182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

13.8.2007
Доклад «Великолукское образование гражданам Великих Лук»

«Великолукское образование гражданам Великих Лук»

«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудится на пользу своей страны,

и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,

сколько возможно более и сколько возможно лучше».

Н.Добролюбов

Прежде всего, еще раз хочу поздравить всех педагогов, сотрудников муниципальной сферы образования с 60-летием Великой Победы!

Мне особенно важно сделать это потому, что в управлении образования Администрации города Великие Луки собиралась вся информация о той работе, что проводили мы с вами.

Вывод может быть только один: великолукское образование донесло до каждого маленького гражданина нашего города правду о величии подвига народов Советского Союза, разгромившего фашистского агрессора, уничтожившего в середине ХХ века человеконенавистническую нацистскую идеологию, защитившего народы Европы и мира своей экономического перспективой, жизнями миллионов своих сограждан! Педагоги Великих Лук эффективно выполнили сложную для нашего времени миссию воспитания уважения к истории поколений нашего Отечества, к гуманистическим ценностям народов России и мира!

Уважаемые учителя и воспитатели, руководители образовательных учреждений, все педагогические работники! Примите самую искреннюю благодарность за Ваш труд.

Да, деятельность в детских садах, школах, спортивных и творческих центрах была подчинена этой главной цели, но ни на минуту великолукское образование не забывало о реализации своих непосредственных профессиональных задач. А решать их было действительно сложно, и главной проблемой явилось то, что, системно реализуя Концепцию модернизации российского образования, выполнять которую обязаны на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, мы вынуждены были постоянно реагировать на новые вводные, обильно идущие от Министерства образования и науки, да и от Государственного управления образования Псковской области, от учреждений, контролирующих деятельность сферы образования. Причем, все это происходило на фоне снижения обеспечения нашей отрасли, вызванного отнюдь не результатами труда педагогических коллективов.

И то, что в таких условиях практически все требования к великолукскому образованию были выполнены, является результатом ответственного труда каждого работника просвещения и еще, я бы добавил, следствием открытости нашего образования, активным привлечением внимания граждан к состоянию и результативности труда великолукских педагогов, добрым отношением к нашей работе со стороны Администрации города и, прежде всего, мэра Великих Лук Лидии Григорьевны Голубевой.

Впереди нас ждет знаменательная для каждого великолучанина дата – 840-летие Великих Лук. Есть уверенность: великолукское образование достойно встретит юбилей своего города. Поэтому сегодня важно, говоря о деятельности муниципальной сферы образования, вспомнить, что стало исторической основой наших достижений, кто внес значительный вклад в перспективы великолукских учреждений образования.

В 1790 году в Великих Луках открыто первое малое народное училище. А к 1914 году усилиями депутатов Думы и учительства в небольшом уездном городе существовало уже 16 учебных заведений. Среди них реальное училище, женская гимназия, учительская семинария, железнодорожное училище, городские и приходские училища, церковно-приходские школы. После революции все они были преобразованы в учебные заведения нового типа: школы 1 и 2 ступени. К 1941 году система образования Великих Лук была представлена 17 школами трех типов: начальные, неполные средние и средние. В них обучалось около 6 500 детей.

После освобождения Великих Лук от немецко-фашистских захватчиков началось активное восстановление разрушенных школ и строительство новых. Уже в апреле 1944 года приняла учеников довоенная школа №9 на улице Карла Либкнехта. А 1945-46 учебный год был ознаменован открытием трех новых школ: №12, 14 и 10-й железнодорожной. Численность учащихся было не соизмерима с довоенной, но все-таки достигла 2 340 человек.

Наибольшее число образовательных учреждений (дошкольных, общего и дополнительного образования) было в Великих Луках в конце 80-х годов: 80 (13 городских школ, 4 железнодорожных, Дом пионеров и школьников, Станции юных туристов, техников, натуралистов, 11 Комнат школьника, 4 спортивные школы, 44 детских сада). Численность учащихся и воспитанников детских садов достигла 20 тысяч человек.

Мы обязаны сказать: значительную роль для развития сферы учреждений образования города Великие Луки сыграли руководители муниципального просвещения: Гусев Федор Иванович (1947-56 гг., 1964-70 гг.), Вастенкова Ольга Ильинична (1970-80 гг.), Штрейх Нина Владимировна (1980-87), Ханин Борис Юрьевич (1987-91 гг.).

Что сегодня представляет великолукское образование, в какой мере удовлетворяет запросы граждан, как реализует главную свою задачу – обеспечение доступности и качества образования?

В прошлом учебном году функционировало 52 муниципальных образовательных учреждения:

• 20 общеобразовательных, в их число входят гимназия и 3 лицея, Центр образования, коррекционная школа 8 вида, 2 интерната (обучалось 11128 человек);

• 26 дошкольных образовательных учреждений, в том числе, детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 1 ведомственный детский сад ОАО РЖД, которые посещали 4180 детей, охват дошкольным образованием составил 76%;

• 6 учреждений дополнительного образования (в их числе 4 спортивных школы), в которых занималось 9413 человек.

В сфере муниципального образования работало 3487 сотрудника.

Муниципальная сфера образования обеспечивала работу и с детьми, требующими особой поддержки. Более 400 воспитанников находилось в 7 группах для детей с туберкулёзной интоксикацией, 23 группах для часто и длительно болеющих детей, в 10 с аллергической патологией, 3-х со сниженным зрением, 30-и логопедических, 4-х для дошкольников с отклонениями в познавательном развитии, 7-и с неврологической патологией, 1-ой для детей со сложными и множественными нарушениями в развитии. Велось обучение 137 детей-инвалидов, педагоги школ работали на дому у 110 наших детей, в среднем по 200 человек в месяц обучалось в детских учреждениях здравоохранения, с ними работало 22 педагога.

Особая тема – это образование детей, имеющих асоциальное поведение. Всего на учете 311 таких школьников. Много работают с этой категорий наших воспитанников в школах №5, 9, 12, 13, ГОУ Школа №4. Более 300 сложных детей в возрасте от 11 до 18 лет находились под патронажем Центра образования.

Традиция великолукского образования – всемерная поддержка каждого ребенка, сохраняется!

Общество, выявляя проблемы, возникающие перед государством, всегда обращалось к работникам просвещения, и великолукское образование достойно отвечало на эти вызовы.

Думая о перспективах Великих Лук депутаты городской думы в 1877 году обратились в Министерство просвещения, и оно разрешило открыть в городе реальное училище, предназначенное для обучения детей всех сословий населения.

В 1918 года Отдел народного образования Великолукского Совета депутатов объявил о необходимости преобразования всех учебных заведений Великих Лук и одними из первых в стране здесь появились единые трудовые демократические общеобразовательные трехстепенные школы.

Приграничный характер губернии требовал национальных школ, и в Великих Луках создаются учреждения с преподаванием на эстонском и латышском языках.

Объявленное в 1930 году введение всеобщего обязательного начального обучения в СССР в Великих Луках было завершено уже в 1932 году.

В предвоенные годы 97% учащихся Великих Лук занимались в военно-патриотических кружках – самыми массовыми из них были кружки ОСОАВИАХИМА по подготовке летчиков и танкистов.

После Великой Отечественной войны при исполкоме городского Совета были созданы специальные комиссии по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и по оказанию материальной помощи детям фронтовиков и сиротам. В каждой из школ с участием родителей и предприятий-шефов был создан фонд всеобуча. Более 300 учащихся получили ощутимую материальную помощь. Реальным лидером этой работы была школа-интернат №1.

Уже в 1949 году в Великих Луках осуществлено всеобщее обязательное семилетнее обучение.

С 1958 года началась реализация Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Тысячи великолукских мальчишек и девчонок получили рабочие профессии. Лидерами здесь были школы №2, №5, №6, №8, №10, №49 ж/д.

