3.3.2008
Тема урока: «Вода – уникальное вещество планеты»
Тема урока: «Вода – уникальное вещество планеты»Чаупенкова Елена Александровна,учитель химии и биологии, МОУ «Лицей №11»,г. Великие Луки.Краткое описание. Данный урок является интегрированным уроком с межпредметными связями, в который включены элементы артпедагогики - новой педагогической технологии, позволяющей повысить качество знаний при изучении предмета. Аннотация. Артпедагогика – педагогическая технология, позволяющая при помощи искусства, являющегося формой художественно – эстетического освоения мира, сформировать научные, культурные и познавательные ценности личности. Артпедагогика изначально возникла как способ обучения детей с нарушениями в развитии. Однако было замечено, что включение в ход урока в обычных классах моментов театрализации, игры, музыкального и литературного сопровождения, повышает эффективность учебного процесса, способствует лучшему усвоению знаний учащимися. Известно, что химия считается предметом, тяжелым для изучения, который требует большой сосредоточенности. Использование элементов артпедагогики позволяет учащимся с любыми способностями увереннее чувствовать себя при изучении предмета, повышать уровень самооценки и, как итог, повышать качество знаний. Задачи урока: -развитие средствами искусства и науки гармоничной личности ребенка. -активизирование посредством артпедагогических приемов эмоциональной сферы личности с целью вызвать желание полноценно участвовать в учебной деятельности. Ход урока.Звучит тихая музыка. Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир воды. А для начала представим себе огненный океан, который бушевал когда – то на неостывшей Земле. В глубинах этого океана происходили бурные реакции, приводившие к образованию новых веществ. И среди них было одно единственное и неповторимое вещество нашей планеты – вода. На слайде: тема урока и эпиграф Вода – это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было. Вдумайтесь в эти слова. Почему именно вода, а не любое другое вещество? В легендах и мифах любого народа мира мы встречаем воду: живую, мертвую, святую. Многие поэты и художники посвящали воде свои произведения. Вспомним нашего великого А. С. Пушкина: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. ( «К морю») Какие удивительные слова, а посвящены они обычной воде. Выдвигаются различные гипотезы: почему вода – самое уникальное вещество планеты? Рабочая гипотеза: уникальными являются свойства воды. А для начала вспомним: что мы вообще знаем о воде. И начнем с ее строения. 1.Пишем на доске молекулярную формулу и разбираем состав. 2.По слайду разбираем структурную формулу. 3.Обращаем внимание на уголковое строение молекулы. 4.Составляем из разных по размеру цветных кружков формулу воды. Объясняем, почему атомы водорода должны быть меньше атомов кислорода. Скажите, ребята, а какие агрегатные состояния есть у воды? Играет музыка с шумом моря, демонстрируются слайды под отдельные четверостишия. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода И кажется сказкою это, А в сущности только вода. Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда Каскад водопада и брызги фонтана, А все это только вода. В бирюзовой дали исчезая Лебедями плывут облака. Вот туча идет грозовая, А в сущности только вода. Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода И топит, как будто играя, Большие морские суда. Как пухом, зимой одевает Снег белый родные поля, А время придет – все растает И будет простая вода. А вот метеорологи считают, что различных состояний воды в природе больше. Послушайте прогноз погоды. Уважаемые водители, госметеоцентр предупреждает, что на северо- западе наблюдается повышенное испарение на водоемах, туман на дорогах, а к вечеру сплошная облачность и дождь. На севере страны снег с градом, на дорогах сильное обледенение, иней на деревьях. Где в этом прогнозе речь идет о воде? Рассматриваем распространенность воды на планете. 1.Водные ресурсы (по карте ) 2.На каких материках наименьшее и наибольшее количество годовых осадков? 3.В природе только 3% пресной воды и 80% ее недоступны для употребления. Почему? Проблемы экономии пресной воды. 4.Почему нельзя пить соленую воду? (рассматриваем по слайду состав морской воды) 5.