182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

26.3.2009
Урок географии России. 9 класс

Урок географии России. Хозяйство.

9 класс

Тема урока: «Северо-Западный экономический район»

Урок проводится в общеобразовательном классе.

На тему отводится 1 учебный час.

Тип урока – повторение и обобщение знаний, формирование и закрепление умений и навыков составлять характеристику района, читать, сопостав¬лять и анализировать тематические карты с применением дифференцированного подхода.

Форма урока – проблемно-диалоговый с использованием АРТ-педагогики. Урок сопровождается презентацией Power Point. В заключении урока проводится тест, подводится итог работы, выставляются оценки.

Основное содержание урока:

1. Состав, экономико-географическое положение.

2. Особенности природных условий и оценка природных ресурсов.

3. Характеристика субъектов федерации: Ленинградской, Новгородской, Псковской областей.

4. Выявление экономических и экологических проблем и перспективы развития экономического района.

Цель урока: изучить характеристику хозяйства и населения экономического района.

Задачи урока:

Образовательная – изучение состава и географического положения района. Чтение тематических карт и установ¬ление взаимосвязей природно-территориальных комплексов Северо-Запада, использование раз¬личных источников географической информации, нахождение путей решения проблем и перспективы развития экономического района.

Развивающая – установить взаимосвязь между хозяйственной деятельностью и экономическими проблемами региона.

Воспитательная – знание культурно-исторических особенностей экономического района, Псковской области.

Межпредметные связи: география, биология, экология, история, музыка.

Техническое обеспечение:

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение:

Microsof Power Point, Microsoft Word.

Средства обучения:

Россия. Социально-экономическая карта. Контурная карта-задание, тест.

Презентация «Ленинградская область», «Новгородская область», «Псковская область»; фотографии; музыкальные произведения композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова.

Подготовка к уроку:

• предложить индивидуальную и групповую подготовку к уроку;

• заранее задать учащимся домашнее задание – повторить физико-географическое положение Северо-Западного района;

• подготовить дополнительный материал, презентации по Ленинградской, Новгородской, Псковской областям.

• приготовить и размножить тестовые задания.

Учебная деятельность учащихся:

• Выполнение практической работы:

1. Подпишите на контурной карте состав, государства и субъекты России, граничащие с Северо-Западным районом.

2. Обозначьте (значками) природные ресурсы, внутренние воды района Северо-Западного района.

• Прослушивание сообщений учащихся по теме урока и запись в тетради основных выводов.

• Просмотр презентации и проведение промежуточного контроля, выполнение заданий с использованием интерактивной доски.

• Обсуждение экономических и экологи¬ческих проблем Северо-Западного экономического района.

Домашнее задание:

Учебник - §36, вопросы.

Разработать пути решения проблем и экономического развития района.

Составить картосхему «Бальнеологичские курорты Северо-Запада».*

Составить туристический маршрут «Серебряное кольцо Северо-Запада».**

Ход урока:

Тема урока: Северо-Западный экономический район.

Запись темы в тетрадь.

Слайд 1.

Состав, экономико-географическое положение.

Называют состав и черты экономико-географического положения.

Слайд 2.

Цель урока: изучить характеристику хозяйства и населения экономического района.

Определяют задачи урока.

Называют черты экономико-географического положения.

Слайд 3.

Практическая работа.

1. Подписать на контурной карте состав, государства и субъекты России, граничащие с Северо-Западным районом.

2. Обозначьте (значками) природные ресурсы, внутренние воды района Северо-Западного района.

Работа в контурной карте.

Практическая работа.

Слайд 4.

Особенности природных условий и оценка природных ресурсов.

Работа с атласом, контурной картой.

Ленинградская область,

общая характеристика.

Слайд 5.

Презентация «Ленинградская область».

Сообщения учащихся.

Выводы в тетради.

Слайд 6-13.

Новгородская область,

общая характеристика.

Слайд 14.

Презентация «Новгородская область». Сообщения учащихся.

Выводы в тетради.

Слайд 15-20.

Псковская область,

общая характеристика.

Слайд 21.

Презентация «Псковская область».

Сообщения учащихся.

Выводы в тетради.

Слайд 22-28.

Обсуждение экономических и экологи-ческих проблем Северо-Западного экономического района.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

1. Истощение минеральных ресурсов;

2. Сведение лесов, сокращение численности и видового разнообразия животных (норка, ондатра, бобр, куница, лисица, лось, глухарь);

3. Сокращение рыбных запасов (сиг, щука, судак, сом, атлантический лосось – Ленинградская область);

4. Высокий и средний уровень освоенности рекреационных ресурсов (лечебно-грязевых), туристские и религиозные паломнические маршруты по древнерусским православным городам и монастырям – Псков, Новгород, научный туризм – Санкт-Петербург.

СОЦИАЛЬНЫЕ:

1. Смертность выше среднероссийского уровня;

2. Повышенная смертность мужчин трудоспособного возраста (55-58 лет);

3. Низкий уровень продолжительности жизни населения в целом по европейской части России – у женщин 63-70 лет;

4. Преобладание женского населения над мужским;

5. Старение населения;

6. Самый низкий естественный прирост населения: 10-15 человек на 1000 жителей.

Общий вывод урока.

Ответы учащихся:

Заповедники международного (биосферные) и федерального значения: Полистовский, Рдейский (Новгор.о.);

Заказники федерального значения: Ремдовский (Псковско-Чудское оз.);

Национальные парки: Себежский, Валдайский (Новгор. о.).

В силу ряда причин (разрушения Великой отечественной войны, удаленность от крупных экономических центров и др.) область во второй половине 20 века испытала (и продолжает испытывать) интенсивную депопуляцию, связанную с оттоком молодежи и, как результат, старением и естественной убылью населения. Если по переписи 1926 года в нынешних границах области жили 1678 тыс. человек, то к 1990 году население сократилось до 844 тыс., а к началу 2008 — до 705 тыс. При этом по темпам убыли населения Псковскую область превосходят только некоторые регионы крайнего Севера, откуда продолжается массовый выезд населения. В 1990-е годы Псковскую область неофициально называли «столица российской депопуляции», ее демографические показатели (прежде всего, половозрастная структура населения с большой долей старших возрастов) использовались в учебной литературе для иллюстрации соответствующих процессов.

Слайд 29-31.

Тестовые задания.

Итоговый тест

Тест с проверкой

Тест-лабиринт (можно распечатать).

Выполнение тестов.

Слайд 32.

Домашнее задание:

Учебник - §36, вопросы.

Разработать пути решения проблем и экономического развития района.

Составить картосхему «Бальнеологичские курорты Северо-Запада».*

Составить туристический маршрут

« Серебряное кольцо Северо-Запада».**

Основное задание; дифференцированное задание.

Слайд 33.


скачать документ [21.82 Mb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.