25.3.2008
«Как я буду воспитывать своего ребёнка»
КЛАССНЫЙ ЧАС «КАК Я БУДУ ВОСПИТЫВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА»ЧАУПЕНКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МОУ «Лицей №11»Участники: учащиеся 10-го класса, классный руководитель. Задачи: 1) способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к близким людям; 2) сформировать представления об основных направлениях воспитания детей; 3) раскрыть первостепенное значение семьи в воспитании ребенка; 4) развивать представления о значимости семейных реликвий и традиций в процессе воспитания. 1) Классный руководитель готовит необходимое оборудование, разбивает учащихся на 4 группы. 2) Учащиеся получают задание подготовить семейные реликвии и рассказ о них. 3) Оформляется кабинет. 4) Учащимся заранее предлагается обдумать вопросы: *дети в семье: зачем они родителям? *почему дети хотят быть взрослыми? *воспитание ненасилием: возможно ли это? *как воспитывать ребенка, чтобы его личность состоялась? 5) Проводится анкетирование учащихся по вопросам: - считаешь ли ты, что проблема «отцов и детей» в твоей семье стоит остро? - ты считаешь, что воспитание младших родственников – дело их родителей и не предпочитаешь в него вмешиваться. - считаешь ли ты, что в твоем воспитании есть «пробелы»? - раздражает ли тебя общение с младшими по возрасту? - ремень – это лучшее средство воспитания? - часто ли взрослые отмахиваются от твоих проблем? - ты считаешь, что иметь детей – это лишние проблемы? - раздражает ли тебя, когда родители пытаются поговорить с тобой «по душам»? - считаешь ли ты, что в дела детей нужно вмешиваться меньше? - ты будешь воспитывать своих детей по-другому? Ответ «да» оценивается в 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 .Если вы набрали от 20 до 15 баллов – необходимо пересмотреть свои взгляды на семейные взаимоотношения, т. к. они ведут к конфликтам и взаимонепониманию. Если вы набрали от 15 до 10 баллов – ваши взгляды на воспитание детей можно считать удовлетворительными, но следует выработать более серьезный подход. Если вы набрали менее 10 баллов – за воспитание ваших будущих детей можно не беспокоиться. Оформление кабинета На доске – тема классного часа и эпиграф: «Все дети есть божьи дети, нам только доверено их воспитание» На стенах высказывания о семье и воспитании: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Н.Толстой) «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми». (Р. Роллан) «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». (В.Г. Белинский) «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми». (Ж.-Ж. Руссо) «Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством». (Филдинг) «Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора». (Т. Филлер) «Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает». (Колеридж) «Берегите слезы своих детей, чтобы они могли проливать их на ваших могилах». (Конфуций) Ход мероприятия Учитель. Здравствуйте мои дорогие взрослые люди, ибо я твердо уверена, что каждый из вас уже считает себя взрослым. Сегодня нам с вами предстоит решить важную проблему: как бы вы хотели воспитать своего будущего ребенка. Когда семью свою создам Я разрешу им завести Рожу я двух детей Собаку и кота – Их назову по именам - За них ответственность нести Наташа и Андрей. От ушек до хвоста. Я приучу их к доброте, Я обещания держу, К любви их приучу; Но коль момент такой, Чтоб правду говорили мне, Я все, как есть, ему скажу, А лжи я не хочу. Назначив срок другой. И наказанье для детей - И если вы мечтаете Наш долгий разговор О вашем малыше, Об их поступках и делах, То все мои советы А может, даже спор. Вам будут по душе. В итоге к истине придем (Марианна Вишневская) Без криков и угроз. Поймет малыш, что ложь вредна Без лишних детских слез. Давайте подумаем, какие факторы оказывают наибольшее влияние на воспитание ребенка? (Учащиеся перечисляют, а учитель записывает на доске). - семья и родители - школа и учителя - пример взрослых людей - окружение и среда - определенные жизненные ситуации и т.д. Задание первое. Проводится по принципу дебатов. Каждая группа вытаскивает по жребию вопрос, предлагавшийся для самоподготовки, и высказывает свою точку зрения. Учащиеся других групп пытаются сбить их с мысли, задавая «коварные» вопросы, которые заранее ими подготовлены. На экране – 10 золотых заповедей воспитания (презентация). Задание второе. «Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями». (Бичер) Учащимся предлагается выбрать из группы семейную пару. Каждая из пар должна решить семейное противоречие, касающееся воспитания ребенка. 1 пара: «Мама хочет, чтобы ребенок посещал музыкальную, художественную школы и курсы английского языка, а отец против такой нагрузки на ребенка. Разрешите противоречие». 