182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

4.3.2009
Урок о русской выхухоли «Судьба зверя».

Цель: Познакомить учащихся с выхухолью как видом, находящимся на грани исчезновения.

Задачи:

1. Способствовать формированию знаний о русской выхухоли и причинах сокращения её численности.

2. Развивать умения взаимодействовать в группе, работать индивидуально, работать с текстом и анализировать полученную информацию.

3. Развивать мышление через познание причинно-следственных связей в природе.

4. Воспитывать экоцентрическое мировоззрение через эмоционально-чувственную сферу ребёнка, через познание.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ и Smart – технологий.

Методы, применяемые на уроке:

Проблемная беседа

Моделирование процесса

Индивидуальная работа

Групповая работа

Работа со Smart board

Оборудование:Компьютер, проектор, Smart board, подготовленная презентация, раздаточный материал: тесты для групп, Карточки с названием групп, бланки работы ученика, игровое поле, карточки с изображением выхухолей-самцов и самок.

Пояснительная записка:Данный урок адресован ученикам среднего и старшего возраста, для нашей школы это не имеет принципиального значения, т. к. уроки экологии у нас стоят в учебном плане с 5 по 9 класс. Мы бы рекомендовали нашу разработку в 7 классе при изучении темы по экологии « Устойчивость сообществ», или в 9 классе при изучении темы « Охрана сообществ». При отсутствии экологии как самостоятельного предмета целесообразно включить урок в 9 или 11 классе в программу по биологии, где изучается материал о Красной книге или включить его в план внеклассных мероприятий. В случае преподавания урока у старших ребят тексты о выхухоли для групп можно заменить заданиями по работе с Internet на туже тему.

Для 7 класса в заданиях для групп «Морфологов» и «физиологов» можно заполнить заранее левую часть таблицы, а правую заполняют учащиеся самостоятельно. В «сильном» классе можно предложить «пустую» таблицу, а ребята по тексту должны сами выделить и признак, и его объяснение. В старших классах учащиеся сами заполняют и первую графу таблицы при работе с текстом.

При работе с презентацией необходимо установить программы для Smart board, т. к. часть заданий предусмотрена в программе Notebook.

Ход урока:

I. Стадия вызова.


Сегодня мы с вами познакомимся с судьбой одного зверя, а точнее, зверька. К сожалению, судьбу этого зверька повторяют многие на нашей планете. По этому поводу известный поэт В. Берестов написал следующие строки:


Итак, на сегодняшнем уроке мы знакомимся с выхухолью, или ласково – хохуля.

II. Стадия осмысления.

1.Кто же этот таинственный зверёк? Для начала, давайте познакомимся с его родственниками (беседа о насекомоядных млекопитающих).


2. Одним из насекомоядных млекопитающих является выхухоль.

Ребята, а что вы знаете об этом зверьке ( ребята перечисляют)? Наверное, то что вы мало знаете об этом русском животном, которое было гордостью России в 19 веке, связано с 2 причинами. Какими? Мы об этом узнаем позже. А сейчас мы поближе познакомимся с выхухолью.


Работаем по группам с текстами на ваших столах. По итогам работы вам необходимо:

1. Заполнить бланк о выхухоли;

2. Выступить перед классом по своей теме.

Задание группе 1. « Географы»

Работаем по группам с текстами на ваших столах. По итогам работы вам необходимо:

1. Заполнить бланк о выхухоли;

2. Выступить перед классом по своей теме.

По тексту и предложенному рисунку найдите места, где обитает выхухоль. Отметьте в рассказе те части нашей страны, где выхухоли встречаются часто. Где редко, есть ли в нашей области? Заполните таблицу:

Ответьте на вопросы

1. Что изображено на карте?

2. Где выхухоль встречается чаще всего?

3. Где встречается реже всего?

4. Где нет выхухоли?

5. Есть ли в нашей области выхухоль?


Задание группе 2. « Морфологи»

Работаем по группам с текстами на ваших столах. По итогам работы вам необходимо:

1. Заполнить бланк о выхухоли;

2. Выступить перед классом по своей теме.

Особенности строения ( морфологии) выхухоли в связи образом жизни.

Особенность строения 1. Тело имеет компактную форму

2. На теле есть шерсть.

3. На ногах между пальцами есть перепонки

4. Слабо развиты глаза

5. Подвижный хоботок на голове

6. Ноздри с закрывающимися клапанами.

7. Хвост сжат с боков.

8. Подхвостовая железа.


Задание группе 3. «Физиологи»

Работаем по группам с текстами на ваших столах. По итогам работы вам необходимо:

1. Заполнить бланк о выхухоли;

2. Выступить перед классом по своей теме.

Особенности процессов жизнедеятельности. Какое значение имеют.

1. Образование мускуса

2. Осторожное поведение

3. Роет норы под берегом со входом из-под воды

4. Поглощает разную пищу.

5. Размножение



Задание группе 4. «Экологи»

Работаем по группам с текстами на ваших столах. По итогам работы вам необходимо:

1. Заполнить бланк о выхухоли;

2. Выступить перед классом по своей теме.


При подготовке ответа используется слайд, подготовленный в программе Notebook, на котором дети вписывают свои заметки.

3. Вот мы и познакомились с необычным зверьком – выхухолью. Но она нам мало знакома, т. к. редко встречается и находится на грани вымирания.

Как называется список видов, находящихся под угрозой?


4. Моделирование динамики численности зверька.

Группам учащихся даётся игровое поле:

Семья выхухолей: Матери Отцы ДЕТИ

Ход моделирования:На игровом поле размещаются по 1 самке и самцу в графы « Матери» и «Отцы». Далее детям предлагается самим выбрать, сколько в их «семье» родилось потомков ( число от 1 до 4 как это происходит в природе у выхухоли) и какого они пола, помещают потомков в «графу» «Дети». Больше изменять условия нельзя. Меняет условия лишь учитель, а дети меняют численность в зависимости от того, что он говорит:

1 сезон: 1 родившегося детёныша-самца съела лиса, вторая самочка погибла зимой из-за мороза.

2 сезон:

1. Все детеныши способны размножаться, они становятся родителями.

2. Размножение: у каждой самки родилось по 2 мальчика и 1 девочка.

3. Были съедены 2 любых самца и охотник поймал 1 самочку, все остальные перезимовали.

3 сезон:

1. Все детеныши способны размножаться, они становятся родителями.

2.Из-за бескормицы зимой самки были слабы и родили по одной самочке.

3. Кабан разорил гнездо с 1 самкой в каждой группе, съел и самку и приплод.

4. Вдоль места обитания выхухолей в вырубили лес, места обитания оказались подтопленными, половину особей не удалось спасти…

4 сезон:

Далее учитель ориентируется по ситуациям, сложившимся в каждой группе ребят Обычно после 3 года в такой ситуации появляются группы, содержащие особей только одного пола или семьи исчезают полностью. Обсуждается, в какой семье выжили потомки, в той, где рождается много потомков или мало?

Работаем с заданием по ссылке на программу Notebook со слайда:

В программе Notebook даётся задание распределить факторы, влияющие на численность выхухоли на 2 группы:


В результате работы с заданием , оно будет выглядеть так:


Существовали ли природные факторы в природе всегда? А антропогенные?

Так как же необходимо действовать, чтобы сохранить выхухоль?



III. Стадия рефлексии.

1. Чтение стихотворения.( стихотворение сочинено мною, Бовдуй Т. В.)




Ещё раз обращаемся к эпиграфу.

IV.Домашнее задание.




открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
скачать документ [1.06 Mb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.