4.3.2009
«Эффект бумеранга»
«Эффект бумеранга»Цель: углубить представление о трофической структуре сообщества на примере эффекта бумеранга. Задачи: 1. Развивать представления о взаимосвязях организмов в сообществе через явление эффекта бумеранга; 2. воспитывать ответственное отношение к природе на примере связей в цепях питания; 3. Развивать экоцентрическое мировоззрение; 4. Развивать умение работать индивидуально, в паре, группе; 5. Развивать мышление, память и речь учащихся. Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, тексты сообщений, бланки работы учеников, карточки с вопросами, выполненные учениками в качестве домашней работы. План урока: 1. Повторение изученного материала:
• Работа в парах по карточкам, подготовленным дома учащимися по домашнему заданию. Затем – работа в 4-ках. Выигравшему в паре – «5» в журнал. • Один ученик работает на электронной доске по заданию с лабиринтом; • Один ученик составляет цепь питания по предложенному материалу на доске и дает ей характеристику. • Один ученик у доски выполняет задание: Под микроскопом он открыл, что на блохе Живет блоху кусающая блошка, На блошке той - блошинка - крошка, В блошинку же вонзает зуб сердито Блошиночка … И так до бесконечности…. Дж. Свифт, поэт. Возможно ли такое? О чем на самом деле это стихотворение? 2. Работа с видеофрагментами или текстом на бланке ученика.
В наших садах на многих растениях, например, на розах, можно встретить огромное количество тли. Она своим мощным хоботком прокалывает покров растения и высасывает органические вещества. Её могут съедать божьи коровки. Однако, часто можно встретить на этом же растении множество муравьёв, которые атакуют…божьих коровок. Оказывается, тля не успевает переработать весь сок растения и его часть выделяет через анальное растение. Муравьи научились щекотать усиками тлю, получая сладкую жидкость. Взамен они «пасут» тлю, охраняя её от божьих коровок. На муравьёв тоже есть управа в виде кур, фазанов, индюков, которыми не прочь полакомиться и мы… Составьте возможные цепи питания. О каких взаимоотношениях между организмами идет речь в примере? В нашем примере муравьи не съедают тлю, наоборот, защищают. А колония тли размножается все больше и больше…Что же делать нам с тлёй?
Предложите возможные варианты. Один из вариантов – применение пестицидов – ядов, убивающих тлю. Долго искали сильный препарат, пока наконец …
Сообщение № 1 Базельскому химику Паулю Герману Мюллеру была присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины за обнаружение у некоего препарата поразительных инсектицидных свойств. С помощью именно этого препарата уда¬лось провести успешную борьбу с переносчиками малярии и сыпного тифа и искоренить эти за¬болевания в некоторых странах в 1965 году ни один человек не умер от малярии, тогда как в 1948 погибло 3 млн В январе 1944 года с помощью ДДТ была предотвращена эпидемия тифа в Неаполе. Это первая зимняя эпидемия тифа, переносимого вшами, которую удалось остановить. В Индии благодаря ДДТ человек. В соответствии с оценками Национальной академии наук США, ДДТ спас 500 миллионов жизней от малярии за время его применения до 1970 года. В Греции в 1938 году был миллион больных малярией, а в 1959 году всего лишь 1200 человек. В итальянской провинции Лация в 1945 году смертность от малярии за месяц составляла 65-70 человек, а после того, как стали применять ДДТ, она снизилась до 1-2 человек в 1946 году. Использование ДДТ в значительной степени избавило Индию от висцерального лейшманиоза (переносчиком которой является москит) в 1950-е и 1960-е годы. Препарат обладал чудесной эффек¬тивностью, широким спектром действия в соче¬тании с исключительной устойчивостью. Во время второй мировой войны ДДТ (дуст) ши¬роко использовался для борьбы с платяными вшами. Сразу после войны — для борьбы за уро¬жай. Так ли здорово применение ДДТ?
Сообщение № 2 Пик этой эйфории пришёлся на 1962 год, когда в мире были применены по назначению 80 миллионов килограммов ДДТ и произведены 82 миллиона килограммов. ДДТ обладает высокой устойчивостью к разложению: ни критичные температуры, ни ферменты, занятые обезвреживанием чужеродных веществ, ни свет неспособны оказать на процесс разложения ДДТ сколько-нибудь заметного эффекта. В результате, попадая в окружающую среду, ДДТ так или иначе попадает в пищевую цепь. Так, при исследовании одной экосистемы в озере Мичиган было обнаружено следующее накопление ДДТ в пищевых цепях: в донном иле озера — 0,014 мг/кг, в ракообразных, питающихся на дне — 0,41 мг/кг, в различных рыбах — 3-6 мг/кг, в жировой ткани чаек, питающихся этой рыбой — свыше 200 мг/кг.
Какой же мы можем сделать вывод? Так вот, тема нашего урока – эффект бумеранга.Что такое бумеранг? Почему наш урок так назван?
Ещё один пример этого эффекта – болезнь Минамата.
Сообщение № 4 Болезнь «дышащих деревянных кукол», или болезнь Минамата, — страшное заболевание Впервые жертвой этого недуга стали жители Японии, употреблявшие в пищу рыбу, выловленную в реке Минамата. Болезнь проявлялась в ограничении поля зрении вплоть до полной слепоты и нарушении координации движения (отсюда и название). На реке Минамата в Японии располагалась хи¬мическая фабрика, на которой для получения поливинилхлорида в качестве катализатора при¬менялась ртуть. Содержащие ртуть неочищенные стоки предприятия попадали в реку, а из реки в бухту около городка Минамата. Концентрация ртути в рыбе увеличивалась до 5—20 мг/кг, пос¬ле чего она уже не была в состоянии нормально плавать и становилась легкой добычей (ее вы¬лавливали даже с помощью сачка). Характерно, что пищевые отравления получила беднейшая часть населения, для которой подобные уловы составляли большую часть пищевого рациона.
2. Рефлексия.
Какой мы можем сделать вывод? Какими законами Б. Коммонера мы можем коротко выразить главную мысль урока?
Домашнее задание: 4. Предложите безвредные способы сохранения здоровья и урожая.
Архив »»
|