182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

11.12.2008
Урок экономики в 10 классе

Урок экономики в 10 классе

Тема урока: «Функции денег»

Урок проводится в классе экономического профиля. На тему отводится 1 учебный час.

Основные понятия темы: деньги, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мера стоимости, мировые деньги.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор и экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Прочие материалы: раздаточные материалы (характеристики героев, тестовые задания по вариантам).

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок-соревнование: класс делится на 3 группы, целью которых является набрать наибольшее количество баллов к концу урока, отвечая на вопросы.

Цель урока: познакомить учащихся с функциями денег посредством артпедагогических технологий.

Задачи урока:

Образовательная – рассмотреть основные функции современных денежных средств.

Развивающая – посредством искусства (музыки, литературы, кино) развить интерес к предмету и процессу обучения в целом. Уметь анализировать конкретные ситуации и литературные описания применительно к теме урока.

Воспитательная – формирование экономической культуры учащихся и культуры общения, интереса к произведениям отечественной литературы и кинематографу.

Межпредметные связи: литература.

Ход урока:

1. Актуализация знаний. (3 минуты)

(Класс разделен на три группы, учащиеся сидят полукругом лицом к доске. Звучит припев песни из кинофильма «Сватовство гусара»).

- Мы с вами сейчас услышали отрывок песни «Денежки» из кинофильма «Сватовство гусара».

Вопрос: Как вы думаете, о чем у нас на уроке пойдет речь?

(Ответы учащихся: о деньгах).

Вопрос: Но ведь мы с вами на предыдущем уроке уже изучили, что такое деньги и какими свойствами они обладают. Что еще, на ваш взгляд, можно рассмотреть в этой теме?

(Ответы учащихся: виды денег, для чего нужны деньги и т.д.)

Вопрос: Как, по-вашему, относится к деньгам человек, поющий эту песню?

(Ответы учащихся).

- Сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться с функциями денег. (Слайд 2). Все вы ежедневно и не раз держите деньги в руках, берете взаймы или одалживаете их, совершаете покупки. Но, наверняка, никогда не задумываетесь о том, какую функцию выполняют деньги в данный момент времени.

Я не случайно попросила вас разделиться на группы и сесть таким образом. По ходу урока каждая группа, отвечая на вопросы и выполняя задания, будет получать баллы. Команда, набравшая максимальное количество баллов будет являться не только победителем нашего урока, но и получит некоторое преимущество, об этом преимуществе я расскажу ближе к концу урока. Кстати, кроме командной работы у вас будет возможность поработать индивидуально и получить оценку за урок. Будьте внимательны и активны! А теперь вернемся к теме нашего урока.

2.Объяснение нового материала. (15 минут)

Я ее уже озвучила – «функции денег».

Вопрос: Что вы понимаете под словом «функция»? А «функция денег»?

(Ответы учащихся).

Функция денег – это определенное действие или «работа» денег.

Моими непосредственными помощниками сегодня на уроке будут герои романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» - Остап Бендер, Ипполит Матвеевич Воробьянинов, отец Федор, монтер Мечников и другие герои этого замечательно произведения. Именно они будут вам демонстрировать «работу» денег и давать задания. (Слайд 3)

Вопрос: Кто читал это произведение или смотрел кинофильм? Ваше отношение к нему? (Ответы учащихся).

Вопрос: Какие функции денег вы можете назвать сейчас? (Ответы учащихся).

Вопрос: Какая функция денег является наиболее важной, на ваш взгляд? (Ответы учащихся).

- Конечно, наиболее важной функцией является использование денег в качестве оплаты товаров и услуг. Это функция – средство обращения. Не забывайте делать записи в тетради. (Слайд 4) Все покупается и продается за деньги, как грустно это не звучит, но это так!

Любой товар можно продать за деньги и на полученную сумму купить любой другой товар. Это свойство быстро и без издержек обмениваться на любой товар и услугу (ликвидность) определяет ценность денег и делает функцию денег как средства обращения наиболее важной.

Мы с вами, имея деньги, можем превратить их в товар: Д – Т, или можем продать что-нибудь, получив за это деньги: Т – Д, или, имея деньги, мы можем купить товар, а потом сразу же продать его за большую цену, т.е. с прибылью: Д – Т – Д, или наоборот, имея в избытке одну вещь, мы ее продаем для того, чтобы купить другую более необходимую нам вещь: Т – Д – Т.

