25.3.2008
Профориентационный классный час
Профориентационный классный час«Моя профессия - педагог»в форме круглого столадля учащихся 9 «Э» классаМОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»Составил: учитель технологии и физики Бирюков Юрий Алексеевич, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Актуальность: Мой сын Егор и его одноклассники (учащиеся 9 «Э» класса школы №2) уже второй год вместе с классным руководителем Цветковой Н.А. и школьным психологом Душиной И.А. много времени посвящают обсуждению выбора профиля обучения в 10 классе, техникуме, ВУЗе и знакомству с разнообразием специальностей и профессий, среди которых даже в нашем городе можно потеряться. Многие мамы и папы учеников нашего класса согласились принять участие в классных часах, рассказать об особенностях выбранной профессии, организовать экскурсии на свои рабочие места. Я, как и другие родители, хочу помочь своим детям в выборе будущей профессии, поэтому подготовил такой классный час. Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями профессии «педагог», способствовать осознанному выбору будущей профессии. 2. Повышать престиж учительской профессии. 3. Содействовать развитию творческих способностей детей. Подготовка: • Разработка сценария классного часа. • Анкетирование детей и родителей, анализ анкет. • Приглашение для выступления всех родителей класса, чья профессия связана с • воспитанием и обучением детей. • Подготовка выступлений родителей, учащихся. • Поиск фотографий, рассказывающих о работе родителей-педагогов. • Выбор музыкального сопровождения. Оборудование: • Бумага для записей, ручки. • Фотографии из семейных фотоальбомов. • Плакаты, распечатанные для оформления доски: «Профессионально значимые качества личности педагога», «Профессиональные противопоказания для работы педагогом», «Вопросы для обсуждения за круглым столом». • Магнитофон. Содержание классного часа: «Благородна и ответственна миссия учителя, преподавателя, воспитателя. Никакая другая профессия не имеет такого важного общественного предназначения и ни к одной из них не предъявляется таких высоких требований». Из материалов Всесоюзного съезда работников народного образования 1. Вступление. (Звучит лирическая музыка. Ведущий читает стихи). Ведущий. Когда сентябрь у школьного порога Рассыплет нежных флоксов лепестки, Начнется наша трудная дорога, Как говорят, с нетронутой доски. Пусть будет меньше праздников, чем буден, Но тот, кто стал учителем, поймет, Какое счастье – быть полезным людям, Учить Его Величество – Народ! Нести ему дар мудрости и знанья, И доброты своей сердечный свет – Нет на земле ответственней призванья, Почетнее и радостнее нет. Бессмертными идеями очерчен, Пусть будет труд наш честен до конца, И нам тогда откроются навстречу Сограждан юных чистые сердца. И пронесут они, как эстафету, Как память об учителе своем, Стремленье – краше сделать Землю эту, Планету, на которой мы живем. Свои мысли об учителе в этих строчках воплотил поэт Герман Крупин. 2. Представление гостей учениками класса своих родителей - педагогов. Ведущий. Сегодня мы будем говорить о профессии педагога. Каждый день, приходя в школу вы встречаетесь со своими учителями, школьными психологами, педагогами-организаторами, руководителями кружков, тренерами, социальными педагогами. Когда были маленькими, ходили в ясли и садик, там вы общались с воспитателями, логопедами и нянечками. Кому-то, возможно, повезло или не повезло и у вас был домашний гувернер. Кто-то занимается дополнительно с репетитором. В нашем классе 4 мамы и 1 папа выбрали профессию педагога. Прошу ребят представить ученикам своих родителей и рассказать об их работе. Ученики класса представляют своих родителей – педагогов. • Демина Вера: моя мама работает воспитателем в детском саду №12. • Бирюков Егор: мои родители – педагоги. Мама Марина Николаевна работает логопедом, а папа Юрий Алексеевич - учитель технологии и физики в школе №2. • Сосов Антон: мама долгое время работала учителем, после переезда на другое место жительства сменила работу. • Чесноков Антон: мама уже 17 лет работает учителем начальных классов, с 1994 г. в школе №2. • Мэр класса о классном руководителе: Нина Александровна работает в школе около тридцати лет. 3. Выступление родителей – педагогов и классного руководителя. Ведущий. Задумывались ли вы когда-нибудь, как и почему все эти люди связали свою работу с воспитанием и обучением детей? Что повлияло на их выбор профессии? Счастливы ли они на работе? Не хотят ли они поменять место работы? Слово родителям – педагогам. Каждый из гостей рассказывает о том, почему и как стал педагогом, об интересных случаях, об особенностях работы, о качествах, которыми должен обладать педагог. • Ведущий классного часа Бирюков Ю.