С целью качественного изменения содержания образования за один 1970 год все 4-е классы были переведены на предметное обучение (особенно эффективно это осуществлялось в школах №1, №3, №7, №1 и №49 ж/д).

Реформа школы 1984 года «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» вводила одиннадцатилетнее образование. Инновационным моментом реформы было обучение детей с шестилетнего возраста, пересмотр учебных программ в плане повышения их научного уровня, введение обучения компьютерной грамотности. Лидерами в этом становятся школы №1, №3, №7, №10 и новые школы №11,12,13. А первые компьютеры появились в школах №6, №10, №11.

Реформы 1988-1991 гг., нашедшие свое отражение в «Законе об образовании» (1992 г.), положили начало отходу от единого типа учебных заведений. В 1991 году школа №3 была преобразована в учреждение нового типа – гимназию, 10 – в школу-комплекс, 11 стала лицеем.

2004-2005 учебный год не стал исключением. На новый уровень вышла работа по обновлению содержания образования, осуществлялась она с учётом региональных особенностей, практического опыта, интеллектуальных и материально-технических возможностей великолукских учреждений образования. 7 муниципальных образовательных учреждений участвуют в санкционированной государством экспериментальной работе.

В дошкольном образовании это, прежде всего, деятельность по повышению статуса. Так, в ходе аттестации детские сады №9, №20 повысили свою категорию с третьей на вторую. ДОУ № 5, 17 подтвердили звание Центров развития ребёнка, ДОУ № 16 подтвердило вторую категорию. Три дошкольных учреждения являются областными экспериментальными площадками. МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3 «Росинка» (заведующая Л.Т.Дорофеева) работает в режиме физкультурно-оздоровительного центра. В МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №17 «Радуга» (заведующая В.В.Панфилова) завершился эксперимент «Соотношение физического, личностного и интеллектуального развития дошкольников». В июне 2005 года педагогический коллектив ДОУ № 17 успешно прошёл защиту эксперимента на областном экспертном совете и получил разрешение на организацию нового эксперимента «Моделирование системы оценки качества образования в ДОУ». Медико-педагогическим коллективом МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 5» (заведующая Г.Н.Тимошенкова) завершена разработка комплексной образовательно-оздоровительной программы «Будь здоров!».

В общем образовании Лицей №10 и Лицей №11 продолжили участие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Кроме того, Лицей №10 вошел в еще один федеральный эксперимент: «Развитие системы управления образованием на школьном уровне (Пилотная школа)». Сложным был год для всех наших лицеев, но они блестяще подтвердили свой статус во время областной аттестации. Складывается интересный опыт профильной подготовки учащихся в Педагогическом лицее, школах №9 и №12, лицеях №10 и №11, ГОУ Школа №1.

В общем образовании продолжается апробация вариантов профильной и предпрофильной подготовки. Но, объективно анализируя ситуацию, можно сделать вывод о том, что данная работа недостаточно отражает запросы учащихся и родителей, интересы города. Сегодня мы ставим перед информационно-методическим отделом Управления образования и администрациями общеобразовательных учреждений задачу завершения разработки общегородского проекта «Профильная и предпрофильная подготовка в муниципальных общеобразовательных учреждениях».

А в целом, необходимо системное знакомство с опытом, который получен в результате всех направлений экспериментальной работы, информационно-методическому отделу совместно с городскими методическими объединениями необходимо выявить и реализовать наиболее эффективные формы и методы обобщения и распространения результатов этой деятельности. Вполне возможно, и путем выпуска мультимедийных дисков «Инновационное учреждение образования города Великие Луки», что может стать и интересным проектом для ЦДЮТТ.

ИТОГИ: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С момента вхождения в 1957 году Великих Лук в состав Псковской области развернулось официальное соревнование между двумя главными городами, а в 1967 году в соревнование включился и эстонский город Нарва. Великолукское образование достойно представляло себя в этом братском смотре, особые достижения у нас были в учебной деятельности. Наиболее ярко это продемонстрировано в 70-80-е годы школой №3 (директор Д.С.Буланьков (1969-79 гг.), школой №1 (директор А.В.Орехов (1976-86 гг.), школой №7 (директор С.К.Лакисова (1974-82 гг.).

Мы гордимся особыми достижениями наших учеников. В начале 70-х годов победителем Всесоюзной олимпиады по физике, на тот момент единственный в Псковской области, был ученик школы №3 Калинин Александр, впоследствии ученый-физик, главный хранитель Музея М.В.Ломоносова в Кунсткамере. А ученик школы №1 Логунов Павел стал призером Всесоюзной олимпиады сразу по двум предметам: химии и математике. Кононова Виктория (гимназия) в 90-х годах была дипломантом первой и призером второй Всероссийских олимпиад по русскому языку (ныне закончила МГУ). Дюков Алексей (школа №13) являлся неоднократным дипломантом Всероссийских олимпиад по химии и биологии (ныне он студент Государственного медицинского университета имени Павлова).

И сегодня сфера муниципального образования Великих Лук достойно выглядит в Псковской области. Успеваемость – 99,65% (на Псковщине – 98,8%). На 20% уменьшилось число второгодников (54 - 38 человек). Число медалистов стабильное и в пересчете на одного выпускника самое высокое на Псковщине – 92 медали (30 золотых и 62 серебряных).

Совершенно очевидно, расслоение общества, падение учебной мотивации у детей из социально незащищенных семей, снижение качества работы педагогических вузов по подготовке учителей, низкая оплата труда педагогов в самое ближайшее время может вызвать проблемы учебной деятельности. Поэтому крайне важным является пропаганда труда, направленного на получение знаний, как реального пути к благополучию личности и семьи, формирование общественной оценки достижений наших учащихся, всемерная поддержка ответственных и трудолюбивых педагогов.

Именно поэтому считаем необходимым организацию смотров-конкурсов «Ученик года», «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования года». Информационно-методическому отделу Управления образования совместно с Центром развития творчества детей и юношества необходимо разработать Положения об этих смотрах-конкурсах и провести необходимые организационные мероприятия по их реализации. Считаем важным максимальное привлечение к ним общественности, с этой целью необходимо использовать и интернет-ресурсы великолукского образования.

По мнению многих педагогов, надо продолжить встречи в Управлении образования представителей СМИ с работниками великолукского образования, достигшими значительных успехов в своей профессиональной деятельности (в прошедшем учебном году таких встреч было шесть, и на них присутствовало 72 работника образования).

Значительный общественный резонанс имеет вручения золотых и серебряных медалей мэром Великих Лук выпускникам, эту традицию мы должны обязательно сохранить.

Великолукское образование признательно департаменту образования Москвы и начальнику Западного окружного управления образования В.А.Бадил за приглашение наших выпускников на Бал золотых и серебряных медалистов, который устраивает мэр Москвы Ю.М.Лужков. В этом году мы смогли направить в Москву шесть наших выпускников, причем принципиально брали, прежде всего, детей из учительских семей!

В соответствии с современной концепцией индивидуализации образования, значительным ростом интереса к «портфолио» выпускника, мы особое внимание уделяем организации предметных олимпиад.

В прошедшем учебном году 768 учащихся 8 – 11 классов охвачены олимпиадным движением. 25 призовых мест - таков результат участия юных великолучан в областном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Наиболее значительны достижения коллективов муниципальных общеобразовательных учреждений: Гимназия (директор С.Д.Козлов), Лицей №11 (директор А.П.Никифорова), Школа №13 (директор Г.А.Гололобова), Школа №2 (директор С.Е.Соо), Школа №5 (директор З.И.Казакова), Школа №7 (директор А.А.Голубев), Педагогический лицей (директор Ю.А.Ярышкина), Школа №12 (директор Н.В.Штрейх).