А теперь действие денег при выполнении этой функции нам продемонстрирует отец Федор. (Переход по ссылке на 20 слайд и просмотр двух видеосюжетов и возврат на 4 слайд).

Вопрос: Какой схеме соответствуют данные видеосюжеты? (Ответы учащихся). За правильные ответы начисляются баллы.

Функцию «средство обращения» деньги могут выполнять, обладая определенными свойствами. На прошлом уроке мы с вами изучили их, давайте теперь вспомним. (Слайд 5). Каждая команда выбирает номер от 1 до 6 и отвечает на спрятанный за ним вопрос, за правильный ответ – два балла. Команда имеет право ответить на два вопроса минимум. Если какая-либо команда отвечает неправильно, то право на ответ получает команда, которая первой поднимет руку.

(Ответы на вопросы).

Первую функцию денег мы с вами рассмотрели. Второй, не менее важной функцией, является «мера стоимости» или «единица счета», то есть деньги являются измерителем ценности всех товаров и услуг. (Слайд 6) Пока не появились деньги, ценность каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем человеку, желающему купить чужой товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в топорах, овцах, стульях и т.д. при денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно лишь знать, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. А теперь наши герои продемонстрируют действие этой функции денег.

(Переход по гиперссылке на 22 слайд, просмотр видеосюжетов и возврат на 6 слайд.)

Ценность товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Таким образом, в качестве единицы счета деньги используются людьми для установления цен на товары и услуги.

Третьей функцией денег является функция «средство платежа». (Слайд 7)

Вопрос: Чем, по-вашему, отличается функция «средство обращения» от функции «средство платежа»? (Ответы учащихся. Если учащиеся не дают правильного ответа, то переходим на слайд 23 и смотрим видеосюжеты, затем возвращаемся на 9 слайд и снова задается этот вопрос.)

Ну что ж, давайте предоставим слово нашим героям. (Переход по гиперссылке на 21 слайд, просмотр видеосюжетов, затем возврат на 7 слайд.)

Функция «средство обращения» проявляется в непосредственном участии денег в процессе обмена, а «средство платежа» - движение только одних денег (уплата налогов, выплата заработной платы, взятка и т.д.) или движение денег не совпадающее с движением товара (покупка товара в кредит).

Вопрос: Какую еще функцию денег мы с вами не рассмотрели? (Ответы учащихся)

(Слайд 8): Функция «накопления богатства» или «запас ценности» - перенесение нынешних покупок на будущее. (Переход по гиперссылке на 23 слайд, просмотр видеосюжета, а затем возврат на 8 слайд).

Ценность денег состоит в их покупательной способности, т.е. в любой момент можно купить товар или услугу или ценную бумагу. В случае отсутствия инфляции деньги можно использовать как средство накопления богатства. Конечно, есть и иные способы сбережения богатства в настоящее время. Например, покупка ценных бумаг, недвижимости и пр.

Кроме перечисленных функций валюта нескольких стран выполняет еще одну функцию – «мировые деньги», т.е. это всеобщее платежное средство, применяемое в расчетах между странами. (Слайд 9)

Вопрос: Валюта каких государств выполняет функцию «мировые деньги»? (Ответы учащихся).

Вопрос: Почему наши герои не могут продемонстрировать действие этой функции? (Ответы учащихся).

3. Повторение и закрепление. (7 минут)

Мы с вами рассмотрели пять функций денег, давайте повторим их. (Слайд 10) (Учащиеся называют функции денег).

Вопрос: А всегда ли деньги выполняют в определенный промежуток времени только одну функцию? (Ответы учащихся). Конечно, нет, нам это докажут герои кинофильма. (Просмотр видеосюжета).

Вопрос: Какие функции денег вы увидели в этом видеосюжете? (мера стоимости, средство платежа, средство накопления)

А теперь подобное задание будет предоставлено каждой команде, максимальное количество баллов – 2.

Каждая команда по очереди смотрит видеофрагменты и называет, увиденные функции денег. (Слайды 11 – 13)

Молодцы! Справились и с этим заданием!

4. Обсуждение проблемы денег. (5 минут)

Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей. (Слайд 14). Древнегреческий поэт Софокл утверждал, что деньги меняют людей, делают их жадными.

