182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

открыть картинку в новом окне 27.11.2009
Урок литературы в 10 классе

Псковская область, город Великие Луки,

МОУ «Лицей №10»,

учитель русского языка и литературы Шведова Наталья Владимировна.

Урок литературы в 10 классе

Наш Пушкин

Поэзия А.С.Пушкина дорога каждому истинно русскому человеку. Ежегодно встречаясь на уроках литературы с творчеством великого русского гения художественного слова, школьники совершают для себя небольшие, а часто и довольно значительные открытия. Душевные струны ребёнка может затронуть волшебство сказок, рассказанных поэту Ариной Родионовной, факты пушкинской биографии могут навеять мысль о силе духа и яркости, неординарности личности поэта, стихотворения и поэмы – оставить след в душе своим лиризмом и гуманностью. Таким образом, к 9 классу ученик имеет уже своё собственное представление о поэте и по-своему связан с ним тёплыми, живыми нитями.

Девятиклассников ждёт глубокое, серьёзное знакомство с биографией и лирикой А.С.Пушкина, в которой каждый ученик найдёт то, что близко только ему одному. Поэтому после изучения жизнеописания поэта и уроков, посвящённых лирике, можно провести заключительный урок, на котором ученики отметят те стороны поэтического творчества поэта, которые им особенно близки и понятны. На этом уроке каждый сможет высказать своё видение творчества поэта. «Наш Пушкин» - так звучит тема данного урока, так как школьники выразят на нём не только своё, индивидуальное представление о лирике поэта, но и будут работать в группах.

Творчество Пушкина многогранно и неисчерпаемо, поэтому на уроке класс представит те стороны таланта поэта, которые оказались наиболее близки им, современным девятиклассникам. В сформированных заранее группах ребята вместе с учителем обсуждают, что Пушкина-поэта можно увидеть по-разному: например, представить смех, юмор Пушкина, показать поэта как тонкого лирика, философа, художника, гражданского поэта, поэта-новатора, романтика и т.д. У каждого классного коллектива складывается свой образ поэта, но обычно к заключительному уроку формируется около четырёх-пяти групп, которые должны выполнить на уроке ряд заданий:

1) часть учеников теоретически представляет «своего» Пушкина;

2) от каждой группы присутствует выразительное чтение наизусть стихотворений, если возможно, с элементами театрализованного представления;

3) затем группы защищают своего Пушкина, отвечая на вопросы других команд.

Урок получается достаточно объёмным по содержанию, поэтому его проведение рассчитано на два часа. При теоретической подготовке к уроку советую учащимся пользоваться книгами Е.А.Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество», Н.Н.Скатова «Пушкин» и другими на их выбор.

Учитель начинает урок с чтения отрывка из стихотворения Ф.И.Тютчева «29 января 1837«:

Мир, мир тебе, о тень поэта,

Мир светлый праху твоему!

Назло людскому суесловью,

Велик и свят был жребий твой!

Ты был богов орган живой,

Но с кровью в жилах, знойной кровью…

Вражду твою пусть тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Последнее предложение стихотворения записано на доске и является эпиграфом к уроку. Во вступительном слове говорю о тёплой, сердечной связи большинства русских людей с нашим великим национальным поэтом, так как Пушкин – сам человек с живой русскою душою. Его заслуги перед Отечеством огромны: он довёл до изумительного совершенства русский литературный язык, его поэзия высоконравственна, на ней воспитываются поколения людей и по сей день, так как она понятна и близка каждому русскому человеку. И мы все чему-то учимся у Пушкина, берём для себя то, что особенно нужно для нашей души.

Дома учащимся предлагалось подумать над ответом на вопрос: «Что мне особенно близко и дорого в творчестве А.С.Пушкина?» Учитель просит поделиться своими размышлениями с одноклассниками, поэтому уже в начале урока возникает доверительная атмосфера непринуждённой беседы, что так важно для современного урока литературы.

После обмена мнениями объявляются цели урока и задание. «Сегодня на уроке мы представим то, что нам наиболее понятно и близко в лирике А.Пушкина, те стороны его таланта, силой которых мы были наиболее поражены. На втором этапе урока каждая группа должна будет защитить «своего» Пушкина, ответив на вопросы одноклассников или учителя». В моём классе, например, обычно формируется пять групп: «Весёлый Пушкин», «Пушкин-лирик», «Поэт-художник», «Гражданский поэт» и «Пушкин-философ».

1 группа - «Весёлый Пушкин»

Умножайте шум и радость;

Пойте песни в добрый час:

Дружба, грация и младость

Именинницы у нас.

(А.С.Пушкин «Именины»)

1) Ученики сообщают о юморе, иронии в лирике Пушкина. Для анализа школьники берут в основном лицейскую лирику («Пирующие студенты», послания «К Пущину», «К Галичу» и другие стихотворения на их выбор), так как именно она проникнута жизнеутверждающим смехом, который так близок девятиклассникам. Дети доказывают, что Пушкин являлся в юности одним из самых весёлых поэтов. Шутки поэта над товарищами, над собою, воспевание радости, веселья – всё это привлекает школьников, заражает их оптимизмом. Также школьники говорят о появлении сатирического смеха, направленного против деспотичных правителей государства. («Сказки. Noel»)

2) Заранее подготовленные ученики инсценируют стихотворение «Красавице, которая нюхала табак» (1914).

