1.12.2009
Урок русского языка в 6 классе
Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №8» Исык Лариса Николаевна. Урок русского языка «Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»Цели: 1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования. 2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова. 3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё. Ход урока: I.Вступительное слово учителя. - Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что мы в течение 40 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав слова и словообразование», выступите в роли экспертов (знатоков) русского языка, поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально, но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса. - А результатом вашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих. - Итак, начинаем… - Давайте подумаем и ответим на вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?» (на какие части делятся слова и каким способом они образованы). -А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема? ( с орфографией). -А что изучает орфография? ( правильное написание слов). -Для чего нужна орфография? ( чтобы правильно, без ошибок, писать слова). -Каким образом связано словообразование с орфографией? ( мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания). II Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока. III. Задания на закрепление изученного материала. 1. Словарный диктант. -На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок. Один человек пойдёт к доске и будет вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы, а все остальные работают в тетради. Если отвечающий затрудняется с ответом, мы ему помогаем. Пр…плыть, пр…градить. пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода, пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный. Учащиеся работают со словами на разные правила и делают выводы. -Итак, мы убедились, что слова на данные правила вами усвоены хорошо. 2. Игра «Угадай словечко». -А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам. - Что такое морфема? ( часть слова). - Мы проведём игру «Угадай словечко». -На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет). ( на планшете скрыто слово тигрята). -Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет). -Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола). - Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла). - Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью ( род, число, падеж, спряжение). - Внизу на планшете вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач). - Для чего нужно окончание? ( для связи слов в предложении и словосочетании). - А бывают ли части речи без окончаний? (наречие) -А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»? (тигрята). - Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню). -Какой вывод можно сделать. Что такое корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает). - Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов. - А что обычно находится после корня? (суффикс) Для чего он служит? (для образования новых слов) -Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит? - ят - обозначает детёнышей животных, птиц. Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята) - Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу) -Что такое основа? (всё слово, кроме окончания) -А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной) -А какой же морфемы нет в слове? (приставки) Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов) Докажите это. 3. «Кто быстрее?» Выполним задание№1 на листочке (по вариантам). - Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы. I вариант II вариант ¬ + нести ¬ + лететь - Какой вывод мы можем сделать? (меняется приставка, меняется и значение всего слова). 4. Разбор слова по составу. - Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание № 2 на листочках. - Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков. пылеводонепроницаемые (часы ) - С какой морфемы мы начнём? (с окончания) Идёт морфемный разбор слова. 5. Игра «Составь слово». - А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах. -От глагола понёс взять приставку, от глагола дарить корень, подарок от существительного кружок суффикс. - Какое слово получилось? -От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький суффикс, беленький от прилагательного синий окончание. -От глагола пришёл взять приставку, от глагола улетел взять корень, прилетит от глагола бежит окончание. - Есть чудесная книга К.И.Чуковского «От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям. Выполним задание№3 на листочках. 1. Я задверил руку (прищемил руку дверью) 2. Замолоточь этот гвоздик! (забей молотком этот гвоздик) 3. Я намакаронился (наелся макарон) 4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (можно) 5. Из трубы дым трубится ( вьётся, струится) 6. Игра «Четвёртый лишний». - Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова, и выполним задание№4 на листочке. Даются ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее, нужно не только найти его, но и объяснить почему? 1. Гора, гористый, горец, горевать.(печалиться) 2. Водитель, водный, водить, заводить. 3. Дом, домовой, домовладелец, о доме. 4. 4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок. 6.Словообразовательный разбор (по группам). - А теперь давайте выясним, какими способами образуются слова в русском языке. Выполняем задание№5 на листочке. -Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку. - Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное(базовое) слово. 1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ) 2. Овражек ← овраг. (суффиксальный) 3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный) 4. Бег← бегать. (бессуффиксный) 5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ) 6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово) 7. Мороженая рыба } переход Съел мороженое } в другие части речи. Подведение итогов словообразовательного разбора. IV. Итоги урока: -Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы. - Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?» - Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы). - Без какого раздела языка нам не обойтись? (без орфографии) Оценки за урок. V. Домашнее задание: § 35, упр.184 Дополнительно. 1. -Подбери сложные слова к слову вода. (водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоём, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водомер, водоотталкивающий). 2.– Определи род сложносокращённых слов: ООН (ж.р.), КПП (м.р.), ЧП (ср.р.), РФ (ж.р.), ТВ (ср.р.), АЭС (ж.р.), ВМФ (м.р.). Приложение. Задания.(у каждого на парте). 1. Приставка неизвестна, зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них приставки. I. вариант II. вариант ¬ + нести ¬ + лететь 2. Разберите слово по составу. Пылеводонепроницаемые (часы). 3. Правильно ли образованы слова? Сделаем выводы. 1. Я задверил руку. 2. Замолоточь этот гвоздик. 3. Я намакаронился. 4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? 5. Из трубы дым трубится. 3. «Четвёртый лишний». 1.Гора, гористый, горец, горевать. 2.Водитель, водный, водить, заводить. 3.Дом, домовой, домовладелец, о доме. 4.Лес, лесоруб, к лесу, перелесок. 5. Сделай словообразовательный разбор слов. 1. Развесёлый ← 2. Овражек ← 3. Подсвечник ← 4. Бег ← 5. Лесовоз ← 6. Продтовары ← 7. Мороженое мясо Съел мороженое Министерство образования Российской Федерации Урок русского языка в 5 классе «ДИАЛОГ» Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №8» Исык Лариса Николаевна. Псковская область г. Великие Луки 2007 г. Урок русского языка на тему «Диалог» Цели: 1.