Вода в составе живых организмов. Скажите, при горении какого простого газообразного вещества образуется вода? (пишем уравнение) . Если бы мы могли проследить за жизнью молекулы воды с момента ее образования и до наших дней, то можно было бы написать удивительную историю. Представьте, что вы решаете задачу по химии, она не получается, и две слезинки, в которых очень много молекул воды, упали на вашу тетрадь. Давайте проследим их путь. К слайду круговорота воды приглашаются две ученицы, им одеваются диадемы с капельками воды, рассматривается схема круговорота воды. Уже наши далекие предки знали об этом явлении. В книге поэзии древнего востока Экклесиаст есть такое высказывание: Бегут все реки в моря – а море не переполнится. В место, куда реки бегут – туда они и бежать будут. Конечно, не все так абсолютно. Чтобы не быть с географией в споре – Волга впадает в Каспийское море. Но трудно на свете жить одиноко И воды из Волги текут в Ориноко Волги вода есть в Кагере и в Ниле, И в Антарктиде и в нашей квартире Волги вода есть везде и повсюду Хоть и не просто поверить нам в чудо Но чтобы не быть с географией в споре - Волга впадает в Каспийское море. (короткое обсуждение) А теперь давайте вспомним другие физические свойства воды. 1.Чистая вода без цвета, запаха и вкуса. 2.Не проводит электричество 3.Температура кипения и замерзания.(значение для живых организмов) 4.Обладает самой высокой теплоемкостью из жидкостей (значение для климатообразования) 5.Хороший растворитель. Все реакции в живых организмах протекают в водной среде. Гидрофобностью других веществ обязана жизнь своим появлением в водной среде. Чтобы рассмотреть другие свойства, приглашаем волшебницу. Она загадывает загадки и проделывает опыты. Опыт 1. Всем известно, что всегда Твердый в жидком тонет. Но помним мы закон учебный, Что правил нет без исключений: Бросьте в воду кусочек льда Что получится тогда? (Опыт, слайд с айсбергом) Плотность льда меньше плотности воды. Максимальная плотность при +4. Какое значение для живых организмов имеют эти свойства? Опыт 2. Налила в бутылку воду И поставила на холод Догадайся без труда, Что увидела, когда Холодильник я открыла И достала то, что было? (слайд). Значение этого явления. Опыт 3. Слугам маг дает заданье Так налить воды в стакан, Чтоб объем воды в сосуде Больше был, чем сам стакан Сможет кто – ни будь из вас Выполнить его приказ? (приглашается желающий проделать опыт) (слайды с каплями воды) Опыт 4. С вышки мальчик прыгнул в воду Приземлился на живот. Почему же этот мальчик Снова плавать не идет? Далее на воду кладется плотная бумага, проверяется эффект слипания. Объясняется физическая и химическая сущность явления поверхностного натяжения. Почему капля всегда шарообразная, а две капли стремятся слиться вместе? Наличие водородных связей (не рассматривается подробно),(слайд) Группа русских ученых под руководством Зенина изучала память воды. Они утверждают, что вода состоит из объемных структур, включающих 57 молекул. Это «кванты воды». Они объединяются в шестигранники из 912 молекул. Зенин считает, что память – это особое состояние воды в клетках мозга. Ряд других ученых считают, что след на воде, который сохраняется 5 суток – это не физическое, а информационное явление Японский исследователь Мосау Эмото изучал воздействие на воду различных факторов. Оказалось, что резкие звуки, громкая музыка, злые слова вызывают образование уродливых кристаллов воды, а добрые слова, тихая и плавная музыка – наоборот.(слайд) Возвращаемся к гипотезе, выдвинутой в начале урока, и делаем вывод, что уникальные физические свойства и строение воды делают ее незаменимым веществом на планете. Существует во Вселенной маленькая голубая планета Земля. И эта планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество – вода. Сегодня мы с вами убедились, что вода обладает уникальными свойствами. Изменяя природу, человек изменяет основу жизни – воду, и никто не сможет сказать: к каким страшным последствиям может привести небрежное обращение с водой. Сохранить воду чистой, значит сохранить свою жизнь. И в заключении предлагается осмыслить стихотворение: Ты пила воду. Капля вниз упала. Летя, жива еще была Упала – вдребезги разбилась Тебе то что, ты вытерла ее – она погибла. Она подумала: была бы ты бесчувственна Она жила бы и умерла сама.
скачать документ [2.12 Mb]
Архив »»
|