13.8.2007
Доклад на августовской конференции 2006 года «Великолукское образование гражданам Великих Лук»
«Великолукское образование гражданам Великих Лук» Великолукское образование в юбилейном для Великих Лук году. Д. Лихачев: «Сколько слов уже сказано: не делай зла, будь честен, добр, справедлив. И все-таки каждый раз хочется говорить о высоте человеческих отношений. Меня сейчас больше всего именно этот вопрос волнует - этическое существование человека, страны, общества. Я размышляю, задаю сам себе вопросы, что же происходит сегодня, что нужно сделать, чтобы сохранить личность, достоинство человека, культуру? Вспоминается одна история. В 20-х годах в университете на одной из лекций студент спросил старого профессора, для чего это нам, строящим новую жизнь, нужно все это старье книги, картины, манеры, искусство. Вся эта так называемая культура. Профессор помолчал, а потом ответил: «Господа, в жизни нам приходится решать несколько вопросов красиво это или некрасиво, благородно или неблагородно? Справедливо или несправедливо? Так вот, культура помогает нам отвечать на эти вопросы». Великолукские образование, продолжая работу по реализации основных направлений образовательной политики в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, встраиваясь в фарватер Национальных проектов, гражданские традиции 840-летнего города Великие Луки закладывало, в конечном итоге, основы гуманистической культуры юных великолучан! Для обеспечения прав граждан на образование, решения вопросов дифференцированного обучения и воспитания, в муниципальной сфере образования функционируют: 49 учреждений образования, из них – 18 общеобразовательных, в число которых входит гимназия, три лицея, школа-интернат, центр образования; – 6 учреждений дополнительного образования. В общеобразовательных учреждениях Великих Лук обучалось 10728 человек, 6525 подростков занимались в системе дополнительного образования. Решением Коллегии при управлении образования 2006 год был объявлен «Годом дошкольного образования». Воспитание и обучение дошкольников осуществляли 26 муниципальных ДОУ, из них детских садов - 3 , детских садов общеразвивающего вида - 3, детских садов комбинированного вида -15, детских садов компенсирующего вида -2, центров развития ребёнка -3. В 2005 году произошли изменения муниципальной сети ДОУ: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был передан в государственную собственность. МДОУ «Детский сад № 6» и МДОУ «Детский сад №9» объединены в одно муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9». Введёны в эксплуатацию детские сады № 26 (на 110 мест) и №25 (на 58 мест), на месте бывшего детского дома организован детский сад №27 (3 группы на 70 мест), открыта группа на 20 мест в ДОУ №13. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения посещали 4322 ребенка, что составило 76,9% от общего количества. На начало учебного года в очереди на получение мест в ДОУ было зарегистрировано около 2000 человек, сейчас полторы тысячи семей великолучан ожидают места для своих детей. Решение этой проблемы управление образования видит в эффективном использовании площадей действующих МДОУ, изменении режима работы, исходя из предложений родителей, открытия групп предшкольного образования детей на базе общеобразовательных учреждений, поддержке частной инициативы в создании платных групп. В 2005-2006 учебном году продолжилась работа по и обновлению содержания образования, обеспечению его эффективности, прежде всего через индивидуализацию и профилизацию, совершенствовалась система социальной и правовой поддержке учащихся и воспитанников муниципальных учреждений образования, развивалось социальное партнерство. Во всех общеобразовательных учреждениях педагоги приступили к апробации предпрофильной подготовки выпускников основной школы, реализовывали программы профильной подготовки учащихся. Продолжалось участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена. Лицеи №10 (директор Игорь Викторович Буйко) и №11 (Альвина Павловна Никифорова) активно участвовали в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. ДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Росинка» (заведующая Людмила Титовна Дорофеева), ДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №5 «Здравушка» (Галина Николаевна Тимошенко), ДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Радуга» (Валентина Васильевна Панфилова), работая в статусе областной экспериментальной площадки, отрабатывали инновационные формы оздоровления детей, развития личности ребенка, формировали новую систему оценки качества работы учреждений дошкольного образования. В 2005/2006 учебном году окончили 11-е классы муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений 1065 учащихся. Выпускников 11-х классов с золотой медалью – 45, с серебряной медалью – 71, 52 выпускника 9-х классов получили аттестат особого образца. Эти достижения наших учащихся и их педагогов по-прежнему самые высокие в области! Пятый год государственная итоговая аттестация выпускников проводится в форме ЕГЭ, что позволяет вести системный мониторинг результативности учебной работы в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Результаты по всем предметам, кроме математики и биологии выше среднеобластных и российских по всем параметрам (успеваемость, качество знаний, средний балл). В сравнении с прошлым учебным годом выше результаты по выбранным предметам. Результат по биологии выше уровня прошлого года и выше российского уровня, но уступает среднеобластному (не справилось с работой 1,3%, по области – 0,7%, качество знаний составило 65 %, по области – 66,4%). По обществознанию качество знаний составило 93%, по английскому языку – 100%, по физике – 90 %, географии – 75 %, химии – 74%. Выросло качество знаний по русскому языку с 55% до 61%, однако увеличилось количество выпускников, получивших неудовлетворительную оценку. Вызывают тревогу результаты ЕГЭ по математике, которые ежегодно ухудшаются; в этом году с 20,4% до 21,8% возросло количество несправившихся с экзаменом (по области 14,9%, по России – 19,9%), несколько повысилось качество знаний с 40% до 43%, однако этот показатель все же ниже областного (49%) и российского (46%) уровней. Необходимо отметить муниципальные общеобразовательные учреждения, достигающие высокие результаты по ЕГЭ. Гимназия (директор Сергей Дмитриевич Козлов) по всем сдаваемым предметам имеет 100 % успеваемость, а также показывает высокий процент качества знаний (русский язык – 86%, математика – 71%, физика -92%, биология, обществознание, английский язык – 100%). Школа №13 (директор Галина Андреевна Гололобова) и в этом году занимает по городскому рейтингу ЕГЭ второе место, в этом учреждении образования по физике, биологии, истории России, обществознанию качество знаний составило 100%, результаты обязательных экзаменов выше среднегородских. Педагогический лицей (директор Юлия Александровна Ярышкина) имеет третье место в рейтинге, кроме математики успеваемость по всем предметам – 100%, по русскому языку имеют второй результат по городу (100% успеваемость, 82% качество знаний). Значительно повысила свои результаты (с 10 до 4 места) школа №7 (директор Александр Александрович Голубев), показатели по всем предметам выше среднегородских. С сожалением констатируем снижение показателей в Школе №9,№1,№16. Неудовлетворительными остаются результаты по ЕГЭ в Школе №8 и №17. Д. Лихачев: «Мне хочется напомнить мысль, быть может, банальную, но для меня очень серьезную: небольшой шаг для человека - большой шаг для человечества. Исправить человечество нельзя - можно исправить только самого себя. Накормить ребенка, не сказать грубого слова, перевести через дорогу старика, утешить плачущего, не ответить на зло, дорожить своим призванием, суметь смотреть в глаза другому человеку. Все это гораздо проще для одного человека, но для всех сразу очень трудно. Вот почему всегда нужно начинать спрашивать с себя. Это ведь тоже признак культуры - жить, не слишком многое себе прощая». В муниципальной сфере образования работает 2880 педагогических работников. Нам тоже хочется сказать банальность, великолукские педагоги – это золотой фонд России. Можно сетовать на разные проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе, но то, что сегодня в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, центрах детского творчества работают настоящие патриоты профессии и нашей страны – это аксиома. Мы гордимся достижениями их труда, успехами великолукского образования, однако модернизации образования, концепция Национальных проектов требуют кардинального совершенствования учебно-воспитательной деятельности, общественной демонстрации состояния и инновационных достижений учреждений образования! В этой связи особое значение приобретают вопросы современной профессиональной компетентности работников образования. В течение учебного года 696 педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, технологии, физической культуры, заместителей директоров по научно-методической и учебно-воспитательной работе прошли различную курсовую подготовку, из них – 552 в Великих Луках. 