11.12.2009
Урок экономики в 7 классе
Экономика 7 класс Тема урока: «Торговля и обман» Урок проводится в классе экономического профиля. На тему отводится 1 учебный час. Тип урока – урок усвоения новых знаний. Форма урока – урок-диалог с элементами игры «Аукцион». Урок сопровождается презентацией PowerPoint. Основные понятия темы: • Торговля; • Обмен; • Цена; • Качество; • Обман; • Аукцион; • Реклама. Цель урока: проиллюстрировать виды торгового обмана. Задачи урока: Образовательная – познакомить учащихся с правилами эффективной покупки, сформировать представление о природе обмана. Показать учащимся возможности самообмана при совершении покупок. Развивающая – осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы. Воспитательная – донести до учащихся мысль, что «обман – это зло». Техническое обеспечение: Компьютер, проектор и экран. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word. Подготовка к уроку: • Составление учителем презентации, подбор мультфильмов. • Ученики должны приготовить сигнальные карточки для участия в аукционе. • Приготовить символические деньги, либо сказать учащимся, чтобы принесли настоящие деньги – по 20-30 рублей (в конце урока они возвращаются). • Учителю принести товары: рулон туалетной бумаги в темном пакете, упаковку жевательной резинки пластинками и бутылку «Пепси-Колы». • Сделать закладки-памятки для каждого ученика. Ход урока1. Актуализация знаний (10 минут). Слайд 1 - Мы с вами на предыдущих уроках познакомились с формами торговли, ее значением, но не рассмотрели один, на мой взгляд, очень важный аспект торговли. Он касается каждого из нас: меня, вас, ваших родителей. Ведь мы с вами все являемся покупателями. - На слайде вы видите только часть названия темы сегодняшнего урока. (На слайде «Торговля и …»). - Как бы вы продолжили название темы, исходя из того, что я сейчас вам сказала? (Ответы учащихся, они должны не только продолжить название темы, но и немного прокомментировать свою мысль). С чем мы можем сталкиваться в процессе обмена? (Ответы учащихся) Переход на слайд 19, после просмотра возврат на первый слайд. Если учащиеся не приходят самостоятельно к слову «обман», то им показывается отрывок из мультфильма «Крокодил Гена», в котором демонстрируется обвес покупателя. - А теперь вы можете продолжить название темы? С чем нам приходится сталкиваться в процессе обмена? (Ответы учащихся). - Скажите, пожалуйста, а часто ли вас обманывали продавцы? В чем это заключалось? (Ответы учащихся). - Какие формы торгового обмана вы можете назвать? (Ответы учащихся). Слайд 2 - Значит, в обмане покупателей повинны продавцы? (Ответ учащихся: да) - А почему они обманывают нас, покупателей? (Ответ: чтобы получить больше прибыли, продать некачественный товар). - Да, существует даже поговорка «Не обманешь – не продашь!». Вы согласны с этим утверждением? (Ответы учащихся). Переход на слайд 17, после просмотра возврат на второй слайд. Показ отрывка из мультфильма «Как старик корову продавал». - Этот мультфильм подтверждает нам поговорку «Не обманешь – не продашь!» А что способствовало быстрой продаже коровы? (Ответы учащихся: реклама). Слайд 3 - Можно записать первое правило покупателя: Рекламе не всегда можно верить! Я могу вам это доказать на другом примере – «Пепси Лайт – ноль калорий». Напиток «Пепси-лайт» преподносился в рекламе как не содержащий калорий. В ролике с фитнес-центром Юлия Бордовских говорила о «нуле калорий» в напитке. Но калории там есть, хотя и очень мало. Компанию заставили PepsiCo скорректировать рекламу. Кстати, теперь на этикетке «Пепси-лайт» можно увидеть все тот же «ноль калорий», но помеченный звездочкой. А в сноске поясняется: «Округлено». - А давайте попробуем опровергнуть данную поговорку «Не обманешь – не продашь!». Неужели без обмана ничего продать нельзя? А могут ли быть ситуации, когда в обмане виноваты мы сами, покупатели? (Ответы учащихся). - Давайте это проверим в ходе игры «Аукцион»! 