182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

11.12.2009
Урок экономики в 7 классе

Экономика

7 класс

Тема урока: «Торговля и обман»

Урок проводится в классе экономического профиля.

На тему отводится 1 учебный час.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Форма урока – урок-диалог с элементами игры «Аукцион». Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

Основные понятия темы:

• Торговля;

• Обмен;

• Цена;

• Качество;

• Обман;

• Аукцион;

• Реклама.

Цель урока: проиллюстрировать виды торгового обмана.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с правилами эффективной покупки, сформировать представление о природе обмана. Показать учащимся возможности самообмана при совершении покупок.

Развивающая – осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.

Воспитательная – донести до учащихся мысль, что «обман – это зло».

Техническое обеспечение:

Компьютер, проектор и экран.

Программное обеспечение:

Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Подготовка к уроку:

• Составление учителем презентации, подбор мультфильмов.

• Ученики должны приготовить сигнальные карточки для участия в аукционе.

• Приготовить символические деньги, либо сказать учащимся, чтобы принесли настоящие деньги – по 20-30 рублей (в конце урока они возвращаются).

• Учителю принести товары: рулон туалетной бумаги в темном пакете, упаковку жевательной резинки пластинками и бутылку «Пепси-Колы».

• Сделать закладки-памятки для каждого ученика.

Ход урока

1. Актуализация знаний (10 минут).

Слайд 1

- Мы с вами на предыдущих уроках познакомились с формами торговли, ее значением, но не рассмотрели один, на мой взгляд, очень важный аспект торговли. Он касается каждого из нас: меня, вас, ваших родителей. Ведь мы с вами все являемся покупателями.

- На слайде вы видите только часть названия темы сегодняшнего урока. (На слайде «Торговля и …»).

- Как бы вы продолжили название темы, исходя из того, что я сейчас вам сказала? (Ответы учащихся, они должны не только продолжить название темы, но и немного прокомментировать свою мысль). С чем мы можем сталкиваться в процессе обмена? (Ответы учащихся)

Переход на слайд 19, после просмотра возврат на первый слайд.

Если учащиеся не приходят самостоятельно к слову «обман», то им показывается отрывок из мультфильма «Крокодил Гена», в котором демонстрируется обвес покупателя.

- А теперь вы можете продолжить название темы? С чем нам приходится сталкиваться в процессе обмена? (Ответы учащихся).

- Скажите, пожалуйста, а часто ли вас обманывали продавцы? В чем это заключалось? (Ответы учащихся).

- Какие формы торгового обмана вы можете назвать? (Ответы учащихся).

Слайд 2

- Значит, в обмане покупателей повинны продавцы? (Ответ учащихся: да)

- А почему они обманывают нас, покупателей? (Ответ: чтобы получить больше прибыли, продать некачественный товар).

- Да, существует даже поговорка «Не обманешь – не продашь!». Вы согласны с этим утверждением? (Ответы учащихся).

Переход на слайд 17, после просмотра возврат на второй слайд.

Показ отрывка из мультфильма «Как старик корову продавал».

- Этот мультфильм подтверждает нам поговорку «Не обманешь – не продашь!» А что способствовало быстрой продаже коровы? (Ответы учащихся: реклама).

Слайд 3

- Можно записать первое правило покупателя: Рекламе не всегда можно верить! Я могу вам это доказать на другом примере – «Пепси Лайт – ноль калорий». Напиток «Пепси-лайт» преподносился в рекламе как не содержащий калорий. В ролике с фитнес-центром Юлия Бордовских говорила о «нуле калорий» в напитке. Но калории там есть, хотя и очень мало. Компанию заставили PepsiCo скорректировать рекламу. Кстати, теперь на этикетке «Пепси-лайт» можно увидеть все тот же «ноль калорий», но помеченный звездочкой. А в сноске поясняется: «Округлено».

- А давайте попробуем опровергнуть данную поговорку «Не обманешь – не продашь!». Неужели без обмана ничего продать нельзя? А могут ли быть ситуации, когда в обмане виноваты мы сами, покупатели? (Ответы учащихся).

- Давайте это проверим в ходе игры «Аукцион»!

2. Игра-аукцион (20 минут).