20 педагогов успешно завершили обучение на курсах профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений «Менеджмент в образовании». Мы искренне благодарны за эффективное сотрудничество в этом вопросе ПОИПКРО и его руководителю Людмиле Кузьминичне Фомичевой. Третий год учителя начальных классов – участники областного эксперимента по апробации УМК «Перспективная начальная школа». Преподаватели немецкого языка повышают свою квалификацию на семинарах Немецкого Культурного Центра имени Гете в Санкт-Петербурге и Москве, французского языка проводят семинары с приглашением преподавателей и методистов Культурного Центра французского языка Санкт-Петербурга. В конце учебного года в Гимназии состоялось открытие межкультурного клуба имени Бальзака при участии Генерального консула Франции г-на Паскаля Мобера. Участниками двухгодичного семинара «Стокгольмская школа экономики в России» в Псковском Вольном институте стали преподаватели экономики Школы №2 и Лицея №11. Учителя биологии провели интереснейший семинар по вопросам экологического воспитания школьников на базе Себежского национального парка. Для проведения отдельных курсов, семинаров, консультаций учителей химии, математики, биологии, физической культуры, педагогов-психологов, валеологов привлекались сотрудники учреждений высшего профессионального образования Великих Лук (ВГСХА, ВЛГАФК, ПГУПС, СГА). С целью расширения возможностей повышения квалификации педагогов, преподающих предметы эстетического цикла, осуществлялась совместная деятельность с великолукским Центром эстетического воспитания. А на базе нашего Центра гражданского образования при поддержке Псковской региональной общественной организации «Псковская глубинка» и Ресурсного центра «Международной амнистии» Москвы прошли семинары для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, преподавателей в области прав человека. Результативно в течение многих лет работают ГМО учителей начальных классов (руководитель Людмила Васильевна Шабанова), учителей русского языка и литературы (руководитель Наталья Михайловна Ветрова), учителей математики (Татьяна Леонидовна Федорова), учителей французского и немецкого языков руководители (Валентина Даниловна Бурмистрова и Наталья Михайловна Писюкова) и педагогов-психологов (Татьяна Сергеевна Савенкова). На высоком теоретическом и практическом уровне прошли семинары руководителей муниципальных учреждений образования на базе Школы №12 «Формы и методы организации элективных курсов в условиях сетевой и внутришкольной организации предпрофильного обучения», Школы №6 «Работа школы по обеспечению системного подхода в управлении индивидуальным образованием, воспитанием и развитием школьника», для заместителей директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе в Лицее №10 «Научно-методическое сопровождение урока как основной структурной единицы образовательного процесса», для заместителей директоров по воспитательной работе в Школе №7 «Современные формы организации гражданского воспитания». Занятия Школы молодого специалиста строились в форме круглых столов, практикумов, консультаций, тренингов, мастер-классов, основой которых являлось знакомство с практической работой педагогов – лидеров великолукского образования. Традиционно была организована поездка в Москву на встречу с молодыми педагогами других регионов, в этот раз наши учителя участвовали в международном «Брейн-ринге». Информационная поддержка и методическая помощь осуществлялась и за счет функционирования Интернет-сайта «Великолукское образование». Сайт включает разделы для педагогов, учащихся, родителей, страницы образовательных учреждений, имеет многоуровневый новостной блок, знакомит с национальными проектами, нормативными правовыми документами образования, предоставляет полную информацию по ЕГЭ, обеспечивает документооборот в муниципальной сфере образования, устанавливает прямые многосторонние связи между субъектами учебно-воспитательной деятельности. Сайт обеспечивает свободный доступ к муниципальным, региональным, российским информационным базам. В этом учебном году с помощью великолукского образовательного Интернет-ресурса было организовано методическое сопровождение августовского педагогического совета, заседаний методических объединений, семинаров, конференций, конкурсов педагогического мастерства. Через сетевые формы взаимодействия (форум) обсуждались различные проблемы и перспективы великолукского образования. Главное достижение сайта «eduvluki.ru» – великолукское образование стало открытым для граждан нашего города! На новый уровень вышла деятельность муниципального Ресурсного центра. На его базе в течение учебного года проводились семинары учителей-предметников по итогам единых государственных экзаменов и консультации для учащихся по подготовке к ЕГЭ, оказывалась помощь при аттестации педагогических кадров и при разработке муниципальных проектов в сфере образования, осуществлялось техническое и технологическое обеспечение проведения предметных олимпиад. На базе Ресурсного центра прошло обучение 10-ти групп педагогов (78 человек) по программе Intel «Обучение для будущего». За эту работу выражаем благодарность Кремковым Игорю Олеговичу и Елене Витальевне, Юрию Юрьевичу Репях. Важное значение по внедрению инноваций, в том числе информационно-коммуникационных технологий придавалось школьным библиотекам. С помощью компьютеризации и создающихся сегодня на сайте «Великолукское образование» «виртуальных справок» – страниц школьных библиотек, открываются новые возможностей для диалога – он-лайн общения подростков и взрослых. На 900 тысяч рублей в этом учебном году пополнен фонд учебной и методической литературы. Приобретение учебников организуется централизованно – через фирму «Март», многолетнего партнера великолукского образования. Кроме того, Западным окружным департаментом образования Москвы благотворительно нам передано учебной литературы на 20 тысяч рублей. Участие педагогов нашего города во всевозможных форумах педагогического мастерства, проектах и конкурсах становится важным фактором профессионального роста и раскрытия творческого потенциала работников муниципальных учреждений Великих Лук. Образовательные учреждения и педагоги приняли участие в реализации национального проекта «Образование» по следующим направлениям: • дополнительное вознаграждение за классное руководство (450 классных руководителей систематически получают денежное вознаграждение); • стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющие инновационные образовательные программы. Представлены материалы от пяти общеобразовательных учреждений (в число 13 победителей от Псковской области вошли МОУ «Лицей №10», «Лицей № 11», «Педагогический лицей»); • поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений (за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование). В конкурсную комиссию были представлены документы учителя физики школы №7 Эдуарда Максовича Марголина, учителя истории школы №5 Владимира Викторовича Орлова, учителя физики лицея №11 Валентины Васильевны Токаржевской, учителя начальных классов гимназии