Высоких результатов добились наши учащиеся также и на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников, которые проходили в Белгороде, Смоленске, Рязани, Кисловодске и Пскове:

по химии- Поляков Александр (Гимназия, педагог Т.Б.Прощенкова);

по истории – Буйко Олег (Гимназия, педагог И.В.Буйко);

по географии – Амирагян Александр (Школа №2, педагог Н.А.Никулина);

по физической культуре – Яковлева Варвара (Школа №9, педагог В.Л.Сергеев) и Фоничев Александр (ГОУ Школа №1, педагог Н.В.Гусева).

Уважаемые коллеги, еще раз примите нашу общую благодарность за зримое воплощение успеха педагогического труда.

При этом мы уверены, необходимо активизировать организаторскую и консультативную работу с целью предоставления большему числу воспитанников великолукского образования возможности участия в олимпиадах. Кроме того, просим Государственное Управление образования более требовательно и объективно отнестись к организации областного этапа Всероссийской олимпиады.

В канун 840-летия Великих Лук было бы интересно выяснить, сколько же медалистов было в нашем городе, кто побеждал во Всесоюзных и Всероссийских олимпиадах, как сложилась судьба этих выпускников великолукского образования? Хотелось, чтобы это стало темой работы школьных музеев.

Модернизация образования вызвана необходимостью формирования новой личности, обладающей не только определенной суммой знаний и навыков, но активно, творчески использующей этот потенциал в своей практической деятельности. Форма развития креативных возможностей – совместная исследовательская работа учащихся и педагогов, участие наших воспитанников в научно-практических конференциях.

Еще в 60-70-годы педагоги занимались вопросами исследовательской работы. В школе №1 центральной темой было краеведение: историческое, географическое, краеведение на уроках химии (педагог Смирнова Валентина Николаевна). В течение 23 лет под руководством учителя географии Морозовой Екатерины Михайловны велись фенологические и метеорологические наблюдения. В 80-е годы, в рамках Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР», в школах №1, №7 и №8 проводились исследовательские конференции. В 90-е годы эта научно-исследовательская работа учащихся получила свое развитие в лицеях №11, №10, гимназии, педагогическом лицее. Ныне к ним присоединились школы №2, 9,12, ГОУ Школа №1. И важно отметить, что к работе со школьниками активно привлекаются представители вузовской науки, работники государственных исследовательских учреждений, лидеры общественных организаций.

В прошлом учебном году победителями Всероссийского конкурса историко-исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век» стали ученики гимназии Ивкина Юлия, Ковалева Анна (руководитель – председатель городского отделения Всероссийского общества «Мемориал» А.А.Лукьянов, педагог Е.А.Присяжная).

Дипломантами ХII Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее» стали Дроздов Алексей (Лицей №11, педагог Шкроба С.П.) и Тихомирова Анастасия (Школа №9 педагог Максимов В.А.).

Красовская Виктория (Школа №12, педагог Смирнова Т.Д.) награждена дипломом III степени Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество», проходившей в г. Москве.

Тимошенков Павел (Школа №13) занял I место во Всероссийском конкурсе творческих работ «Байконур-Земля-Вселенная» в номинации «Компьютерная графика».

Лопатина Наталья (Лицей №10, педагог Т.Б.Рассолова) в заключительном туре олимпиады школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» в Гомеле стала победителем в специальной номинации.

Составной частью модернизации образования, и, как мы считаем, наиболее реальным мониторингом обучения в школах России являются единые государственные экзамены. Мы можем по-разному оценивать уровень реализации целей ЕГЭ, но наша с вами задача: дать всеобъемлющую информацию о технологии, принципах оценивания, правах и обязанностях участников; подготовить учащихся к такой форме государственных экзаменов; эффективно организовать процедуру ЕГЭ.

В прошлом учебном году ЕГЭ сдавали уже в 78 регионах. Псковская область участвует в этом эксперименте пятый год, что, безусловно, сказывается на высоком качестве организации экзаменов и в нашем городе. За высокое качество проведения ЕГЭ благодарим руководителя отдела дошкольного, общего, специального и дополнительного образования Слюсарь Л.А. и педагогов города, принявших участие в обеспечении ЕГЭ. Мы также признательны великолукскому филиалу Псковского областного Центра оценки качества (Е.В.Кремкова), активно помогающему нам в процессе подготовки в и анализе итогов ЕГЭ. Кроме того, в этом учебном году появился еще один важный ресурс, поддерживающий участников и организаторов единых государственных экзаменов: на сайте «Великолукское образование» введен раздел ЕГЭ.

1040 наших выпускников сдавали 11 ЕГЭ, из них по выбору – 9, введены новые экзамены: обществознание и иностранные языки.

Итоги единых государственных экзаменов будут самым тщательным образом проанализированы на городских методических объединениях и педагогических советах общеобразовательных учреждений, мы же выделим главное:

• результаты ЕГЭ по всем 11 предметам по успеваемости и качеству знания выше средних показателей по России;

• по всем предметам, кроме математики, немецкого и английского языка, средние результаты выше, чем в Псковской области;

• наиболее высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, химии, географии, истории России, обществознанию, английскому и французскому языкам;

• 12 выпускников Великих Лук (Гимназия, Лицей №10, школы №2, №9, №12, №13) получили в 2005 году наивысшие баллы для России по ЕГЭ;

• но надо признать: только наша Гимназия смогла быть лидером рейтинга общеобразовательных учреждений по ЕГЭ в Псковской области, заняв второе место; все остальные общеобразовательные учреждения города не вошли даже в число двадцати ведущих школ;

• нас очень тревожит тенденция снижения результатов ЕГЭ по математике (в этом учебном году результаты по городу ниже результатов, как прошлого года, так и областных), а также ситуация с результатами обучения немецкому языку (выбрали для сдачи этого экзамена всего два школьника, причем выпускник ГОУ Школа №49 с экзаменом не справился).

Очень часто граждане Великих Лук задают нам вопросы о рейтинге образовательных учреждений.

Нечто подобное было в истории великолукского образования – Городской комитет партии совместно с профсоюзом работников образования ежегодно подводил итоги работы - и лучшим школам города вручалось переходящее Красное знамя. Этот смотр проходил с 1958 по 1991 год, в этот период чаще всего краснознаменными признавались коллективы школ №1, №3, №7, №49 ж/д.

Сегодня сформировалась потребность объективной, профессиональной оценки деятельности учреждений образования. Кроме того, в условиях подушевого финансирования данная рейтинговая оценка будет влиять и на определенные дивиденды в отношении конкретных образовательных учреждений. Поэтому в этом учебном году на обсуждение Коллегии при Управлении образования будет вынесен вопрос об оценке качества работы в дошкольном, общем и дополнительном муниципальном образовании. В этой связи важным представляется научно-исследовательский проект МДОУ №17, разрабатывающий технологию оценки качества работы дошкольного учреждения. По нашему мнению, рейтинговые же исследования в общем образовании должны проводиться по трем основным параметрам: эффективность учебной деятельности, эффективность воспитательной деятельности, эффективность использования здоровьесберегающих технологий. Мы ждем предложений от граждан и педагогических коллективов.

В канун августовской конференции мы попробовали дать оценку учебной деятельности в общем образовании, за критерии брались: результативность обучения, участия в олимпиадах, достижения в научно-практических конференциях, итоги ЕГЭ. Наиболее высокие результаты показали: Гимназия, Лицей №11, Школа №13, Лицей №10, Педагогический лицей; а Школа №8, Школа №2, Школа №6, Школа №49 оказались в конце этого рейтинга.

Но мы должны еще раз подчеркнуть: рейтинговое оценивание должно идти по трем, независимым друг от друга, основным параметрам, с безусловном учетом социального статуса микрорайона, в котором находится учреждение образования.

