182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

10.11.2007
Обобщающе – контролирующий урок по разделу «Углеводороды».

Обобщающе – контролирующий урок по разделу «Углеводороды»

Цели : 1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Использование сравнительного подхода к изучению углеводородов: представить алканы, алкены и алкины в сравнении по следующим признакам – особенности строения, номенклатуры, изомерии, влияние строения молекул на химические свойства веществ.

Вопросы к уроку.

1. Строение атома углерода в возбужденном состоянии.

2. Типы гибридизации атомных орбиталей углерода в углеводородах разных классов.

3. Основные параметры связей в алканах, алкенах, алкадиенах, алкинах, аренах.

4. Виды изомерии в углеводородах.

5. Влияние строения углеводородов на их свойства.

6. Качественные реакции на алканы, алкены, алкины, арены.

7. Зависимость между свойствами вещества и его применением.

8. Генетическая взаимосвязь между классами углеводородов.

Ход урока.

1. Обобщение сведений о строении углеводородов.

1. Как объяснить четырехвалентность углерода в органических соединениях с точки зрения представлений о строении атома?

2. Что понимают под гибридизацией атомных орбиталей?

3. Какие особенности гибридизации атомных орбиталей проявляются в строении молекул метана, этилена, ацетилена? В чем сходство и различие между sp2 – и sp – гибридизацией?

4. Основные характеристики связей в молекулах этана, этилена, бутадиена, ацетилена и бензола: тип гибридизации, валентный угол, длина связи, геометрия молекулы.

5. В чем различие между δ и π – связью в этилене?

6. Почему невозможно свободное вращение атомов углерода при краткой связи?

7. Этилен вступил в реакцию с HBr. Измениться ли при этом тип гибридизации атомов углерода? Если да, то как?

8. В чем суть π – π – сопряжения в диенах – 1,3?

9. Как образуется шестое π – облако в бензоле?

2. Обобщение сведений о видах изомерии углеводородов.

1. Заполнение таблицы «Изомерия углеводородов». Задание к таблице: отметьте «+» или «-» наличие или отсутствие данного вида изомерии у данного класса.

2. На примере бутана и изобутана озарактеризуйте признаки понятия «изомер».

3. В чем суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы всех изомеров состава C6H12 и назовите их.

4. В чем причина возможности существования геометрической изомерии. Какие условия необходимы и достаточны для существования геометрических изомеров.

3. Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов.

1. Существует ли зависимость между свойствами вещества и его химическим строением? Что от чего зависит, что – причина, а что следствие.

2. Какие свойства должен проявлять этан в связи со строением молекулы? Ответ мотивируйте.

3. В чем сходство химических свойств алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?

4. Чем объясняются различия в свойствах алкенов и алкинов?

5. Какие особенности в химических свойствах алкадиенов определяются наличием сопряженных связей?

6. Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в алканах, а реакции присоединения – труднее, чем в алкенах.

7. Назовите качественные реакции для представителей каждого класса углеводородов.

8. Существует ли зависимость между свойствами вещества и областями его применения. Приведите примеры.

9. Какие общие свойства проявляют углеводороды?

10. Заполните таблицу «Строение и свойства углеводородов».

4. Генетическая связь между классами углеводородов.

1. Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящими только из атомов C и H.

2. Какие взаимосвязи существуют между классами углеводородов? (работа по схеме «Обобщение знаний о гомологических рядах»).

3. Проиллюстрируйте примерами возможные переходы: алкан → алкен, алкан → алкин, алкан → арен, алкан → циклоалкан, непредельный углеводород → арен, алкин → арен.

4. Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганического вещества можно получить органическое.

Домашнее задание.

Теоретический материал (конспект), подготовка к контрольной работе. Осуществить следующие превращения:

а) бутан → бутен – 1→ бутадиен – 1,3 → бутен – 2 → бутан → изобутан

б)исходя из метана получите циклогексан.

Таблица «Изомерия углеводородов»

Вид изомерии

Класс углеводородов

алканы алкены алкадиены алкины арены

1 Углеродного скелета

2 Положения краткой связи

3 Межклассовая

4 Геометрическая

Таблица «Строение и свойства углеводородов»

Параметры сравнения

Класс углеводородов

алкины алкены алкадиены алкины арены

1. Общая формула гомологического ряда.

2. Тип гибридизации.

3. Длина связи.

4. Валентный угол.

5. Геометрия молекулы.

6. Химические свойства:

а) горение

б)разложение

в) отношение к окислителю

г) отношение к водороду

д) отношение к галогенам

ж) типы реакций, характерных для класса углеводородов.


скачать документ [8.16 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.