1.12.2009
Занятие для 1 прокадетского класса
Доспехи дружинникаЗанятие для 1 прокадетского класса по курсу«Русская военная форма»Составлено и проведено Ю. В. Шамковой, учителем начальных классов МОУ «Лицей № 10». Цели занятия:- познакомить учащихся с защитным снаряжением дружинника князя; - обогатить словарный запас детей новыми для них словами: «дружина», «дружинник», «князь», «кольчуга», «шлем»; - развивать внимание, воображение; - способствовать воспитанию у учащихся интереса и любви к истории своей Родины. Оборудование занятия: презентация, раздаточный материал для учащихся (иллюстрации с изображением кольчуг, шлемов). Подготовка: учитель подбирает иллюстративный материал для презентации и раздачи ученикам, составляет ребусы, создаёт презентацию. Ход занятия. 1. Вступительная часть. (слайд 1) С самых давних времён русская литература, история, искусство были пронизаны чувствами любви к Родине, ответственности за его судьбу. Русские люди испытали немало тяжёлого, одержали немало побед в борьбе за честь и независимость своей земли. С древнейших времён воин – защитник Руси - пользовался уважением и любовью всего народа. В сложные моменты на борьбу с захватчиками вместе с воинами-профессионалами поднимался простой народ – главный герой и труженик во время войн. Кто из вас видел изображение древнего русского воина? Где вы могли его видеть? (Предполагаемые ответы учеников: в книгах, фильмах, мультфильмах и т. д.) Сегодня на занятии мы поговорим о том, что надевал во время боя древний русский воин для защиты тела и головы. 2. Основная часть. 1) Рассказ учителя, сопровождаемый показом презентации. Каждый князь собирал себе дружину – вооружённый отряд. Князь всегда был окружён дружиной: ехал ли на охоту, воевал ли, пировал ли, думал ли думу о будущих делах. Князь любил дружину, берёг её. Воинов из дружины называли дружинниками (слайд 2). Дружинники получали от князя оружие, защитное снаряжение, предметы конского убора. Обычай тех времён требовал вырастить из мальчиков настоящих воинов, поэтому уже в 3 года мальчика сажали на коня, с 7 лет обучали владению мечом, луком и стрелами, копьём, а в 12 лет отец должен был взять его с собой в военный поход. Если вы сумеете разгадать ребусы (слайд 3), то узнаете, что надевали дружинники для защиты головы и тела в бою. Защитным снаряжением дружинника в бою были кольчуга и шлем (слайд 4). (По ходу рассказа учителя ученики записывают новые слова в словарик.) Кольчуга так называется потому, что состоит из колец (слайд 5). По-другому её называли «броня». Изготовление кольчуг являлось долгим и трудоёмким процессом. Кольца делали из железной проволоки, затем сваривали или склёпывали при помощи одного или двух гвоздей. Сплетались друг с другом кольца по-разному. На изготовление одной кольчуги шло в среднем 600 метров проволоки и не менее 20 000 колец. Весила она больше 6 килограммов. Надевались кольчуги на стёганые куртки только перед боем, в походе их возили за войском на телегах. (Дети рассматривают изображения кольчуг и шлемов на слайдах. Уменьшенные иллюстрации лежат у них на партах. Дети подписывают названия рассматриваемых предметов, раскрашивают их.) На Руси знали защитные головные уборы разных видов и форм. Шлемы изготавливали по-разному: склёпывали из четырёх частей или делали из цельного куска металла (слайд 6). Их богато украшали орнаментом, позолотой, пластинами серебра. Были шлемы с наносниками, масками и полумасками, с бармицами (это сплетённое из колец прикрытие шеи), закрывающими не только шею, но и нижнюю часть лица. 2) Творческая работа. Пофантазируйте, какой шлем вы бы изготовили себе, если бы были дружинником, какой формы, чем и как украсили. Нарисуйте его в своих тетрадях. (Самые оригинальные рисунки отмечаются, дети выходят с ними к доске и показывают всему классу.) 3. Заключительная часть. Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось особенно интересным? Кто из вас захотел узнать больше о дружиннике? Где вы можете это узнать? (Предполагаемые ответы детей). Спасибо тем, кто был наиболее активным, задавал вопросы, придумал интересные шлемы. Занятие окончено. Список использованной литературы: Бегунова А. Путь через века. М., «Молодая гвардия», 1988 г. http: // go. mai]. ru http: // go. mai]. ru
скачать документ [716.07 Kb]
Архив »»
|