24.12.2008
Разработка урока «Физические и химические явления»
«Физические и химические явления»Цели урока: 1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций. 2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности. 3. Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи. 4. Способствовать патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся. Оборудование: • На демонстрационном столе: свеча, FeCL3, КCNS, K2Cr2O4, Mg, C2H5OH, , пробирки, лабораторный штатив, асбестовая сетка, , стеклянная палочка, лучинка, спички, спиртовка. • На столах учащихся: лотки для проведения опытов, NaHCO3, CH3COOH,Na 2SO4, BaCL2, 2 пробирки • Видеофрагмент « Восстановление оксида меди(11) водородом». • Презентация урока. 1. Мотивационно-ориентационный этап. На столе зажженная свеча (слайд) Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь» Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Ребята, мы познакомились с некоторыми веществами, изучили их состав, строение. Как вы думаете, останутся ли вещества неизменными? Знания о веществах будут неполными, если мы не изучим явления, происходящие с ними. Какие явления вы наблюдаете при горении? - плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое) - затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние) Как называются такие явления? - горение парафина (свет и выделение тепла) Как называются такие явления? Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. Предложите схему нашего урока. Учитель записывает тему урока на доске (слайд) «Физические и химические явления.» Запишите тему урока в рабочий лист, в котором вы будете фиксировать все важные моменты и подпишите его (см.Приложение1) Итак сегодня мы должны: • определить • сущность физических и химических явлений • выявить • признаки химических реакций • познакомиться • виды химических реакций • отметить • значение химических реакций • рассмотреть • условия возникновения и протекания реакций Это будет планом нашего урока. 2. Операционно-исполнительный этап. 1.Сущность явлений. А) Подведем первые итоги, обратимся к схеме №1 и заполним ее. Б) Задание: Определите, о каких явлениях идет речь? Учащиеся зачитывают отрывки из литературных произведений, пословицы, поговорки и называют какое это явление. (Приложение 2) «Куй железо пока горячо». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Пословицы, поговорки – это кладезь народной мудрости. Русский народ очень мудрый. Мы должны гордиться своими корнями, принадлежностью к великой нации. 2.Химические реакции. Признаки реакций. А) Обращение к словам лауреата Нобелевской премии Н.Н.Семенова: «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.» Реакция (лат.) – отпор, противодействие, ответное воздействие. Б) Предложите, как мы можем выявить признаки реакций? ( провести эксперимент) Вы должны внимательно пронаблюдать опыты и записать наблюдения, сделать выводы. (Вставить в описание опытов пропущенные слова) Демонстрационный опыт №1 «Получение крови» Демонстрационный опыт №2 «Вулкан на столе» Какое природное явление напоминает этот опыт? Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года( почти 2000 лет назад ) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей. Везувий зев открыл- дым хлынул клубом- пламя Широко развилось , как боевое знамя, Земля волнуется- с шатнувшихся колон Кумиры падают! Народ , гонимый страхом, Под каменным дождём . под воспалённым прахом Толпами , стар и млад , бежит из града вон. А. Пушкина. В) Лабораторные опыты Какие еще признаки реакций, вы узнаете, проведя самостоятельный поисковый эксперимент. Для этого внимательно читайте инструкцию и соблюдайте правила техники безопасности (инструктаж) Лабораторный опыт №1 «Получение баритовой каши». Лабораторный опыт №2 «Гашение соды уксусом». Г) Подведение итогов. Заполнение схемы. 3. Виды химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. А) Видеофрагмент « Восстановление оксида меди(11) водородом». Чем различаются реакции, которые вы наблюдали при «извержении вулкана» и восстановлении оксида меди(11)? Как называются такие реакции? Б) Работа с учебником (О.С.Габриелян, 8 класс) §26, рис. 90,91 и рабочим листом. В) «Извержение вулкана сопровождалось не только выделением тепла, но и света. Найдите, как называются такие реакции? Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять. Звучит фрагмент музыкальной сюиты А.Скрябина «Похищение огня» В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других. Огонь символизирует и еще одно качество человеческой личности – творческое начало. Неслучайно, аллегорический образ горящей свечи так часто встречается в произведениях поэтов, на картинах художников. Горящая свеча – символ нашего горения перед Богом, символ нашего единения. Ученица читает стихотворение «Огонь» Он всегда бывает разным, Удивительный огонь. То буяном безобразным, То тихоней из тихонь. То он змейкой торопливой По сухой скользит коре, То косматой рыжей гривой Полыхает на заре. Вот на спичке, как на ветке, Голубой дрожит листок. Вот, ломая прутья клетки Хищный делает бросок! Да, огонь бывает разный – Бледно-желтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый, Очень злой. 4. Значение химических реакций. А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез) Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов. Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций. Б) Условия возникновения и протекания реакций. Работа с учебником §26, с.138 и рабочим листом. В) Подведение итогов. Озвучивание схем на доске: Примеры: Разложение Бумага – 2-10 лет Консервная банка – более 90 лет Фильтры от сигарет – 100 лет Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет Пластмасса – 500 лет Стекло – более 1000 лет Вывод о бережном отношении к природе. 3. Оценочно-рефлекторный этап 1.Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?» 2. Чтобы убедиться в этом, проведем небольшой химический диктант. • Из перечня явлений выписать номера, под которыми указаны Вариант 1 – физические явления Вариант 2 – химические явления • Взаимопроверка и выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл) Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы» Остальным необходимо поработать еще дома. 3. Дом. задание. §26, лит отрывки, стихи, пословицы и поговорки о физических и химических явлениях. 4. Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана (учащиеся зачитывают слова): «Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими». 5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь» Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела… И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. 6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством» Майкл Фарадей, англ.ученый 7. Подведение итогов урока, сбор рабочих листов.
Архив »»
|