182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

13.8.2007
Доклад на августовской конференции 2004 года «Сфера образования и сообщество граждан Великих Лук»

«Наши цели абсолютно ясны. Это – высокий уровень жизни в стране, жизни – безопасной, свободной и комфортной. Это – зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это – укрепление позиций России в мире, а главное, – значимый рост благосостояния граждан».

Кому адресованы эти слова из Послания Президента России? Уверен, прежде всего, сообществу просвещенцев. И не принимая глубинности роли обучения и воспитания, необходимости участия граждан в налаживании моральных, материальных и даже эмоциональных составляющих системы образования бессмысленно говорить о решении благородных и прагматичных целей современного Российского государства.

В последние годы мы стали свидетелями значительного усиления внимания государства к жизни каждого учреждения образования, каждого педагогического работника (сформировалась федеральная нормативно-правовая база образования, произведен перевод оплаты труда на уровень субъекта Федерации, эксперимент по ЕГЭ фактически стал федеральным мониторингом работы муниципальных учреждений образования и т.д.).

Для нас же важно и то, что система образования Великих Лук по-прежнему является сущностным фактором состояния и развития нашего города. Своеобразно это было подчеркнуто и в небезызвестном для великолучан телевыпуске «Вестей».

В городе проживает 105 тысяч человек. Из них почти двадцать тысяч непосредственно связаны своей деятельностью с муниципальной сферой образования (4 тысячи детей в дошкольных учреждениях, 12,5 тысяч учится в школах города, более трех тысяч работников муниципальных учреждений образования). Если к этому добавить еще 32 тысячи родителей, эмоциональная жизнь, качество труда, которых во многом определяются успехами и благополучием наших воспитанников и учеников, то необходимо сделать вывод: от состояния муниципальной сферы образования зависит жизнь великолучан не только завтра, но и сегодня.

Все мы хотим жить в красивом, культурном, технологически развитом и богатом городе. Утверждаем, путь к этому – развитие сферы образования, повышение качества обучения, эффективное гражданское воспитание!

Муниципальная система образования находится сегодня в сложной ситуации. С одной стороны, современный этап государственной политики в сфере образования, интеллектуальные достижения городского педагогического сообщества, ожидания, связываемые великолучанами с традиционной эффективностью системы обучения и воспитания, требуют незамедлительного перехода нашей отрасли в режим развития. С другой – состояние материальной базы, диспропорции системы дошкольного, общего и дополнительного образования, невыясненность нормативно-правовых отношений, трудности с материальной и моральной поддержкой, повышением квалификации работников образования, втягивают нас в крайне сложную, действительно, «черновую», уже проделанную в иных муниципалитетах, работу.

К этому необходимо добавить и проблемы морально-психологического состояния в педагогических коллективах, связанные, прежде всего, с отношением окружающего социума. Значительная часть бизнес-сообщества, втягиваемая в гонку за прибылью, забыло о такой сфере гражданской ответственности, как обучение и воспитание нового поколения, рассматривая поддержку школ и детских садов как нерентабельную обузу. К сожалению, долгое время власти Великих Лук не могли внятно говорить о значимости труда учителя для города, области и страны, придавая большее значение аспектам затратности образования.

Сегодня мы уже не имеем возможности и права решать вопросы сферы образования отдельными фрагментами, политика «выживания» и «откладывания проблем» вплотную подвела нас к угрозе разрушения муниципальной системы образования. Актуальной становится задача перехода от выживания отрасли к ее развитию.

Есть ли возможность реализовать требование: «От выживания к развитию»?

Утверждаю – есть. И этот путь через гражданское участие.

Вся история Великих Лук и прежде всего уроки Отечественной войны, 60-летие Великой Победы, в которой будем мы отмечать в этом учебном году, показывают: миром, сообществом мы решим самые трудные задачи. Поэтому сегодня наша ставка на открытость, доступность для граждан сферы образования, включенность родительской общественности в жизнь учреждений образования, развитие самоуправления и социального партнерства.

Кстати, это и ответ на одно из требований модернизации – «Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их».

И ключевой идеей, духовно и эмоционально подпитывающей педагогическое сообщество, должно стать отношение к истории образования Великих Лук, память о тех, кто всей своей судьбой, своей жизнью связан с просвещением!

