8.9.2008
«Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Государственное управление образования Псковской области сообщает, что в целях содействия укреплению дружеских связей молодежи Республики Беларусь и Российской Федерации, развития интеллектуального творчества учащихся, привлечения их к исследовательской деятельности Федеральное агентство по образованию и Министерство образования республики Беларусь проводят олимпиаду школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (далее – олимпиада). Прошу организовать работу по проведению отборочного этапа олимпиады в соответствии с Порядком проведения олимпиады в 2008 году. Срок предоставления материалов на отборочный этап (см. п.2.3. Порядка проведения) - не позднее 3 октября 2008 года по электронной почте: bolshakovaelena@rambler.ru или по адресу: 180004, г.Псков, ул.Я.Фабрициуса, д.24, ПОЦРОДиЮ. Приложение: на 12 л. Заместитель начальника Л.П. Ильина Исполнитель Ю.М. Гулин 66-80-07; 66-19-86 ПОРЯДОКпроведения в 2008 году олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»1. Общие положения 1.1. Настоящий порядок проведения олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (далее - олимпиада) разработан в соответствии с Положением о проведении Олим¬- пиады, утвержденным Федеральным агентством по образованию и Мини-¬ стерством образования Республики Беларусь. 1.2. Организаторами олимпиады являются Федеральное агентство по образованию и Министерство образования Республики Беларусь (далее – ор-¬ ганизаторы). 1.3. Участниками олимпиады являются учащиеся 10, 11 классов обще-¬ образовательных учреждений Республики Беларусь и Российской Федерации. 1.4. Олимпиада проводится в два этапа: отборочный этап и заключи-¬ тельный этап. 1.5. Общее руководство подготовкой олимпиады осуществляет органи-¬ зационный комитет (приложение 1). 2. Отборочный этап олимпиады 2.1. Отборочный этап олимпиады проводится с 1 по 30 сентября 2008 года во всех областях Республики Беларусь, г. Минске и субъектах Российской Федерации в соответствии с прилагаемым перечнем (приложение 2). 2.2. Для организационно-методического обеспечения проведения отборочного этапа олимпиады региональные органы управления образованием формируют региональные оргкомитеты и жюри. 2.3. Для участия в отборочном этапе олимпиады участники направляют в адрес региональных оргкомитетов следующие материалы: - анкету по форме (приложение 3); - сочинение. Участник олимпиады самостоятельно выбирает тему сочинения (приложение 4). 2.4. Сочинение представляется на электронном и бумажном носителях, объемом до 5-6 страниц формата А4, шрифт 14, интервал 1,5. Сочинение сопровождается титульным листом. 2.5. Жюри оценивает сочинения участников отборочного этапа олим¬- пиады по следующим критериям: - соответствие содержания избранной теме и выбранному участником жанру сочинения; - использование произведений художественной литературы; - культура цитирования материала; - отбор материала и его аргументация; - отражение в сочинении личности и позиции ее автора; - речевая грамотность. Максимальное количество баллов - 60. 2.6. Жюри не рассматривает сочинения в поэтической форме. Жюри не оценивает, но отмечает грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. 2.7. Жюри определяет 6 участников, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценивания сочинений, и объявляет их победителями отборочного этапа олимпиады. 2.8. Из числа победителей отборочного этапа олимпиады регион, определенный настоящим порядком, формирует команду для участия в заключительном этапе олимпиады. 2.8. Состав команды региона (не более 6 учащихся) для участия в заключительном этапе олимпиады утверждается приказом (решением) регионального органа управления образованием. 2.9. Для сопровождения команды на заключительный этап олимпиады региональный орган управления образованием назначает руководителя. Руководитель команды несет ответственность за безопасность и здоровье участников олимпиады в пути следования и дни проведения заключи¬тельного этапа олимпиады. 3. Заключительный этап олимпиады 3.1. Заключительный этап олимпиады проходит в г. Смоленске с 27 по 31 октября 2008 года на базе Смоленского государственного университета. 