25.2.2011
Учебная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
По новым образовательным стандартам в этом учебном году в лицее обучаются 106 первоклассников, 4 класса комплекта. Внедряют ФГОС опытные современные педагоги, которые разделяют идеи реформирования школы, прошли курсовую подготовку и уделяют достаточное внимание профессиональному самосовершенствованию. Новый образовательный стандарт - это отражение социального заказа, который предъявляет семья, общество и государство. Он включает требования к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения, а также к условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Безусловно, мы рассматриваем внедрение ФГОС как перспективное направление развития образования. Самыми сложными направлениями внедрения ФГОС являются изменения в организации учебного процесса, так как изменение цели образования влечёт за собой изменения содержания, форм и способов обучения. Следует отметить, что идеи стандартов второго поколения для педагогов лицея не являются абсолютно новыми, особенно для учителей начальных классов. Почему? В лицее преподавание осуществляется по двум образовательным программам: «Школа 2100» и «Школа России». Причём учителя начальных классов внедряют ОС «Школа 2100» уже 12 лет, с 1999года. Кроме этого, мы участвуем в федеральном эксперименте по преемственности между ступенями обучения дошкольное образование - начальная школа, начальная школа - основная школа в рамках ОС « Школа 2100». В пятых и шестых классах обучение русскому языку, математике, истории, природоведению, биологии уже ведётся по учебникам данного методического комплекса. Весной 2010/2011 года учителя начальных классов и второй ступени обучения представляли опыт своей работы по ОС «Школа 2100», показывали использование на уроках основных образовательных технологий данного комплекса. Программа «Школа 2100» изначально создавалась как развивающая образовательная система для массовой школы. Реализация этого замысла была подтверждена заключениями РАО (2005 и 2010гг.), премией Правительства РФ за создание новой образовательной системы и итогами трёхлетнего совместного эксперимента РАО и «Школа 2100» по организации преемственности между начальной и основной школой в контексте получения нового образовательного результата. В Федеральном перечне учебников на 2011/2012учебный год УМК «Школа 2100» включён в в Раздел 1 « Системы учебников, обеспечивающие достижение требований результатов освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования (на соответствие ФГОС)». Идеи развивающего обучения реализуются в содержании и методическом аппарате всего УМК. То, что в 2009 году зафиксировано во ФГОС как новые требования для всего российского образования (личностные и метапредметные результаты, деятельностный подход) в ОС «Школа 2100» было сформулировано в качестве концепции и апробировано уже в 1996-2004 г.г. Как именно в УМК «Школа 2100» отражаются требования ФГОС? 1) Нацеленность на новые образовательные результаты реализуются в учебниках через систему продуктивных заданий по развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий и личностных качеств. Задания по каждой из этих линий обозначены во всех учебниках начальной школы соответствующим цветом (синим, зелёным, оранжевых, красным). 2) Деятельностный подход реализуется через систему психолого-педагогических принципов (личностно, деятельностно, культурно ориентированных) и основные образовательные технологии, которые не только отражены на страницах учебников, но и обозначены для учителей, учеников и их родителей специальными условными знаками. Например: в рамках программы «Школа 2100» мы используем следующие современные технологии. • Технология проблемного диалога поддержана проблемными ситуациями (специальные задания в учебниках «Русский язык» и «Математика», диалоги героев в учебниках «Окружающий мир»). Эти материалы сначала создают в классе ситуацию противоречия, удивления, то есть побуждают формулировать цели изучения темы, а потом (на основании предложенной информации) самостоятельно формулировать новые понятия, закономерности, правила и сверять их с определениями в учебнике. • Технология продуктивного чтения поддержана заданиями к тексту и условными знаками, обучающими ведению диалога с автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нём не только фактуальную, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль, преобразовывать полученную информацию. • Технология оценивания поддержана системой контрольных работ (в которых для каждого задания указано проверяемое умение и ученик может выбрать уровень выполнения задания), а также Дневниками школьника, которые организуют процесс самооценки своих достижений. Конечно, получить новый образовательный результат не так - то просто. Необходимо принять новые цели образования («главное не знания, а умения ими пользоваться»), освоить технологии деятельностного типа. Также в учебном процессе используем следующие базовые технологии, соответствующие направлениям реализации ФГОС. • Обучение на основе учебных ситуаций. Между обучением и психическим развитием ребёнка всегда стоит его деятельность. Поэтому образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. • Уровневую дифференциацию. В основе данной технологии лежит дифференциация требований к уровню освоения учебного материала обучающими: явное выделение базового и повышенных уровней. Основные принципы данной технологии: « ножницы» между базовым и повышенным уровнями требований; посильность базового уровня, освоение его всеми учащимися; добровольность в освоении повышенного уровня требований; работа с группами «подвижного» состава. • Информационные и коммуникативные технологии. Информатизация образования - это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества. Как было сказано ранее, в лицее отрабатывается ещё одна программа «Школа России » относится к это традиционным. При обучении по этой программе мы сталкиваемся со следующими проблемами: старые учебники не соответствуют требованиям ФГОС, недостаточно методическое оснащение. Поэтому учителя вынуждены работать с большим напряжением. Особое внимание мы уделяем расширению проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях, что очень важно для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно- исследовательской деятельности. Учебный процесс поддерживается в лицее внеурочной деятельностью обучающихся, что увеличивает возможности в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, даёт возможность развития творческих способностей детей. В лицее разработана комплексная образовательная программа внеурочной деятельности, предполагающая решение задач воспитания и социализации младших школьников. Реализуются разнообразные виды внеурочной деятельности: • игровая деятельность; • познавательная деятельность; • проблемно-ценностное общение; • досугово - развлекательная деятельность; • художественное творчество; • социальное творчество; • трудовая деятельность; • спортивно- оздоровительная деятельность; • туристско-краеведческая деятельность. Кружки в МОУ «Лицей № 11» для первоклассников. • Основы православной культуры. • Хоровое пение. • Лёгкая атлетика. • Клуб «ЭКОС» • « Волшебный мир оригами» • «Информатика в играх и задачах». • «Уроки речевого творчества». • Мягкая игрушка. • « Шахматы в школе». • Аэробика. • Каратэ. • Художественно-прикладное творчество. • Вокал. • Хореография. • Обучение игре на фортепиано. Все перечислять не надо Все 106 первоклассников занимаются в разнообразных кружках, кроме того 32 человека посещают кружки вне школы. Каждый учитель 1-го класса занимается с учащимися 1 час в неделю проектной/ клубной деятельностью. Так Клуб «Экос», основная цель: овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде. Курс «Информатика в играх и задачах», основная цель: формирование научного информационно – технологического потенциала общества школьников. Курс « Волшебный мир оригами», основная цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников. Клуб « Уроки речевого творчества», основная цель: воспитание нравственных качеств, эмоционального мира ребёнка на примерах литературных героев. Мы предполагаем вариант взаимного обмена группами учащихся. Осуществляется тесное взаимодействие с культурными центрами города. За первое полугодие первоклассники уже посетили краеведческий музей, выставки в ЦЭВ, театрализованные представления в театре, ДКЛК, библиотеки. Любая экспериментальная деятельность , к которой относится внедрение ФГОС, сопровождается формированием банка нормативно-правовой базы. В лицее создан банк таких документов, основным из которых является «Основная образовательная программа МОУ «Лицей № 11»» и ряд других положений. В программу действий педагогического коллектива по внедрению ФГОС естественно включается мониторинг с психолого-педагогической диагностикой для отслеживания динамики развития личностных особенностей учащихся с целью корректировки своей деятельности Одним из объектов системы оценки результатов и качества образования является информационно-коммуникативные условия его реализации. Так, по данным анкетирования, информацию о ФГОС родители в основном получили от администрации лицея или учителя (92%). 1 слайд Диагностика родителей Информированность о ФГОС НОО: - от администрации ОУ и учителя – 92 % - Из СМИ – 4 % - не знают об этом – 4 % - Другое – 0 % Отношение к ФГОС НОО: - положительное – 50 % - отрицательное – 4 % - затруднились ответить – 46 % 2 слайд Диагностика родителей В какой мере школа могла бы помочь в решении вопросов обучения по новым стандартам? - информацией о стандартах нового поколения – 13 % - информацией об индивидуальных психологических качествах и о способностях ребенка – 29 % - специальными развивающими занятиями с детьми – 54 % - другое – 4 % Психолого-педагогические условия образовательного процесса, включающие в себя соответствие учебных программ возрастным возможностям обучающихся, в первую очередь должны обеспечивать комфортные условия пребывания ребёнка в школе. По оценке родителей 3 слайд Диагностика родителей - Отмечают, что ребенок комфортно чувствует себя в школе – 100 % родителей - Рассказывают родителям о школе – 96 %: • Ежедневно с радостью – 42 % • Если произошло что-то важное – 54 % - Удовлетворенность родителей перечнем дополнительных занятий: • Устраивает перечень дополнительных занятий – 96 % Не устраивает –4%. Даже эти 4% дают нам повод для анализа перечня дополнительных услуг. Новые стандарты предоставляют ребёнку возможность обучаться в школе, которая в состоянии повысить уровень его компетенции, раскрыть таланты, сформировать активную жизненную позицию, а также способность к саморазвитию и самоопределению. Работа по новым стандартам предоставляет учителям возможность применять на практике нестандартные приёмы и методы работы для формирования всесторонне развитой личности, успешно адаптирующейся в изменяющихся условиях современного общества. На наш взгляд у лицея есть возможности для успешного внедрения образовательных стандартов нового поколения: • кадровый потенциал • материально – техническое оснащение ( на кафедре из 8 кабинетов в 4-х установлены компьютеры, имеется ноутбук, интер-активная доска, каждый учитель начальной школы имеет возможность проводить уроки в медиакабинете, осуществлять видеокоференции ) • регулярная курсовая подготовка учителя ( только за последние полгода по внедрению ФГОС учителя посетили курсы в Москве, Пскове, дистанционно) • функционирование учреждения в режиме эксперимента на протяжении всех лет существования ,а это 26 лет • сотрудничество с родителями обучающихся (в течение долгих лет кафедра работает по Проекту « Содружество семьи и школы- важное условие природосообразного развития ребёнка».) Перспективы своего развития мы видим в следующем: • Продолжать развивать материально – техническую базу, • Повышать квалификацию учителей, • Совершенствовать методическую подготовку.
скачать документ [4.23 Mb]
Архив »»
|