Натальи Павловны Трифоновой, учителя начальных классов лицея №11 Ирины Викторовна Барановой и учителя начальных классов лицея №10 Ольги Васильевны Федосеевой. В этом, юбилейном для Великих Лук году, Управлением образования, городским комитетом профсоюза работников образования при участии меценатов и заинтересованных лиц был организован конкурс «Учитель года - 2006». Можно считать, что это был наш МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. Перед организаторами конкурса стояли задачи: стимулировать исследовательскую деятельность учителей и их профессиональный рост, формировать положительное общественное мнение о современном учителе, повысить престиж профессии педагога, поддержать педагогов, умеющих отстаивать свою профессиональную и гражданскую позиции. Во втором туре конкурса (а он проводился в три этапа) приняли участие 18 педагогов общеобразовательных учреждений Великих Лук. Общественности была предоставлена возможность познакомиться с портфолио конкурсантов, в котором содержится обобщение опыта работы каждого педагога, его достижения в сфере образования. Данное портфолио располагалось в Интернете на сайте Великолукского образования. Там же все желающие могли оценить работу учителя и отдать свой голос «за» или «против». И именно потому, что данный этап оказался наиболее обсуждаемым, имеющим массу противоречивых мнений, мы считаем его состоявшимся и весьма результативным: достижения педагогов, результаты их работы стали доступны общественности, получили высокий резонанс и в целом положительную оценку. Лауреатами конкурса стали Елена Николаевна Сафонова, учитель начальных классов Школы №2, Наталья Ивановна Лапутина, учитель математики Школы №2, Анатолий Анатольевич Максимов, учитель истории Школы №16. Победителями в номинациях стали «Учитель-Мастер» - Ирина Кузьминична Мохова, учитель начальных классов Гимназии, «Учитель-Исследователь» - Лариса Мечиславовна Васюцкая, учитель химии Школы №6, «Учитель-Лидер» - Ольга Федоровна Котова, учитель начальных классов Педагогического лицея. А высокого звания «Учитель года» удостоена Елена Ивановна Беляева, учитель математики Гимназии. Подобным образом был организован и городской конкурс «Педагог дополнительного образования», лауреатами которого стали Ирина Павловна Ключникова (руководитель хореографической студии лицея №10), Светлана Олеговна Фомичёва (руководитель хореографического коллектива ЦРТДиЮ), Маргарита Витальевна Фёдорова (руководитель детского объединения «Лепка из глины» ЦРТДиЮ), Дмитрий Михайлович Бурмистров (педагог дополнительного образования ДЮКФП №1). Учителя истории и обществоведения Ирина Алексеевна Мамедова (Школа № 7) и Людмила Николаевна Кононенко (Школа №18) приняли участие в областном туре Всероссийского конкурса «Проблема взаимоотношений общества и власти в школьном курсе истории и обществоведения» и республиканском конкурсе «Лучший урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», им были вручены специальные призы за организацию исследовательской работы в процессе урока. Учитель физической культуры школы №7 Ольга Васильевна Карпенкова и методист управления образования Светлана Валентиновна Белюкова заняли первое место по итогам областного этапа VII всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам тристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися. В проводимом ПРОО «Псковская глубинка» областном конкурсе методических разработок по теме «Уроки толерантности» первое место заняла Зоя Васильевна, Фёдорова заведующая отделом туризма, краеведения и экологии Центра развития творчества детей и юношества, 2 место – Ирина Михайловна Кузьмина, учитель истории Лицея №10, 4 место – Надежда Васильевна Осипова, учитель истории Школы №1, 5 место – Валентина Николаевна Харченко, заместитель директора по воспитательной работе и Ольга Анатольевна Михайлова, учитель истории Школы №2. Наталья Николаевна Солодкова, заместитель директора по научно-методической работе Школы №2, заняла первое место в областном этапе Всероссийского конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб», посвящённом истории государственной символики России в номинации «Сценарии мероприятий, праздников, классных часов». Активным было участие педагогов нашего города в работе областных научно-практических конференций: «Логопедическая служба области в условиях модернизации», «Здоровые дети – здоровая Россия» и «Организация – деятельности районных и городских методических объединений психологов». В течение учебного года активно участвовали в научно-методических проектах под руководством ученых ПОИПКРО: – «Общественно-государственное управление образовательным учреждением» Лицей №10 и Школа №2, – «Урок XXI века» Школа №2, – «Перспективная начальная школа» Педагогический лицей и Лицей №11, школы №2, №5, №6, №7, №8, №9, №17), – «Воспитательная система образовательного учреждения» Лицей №10, Педагогический лицей, – «Технология управления внедрением инноваций по профессиональному сопровождению учащихся» школы № 1,6,13. Все большее место в работе школ занимает программа развития творческого мышления «Учусь творчески мыслить», в нее включились школы №1, №6, №7, №9, №13, Педагогический лицей, Гимназия. Мы благодарим Великолукскую государственную академию физической культуры, на базе которой был проведен семинар по данной программе. Одним из важных событий в этом году стало участие педагогов нашего города в проекте Национального Фонда переподготовки кадров по созданию мультимедийных учебников по химии, экономике, математике. Этой работой занимались методист управления образования Татьяна Олеговна Лозницкая, учителя Гимназии Елена Ивановна Беляева и Лицея №10 Наталья Михаиловна Любавина, Школы №16 Инесса Юрьевна Баранова, Школы №2 Ольга Романовна Панфилова, Школы №6 Лариса Мечиславовна Васюцкая, Школы №13 Ольга Васильевна Ершова. Учебники по экономике и математике успешно выиграли первый этап (для сравнения: на конкурсе НФПК издательство «Просвещение» выиграло три учебника, великолукские педагоги два). Как бы не было сложно, но нашим педагогам, при поддержке администраций образовательных учреждений, необходимо более активно принять участие в конкурсах, организуемых в рамках Национальных проектов, достижения великолукских педагогов должны получить заслуженную государственную поддержку и общественное признание! Модернизация требует пересмотра режима работы муниципальных учреждений, содержания образования, исходя из требований обеспечения здоровья детей, включать в учебно-воспитательный процесс профилактические и оздоровительные мероприятия. Физическое и психическое здоровье детей – эта тема стала главной в системе работы великолукского образования. Интересной и эффективной признается практика деятельности Центров сопровождения в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Данный вопрос неоднократно обсуждался на городских семинарах, в комиссии по делам несовершеннолетних, а сегодня нашему проекту: «Школьные центры сопровождения» уделяется пристальное внимание и в Псковской области. Мы высоко оцениваем труд педагогов-организаторов по валеологической работе: Елены Иннокентьевны Новак (Школа №5), Елены Михаиловны Захаровой (Школа №8), Ольги Владимировны Екимовой (Лицей №10), Ольги Валерьевны Щербаковой (Лицей №11) и педагогов-психологов: Натальи Владимировны Дюбовой (Школа №1), Ирины Алексеевны Кораблевой (Школа №8), Татьяны Сергеевны Савенковой (Школа №9), Ольги Александровны Давыдик (Лицей №10), Нины Анатольевны Яковлевой (Лицей №11), Елены Викторовны Ильюшиной (Школа №12), Марины Александровны Калининой (Школа №16). Всяческих похвал заслуживает практическая деятельность Школы №1, отрабатывающей, как экспериментальная площадка, модель «Школа формирования здоровья» и Педагогического лицея, реализующего проект «Программа здоровья». Особое внимание вопросам здоровьесбережения мы придаем в системе дошкольного образования. В детских садах сохраняем дифференцированный режим пребывания детей в ДОУ: 10,5-часовой, 12-часовой, 24-часовой. По запросу родителей количество групп с 12-часовым режимом пребывания увеличилось с 18 до 22, с 24-часовым – с 