Изменения законодательства, содержания образования, практическая реализация личностно-ориентированного обучения, внедрение инновационных педагогических технологий, наличие вариативных программ и учебно-методических комплексов – потребовало от Управления образования адаптации к изменениям в системе образования.

Мы уже отмечали, что произошла существенная перестройка, как в структуре, так и в содержании деятельности отделов. Одним из приоритетных направлений в работе стало удовлетворение, прежде всего, информационных, а также образовательных и учебно-методических потребностей педагогических кадров, оказание организационной и методической помощи при внедрении информационных технологий.

В целях непрерывного образования педагогов-дошкольников действовало 8 городских методических объединений и 20 МО педагогов учреждений общего и дополнительного образования, четыре постоянно действующих семинара для руководителей и их заместителей. 30% педагогов-дошкольников прошли курсовую подготовку на курсах ПОИПКРО, в научно-методических центрах городов Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород. В течение прошедшего учебного года прошли различную курсовую подготовку 783 педагога общего образования, из них 608 – на базе города. Проведены выездные курсы, семинары, консультации для руководителей учреждений образования, учителей начальных классов, русского языка и литературы, биологии, физики, математики, обществознания, английского, немецкого, французского, английского языков, физической культуры. На базе информационного Центра оценки качества образования проводились курсы по основам применения информационно-коммуникативных технологий, где 102 слушателя приобрели не только первоначальные навыки пользования компьютером, но и освоили проектную технологию. Традиционно учителя немецкого языка повышали свою квалификацию в Немецком Культурном Центре имени Гете в Санкт-Петербурге. Для учителей математики прошел семинар «Учебники математики нового поколения», во время которого они встретились с преподавателями Санкт-Петербургского государственного педагогического университета А.Л.Вернером (профессором, доктором физико-математических наук) и Т.Г.Ходот (доцентом кафедры геометрии). Для повышения квалификации использовались возможности вузов и других образовательных учреждений города Великие Луки. Так к проведению отдельных курсов, консультаций привлекались преподаватели и ученые ВГСХА, ВЛГАФК, ПГУПС, СГА. Мы особенно благодарны ректорам ВУЗов Владимиру Васильевичу Морозову, Руслану Михайловичу Городничеву, Геннадию Ивановичу Игнатенкову, Александру Васильевичу Спасову и ученым-преподавателям Станиславу Петровичу Шкроба, Зое Ивановне Курбатовой, Нине Павловне и Вадиму Алексеевичу Залесовым, Алексею Иванович Иванову, Николаю Витальевичу Никифорову, Андрею Борисовичу Петрову и Валентину Константиновичу Спирину.

Впервые Центр эстетического воспитания провел всеобъемлющие курсы для 52 педагогов, преподающих предметы эстетического цикла: изобразительное искусство, музыку.

С целью оказания помощи в профессиональном становлении начинающих педагогов возобновила работу городская «Школа молодого специалиста», где в этом году обучалось 14 человек. Кстати, в прошлом учебном году молодые учителя были направлены нами в Москву для общения с коллегами.

Важным фактором профессионального роста учителя, раскрытия его творческого потенциала является участие великолукских педагогов в форумах педагогического мастерства, конкурсах, конференциях.

Достойно представили учительство города, успешно выступили и стали дипломантами областного конкурса педагогических достижений «Учитель года России – 2005» Панкратова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы Лицея №11, и Степанова Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов Школы №13.

Трифонова Наталья Павловна, учитель начальных классов Гимназии, стала участницей Первой Российской выставки-ярмарки образовательной и детской литературы «Читай-ка» как автор учебного пособия для родителей дошкольников «Учусь читать».

Зернова Татьяна Алексеевна, руководитель детской общественной организации «Лучане» (ныне директор ЦРТДиЮ), стала победителем Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века».

Педагоги МДОУ №17 приняли участие в межрегиональном семинаре по обмену опытом работников дошкольного образования в области экологии (Нелидово, Тверская область).

Работники детского дома участвовали в межрегиональном семинаре «Интеграция детей с тяжёлыми нарушениями в развитии» (Великий Новгород).

МДОУ №5 и №17 выступили на областном семинаре «Возможности осуществления преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях вариативности», а МДОУ №22 в семинаре «Роль экологического образования в развитии познавательной активности дошкольников».

В городских конференциях по проблемам состояния здоровья и коррекционно-развивающей деятельности активно участвовали педагоги МДОУ №2, №3, №17.

В областной научно-практической конференции «Развитие младшего школьника как субъекта образовательного процесса» (Лозинских чтениях) приняли участие учителя начальных классов Лицея №10, Лицея №11, Гимназии.

Во Всероссийской научно-методической конференции «Университетская гимназия» в Санкт-Петербурге выступили учителя и учащиеся Лицея №11. Педагоги Лицея №10, №11, школ №1, №6 стали участниками IV Московского педагогического марафона учебных предметов.

В прошедшем учебном году мы возобновили традицию великолукского образования знакомиться с опытом наших коллег из других городов. Состоялась содержательная и интересная поездка в город Остров, где мы смогли увидеть не только деятельность муниципальной сферы образования, но и учебную работу, осуществляемую офицерами Центра боевого переучивания и переподготовки ВВС ВМФ РФ.

За объемную и инициативную работу мне хотелось в Вашем присутствии бы поблагодарить всех работников информационно-методического отдела Управления образования и, прежде всего, его руководителя Н.П.Смирнову и ее заместителя Т.О.Лозницкую. Важно отметить и то, что по итогам анализа работы ГУО, которую проводили руководители образовательных учреждений, именно этот отдел получил самую высокую оценку.

В этом году перед отделом стоят крайне сложные задачи и одна из них - формирование новой системы повышения квалификации работников великолукского образования, в основе которой повышение требования к оптимальному и эффективному использованию учебного времени, создание собственной системы и структуры повышения квалификации с опорой на возможности великолукской вузовской науки.

ИТОГИ: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Появление новых федеральных законов, в том числе, значительное изменение ФЗ «Об образовании» потребовало практически переформировать правовую базу образовательных учреждений и муниципальных структур управления сферой образования. Вместе с этим нами была определена и задача открытости учреждений образования и Управления образования для великолучан, введения элементов гражданского общества в деятельность муниципальной сферы образования.

В прошлом учебном году создана Коллегия при Управлении образования, два Совета руководителей общего и дошкольного образования, которые возглавили авторитетные представители великолукского образования Заслуженные учителя России А.П.Никифорова и В.В.Панфилова. Изменился статус августовского педагогического совета – теперь это конференция работников муниципального образования Великих Лук. Сформирован ряд специальных общественных комиссий, обеспечивающих коллегиальное решение по вопросам деятельности великолукского образования. Активизировалось взаимодействие с профсоюзом работников образования (за конструктивное сотрудничество разрешите выразить благодарность всему профсоюзному комитету работников образования и, прежде всего, его председателю З.М.Казаковой). Подготовлено новое положение об Управлении образования Администрации города Великие Луки, где четко прописывается компетенция управления, определяется порядок взаимодействия с МОУ, констатируются полномочия общественности. Практически все МОУ заменили свои Уставы. Важно отметить и факт того, что уставы явились результатом общих усилий, каждый из них интегрировал опыт многих муниципальных образовательных учреждений. Во всех Уставах зафиксирован статус и полномочия Советов – общественных органов соуправления образовательными учреждениями.

Хотелось бы проиллюстрировать отношение муниципальных органов самоуправления к этому направлению нашей деятельности: в 2005 году вышли два новых распоряжения мэра Великих Лук, касающихся платы за содержание детей в учреждениях дошкольного образования и в каждом из них установлены полномочия Советов МДОУ по вопросам предоставления льгот.