3.2. Заявки на участие команды региона в заключительном этапе олимпиады направляются соответствующими региональными органами управления образованием до 10 октября 2008 года в оргкомитет олимпиады (Приложение 5 заполняется региональным оргкомитетом) 3.3. Заключительный этап олимпиады включает проведение двух обязательных туров и творческих конкурсов: риторов, чтецов, знатоков. Первый тур - литературный; второй тур - языковой. 3.4. Содержание заданий литературного тура жюри объявляет в день его проведения. Примерное содержание заданий языкового тура, творческих конкурсов и критерии их оценивания определены приложением 6 настоящего Порядка проведения олимпиады. 3.5. Оценивание выполнения участниками олимпиады заданий обязательных туров и творческих конкурсов заключительного этапа олимпиады осуществляет жюри. 3.6. Состав жюри утверждает оргкомитет олимпиады. 3.7. По результатам оценивания выполнения заданий обязательных туров жюри определяет победителей олимпиады. Победителями олимпиады становятся участники, набравшие наибольшее количество баллов по результатам оценивания выполнения заданий обязательных туров. 3.8. Результаты оценивания творческих конкурсов входят в общекомандный зачет. 4. Награждение участников заключительного этапа олимпиады 4.1. Победители олимпиады награждаются дипломами I, II, III степени и специальными призами. 4.2. Количество дипломов составляет 45% от общего числа участников заключительного этапа олимпиады. 4.3. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующей пропорции: 50% от числа победителей награждаются дипломами III степени, 30% - дипломами II степени, 20% - дипломами I степени. 4.4. Установленное количество дипломов может быть изменено по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню. 4.5. Жюри заключительного этапа олимпиады вносит предложения о награждении отдельных участников специальными призами, учрежденными оргкомитетом олимпиады, органами управления образованием, иными организациями. 5. Финансовое обеспечение заключительного этапа олимпиады 5.1. Финансовое обеспечение заключительного этапа олимпиады осуществляется за счет средств бюджета Союзного государства, в том числе проезд, питание, проживание участников и руководителей команд. Приложение I к Порядку проведения олимпиады СОСТАВ организационного комитета олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Антуфьев Сергей Владимирович, Губернатор Смоленской области, председатель. Бутко Евгений Яковлевич, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию РФ, сопредседатель. Фарино Казимир Степанович, заместитель Министра образования Республики Беларусь, сопредседатель (по согласованию). Кодин Евгений Владимирович, ректор Смоленского государственного университета, сопредседатель. Кононова Наталья Станиславовна, советник Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в г. Минске (по согласованию). Свешникова Нина Аркадьевна, консультант Управления учреждений образования и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» Федерального агентства по образованию Сидоренко Раиса Станиславовна, главный инспектор Управления об щего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь (по согласованию). Петров Юрий Евгеньевич, главный специалист-эксперт отдела формирования бюджета и текущего финансирования Управления экономики и финансов Федерального агентства по образованию Янович Иван Иосифович, начальник отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоян- ного комитета Союзного государства (по согласованию) Малютенко Людмила Николаевна, начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Меркин Геннадий Самуилович, заведующий кафедрой русской литературы и методики ее преподавания Смоленского государственного университета Егоров Александр Григорьевич, проректор по научной работе Смоленского государственного университета. Приложение 2 к Порядку проведения олимпиадыПеречень регионов - участников олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» От Российской Федерации: Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Санкт-Петербург Калужская область Курская область Ленинградская область Московская