14 до 15. Сохраняем и развиваем структуру групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. В муниципальных детских садах функционировало 64 группы компенсирующего назначения для детей с нарушениями речи, зрения, интеллекта, а также для детей с туберкулёзной интоксикацией, неврологической, аллергической патологией. Работала группа для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии. Впервые в городе были открыты группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и со сниженным слухом на базе ДОУ №26. Детям, посещающим специализированные группы, предлагалась квалифицированная медико-педагогическая помощь, диагностика и коррекция имеющихся дефектов, предупреждение вторичных и последующих отклонений в развитии, коррекция сопутствующих недостатков, что потребовало значительных организационных усилий со стороны Управление образования и руководства здравоохранения города, за эту работу мы искренне признательны главному врачу МУЗ «Детская больница» Татьяне Алексеевне Меньковой. Нами совместно был проведён ряд совещаний, обновлён банк данных о детях с проблемами в развитии. В детских садах функционировали физкультурные залы, комнаты психологической разгрузки, физиотерапевтические кабинеты, оснащённые специальным лечебно-профилактическим оборудованием. На протяжении всего года оказывался широкий спектр оздоровительных услуг, с использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов оздоровления: закаливание, оздоровительный массаж, фитотерапия, физиолечение, ароматерапия, цветотерапия. Мы отмечаем эффективную работу педагогов-психологов Светланы Анатольевны Тимофеевой (ДОУ №2), Светланы Владимировны Родителевой и Натальи Николаевны Тихомировой (ДОУ №17), Ольги Николаевны Белашовой (ДОУ №22); логопедов детских садов Елены Альбертовны Масайкиной (ДОУ №11) и Людмилы Николаевны Орловой (ДОУ №16). Значительных результатов по снижению заболеваемости добились коллективы ДОУ №2 (заведующая Ольга Николаевна Никитина), №3 (Людмила Титовна Дорофеева), №7 (Татьяна Ивановна Иванова), №8 (Татьяна Юрьевна Ефимова), №9 (Лариса Ивановна Сушкова), №12 (Елена Магомедовна Исаева), №15 (Зоя Ивановна Елина), №18 (Альбина Семёновна Тиханова), №19 (Ольга Анатольевна Качнова), №21 (Татьяна Евгеньевна Захарова), №22 (Любовь Александровна Байбина). Однако количество дней пропущенных по болезни одним ребёнком увеличилось по сравнению с прошлым годом и составило в среднем 10 дето/дней. Наиболее тревожным событием стало у нас массовое желудочно-кишечное заболевание детей МДОУ №1. Усилить работу по укреплению здоровья воспитанников и профилактике заболеваний необходимо дошкольных образовательных учреждениях №10,11,13,16,20. По-прежнему не соответствует установленным требованиям нормы питания детей, что тоже должно получить пристальное внимания Советов и администраций дошкольных образовательных учреждений. Великолучане отмечают высокий уровень и качество предоставляемых ДОУ образовательных услуг. Прежде всего, это относится к комплексным и парциальным программам, направленным на познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие, формирование первоначальных основ патриотизма и гражданственности, воспитание культурного и экологически грамотного поведения. Кроме традиционно положительно отмечаемых в этом плане дошкольных образовательных учреждений, мы выделяем и работу коллективов МДОУ №26 под руководством Ирины Васильевны Мозговкиной) и МДОУ №27, где заведующая Людмила Васильевна Бицуля, целенаправленную и эффективную работу заместителей Нины Никитичны Тарасовой (МДОУ №8), Елены Викторовны Исаковой (МДОУ №5) и Зинаиды Васильевны Поварещенковой (МДОУ №19). Но необходимо отметить, что использование парциальных программ не всегда отвечает задачам целесообразности. Назрела необходимость оформления целостных концепций образовательной деятельности каждого ДОУ. Высокой оценки со стороны граждан Великих Лук деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений способствовали и бесплатные дополнительные образовательные услуги: театральные и изостудии, спортивные секции, клубы и кружки позволяли в большой степени удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей, делали педагогический процесс в ДОУ более гибким и дифференцированным. Сегодня можно говорить и о первых результатах в направлении информатизации сферы дошкольного образования, лидерами в этом стали ДОУ №2 (заведующая Ольга Николаевна Никитина), №3 (Людмила Титовна Дорофеева), №17 (Валентина Васильевна Панфилова), №26 (Ирина Васильевна Мозговкина). В работе с дошкольниками используются программы «Логопедический тренажёр для речевой реабилитации», «Волшебный мир компьютера» (воспитатель ДОУ №3 И.Н.Филиппенко), «Компьютер – это здорово!» (воспитатель ДОУ № 17 Н.Н.Тихомировой). В течение учебного года педагоги делились опытом работы на Псковской областной научно-практической конференции «Логопедическая служба области в условиях модернизации образования» (ДОУ №2,11,12,17), областном семинаре руководителей дошкольных образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях» (ДОУ №3,17), конференции работников муниципальной сферы образования «Православное образование в современной школе» (ДОУ № 4, 9, 19). Впервые в Великих Луках был проведён и общественный конкурс «Воспитатель года – 2006». В нём приняли участие педагоги ДОУ № 1,2,3,7,19,20,21,22,23. Почётное звание «Воспитатель года» завоевала педагог-психолог ДОУ №22 Ольга Николаевна Белашова, а победителями в номинациях «Воспитатель-мастер» и «Педагог-профессионал» стали воспитатель ДОУ №23 Татьяна Владимировна Царёва и учитель-логопед ДОУ №23 Татьяна Владимировна Самарина. Важным достижением в развитии системы дошкольного образования считаем налаживание партнёрских отношений с отделом дошкольного образования Департамента образования западного округа Москвы. Детские сады №2,5,8,9,13,16,17,19,21,22,23,24,26 заключили долгосрочные соглашения с учреждениями дошкольного образования Москвы. С целью улучшения методики воспитания и обучения детей в ДОУ уже сегодня осуществляется обмен педагогами, учебно-методическими материалами. Заключили мы и предварительное соглашение о взаимодействии с лабораторией предшкольного и дополнительного образования Федерального института развития образования. Рассматривается возможность вступления наших учреждений в эксперимент по отработке содержания предшкольного образования. Д. Лихачев: «Любая гуманитарная, то есть направленная на человека, сосредоточенная на человеке, концепция делает жизнь безопасной, сглаживает печали и колючести жизни. Обратите внимание, все диктаторы, особенно века двадцатого, - люди невежественные, недоучившиеся. Один не закончил семинарию, другой - университет, третий остался ефрейтором. Они неполноценны. И людей воспринимают и рассматривают со своей, неполноценной, точки зрения. Они многое не понимают в науке, искусстве, в отношении между людьми и злятся, завидуют другим, тем, которые понимают. Бескультурье - это страшный комплекс неполноценности». Важное место в деятельности великолукского образования занимают вопросы, связанные с организационно-педагогическим сопровождением одаренных школьников. Учащиеся, проявляющие интерес к учебно-исследовательской деятельности имеют возможность заниматься в школьных научных обществах, Псковском областном центре развития одаренных детей и юношества, посещать факультативы, спецкурсы, участвовать в олимпиадном движении, конкурсах, конференциях. 