ученики и их почтенные родители). В нашем хозяйстве всякая идея — как полезная запчасть: когда-нибудь да пригодится. Может быть, уже завтра. Когда день за днём к каждому уроку надо изобретать новый велосипед, чтобы потом на нём поехать, — конечно, будешь рад, если в запасе есть уже готовые рабочие “узлы”.

Эта рубрика — своего рода пункт обмена полезными идеями и просто добрыми советами на разные случаи школьной жизни. Мне кажется (вопреки заголовку), что тут мы все равны. У молодых запасы наработок меньше, зато идеи, может быть, свежей и ярче.

В дальнейшем речь у нас пойдёт главным образом об уроках: как их “делать”, как проводить, что задавать, сколько отметок ставить и проч. Но для первого раза — несколько советов тем, кто в этом сентябре пойдёт учить детей литературе впервые. Впрочем, эти советы, вероятно, подойдут любому “новобранцу” — не только словеснику: они скорее просто человеческие, чем “узкоспециальные”. И кроме того, хочется сказать: “Держитесь, ребята, мы с вами!” — но в том-то и дело, что каждый из нас всегда сражается в одиночку. И всё-таки — чем сможем, попытаемся помочь.

Итак, какая бы “окопная правда” школьной жизни вам ни открылась, постарайтесь не унывать (тут Тёркин совершенно прав) и помните несколько утешительных, но при этом честных и правдивых “общих мест”.

В школе не бывает легко. Зато и скучно не бывает. Работать в школе — значит жить яркой и полной жизнью. Как в приключенческом романе. А думаете, там героям жилось легче?

Учитель — профессия экстремальная (как космонавт или десантник). Она требует от человека свойств и умений, с которыми не рождаются. На то, чтобы накачать “педагогические мускулы”, уйдёт несколько лет. Быстрее не получится. Зато вы молоды, и это огромное достоинство, которое стоит многих “умений”.

Первый год (нет, первые три — не буду вас обманывать) в школе нужно просто выжить. Конечно, иногда встречаются счастливчики, которым сразу всё легко даётся (и ещё не факт, что в итоге из них выйдут лучшие учителя). Большинству в первые годы работы частенько приходит мысль о дезертирстве. Не моё, мол, это призвание; всё равно ничего не получится; я никогда с этим не справлюсь и т.п. Не обращайте вниманья, маэстро! Чтобы потом не презирать себя за слабость, отстойте вахту до конца. Хотя бы год (а лучше — три). Если школа в самом деле не для вас, по крайней мере уйдёте с высоко поднятой головой. Найдёте себе другую работу. Скорее всего, она покажется вам скучной. И уж точно — лёгкой.

Не ставьте себе плохих отметок (“опять не получилось”, “я плохой учитель” и т.п.). И не слушайте, если их ставят другие. Начинающего учителя нельзя оценить объективно — как и первоклассника. И тот, кто пытается это делать (да ещё в грубой форме), поступает, мягко говоря, непрофессионально. Нет, если вас хвалят — это правильно. Но если говорят, что вы всё делаете плохо — не верьте. Нам не дано предугадать, как отзовётся ваше слово. Делайте, что можете. Учительский труд даёт плоды, как бы мы ни оценивали свои таланты. Наши выпускники пока ещё умеют читать, писать и думать.

Гениальные педагоги — редкость, зато талантливых гораздо больше, чем принято думать. Школа не даст зарыть в землю ни одно из ваших дарований. Всё пойдёт в ход.

Не пытайтесь что-то из себя изображать, даже из возвышенных побуждений. Лучшее, что можно сделать, — это быть собой (строго по Пастернаку). Дети не прощают фальши, а уж они-то найдут способ выразить нам своё неодобрение — мало не покажется. Быть артистичным для учителя, конечно, большой плюс, а вот быть неестественным нельзя ни в коем случае! Только последите за своим языком: ваша речь должна быть чиста и прекрасна. Такая работа…

Дети вообще будут вас всё время видеть, причём довольно скоро они станут видеть вас более или менее насквозь. Не нужно этого бояться, но и забывать об этом нельзя. Платите им той же монетой: смотрите на них и вникайте. Не прячьтесь за журнал или конспект урока.

Учитель, в сущности, волшебник — за что нас (бывает) и побаиваются. Ну, пусть себе. Это не повод отказаться от своего права превращать тыкву в карету, а медведя — в принца.

Кому-то вдруг покажется, будто школа его враз состарила. Ещё бы! Все ровесники остались Машами и Колями, а вы вдруг стали Марьей Алексеевной. Не завидуйте. Да, школа отнимает юность (свободу, лёгкость, безответственность — но жизнь их всё равно отнимет). Зато школа продлевает молодость. Надолго. Практически на всю жизнь.

Старайтесь высыпаться. Сонный учитель — плохой учитель, и дети его не слушаются. А непослушные дети хуже непроверенных тетрадок.

Учебный год однажды закончится. Сдадите завучу последнюю бумажку “отчётности” — и всё! Вы даже представить себе не можете, какими вы в тот день окажетесь мудрыми, сильными и счастливыми.

Но про бумажки в другой раз. А сейчас остаётся только пожелать, чтобы вы полюбили школу, а школа полюбила вас.

Оксана Смирнова ,учитель русского языка и литературы Московской "Традиционной гимназии"



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.