1.12.2009
Русский язык. 5 класс
«ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ» Учитель Гречкина Галина Владимировна2008 г. ЦЕЛИ: сформировать понятие об одушевленности и неодушевленности; сформировать умение определять одушевленное имя существительное или неодушевленное; развивать умение логически мыслить, убедительно строить свои рассуждения; воспитывать интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина, любовь к родному слову по произведениям поэта, воспитание читательского вкуса. МЕТОДЫ: беседа, наблюдения над текстом, самостоятельная работа, игра, выразительное чтение. ТИП УРОКА: урок изучения нового материала. ОБОРУДОВАНИЕ: стенд «С любовью к А.С. Пушкину» (портрет поэта, рисунки учащихся «Герои произведений А.С. Пушкина», иллюстрации к сказкам); портрет няни поэта, сборник сказок А.С. Пушкина «Я там был, мед, пиво пил…) Ход урока1. Оргмомент (нацелить учащихся на урок). Учитель: - Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок! Желаю вам, ребята, на уроке: Побольше увидеть! Побольше услышать! Побольше запомнить! А потом все вспомнить!!! - Итак, мы сегодня снова отправляемся в волшебный город, где живут наши с вами Части речи, - в город Частереченск. Но прежде, чем откроются волшебные ворота города, вы, ребята, должны пройти испытания. Подготовительный этап. Испытание № 1. Назовите автора этих строк и его произведение (учитель читает наизусть отрывок, ученики по ходу чтения начинают читать его вместе с учителем). -Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости… (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Учитель: -Хорошо, первое испытание вы прошли успешно. Помог вам пройти в город Частереченск великий русский поэт А.С. Пушкин, чье имя звучит уже третье столетие. В школе проходит Неделя русского языка и литературы «С любовью к Пушкину.» Вы готовились к встрече с поэтом: посмотрели научно-популярный фильм «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», провели конкурс рисунков «Герои произведений А.С. Пушкина.» Вот ваши знания помогут пройти сейчас вам второе испытание. Игра «Четвертый лишний»: 1. Узнай героев А.С. Пушкина: Гвидон, Балда, Солнце, Незнайка. Людмила, Елисей, Руслан, Светлана. 2.Узнай друзей поэта: Пущин, Семенов, Дельвиг, Данзас. 3. Назовите города, связанные с жизнью А.С. Пушкина: Москва, Пушкинские Горы, Владивосток, Санкт-Петербург. 4. Назовите пушкинские места на Псковщине: Тригорское, Михайловское, Иваново, Петровское. 5. Найдите лишнее имя среди членов семьи поэта: Александр, Анастасия, Мария, Григорий. 6. Чьи портреты А.С. Пушкина вам известны? Тропинин, Ге, Кипренский, Малевич. Учитель: - 2-е испытание прошли успешно, молодцы! 3. Проверка домашнего задания. 1.3-е испытание: упражнение 474, стр. 184. (Проверка домашнего задания) Учитель: просмотр тетрадей с домашним заданием, работы над ошибками, каллиграфии, аккуратности). 2. Учитель: Герои произведений А.С. Пушкина будут помогать вам, ребята, закреплять пройденное, узнавать новое. (На доске записан текст.) На доске: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! (А.С. Пушкин) Задания: 1. Назвать произведение поэта («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 2.Объяснить лексическое значение слова очи (глаза). 3. Определить, какой частью речи являются выделенные слова. Учитель(опрос теоретического материала) : - Какая часть речи занимает одно из главных мест нашей речи? (имя существительное. Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи). - На какие вопросы может отвечать имя существительное? - Что оно обозначает? - Какие грамматические признаки имеет эта часть речи? - Какими членами предложения может быть имя существительное? - Приведите примеры имен существительных из произведений А.С. Пушкина. 4. Изучение нового материала. Учитель: - Продолжаем изучение темы «Имя существительное.» Сегодня поговорим об именах существительных одушевленных и неодушевленных. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / / одуш. неодуш. / / кто? что? Задание: Рассмотрите рисунки (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», перечислите живые существа, вещи, изображенные на рисунках. - Какие из них отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что? Вывод. Правило стр. 186! Одушевленные имена сущ. отвечают на вопросы кто? Неодушевленные имена сущ. отвечают на вопрос что? 5. Закрепление нового материала. 1. Работа с учебником: выполнить упражнение № 478 стр. 186 по заданию письменно. (Наглядность – портрет няни). В имени царя Салтана и в сказках Пушкина нет ничего загадочного. Заглянем в его записи сказок со слов Арины Родионовны: «Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними». Конец сказки Пушкин записал так: «Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой». (По М.В. Горбаневскому). 2. Работа с текстом по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» (текст раздается учащимся на листах: Долго царь был неутешен, Но как быть? И он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. А. Пушкин. Задание к тексту: Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски, остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка) . Дополнительный вопрос: Что говорило зеркальце? (Ответ оценивается) 6. Возьмите на заметку! И.п. Схема: Сущ. мн.ч.: Р.п. : И.п.=В.п. – неодуш.: народы В.п. : Р.п. = В.п. – одуш. : кукла Учитель: -Деление на одуш. и неодуш. у существительных не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Например, названия растений считаются неодушевленными сущ., а слова: кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь - относятся к одушевленным. К неодуш. относятся также слова: народ, толпа, взвод, стая, группа, молодежь, крестьянство, детвора и др. 7. Закрепление. Игровое упражнение. Учитель произносит слова, а учащиеся должны хлопнуть в ладоши , если считают, что имя существительное одуш. : Человек, трава, цветы, медведь, земля, вол, бегемот, волк, стол, собака, ромашка, дерево, нога, девочка, чашка, дитя, ведро, очи, кошка, ребенок, дама, дом, семья, карандаш, весло, снеговик, мадам, кукла, валет. 8. Возьмите на заметку! В художественной литературе и фольклоре широко используется прием олицетворения – изображение неживых существ как живых. Например : «Уж небо осенью дышало», «Петушок…стал стречь его границу», «Молва трубит», «Что же зеркальце в ответ?». 9. Домашнее задание. § 90 стр. 186, записи в тетради «Возьмите на заметку!» , упр. 482 стр. 187 10. Итог урока, оценки за урок.
Архив »»
|