21 призовое место – таков результат участия юных великолучан в областном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Их завоевали учащиеся Гимназии, Лицея №11, школ №2,5,7, 9,13. Наиболее успешно наши учащиеся выступили на олимпиаде по химии и заняли пять призовых мест. Это гимназисты Трескунов Игорь и Петрова Инна (на их счету два первых места), Куличков Александр (Школа №5) – второе место, Основская Александра (Школа №7) – третье место. Лосев Евгений, учащийся Лицея №11, стал призером двух олимпиад: по химии (третье место) и по биологии (третье место). Третий год успешно выступают на олимпиаде по экологии учащиеся Школы №13: Сазонова Татьяна (первое место) и Карпова Наталья (третье место). Самый юный участник олимпиады восьмиклассник Лицея №11 Ефимов Кирилл победил на олимпиаде по математике, а Зверев Олег, учащийся Педагогического лицея, на ней занял второе место. Высокие достижения и у других участников олимпиады: по обществознанию – Ильин Алексей (Педагогический лицей) – I место и Быстрова Лилия (Лицей №11) – III место; по праву – Давыденко Ксения (Лицей №11) – II место; по французскому языку – Фирсова Екатерина (Гимназия) – II место и Дмитриев Иван (Школа №13) – II место; по литературе – Галкина Ирина (Школа №7) – III место; по истории России – Сергеева Варвара (Гимназия) – III место; по экономике – Сафонов Кирилл (Школа №2) – III место; по технологии – Соловьева Дарина (Школа №2) – I место, Петрова Наталья (Школа №5) – I место, Силаев Владимир (Школа № 9) – III место. Высокие результаты показали учащиеся нашего города и на Всероссийских предметных олимпиадах. Петрова Инна, учащаяся 10 класса МОУ «Гимназия» завоевала III место на федеральном окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии в городе Санкт-Петербург и стала участницей заключительного этапа в Уфе (учитель Прощенкова Татьяна Борисовна, Заслуженный учитель РФ). Успешно выступил на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по обществознанию в Саратове Ильин Алексей, учащийся 11 класса МОУ «Педагогический лицей» (учитель истории и обществознания Барыльников Игорь Петрович, кандидат политических наук). Учащиеся 7-8 классов лицеев №10 и №11, Школы №7 стали призерами областного конкурса «Юные дарования». Ежегодным стало участие наших школьников в работе научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее» – 18 великолукских учащихся из Педагогического лицея, лицеев №10 и №11, школ № 1, 2, 6, 9, 13 представили свои работы на конференции, 7 работ были отмечены дипломами. Победителем XIII научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в Москве стал Дроздов Алексей, учащийся 11 класса МОУ «Лицей №11» (руководитель Станислав Петрович Шкроба, доцент, кандидат физико-математических наук). Дипломантом Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского в Москве стала Шубовская Юлия, учащаяся 11 класса МОУ «Лицей №11», (руководитель Елена Анатольевна Рождественская, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук). I место на секции «Военная история» Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» в Москве присуждено Рехвиашвили Диане, учащейся 10 класса МОУ «Средняя школа №5» (руководитель Елена Робертовна Петрова, учитель истории). Диплом III степени в конкурсе «Права человека в современном мире» в Москве завоевала Давыденко Ксения, учащаяся 11 класса МОУ «Лицей №11» (руководитель Вера Владимировна Барбасова, учитель истории). III место во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век» присвоено учащемуся 10 класса МОУ «Средняя школа №7» Ласкину Сергею (руководитель Ирина Алексеевна Мамедова, учитель истории). Команды учащихся Гимназии, Педагогического лицея, Школы №1, по итогам участия в международном конкурсе «Одиссея разума» Фонда информационных технологий «Референт-интернет» были приглашены на фестиваль в город Вроцлав (Польша) и очень достойно там выступили. Эта работа должна быть продолжена в наших образовательных учреждениях. Мы считаем, что к ней в большей степени должны быть привлечены институты гражданского общества, меценаты, а в самих учреждениях необходимо продумать нормативную систему стимулирования этой деятельности педагогов. Д. Лихачев: «1. Не убий и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не присваивай труда брата своего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как матерь свою и помощницу. 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. 9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным». «Десять заповедей человечности» В 2005-2006 учебном году воспитательная деятельность образовательных учреждений была направлена на достойную встречу 840-летия первого упоминания города Великие Луки в летописи. Празднованию этого юбилейного события был посвящен отдельный план работы великолукского образования. Среди них акции «Вы город мой, конечно, знаете», «Моя школа в городе моем», «Обелиск у дороги», городской туристический слет-соревнование «Мы из Великих Лук», фестиваль художественного творчества «Великолукская веснянка», заочный конкурс юных поэтов «Я в городе этом живу», выставка декоративно-прикладного творчества и начального технического моделирования и конструирования «Подарок городу», городской конкурс рисунков. Мы искренне признательны комитету по культуре (начальник Валентина Ивановна Зандер), Великолукскому драматическому театру и клубу имени Ленина за постоянную помощь и активное взаимодействие в нашей работе. Новой формой совместной деятельности стало и сотрудничество дошкольных образовательных учреждений с краеведческим музеем Великих Лук. В рамках акции «Дошкольник-город-музей» более 700 воспитанников ДОУ посетили краеведческий музей (мы его по-прежнему называем музеем А.Матросова), и мемориальный дом-музей академика И.М.Виноградова. Городская краеведческая конференция учащихся и воспитанников образовательных учреждений «Город старый годами, но юный навечно» стала важнейшим этапом краеведческой работы великолукских учащихся и педагогов. Более 60 работ было представлено на конференцию, более 40 учащихся выступили на пленарном заседании и секциях. Высокую оценку исследовательской работы дал присутствующий на конференции председатель городского Совета ветеранов Валентин Егорович Афанасьев. В период с декабря по апрель прошел городской фестиваль художественного творчества «Великолукская веснянка». Яркие театральные постановки, тематически связанные с юбилеем города, показали коллективы Лицея №11 (руководитель Дроник М.В.), Школы №16 (руководитель Т.В.Максимова), Педагогического лицея (руководители Т.П.Савченко, А.А.Савченко), Лицея №10 (руководитель М.В.Никишина). Успешно выступили хореографические коллективы Лицея №11 (руководитель Л.В.Соколова), Школы №17 (руководитель М.А.Тягунова), Школы № 9 «Капельки» (руководитель Дунайкина Е.И.), Лицея №10 (руководитель Ключникова И.П.), Школы №1 (руководитель В.В.Старова), ЦРТДиЮ (руководители В.С.Путятина, И.Л.Фёдорова). Вокальное мастерство показали коллективы Школы №6 (руководитель Кудрова А.В.), Школы №2 (руководитель Л.С.Никифорова), Лицея №11 (руководители М.Г.Изотенкова, Л.А.Кондратьева), Школы №9 (руководитель М.М.Амирханян), Школы №8 (руководитель Н.Е.Вершинская), Школы №12 (руководитель Н.С.Зуева). Победителями в номинации «Оригинальный жанр» стали театр моды «Абстракция» (Школа №5), цирковая студия «Виктория» (ЦРТДиЮ, руководитель З.А.Дударева), дуэт гитаристов Лицея №11 (руководитель Ю.П.Яковлев). Абсолютно массовым был конкурс-эстафета «Золотые стрелы Великих Лук», в котором приняли участие около 8500 юных великолучан. Значительно активизировалось посещение памятных историко-культурных объектов города Великие Луки и Великолукского района. Походы, экскурсии сплотили многие ученические коллективы на основе сопричастности к истории и культуре родного города. Главными организаторами работы стали руководители образовательных учреждений, заместители по воспитательной работе, руководители школьных музеев, классные руководители, педагоги-энтузиасты. Центр развития творчества детей и юношества (директор Зернова Т.