Слайд 4

- Вы – участники торгов, я – аукционист. У каждого из вас есть денежные средства, честно полученные от ваших родителей. Мы начинаем наши торги, но сначала познакомимся с правилами нашего аукциона:

• Аукцион немой: цену выкрикивать нельзя, необходимо поднимать сигнальную карточку;

• Шаг аукциона – от 50 копеек до 1 рубля, определяется аукционистом в зависимости от начальной цены продаваемого товара;

• Лот обязательно должен быть выкуплен победителем аукциона;

• Оплата производится в рублях сразу после выигрыша лота;

• Тот, кто нарушает правила аукциона, снимается с торгов.

Слайд 5

- Внимание! Внимание! Сегодня мы проводим супераукцион обычных товаров. Леди и джентльмены, дамы и господа, спешите и будьте активны! Первый лот – «Кот в мешке», но краткую справку об этом товаре я вам представлю.

Показывается мешок с товаром, краткая справка выводится на экран.

- Этот товар можно назвать гениальным изобретением человечества. Эта вещь была дефицитной в Советском Союзе и, кстати говоря, составляла оппозицию печатным изданиями, в основном газетам. Начальная цена – 1 рубль! Кто больше?

Учащиеся начинают торговаться. Товар продается тому, кто назовет максимальную цену.

Перед тем как отдать товар можно спросить:

- Как ты думаешь, что в мешке. (Ответ ученика).

- А это… туалетная бумага! Скажи, пожалуйста, ты доволен? (Ответ ученика).

- Не кажется ли тебе, что тебя обманули? Почему? (Ответ учащегося).

- Скорее всего, ты, конечно, разочарован, но разве я тебя обманула? Информация о товаре была представлена достоверная. Скажите, пожалуйста, какую ошибку совершил покупатель? (Ответы учеников: купил неизвестное).

Слайд 6

- Давайте сформулируем второе правило покупателя: необходимо иметь полную информацию о покупаемом товаре.

Слайд 7

- Господа ученики, объявляю второй лот! Жевательная резинка «Wrigley's Spearmint» (показ упаковки жевательной резинки). Стоимость жевательной резинки в магазине 10 рублей. Я объявляю начальную цену лота 2 рубля. Кто больше?

Дети начинают торговаться. Выигрывает торг ученик, назвавший максимальную цену.

- Я обещала жевательную резинку? (Ответ ученика). «Ригли»? (Ответ ученика). Получите! (Выдается только одна пластинка жевательной резинки. Ученик, скорее всего, высказывает недовольство).

- Я тебя в чем-то обманула? Договор о количестве или весе товара не заключался, речь шла только о названии товара. Покупатель должен винить только себя.

- Какую ошибку в данной ситуации совершил покупатель? (Ответы учащихся: не все узнал о товаре, не уточнил количество и т.д.)

Слайд 8

- Давайте сформулируем третье правило покупателя: необходимо знать количество покупаемого товара.

- Кстати, а задумывались ли вы, почему глазированные сырки с ростом цен на молоко практически не изменяются в цене? (Ответы учащихся). Все дело в том, что масса сырка постоянно уменьшается: сначала она составляла 50 г, затем – 45 г, а теперь – 40 г. Я веду речь о сырках нашего молочного комбината. С молоком они идут на ту же хитрость: масса молока в целлофановых упаковках не 1 л, а 900 г. Вы знали об этом? (Ответы учащихся).

- Ну теперь, наверное, вы все знаете о вариантах обмана, и больше обмануть вас будет невозможно! Но я попробую!

Слайд 9

- Я объявляю третий лот нашего аукциона! Дорогие ученики, вы, наверное, переволновались в ходе нашего аукциона и поэтому у вас пересохло в горле! Поэтому третьим лотом нашего аукциона будет пузырящаяся «Пепси-Кола». На торги выставляется 2 литра этого напитка! Спешите торговаться, тем более что вы приобретаете без обмана ровно 2 литра пепси-колы. Стоимость ее в магазине 35 рублей. На нашей распродаже начальная цена 10 рублей!

Ученики начинают торговаться. Выигрывает учащийся, назвавший максимальную цену.

- Получайте товар, но деньги, пожалуйста, вперед! (Получив деньги) Да, я обещала, что продам два литра Пепси-колы? (Ответ ученика: да)

- Куда вам ее перелить? Я же ничего не говорила о том, что продаю с бутылкой. Уважаемый покупатель, вам придется выпить 2 литра пепси-колы прямо сейчас! Вы не возражаете? (Ответ ученика. Затем учащемуся предлагается одноразовый стаканчик).