А. рассказывает о себе: «В моей семье много педагогов. Папа был учителем, тетя тоже была учителем. Я пошел учиться по стопам отца. Он и тогда, и сейчас работал учителем физики и директором Григорьевской сельской школы. Поступил в МПГИ… Мне казалось, это благородно, когда можно что-то сделать для детей…» • Бирюкова Марина Николаевна говорит о том, что «хотела учить или лечить детей. Выбрала среднее между врачом и учителем – стала логопедом. Многие близкие говорили, что мне эта работа подходит по характеру. Хотела помочь детям, поддержать тех ребят, которые стремятся к знаниям, к познанию мира, но в силу каких-то причин не могут…» • Чеснокова Нина Владимировна рассказывает, что «профессия педагога привлекала её с детства. Уже в шестом классе выполняла общественное поручение - вожатая октябрят-второклассников. Потом в старших классах посещала педкласс на базе школы №11, участвовала с учителями младших классов в подготовке мероприятий и уроков, в «Дни Дублера» всегда проводила уроки в среднем звене. Когда пришло время выбирать вуз, долго определялась только с факультетом и городом, с вузом всё было понятно…» • И т.д. 4. Обсуждение за круглым столом. Рассматривание фотографий, принесённых родителями. Приблизительный план и вопросы для обсуждения за КРУГЛЫМ СТОЛОМ: 1. В каком возрасте было принято решение о поступлении в педагогический вуз? 2. Что послужило основной причиной для принятия этого решения? 3. Где и на кого учились? Что запомнилось из студенческой жизни будущих педагогов? 4. Какие качества личности позволили Вам стать педагогом? 5. Интересные или запомнившиеся случаи из жизни, связанные с работой педагогом. 6. Ваши увлечения, как они связаны с работой? 7. Плюсы и минусы Вашей работы? Особенности Вашей специальности? 8. Представляете ли Вы себя на другой работе? Хотите ли поменять работу? Что Вас останавливает? 9. Какими качествами должен обладать молодой человек, решивший связать свою жизнь с педагогикой? 10. Посоветуете ли Вы своим детям или их одноклассникам стать педагогами? 5. Профориентационные игры-упражнения. Ведущий. Я предлагаю всем сейчас поиграть. Первая игра «Один день из жизни профессионала». Инструкция к игре. Сейчас мы совместными усилиями, работая в парах, составим рассказ о типичном трудовом дне работника педагогического труда с вашей точки зрения. Но особенность этого рассказа в том, что он должен состоять из одних существительных. Например, трудовой день врача можно представить так: «прием - пациент – планерка - вызов -...». А теперь давайте то же проделаем с профессией «Педагог». Итог первой игры: сравнение цепочек-рассказов детей с цепочками, составленными родителями-педагогами, нахождение общего и различий с целью осознания типичного и специфического в профессиональной деятельности педагога. Вторая игра «Звёздный час». Предлагается разделить класс на 2 команды. Инструкция к игре. В жизни каждого профессионала, кроме будней, есть свои радости, приятные минуты, «звездные часы». Сейчас, в течение 3-5 минут по группам опишите ваше представление о «звездном часе» учителя. Это может быть все что угодно, от ряда маленьких радостей до грандиозного события. Итог второй игры: узнать у гостей, был ли в их профессиональной жизни «звездный час», как часто это бывает, у всех ли их коллег это было, выслушать мнения детских команд, помочь ребятам лучше осознать положительные стороны профессии и соотнести с собственным представлением о профессиональном счастье педагогов. Третья игра «Кто есть кто?» Инструкция к игре. Напишите на листочках 5 своих ярких, отличительных качеств вашей личности. Представьте, что сейчас уже 2018 год. Прошло 10 лет. Вы уже взрослые, осуществили свою мечту, получили профессию, стали тем, кем хотели быть - педагогом. Теперь из записанных вами пяти качеств выделите 3, которые помогут вам стать хорошим профессиональным педагогом к 2018 году. Итог третьей игры: сравнить выделенные детьми качества, благодаря которым они могут стать педагогами, со списком «Профессионально значимых качеств личности» (Приложение 1). 6.Итоги анкетирования учащихся и родителей класса по теме «Профессия – педагог». Ведущий. Готовясь к классному часу, вы и ваши родители отвечали на вопросы «Анкеты». Подведём итоги. Все ваши родители переживают за выбор профессии своим ребёнком, готовы дать советы. Большинство родителей не хотят, чтобы дети стали педагогами, чаще всего из-за сильной занятости на работе и маленькой зарплаты. Ученики чаще причиной нежелания работать педагогом называют отсутствие необходимого для этой профессии терпения лично у них. Но среди учеников вашего класса есть такие, кто допускает, что через два с половиной года, возможно, будет поступать в педагогический вуз! Причинами такого решения они называют: желание работать с детьми, любовь к маленьким детям, желание пойти по стопам родителей, стремление стать похожими на своих школьных педагогов. 7. Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя? Ведущий. Один французский философ говорил: «Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать». Педагогический труд должен быть любимым делом, и тогда дети будут любить педагога. Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя? Ответы родителей-педагогов и классного руководителя. Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю». «Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом». Кроме того, существуют медицинские противопоказания: заболевания органов пищеварения (язвенная болезнь и др.); нервно-психические заболевания (неврозы и др.); значительное снижение остроты слуха; ярко выраженные дефекты речи. Ведущий. В учебниках по педагогике можно встретить список негативных качеств личности педагога - по другому «Профессиональные противопоказания для работы педагогом». (Приложение 2) Чтобы нам с вами определить эти качества используем метод Дельфи. В древности мудрецы греческого г. Дельфи собирались для решения важных общественных проблем. Они садились кругом, и каждый должен был написать, как решить проблему. Мы сделаем так: пустим 2 листа (по часовой и против часовой стрелки), на которых каждый из вас запишет одно негативное качество, которое недопустимо в личности педагога. Повторяться нельзя. А потом сравним написанное вами с «Профессиональными противопоказаниями для работы педагогом». 8. Заключение. Ведущий. Почему же мы - учителя, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность в последнее время, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя? Ответы родителей-педагогов и классного руководителя: Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями: • это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям; • стремление жить активно, в вечном движении; • тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия); • это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа; • и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает. Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?». Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего... Ведущий. Пути получения профессии Педагогические училища, колледжи, педагогические высшие учебные заведений. 9. Рефлексия. Ведущий. Предлагаю по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на классном часе, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения (записаны на доске): • Я узнал, что профессия педагога … • Я думаю, что после сегодняшнего разговора… • Я понял, что в будущем… 10. Список литературы и сайтов, использованных для создания классного часа: • Сухомлинский В.А. 100 советов учителю. - Киев, 1979. • Мудрость воспитания: книга для родителей /Сост. Бим-Бад Б.М. – М.: Педагогика, 1987. • Энциклопедия современного учителя. – М.: Астрель, 2000. • http://www.library.novouralsk.ru/dep-abiturient-WORLD-OF-OCCUPATIONS-9.html • http://www.tula.net/tgpu/new/New/prof_ped/tema1.html Приложение 1 Профессионально значимые качества личности педагога (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах) • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем); • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.); • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика); • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно); • общительность (педагогический такт, коммуникабельность); • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность); • альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других); • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость); • толерантность – терпимость, снисходительность к людям; • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость); • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»; • интеллигентность (обаяние, духовность); • современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками); • доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить); • креативность (творчество). Приложение 2 Профессиональные противопоказания для работы педагогом (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах) • беспечность • нерешительность • подозрительность • капризность • вспыльчивость • злопамятность • некоммуникабельность • эгоизм • мнительность • несдержанность • равнодушие • зависимость • мстительность • высокомерие • холодность • безалаберность • импульсивность • легковерие • обидчивость • нервозность • необязательность • завистливость • рассеянность • неуверенность в себе • наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.) • нравственная распущенность • рукоприкладство • грубость и жестокость • беспринципность • безответственность • некомпетентность в области преподаваемого предмета • низкий уровень общительности • пассивность
Архив »»
|