А.) организовал экскурсии для учащихся разных возрастных групп. Экскурсии проводили педагоги Рожина Галина Николаевна и заслуженный учитель РФ Орлов Владимир Викторович. Во многих образовательных учреждениях состоялись итоговые выставки газет, фотоальбомов, фотопланшетов, дневников походов. Лучшие работы учащиеся представили на городской фотоконкурс «Любимый город, сердцу близкий и родной». Интересной формой краеведческих отчетов стали созданные мультимедийные презентации. Количество работ с использованием компьютерных технологий позволило впервые в этом году на краеведческой конференции учащихся организовать отдельную секцию. На итоговой конференции конкурса-эстафеты в краеведческом музее победители были награждены дипломами и памятными подарками: за 1 место - коллектив педагогов и учащихся школы №5 (директор Зинаида Ивановна Казакова), коллективы педагогов и воспитанников детских садов №8 (заведующая Татьяна Юрьевна Ефимова) и №24 (заведующая Нина Николаевна Смольникова), детское объединение «Историческое краеведение» ЦРТДиЮ (руководитель Зоя Васильевна Фёдорова); за 2 место – коллективы педагогов и учащихся школ №7 (директор Александр Александрович Голубев) и №12 (директор Нина Владимировна Штрейх), коллективы педагогов и воспитанников детских садов №5 (заведующая Галина Николаевна Тимошенко), №17 (заведующая Валентина Васильевна Панфилова), №2 (заведующая Ольга Николаевна Никитина), коллектив учащихся 7«а» класса школы №16 (учитель истории Инесса Юрьевна Баранова); за 3 место - коллективы педагогов и учащихся школы №2 (директор Светлана Егоровна Соо) и лицея №10 (директор Игорь Викторович Буйко), коллектив педагогов и воспитанников детского сада №13 (заведующая Наталья Владимировна Салтыкова), коллектив учащихся 3«в» класса педагогического лицея (классный руководитель Людмила Васильевна Шабанова). Во всех образовательных учреждениях, в рамках акций «Моя школа в городе моем», «Вы город мой, конечно, знаете» прошли школьные юбилейные мероприятия. Авторская выставка фоторабот Сигаева Алексея «Мой город», встречи «Выпускники школы – известные специалисты в области промышленности, строительства, народного образования, медицины, культуры в современном городе Великие Луки», подготовленные советом музея, литературно-краеведческая конференция по книге «Опалённые войной!» (Школа №1), классные часы «Мы живём и учимся в городе Великие Луки», «Великие Луки в истории России», «Защитники Земли Великолукской», научно-практическая конференция, викторина «Героические страницы родного края» (Школа №2), участие в проекте «Школа не должна быть безымянной» о присвоении гимназии имени С.В.Ковалевской, классные часы «Нашему городу 840 лет» (Гимназия), 70-летие школы (Педагогический лицей), классные часы «Фонтаны Великих Лук», презентация книги В.В.Орлова «Путешествие в прошлое», общешкольное мероприятие «Золотые три лука» (Школа №5), презентация мультимедийных проектов «Родная школа в городе моём», «Мой город Великие Луки», коллективное творческое дело «Город – старый годами, но юный навечно» (Школа №6), классные часы «Герб и гимн Великих Лук», исторический вечер «Легенды и мифы города Великие Луки» (Школа №7), урок знаний «Этот город званий всех достоин», фотовыставки «Родная школа в лицах», «В небе над Ловатью», устный журнал «На каждом метре в городе моем поставить можно памятники Славы…» (Школа №8), Классные часы «Я люблю свою землю», «Радуга над городом», праздник «Под крышей дома своего», посвящённый 55-летию школы (Школа №9), концерты-акции (лицей №10), парад концертных программ «Дарю тебе город», классные часы «Любимый город, сердцу близкий и родной», «Храмы Земли Великолукской», «Мой город в сердце моем» (лицей №11), творческие конкурсы «Великолучата», «Тебе, Великие Луки, мы дарим таланты наши и сердца», игры «Что? Где? Когда?» по теме «Вы город мой, конечно, знаете» (Школа №12), неделя истории «Мой город», литературно-музыкальная композиция «Веков связующая нить» (школа №13), конкурс сочинений «Я горжусь, что я великолучанин» (Школа-интернат №15), мультимедийные презентации «История города в фотографиях», «Река, знакомая с детства», классные часы «Моя семья – часть родного города», «Великолукская крепость», «Герои Великих Лук», праздник «Масленица на Великолукской земле», общешкольный праздник «Великие Луки – мой город родной», поисковая работа в музее (школа №16), классные часы «Из варяг в греки», «Городское подполье действует», фоторепортаж «Великие Луки – 1906, 1966, 2006» (школа №17), встречи «Интересные люди нашего города» (Центр образования). Более 10 лет проходит городская акция учащихся «Обелиск у дороги», направленная на сохранение воинских захоронений как объектов исторического значения, организацию благоустройства территорий, прилегающих к ним, выяснение более подробных сведений о каждом солдате. В этом юбилейном году в акции приняли участие 17 детских коллективов из 15 образовательных учреждений. Были благоустроены территории: - памятник на территории Федорковской волости на месте сожженной деревни Подолы (Школа №1, рук. Н.А.Тюхова, Е.Н.Гулак); - Братская могила в Золотково (Педагогический лицей, рук. В.К.Иванова); - Могила В.Е.Козловой, матери Героя Советского Союза П.Козлова на Казанском кладбище (Школа №5, рук. В.В.Орлов, И.С.Кротова); - Могила партизана-разведчика П.М.Куприянова в Сенчитском бору (Школа №9, И.О.Малкин); - Могила Героя Советского Союза П.И.Шлюйкова на Казанском кладбище (ЦРТДиЮ, Школа №9, рук. З.В.Фёдорова, С.Г.Роголева); - Могила партизанки А.Дроздовой на кладбище погоста Детковичи в деревне Кострово Марьинской волости (Школа №16, рук. А.А.Максимов); - Могила капитана А.М.Гаврилова в деревне Мордовичи (Школа №7, рук. И.А.Мамедова); - Памятный знак на месте расстрела подпольщиков на Коломенском кладбище (Школа №8, рук. С.В.Лебедева, Педагогический лицей, рук. В.К.Иванова); - Могила лейтенанта Иванова в деревне Русаново Первомайской волости Новосокольнического района (ЦРТДиЮ, Школа №13, Л.В.Горшкова, Г.М.Ярмолинская); - Братская воинская могила в деревне Марково Переслегинского сельского совета (Школа №2, С.Г.Рысева); - Братское кладбище в деревне Чернозем Купуйской волости Великолукского района (Лицей №11, И.Ю.Корнилова); - Могила ветерана войны А.Ф.Патришкина на Казанском кладбище (Педагогический лицей, рук. В.К.Иванова); - Обелиск рабочим, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны в г. Великие Луки (Школа №17, Л.А.Сафонова, И.А.Крупнова); - Обелиск железнодорожникам, погибшим в июле 1944 года, ул. Дальняя (Черковище) (школа №12, рук. С.В.Дружинин); - Обелиск на месте уничтоженной фашистами деревни Андрюково (Лицей №10, рук. И.М.Кузьмина); - Могилы учителей школы №1 на кладбище в Зеленой зоне (Школа №1); - Могила ветерана войны, ветерана педагогического труда И.Я.Колоды на кладбище Боровицы (Центр образования, рук. Н.А.Жукова); - Могила генерал-лейтенанта Н.Н.Тыртова на Казанском кладбище (ЦРТДиЮ, рук. Г.Н.Рожина). 1 июня - День Великолукского образования, стал итогом мероприятий, посвящённых 840-летию города Великие Луки. Начался он с прекрасного, по отзывам наших родителей и детей, городского утренника «Великолукские веснушки», в котором приняли самое активное участие практически все коллективы дошкольных образовательных учреждений. В гала-концерте победителей и призеров фестиваля художественного творчества «Великолукская веснянка» приняли участие более 170 детей. Изделия, сделанные своими руками, учащиеся демонстрировали на выставке – ярмарке «Юные мастера Великих Лук», в которой приняли участие школы №1, 2, 5, 7, 9, 12, 13, 17, Педагогический лицей, Лицей №11, Центр образования, ЦРТДиЮ. В рамках фестиваля «Великолукский трансформер» состоялись соревнования свободно летающих авиамоделей памяти руководителя авиамодельного кружка Станции юных техников, ветерана Великой Отечественной войны Леонова Василия Федоровича и соревнования по мототехнике имени Ивана Петровича Яковлева, первого мастера спорта города Великие Луки по мотокроссу. Более 200 юных спортсменов приняли участие в Финальных играх турнира по футболу имени братьев Аленичевых, в Кубке города Великие Луки по лёгкой атлетике памяти учителя физической культуры Дмитрия Владимировича Шлёмина и шахматном турнире памяти тренера Михаила Тарасовича Рогатко. Всего в мероприятиях, посвящённых 840-летию города Великие Луки, в течение учебного года приняли участие более 10 тысяч юных великолучан. В год празднования юбилея города получило дальнейшее развитие работа по военно-патриотическому воспитанию. В образовательных учреждениях прошли «Неделя боевой славы», посвященная освобождению Великих Лук от немецко-фашистских захватчиков, военно-патриотическая декада, посвящённая Дню защитников Отечества. На Ступинской высоте состоялась военно-спортивная игра «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки», организованная городской детской общественной организацией «Лучане» и Центром развития творчества детей и юношества (директор Татьяна Алексеевна Зернова). В дни акций «Ветеран живёт рядом», «Подарок ветерану», «Забота» учащиеся не только приглашали ветеранов в школу, но и посещали с поздравлениями на дому. В майские дни в образовательных учреждениях прошла «Вахта Памяти», посвященная Дню Победы. Воспитанники и учащиеся принимали участие в митингах, шествиях, концертах. Высокую оценку заслуживает деятельность Поста №1 (руководитель Олег Аронович Глухов). 