11.12.2009
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция «Бородино»Учитель: Тема нашей научно-практической конференции – «Бородино». Что такое Бородино? (Ответы детей). ДОСКА БОРОДИНО Учитель: Бородино – это название деревни недалеко от Москвы, где русская армия под командованием М.И.Кутузова дала сражение французам, «Бородино» - это и стихотворение М.Ю.Лермонтова об этом сражении. Учитель: В каком году и какого числа произошло это сражение? ДОСКА 7 СЕНТЯБРЯ 1812 ГОД Учитель: Сколько лет прошло со времён тех событий? (185 лет). Учитель: Прошло уже 185 лет, а об этом историческом событии знает каждый русский человек. Почему люди помнят о Бородинском сражении, о героях той войны? Как проходило это сражение? Чем оно отличалось от других войн? Какое значение имело для России? Обо всём об этом мы будем говорить сегодня на нашей научно-практической конференции. Учитель: У нас на НАУЧНОЙ конференции присутствуют различные делегации знатоков в разных областях знаний. Это делегации ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ, СТРАНОВЕДОВ, КУЛЬТУРОЛОГОВ, ЛИНГВИСТОВ и ИСТОРИКОВ. Поприветствуем их. Учитель: Предлагаем вам следующий план конференции. (см. Приложение). Учитель: Наша конференция не только научная, но и ПРАКТИЧЕСКАЯ. Что это значит? (Ответы детей). Учитель: Это значит, что в ходе конференции вам будут предложены различные задания и вопросы по теме «Бородино». Итак, научно-практическая конференция объявляется открытой. Право открыть нашу конференцию предоставляется ЛИТЕРАТУРОВЕДАМ… (Инсценировка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»). Учитель: Строки из какого произведения инсценировали ребята? Учитель: А сейчас слово предоставляется ЛИТЕРАТУРОВЕДАМ … Они расскажут вам, где родился поэт, каким было его детство и каким талантливым человеком он был. Вам предстоит не только внимательно послушать докладчиков, но и ответить на их вопросы. (Сообщение учеников о М.Ю.Лермонтове и истории создания стихотворения). Учитель: Благодаря М.Ю.Лермонтову мы смогли представить себе обстановку сражения, людей, которые в нём участвовали, их настроение и переживания, накал битвы, её зрительные и слуховые образы. А внимательно ли вы читали стихотворение? Это мы сейчас проверим. (Игра «Доскажи словечко». См. Приложение). Учитель: Интересной была работа у ЛИНГВИСТОВ. Им нужно было найти трудные слова в стихотворении «Бородино» и объяснить их значение. Попросим ребят продемонстрировать результаты своей исследовательской работы. ( Дети выходят к доске с карточками, на которых крупно напечатаны слова, значения которых им предстоит объяснить. На другой стороне каждой карточки изображён фрагмент военного костюма начала 19 века. В процессе работы дети составляют мозаику). ДОСКА ИЗОБРАЖЕНИЕ СОЛДАТ ДВУХ АРМИЙ Учитель: А что у нас получилось? (Ответы детей). Именно в такой военной форме воевали французские и русские солдаты в 1812 году. Учитель: Как вы думаете, а где изображён солдат русской армии? (Мнение детей). Учитель: А где в наше время можно увидеть военную форму 1812 года? (В музее). Учитель: Но не мы сегодня отправляемся в музей, а музей «пришёл» к нам. ШИРМА ( На ширме закреплено слово «музей» и размещены «экспонаты» образцов военной формы русского солдата, головных военных уборов, оружия начала 19 века). Учитель: Какой же музей без экскурсоводов? Экскурсию начинает делегация ИСТОРИКОВ. (Выступления детей). Учитель: В завершении нашей экскурсии давайте отгадаем КРОССВОРД. (См. Приложение). Учитель: Ребята, а кто командовал французской армией в 1812 году? (Наполеон). Сейчас мы послушаем рассказ ИСТОРИКОВ о жизни Наполеона Бонапарта. Учитель: Интересным нам показался и тот факт, что М.Ю.Лермонтов написал ещё одно стихотворение, посвящённое событиям 1812 года. Оно называется «Наполеон» (Чтение стихотворения). Учитель: Кто командовал русскими войсками во время Бородинского сражения? (М.И.