26.3.2009
Урок географии России. 9 класс
Урок географии России. Хозяйство.9 классТема урока: «Северо-Западный экономический район» Урок проводится в общеобразовательном классе. На тему отводится 1 учебный час. Тип урока – повторение и обобщение знаний, формирование и закрепление умений и навыков составлять характеристику района, читать, сопостав¬лять и анализировать тематические карты с применением дифференцированного подхода. Форма урока – проблемно-диалоговый с использованием АРТ-педагогики. Урок сопровождается презентацией Power Point. В заключении урока проводится тест, подводится итог работы, выставляются оценки. Основное содержание урока: 1. Состав, экономико-географическое положение. 2. Особенности природных условий и оценка природных ресурсов. 3. Характеристика субъектов федерации: Ленинградской, Новгородской, Псковской областей. 4. Выявление экономических и экологических проблем и перспективы развития экономического района. Цель урока: изучить характеристику хозяйства и населения экономического района. Задачи урока: Образовательная – изучение состава и географического положения района. Чтение тематических карт и установ¬ление взаимосвязей природно-территориальных комплексов Северо-Запада, использование раз¬личных источников географической информации, нахождение путей решения проблем и перспективы развития экономического района. Развивающая – установить взаимосвязь между хозяйственной деятельностью и экономическими проблемами региона. Воспитательная – знание культурно-исторических особенностей экономического района, Псковской области. Межпредметные связи: география, биология, экология, история, музыка. Техническое обеспечение: Компьютер, проектор, интерактивная доска. Программное обеспечение: Microsof Power Point, Microsoft Word. Средства обучения: Россия. Социально-экономическая карта. Контурная карта-задание, тест. Презентация «Ленинградская область», «Новгородская область», «Псковская область»; фотографии; музыкальные произведения композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова. Подготовка к уроку: • предложить индивидуальную и групповую подготовку к уроку; • заранее задать учащимся домашнее задание – повторить физико-географическое положение Северо-Западного района; • подготовить дополнительный материал, презентации по Ленинградской, Новгородской, Псковской областям. • приготовить и размножить тестовые задания. Учебная деятельность учащихся: • Выполнение практической работы: 1. Подпишите на контурной карте состав, государства и субъекты России, граничащие с Северо-Западным районом. 2. Обозначьте (значками) природные ресурсы, внутренние воды района Северо-Западного района. • Прослушивание сообщений учащихся по теме урока и запись в тетради основных выводов. • Просмотр презентации и проведение промежуточного контроля, выполнение заданий с использованием интерактивной доски. • Обсуждение экономических и экологи¬ческих проблем Северо-Западного экономического района. Домашнее задание: Учебник - §36, вопросы. Разработать пути решения проблем и экономического развития района. Составить картосхему «Бальнеологичские курорты Северо-Запада».* Составить туристический маршрут «Серебряное кольцо Северо-Запада».** Ход урока: Тема урока: Северо-Западный экономический район. Запись темы в тетрадь. Слайд 1. Состав, экономико-географическое положение. Называют состав и черты экономико-географического положения. Слайд 2. Цель урока: изучить характеристику хозяйства и населения экономического района. Определяют задачи урока. Называют черты экономико-географического положения. Слайд 3. Практическая работа. 1. Подписать на контурной карте состав, государства и субъекты России, граничащие с Северо-Западным районом. 2. Обозначьте (значками) природные ресурсы, внутренние воды района Северо-Западного района. Работа в контурной карте. Практическая работа. Слайд 4. Особенности природных условий и оценка природных ресурсов. Работа с атласом, контурной картой. Ленинградская область, общая характеристика. Слайд 5. Презентация «Ленинградская область». Сообщения учащихся. Выводы в тетради. Слайд 6-13. Новгородская область, общая характеристика. Слайд 14. Презентация «Новгородская область». Сообщения учащихся. Выводы в тетради. Слайд 15-20. Псковская область, общая характеристика. Слайд 21. Презентация «Псковская область». Сообщения учащихся. Выводы в тетради. Слайд 22-28. Обсуждение экономических и экологи-ческих проблем Северо-Западного экономического района. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: 1. Истощение минеральных ресурсов; 2. Сведение лесов, сокращение численности и видового разнообразия животных (норка, ондатра, бобр, куница, лисица, лось, глухарь); 3. Сокращение рыбных запасов (сиг, щука, судак, сом, атлантический лосось – Ленинградская область); 4. Высокий и средний уровень освоенности рекреационных ресурсов (лечебно-грязевых), туристские и религиозные паломнические маршруты по древнерусским православным городам и монастырям – Псков, Новгород, научный туризм – Санкт-Петербург. СОЦИАЛЬНЫЕ: 1. Смертность выше среднероссийского уровня; 2. Повышенная смертность мужчин трудоспособного возраста (55-58 лет); 3. Низкий уровень продолжительности жизни населения в целом по европейской части России – у женщин 63-70 лет; 4. Преобладание женского населения над мужским; 5. Старение населения; 6. Самый низкий естественный прирост населения: 10-15 человек на 1000 жителей. Общий вывод урока. Ответы учащихся: Заповедники международного (биосферные) и федерального значения: Полистовский, Рдейский (Новгор.о.); Заказники федерального значения: Ремдовский (Псковско-Чудское оз.); Национальные парки: Себежский, Валдайский (Новгор. о.). В силу ряда причин (разрушения Великой отечественной войны, удаленность от крупных экономических центров и др.) область во второй половине 20 века испытала (и продолжает испытывать) интенсивную депопуляцию, связанную с оттоком молодежи и, как результат, старением и естественной убылью населения. Если по переписи 1926 года в нынешних границах области жили 1678 тыс. человек, то к 1990 году население сократилось до 844 тыс., а к началу 2008 — до 705 тыс. При этом по темпам убыли населения Псковскую область превосходят только некоторые регионы крайнего Севера, откуда продолжается массовый выезд населения. В 1990-е годы Псковскую область неофициально называли «столица российской депопуляции», ее демографические показатели (прежде всего, половозрастная структура населения с большой долей старших возрастов) использовались в учебной литературе для иллюстрации соответствующих процессов. Слайд 29-31. Тестовые задания. Итоговый тест Тест с проверкой Тест-лабиринт (можно распечатать). Выполнение тестов. Слайд 32. Домашнее задание: Учебник - §36, вопросы. Разработать пути решения проблем и экономического развития района. Составить картосхему «Бальнеологичские курорты Северо-Запада».* Составить туристический маршрут « Серебряное кольцо Северо-Запада».** Основное задание; дифференцированное задание. Слайд 33.
скачать документ [21.82 Mb]
Архив »»
|