9 мая на городском празднике с концертной программой «Виват, кадеты!» выступили учащиеся Лицея №10. 15 февраля наши воспитанники принимали участие в митинге у памятного знака воинам-интернационалистам, погибшим в горячих точках. 1 марта, в День памяти героев-десантников 6-й роты 104 парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии, в муниципальных общеобразовательных учреждениях состоялись мероприятия: в Школе №2 прошли линейки памяти «Шаг в бессмертие», в Школе №13 с подвигом героев-десантников учащихся познакомила общешкольная радиолинейка, с Вахты памяти начался учебный день в Школе №6, в Школе №8 учащиеся смотрели документальный фильм о 6-й роте, в музее Школы №7 – Вечер памяти десантников 6-й роты, на встречу с ребятами приходили родители погибших выпускников: Виктора Тимофеева и Андрея Федорова (Афганистан), Антона Злобина (Таджикистан), Сергея Савельева (Чечня), в Педагогическом лицее чтили память выпускника Александра Банайщика, в Гимназии – Павла Сухорученкова, в лицее №11 - Владимира Яковлева. Во всех образовательных учреждениях состоялись классные часы с использованием книги «Шаг в бессмертие» и плакатов «6-я рота», предоставленных Государственным Управлением образования. Центрами патриотического воспитании остаются школьные музеи. В этом учебном году статус школьного музея получила Комната боевой славы школы №6. Активисты музея (руководитель Наталья Семеновна Игнатенкова) принимали участие в областном слёте активистов школьных музеев. А активисты музея К.К.Рокоссовского школы №12 на этом слете делились своим опытом работы, в том числе по созданию экспозиции по материалам семейных архивов «Армейские реликвии». Отметил свое 10-летие Музей истории образования (руководитель Татьяна Михаиловна Дроздова), этому события было посвящена выставка «Из истории школьного учебника». А в истории Музея 254-го стрелкового полка имени Героя Советского Союза А.Матросова ЦРТДиЮ (руководитель Людмила Владимировна Горшкова) произошло другое значительное событие. Была налажена прерванная связь с полком А.Матросова, который сейчас базируется в Нижегородской области, начальник разведки этого полка Руслан Валиханович Акбаев нами был приглашен на празднование 840-летия Великих Лук. В соответствии с договором продолжалось в 2005-2006 учебном году сотрудничество между Управлением образования Администрации города Великие Луки и приходом Храма Вознесения Христова города Великие Луки. Начал работу постоянно действующий семинар для педагогов образовательных учреждений города на базе Воскресной школы храма Вознесения Христова. В декабре 2005 года руководители образовательных учреждений съездили в город Сергиев Посад, где благодаря поддержке протоиерея Сергия Матвеева великолучане посетили Церковно-археологический кабинет Троице-Сергиевой Лавры. Одной из главных целей поездки было знакомство с опытом работы образовательных учреждений Сергиева Посада: лицея №24, ДОУ №2 и негосударственной православной гимназии по вопросам программно-содержательных, методологических, нормативно-правовых, организационных и методических сторон преподавания основ православной культуры. Значимым и полезным стало для представителей великолукского образования участие в Х Свято-Трифоновских образовательных чтениях в Кирове, организаторами которых выступало Правительство Кировской области и Вятская епархия. Одним из итогов встречи стало заключение Соглашения о сотрудничестве между Управлением образования Администрации Великих Лук и муниципальным учреждением «Кировский межведомственный научно-практический Центр социальной педагогики». Педагоги города принимали участие и в мероприятиях, ставших традиционными: в Корнилиевских православных образовательных чтениях и Международных Рождественских образовательных чтениях «Школа и Церковь – традиции и реформы образования». 84 участника в возрасте от 6 до 17 лет представили свои работы на конкурс рисунков «Христос рождается – славите!» (дошкольные образовательные учреждения № 2, 5, 7, 8, 9, 17, 19, 21, 24; школы № 1, 2, 5, 7, 8, 12, педагогический лицей, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Центр развития творчества детей и юношества). В рамках целевой программы «Изучение православной культуры в городе Великие Луки (2005-2007 годы)» в 9 общеобразовательных учреждениях города 578 школьников изучали «Основы православной культуры и этики». Было приобретено 600 экземпляров учебных пособий для всех участников проекта. Для преподавателей основ православной культуры проведено два семинара с участием автора учебно-методического комплекта Светланы Эдуардовны Наперстниковой. Деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания и православного образования в городе Великие Луки за 2005/2006 учебный год стала предметом заинтересованного обсуждения на областной конференции «Православное образование в современной школе», прошедшей на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12». Гражданское воспитание является неотъемлемой частью процесса становления личности, поэтому оно является одним из ведущих направлений великолукского образования. В сентябре на базе Центра развития творчества детей и юношества был создан Центр гражданского образования (руководители Е.Р.Петрова, Е.А.Присяжная), где в течение учебного года состоялись 2 межшкольных семинара по правам человека для учащихся, девять семинаров для педагогов, библиотекарей и воспитателей. Учащиеся приняли участие в 16 молодёжных акциях, проводимых Ресурсным центром «Международной амнистии». Состоялись городские акции «Имею право на этот урок», «Оружие под контроль», «Стоп расизм», «Нет фашизму». Постоянное сотрудничество с Центром гражданского образования осуществляют Гимназия, школы №5,7,8,9,12,13, Лицей №10. Активно работают с учащимися в области преподавания прав человека И.А.Мамедова, Е.В.Юдина, М.Н.Данильченко (Школа №7), С.В.Лебедева (Школа №8), Т.М.Михайлова (Школа №9), И.М.Кузьмина, Д.А.Белюков, И.Н.Ботюк (Лицей №10), Н.С.Махова (Школа №12), Л.В.Хлыповка, С.П.Дмитриева (Школа №13). В рамках участия в проекте ПРОО «Псковская глубинка» «Уроки толерантности» более 1000 учащихся посмотрели и провели обсуждение фильмов «Обыкновенный фашизм», «Помни имя свое», «Список Шиндлера», «Пианист». Учащиеся Е.Журавлева, К.Кусаинова (Школа №7), К.Давыденко (Лицей №11) приняли участие в Межрегиональном конкурсе для учащейся молодёжи «Права человека в современном мире». Давыденко Ксения заняла 1 место в региональном конкурсе, проходившем в Архангельске, и стала обладателем диплома 3 степени на Финале финалов в Москве. Свои знания по теме прав человека наши учащиеся показали и во время реализации проекта «Школа омбудсмена», организованного Псковским правовым Центром. Наталья Лопатина (Лицей №10) и Диана Рехвиашвили (Школа №5) приняли участие в IV Международном конкурсе «Уроки Холокоста – путь к толерантности», где были награждены грамотами Межрегиональной общественной организации «Научно-просветительский центр «Холокост». Центр гражданского образования тесно сотрудничает с Советом ветеранов войны и вооруженных сил, общественной организацией «Мемориал», Государственным архивом города Великие Луки, ПРОО «Псковская глубинка», организацией «Хэсэд», Ресурсным Центром «Международной амнистии», благотворительной общественной организацией «Счастливое детство». Во всех образовательных учреждениях традиционной является Неделя правовых знаний, в ходе которой организуются встречи с сотрудниками ОВД, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних; проходят тематические классные часы «Государственная символика», «Наши права», «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека». В этом учебном году впервые прошли классные часы, посвященные Дню народного единства. По предложению Комитета Государственной Думы по образованию и науке весной проведены мероприятия, посвящённые 100-летию учреждения Государственной Думы в России. В школе №5 учителями истории Е.