- Стаканчик в подарок к двум литрам пепси-колы. Если вас сейчас не мучает жажда, то предлагаю вам купить бутылку с крышкой за 5 рублей.

Так как два литра напитка выпить невозможно, то могут быть разные действия, все зависит от того, как поведет себя ученик.

- Если вас сейчас не мучает жажда, то предлагаю вам купить бутылку с крышкой за 5 рублей. (Ответ ученика)

Слайд 10

- Покупатель вновь совершил ошибку! Кто виноват в этом? (Ответы учеников: не узнал правила покупки).

-Давайте запишем четвертое правило покупателя: необходимо знать информацию об условиях продажи.

- Как вы знаете, торговля может быть товарами и услугами. Давайте посмотрим отрывок мультфильма, в котором демонстрируется самообман покупателя в сфере услуг.

Переход на слайд 18, после просмотра возврат на десятый слайд.

Показ отрывка из мультфильма «Жадный богач».

- Что нам демонстрирует этот мультфильм? (Ответы учащихся). Присутствует ли в нем обман или самообман? (Ответы учащихся).

3. Подведение итогов. Закрепление пройденного материала (10 мин).

- Уважаемые трижды обманутые покупатели! Скажите, пожалуйста, это я вас обманула или вы сами себя обманули в ходе аукциона? (Ответы учащихся).

Слайд 11

- Давайте сделаем вывод и запишем самое главное правило покупателя: Нельзя обмануть того, кто самообманывается!

- А теперь в качестве повторения правил покупателя давайте посмотрим эпизод из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Переход на слайд 16, после просмотра возврат на 11 слайд.

Показ отрывка из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

- Скажите, пожалуйста, знание какого правила покупателя пригодилось бы князю Киевскому? (Ответ учащихся: надо знать информацию об условиях покупки).

Слайд 12

- Какие выводы вы сделаете после сегодняшнего урока? (Ответы учащихся).

- В начале урока я вам ничего не сказала о цели нашего урока, можете ли вы сформулировать ее сейчас? (Ответы учащихся: изучить правила покупателей, узнать что нужно делать, чтобы не быть обманутыми и пр.) А чтобы вы помнили об этом, я приготовила для вас закладки «Памятка покупателя». (Раздача закладок).

Если остается время, то можно предложить следующие вопросы:

1. Где нас чаще всего могут обманывать?

2. Можно ли сказать, что мы сами себя обманываем, покупая нелицензионные диски?

4. Домашнее задание.

Слайд 13

- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: написать эссе на тему «Советы тому, кто не хочет быть обманутым продавцом».

5. Эпилог

-Уверена, что знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни, и перед тем, как совершить какую-либо покупку, вы хорошенько подумаете, а все ли я знаю о товаре, его количестве и условиях продажи? К сожалению, зачастую мы слишком самоуверенны и даже не предполагаем, что можем обмануться. Будьте внимательны, а если поедете в Египет, подумайте перед тем как сесть на верблюда бесплатно, как вы будете слезать с него!

Слайд 14

А закончить сегодняшний урок хочу словами А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Признание» сказал:

«Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!»

Конечно, это было сказано о любви, но, на мой взгляд, этот отрывок вполне может быть эпилогом нашего сегодняшнего урока.

Выставление оценок наиболее активным ученикам.

Используемый материал к уроку:

1. Мезенцева Т.В. Экономика для детей. – М.: Инфра-М, 2000.

2. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. – Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003.

3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экономика. – М.: Олимп АСТ Издательство, 1996.

4. Жадный богач. Мультипликационный фильм. Творческое объединение «Экран». Режиссер: А. Соловьев. 1980. URL: http://mults.spb.ru/mults/?id=695/

5. Крокодил Гена. Мультипликационный фильм. Киностудия Союзмультфильм, творческое объединение кукольных фильмов. Автор Э. Успенский. Режиссер Р. Качанов, 1969. URL: http://nashekino.sharereactor.ru/

6. Как старик корову продавал. Мультипликационный фильм. Творческое объединение «Экран». Автор: С. Михалков. Режиссер: А. Соловьев. 1980. URL: http://mults.spb.ru/mults/?id=132

7. Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультипликационный фильм. Студия анимационного кино Мельница. Кинокомпания СТВ. Режиссер: В. Торопчин. 2007. URL: http://nashekino.sharereactor.ru/



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.