17.1.2008
Ориентировочное планирование для X класса по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой
Ориентировочное планирование для X класса по учебникуА. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика.Текст. Стили речи»на 2007/2008 учебный годII полугодиеМорфология и орфография Урок 1 / Урок 25*. Обобщающее повторение частей речи.Цель урока: обобщить полученные в V—IX классах знания учащихся по теме «Морфология»; закрепить навы¬ки правописания омонимичных частей речи. Этапы урока • Синтаксический разбор предло¬жения (предложение предварительно написано на доске с пропущенными знаками препинания и орфограммами или записывается учениками под диктовку) Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окру¬жающих его. (Л. Толстой). — Какова тема высказывания Л.Н. Толстого? — Когда, по вашему мнению, человека можно назвать мудрым? — Объясните постановку знаков пре¬пинания в данном предложении. — Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обо¬значьте части речи. — На какие группы можно разделить все части речи? По какому прин¬ципу происходит деление частей речи на эти группы? — Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи примерами из записанного вами предложения. — Какие части речи, не встретившиеся в записанном вами предложении, со¬ставляют отдельную группу частей речи? — К каким частям речи относят причастие и деепричастие? —Какой раздел лингвистики изучает части речи? • Закрепление умения определять омонимичные формы (омоформы) и фонетические омонимы (омофоны) Слово учителя В русском языке существуют слова, кото¬рые имеют одинаковую фонетическую струк¬туру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только по контексту, в который они включены (положить дрова в печь — печь пироги, они трут овощи — у него тяжелый труд: печь (сущ.) и печь (гл.) — омоформы, трут (гл.) и труд (сущ.) — омофоны). Иногда умение различать омоформы и омофоны непосредственно связано с правописанием. Так, например, умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание. — Распределите словосочетания на две группы, обосновывая свой выбор: Самостоятельные части речи Производные предлоги Положить на счет предприятия, договориться насчет встречи, в течении реки, в течение дня, не смотря в лицо, несмотря на непогоду, в продолжении книги, в продолжение часа, благодаря за подарок, благодаря подоспевшей помощи. — Подчеркните омофоны и омоформы. • Вывод: что является предметом изучения в разделе «Морфология»? По какому принципу разделяют все части речи на группы? • Домашнее задание: вопросы 1—3, с.67, упр.148. Урок 2/Урок 26*. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи. Цель урока: закрепить умение делать морфологический разбор, систе¬матизировать знания о грамматических признаках разных частей речи. Этапы урока • Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по вопросам 1—3, с. 67. Объяснение пунктограмм и орфограмм в словах с пропущенными буквами в тексте упр. 148 • Обобщение знаний по теме «Грамматические признаки частей речи» Анализ текста Галки, важно разгуливающие по улице, взлетели с водопадным шумом. Тихонько застонало оконное стекло.Сотрясая улицы и обступившие дома, испуская угрожающий рык, давя морозно-лиловый асфальт тупыми скатами, беззастенчиво дребезжа гулким железным кузовом, промчался первый самосвал. <…> И под стеной качнулась фигура первого прохожего. И солнце выплеснулось в просвет между домами, полыхнули окна, от молодых деревьев легли лёгкие тени. День родился над городом… (Тендряков). - Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. - Озаглавьте текст. - Обоснуйте постановку знаков препинания в нём. - Выполните синтаксический разбор предложений, определите, какой частью речи выражены их члены (работу можно провести по вариантам). * Морфологический разбор частей речи (по выбору учителя)Работу можно проводить по вариантам. На разбор каждой группы частей речи отводится 3 – 4 минуты. * Домашнее задание: подобрать из художественного текста предложение, которое содержит как самостоятельные, так и служебные части речи. Обозначить все части речи, выполнить морфологический разбор двух служебных и двух самостоятельных частей речи (по выбору). Урок 2/Урок 26*. