24.12.2008
Урок русского языка
Зимняя сказка(Роль имён прилагательных в речи)Цель: • развивать умение распознавать имена прилагательные. • определить роль прилагательных в русском языке; • развивать творческое, вербальное, логическое мышление воспитывать чувство прекрасного, умения видеть красоту природы, желание выразить свои чувства. • воспитывать любовь к русскому языку Партитура урока «Роль имён прилагательных в речи»1. Экспозиция урока. Звучит музыка Вивальди «Зима». Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою, Блеснул мороз… И рады мы Проказам матушки-зимы! Учитель. Кто автор данного стихотворения? Дети. А. С. Пушкин Учитель. Такой предстала перед нами зима в описании Пушкина. А какой вы представляете себе зиму? Учитель. Кто-то скажет:”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха. Учитель. Сегодня мы будем создавать свою снежную сказку. 2. Завязка действия. Учитель. Рассмотрим 2 текста А. С. Пушкина: (без прилагательных и с прилагательными.) Под … небесами … коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Учитель. Какой из 2 текстов даёт более яркую, более эмоциональную зимнюю картину? Дети. Второй отрывок. Учитель. Какая часть речи «виновата» в создании такой образной зимней картины? Дети. Имя прилагательное. Учитель. Может ли речь существовать без имён прилагательных? Это мы сегодня узнаем на уроке. 3. Действие урока (развитие его сюжета) Учитель. Что такое имя прилагательное? Дети. Часть речи. Учитель. Что обозначает имя прилагательное? Дети. Имя прилагательное обозначает признак предмета. Учитель. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Учитель. Признаки каких предметов обозначают имена прилагательные в стихотворении А. С.Пушкина? Учитель. Запишите словосочетания в тетрадь. Под небесами (какими?) голубыми. Коврами (какими?) великолепными. Учитель. С какой частью речи связано имя прилагательное? Дети. С именем существительным. Учитель. Для чего использовал Александр Сергеевич имена прилагательные? Дети. Для описания. На доске появляется карточка с записью: Роль имени прилагательного описание Учитель. Первоначально у А.С. Пушкина эти строчки в черновике звучали так: Под голубыми небесами Необозримыми коврами Лежит, как саван, белый снег. Учитель. Поэт заменяет слово необозримыми на великолепными. Необозримый – огромный, беспредельный. Великолепный – роскошный, пышный, блестящий, ослепительный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудесный, сказочный. Лепый – красивый, хороший, прекрасный, благовидный. Великий – большой. Саван – белый покров (снега, зимы, поэтическое) Учитель. Прав ли Пушкин, что заменил прилагательные? Учитель. Что описывает А. С. в своём стихотворении? Дети. Снег. Учитель. - Снег у А.Пушкина всегда разный: • “сиянье розовых снегов” • “печальным снегом занесенный” • “веселый мелькает, вьется первый снег” Работа по картине А. А. Пластова «Первый снег» Учитель. Посмотрите на картину А. А. Пластова. Какое время года изобразил художник? Дети. Зиму. Учитель. Почему? Учитель. Картина называется «Первый снег», написал её Пластов Аркадий Александрович. Художник изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые снежинки. Двое малышей радуются приходу зимы, первому снегу. Учитель. Выберите прилагательные, которые подходят к описанию первого снега. Имена прилагательные. Весёлый, мягкий, колючий, великолепный, хрупкий, пушистый, блестящий, искристый, сверкающий, серый, яркий, вчерашний, изъеденный, лёгкий, липкий, мохнатый, талый, робкий, сильный, обильный, сильный. Дети. Снег (какой?) мягкий, пушистый, лёгкий, робкий, весёлый, искристый, блестящий. Учитель. Снег кружится и крупными хлопьями устилает землю. Белый, чистый, ещё рыхлый, он ложится на крыши домов, осыпает ветви старой берёзы в палисаднике. Снег очень к лицу земле, робкий и тихий, пушистый и мохнатый, укрыл землю, кружится, порхает, падает большими хлопьями. Всё вокруг сказочно преобразилось. Учитель. Какие прилагательные может употреблять диктор телевидения в сводке погоды для описания снегопада? Дети. Обильный, сильный. Физкультминутка. Разноуровневая самостоятельная работа. 1 уровень Самый первый снег … и … . Ложится он на … землю. Небо … , снежок … и … . (Списать ,вставить имена прилагательные) Слова для справок: робкий, тихий, чёрную, серое, белый, лёгкий. 2 уровень Сильный и спокойный январский снег. Тяжёлым холодным покрывалом лежит он на всём. (С. Иванов). ( Списать ,подчеркнуть имена прилагательные) Проверка. Учитель. Вывод. Для чего нам нужны имена прилагательные? Дети. Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь красивой и образной. Учитель. Послушайте музыку П. И. Чайковского «Святки. Декабрь». Опишите музыку именами прилагательными. Слова для справок: очаровательная, загадочная, равнодушная, печальная, тоскливая, ужасная, тревожная, весёлая, игривая, лёгкая, воздушная, кружевная, задорная, спокойная, поэтическая, грустная, робкая, тревожная, зимняя. Учитель. Какую картину можно нарисовать, услышав эту музыку. Учитель. Многих поэтов и художников вдохновляли зимние картины. Один ученик второго класса тоже решил написать сочинение о зиме. Послушайте его. Вот и пришла зима. Выпало много снега, кругом сугробы. Задули холодные ветры. Все ходят в шубах и болеют гриппом. Как хорошо зимой! Учитель. Вам понравился рассказ? Почему? Дети. Ученик для описания зимы употребляет 1 прилагательное. Нет описания снега. Учитель. Попробуем изменить, уточнить текст. Дети. Вот и пришла долгожданная зима! Она принесла много сильные вьюги, морозы. А сколько великолепия вокруг! Снег, словно мягкое белое покрывало, лежит повсюду.. Ребята рады зиме. Они катаются на санках и коньках, играют в снежки, строят крепости. Учитель. Давайте и мы с вами попробуем написать несколько строчек о зиме. ….снежинка ……пушинка …….летала ……упала Вывод. • Для чего же нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения предмета. Имена прилагательные украшают нашу речь, передают впечатление, задают настроение ) • Что именно уточняют имена прилагательные? (им. сущ.) Учитель. На фоне музыки дети читают стихи А. С. Пушкина о зиме. Какую радость дарит детям зима? Учитель. Мы сейчас побываем в роли художников. Нарисуем пальчиками снежную сказку. Звучит песня «Кабы не было зимы….» Задание на дом. Составьте рассказ из 3-4 предложений на тему «Зимушка – зима». Список литературы: Нечаева Н. В. Русский язык 2 класс Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников www.viki.rdf.ru детские презентации и электронные книги www.uroki.net Урок русского языка в 4 классе Тема: «Роль имен прилагательных в речи». festival.1september.ru Библиотечный час Здравствуй, зимушка-зима! (Стихи русских поэтов о зиме) Русский язык. Система Л.В. Занкова.2 класс/Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Архив »»
|