182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

16.3.2007
Программа элективного курса учителя химии МОУ «Гимназия» Прощенковой Татьяны Борисовны

Избранные главы неорганической химии

Т.Б. Прощенкова, учитель химии Великолукской гимназии.

Место курса в образовательном процессе.

Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться, как «поддерживающий» изучение основного курса 9 класса, и как курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося. Общий объем-68 часов, 2 часа в неделю. Возможно изучение только отдельных глав курса.

Основными целями изучения курса являются:

- развитие общекультурной компетентности учащегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира;

- расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования.

Содержание курса ( 68 часов, в том числе 4 часа — резерв).

Модуль 1 Растворы и процессы, в них происходящие.(30 часов)

Тема №1 Дисперсные системы и их значение (8 часов).

Понятия: «Дисперсная система». Виды дисперсных систем (эмульсии, суспензии, коллоидные растворы, истинные растворы). Физико - химические явления при растворении веществ. Выделение и поглощение теплоты при растворении веществ.

Раствор, растворитель, растворенное вещество, кривые растворимости. Практическое значение различных растворителей. Растворы ненасыщенные, концентрированные, разбавленные, перенасыщенные.Значение дисперсных систем в природе и производственных процессах.

Персоналии. Сванте Аррениус, Д. И, Менделеев, Т.Грэм.

Демонстрации. Растворимость веществ в воде и в других растворителях. Виды дисперсных систем и их характерные признаки. Выделение и поглощение теплоты при растворении веществ в воде( KNO3, H2SO4).

Лабораторные опыты.1 Изучение электрической проводимости электролитов и неэлектролитов.

Практические занятия. 1) Способы очистки веществ из их смесей: фильтрование, выпаривание, кристаллизация растворов, флотация, декантация. 2) Выращивание кристаллов.

Расчетные задачи.

Тема № 2. Химические реакции, происходящие в растворах.(16 часов)

А) Сущность химических реакций на основе электронных представлений.

Понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, основные окислители и восстановители. Подбор коэффициентов в уравнениях О.В.Р. методом электронного баланса. Классификация О.В.Р.. Значение О.В.Р..

Персоналии. Лавуазье, Л.Писаржевский.

Демонстрации. Разложение бихромата аммония, горение веществ, зависимость продуктов реакции от среды.

Лабораторные опыты.1) Взаимодействие железа с растворами соляной кислоты и хлорида меди(II). 2) Взаимодействие сульфита натрия с перманганатом калия в разных средах.

Практические занятия. 1 Проведение О.В.Р., составление уравнений и электронного баланса.

Б) Реакции обмена. Гидролиз солей.

Персоналии. Бертолле.

Лабораторные опыты.1) Реакция обмена между растворами электролитов.

2) Определение pH растворов различных солей.

Практические занятия. 1 Проведение реакции обмена, идущих до конца.2. Решение экспериментальных задач(2 занятия).

Тема №3 . Концентрация растворов.(6 часов)

Понятие о концентрации растворов. Растворы молярной концентрации. Взаимосвязь массовой доли вещества и молярной концентрации.

Практические занятия. 1 Приготовление растворов указанной молярной концентрации .

Расчетные задачи

Модуль 2. Металлы. (34 часа).

Тема № 1. Электрохимические процессы, происходящие при участие металлов. (10 часов)

Электрический ток как причина химических процессов. Электролиз растворов и расплавов. Полуреакции на катоде и аноде. Значение электролиза.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Персоналии. А.Вольта, М.Фарадей, Борис Якоби, М.Бекетов.

Демонстрации. Электролиз растворов сульфата меди(II), иодида калия, сульфата натрия.

Расчетные задачи. Вычисление с применением знаний электролиза и законов Фарадея. Задачи на «пластинки».

Тема №2 . Соединение кальция в природе и искусстве(6 часов)

Соединение кальция в природе. Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства. Известь: гашенная и негашенная. История применения в строительстве и искусстве. Кальцит: основные горные породы - мрамор, известняк в скульптуре и архитектуре.

Жемчуг и кораллы. Гипс и алебастр. Гипсовые отливки с художественных произведений в музейной практике.

Персоналии. Г.Дэви.

Демонстрации. Взаимодействие оксида кальция с водой, качественные реакции на ионы кальция.

Лабораторные опыты.1) Ознакомление с образцами природных соединений кальция.

Практические занятия. 1) Приготовление гипсовой отливки.

Расчетные задачи.

Тема №3. Металлы- d-элементы.(18 часов)

Положение в П.С. Особенности строения. Степени окисления атомов в соединениях.

Железо как химический элемент и простое вещество. Применение железа в древности. Метеоритное железо. Физико- химические свойства железа, его оксидов и гидроксидов. Биологическое значение.

Сведение о хроме, марганце, никеле.

Комплексные соединения. Сравнения закономерностей изменения свойств Ме и их соединений в главных и побочных подгруппах.

Персоналии. Вернер, Л. Чугаев.

Демонстрации. Взаимодействие соединений хрома (II)и (III) с кислотами и щелочами. Окислительные свойства соединений марганца.

Лабораторные опыты.1) Получение гидроксидов железа (II)и (III). 2) Качественные реакции на катионы железа (II)и (III).3) Качественные реакции на соединения хрома и марганца. 4) Сравнение свойств соединений железа, никеля, хрома и марганца.

Практические занятия. 1) Синтез сульфата тетраамминмеди(II).2) Окислительные свойства перманганата калия и бихромата калия. 3) Амфотерность оксида и гидроксида хрома (III).

Доклады и рефераты.

Координационная теория: эволюция воззрений.

Расчетные задачи.

Литература.

1. Биографии великих химиков. – М.: мир,1981

2. Воронков г. н. Электричество в мире химии Знание,1981

3. Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии. - М.: Мир ,1987

4. Книга для чтения по неорганической химии/сост. В. А. Кризман - М.: Просвещение, 1983

5. Мезенин Н. А. Занимательно о железе. - М.: Металлургия, 1985

6. Леепсон Н. А. Чет или Нечет?: Занимательные очерки о химии. - М.: Химия, 1987

7. Манолов К. У химии свои закон. –Л.: Химия,1975

8. Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия,1986

9. Популярная библиотека химических элементов/ под ред. И. В. Петренко- Соколова: в 2т. - М.: Наука,1983/

10. Таубе П. Б. ,Руденко П.И. От водорода до… нобелия?

М.: Высшая школа, 1978

11. Фримантя М. Химия в действии: в 2ч.- М.: Мир, 1991

12. Химия и жизнь - журнал

13. Химия в школе - журнал

14. Энциклопедия. том Химия. Аванта.


скачать документ [10.96 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.