Сегодня Мы обязаны вспомнить, сказать доброе слово людям, чьим трудом создавался авторитет сферы образования Великих Лук: Александре Станиславовне Ишоре, Владимиру Александровичу Светлову, Владимиру Ивановичу Марго, Федору Ивановичу Гусеву, Светлане Константиновне Лакисовой, Ивану Яковлевичу Колода, Анатолию Петровичу Дорофееву, Ольге Ильиничне Вастенковой, Марии Георгиевне Спиринцовой, Вере Ивановне Кравченко, Борису Юрьевичу Ханину, Наталье Борисовне Люль, Екатерине Ивановне Кузьминой, Анатолию Васильевичу Орехову, Нине Владимировне Штрейх, Валентине Николаевне Дмитриевой, Людмиле Васильевне Иванцовой, Альвине Павловне Никифоровой, Николаю Ивановичу Иванову, Николаю Семеновичу Гончарову, Эдуарду Максовичу Марголину и многим, многим другим.

Особая благодарность педагогическим династиям Светловых, Жондецких, Лебедевых, Левшиных, Красильниковых, Вьюновых, Петушок, Россиневич, Долматовых, Кухаревых, Власовых, Войцеховских история семей которых – это слава и гордость Великих Лук!

В сложных социально-экономических условиях усилиями, прежде всего, руководителей образовательных учреждений и педагогов, профессиональным отношением к своему труду работников Управления образования (инспекторов, методистов, бухгалтеров), благодаря реальной поддержке великолучан в городе удалось сохранить функционирование системы образования и создать условия для ее развития.

Сегодня мы хотим поблагодарить и людей, чьи имена связаны с сохранением и развитием нашей культуры: Николая Степановича Новикова, Людмилу Васильевну Романенкову, Татьяну Михайловну и Петра Константиновича Дудко, Лилию Владимировну Спиридонову, Анатолия Федоровича Ивановича, Валентину Павловну Румянцеву, Татьяну Геннадьевну Бобкину, Ольгу Анатольевну Павлову, Евгению Александровну Шевякову, Лидию Николаевну Яковлеву и многих других.

Произносим слова благодарности руководителям предприятий и учреждений, тем, кто, развивая экономику города, всегда проявлял гражданскую ответственность за состояние сферы образования: Юрию Михайловичу Позднякову, Борису Николаевичу Каракаеву, Николаю Николаевичу Козловскому, Сергею Николаевичу Сергиенкову, Виктору Георгиевичу Митропольскому, Людмиле Васильевне Журавлевой, Николаю Александровичу Смирнову, Николаю Семеновичу Пиманову, Маруфжан Умаралиевичу Хайдарову, Игорю Анатольевичу Румянцеву, Валерию Алексеевичу Степанову, Игорю Николаевичу Архипенко и т.д.

Благодарим руководителей великолукских муниципальных структур и федеральных представительств: Александра Федоровича Иванова и Николая Константиновича Шмоткина, Людмилу Александровну Снеткову, Ольгу Федоровну Логинову и Людмилу Михайловну Капшинову, Валентину Ивановну Зандер, Олега Григорьевича Козыря, Александра Николаевича Лычакова и Александра Васильевича Нестерука, Анатолия Владимировича Юнга и т.д.

Особая благодарность в канун 60-летия Великой Победы ветеранам и прежде всего тем, кто постоянно участвует в работе с нашими мальчишками и девчонками: Николаю Павловичу Кораблеву, Дмитрию Александровичу Халтурину, Зинаиде Николаевне Степановой, Роберту Ивановичу Петрову, Валентину Егоровичу Афанасьеву и многим другим.

Не могу, не остановиться на уроке взаимоотношений с педагогами Западного округа Москвы. Пять лет назад мы с директорами школ города Великие Луки встретились с начальником департамента Валентиной Александровной Бадил, посетили ряд образовательных учреждений. Мало кто думал, что это станет столь значимым проектом взаимоотношений Москвы и Псковской области. Сегодня это обмен тысячами наших воспитанников, значительная материальная поддержка детских домов, интернатов и сельских школ, эффективные совместные научно-исследовательские работы, встречи наших медалистов на балах мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Позавчера, на областном педсовете Валентина Александровна начала свое выступление со слов «Близкий и родной нам город Великие Луки…». Наша дружба, дружба профессионалов педагогов окрылила мальчишек и девчонок, помогла достичь им новых вершин, а кому-то спасла здоровье, поддержала в трудные минуты жизни, дала и нам возможность увидеть лучшие стороны российского государства и общества, поверить в собственные силы.

