4.3.2009
«Эффект бумеранга»
«Эффект бумеранга»Цель: углубить представление о трофической структуре сообщества на примере эффекта бумеранга. Задачи: 1. Развивать представления о взаимосвязях организмов в сообществе через явление эффекта бумеранга; 2. воспитывать ответственное отношение к природе на примере связей в цепях питания; 3. Развивать экоцентрическое мировоззрение; 4. Развивать умение работать индивидуально, в паре, группе; 5. Развивать мышление, память и речь учащихся. Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, тексты сообщений, бланки работы учеников, карточки с вопросами, выполненные учениками в качестве домашней работы. План урока: 1. Повторение изученного материала:
![](../data/razdel/215/publ/10698/59403652.jpg)
• Работа в парах по карточкам, подготовленным дома учащимися по домашнему заданию. Затем – работа в 4-ках. Выигравшему в паре – «5» в журнал. • Один ученик работает на электронной доске по заданию с лабиринтом; • Один ученик составляет цепь питания по предложенному материалу на доске и дает ей характеристику. • Один ученик у доски выполняет задание: Под микроскопом он открыл, что на блохе Живет блоху кусающая блошка, На блошке той - блошинка - крошка, В блошинку же вонзает зуб сердито Блошиночка … И так до бесконечности…. Дж. Свифт, поэт. Возможно ли такое? О чем на самом деле это стихотворение? 2. Работа с видеофрагментами или текстом на бланке ученика.
![](../data/razdel/215/publ/10698/00957699.jpg)
В наших садах на многих растениях, например, на розах, можно встретить огромное количество тли. Она своим мощным хоботком прокалывает покров растения и высасывает органические вещества. Её могут съедать божьи коровки. Однако, часто можно встретить на этом же растении множество муравьёв, которые атакуют…божьих коровок. Оказывается, тля не успевает переработать весь сок растения и его часть выделяет через анальное растение. Муравьи научились щекотать усиками тлю, получая сладкую жидкость. Взамен они «пасут» тлю, охраняя её от божьих коровок. На муравьёв тоже есть управа в виде кур, фазанов, индюков, которыми не прочь полакомиться и мы… Составьте возможные цепи питания. О каких взаимоотношениях между организмами идет речь в примере? В нашем примере муравьи не съедают тлю, наоборот, защищают. А колония тли размножается все больше и больше…Что же делать нам с тлёй?
![](../data/razdel/215/publ/10698/46732766.jpg)
Предложите возможные варианты. Один из вариантов – применение пестицидов – ядов, убивающих тлю. Долго искали сильный препарат, пока наконец …
![](../data/razdel/215/publ/10698/58086950.jpg)
Сообщение № 1 Базельскому химику Паулю Герману Мюллеру была присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины за обнаружение у некоего препарата поразительных инсектицидных свойств. С помощью именно этого препарата уда¬лось провести успешную борьбу с переносчиками малярии и сыпного тифа и искоренить эти за¬болевания в некоторых странах в 1965 году ни один человек не умер от малярии, тогда как в 1948 погибло 3 млн В январе 1944 года с помощью ДДТ была предотвращена эпидемия тифа в Неаполе. Это первая зимняя эпидемия тифа, переносимого вшами, которую удалось остановить. В Индии благодаря ДДТ человек. В соответствии с оценками Национальной академии наук США, ДДТ спас 500 миллионов жизней от малярии за время его применения до 1970 года. В Греции в 1938 году был миллион больных малярией, а в 1959 году всего лишь 1200 человек. В итальянской провинции Лация в 1945 году смертность от малярии за месяц составляла 65-70 человек, а после того, как стали применять ДДТ, она снизилась до 1-2 человек в 1946 году. Использование ДДТ в значительной степени избавило Индию от висцерального лейшманиоза (переносчиком которой является москит) в 1950-е и 1960-е годы. Препарат обладал чудесной эффек¬тивностью, широким спектром действия в соче¬тании с исключительной устойчивостью. Во время второй мировой войны ДДТ (дуст) ши¬роко использовался для борьбы с платяными вшами. Сразу после войны — для борьбы за уро¬жай. Так ли здорово применение ДДТ?
![](../data/razdel/215/publ/10698/24977393.jpg)
Сообщение № 2 Пик этой эйфории пришёлся на 1962 год, когда в мире были применены по назначению 80 миллионов килограммов ДДТ и произведены 82 миллиона килограммов. ДДТ обладает высокой устойчивостью к разложению: ни критичные температуры, ни ферменты, занятые обезвреживанием чужеродных веществ, ни свет неспособны оказать на процесс разложения ДДТ сколько-нибудь заметного эффекта. В результате, попадая в окружающую среду, ДДТ так или иначе попадает в пищевую цепь. Так, при исследовании одной экосистемы в озере Мичиган было обнаружено следующее накопление ДДТ в пищевых цепях: в донном иле озера — 0,014 мг/кг, в ракообразных, питающихся на дне — 0,41 мг/кг, в различных рыбах — 3-6 мг/кг, в жировой ткани чаек, питающихся этой рыбой — свыше 200 мг/кг.
![](../data/razdel/215/publ/10698/67053850.jpg)
![](../data/razdel/215/publ/10698/88806034.jpg)
![](../data/razdel/215/publ/10698/22887554.jpg)
Какой же мы можем сделать вывод? Так вот, тема нашего урока – эффект бумеранга.Что такое бумеранг? Почему наш урок так назван?
![](../data/razdel/215/publ/10698/08335344.jpg)
Ещё один пример этого эффекта – болезнь Минамата.
![](../data/razdel/215/publ/10698/59926374.jpg)
Сообщение № 4 Болезнь «дышащих деревянных кукол», или болезнь Минамата, — страшное заболевание Впервые жертвой этого недуга стали жители Японии, употреблявшие в пищу рыбу, выловленную в реке Минамата. Болезнь проявлялась в ограничении поля зрении вплоть до полной слепоты и нарушении координации движения (отсюда и название). На реке Минамата в Японии располагалась хи¬мическая фабрика, на которой для получения поливинилхлорида в качестве катализатора при¬менялась ртуть. Содержащие ртуть неочищенные стоки предприятия попадали в реку, а из реки в бухту около городка Минамата. Концентрация ртути в рыбе увеличивалась до 5—20 мг/кг, пос¬ле чего она уже не была в состоянии нормально плавать и становилась легкой добычей (ее вы¬лавливали даже с помощью сачка). Характерно, что пищевые отравления получила беднейшая часть населения, для которой подобные уловы составляли большую часть пищевого рациона.
![](../data/razdel/215/publ/10698/49723348.jpg) 2. Рефлексия.
![](../data/razdel/215/publ/10698/07488207.jpg)
Какой мы можем сделать вывод? Какими законами Б. Коммонера мы можем коротко выразить главную мысль урока?
![](../data/razdel/215/publ/10698/47549394.jpg)
Домашнее задание: 4. Предложите безвредные способы сохранения здоровья и урожая.
Архив »»
|