12.10.2007
Разработка педагогического совета
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА - СТИМУЛ К УСПЕХУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА Цели: 1. Осмыслить заново понятие «эффективность». 2. Проследить эффективность каждого этапа урока. Ход педсовета Место проведения - актовый зал. Все участники рассаживаются в общем зале по группам. 1. Вступительное слово директора школы. - Прошлый педагогический совет проводился по теме «Единые требования к формированию общеучебных умений и навыков». Было принято решение проверить сформированностъ общеучебных умений и навыков в нашей школе с 5-го по 11-й класс. Проверялось умение учащихся работать с текстом, графиками, иллюстрациями (Зачитывается справка по проверке ... 5-7минут). Тема нынешнего педагогического совета: «Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика». В работе педагогического совета принимают участие: 1) психолог школы; 2) заместитель директора по научно-методической работе. Сегодня они выполняют роль ведущих педагогического совета; 3) кандидат философских наук. Является консультантом педагогического совета; 4) аналитик (учитель); 5)аналитик; 6) аналитик (приглашенный СНС ИУУ). Работает пресс-центр в составе: • литератор; • художник. Секретарь педагогического совета - учитель. Руководители малых групп: 7) учитель; 8) заместитель директора; 9) учитель; 10) психолог школы; 11) заместитель директора по учебно-воспитательной работе; 12) психолог школы; 13) заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Я думаю, что мы сегодня постараемся работать эффективно и действенно. Вся деятельность педагога строится через урок. Зам. директора по УВР напомнит нам основные положения урока. 2. Выступление заместителя директора по УВР. Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остается! Давайте вспомним его основные моменты (зачитывает...). 3. Работа в малых группах. Задание 1 (см. инструкцию). После работы в малых группах продолжается выступление психолога школы о педагогическом мастерстве с использованием двух картинок (7 минут). Он подводит аудиторию к понятию эффективности урока. Задание 2 (см. инструкцию). Работа в малых группах по эффективности урока. В каждой группе выбрать секретаря, который будет записывать все высказывания членов групп на листе фломастером и по окончании обсуждения вывесит свой лист на стенде. Ведущий: получен веер ответов об эффективности урока. Приведем некоторые наиболее яркие из них: Эффективность: • конкретность поставленной цели и задачи; • заинтересованность учителя и учеников; • результативность; • качество материала; • формирование умения и навыков; • разнообразие методов; • эмоциональная подача материала; • индивидуальная работа; • выбор типа урока; • прогнозирование результата урока; • учебные возможности ученика; • мастерство; • умение общаться; • доступность; • активная работа учащихся; • результаты; • самостоятельность учащихся; • творчество; • индивидуальная работа; • ТСО; • сотрудничество; • эмоциональная атмосфера; • насыщенность урока; • цель: умение поставить и добиться ее на практике; цель - результат; • обратная связь; • работа; • наибольший результат; • наименьшие «затраты»; • педагогическая находка учителя; • умение дать - умение взять; • заинтересованность, доступность; • личность учителя; • взаимодействие учителя и ученика; • умение мыслить; • сотрудничество учителя и ученика; • стиль общения; • достижение целей; • толчок к поиску. Обсуждение закончено, давайте послушаем мнение групп (1-й, 3-й, 5-й). Все группы вывешивают плакаты. Психолог школы подводит итог обсуждения. Выступление зам. директора по НМР об эффективности обучения в школе: а) по результатам анкетирования; б) по результатам посещения уроков завучами; в) по результатам посещения уроков ведущими специалистами. Вывод из выступления - необходимо работать над эффективностью урока, но возникает вопрос: КАК? На что в первую очередь обратить внимание? Психолог школы и зам. директора по НМР рассказывают о традиционном и деятельностном подходах в обучении. Выступление заканчивается выводом о необходимости тщательно продумывать цели урока. Задание 3 (см. инструкцию). Получен веер ответов о цели урока. Приведем некоторые наиболее яркие из них. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний. Цель должна быть посильной. Каждый этап урока может иметь свою цель. Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум); для детей (программа-минимум). При постановке целей следует обращать внимание на следующее: * Проблемность материала. * Наглядность. * Воздействие на эмоции и чувства. * Стиль общения. * Применение учащимися знаний на практике. * Развитие способностей учащихся. * Содержание материала. * Интеллектуальные способности учащихся. * Совокупность решений множества задач. * Ожидание результата. По окончании обсуждения выступают группы (2-я, 4-я, 6-я). Зам. директора по НМР подводит итоги обсуждения. Консультант принимает спонтанное участие в работе педсовета. Слово аналитикам по работе первой половины педсовета. Слово пресс-центру. Задание 4 (см. инструкцию). Получен веер ответов о видах организации деятельности учащихся на уроке. Приведем некоторые наиболее яркие из них: • лекция; • дискуссия; • ролевая игра; • путешествие; • пресс-конференция; • телемост; • КВН; • «взятие крепости» (игра); • «крестики-нолики»; • «морской бой»; • «письма от Мюнхгаузена»; • «конкурс вралей»; • «гостиная»; • беседа, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника; • конспектирование; • пересказ текста; • групповая работа; • работа в парах; • творческие задания; • самостоятельная работа; • составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата; • эксперимент; • опыты; • работа с картами, контурными картами; • дидактический материал; • работа с иллюстрациями; • составление кроссвордов; • исследование; • музыкальная пауза; • фронтальный опрос; • программирование; • совместная деятельность по достижению цели урока; • взаимопроверка, самопроверка; • аукцион идей; • тестирование; • практическая деятельность. Приложение 11 Задание 5 (см. инструкцию). Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: а) знания предмета; б) культуры общения; в) любви к детям. Выступают группы 7-я, 8-я, 9-я. Слово аналитикам во второй половине педагогического совета. Слово консультанту во второй половине педагогического совета. Слово психологу школы - по итогу. Слово пресс-центру. Зачитывается проект решения педсовета. После проведения педагогического совета проводится анкетирование участников. Предлагается такая анкета. АНКЕТА Уважаемый участник педагогического совета! Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльно й шкале (обвести в кружок) 1. Практичность . 1 2 3 4 5 2. Доступность 1 2 3 4 5 3. Научность 1 2 3 4 5 4. Актуальность 1 2 3 4 5 5. Насыщенность и глуби- на содержания 1 2 3 4 5 6. Активизация внимания 1 2 3 4 5 7. Отметка организаторам педсовета 1 2 3 4 5 Благодарим за участие в педагогическом совете! Затем, согласно алгоритму педагогического совета, проводится анализ работы педагогического совета. Таким образом, хорошо подготовленный педагогический совет -своеобразная школа повышения профессионального мастерства, обучения и воспитания педагогического коллектива. Инструкция для руководителей малых творческих групп при проведении педагогического совета «Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика» (в соответствии с алгоритмом педсовета) Правила работы в группе. 1. Уважайте мнение и личность другого человека. 2. Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит свой посильный вклад. 3. Слушать и слышать! 4. Кратко, четко, аргументированно излагайте свои мысли. 5. Обсуждаем проблему, а не личность! Задание 1. Вспомните школьные годы, любимого учителя, доброго, милого, интересного. Возможно, под действием обаяния этого учителя вы решили стать педагогом. Вам даны чистые листочки и фломастеры. Изобразите графически ваш творческий путь к учительству. Рисуйте так, как вам хочется, а затем желающие попробуют рассказать об этом остальным участникам группы. На выступление участнику группы дается до одной минуты. Свою работу каждый оставляет себе. При желании работу можно расшифровать с психологом по окончании работы педагогического совета. Задание 2. В группе необходимо выбрать секретаря, который все ваши мысли будет записывать фломастером на лист бумаги и по окончании обсуждения вывесит его на стенде. 1. Что значит слово «эффективность»? 2. Какой урок, по вашему мнению, можно считать эффективным? 3. От чего зависит эффективность урока? 4. Прогнозируете ли вы эффективность вашего урока? Подготовить одного выступающего от группы. Задание 3. В группе необходимо обсудить вопросы по целям урока: 1. Что такое цель урока? 2. Какие бывают цели? 3. Чем определяется содержание цели? 4. Надо ли сообщать учащимся цель урока? По окончании обсуждения выводы группы вывешиваются на плакате и готовится один выступающий от группы. Задание 4. Необходимо раскрыть многообразие используемых в работе видов деятельности учащихся на уроке. Записать на плакате виды деятельности учащихся на уроке и вывесить на стенде. Задание 5. Необходимо обсудить вопросы о результативности урока: 1. Что такое результат на уроке? 2. Взаимосвязь цели и результата на уроке. 3. Взаимосвязь содержания и результата на уроке. 