Не сомневаюсь, все лучшие традиции участия граждан в жизни образования города Великие Луки будут сохранены! Это составляющая тех процессов, которые именуются сегодня модернизацией российской школы.

Как выглядим мы в этом глобальном для Российской Федерации проекте.

Модернизация призывает нас обеспечить в каждом населенном пункте условия для реализации программ дошкольного образования.

Сегодня дошкольная сеть Великих Лук представляет собой 26 образовательных учреждений, в том числе ведомственное железной дороги и детский дом «Аистенок», в которых воспитываются 4146 детей. Детские сады посещает 77% детей дошкольного возраста. (Для сравнения, в Пскове – 75%, среднеобластной показатель – 58%).

Анализируя динамику развития сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений за последние годы, следует констатировать, что она подверглась значительным изменениям:

- проведена структурная перестройка: введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям, позволяющая обеспечить право выбора родителями форм и направленности дошкольного образования в соответствии с особенностями ребенка;

- ведется работа по созданию гибких форм организации коррекционно-педагогической помощи детям, в том числе путем создания специальных групп в детских садах, таких у нас 57 (детей с аллергопатологией, неврологической патологией, тубинтоксикацией, снижением зрения, отклонениями в познавательном развитии, сложными нарушениями и с логопедическими проблемами);

- 44% дошкольных образовательных учреждений перешли на программы нового поколения: «Развитие», «Сообщество», «Детство», «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Школа – 2100».

Ряд дошкольных учреждений сформировали приоритетные направления в образовательной деятельности. Так в ДОУ №3 отрабатывается модель «Дошкольное образовательное учреждение – физкультурно-оздоровительный центр», в ДОУ №5 – «Детский сад – воспитание здорового ребенка», ДОУ №17 реализует модель «Соотношение физического, личностного и интеллектуального развития дошкольника», ДОУ №19 апробирует программу «Здоровый образ жизни». В ДОУ №1 и №4 формируется система художественно-эстетического воспитания и народной педагогики, в ДОУ №14,16,22,23 – экологического образования.

Для многих из этих учреждений прошедший учебный год стал успешным:

- ДОУ №8 и ДОУ №17 победили на втором областном фестивале художественного творчества среди детей дошкольного возраста;

- ДОУ №17,19,21 одержали победу на областном конкурсе творческих проектов «Легенды моей семьи»;

- ДОУ №7,8,17,19,24 стали лауреатами областного конкурса конспектов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Мы отмечаем результативный труд наших педагогов и, прежде всего, Светланы Михайловны Михайловой (МДОУ №2), Елены Валерьевны Поляковой (МДОУ №3), Татьяны Николаевны Ивановой (МДОУ №8), Любовь Владимировны Даниленко (МДОУ №10), Веры Борисовны Якухновой (МДОУ №15), Нины Алексеевны Кузнецовой (МДОУ №16), Татьяны Владимировны Ковалевой (МДОУ №19), Людмилы Кузьминичны Горковенко (МДОУ №21), Елены Анатольевны Мерзляковой (Детский дом).

Деятельность дошкольного образовательного учреждения во многом определяет личность руководителя, его гражданская ответственность! Мы благодарим за качественную, отвечающую современным требованиям работу заведующих: Людмилу Титовну Дорофееву (МДОУ №3), Валентину Васильевну Панфилову (МДОУ №17), Любовь Александровну Байбину (МДОУ №22), Елену Магомедовну Исаеву (МДОУ №12), Анну Михайловну Обовскую (МДОУ №1), Галину Тимофеевну Томилину (МДОУ №4).

Модернизация общего образования предполагает обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного, современного качества образования.

Сеть общеобразовательных учреждений Великих Лук составляет 20 общеобразовательных школ, включая государственные школы № 1, 4, 49, Центр образования, школу-интернат для детей сирот. В Великих Луках обучается 12365 человек, что составляет 14% от числа учащихся общеобразовательных учреждений области. (Для примера в Пскове обучается 24239 человек).