Познакомить учащихся с понятиями «монолог» и «диалог». 2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему, расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог. 3.Воспитывать культуру речи. Ход урока: I. Вступительное слово учителя. - Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов. А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить - что такое диалог? - где он встречается в речи? - как выделяется на письме? Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать. II Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока. III. Инсценирование стихотворения. А сейчас группа учащихся вашего класса проинсценирует небольшое стихотворение С.Я.Маршака «Кот и лодыри»( мы уже знакомы с понятием «инсценирование», вы готовили инсценирование басен И.А.Крылова). -Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы: «Сколько персонажей участвует в разговоре?» - Кому из персонажей вы сочувствуете и почему? - Чему нас учит это стихотворение? 1.Собирались лодыри на урок, 8.А теперь без грамоты пропадёшь, А попали лодыри на каток. Далеко без грамоты не уйдёшь. 2.Толстый ранец с книжками на спине, 9.Ни попить без грамоты, ни поесть. А коньки под мышками на ремне. На воротах номера не прочесть. 3.Видят, видят лодыри: из ворот 10.Отвечают лодыри: -Милый кот, Хмурый и ободранный кот идет. Нам пойдёт двенадцатый скоро год. 4.Спрашивают лодыри у него: 11.Учат нас и грамоте, и письму, -Ты чего нахмурился, отчего? А не могут выучить ничему. 5.Замяукал жалобно серый кот: 12.Нам учиться, лодырям, что-то лень. - Мне, коту усатому, скоро год. На коньках катаемся целый день. 6.И красив я, лодыри, и умён, 13.Мы не пишем грифелем на доске, А письму и грамоте не учён. А коньками пишем мы на катке! 7.Школа не построена для котят. 14.Отвечает лодырям серый кот: Научить нас грамоте не хотят. –Мне, коту усатому, скоро год. 15.Много знал я лодырей вроде вас, А с такими встретился в первый раз! - Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом. - А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор). - Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев). - А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день. IV. Работа с терминами «диалог» и «монолог». - А теперь давайте поближе познакомимся с термином «диалог» и запишем наши словарные слова в тетрадях. Диалог диа – два логос – говорить (греч.) - Кроме диалогической речи есть и монологическая речь. Монолог моно – один логос – говорить (греч.) - Монолог – это речь одного лица. Составьте словосочетания и предложения с данными терминами. V. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге). - Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 39, стр.100). Работа со схемой диалога на доске. - Какие знаки препинания ставятся при диалоге? VI. Наблюдение над языком. - А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог? Сейчас мы прочитаем вам небольшое шутливое стихотворение, а вы должны подумать и ответить: - Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается? -Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав? Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж». Спросили Лежебокина Приходится выдумывать - А ну-ка, расскажи, Какой-нибудь предлог. За что так ненавидишь ты, А на падеж Винительный Не любишь падежи? И вовсе я сердит: Давным-давно все школьники Отец во всякой шалости Их знают назубок. Всегда меня винит. Их за два года выучить - Да, переделка, кажется, серьёзная нужна. Лишь ты один не смог. А сам ты смог бы новые Ответил он рассерженно: Придумать имена? -В том не моя вина. Давно придумал: Пусть им сперва учёные Взятельный, Изменят имена. Грязнительный, Ведь я падеж Творительный Лежательный, Нарочно не учу: Грубительный, Трудиться, а тем более Ленительный Творить я не хочу. И, наконец, простительный! Такой падеж, как Дательный Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, - Где же ещё может встречаться диалог? (в художественном произведении – художественный стиль). -А в сказках используется диалог? Давайте постараемся вспомнить и привести примеры. (Работа с планшетом на доске – иллюстрации сказок). VII. Лингвистический эксперимент. - А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка. Разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его (карточка прилагается). Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только ответы, но нет вопросов) Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог. Обратите внимание: слова говорящего называются репликами. Каждая реплика пишется с новой строчки с большой буквы, перед ней ставится знак – тире. Диалог в кавычки не выделяется, остальные знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью. - А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки? -Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы). Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил. - А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания. К первому и последнему предложениям составим схемы. Схема диалога точно такая же, как и в предложениях с прямой речью. Отличие: нет кавычек, и каждая реплика диалога начинается с новой строчки со знака тире. VIII. Наблюдение над языком. - Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками. Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем). -Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?» Серёжа вернулся из кино. - Что, хорошая была картина?- спросил я. -Ух, и здорово!- ответил он.- Сначало, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете? Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов. Вывод. - Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи. - А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом? Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста. - Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику). IX. Работа с учебником (упр.238) – Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова». Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог? Примерный диалог. - Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю. - А его нет дома. - Пусть он перезвонит мне, когда придёт. - Обязательно передам. - Спасибо большое. Извините за беспокойство. X. Дополнительные задания. Устное наблюдение. Задания выполняются по вариантам. 1.Упр.236 – вставить подходящие по смыслу слова, избегая повтора одного и того же слова. 2.Упр.239 – составить по картинке в учебнике диалог (5 – 6 предложений). XI. Итоги урока: - Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге? 1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц. 2.Диалог состоит из реплик и слов автора. 3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире. 4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется. 5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях. 6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов. Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка (вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему). XII. Домашнее задание. - Составьте небольшой диалог на тему: «В школьной библиотеке»(6-8 предложений), используя слова, помещённые в учебнике на полях (стр. 103). Примечание. Карточка . ( у каждого на парте) - Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей. - , - ответил Витя. - А почему? – спросил Андрей. - , - ответил Витя. - Какие черты характера Руслана ты хотел видеть в себе? – спросил Андрей. - , - ответил Витя. Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.
Архив »»
|