В прошлом учебном году прошли аттестацию и вновь аккредитованы 12 (23%) образовательных учреждений (общего – 6; дошкольных – 5, дополнительного – 1), главный вывод: правовая культура великолукского образования находится на достаточно высоком уровне. Это отмечал и прокурор города Юрий Викторович Ишков, встретившийся в прошлом году с руководителями всех муниципальных общеобразовательных учреждений. Однако инспекторские проверки отдела дошкольного, общего, специального и дополнительного образования Управления говорят и о наших недочетах: существует необходимость профессионально оценить состояние всего нормативного правового комплекса, уделив особое внимание его публичности, стилистики локальных актов, эстетике содержания, а в МДОУ еще предстоит серьезная работа и с Уставами.

В этом учебном году данному направлению будет уделено особое внимание.

Перед каждым муниципальным образовательным учреждением ставим задачу разработки, организации общественной экспертизы и принятия собственных программ развития. Это должно решаться при активной консультативной помощи информационно-методического отдела Управления образования. Почему так стоит вопрос? В том объеме, зачастую взаимоисключающих решений и рекомендаций в образовательной политике, что идет сегодня на первичный уровень, необходимо в каждом учреждении образования реально оценить свои возможности, выработать собственную максимально выверенную парадигму решения вопросов образования и нормативной правовой обеспеченности в условиях конкуренции, повышенных требований со стороны общества и минимальных ресурсах, предлагаемых государством.

В течение прошлого учебного года возросло участие Управления образования в судебных процессах. По делам педагогических работников – 92 рассмотрения в судах разной инстанции, по делам несовершеннолетних – 194 рассмотрений. За взвешенную, профессионально грамотную работу в этом плане мы должны поблагодарить главного специалиста Управления образования И.В.Бобинину. При этом надо отметить, Управление образования в рамках своих компетенций защищает интересы работников нашей сферы, что доказывает помощь, оказываемая специалистами при решении вопросов назначения ведомственных пенсий и выплат при увольнении педагогов, но и отстаивает интересы муниципалитета. Поэтому, когда мы видим, что иски ряда педагогов могут нанести ущерб системе управления и финансирования сферы образования, наш выбор – это объективная защита великолукского образования в целом. При этом свою позицию мы разъясняем общественности. Крайне ценно то, что объяснение и позиция Управления образования были приняты и поддержаны городским комитетом профсоюза работников образования, даже в столь сложном вопросе, как индексация по неполученным в срок компенсациям за приобретение учебно-методической литературы.

Для решения вопросов открытости образования, оперативного и всестороннего информирования педагогического сообщества по основным вопросам образовательной политики мы активно используем современные информационные технологии. Администрации образовательных учреждений высоко оценили документооборот на электронных носителях, позволяющий не только в полном объеме получать информацию, но и быстро адаптировать ее к условиям учебно-воспитательного процесса учреждения. Разработан и введен многофункциональный сайт «Великолукское образование» - eduvluki.ru, в структуре которого формируются страницы всех муниципальных учреждений образования. Сайт позволяет вести прямой диалог с гражданами и оперативно размещать нормативные правовые и дискуссионные материалы. Сайт получил поддержку пресс-службы Администрации президента России. Кстати, многие вопросы, которые мы вынесли на августовскую конференцию педагогов, явились результатом предложений и замечаний, полученных нами на форуме сайта. И, видимо, неслучайно рейтинговое исследование основных достижений управленческой деятельности великолукского образования поставило на первое место появление этого интернет-ресурса.

За эту работу хотелось бы выразить благодарность заместителю начальника Управления образования И.Ю. Репях и работникам информационно-методического отдела управления. В этом году необходимо решить вопросы наполнения и поддержки сайтов учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, разработать технологию организации конкурсов и рейтинговых исследований качества образования с использованием интернета.

Еще одной традицией, связанной с великолукским образованием, было шефство над детскими учреждениями.

В 1966 году после Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о том, что школа должна стать организующим центром воспитательной работы в школьном микрорайоне и по месту жительства детей, было проведено совещание секретарей партийных организаций промышленных предприятий, строек и учреждений Великих Лук совместно с директорами школ, где были намечены практические шаги по вопросу единых действий. На великолукских предприятиях было создано более 60 комиссий содействия семье и школе. Предприятия-шефы оказывали помощь в укреплении материально-технической базы школ. Например, в 1969 году шефы купили и передали школам 2 лингафонных кабинета, 10 киноаппаратов, более 150 парт, 200 стульев, помогли отремонтировать 17 школьных зданий, приобрести литературу в школьные библиотеки. Учащиеся, в свою очередь, помогали в благоустройстве территорий, посадке зеленых насаждений, проходили трудовое обучение. В числе лучших шефов были трикотажная, мебельная, картонная фабрики, ВЗВА, ЛВРЗ, радиозавод, льнокомбинат, заводы «Лесхозмаш» и «Торфмаш».

Особенно данное направление развивалось в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов. В ответ на инициативы коллективов школ №2 (И.Я.Колода), №7 (С.К.Лакисова) и №10 (М.Г.Спиринцова), развернувших многоплановую работу с детьми и подростками в своих микрорайонах, совместным решением ГК КПСС и Горисполкома в 1978 году создается 7 зон воспитательного действия, во главе каждой, как правило, был руководитель наиболее мощного предприятия. Большую роль в этой работе сыграли секретарь ГК КПСС Т.И.Иванова и секретарь ГК ВЛКСМ Г.С.Маломоркина.

Сегодня в Великих Луках зародилась уникальная для Псковщины инициатива – социальное партнерство. По итогам 2004 года 45 предприятий города приняли решение о системной работе с образовательными учреждениями, 15 из них заключили договора о социальном партнерстве. Сегодня уже более 60 предприятий и учреждений помогают великолукскому образованию!

Мы благодарим всех, кто реально помогает детям Великих Лук и, прежде всего, коллективы:

ООО «Велмаш – Сервис» - директор Сергиенков Сергей Николаевич;

ЗАО «ЗЭТО» - генеральный директор Козловский Николай Николаевич;

Великолукский завод «Транснефтемаш» - директор Митропольский Виктор Георгиевич;

ОАО «Радиоприбор плюс» - генеральный директор Каракаев Борис Николаевич;

ООО «СМП 718» - директор Александров Виктор Васильевич;

ООО «ВЗЭФ» - генеральный директор Румянцев Игорь Анатольевич;

ООО «Компания ПРОТЕК» - генеральный директор Егоров Сергей Александрович;

ОАО «Завод «ЖБИ-2» - генеральный директор Хайдаров Маруфжан Умаралиевич;

ЗАО «Опытный завод «Микрон» - директор Никитин Виктор Семенович;

ООО «Великолукский механический завод» - директор Парамонов Петр Анатольевич;

ООО «Великолукские ткани» - генеральный директор Каменский Виктор Борисович;

ООО «Электросила-Завод «Реостат» - директор Костюков Геннадий Васильевич.

ООО «Строительная компания 555» - директор Пиманов Николай Семенович

По предварительным данным, при поддержке социальных партнеров выполнено работ и приобретено оборудования к новому учебному году на сумму 1,5 миллиона рублей, причем для учреждений дошкольного образования эта сумма составила почти 900 тысяч рублей!

Сегодня важно подключать новых юридических, а по возможности, и физических лиц в работу по сотрудничеству с великолукским образованием. В этом учебном году мы должны акцентировать внимание и на нашу собственную деятельность с социальными партнерами. Кстати, это может и должно стать частью программ предпрофильного и профильного образования.

ИТОГИ: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Еще один интересный факт истории великолукского образования: в 70-х годах в Великих Луках на базе Великолукского филиала института имени Лесгафта (ректор В.М.Блинов) и школы №2 (директор И.Я.Колода) создается один из первых в Советском Союзе студенческих педагогических отрядов для работы с детьми по месту жительства. Командиром этого отряда стал студент института физкультуры Евгений Степанов, ныне доктор педагогических наук. Это движение переросло в нашем городе в формирование педотрядов из числа студентов, молодых рабочих и инженеров.

