182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

1.12.2009
Русский язык. 5 класс

«ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ»

Учитель Гречкина Галина Владимировна

2008 г.

ЦЕЛИ: сформировать понятие об одушевленности и

неодушевленности;

сформировать умение определять одушевленное имя существительное или неодушевленное;

развивать умение логически мыслить, убедительно строить свои рассуждения;

воспитывать интерес к жизни и творчеству

А.С. Пушкина,

любовь к родному слову по произведениям поэта,

воспитание читательского вкуса.

МЕТОДЫ: беседа,

наблюдения над текстом,

самостоятельная работа,

игра,

выразительное чтение.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: стенд «С любовью к А.С. Пушкину»

(портрет поэта, рисунки учащихся «Герои произведений А.С. Пушкина», иллюстрации к сказкам);

портрет няни поэта, сборник сказок А.С. Пушкина «Я там был, мед, пиво пил…)

Ход урока

1. Оргмомент

(нацелить учащихся на урок).

Учитель:

- Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

Желаю вам, ребята, на уроке:

Побольше увидеть!

Побольше услышать!

Побольше запомнить!

А потом все вспомнить!!!

- Итак, мы сегодня снова отправляемся в волшебный город, где живут наши с вами Части речи, - в город Частереченск. Но прежде, чем откроются волшебные ворота города, вы, ребята, должны пройти испытания.

Подготовительный этап.

Испытание № 1. Назовите автора этих строк и его произведение

(учитель читает наизусть отрывок, ученики по ходу чтения начинают читать его вместе с учителем).

-Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости…

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Учитель:

-Хорошо, первое испытание вы прошли успешно. Помог вам пройти в город Частереченск великий русский поэт А.С. Пушкин, чье имя звучит уже третье столетие.

В школе проходит Неделя русского языка и литературы «С любовью к Пушкину.» Вы готовились к встрече с поэтом: посмотрели научно-популярный фильм «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», провели конкурс рисунков «Герои произведений А.С. Пушкина.» Вот ваши знания помогут пройти сейчас вам второе испытание.

Игра «Четвертый лишний»:

1. Узнай героев А.С. Пушкина:

Гвидон, Балда, Солнце, Незнайка.

Людмила, Елисей, Руслан, Светлана.

2.Узнай друзей поэта:

Пущин, Семенов, Дельвиг, Данзас.

3. Назовите города, связанные с жизнью А.С. Пушкина:

Москва, Пушкинские Горы, Владивосток, Санкт-Петербург.

4. Назовите пушкинские места на Псковщине:

Тригорское, Михайловское, Иваново, Петровское.

5. Найдите лишнее имя среди членов семьи поэта:

Александр, Анастасия, Мария, Григорий.

6. Чьи портреты А.С. Пушкина вам известны?

Тропинин, Ге, Кипренский, Малевич.

Учитель:

- 2-е испытание прошли успешно, молодцы!

3. Проверка домашнего задания.

1.3-е испытание: упражнение 474, стр. 184.

(Проверка домашнего задания)

Учитель: просмотр тетрадей с домашним заданием, работы над ошибками, каллиграфии, аккуратности).

2. Учитель:

Герои произведений А.С. Пушкина будут помогать вам, ребята, закреплять пройденное, узнавать новое. (На доске записан текст.)

На доске:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

(А.С. Пушкин)

Задания:

1. Назвать произведение поэта («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

2.Объяснить лексическое значение слова очи (глаза).

3. Определить, какой частью речи являются выделенные слова.

Учитель(опрос теоретического материала) :

- Какая часть речи занимает одно из главных мест нашей речи?

(имя существительное. Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи).

- На какие вопросы может отвечать имя существительное?

- Что оно обозначает?

- Какие грамматические признаки имеет эта часть речи?

- Какими членами предложения может быть имя существительное?

- Приведите примеры имен существительных из произведений А.С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Учитель:

- Продолжаем изучение темы «Имя существительное.»

Сегодня поговорим об именах существительных одушевленных и неодушевленных.

Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

/ /

одуш. неодуш.

/ /

кто? что?

Задание: Рассмотрите рисунки (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», перечислите живые существа, вещи, изображенные на рисунках.

- Какие из них отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Вывод. Правило стр. 186!

Одушевленные имена сущ. отвечают на вопросы кто?

Неодушевленные имена сущ. отвечают на вопрос что?

5. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником: выполнить упражнение № 478 стр. 186 по заданию письменно. (Наглядность – портрет няни).

В имени царя Салтана и в сказках Пушкина нет ничего загадочного. Заглянем в его записи сказок со слов Арины Родионовны: «Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними». Конец сказки Пушкин записал так: «Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой». (По М.В. Горбаневскому).

2. Работа с текстом по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» (текст раздается учащимся на листах:

Долго царь был неутешен,

Но как быть?

И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

А. Пушкин.

Задание к тексту:

Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски, остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка) .

Дополнительный вопрос: Что говорило зеркальце? (Ответ оценивается)

6. Возьмите на заметку!

И.п.

Схема: Сущ. мн.ч.: Р.п. : И.п.=В.п. – неодуш.: народы

В.п. : Р.п. = В.п. – одуш. : кукла

Учитель:

-Деление на одуш. и неодуш. у существительных не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Например, названия растений считаются неодушевленными сущ., а слова: кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь - относятся к одушевленным.

К неодуш. относятся также слова: народ, толпа, взвод, стая, группа, молодежь, крестьянство, детвора и др.

7. Закрепление.

Игровое упражнение.

Учитель произносит слова, а учащиеся должны хлопнуть в ладоши , если считают, что имя существительное одуш. :

Человек, трава, цветы, медведь, земля, вол, бегемот, волк, стол, собака, ромашка, дерево, нога, девочка, чашка, дитя, ведро, очи, кошка, ребенок, дама, дом, семья, карандаш, весло, снеговик, мадам, кукла, валет.

8. Возьмите на заметку!

В художественной литературе и фольклоре широко используется прием олицетворения – изображение неживых существ как живых. Например : «Уж небо осенью дышало», «Петушок…стал стречь его границу», «Молва трубит», «Что же зеркальце в ответ?».

9. Домашнее задание.

§ 90 стр. 186, записи в тетради «Возьмите на заметку!» , упр. 482 стр. 187

10. Итог урока, оценки за урок.



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.