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. Цель урока: закрепить навыки правописания н и нн в суффиксах разных частей речи, о-ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. (Материалы для закрепления навыков правописания учитель даёт по собственному выбору.) * Закрепление изученного в V – IX классах — Объяснительный диктант Увлеченный труженик, бежать рысцой, багряный закат, барабанная дробь, эмалированный чайник, груженой баржей, прожженный мошенник, иллюстрированная книжонка, голоса резки и взволнованны, собрание организовано. — Составление алгоритма рассуждения «Правописание н и нн в суффик¬сах прилагательных и причастий». Запомните написание следующих слов: желанный, медленный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, отчаянный, нечаянный. — Закрепление навыков правописания по темам. А. «Н и нн в суффиксах разных частей речи». (Возможно использование различных карточек для индивидуальной работы. Целесообразно также обратиться к тренировочным упражнениям из пособия Д.Э.Розенталя или других авторов.) Карточки для индивидуальной работы I вариант Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Варен..ый рак, организован..ая ярм..рка, серебрян..ая ложка, ранен..ый легко, вымощен..ая дорога, нечаян..ый, свежеморожен..ый, лишен..ый прав, непрошен..ый гость, кожан..ый диван, ткан..ый золотом наряд, воспитан..ый человек, солен..ые в бочке огурцы, разочарован..ая инт..лигенция, пустын..ый песчан..ый берег, юн..ая воспитан..ица, афиши расклеен..ы, рассказывал взволнован..о, свежезаморожен..ая рыба, недоварен..ый к..ртофель, асфальтирован..ый тр..туар, гладкокрашен..ые шторы, исхожен..ые тр..пинки, лакирован..ая обувь, недюжин..ое дарование, курин..ые к..тлеты, гостин..ица заселен..а, деревян..ый стул, варен..ое в собствен..ом соку, крашен..ый охрой пол, священ..ый долг, печен..ые бабушкой пироги, искусн..ый мастер, ветрен..ый день, рван..ая одежда, станцион..ый смотритель, смышлен..ый малыш, бешен..ая собака, эмалирован..ый чайник, костюмирован..ый бал. (85 слов.) II вариант Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Ранен..ый пулей зверь, стрелян..ый воробей, отравлен..ый воздух, лебедин..ая песня, рекомендован..ый на должность, намечен..ые мер..приятия, современ..ая проза, объединён..ое заседание фракцион..ых групп, сказан..oe слово, выкрашен..ый забор, бронирован..ая машина, кипячен..ое молоко, легкоранен..ый боец, прокопчен..ое мясо, наполнен..ый таз, позолочен..ое кольцо, коррумпирован..ый чиновник, лекцион..ый зал, уроки выучен..ы, излюблен..ые места, электрифицирован..ый район, заброшен..ый дом, воен..ая к..мпания, мужествен..о сражаться, известие получен..о, нехожен..ые дороги, сверхъестествен..ый прыжок, мочен..ые яблоки, плетен..ые умелой кружевницей, ледян..ой дождь, гостин..ый двор, мужествен..ый человек, выверен..ый шаг, слоен..ый пирожок, д..сквалифицирован..ый спорт..мен, хитросплетен..ый узор, искусствен..ый мех, старин..ые обручи, златоткан..ое украшение, истин..ый друг. (85 слов.) Б. О—ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Составьте таблицу «О—ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи» на основе материала карточек для индивидуальной работы. Карточки для индивидуальной работы I вариант Спишите, вставьте вместо пропусков буквы о, е или е. Стереж..т, кореш..к, трубач..м, обреч..нный, царевич..м, лапш..вый. зайч..нок, горяч.., ш..к, беч..вка, огорч..нный, братц..м, мальч..нка, сундуч..к, ш..рох, галч..нок, борщ..вый, зрач..к, отц..м, смыч..к, лягуш..нок, итальянц..м, печ..т, бельч..нок, побежд..нный, месяц..м. репортаж..м, зверинц..м, медвеж..нок, волч..к, борович..к, певц..м, струч..к, языч..к, обожж..т, глупц..м, гребеш..к. собач..нка, москвич..м, танц..м, борц..м, кулач..к, испеч..