К сожалению, сегодня эта традиция практически утеряна. Говорят: времена изменились, связывают это с тем, что строим мы государство на иных, т.н. капиталистических принципах. Утверждаю: в любом обществе, где есть гражданская ответственность, прекрасно понимают те угрозы, что несет с собой необразованное, заброшенное поколение. В прошлом учебном году, благодаря негосударственной организации «Псковская глубинка» и при поддержке «Международной амнистии», мы с педагогами школы №5 побывали в Северной Ирландии. В тех самых «страшных» кварталах Белфаста встречались с молодыми юношами и девушками, которые работают, противостоя насилию, наркотикам, одиночеству. Они создают подростковые клубы, уличные театры (самое популярное среди молодежи), организовывают дискотеки и вечера свободных дискуссий, помогают педагогам в школах. Государство и муниципальные власти, администрации образовательных учреждений всячески поддерживают эту работу, финансируют специальные локальные программы. Кстати, нас заинтересовал и опыт введения в педагогических коллективах статуса педагог-советчик, это человек, которого определяют сами ребята и их родители, к которому за советом идут в школе и на улице.

Традицией великолукского образования всегда было значительное внимание вопросам воспитания. Главным направлением этой деятельности являлось патриотическое воспитание.

В 1950 году по предложению членов краеведческого общества школьников (руководитель педагог Елена Ивановна Петрова) и на основе представленных материалов о героическом подвиге бывшего ученика первой школы Васи Зверева Ямская улица была переименована в улицу Комсомольца Зверева. Именно в Великих Луках был открыт единственный в Псковской области Музей боевой и трудовой славы имени А.Матросова, в строительстве и подготовке материалов которого принимали участие школьники. Только из музея истории школы №1 было передано свыше 30 ценных экспонатов по истории гражданской и Великой Отечественной войн.

А сегодня мы искренне признательны педагогам ЦРТДиЮ и Школы №1, благодаря которым не потеряли единственный в Псковской области Пост №1, установленный Городским комитетом ВЛКСМ и Городским Советом Всесоюзной пионерской организации в феврале 1983 года, когда страна отмечала 40-летие подвига А.Матросова.

Как я уже отмечал, в 2004-2005 учебном году вся наша работа была направлена на достойную встречу 60-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Для обеспечения координации при Управлении образования был сформирован оргкомитет. В образовательных учреждениях собраны материалы для издания книги памяти о 117 педагогах-ветеранах Великой Отечественной войны». Совместно с городским Советом ветеранов проведен городской смотр-конкурс работы 14 музеев и комнат боевой и трудовой славы сферы образования. Призовых мест были удостоены музеи Школы №1 (руководитель Дмитриева В.Н.), Педагогического лицея (руководитель Иванова В.К.), школ №5 (руководитель Орлов В.В.), №12 (руководитель Смирнова Т.Д.), №13 (руководитель Попова Г.И.). Одновременно проходил и областной смотр работы музеев, на котором победителем признан великолукский музей имени К.К.Рокоссовского Школы №12.

Во Всероссийской акции «Обелиск у дороги» приняли участие практически все образовательные учреждения. Школьники занимались благоустройством территорий у памятников, выявляли неучтённые захоронения, вносили дополнения в списки погибших, записывали воспоминания ветеранов, а учащиеся Школы №13 при поддержке ОАО «Завод ЖБИ-2» установили памятник на могиле лейтенанта Иванова в деревне Русаново.

В целом, в каждом образовательном учреждении проведено от 15 до 20 общешкольных мероприятий, связанных с Днем Победы. Наиболее яркие из них: литературно-художественная композиция «Гармонь» Школы №1, спектакль «Василий Теркин» музыкально-драматического театра Школы №6, научно-практические конференции в школах №1, №2, Лицее №10, ГОУ Школа №1, День науки в Гимназии и Лицее №11, Снежный десант на Ступинскую высоту Школы №9, игра «Освобождение заложников» в Лицее №10, поздравление ветеранов микрорайона в Школе №5, открытие новой экспозиции в Комнате боевой славы и митинг на закладке аллеи Славы в Школе №6, военно-спортивная игра «По военным заставам» в Школе №7, акция «Поклонимся великим тем годам» в Школе №12.

На Малкинских высотах, где совершил свой подвиг Герой Советского Союза Матвей Кузьмин, состоялась военно-спортивная игра «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки», организованная городской детской общественной организацией «Лучане».

Более 150 учащихся приняли участие в городских конкурсах творческих работ «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Семейная реликвия», «Эхо прошедшей войны», «Чтобы помнили», «Военкор»; заочных викторинах «Оружие Победы», «Это нельзя забыть».

Большую роль в патриотическом воспитании сыграли акции «Ветеран живёт рядом», «Подарок ветерану», «Забота».

Более 200 ветеранов посетили на дому с поздравлениями и мини-концертами учащиеся, педагоги и воспитатели.

В образовательных учреждениях было проведено 32 вручения медалей «60 лет Победы», и везде была представлена концертная программа. Особенно яркими были выступления воспитанников Детского дошкольного дома, Школы-интерната для детей-сирот, Школ №1, №2, №6, лицеев №10 и №11.

В мае муниципальные образовательные учреждения включились во Всероссийскую «Вахту Памяти». Более 10 тысяч наших воспитанников принимали в эти дни участие в митингах, шествиях, концертах, создании аллей памяти.

Яркий след в фестивале самодеятельного творчества школьников «После боя сердце просит музыки вдвойне» оставили музыкально-литературные композиции Лицея №11 («Ты хочешь мира, помни о войне», руководитель М.В.Дроник), Лицея №10 («Ах, война, что ты, подлая, сделала», руководители С.А.Богданова, М.Ю.Романенкова), хореографический коллектив «Капельки» Школы №9 (руководитель Е.И.Дунайкина), вокальный коллектив Школы №6 (руководитель А.В.Кудрова), хоровой коллектив Школы №5 (руководитель Л.В.Ковалева), театральный кружок ГОУ Школа №1 (руководитель Т.В.Максимова), студия «Рампа» Школы №6 и театральный коллектив Педагогического лицея (руководитель Т.П.Савченко), выступления чтецов Семидумова Никиты (Лицей №10, учитель Т.И.Грабаздина), Голубевой Людмилы (Лицей №11).

Лауреатами и дипломантами стали наши дети на областном фестивале художественного творчества учащихся общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования Псковской области «Виктория»: в номинации «Слово» - Жолобова Ольга, (Лицей №11, педагог М.В.Дроник), Жемчугова Арина, (Школа №9, педагог О.Н.Соловьева), Рассолова Олеся, (Лицей №10, педагог Т.Б. Рассолова), Иванова Анна (Школа №9, педагог В.Г.Семенова.); в номинации «Песня» - Кирюхина Александра, Голубева Людмила, Макосеева Анна, Котова Валерия (студия «Терминал» ЦРТДиЮ, руководитель А.П.Яровой); в номинации «Оригинальный жанр» - Ливинская Ирина (цирковая студия «Виктория» ЦРТДиЮ, руководитель З.А.Дударева); в номинации «Инструментальное исполнительство» - ВИА «Атмосфера» ЦРТДиЮ, (руководитель С.В.Копаев); в номинации «Танец» - хореографический коллектив ЦРТДиЮ «Фантазия» (руководитель И.Л.Фёдорова). Многократными призерами в различных номинациях областного конкурса детских игровых программ «Путешествие в мир военной игры» стали воспитанники Клуба «Левша» (ЦДЮТТ, педагог Е.Н.Синельникова).