Кутузов). О выдающемся русском полководце рассказ ИСТОРИКОВ. Учитель: Насколько внимательными слушателями вы были, что запомнили о Кутузове и Наполеоне, мы сейчас проверим. О ком идёт речь? (См. Приложение). Учитель: Давайте обратимся к плану нашей конференции (п. 6). Как разворачивались события Бородинского сражения, описанные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино», с точки зрения истории. Слово предоставляется ИСТОРИКАМ. Учитель: В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: «Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вам сим именем». Человека, который готов отдать свою жизнь ради свободы Родины, Отечества, называют патриотом. ДОСКА ПАТРИОТ Учитель: В трудные минуты и в минуты радости на Руси было принято петь. И закончим мы нашу конференцию народной песней, звучавшей на Бородинском поле – «Солдатушки». Учитель: Несмотря на то, что Франция с Россией воевали, в настоящее время наши страны связывают тесные дружеские отношения. И на следующем уроке мы с вами совершим заочное путешествие во Францию. Часть 2. Заочное путешествие во Францию. В класс входит учитель и дети в национальных костюмах. Дети: Bonjour mes amis. Учитель: Racontez nous de la France, s il vous plait. Мы рады вас приветствовать во Франции. Учитель 2: Мы не просто так приехали во Францию, но и готовы рассказать о вашей стране. Давайте послушаем СТРАНОВЕДОВ. Учитель: А мы хотим рассказать вам о нашей стране на нашем родном языке. (Выступление детей на французском языке). Французы – гостеприимный народ и очень любят танцевать. (Танец и рассказ о национальном костюме). Предлагаем вам отправиться в путешествие по Франции. Учитель 2: Спасибо, а знатоки достопримечательностей Франции у нас есть. (См. Приложение). Учитель: Ну что, устали? Давайте поиграем. (Французская национальная игра. См. Приложение). Учитель: А ещё Франция славится своей изысканной кухней. А знаете ли вы, что слова «ОЛИВЬЕ» и «ПРОВАНСАЛЬ» пришли в русский язык из французского? (Выступления детей). Учитель: Гостеприимные французские хозяйки приглашают вас к столу. (Всех присутствующих угощают салатом «Оливье» и сладким «Поленом»). ПРИЛОЖЕНИЕПлан научно-практической конференции: 1. Открытие конференции. 2. Биография М.Ю.Лермонтова. История создания стихотворения «Бородино». 3. Выступление делегации лингвистов. 4. Экскурсия в музей. 5. Рассказ об исторических личностях (М.И.Кутузов, Наполеон Б.). 6. История Бородинского сражения. 7. Подведение итогов конференции. «Доскажи словечко». Звучал булат, картечь визжала… Вот затрещали барабаны… Уланы с пёстрыми значками… Забил заряд я в пушку туго… Прилёг вздремнуть я у лафета… И залпы тысячи орудий… У наших ушки на макушке... И вот на поле грозной сечи… Полковник наш рождён был хватом… Плохая им досталась доля… Слова для мозаики: КИВЕР БАСУРМАН ХВАТ УЛАНЫ ДРАГУН БУЛАТ РЕДУТ КАРТЕЧЬ ЛАФЕТ МУСЬЮ БИВАК СЕЧА Кроссворд. 1. Военный музыкальный инструмент. (барабан). 2. Погоны офицеров 19 века. (эполеты). 3. Пушечный заряд. (ядро). 4. Бой руками. (рукопашный). 5. Временное военное укрепление. (редут). 6. Военный головной убор. (кивер). 7. Форменная одежда военных. (мундир). 8. Пешее войско. (пехота). О ком идёт речь? 1. Кто родился в сентябре 1745 года в дворянской семье? 2. Кто родился 15 августа 1769 года на острове Корсика? 3. Окончил военную академию в 16 лет? 4. «Хитёр, хитёр! Умён, умён! 5. Закончил Инженерную дворянскую школу? 6. Был генералом уже в 24 года? 7. Стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир? 8. Ему поставлен памятник на Бородинском поле? 9. Его империя рухнула, он отрёкся от престола? 10. Его отец был военным инженером? Описание игры. Игроки двух команд по 5-7 человек образуют 2 круга и становятся лицом друг к другу. По хлопку ведущего показывают друг другу соответственно 1, 2 или 3 пальца, что обозначает: 1 – я тебя знаю и хочу с тобой здороваться; 2 – хочу с тобой дружить в школе или сидеть за одной партой; 3 – хочу пригласить тебя в гости и быть приглашённым сам. Если игроки показывают РАЗНОЕ количество пальцев, то жмут друг другу руки, а если РАВНОЕ – обнимаются. После этого игроки внешнего круга по часовой стрелке перемещаются к следующему игроку. Игра считается законченной, если игроки прошли целый круг.
скачать документ [4.65 Mb]
Архив »»
|