2. Игра-аукцион (20 минут). Слайд 4 - Вы – участники торгов, я – аукционист. У каждого из вас есть денежные средства, честно полученные от ваших родителей. Мы начинаем наши торги, но сначала познакомимся с правилами нашего аукциона: • Аукцион немой: цену выкрикивать нельзя, необходимо поднимать сигнальную карточку; • Шаг аукциона – от 50 копеек до 1 рубля, определяется аукционистом в зависимости от начальной цены продаваемого товара; • Лот обязательно должен быть выкуплен победителем аукциона; • Оплата производится в рублях сразу после выигрыша лота; • Тот, кто нарушает правила аукциона, снимается с торгов. Слайд 5 - Внимание! Внимание! Сегодня мы проводим супераукцион обычных товаров. Леди и джентльмены, дамы и господа, спешите и будьте активны! Первый лот – «Кот в мешке», но краткую справку об этом товаре я вам представлю. Показывается мешок с товаром, краткая справка выводится на экран. - Этот товар можно назвать гениальным изобретением человечества. Эта вещь была дефицитной в Советском Союзе и, кстати говоря, составляла оппозицию печатным изданиями, в основном газетам. Начальная цена – 1 рубль! Кто больше? Учащиеся начинают торговаться. Товар продается тому, кто назовет максимальную цену. Перед тем как отдать товар можно спросить: - Как ты думаешь, что в мешке. (Ответ ученика). - А это… туалетная бумага! Скажи, пожалуйста, ты доволен? (Ответ ученика). - Не кажется ли тебе, что тебя обманули? Почему? (Ответ учащегося). - Скорее всего, ты, конечно, разочарован, но разве я тебя обманула? Информация о товаре была представлена достоверная. Скажите, пожалуйста, какую ошибку совершил покупатель? (Ответы учеников: купил неизвестное). Слайд 6 - Давайте сформулируем второе правило покупателя: необходимо иметь полную информацию о покупаемом товаре. Слайд 7 - Господа ученики, объявляю второй лот! Жевательная резинка «Wrigley's Spearmint» (показ упаковки жевательной резинки). Стоимость жевательной резинки в магазине 10 рублей. Я объявляю начальную цену лота 2 рубля. Кто больше? Дети начинают торговаться. Выигрывает торг ученик, назвавший максимальную цену. - Я обещала жевательную резинку? (Ответ ученика). «Ригли»? (Ответ ученика). Получите! (Выдается только одна пластинка жевательной резинки. Ученик, скорее всего, высказывает недовольство). - Я тебя в чем-то обманула? Договор о количестве или весе товара не заключался, речь шла только о названии товара. Покупатель должен винить только себя. - Какую ошибку в данной ситуации совершил покупатель? (Ответы учащихся: не все узнал о товаре, не уточнил количество и т.д.) Слайд 8 - Давайте сформулируем третье правило покупателя: необходимо знать количество покупаемого товара. - Кстати, а задумывались ли вы, почему глазированные сырки с ростом цен на молоко практически не изменяются в цене? (Ответы учащихся). Все дело в том, что масса сырка постоянно уменьшается: сначала она составляла 50 г, затем – 45 г, а теперь – 40 г. Я веду речь о сырках нашего молочного комбината. С молоком они идут на ту же хитрость: масса молока в целлофановых упаковках не 1 л, а 900 г. Вы знали об этом? (Ответы учащихся). - Ну теперь, наверное, вы все знаете о вариантах обмана, и больше обмануть вас будет невозможно! Но я попробую! Слайд 9 - Я объявляю третий лот нашего аукциона! Дорогие ученики, вы, наверное, переволновались в ходе нашего аукциона и поэтому у вас пересохло в горле! Поэтому третьим лотом нашего аукциона будет пузырящаяся «Пепси-Кола». На торги выставляется 2 литра этого напитка! Спешите торговаться, тем более что вы приобретаете без обмана ровно 2 литра пепси-колы. Стоимость ее в магазине 35 рублей. На нашей распродаже начальная цена 10 рублей! Ученики начинают торговаться. Выигрывает учащийся, назвавший максимальную цену. - Получайте товар, но деньги, пожалуйста, вперед! (Получив деньги) Да, я обещала, что продам два литра Пепси-колы? (Ответ ученика: да) - Куда вам ее перелить? Я же ничего не говорила о том, что продаю с бутылкой. Уважаемый покупатель, вам придется выпить 2 литра пепси-колы прямо сейчас! Вы не возражаете? (Ответ ученика. Затем учащемуся предлагается одноразовый стаканчик). - Стаканчик в подарок к двум литрам пепси-колы. Если вас сейчас не мучает жажда, то предлагаю вам купить бутылку с крышкой за 5 рублей. Так как два литра напитка выпить