Практически в каждом классе, каждой группе детских садов прошли тематические мероприятия, посвященные 60-летию Победы. Охват детей составил 14 тысяч человек (практически 100%), по приказам Управления образования отмечено 158 педагогов - руководителей победителей, дипломантов, лауреатов городских конкурсов.

Опыт работы образовательных учреждений по патриотическому воспитанию в год 60-летия Победы, Управлением образования Администрации города Великие Луки был обобщен и представлен на Интернет-страницах Всероссийской эстафеты «Равнение на Победу!».

Мир, в котором мы живем, потребовал пересмотра многих аспектов воспитательной работы, главными становятся вопросы гражданско-правового образования. Мы призваны формировать личность, обладающую гражданским достоинством, знающую и уважающую права и свободы человека, проявляющую национальную и религиозную терпимость, сочетающую свободное критическое мышление с законопослушанием.

В дошкольных образовательных учреждениях №3,5,6,8,10,12,13,17,19,21 сформирован опыт по системе работы педагогов с детьми и родителями по обеспечению реализации основных статей Конвенции о правах ребёнка, положений «Семейного кодекса», Устава детского учреждения, который был обобщен на семинаре руководителей детских садов, прошедшем в МДОУ №6 (заведующая Инна Васильевна Прадун).

Целенаправленная работа в этом направлении велась в Гимназии, школах №5, №7, Лицее №10. Это деятельность факультативов «Изучаем права человека» в Гимназии (педагог Е.А.Присяжная) и Школе №7 (педагог И.А.Мамедова), кружка «Правовенок» (педагог О.Н.Бучнева) и клуба «Лабиринт» (педагог Е.Р.Петрова) в Школе №5.

Учащиеся нашего города вместе с их руководителями побывали в Петрозаводске на семинаре «Детская правозащитная журналистика», а в летний период приняли участие в работе международного лагеря «Школа толерантности», открывшемся в Новосокольническом районе благодаря организации «Псковская глубинка».

На базе школы №5 стартовал межшкольный семинар для педагогов по правам человека.

В прошедшем учебном году прошли выборы в городскую школьную Думу 2-го созыва (педагог-руководитель Т.А.Зернова). Председателем Думы был избран Ильин Алексей, ученик 10 класса Педагогического лицея. На областном конкурсе руководителей детских и молодежных организаций «Лидер XXI века» он занял 1 место и будет представлять нашу область на Всероссийском конкурсе. Членами школьной Думы была организованы благотворительная новогодняя елка в детской больнице, встреча с подростковой организацией Красногородской школы-интерната для детей-сирот, разработан и осуществлен проект «Граффити: новый взгляд», встречи с известными людьми Великих Лук (ветеранами, политиками, руководителями предприятий и учреждений, работниками культуры). Мы высоко ценим то, что Председатель Великолукской городской Думы И.А.Житков приглашал наших воспитанников - членов школьной Думы на ряд своих заседаний.

В городе на базе ЦРТДиЮ работает детская общественная организация «Лучане» (педагог-руководитель Т.В.Какушкина), которая насчитывает 732 человека. В прошедшем учебном году организация провела благотворительную акцию в детском доме «Аистенок», городской лагерь «Лидер», спортивные игры «Настоящие девчонки, настоящие мальчишки» и «Богатырская сила».

Продолжила свою работу Городская ассоциация старшеклассников «КЛАСС» (педагог-руководитель Т.А.Зернова), а на базе ЦДЮТТ в прошедшем учебном году создана новая детская общественная организация «Левша» (педагог-руководитель Е.Н.Синельникова).

Практически во всех общеобразовательных учреждениях созданы органы ученического самоуправления. А педагоги и учащиеся Педагогического лицея, Лицея №10 и Лицея №11 продемонстрировать свой опыт на областном конкурсе уже и моделей классного самоуправления.

Школьники города приняли участие в конкурсе творческих работ «По безопасным дорогам – в безопасный мир», организованном ГИБДД УВД Псковской области. Призерами стали Альшенецкий Алексей (Школа №1) в номинации «Стихотворение» и Латаева Анна (Школа №7), в номинации «Сочинение».

Во всех образовательных учреждениях традиционной является Неделя правовых знаний, в ходе которой организуются встречи с сотрудниками городской прокуратуры, ОВД, работниками Комиссии по делам несовершеннолетних.

В этом учебном году мы планируем создание центра гражданского образования, который, надеемся, придаст новый импульс всему спектру этой работы, считаем, что здесь должны быть сосредоточены методические и организационные усилия ЦРТДиЮ.

В прошедшем учебном году сотрудничество с Центром эстетического воспитания вышло на новый уровень – появился абонемент для школьников «На вернисаже», совместно были организованы музыкальные субботы для детей, прошло девять персональных выставок учащихся ЦЭВ в образовательных учреждениях, целый ряд мероприятий для работников просвещения. Мы искренне благодарим за совместную работу руководителей Центра Петра Константиновича и Татьяну Михайловну Дудко.

Настоящая дружба связывает муниципальные учреждения образования с Великолукским драматическим театром. Наши традиции - это совместное проведение недели «Театр – детям и юношеству», гала-концерта победителей фестиваля самодеятельного творчества школьников, церемонии вручения мэром Великих Лук золотых и серебряных медалей выпускникам, праздника «День учителя», а в этом году впервые прошла и выставка декоративно-прикладного творчества учащихся. Многие юбилейные торжества образовательных учреждений, выпускные вечера проходят в истинно культурном центре Великих Лук. Мы должны подчеркнуть стремление учреждений образования к многогранному сотрудничеству с театром, а от имени всего педагогического сообщества города искренне поблагодарить за значительную совместную работу актеров, сотрудников театра и его директора Жанну Николаевну Малышеву.

Окончание ремонтных работ в клубе имени В.И.Ленина позволило возродить традицию участия школ этого микрорайона в его деятельности. Сегодня здесь работает уникальный музыкальный театр «Трубадур», в котором занимаются наши школьники. Трудно переоценить роль Евгении Александровны Шевяковой в вопросах развития эстетической культуры детей школ города Великие Луки. В этом году в Клубе прошли общегородские мероприятия школьников и отдельных педагогических коллективов, в том числе, большой праздник МОУ №2 «За честь школы», спектакли театральной студии ЦРТДиЮ. Уверены: работа с этим культурным центром Великих Лук в юбилейный год выйдет на новый уровень.

Немаловажную роль в нашей работе играет взаимодействие с музеями. Очень важно выделить не только обучающий аспект, но и вопросы эстетического и этического воспитания и с этой целью значительно активнее использовать ресурсы музеев Виноградова, Ковалевской и Мусоргского. Поддерживаем интересную, системную работу в этом плане педагогического лицея и гимназии, Лицея №11. Мы искренне признательны удивительному человеку Валентине Павловне Румянцевой (директор музея С.Ковалевской) и от имени педагогов города поздравляем ее с присвоением в этом году звания Заслуженный работник культуры России.

Гордимся мы и своими работниками: в 1958 году в Доме пионеров была создана Комната боевой славы имени А.Матросова, ныне Музей истории 254 гвардейского полка имени Героя Советского Союза А.Матросова. Все эти годы руководит музеем Горшкова Людмила Владимировна, педагог дополнительного образования, краевед, отличник народного просвещения. Людмила Владимировна – исследователь родного края, человек творческий, неравнодушный. В этом учебном году исполняется 10 лет Музею истории образования, которым руководит яркий и талантливый педагог Дроздова Татьяна Михайловна.

Вместе с руководителями детских садов мы фактически стали первыми посетителями новых, прекрасно оформленных экспозиций Великолукского краеведческого музея – Центра гражданских и патриотических инициатив. Ремонт и восстановление системы работы музея – это реальное достижение Администрации города и его отдела культуры. Уверены, все традиции совместной работы великолукского образования и матросовского музея будут возрождены.