3) Отдельно можно рассказать о гениальных эпиграммах Пушкина, сатиру и юмор которых поэт направлял не только на современников, но и на самого себя («Моя эпитафия», 1815).

2 группа – «Пушкин-лирик».

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

(А.С.Пушкин «Поэт и толпа»)

1) Учащиеся могут начать своё выступление с прослушивания или самостоятельного исполнения романса на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

2) Раскрывая свою тему, школьники представят Пушкина как тончайшего лирика. Учеников поражает искренность личных переживаний поэта, который раскрывает перед читателями свою душу, романтическую, мятежную, влюблённую душу певца. Много стихотворений, глубоко лирических, написано поэтом в Михайловском, и девятиклассники в основном обращают внимание на любовную лирику периода 20-х годов девятнадцатого века, в которой представлены все тончайшие оттенки любовного чувства: и страсть, и юношеский пыл, и ревность, и игра, и глубокая влюблённость, и обожествление предмета своей любви.

3) Завершением выступления станет мастерское исполнение одного из лирических стихотворений поэта на выбор учащихся. Это может быть «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Сожжённое письмо», «Признание», «Храни меня, мой талисман…» и другие стихотворения на выбор школьников. Как правило, дети стремятся передать при чтении прочувствованные ими глубокие и чистые чувства поэта.

3 группа – «Гражданский поэт».

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

(А.С.Пушкин «К Н.Я.Плюсковой»)

1) Несомненно, многие ученики воспринимают Пушкина прежде всего как поэта-гражданина, для которого свобода была одной из высших ценностей; причём свобода не только личная, но и свобода родного народа, слова, мысли. Ненависть к рабству, деспотизму, угнетению ярко отображается в лирике поэта 1818 – 1820 годов («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «К Н.Я.Плюсковой»), послании декабристам в Сибирь и других стихотворениях поэта. Детей привлекает не только свободолюбие, но и смелость поэта, не боявшегося высказывать своё истинное мнение в обстановке самодержавной России.

2) Школьники выразительно читают наиболее понравившиеся им стихотворения, например «К Чаадаеву», отрывки из «Вольности» или «Деревни», дают краткий комментарий к стихотворениям.

4 группа – «Поэт-философ».

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

(А.С.Пушкин «Элегия», 1830)

1) Пушкинская «поэзия мысли» для современных школьников – это кладезь мудрости, жизненного опыта, советов на все случаи жизни. Её ценность заключается ещё и в том, что при всей своей глубине философские стихи понятны детям и любимы ими. Группа рассказывает об особенностях философской лирики поэта. Ученики выделяют темы и проблемы, которые им показались наиболее значимыми: поэт и поэзия, смысл жизни, смерть и вечность, связь поколений и другие, рассуждают о том, какое философское решение данных проблем находит А.С.Пушкин.

2) Выразительно читают наиболее понравившиеся философские стихотворения, например «Не дай мне бог сойти с ума…», «Элегия», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

5 группа – «Поэт-художник».

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

(А.С.Пушкин «19 октября»)

1) По мнению В.Г.Белинского, Пушкин «был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию как искусство, как художничество, а не только как прекрасный язык чувства». Для некоторых девятиклассников на первый план выступает сила, красота, ценность и выразительность пушкинского слова, его высокий художественный смысл. Представляя свою группу, дети рассказывают о прекрасной пейзажной лирике Пушкина, о тех стихотворениях, которые можно приравнять по красоте и силе созданных в них образов к произведениям живописи. Также ученики обычно отмечают глубокое философское содержание таких произведений.

2) Школьники читают наизусть стихотворения «Чёрная шаль», «Редеет облаков летучая гряда…», «Бесы» или другие, в которых, по их мнению, заключена необычность и красота пушкинского слова.

Итак, Пушкин громаден, плодотворен, силён, богат. Дети это прекрасно представили в своих выступлениях. Следующий этап урока – защита своего Пушкина. По мере выступления групп остальные команды готовят вопросы, с помощью которых они уточнят образ поэта, созданный одноклассниками. Что в выступлениях оказалось неполным, спорным, что требует уточнения? Чьё индивидуальное представление о поэте хотелось бы услышать? Начинается своеобразный «словесный поединок». Вопросы можно задавать всей группе или отдельным участникам. На эту работу отводится около десяти минут урока. На данном этапе также выясняется, какая группа выступила наиболее ярко и привлекла всеобщее внимание.

Итак, талант Пушкина многогранен, неисчерпаем, разносторонен. Сколько открытий каждый совершил для себя на этом уроке? Скорее всего, много. Но главное, что мы раскрыли, – это нашу любовь к поэту. И.С.Тургенев при открытии памятника А.С.Пушкину в Москве говорил о том, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина, окажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком. Урок заканчивается подведением итогов и рефлексией.

- Почему Пушкин – это наш русский национальный поэт?

- Кем для вас является Пушкин: «монументом» или живым поэтом?

- Изменилось ли ваше представление о поэте после сегодняшнего разговора?

Дома учащимся предлагается найти стихотворение, посвящённое А.С.Пушкину, и проанализировать его.

Для большинства русских Пушкин – это прежде всего воплощение лучших черт русского народа. Меня поразили строки стихотворения о Пушкине, написанного великим татарским поэтом Г.Тукаем. Надеюсь, они затронут и вас:

Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный,

Неподражаемый поэт, единый во вселенной!

Как солнце освещает мир, его моря и сушу,

Так всю до дна своим стихом ты озарил мне душу!



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.