4. Учет особенностей учащихся и их влияние на результат урока. По окончании обсуждения вопроса в группе вывешивается плакат и готовится один выступающий от группы. В конце работы ведущий благодарит руководителей малых групп за общение и работу с группами. Приложение 12 План подготовки и проведения педагогического совета «Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика» Этапы подготовки Мероприятие Срок Ответственный 1-й этап Анкетирование учащихся 2-я неделя цикла Проводят классные руководители. Сдают завучам по УВР 2-й этап Отслеживание эффективности урока по различным методикам 2-4-я неделя цикла Завучи и ведущий специалист 3-й этап Семинар для учителей по теме педсовета (лектор ИУУ) 13 ноября Приглашаются все учителя, завучи и ведущие специалисты 4-й этап Открытые уроки (дают аттестуемые учителя) 24 ноября Учителя, ведущие специалисты, завучи 5-й этап Творческие мастерские (учителя участвуют в работе двух или более мастерских) 4,5,6 декабря Ведущие специалисты Заключительный этап Педагогический совет «Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика» 7 декабря Зам. директора поНМР Все объявления по проведению различных этапов педагогического совета вывешиваются на видном месте в начале цикла (четверти). Составляется график открытых уроков и творческих мастерских. ОТКРЫТЫЕ УРОКИ к педагогическому совету «Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика» Уроки проводятся 24 ноября. Приглашаются все учителя! ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ к педагогическому совету «Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика» Тематика уроков. 1. «Обучая - воспитывай, воспитывая - обучай». 2. «Мой долгий учительский путь» (из опыта работы). 3. «Творчество младших школьников» (из опыта работы). 4. «Игры на уроках математики». 5. «Край родниковый» (из опыта работы). 6. Активизация деятельности учащихся на уроке английского языка через использование песенного материала (из опыта работы). Каждый учитель приглашается поработать в двух мастерских. В плане подготовки педагогического совета проходит посещение уроков с целью отслеживания эффективности урока (по методике М. В. Левит и Т. И. Шамовой). Ведущие специалисты (учебные завучи) отслеживают эффективность урока по предметам. • самостоятельная работа в пределах полученных знаний; • потребность в получении дальнейших знаний; • реализация задач урока; • чему научился ученик исходя из цели урока; • хорошо продуманное содержание урока обязательно приведет к результату; • урок-сериал, требующий продолжения; • творчество ученика; • ожидание эффекта и попытка его достигнуть; • удовлетворение учителя и ученика - это сотрудничество; • появление (рождение) личности, проявление личности. ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Эффективность урока» (материальная часть) № п/п Содержание Дата Ответственный 1 2 3 4 1 Оформление актового зала: а) музыка, микрофон; б) графопроектор, пленки, экран; 6 декабря в 15.00 Окончание табл. 1 2 3 4 в) чистота зала: • булавки - 100 штук; • шторы - 2 штуки; • иголки - 1 коробка; • цветная бумага - 1 пачка? г) столы, трибуна, цветы; д) бумага (для работы групп фломастеры); • бумага тонкая - 12 листов; ' • бумага толстая - 12 листов; • стулья для своей группы -12 штук 6 декабря в 15.00 6 декабря в 15.00 2 Картинки по теме педсовета на прозрачной основе 6 декабря в 15.00 3 Составить ход работы педсовета для каждого руководителя малой группы, напечатать 5 декабря 4 Составить и подготовить проект решения педсовета 5 декабря 5 Подготовить для директора школы материал выступления по выполнению решения предыдущего педсовета по общеучебным умениям и навыкам К 4 декабря 6 Обработать материал анкет учащихся К 4 декабря 7 Обработать материал посещенных уроков ведущих специалистов К 4 декабря 8 Обработать материал посещенных завучами уроков К 4 декабря Исполнитель: Проводится работа по алгоритму проведения педагогического совета. Каждая служба школы и педагогические работники полу- чают задания: • по анкетированию; • по посещению уроков по различным методикам и схемам в зависимости от цели посещения; • по проведению открытых уроков; • по проведению творческих мастерских; • по проведению лекции или семинара по теме педагогического совета. Поскольку в работе педагогического совета принимает участие весь коллектив и у каждого учителя имеется свое мнение, свой опыт в реализации тех или иных методов работы, чтобы услышать мнение каждого, обязательно проводится работа в малых группах по определенным заданиям, соответствующим теме педсовета. Это дает возможность по крупицам собрать лучшее в практике, методике, дидактике и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Педагогический коллектив делится на малые группы по 10-12 человек. Для ведущего малой группы силами творческой группы составляются инструкция и вопросы для обсуждения.
скачать документ [16.53 Kb]
Архив »»
|