Нашей традицией является активное взаимодействие муниципальные образовательных учреждений с городскими библиотеками.

Наибольшие достижения в этом направлении у Лицея №10, школ № 5, 9, Педагогического лицея. В нашем городе библиотека - это не только хранилище книг, но центр культурного общения. «Неделя детской книги», «Библиотечное крылечко», викторина и конкурс рисунков «Я читаю сказки Андерсена», конкурс «Эхо прошедшей войны», встречи с поэтами и писателями, праздники улиц, носящих имена героев (Васи Зверева, Николая Гастелло) – эти мероприятия стали прекрасными уроками эстетики и культурных традиций для наших воспитанников. Надеемся, что и эта работа послужила тому, что на областном смотре-конкурсе великолукские библиотеки были признаны лучшими.

Однако, современная ситуация тяжело отражается на деятельности муниципальных библиотек, поэтому возрастает роль школьной библиотеки. Недавно мы отмечали успех библиотеки школы №9 (победа во Всероссийском конкурсе «БиблиоОбраз» (библиотекарь Ольга Николаевна Соловьева), а в прошедшем учебном году заведующие школьными библиотеками: Вера Андреевна Лазарева (Школа №7), Анна Александровна Мишанова (Школа №5), Лариса Викторовна Сапиташ (Педагогический лицей), Евгения Николаевна Кумачева (Школа №6) стали дипломированными победителями в различных номинациях областного конкурса «Библиотекарь года – 2004».

Великолукское образование будет и в дальнейшем уделять самое пристальное внимание поддержке многогранной деятельности школьной библиотеки. Сегодня важнейшей задачей становится модернизация, в соответствии с требованиями компьютерной технологии, их работы, развитие библиотек как эффективных культурных центров, популяризирующих на современном уровне книгу.

Основой воспитательной работы является непосредственная деятельность в образовательном учреждении, классном коллективе, группе.

Каждое образовательное учреждение работало в соответствии со своими традициями, своим планом. Яркими и эффективными мероприятиями были в Школе №1 «День здоровья», в Школе №2 праздник «Открытие звезды», в Педагогическом лицее бенефис «Лицей, который построили мы!», в Школе №5 выступления популярного театра моды «Абстракция», в Школе №8 выставка-конкурс «Русский валенок», в Лицее №10 смотр-конкурс «Ученик года», в Школе №12 Школьные Олимпийские игры, в ГОУ Школа №1 посвящение в старшеклассники «Первый шаг», праздник выпускников в Центре образования. Особенно запоминающимися стали юбилеи Школы №1, Школы №7, Лицеев №10 и №11, ЦРТДиЮ.

Развитие личности ребенка во многом зависит от педагога, его стремления и умения познать и принять индивидуальность каждого воспитанника, умения сделать жизнь в классе интересной, выстроить эффективные взаимоотношения с родителями детей. Лучшие классные руководители года это: Школа №1 (Надежда Васильевна Осипова, Людмила Тимофеевна Парфенова), Школа №2 (Нина Александровна Цветкова, Нина Владимировна Чеснокова), Гимназия (Ирина Кузьминична Мохова, Валентина Петровна Баженова), Педагогический лицей (Ирина Васильевна Риссамакина, Елена Юрьевна Котынова), Школа №5 (Людмила Витальевна Гнутова, Владимир Викторович Орлов), Школа №6 (Валентина Александровна Богачева, Лариса Мечиславовна Васюцкая), Школа №7 (Светлана Леонидовна Поварещенкова, Ирина Алексеевна Мамедова), Школа №8 (Валентина Александровна Агафонова, Анна Владимировна Марчугова), Школа №9 (Светлана Геннадьевна Роголева, Любовь Григорьевна Тимофеева), Лицей №10 (Лариса Викторовна Солдатенко, Галина Николаевна Ильина), Лицей №11 (Мария Григорьевна Изотенкова, Валентина Вениаминовна Сорокина), Школа №12 (Светлана Николаевна Яковлева, Елена Николаевна Михайлова), школа №13 (Галина Михаиловна Ярмолинская), ГОУ Школа №1 (Татьяна Викторовна Максимова, Генриета Николаевна Рягина), ГОУ Школа №4 (Светлана Николаевна Морозова, Маргарита Александровна Тягунова), ГОУ Школа №49 (Нина Николаевна Арефьева, Ирина Валентиновна Дружинина), Школа-интернат для детей-сирот (Галина Васильевна Сяриченко, Татьяна Ивановна Савельева), Школа-интернат №5 (Нина Григорьевна Мелкова, Любовь Андреевна Симоненко), Центр образования (Валентина Дмитриевна Васильева), Школа №14 (Валентина Васильевна Галахова, Марина Викторовна Терехова).

Большое внимание в прошедшем учебном году уделялось вопросам семьи и детства. Это требование времени и, в чем-то, является специфической задачей нашего города.

На учете у нас 311 «трудных» подростков и 292 неблагополучные семьи, в которых 319 детей. Остается значительным уровень правонарушений и преступлений среди подростков: в этом учебном году ими совершено 137 нарушений требований закона. Процедуру лишения родительских прав прошло 80 детей (усыновления – 58, из них усыновлено россиянами – 10 детей, гражданами иных государств – 48, наибольшее число гражданами США, Италии, Испании). Успешным считаем проект «Центр сопровождения», реализуемый в каждом общеобразовательном учреждении. Мы смогли объединить в системную работу социальных педагогов, организаторов по валеологической работе, логопедов, педагогов-психологов. Родители и педагоги отмечают достижения педагогов-психологов Савенковой Т.С., Дюбовой Н.В., Давыдик О.А., Ивановой Н.А., Блиновой Е.Н., Родителевой С.В., Тимофеевой С.А. Существенно изменилась и организация этой работы в Управлении образования – по новым принципам сформирован отдел социальной и правовой защиты детства, значительно усилилась его интеграция с муниципальными учреждениями образования.

Мы отмечаем более эффективную и ответственную работу с заявлениями, поступающими от родителей, педагогов и иных граждан Великих Лук, может быть, и это сказалось на значительном (более чем в два раза) сокращении числа жалоб. Приятно отметить и то, что, по мнению многих горожан, руководителей администраций образовательных учреждений в Управлении образования сложилась культурная, рабочая атмосфера, когда деятельность каждого отдела направлена на реальную помощь и поддержку воспитанников, учащихся и педагогов. За реализацию этих направлений нашей деятельности хотелось бы выразить заместителю начальника Управления Л.Н.Богдановой искреннюю благодарность. Благодарим мы и работников отдела социальной и правовой защиты детства за их нелегкий, кропотливый, но крайне важный для наших детей и их родителей, педагогических коллективов труд и, прежде всего, руководителя отдела Д.Е.Драгунову.

В этом учебном году Управление образования должно с большим опережением реагировать на проблемы и вопросы, возникающие в образовательных учреждениях, выработать формы взаимоотношений с Советами учреждений и родительской общественностью. От отдела социальной и правовой защиты детства мы ждем значительного повышения эффективности работы медико-педагогической комиссии, качественных изменений в обеспечении и координации работы Центров сопровождения по вопросам всестороннего изучения личности учащихся, коррекции поведения детей, требующих повышенного внимания, взаимодействия с дошкольными учреждениями. Безусловно, надо искать формы работы и пути для определения наших сирот в семьи великолучан.

Очень важным считаем расширение связей великолукского образования с православной церковью.

Этот год заложил основы серьезной, системной работы по нравственному, построенному на основах православной культуры, воспитанию наших детей и подростков – заключен договор между Управлением образования и руководством великолукского прихода. Издаем специальные учебные пособия по основам православной культуры


скачать документ [45.09 Kb]


Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.