область г. Москва Новгородская область Псковская область Рязанская область Смоленская область г. Смоленск Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область От Республики Беларусь: Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область г. Минск Могилевская область Приложение 3 к Порядку проведения олимпиады Анкета участника отборочного этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»Фамилия, имя, отчество Страна Регион. Полное наименование общеобразовательного учреждения Класс Тема сочинения Контактные телефоны (домашний - с указанием кода города; мобильный) E-mail Домашний адрес Творческий конкурс заключительного этапа, в котором будете участвовать (если пройдете) Приложение 4 к Порядку проведения олимпиады Темы сочинений для проведения отборочного этапа олимпиады 1. Биографии людей - судьбы народов (на примере образов и характе¬- ров из произведений русской и белорусской литературы). 2. Быть самобытным - не значит быть разобщённым. 3. Единство не лишает нас национального своеобразия. 4. Из глубины веков звучит призыв к единству... (с использованием материалов и фактов из литературных источников). 5. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей ро¬- дины, — ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу» (И.С. Тургенев). 6. «Беларусь - не географическое понятие. Беларусь - это мир, это идея, это наследие наших отцов <...> Покуда жив хоть один белорус - будет жить белорусский язык, покуда жив язык - будет жить Беларусь» (Янка Ку-¬ пала). 7. «Нельзя у народа отнять его творческий дар, его неиссякаемую силу в мирном труде, его непреклонность в суровой борьбе, его способность в лю¬- бых испытаниях выражать по-своему свою бессмертную душу...» (А.Т. Твардовский). 8. Забыть о прошлом - значит закрыть дорогу в будущее. 9. Будущее народов намечается культурой. 10.Какой язык мы призваны беречь? 11.Нам нужно жить «единым человеческим обществом»? 12. Я придумал этот город! И его построю Я! Приложение 5 к Порядку проведения олимпиады Заявка команды региона на участие в заключительном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» В оргкомитет олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Страна Название региона Состав команды участников заключительного этапа олимпиады: № п/п Фамилия, имя, отчество (полностью) Класс Наименование общеобразовательного учебного заведения Указать, в каком творческом кон- курсе заключительного этапа олимпиады будет участвовать Домашний адрес Контактные телефоны E-mail Руководитель команды (ФИО) Место работы Занимаемая должность Контактные телефоны (указать код города) E-mail Заполняется региональным оргкомитетом Приложение 6 к Порядку проведения олимпиады Примерные задания для языкового тура и творческих конкурсов заключительного этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Примерные задания (языковой тур) 1. Время зарождения самостоятельной белорусской письменности. 2. Распределите следующие слова на заимствованные слова, историзмы и архаизмы, новые слова; укажите их значение: аэродром, брифинг, балет, ямщик, эксклюзив, башлык, воевода, прайс-лист, доспехи, картуз, ратник, флеши, вояж, чело, попса, гетры, менеджмент, лавина, десница, бланк, вах-¬ тёр, пиит, перси, саммит, мансарда, изба-читальня. 3. Сколько раз встречается звук [ы] в следующих строчках? Аист жилу нас на крыше, А в подвале жили мыши. 4. Какими звуками различаются слова сгореть и согрет! 5. В каких парах слова рифмуются? Танцовщица — кладовщица Живее — красивее Кремень — плетень Щавель — колыбель Повод — газопровод Завидно — обидно 6. Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими: польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, болгарский, сербохорватский, немецкий, русский, венгерский, старославянский, литов¬ский, словацкий, македонский, греческий, лужицкий. 7. Переведите на русский язык строфу из стихотворения Якуба Коласа «Мужык»: Я — мужычы сынок, Нį двара, нį кала, Поле — жоỷты пясок, Хата ỷ землю ỷвайшла. 8. Переведите на белорусский язык стихотворение Н.