невозможно, то могут быть разные действия, все зависит от того, как поведет себя ученик. - Если вас сейчас не мучает жажда, то предлагаю вам купить бутылку с крышкой за 5 рублей. (Ответ ученика) Слайд 10 - Покупатель вновь совершил ошибку! Кто виноват в этом? (Ответы учеников: не узнал правила покупки). -Давайте запишем четвертое правило покупателя: необходимо знать информацию об условиях продажи. - Как вы знаете, торговля может быть товарами и услугами. Давайте посмотрим отрывок мультфильма, в котором демонстрируется самообман покупателя в сфере услуг. Переход на слайд 18, после просмотра возврат на десятый слайд. Показ отрывка из мультфильма «Жадный богач». - Что нам демонстрирует этот мультфильм? (Ответы учащихся). Присутствует ли в нем обман или самообман? (Ответы учащихся). 3. Подведение итогов. Закрепление пройденного материала (10 мин). - Уважаемые трижды обманутые покупатели! Скажите, пожалуйста, это я вас обманула или вы сами себя обманули в ходе аукциона? (Ответы учащихся). Слайд 11 - Давайте сделаем вывод и запишем самое главное правило покупателя: Нельзя обмануть того, кто самообманывается! - А теперь в качестве повторения правил покупателя давайте посмотрим эпизод из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Переход на слайд 16, после просмотра возврат на 11 слайд. Показ отрывка из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник». - Скажите, пожалуйста, знание какого правила покупателя пригодилось бы князю Киевскому? (Ответ учащихся: надо знать информацию об условиях покупки). Слайд 12 - Какие выводы вы сделаете после сегодняшнего урока? (Ответы учащихся). - В начале урока я вам ничего не сказала о цели нашего урока, можете ли вы сформулировать ее сейчас? (Ответы учащихся: изучить правила покупателей, узнать что нужно делать, чтобы не быть обманутыми и пр.) А чтобы вы помнили об этом, я приготовила для вас закладки «Памятка покупателя». (Раздача закладок). Если остается время, то можно предложить следующие вопросы: 1. Где нас чаще всего могут обманывать? 2. Можно ли сказать, что мы сами себя обманываем, покупая нелицензионные диски? 4. Домашнее задание. Слайд 13 - А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: написать эссе на тему «Советы тому, кто не хочет быть обманутым продавцом». 5. Эпилог -Уверена, что знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни, и перед тем, как совершить какую-либо покупку, вы хорошенько подумаете, а все ли я знаю о товаре, его количестве и условиях продажи? К сожалению, зачастую мы слишком самоуверенны и даже не предполагаем, что можем обмануться. Будьте внимательны, а если поедете в Египет, подумайте перед тем как сесть на верблюда бесплатно, как вы будете слезать с него! Слайд 14 А закончить сегодняшний урок хочу словами А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Признание» сказал: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» Конечно, это было сказано о любви, но, на мой взгляд, этот отрывок вполне может быть эпилогом нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок наиболее активным ученикам. Используемый материал к уроку: 1. Мезенцева Т.В. Экономика для детей. – М.: Инфра-М, 2000. 2. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. – Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003. 3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экономика. – М.: Олимп АСТ Издательство, 1996. 4. Жадный богач. Мультипликационный фильм. Творческое объединение «Экран». Режиссер: А. Соловьев. 1980. URL: http://mults.spb.ru/mults/?id=695/ 5. Крокодил Гена. Мультипликационный фильм. Киностудия Союзмультфильм, творческое объединение кукольных фильмов. Автор Э. Успенский. Режиссер Р. Качанов, 1969. URL: http://nashekino.sharereactor.ru/ 6. Как старик корову продавал. Мультипликационный фильм. Творческое объединение «Экран». Автор: С. Михалков. Режиссер: А. Соловьев. 1980. URL: http://mults.spb.ru/mults/?id=132 7. Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультипликационный фильм. Студия анимационного кино Мельница. Кинокомпания СТВ. Режиссер: В. Торопчин. 2007. URL: http://nashekino.sharereactor.ru/
Архив »»
|