т, за рубеж..м, персонаж..м, возбужд.. ный, олимпийц..м, хорош.. . (50 слов.) II вариант Спишите, вставьте вместо пропусков буквы о, ё или е. Стереж..т, скач..к, завлеч..т. японц..м, ещ.., плеч.., снеж..к, хитрец..м, сбереж..т. простач..к, сургуч..вый, девч..нка, украинц..м, клоч..к, хорош..го, червяч..к, пейзаж..м, кумач..вый, роднич..к, щелч..к, воротнич..к, мыш..нок, алыч..вый, меч..м, трюкач..м, песц..м, кирпич..м, знач..к, жуч..к, щелч..к, меш..к. старич..к, пятач..к, молодц..м, душ..й, мыш..нок, плащ..м, пуш..к, протеч..т, стосвеч..вый, прожж..нный, песц..вый, дворц..вый, образц..вый, убереж..т, свинц..вый. (50 слов.) • Домашнее задание: упр. 194, 195, 148. Урок 4/Урок 28*. Правописание не и ни с разными частями речи. Цель урока: обобщение знаний по теме «Правописание не с разными частями речи», закрепление навыка написания не с разными частями речи. Этапы урока • Обобщение изученного по теме «Частицы» —Предупредительный диктант по теме «Не с разными частями речи». Не скрывая удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недешево стоить; недисциплинированный ученик; не гордый, а добрый; долго недомогать; не да¬лекий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожженный кофе; недовыполнить план; не достать до полки; проявить недо¬верчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко. — Составление таблицы «Не с разными частями речи» (на основе предупредительного диктанта). Пишется с не слитно Пишется с не раздельно • Закрепление навыков правописания А. Не с разными частями речи. — Объяснительный диктант (объяснение правописания и значения пословиц). 1. Не родись красивой, а родись счастливой. 2. Не зная броду, не суйся в воду. 3. Недосол на столе, а пересол на спине. 4. Незнайка на печке лежит, а знайка по дорожке бежит. 5. Непутевая голова ногам покоя не дает. 6. Не твой воз, не тебе и везти. 7. Своя воля страшней неволи. 8. Незваный гость хуже татарина. 9. Невелика птичка, да ноготок остер. 10. Не место красит человека, а человек место. 11. Не волчий зуб, так лисий хвост. 12. Не дорог час временем, а дорог улучкой. 13. Один в поле не воин. 14. Потчевать можно, неволить грех. 15. Ученье — свет, а неученье — тьма. 16. Что написано пером, того не вырубишь топором. 17. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 18. Зелен виноград не вкусен, млад человек не искусен. Б. Различение частиц не и ни. (См. с. 95 учебника.) В. Выполнение тренировочных упр. 196, 197 • Вывод, какие орфограммы повторяли на уроке? Сформулируйте пра¬вило «Написание не с разными частями речи». Раскройте основные при¬емы различения не и ни на письме. • Дамашнее задание: упр. 203, 205. Урок 29* Правописание наречий. Цель урока: обобщение по теме « Правописание наречий», закрепление правописных навыков. Этапы урока • Проверка домашнего задания • Обобщение изученного по теме «Правописание наречий» — Объяснительный диктант. Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, подольше, с размаху. Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при выборе написания наречий. - Теоретические сведения по теме «Правописание наречий» (повторение). «Правописание наречий» А. Дефис в наречиях пишется, если: - есть приставка по- и суффиксы -ому, -ему, -их, -ых, -и (по-летнему, по-волчьи); - повторяется слово (еле-еле) —Закрепление навыков правописа¬ния наречий. Анализ текста Студеное январское предвечерье. С севера дует порывистый ветер. Закат пылает, но по законам короткого зимнего дня он стремителен и прорывается сквозь гряду серых, расползающихся, как дым, облаков далеким костром. Оттуда, со стороны заката, вереница за вереницей летят стаи ворон, галок и грачей. Летят в города, пригородные леса и рощи на ночлег. Летят торопливо и без крика. А главное — летят так низко, что невольно кажется: вот-вот бросит какую-нибудь незадачливую летунью на дерево или на провода высоковольтной передачи... Они летят не прямо, а все время лавируя в воздушных потоках, преодолевая свирепые ветра. Их бросает