16.3.2007
Программа элективного курса учителя химии МОУ «Гимназия» Прощенковой Татьяны Борисовны
Избранные главы неорганической химии Т.Б. Прощенкова, учитель химии Великолукской гимназии.Место курса в образовательном процессе. Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться, как «поддерживающий» изучение основного курса 9 класса, и как курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося. Общий объем-68 часов, 2 часа в неделю. Возможно изучение только отдельных глав курса. Основными целями изучения курса являются: - развитие общекультурной компетентности учащегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира; - расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие интеллектуальной и практической деятельности; - развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования. Содержание курса ( 68 часов, в том числе 4 часа — резерв). Модуль 1 Растворы и процессы, в них происходящие.(30 часов) Тема №1 Дисперсные системы и их значение (8 часов). Понятия: «Дисперсная система». Виды дисперсных систем (эмульсии, суспензии, коллоидные растворы, истинные растворы). Физико - химические явления при растворении веществ. Выделение и поглощение теплоты при растворении веществ. Раствор, растворитель, растворенное вещество, кривые растворимости. Практическое значение различных растворителей. Растворы ненасыщенные, концентрированные, разбавленные, перенасыщенные.Значение дисперсных систем в природе и производственных процессах. Персоналии. Сванте Аррениус, Д. И, Менделеев, Т.Грэм. Демонстрации. Растворимость веществ в воде и в других растворителях. Виды дисперсных систем и их характерные признаки. Выделение и поглощение теплоты при растворении веществ в воде( KNO3, H2SO4). Лабораторные опыты.1 Изучение электрической проводимости электролитов и неэлектролитов. Практические занятия. 1) Способы очистки веществ из их смесей: фильтрование, выпаривание, кристаллизация растворов, флотация, декантация. 2) Выращивание кристаллов. Расчетные задачи. Тема № 2. Химические реакции, происходящие в растворах.(16 часов) А) Сущность химических реакций на основе электронных представлений. Понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, основные окислители и восстановители. Подбор коэффициентов в уравнениях О.В.Р. методом электронного баланса. Классификация О.В.Р.. Значение О.В.Р.. Персоналии. Лавуазье, Л.Писаржевский. Демонстрации. Разложение бихромата аммония, горение веществ, зависимость продуктов реакции от среды. Лабораторные опыты.1) Взаимодействие железа с растворами соляной кислоты и хлорида меди(II). 2) Взаимодействие сульфита натрия с перманганатом калия в разных средах. Практические занятия. 1 Проведение О.В.Р., составление уравнений и электронного баланса. Б) Реакции обмена. Гидролиз солей. Персоналии. Бертолле. Лабораторные опыты.1) Реакция обмена между растворами электролитов. 2) Определение pH растворов различных солей. Практические занятия. 1 Проведение реакции обмена, идущих до конца.2. Решение экспериментальных задач(2 занятия). Тема №3 . Концентрация растворов.(6 часов) Понятие о концентрации растворов. Растворы молярной концентрации. Взаимосвязь массовой доли вещества и молярной концентрации. Практические занятия. 1 Приготовление растворов указанной молярной концентрации . Расчетные задачи Модуль 2. Металлы. (34 часа). Тема № 1. Электрохимические процессы, происходящие при участие металлов. (10 часов) Электрический ток как причина химических процессов. Электролиз растворов и расплавов. Полуреакции на катоде и аноде. Значение электролиза. Электрохимический ряд напряжений металлов. Персоналии. А.Вольта, М.Фарадей, Борис Якоби, М.Бекетов. Демонстрации. Электролиз растворов сульфата меди(II), иодида калия, сульфата натрия. Расчетные задачи. Вычисление с применением знаний электролиза и законов Фарадея. Задачи на «пластинки». Тема №2 . Соединение кальция в природе и искусстве(6 часов) Соединение кальция в природе. Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства. Известь: гашенная и негашенная. История применения в строительстве и искусстве. Кальцит: основные горные породы - мрамор, известняк в скульптуре и архитектуре. Жемчуг и кораллы. Гипс и алебастр. Гипсовые отливки с художественных произведений в музейной практике. Персоналии. Г.Дэви. Демонстрации. Взаимодействие оксида кальция с водой, качественные реакции на ионы кальция. Лабораторные опыты.1) Ознакомление с образцами природных соединений кальция. Практические занятия. 1) Приготовление гипсовой отливки. Расчетные задачи. Тема №3. Металлы- d-элементы.(18 часов) Положение в П.С. Особенности строения. Степени окисления атомов в соединениях. Железо как химический элемент и простое вещество. Применение железа в древности. Метеоритное железо. Физико- химические свойства железа, его оксидов и гидроксидов. Биологическое значение. Сведение о хроме, марганце, никеле. Комплексные соединения. Сравнения закономерностей изменения свойств Ме и их соединений в главных и побочных подгруппах. Персоналии. Вернер, Л. Чугаев. Демонстрации. Взаимодействие соединений хрома (II)и (III) с кислотами и щелочами. Окислительные свойства соединений марганца. Лабораторные опыты.1) Получение гидроксидов железа (II)и (III). 2) Качественные реакции на катионы железа (II)и (III).3) Качественные реакции на соединения хрома и марганца. 4) Сравнение свойств соединений железа, никеля, хрома и марганца. Практические занятия. 1) Синтез сульфата тетраамминмеди(II).2) Окислительные свойства перманганата калия и бихромата калия. 3) Амфотерность оксида и гидроксида хрома (III). Доклады и рефераты. Координационная теория: эволюция воззрений. Расчетные задачи. Литература. 1. Биографии великих химиков. – М.: мир,1981 2. Воронков г. н. Электричество в мире химии Знание,1981 3. Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии. - М.: Мир ,1987 4. Книга для чтения по неорганической химии/сост. В. А. Кризман - М.: Просвещение, 1983 5. Мезенин Н. А. Занимательно о железе. - М.: Металлургия, 1985 6. Леепсон Н. А. Чет или Нечет?: Занимательные очерки о химии. - М.: Химия, 1987 7. Манолов К. У химии свои закон. –Л.: Химия,1975 8. Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия,1986 9. Популярная библиотека химических элементов/ под ред. И. В. Петренко- Соколова: в 2т. - М.: Наука,1983/ 10. Таубе П. Б. ,Руденко П.И. От водорода до… нобелия? М.: Высшая школа, 1978 11. Фримантя М. Химия в действии: в 2ч.- М.: Мир, 1991 12. Химия и жизнь - журнал 13. Химия в школе - журнал 14. Энциклопедия. том Химия. Аванта.
скачать документ [10.96 Kb]
Архив »»
|