25.3.2008
Урок чтения
Образ учителя в рассказе Л.Кассиля «У классной доски»ЦЕЛИ УРОКА: - учить детей составлять словесные портреты героев по плану; ориентироваться в тексте; отрабатывать навык выборочного чтения; - развивать речь, мышление, память уч-ся, совершенствовать навык грамотного чтения, умение анализировать и делать выводы; - воспитывать у уч-ся нравственные качества: мужество, отвагу, умение постоять не только за себя, но и за других, чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к профессии педагога; ФОРМА УРОКА: урок - диалог о профессии учителя. ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, презентация, фонограммы, учебник « Литературное чтение» 4 класс, Кубасова О.В. карточки с качествами человека; ХОД УРОКА: 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА. ( слайд № 1 , 2) Ты уже проснулся? Здравствуй! Веточка стучит в окно, Умывайся, одевайся, Встало солнышко давно. Все проснулось: Лес и поле, Ждет тебя учеба в школе. Ты готов, мой юный друг, В царство знаний и наук? Если « ДА», то собирайся И в дорогу отправляйся. Здесь, от школьного порога, Ждет тебя дружок, Поверь мне, интересная дорога! -Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои любимые ученики. Сейчас у нас урок чтения. Мы с вами прибыли в школу с прекрасным настроением, поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов. II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. - Ребята я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Действительно, приходя в школу, вы попадаете в другой мир – мир знаний и стремлений, мир, в котором вы добиваетесь определенных результатов, получаете новые знания, учитесь общаться между собой, встречаетесь со своими друзьями и, конечно же, общаетесь с педагогами. А как вы думаете, кто такой педагог? ( ответы детей) - А какими качествами должен обладать хороший учитель? ( ответы детей) На фоне красивой музыки. ( слайд № 3,4,5,6) Учить, трудиться, думать смело, Шагать – дороги хороши… Нет в мире радостнее дела, Чем воспитание души! Наставникам – стихи и песни, Сверканье вдохновенных строк. Мудрейшая из всех профессий. Величью званья: « ПЕДАГОГ». Тот, кто стал учителем, поймет, Какое счастье – быть полезным людям. Учить Его Величество - Народ! Нести ему дар мудрости, и знанья, И доброты своей сердечный свет – Нет на земле ответственней призванья, Почетнее и радостнее – нет. - Вот такие замечательные слова о профессии учителя. Многие поэты и писатели посвятили свои произведения этой профессии. Наверное, потому, что в детстве у них были прекрасные, заботливые педагоги, такие как Ксения Андреевна из рассказа Льва Абрамовича Кассиля « У классной доски» Итак, тема нашего урока « Образ учителя в рассказе Л.Кассиля « У классной доски» (появляется слайд № 7) III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 1. Знакомство с биографией автора. -Интересно, а имел ли отношение к профессии педагога сам автор рассказа? Давайте сейчас узнаем. Об этом нам расскажут наши одноклассники, которые готовили сообщение о Льве Кассиле. ( биография автора) ( слайд № 8, № 9) 2. Проверка домашнего задания. - Ребята, дома вы уже познакомились с этим произведением, прочитали его и даже подготовили сжатый пересказ. - Расскажите, какие чувства, впечатления вы испытали после прочтения этого рассказа? ( ответы детей) - А что вас особенно взволновало? - О каком историческом времени говорится в этом произведении? (действие происходит во время Великой Отечественной войны) ( слайд № 10) - А что вы знаете об этой войне? - Чтобы вы еще более могли окунуться в атмосферу того времени, наши ребята подготовили небольшое сообщение о событиях той эпохи. ( сообщение ребят о В.О.В.) ( слайд № 11, 12,13) на фоне « Священная война» - Где происходит действие рассказа? - Давайте послушаем сжатый пересказ этого произведения? ( ребята анализируют пересказ, выставляют оценку) 3. Выборочное чтение. - Найдите в тексте и прочитайте, где происходят события в рассказе? - Прочитайте, где находилась сельская школа? Велись ли там занятия? - Почему на школьном дворе была вырыта траншея? - Как мирное население помогало красноармейцам? - Кто же является главными действующими лицами этого рассказа? - А кто такая Ксения Андреевна? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 4. Составление устного портрета учительницы по плану. ( план на слайде №14) - Портрет Ксении Андреевны (глаза, взгляд, жесты, волосы, походка); - Описание обстановки класса, в котором она трудилась более 30 лет; - Отношение к учительнице ее учащихся, жителей села, немецких разведчиков; - Черты характера Ксении Андреевны. - Поведение учителя во время столкновения с фашистами. 5. Чтение по ролям. - Сейчас мы с вами должны найти отрывок, где Ксения Андреевна разговаривает с Костей. Найдите, подготовьте чтение по ролям. ( после прочтения) - Скажите, каков в разговоре Костя? ( Костя в этом разговоре полон решимости спасти учительницу, но, чтобы обмануть фашистов, скрывает свои намерения) - А что пытается сделать Ксения Андреевна? ( она пытается остановить мнимое предательство мальчика) 6. Обобщение. - Давайте сделаем вывод, как же ребята относились к своей учительнице? ( ответы детей) - А сейчас, вам надо будет выбрать карточки с теми качествами, которыми обладали дети и учительница. ( слайды № 15, 16, 17) преданность школе желание отомстить врагу твердость честность мужество стойкость предательство страх любовь к Родине уважение к учителю дружба нерешительность трусость отвага застенчивость доброта ( 2 человека у доски выбирают качества, которые были присуще ребята из рассказа и учителю, остальные у себя на листочках) - Можем ли мы с вами считать, что ребятам из рассказа « У классной доски» повезло? Почему? ( Да, потому, что они учились у такого педагога, как Ксения Андреевна). IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ. - Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много рассуждали о профессии учителя, на примере Ксении Андреевны узнали, какими качествами должен обладать педагог? Каждый из вас через несколько лет определит свою дорогу в мир профессий, но сейчас я прошу вас закончить следующее предложение: ( слайд №18) «Я бы выбрал профессию учителя потому, что….» ( на фоне « Школьного вальса») ( детские ответы) - Очень быстро пролетит время, вы и не заметите, как закончите школу. А ваши учителя будет всегда о вас помнить. А вы? ( слайд № 19) ( читают стихи наизусть дети) 1-й. Не смейте забывать учителей! Они о вас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. 2-й. Им не хватает этих встреч нечастых, И сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из наших ученических побед. 3-й. Они нас ждут. Они следят за нами. И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех…. 4-й. Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей! V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ( слайд № 20) Написать эссе о своем любимом учителе. Урок окончен.
скачать документ [3.32 Mb]
Архив »»
|