то вверх, то вниз, то заносит в сторону. На какой-то миг небо пустеет, и только одинокая — из тех, что послабее, — птица догоняет свою стаю, с трудом, через силу машет крыльями. Потом вдруг снова как будто кто-то забросил сотню черных платков в вышину, а они затрепетали, замелькали перед глазами — на блеклом небе над белыми снегами. (147 слов.) (Романенко). Обоснуйте постановку знаков препинания. Подчеркните наречия, объясните их написание. • Домашнее задание: упр. 192, 193. Урок 30*. Обозначение мягкости согласных. Цель урока: обобщение изученного в V—IX классах по теме «Обозначение мягкости согласных», закрепление на¬выков употребления мягкого знака. Этапы урока • Проверка домашнего задания • Обобщение изученного по теме «Обозначение мягкости согласных» Анализ текста День приметно клонился в сумерки, даль подернулась туманом, тени вытянулись, словно стали на ходули. С гортанными криками пронеслась воронья стая и, затрепыхав над раскидистой кроной дуба, черными хло¬пьями опала на его ветви. (Нагибин). Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте. Подчеркните мягкие согласные, назовите слова, в которых мягкость согласного обозначается: а) мягким знаком, б) последующей гласной, в) мягкость является постоянным признаком согласного. Сделайте вывод о способах обозначения мягкости согласных. — Выборочно-распределительный диктант (мягкий знак внутри слова). Распределите слова по группам: а) есть мягкий знак внутри слова для смягчения согласной; б) нет мягкого знака внутри слова. Тульский, семнадцать, побочный, ноябрьский, реалистичный, восемьдесят, практичный, октябрьский, бурильщик, елочный, фонарщик, щелкунчик, колокольчик, фехтовальщик, рисовальщик, песочный, сварщик. — Выполнение тренировочных упр. 27, 24, 162. • Домашнее задание: упр. 23 (объем 30-40 слов). Урок 5 / Урок 31*. Мягкий знак на конце слова после шипящих. Цель урока: обобщить полученные в V—IX классах знания по теме «Мягкий знак на конце слова после шипящих»; закрепить навыки правописания. Этапы урока • Проверка домашнего задания • Обобщение по теме «Мягкий знак на конце слова после шипящих» —Объяснительный диктант (объяснение правописания и значения пословиц). 1) Взялся за гуж, не говори, что не дюж; 2) Вскачь не напашешься; 3)День да ночь — сутки прочь; 4) Игра не стоит свеч; 5) Мышь копны не боится; 6) Матушка рожь кормит всех сплошь; 7) Одна речь не пословица; 8) Семь раз отмерь, один раз отрежь. —Составление обобщающей таблицы «Мягкий знак на конце слова пос¬ле шипящих»: Мягкий знак пишется на конце слова после шипящих Мягкий знак не пишется на конце слова после шипящих • Закрепление навыков правописания — Выборочно-распределительный диктант. Распределите слова в две группы: а) пишется ь после шипящих на конце слова; б) не пишется ь после шипящих на конце слова. Муж, тишь, толочь, нет задач, слышишь, мочь, невмочь, нехорош, помочь, полночь, прочь, витраж, точь-в-точь, запрячь, напрячь, без радиопередач, трескуч, гуашь, пейзаж, коллаж, брешь, лишь, выигрыш, тишь, манеж, роскошь, сплошь, монтаж, глушь, сушь, ландыш, камыш, мелочь, привлечь, уничтожь, спрячь, экипаж, много думаешь, тысяч, стриж, антураж, ретушь, ре¬портаж, мышь, фальшь, печь, толщь, массаж, плещешь, немощь, пассаж, ковш, реванш, вкладыш, помощь, отрежь, без свеч, тощ, мираж, умножь. (60 слов.) —Анализ текста 1. Как нежишь ты, серебряная ночь, В душе рассвет немой и тайной силы! О, окрыли — и дай мне превозмочь Весь этот тлен, безумный и унылый... 2. Помнишь тот горячий ключ, Как он чист был и бегуч, Как дрожал в нем солнца луч И качался... 3. Я рад, когда с земного лона, Весенней жажде соприсущ, К ограде каменной балкона С утра кудрявый лезет плющ. (Фет). При анализе текста необходимо обратить внимание учащихся на его стилистические особенности, наличие изобразительно-выразительных средств, на особенности правописания слов с орфограммой «Мягкий знак на конце слова после шипящих». • Домашнее задание: упр. 191.
скачать документ [17.93 Kb]
Архив »»
|