4.3.2009
«Когда цветет папоротник?».
«Когда цветет папоротник?»Цель: Познакомить учащихся с особенностями отдела папоротниковидные. Задачи: 1. Образовательные: Формировать понятие о папоротниках как представителях высших споровых растений через выполнение лабораторной работы. Отрабатывать знание терминологии. Продолжить формирование понятия о взаимосвязи организма и среды обитания. 2. Развивающие: Продолжить формирование умения составлять рассказ по схеме, развивать умение работать в группе. Развитие внимания, мышления, речи. 3. Воспитательные: Познакомить с традициями праздника Ивана Купала, воспитывать умение выслушивать чужое мнение Оборудование: Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор, презентация, гербарии папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа, микроскоп, микропрепарат « Спорангии папоротника». Карточки с названиями стадий развития папоротника, Бланк работы ученика для каждого. Тип урока: комбинированный Форма урока: В ходе урока каждый ученик выставляет себе баллы за правильные небольшие ответы в бланк ученика. По окончании урока, учитель, проверяя выполнение лабораторной работы, может по сумме баллов поставить дополнительную оценку ученику, стимулируя таким образом познавательную активность. I. Стадия вызова У русского народа есть замечательный праздник – День Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. Девушки под музыку исполняют русский народный танец. (Нажать на значок на верхней левой фотографии слайда). Затем девушки беседуют: - А ты в лес собираешься? - зачем? - Как зачем? Искать волшебный цветок папоротника. -Ой, я совсем забыла…Пойдем. Включается вторая мелодия по ссылке на нижней левой фотографии. Под эту музыку девушки ходят около растений класса, ищут папоротники, рассматривают их, присев, засыпают. Слайд № 1.
Так когда же цветет папоротник? Сегодня мы узнаем об этом на нашем уроке. II. Стадия осмысления 1. Как вы думаете, что произойдет с человеком, если он найдет цветок папоротника? Почему многие поколения стремятся его найти? ( ребята выдвигают идеи, а учитель на доске « вытаскивает» запрятанные слова, если их предлагают ребята). Так ребята знакомятся с народными обрядами. Слайд № 3 ( до начала работы)
2. Прежде, чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Что же мы будем искать в лесу? На доске один ученик «сортирует» растения на Папоротники и нет, объясняя свой выбор. ( Идет повторение признаков групп растений.) Слайд № 4.
3. Чтобы подробнее познакомиться со строением папоротника, давайте выполним лабораторную работу ( Работа выполняется самостоятельно на бланке ученика. На работу отводится 7 минут). Лабораторная работа Строение ПАПОРОТНИКОВ Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям Оборудование: Гербарии папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа, микроскоп, микропрепарат « Спорангии папоротника». Ход работы: 1. Рассмотрите предложенные объекты. Найдите вегетативные органы и спорангии. 2. Заполните таблицу: Строение папоротника. Отдел Щитовник мужской Наличие корней Наличие побегов Особенности строения листьев Особенности строения стебля Способ размножения Место образования спор 3. Рассмотрите под микроскопом спорангии папоротника. Найдите споры. Какие они? Для чего их так много в одном спорангии? Вывод: Заполните пропуски в тексте: Папоротники – высшие растения, потому что они имеют …………………………… Т. к. папоротники размножаются …………………………….. , то они относятся к ……………………… растениям. Спорофитом у папоротника является…………… ……………………………………………………………………………………………………. Гаметофитом -………………………………………………………….., образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции ……………………… .и ……………… Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы …………………………….. 4. После выполнения лабораторной работы, закрепляем знания при работе со слайдом № 6, полученные в ходе нее. Слайд №6 4. Мы знаем, как выглядят папоротники, но где их искать, где они обитают? Слайд №7 5. Работая в группе по 4 человека, попробуйте предложить, каким должен быть цветок папоротника, исходя из времени суток, места обитания, возможного опылителя. Выслушиваются мнения групп. Затем идет обсуждение материала с помощью учителя. Выясняем, что цветок цветет ночью в темных и сырых местах, поэтому должен быть белым, наверное. Крупным или собранным в соцветия, чтобы быть опыленным. Скорее всего, с запахом, чтобы привлечь опылителя. Наверное, насекомоопыляемым, т. к. в густом лесу пол пологом мала вероятность ветра. 6. Учитель сообщает, что по народным преданиям, на поляне среди дремучего леса распускается перунов огнецвет. Посередине раскинувшихся перистых листьев, словно светящийся уголек, появляется цветочная почка. Растет это диво прямо на глазах и ровно в полночь с треском раскрывается, озаряя дивным светом всю поляну и громом сотрясая воздух и землю. Цветок яркий, алый. 7. Итак, это цветение папоротника неправдоподобно. Но как же тогда размножается папоротник? Слайд №8.
7. Итак, это цветение папоротника неправдоподобно. Но как же тогда размножается папоротник? Чтобы легче нам было работать, необходимо повторить основные термины о размножении. Сначала правая часть слайда закрыта с помощью « затенения экрана». Постепенно по мере объяснения терминов, она открывается. На эту работу к доске вызываются 2 ученика. Слайд № 9 8. Учащимся в группе по 4 человека предлагается с помощью отдельных табличек составить схему размножения папоротника из них. Учитель корректирует работу каждой группы наводящими вопросами. Затем предлагает на доске составить схему с помощью рисунков. Передвигая схемы, ученик составляет рассказ о размножении папоротников. С помощью маркера дописываются необходимые стрелочки.
9. В качестве закрепления, демонстрируется Элемент ЦОРов « Размножение папоротников», с авторским текстом о процессе. 10. По рисунку расскажите о размножении папоротника. Слайд № 12. III. Стадия рефлексии. 1. Вам предложено отгадать детскую загадку, объяснив ее смысл. После ответа ребят, учитель увеличивает папоротник так, чтобы было удобно пояснять загадку.
После ответа на вопрос просыпаются девушки, потягиваются: - Ты знаешь, я такой волшебный сон видела, будто бы папоротники и не цветут вовсе!.. - Правда?! Расскажи. - Пойдем, я теперь всем вместе нашим расскажу!... Девушки удаляются. Ну а вы, ребята, расскажите о том, что узнали на уроке дома своим родным. Спасибо всем! Сдайте ваши работы на бланках. Домашнее задание: Стр. 62-67, на выбор: 1.составить тест из 5 вопросов по типу а), б), в) по теме папоротники. 2.Составить кроссворд по теме 3.Сделать презентацию о папоротниках 4.Составить 5 « тонких» вопросов по теме ( ответ должен быть из одного или двух слов).
скачать документ [3.4 Mb]
Архив »»
|