23.2.2007
Прощенкова Татьяна Борисовна, учитель химии МОУ «Гимназия»
Урок-практикумТема урока « Ненаркотические анальгетики»Цели урока. 1. Познакомить учащихся с химиотерапией, используя межпредметные связи с биологией. 2. Научить учащихся анализировать строение молекул лекарственных препаратов, предсказывать на основе этого анализа их химические свойства и проверять их лабораторно. 3. Рассмотреть безопасные способы применения анальгетиков и основы их промышленного синтеза. Ход урока. 1. Повторение материала о лекарствах по стенду, сделанному на предыдущем уроке. 2. Новый материал.а) Объяснение с составлением схемы на доске и в тетрадях. 1827 год salix -ива COOH OH О Салициловая кислота ∕ ∖ 1886 г 1899 г O COOH O / O - C C О CH3 \ O – C6H5 аспирин | жаропонижающее и О противовоспалительное средство Салол антисептическое и противовоспалительное средство В России технология производства аспирина и салола создана Алексеем Евгеньевичем Чичибабиным в годы первой мировой войны. б) Аспирин и парацетамол эти препараты выбраны не случайно, т.к. Широко используются в медицине, их мировое производство начисляется десятками тысяч таин в год; На их примере можно рассмотреть полифункциональность групп, попробовать предсказать некоторые химические свойства и проверить их лабораторно. Препараты хорошо известны, широко рекламируются СМИ. Анализ полифункциональности аспирина и парацетамола. Анализ аспирина и парацетамола. Аспирин Парацетамол ( салициловый эфир уксусной кислоты) (n – N- ацетиламинофенол) 1. Напишите структурные формулы указанных соединений. Укажите в чем состоит различие в строении этих соединений, какие функциональные группы входят в состав каждого из соединений (карбоксильная, фенольный гидроксил, сложноэфирная группа, амид, простой эфир). в) Лабораторный практикум по проверке выдвинутых предположений. Оформление таблицы. 2. Эксперимент Разотрите в ступке по 1 таблетке лекарства и выполните опыты. Реактивы Наблюдение аспирин парацетамол 1. Вода 2 мл, универсальный индикатор, нагревание до кипения pH pH 2. Этанол 2 мл, нагревание до кипения 3. Вода 2 мл + 2 мл NaOH 4. Вода 2 мл + несколько капель FeCl3 5. Раствор Na2CO3 + р-р HCl нагревание г) Некоторые советы по приему аспирина и парацетамола 3. Химические реакции, лежащие в основе синтеза аспирина. а) Осуществить превращения: Al4C3 ↓ CH4 ↓ CH3Cl ↓ CH4 → C2H2 → C6H6 → C6H5SO3H → C6H5ONa → C6H5OH → C6H4CH3OH ↓ C2H2→ CH3COH→ CH3COOH→ CH3(COO)2CH3 → C6H4COOHOH ↓ C6H4COOHCOOCH3 б) сообщения учащихся о синтезе стрептоцида и антибактериального препарата. 4. Самостоятельная работа № 54А (Габриелян О., стр.381) 5. Домашнее задание §31, синтез.
скачать документ [10.73 Kb]
Архив »»
|