Р.Петровой и Т.Н.Кулаковой был подготовлен и проведён интегрированный урок «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы». Старшеклассники лицея №11 под руководством учителя истории В.В.Сорокиной приняли участие в ролевой игре «Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их рассмотрения». В областном этапе Всероссийского конкурса, посвящённого истории государственной символики «Овеянные славою флаг наш и герб», успешно приняли участие Константин Белюков, Сергей Поварещенков (Гимназия, руководитель Светлана Валентиновна Белюкова), Петрова Наталья (Школа №5, руководитель Елена Робертовна Петрова), Наталья Николаевна Солодкова, заместитель директора школы №2. Их творческие работы направлены на Всероссийский конкурс. В областном конкурсе социальных проектов «Мы обустраиваем наш край», проводимом в рамках VI Всероссийской акции «Я – гражданин России», приняли участие учащиеся лицея №10 (проект «Великолукская Хатынь», руководитель Ирина Михайловна Кузьмина) и депутаты городской школьной Думы (проект «Подарите людям праздник», руководитель Татьяна Алексеевна Зернова), занявшие 3 место. Свои «советы государственному человеку» высказали, принимая участие в конкурсе «Голос ребёнка» при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, учащиеся школ №7, 12. Принимая участие в конкурсе сочинений «Будущее, в котором хочется жить», организованном Северо-Западным Межрегиональным координационным советом политической партии «Единая Россия», Феоктистова Татьяна, ученица 10 класса школы № 8 (руководитель Наталья Ивановна Демиховская, учитель русского языка и литературы) заняла 2 место в областном этапе, а в региональном этапе стала победительницей одной из номинаций. Становлению гражданских качеств молодых людей способствует участие в работе ученического самоуправления. Развивается система классного самоуправления, а органы школьного самоуправления созданы практически во всех образовательных учреждениях: Совет старшеклассников (школы №1,5), Школьная Республика (Школа №2), Совет гимназии, Центр самоуправления (Педагогический лицей), ШКОДА (Школа №6), Школьная Дума (Школа №7), Совет «Лидер» (Школа №9), «Лицейское братство» (Лицей №10), «Содружество» (Лицей №11), Совет лидеров «Камертон», (Школа №12), Ученический совет школы (Школа №13), Совет дежурных командиров (Школа №16), «Ветер перемен» (Школа №17). В начале учебного года прошли выборы в городскую школьную Думу 3-го созыва. Председателем Думы был избран Ильин Алексей, ученик 11 класса педагогического лицея, победитель областного конкурса руководителей детских и молодежных организаций «Лидер XXI века», участник Всероссийского конкурса в Санкт-Петербурге. Много интересных дел провела школьная Дума в этом учебном году: разработали и осуществили проект «Дарите людям добро», благотворительную новогоднюю елку в детской и в психоневрологической больницах, акции «Чистый берег», «Дворы моего детства». В этом году впервые прошел городской конкурс «Ученик года», состоявший из нескольких этапов (конкурс портфолио, интернет-голосование, финальные выступления конкурсантов). Победителем стала Ксения Давыденко (Лицей №11), победителями в номинациях: «Интеллект» - Наталья Лопатина (Лицей №10), «Лидер» - Игорь Трескунов (Гимназия), «Достижения» - Олеся Рассолова (Лицей №10); лауреатами конкурса признаны – Юлия Аскарова, Диана Чанкселиани (Гимназия), Игорь Ревидович (Лицей №10), Сергей Новиков (Педагогический лицей), Наталья Черковская (Школа №1). Придавая исключительно важное значение проблемам воспитания в общеобразовательных учреждениях прошли педагогические советы на темы: «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» (Школа №1), «Активизация школьного ученического самоуправления и его развитие» (Школа №2), «Эффективность воспитательной системы гимназии» (Гимназия), «Профессиональная этика учителя» (Педагогический лицей), «Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса» (Школа №5), «Школа экологической культуры: опыт, проблемы, перспективы» (Школа №6), «Современные формы гражданского воспитания в школе» (Школа №7), «Работа классного руководителя в свете национального проекта «Образование» (Школа №8), «Учёт психологических аспектов взаимодействия учителя и ученика как средство повышения эффективности работы» (Школа №9), «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательной системы класса» (Лицей №10, Школа №17), «Панорама деятельности классного руководителя в рамках целевой программы «Я – великолучанин» (Лицей №11), «Создание условий для предпрофильной и профильной подготовки учащихся» (Школа №12), «Воспитание в XXI веке. Проблемы и пути их решения» (Школа №13), «Воспитание как процесс управления развитием личности» (Школа №16), «Школа без агрессии» (Центр образования). Каждое образовательное учреждение работало в рамках своей воспитательной системы, реализуя разнообразные воспитательные программы: «Здоровье» (школы №1,7,5,12,13,17), «Отечество» (школы №1,5,7,12), «Интеллект» (школы №1,5,12), «Школа не должна быть безымянной» (Гимназия), «Воспитание педагогической культуры личности через личностно-ориентированный подход в общении и воспитании посредством новейших технологий» (Педагогический лицей)), «Школа экологической культуры», «Патриот» (Школа №6), «Фестиваль» (Школа №9), «Дебаты» (Лицей №10), «Я – великолучанин» (Лицей №11, Школа №16), «Толерантность – дорога к миру» (Лицей №11), «Семья» (Лицей №11, Школа №17), «Добро и милосердие» (Школа №12), «Юные железнодорожники» (Школа №16), «Досуг» (Школа №17). Для великолукского образования важным остается взаимодействие с кафедрой воспитательной работы ПОИПКРО. Степанов Е.Н. (доктор педагогических наук, заведующий кафедры), реализуя свою концепцию воспитательных систем, продолжает на базе педагогического лицея и лицея №10 деятельность лаборатории «Моделирование воспитательных систем учреждения образования и класса», оказывает значительную помощь великолукскому образованию, выпуская методическую литературу по вопросам воспитания. Многие из этих книг раскрывают опыт учреждений образования города Великие Луки. - Кого вы назвали бы выдающимися личностями ХХ века? Д. Лихачев: - Вы знаете, я не могу ответить на этот вопрос. Дело в том, что многих я просто не знаю. Есть простые, никому не известные люди, которые изменяют жизнь вокруг себя, помогают другим и служат добру. На таких держится мир. Педагогическое сообщество удовлетворено тем, что государство и общество стало уделять значительно больше внимания воспитательной деятельности, как существенной части образовательного процесса. На протяжении многих лет заместители директоров по воспитательной работе создавали авторские проекты воспитательных систем образовательных учреждений, сегодня эта работа стала действительно востребованной! Мы благодарим Татьяну Борисовну Рассолову (Лицей №10), Инну Петровну Минину (Лицей №11), Наталью Ивановну Егорову (Школа №12) и Марину Анатольевну Жесткову (Школа №16), внесших значительный вклад в становление и развитие воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений. Существенную роль в вопросах воспитательной работы, защиты прав детей играют социальные педагоги и педагоги организаторы. Системной и эффективной мы должны признать деятельность Елены Николаевны Гулак и Татьяны Владимировны Денисенко (Школа №1), Юлии Викторовны Комаровой (Школа №2), Людмила Васильевна Иванцова (Педагогический лицей), Мария Николаевна Данильченко (Школа №7), Елена Михаиловна Шапиро (Школа №9), Елена Михаиловна Ермолаева (Лицей №10), Надежды Петровны Владимировой (Школа 12), Анатолий Анатольевич Максимов (Школа №16). Вознаграждение за классное руководство в рамках Национальных проектов – это зн
скачать документ [50.21 Kb]
Архив »»
|