И. Рыленкова: Много ль мне нужно Краюшка хлеба, щепотка соли, Да под задумчивым русским небом Дорога в поле. 9. Переведите на русский язык- фрагмент из повести Василя Быкова «Журавлиный крик»: «На змярканнị з-за лесу папаỷзлị змрочныя хмары. Сваịм шчылъным цяжарам яны зусịм загрувасцịлị неба, затулịлị блịшчастую шчылịну над касагорам; стала пагрозлịва, трывожна ị сцюдзёна». 10. Какое слово из данных может быть не только именем существи¬- тельным: квас, сок, чай, суп, щи! 11. Какие слова в каждой группе не являются антонимами? A. Ясный день — пасмурный день Ясный день — ненастный день Ясный день — осенний день Ясный день — туманный день Б. Нужная вещь — ненужная вещь Нужная вещь — лишняя вещь Приобретенная вещь — утраченная вещь Купленная вещь — подаренная вещь B. Лестный отзыв — неприятный отзыв Громкий голос — тихий голос Медленные шаги — твёрдые шаги Чуткий сон — крепкий сон. 12. Совпадают ли по форме и значению в русском и белорусском языке выделенные слова? Я стал спокойнее, увереннее в себе (М. Горький). Другая частка песнị была спакайнейшаяя (Я. Колас). 13. В каком фразеологизме используется числительное? Не робкого десятка Бабушка надвое сказала Ни два ни полтора Двуликий Янус Пара пустяков Семеро одного не ждут 14. Определите значение следующих афоризмов. Что вы знаете об их происхождении? авгиевы конюшни архимедов рычаг алчущие и жаждущие Аника-воин без божества, без вдохновенья битва народов блажен, кто верует блоху подковать блудный сын бросать камень вавилонское столпотворение видит око, да зуб неймёт Ноев ковчег окно в Европу великий комбинатор отцы и дети подписано, так с плеч долой разбитое корыто раззудись, плечо! Размахнись, рука! Сезам, отворись! тридцать сребренников царь-голод Примерные темы конкурса риторов: 1. Россия - Беларусь: истоки исторической общности. 2. Я хочу, чтобы дети мои жили в такой стране. 3. Для чего мне нужна классическая литература. 4. Я пойму тебя без переводчика... 5. У нас разная биография, но одна судьба. 6. «Мои друзья - моё богатство». В конкурсе риторов могут принимать участие как два участника от команды (выступление в паре), так и один участник (индивидуальное высту-пление). Время выступления представителей(я) команды — не более 5 минут. Жюри оценивает умение участников(а) конкурса риторов строить диа¬лог (при выступлении в паре), монолог (при индивидуальном выступлении). Максимальный балл - 30. Тема для выступления представителей(я) команды определяется путем проведения членами жюри жеребьевки. Конкурс чтецов На конкурсе чтецов участники могут исполнить произведения на рус¬ском или белорусском языках. Допускается выразительное чтение как одного произведения, так и композиции из нескольких произведений, мелодеклама¬ция. Время исполнения конкурсного задания — не более 5 минут. Максимальный балл - 15. Конкурс знатоков Конкурс знатоков проходит по образцу телевизионной передачи «Ум-ники и умницы». От каждой команды в конкурсе участвуют не более двух представите¬лей команды. Примерные вопросы для конкурса: Назвать не менее трех писателей - переводчиков из белорусской лите-ратуры. Время зарождения самостоятельной славянской письменности. Когда впервые была учреждена премия Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства; кто стал ее обладателем? Какое соглашение определило присоединение территории Западной Белоруссии к территории СССР? Произведение анонимного белорусского автора, оставившего теплые отзывы о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Жуковском. Первая публикация осуществлена в газете «Минский листок» за 1889 год и в «Смоленском Вест-нике» за 1890 год. О какой поэме идет речь? На территории современной Белоруссии образовалось в X веке не¬сколько княжеств, но только одно из них не попало под власть Киева. Это княжество было полностью самостоятельным государством, державой со всеми соответствующими атрибутами — суверенной властью князя и вече, администрацией, столицей, войском, денежной системой. Княжество активно противостояло экспансии Киева, а само расширяло свое влияние в сторону Балтийского моря, подчинив себя ряд прибалтийских племен. Таким обра¬зом, это оно стало одним из центров консолидации восточнославянских пле¬менных союзов. Назовите это княжество и династии правивших там князей.
скачать документ [67.15 Kb]
Архив »»
|