2 пара: «Ребенок отпрашивается на ночную дискотеку в другом конце города. У родителей разошлись мнения». 3 пара: « Ребенок капризничает и просит купить дорогую игрушку. Отец желает побаловать ребенка и купить ее, а мать считает, что дома есть более важные финансовые проблемы». 4 пара: «Ребенок приходит в слезах с улицы и просит защитить от обидевших его сверстников. Отец собирается разобраться с обидчиками, а мать против таких мер». Задание третье. Учитель: Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. (С.Брандт) Каждой группе выдается по три лепестка красного и белого цвета. На красных лепестках пишутся выражения, которые не желательно употреблять при общении с детьми, а на белых – те, которые нужно употреблять как можно чаще. Затем из полученных лепестков составляется Цветок любви и Цветок обиды. Цветок любви Цветок обиды - ты сделал все очень хорошо - сколько раз тебе повторять… - ты у меня самый умный - все люди, как люди, а ты… - я бы никогда не сумела так - что ты ко мне пристала здорово это сделать и т. д. Задание четвертое. Учитель: В каждой семье есть свои реликвии и традиции. Нельзя прожить жизнь «Иваном, родства не помнящим». В каждой семье есть память о предыдущих поколениях и семейные реликвии, у каждой из которых своя история. Очень важно передать детям не просто сами реликвии, но семейную память о них. Я расскажу вам о реликвиях своей семьи (слайды презентации). История первая. Мой прадед вырос в семье священника и был назван Нилом в честь святого монаха. Его жизнь пришлась на сложные годы Революции, Гражданской и Отечественной войн и сталинских репрессий. Всю свою жизнь он трудился и стремился выполнять заповеди, полученные от отца, как бы трудно это ни было в то время. Как память о деде в нашей семье хранится старинная икона Святого Нила. История вторая. Учитель выносит черный ящик и просит учащихся отгадать: в ящике находится реликвия, которая есть в каждой семье. Это семейный альбом. Нужны ли семейные альбомы? Хранятся ли в вашей семье старые фотографии? Знаете ли вы их историю? История третья. Так случилось, что во время войны пропало большинство вещей, принадлежавших нашей семье. Среди оставшихся – фата моей бабушки, прабабушки моей дочери. Как красивы современные невесты в их расшитых блестками нарядах, но эта простая фата с пожелтевшими цветами напоминает о бабушкином счастье. История четвертая. После войны детям было очень сложно учиться, не хватало самого необходимого: ручек, карандашей, тетрадей, но самой главной ценностью была книга. В нашей семье хранится самая первая книга, подаренная моей маме – «Жизнь растений» К.А. Тимирязева. История пятая. Во время войны, через деревню, где жила моя маленькая мама, проходили советские войска. Один из солдат, подняв маму на руки, сказал, что она очень похожа на его дочку. Уходя в бой, он дал маме ложку и сказал, что если выживет – вернется за ней. Солдат не вернулся, и ложка хранится в нашей семье, как память о тех страшных днях. Учащимся предлагается рассказать об их семейных реликвиях. Задание пятое. Учитель: Как сказал Тиру Д, Аргувиль «Соблазняются лишь те, кто уже соблазнился». Речь пойдет о влиянии окружения на воспитание ребенка. Учащимся предлагается обсудить следующие ситуации. 1 группа. «Вы обнаружили сигарету в кармане вашего сына – восьмиклассника. Как вы поступите?» 2 группа. «Одноклассники собираются поехать на турбазу с ночевкой, отпустить ли с ними ребенка?» 3 группа. « Ваш ребенок звонит вам и сообщает, что все одноклассники уходят с урока. Он не знает, как поступить и спрашивает у вас совета». 4 группа. «Вы узнаете, что, ради развлечения, компания, с которой дружит ваш сын, ворует мелочи из магазинов. Как вы поступите?» Учитель: Жизнь нельзя прожить без ошибок и подготовиться к ним невозможно, важно лишь помочь ребенку находить достойные выходы из жизненных ситуаций. Ибо, как сказал Н. Белоусов: Что может быть умнее философии Полученной шишки, В темноте жизни, Освещающей тебе дорогу. Задание шестое. Учитель: Читайте на ночь детям сказки. Откройте им волшебный мир. Коль – счастье – будет их кумир, То смогут жить и без подсказки. (Н. Белоусов) Каждой группе предлагается сочинить и озвучить маленькую сказку. Учитель: Как гласит пословица – сколько людей, столько и мнений. Есть разные взгляды на воспитание детей, и, надеюсь, каждый из вас вынес зерно истины из того, о чем мы с вами сегодня говорили. Народная мудрость говорит: Посеешь поступок – пожнешь привычку, Посеешь привычку – пожнешь характер, Посеешь характер – пожнешь судьбу. Список литературы 1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.,1988. 2. Маленкова Л.И. Классный руководитель: практические материалы. М., Педагогическое общество России, 2005. 3. Философская афористика. Заповеди, притчи, наставления/ Сост. П.С. Таранов, М.,1996. 4. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.,2004.
Архив »»
|