Вопрос: Одинаково ли Остап Бендер и Ипполит Матвеевич относятся к деньгам? (Ответы учащихся)

Вопрос: Какие функции наиболее важны, на ваш взгляд, для Остапа, а какие для Ипполита Матвеевича? (Ответы учащихся)

Вопрос: А можете ли вы охарактеризовать наших героев Остапа и Кису с этой точки зрения? (Ответы учащихся)

Если учащимся трудно дать характеристику героев, то можно дать возможность прослушать отрывки из песен к кинофильму «Двенадцать стульев» или отрывок из текста романа «Двенадцать стульев». (Приложение 1)

Вопрос: А знаете ли вы, что такое синквейн? (Слайд 15)

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В нем автор выражает свое отношение к проблеме или предмету, человеку или какой-то ситуации.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.

Я написала следующие синквейны на наших главных героев (Переходим по гиперссылке на 24 и 25 слайд, затем возвращаемся на 17 слайд):

Бендер Воробьянинов

Молодой, энергичный Высокосветский, бывший

Ищет, находит, теряет. Ищет, надеется, боится.

Рио-де-Жанейро – это его мечта. Ресторан, девочки, лакеи, бриллианты.

Авантюрист! Прагматик!

Вопрос: Согласны ли вы с моей характеристикой? (Ответы учащихся)

(Если есть время, то можно учащимся дать задание – составить свой синквейн об одном из героев «Двенадцати стульев»)

5. Проверочная работа (7 минут).

- А теперь мне хотелось бы узнать, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Перед тем как вы получите варианты проверочной работы, давайте подведем итоги работы в группах.

(Подсчитываются баллы. Объявляются результаты).

Проверочная работа. (Слайд 16)

- Каждый из вас сейчас получит вариант с заданием, вернее двумя отрывками из романа «Двенадцать стульев», прочитав их, вы должны назвать функции, которые выполняют деньги и пояснить ваш ответ. Задание дифференцирована по уровням сложности. Уровень «А» - одна функция, 3 балла; уровень «В» - две функции, 4 балла; уровень «С» включает в себя «А» и «В» - три функции, 5 баллов. Время написания 5 минут.

(Учащиеся пишут работу. Сдают тетради).

- Ну, а теперь вернемся к тому преимуществу, которое получит команда, набравшая наибольшее количество баллов. К оценке за проверочную работу вам будет добавлен один балл.

6. Завершение урока. Подведение итогов.

- Наш урок подходит к концу. Давайте запишем домашнее задание (Слайд 17):

• В классических или современных литературных произведениях найти по два небольших отрывка, в которых описываются функции денег. Охарактеризовать их.

• Составить синквейн о деньгах с использованием пословиц или поговорок.

- Подводя итог всему вышесказанному, ответьте, пожалуйста, еще на два вопроса (Слайд 18):

• Можно ли сказать, что деньги выполняют одинаковые функции для всех людей, несмотря на их возраст, пол, положение в обществе? (Ответы учащихся)

• Изменяются ли функции денег со временем? (Ответы учащихся)

- Ну, а теперь вернем к песне, с которой мы начали урок, какие функции денег в ней упоминаются? (Прослушивание песни. Ответы учащихся. Можно оценить работу наиболее активных учеников.)

Но все же за стремлением заработать больше денег, мы не должны забывать человеческие отношения, вряд ли мы сможем купить дружбу, уважение, любовь и здоровье.

- Спасибо за урок!

Использованные материалы к уроку:

1. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой – М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Современная экономика. Лекционный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2001.

3. И. Ильф Е. Петров. Двенадцать стульев – М.: Высшая школа, 1982.

4. Отрывки из кинофильма «Двенадцать стульев». Творческое объединение «Экран», 1976. Режиссер Марк Захаров.

Приложение 1

Об Ипполите Матвеевиче Воробьянинове

Глава 2. Кончина мадам Петуховой.

« В голове Ипполита Матвеевича творилось черт знает что. Звучали цыганские хоры, грудастые дамские оркестры беспрерывно исполняли танго-амапа, представлялись ему московская зима и черный длинный рысак, презрительно хрюкающий на пешеходов. Многое представлялось Ипполиту Матвеевичу: и оранжевые упоительно дорогие кальсоны, и лакейская преданность, и возможная поездка в Канны».

Глава 20. От Севильи до Гренады.

« В кармане Ипполита Матвеевича лежала половина суммы, полученной концессионерами от старгородских заговорщиков. Это были большие деньги для отвыкшего от роскоши Воробьянинова…. Привычка тратить деньги легко и помпезно была ему присуща…»

Приложение (формат pps размер 71 мегабайт) скачать



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.