6.4.2009
Классный час
Классный час «Мы все такие разные»Цель: - создать ситуацию возможности прикоснуться к одной из причин нетерпимости в мире – различиям между людьми, - помочь участникам понять, что «непохожий» не значит «плохой», осознать «красоту различий», - дать возможность попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию, - развивать способность ставить себя на место другого человека, являющуюся основой толерантности. Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Прогнозируемый результат: - испытав неожиданные для себя чувства, участники смогут иначе относиться к проявлениям нетерпимости и их жертвам. - повысится уровень межличностных отношений в классе, - участники поймут необходимость нести ответственность за свое отношение к людям. Оборудование: - презентации - анкеты и их результаты - детские эссе и иллюстрации к ним - фисташки для упражнения (по две на участника) - цветные наклейки 4-5 цветов, - наборы фломастеров или карандашей тех же цветов, бумага - лист ватмана в форме вороны 1 этап. Подготовка. За 2 недели до классного часа в классном уголке вывешивается объявление (см. Приложение) Пожелавшие принять участие делятся на три группы: первая группа подбирает определения к понятиям, характеризующим слово «толерантность»; Вторая группа - пишет эссе на тему «Что значит быть «белой вороной»? Классный руководитель совместно с психологом и третьей группой проводит анкетирование учеников, родителей и учителей, работающих в данном классе. (см. Приложение) *В разработке классного часа использованы материалы Интернет-сайтов: www.tolerance.ru www.festival.1september.ru www.it-n.ru 2 этап. Классный час.
Вводная часть. Кл. рук. – Готовясь к нашей сегодняшней встрече, мы с вами отвечали на вопросы анкеты. Давайте посмотрим, какова оценка собственной толерантности у вас, ваших родителей и наших педагогов. (Анализ результатов анкетирования. Используется интерактивная доска) Нравится ли Вам наша школа?
Нравится ли Вам наш класс?
Вы любите оказывать помощь тем, кто в ней нуждается?
Считаете ли Вы, что людей с девиантным поведением следует изымать из общества?
Считаете ли Вы себя толерантным человеком?
Сегодня мы поговорим о том, чем отличаемся мы друг от друга, и что у нас общего – мы все такие разные! (Музыка)
1.Упражнение «ФИСТАШКИ» Цели: вызвать заинтересованность, создать позитивную атмосферу подготовить участников к дальнейшей работе; поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего. Кл. рук. - Я раздам вам по две фисташки в скорлупе. Прошу пока их не есть и не снимать скорлупу. (Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.) - Скажите, пожалуйста, Какие фисташки на ощупь? А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ? Как бы вы описали скорлупу? КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО? У фисташек одинаковые размер и форма? А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА? Фисташки одного цвета? А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА? Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ? Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук? А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ? Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ? Съешьте фисташки. Какие они на вкус? МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС? Можно ли делить фисташки на плохие и хорошие? А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ? Кл. рук. – Вы принимали участие в подготовке к нашему разговору, познакомились со словом «толерантность» и его значением. Как можно связать подобранные вами определения с теми вопросами, на которые вы сейчас отвечали?
(Выступление первой группы с определениями слов : милосердие, сострадание, прощение, сотрудничество, , терпимость, , человеческое достоинство. Высказывание мнений о взаимосвязи.)
Кл. рук. – Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. - Мы все такие разные! Хорошо это или плохо – мы попробуем разобраться. Предлагаю вам интересный творческий конкурс. В качестве жюри выступят наши гости (На классный час можно пригласить родителей, учителей, работающих в данном классе, старшеклассников). 2. Упражнение «Мир различий»
Цель: на практике осознать преимущества разнообразия в обществе; улучшить процессы коммуникации в группе. Вам потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой. Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случайным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Раздайте каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание - конкурсное, и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполнение задания. Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют. В качестве жюри пригласите гостей. Договоритесь с ними заранее. Позвольте группам представить свое название, лозунг и картину. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл Вы объявляете, что приз не получает никто. Спрашиваете собственное мнение участников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, скажите, что даете всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Вы можете незаметно направлять участников к принятию решения об объединении. Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, чтобы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте получившуюся картину на стену в классе или коридоре. Придумайте ей название. Обсуждение. Часть 1: трудно ли было найти людей своего цвета? что чувствовали члены самой многочисленной группы? что чувствовали все остальные, когда нашли «своих«? что чувствовал участник, который остался один? что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.? что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл? трудно ли было договориться и начать рисовать вместе? получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом? Часть 2: Приведите пример «красных», «зеленых» и «синих» в обычной жизни. Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной. В вашем городе живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благодаря разным людям. 3. «Белая ворона»
Цели: возможность попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию, помочь участникам понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от них и осознать «красоту различий». Кл. рук. – Вы отметили, что участник, который был один, чувствовал себя не очень комфортно. А ведь люди часто оказываются в такой ситуации, в положении «белой вороны». Легко ли это? Об этом рассуждали участники нашей второй группы. (Выступление второй группы.) Кл. рук. – Можете ли вы привести примеры ситуаций из вашей жизни, когда вы чувствовали себя «белой вороной»? (Высказывания детей) Никто не приготовился к уроку, кроме Володи, что делать? Все мальчишки в нашем классе курят, а я нет. Я «белая ворона»? Как мне быть? Все ушли с урока географии, кроме Маши, как быть? Кл. рук. – Давайте попробуем сформулировать советы для себя и других людей, как относиться друг к другу, чтобы не обидеть человека, который оказался в подобной ситуации. Ребята пишут советы на своих листках и афишируют их на общем листе в виде белой вороны. Появляются следующие советы: Вспомни себя, свои ощущения, когда ты сам оказывался в ситуации «белой вороны» (Кристина И.) чтобы не обидеть “белую ворону”, нужно самому встать на ее место (Вика Г..); я сама “белая ворона”, и уже ни на кого не обижаюсь и белых ворон не обижаю (Денис С.) не делать вид, что вы “выше других” (Лена А.); прислушиваться к мнению человека (Алина А..); быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями (Рита Р.); найти доброе начало в “вороне” (Павел Б..); воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами (Влад М.); не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир (Саша Д.) не надо дразнить “белую ворону” и делать вид, что ты отличаешься от нее (Артур А.) 4. Рефлексия. Кл. рук. – Что полезного для себя вы извлекли из сегодняшнего разговора? - Что нового открыли? - Что вас особенно удивило? - Не хотели бы вы поделиться с кем-нибудь опытом, который приобрели сегодня? (подвести к инициативе проведения самими ребятами подобных упражнений в младших 3-5 классах, созданию клуба «Мы – разные, и это – здорово!») 5. Итог. Кл. рук. – 2009 год в России объявлен Годом молодежи. Вы – будущее нашей страны, и от того, какими вы будете: терпимыми, милосердными, внимательными, великодушными – зависит и наша жизнь, жизнь людей, которые вас окружают. Пусть вам в этом поможет золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь чтобы люди относились к тебе»
Мы разные – в этом наше богатство.
Мы вместе – в этом наша сила
скачать документ [13.84 Mb]
Архив »»
|