Основу образовательного пространства составляет массовая школа, ориентированная на работу с детьми микрорайона, реализующая наряду с общеобразовательными программами программы для детей с повышенной образовательной мотивацией, а так же с трудностями в обучении. Важную миссию обучения и воспитания детей, требующих повышенного педагогического внимания, осуществляет Центр образования и трудовой подготовки молодежи, куда входит и вечерняя школа. Для наиболее способных детей действует гимназия, три лицея обеспечивают углубленное и дополнительное образование тех, кто определился в выборе жизненного пути. Завершен переход начальной школы на обучение по программе «1 – 4». В содержание образования прочно вошли информатика, экономика, экология. Изучение иностранных языков, истории, обществознания, технологии стало носить ярко выраженную практическую направленность.

Общеобразовательные учреждения, совершенствуя свою структуру и содержание обучения и воспитания, ищут свой инновационный путь, создают собственный образ в сфере образования Великих Лук. Школа №1 вышла на концепцию «Школы формирования здоровья», надеемся, что Школа №2 продолжит путь «Школы свободного выбора». Гимназия эффективно обеспечивает своей учебной работой индивидуальный образовательный маршрут. Педагогический лицей, выстраивая модель творческой личности учащегося, реализует нашу общую с вами задачу - ориентирует на профессию педагога. Школа №9 формирует человека, имеющего высокую физическую культуру, потребность личного участия в спортивной жизни страны. Лицей №11 создал собственную систему личностно-ориентированного обучения и воспитания, в основе которой культура, развитие креативных способностей, встроенность в научно-исследовательскую деятельность, аналогичную работу ведет школа №7. Образовательные учреждения №5,6,12,13,15, ГОУ№1,49 уделяют особое внимание проблематике русской национальной культуры и православия, общечеловеческим ценностям. Лицей №10 эффективно отрабатывает педагогическую систему, объединяющую гражданский, военно-патриотический, культурологический и экологический компоненты. Школа №14, ГОУ №1, школа-интернат сосредотачивают свое внимание на вопросах педагогического сопровождения, социализации детей и подростков.

Федеральными и областными экспериментальными площадками признаны лицей № 10 и лицей № 11, педагогический лицей, гимназия, школа № 2.

В 2003 - 2004 учебном году 1021 учащийся окончил школы Великих Лук, из них 103 выпускника получили медали. Средний процент успеваемости по результатам учебного года составил 99,47 % (соответственно за прошлые два года он составил 99,45% и 99,4%). Средний процент качества знаний по результатам окончания учебного года составил 33,4%; в прошлом учебном году 33,35%.

Великолукские общеобразовательные учреждения третий год участвуют в эксперименте по проведению единого государственного экзамена. Этим летом его сдавали уже по семи предметам. В целом результаты проведения ЕГЭ неплохие, только 4% учащихся не справились со своими заданиями (в Псковской области этот показатель 3,3%, в России 8,3%). К сожалению, один наш ученик «потерял» медаль и пятеро сменили «золото» на «серебро». Наилучшие результаты у выпускников гимназии и школы №13, высокий уровень преподавания в школе №1 истории, школе №2 математики, лицее №10 химии, лицее №11 физики. За эффективную работу с учащимися, продемонстрировавшими наиболее высокие результаты по итогам ЕГЭ, мы благодарим Веру Алексеевну Анацкую (школа №12), Светлану Валентиновну Арсентьеву (лицей №11), Сергея Дмитриевича Козлова (гимназия), Ирину Афанасьевну Бушенкову (лицей №11), Людмилу Семеновну Лаврентьеву (школа №12), Татьяну Борисовну Рассолову (лицей №10), Владимира Алексеевича Лавренова (лицей №11).

Показывая ситуацию в сфере образования, мы должны сказать о ярких достижениях педагогов их учащихся и воспитанников в этом году:

- Библиотека школы №9 явилась победителем Всероссийского конкурса школьных библиотек «БиблиоОбраз» (директор Надежда Львовна Шрамова, библиотекарь Ольга Николаевна Соловьева).

- Детский театр «Ренессанс», созданный на базе школы №13, победил на Всероссийском фестивале-конкурсе театральных коллективов, выступающих на французском языке (Директор Галина Андреевна Гололобова, руководители Татьяна Анатольевна Давыдова и Надежда Николаевна Крылова).

- Коллектив школы №2 признан лауреатом I Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления (директор Станислав Сергеевич Стулов).

- Коллектив Лицея №10 стал победителем областного и участником Всероссийского конкурса «Лучшие школы России - 2004» (Руководители Инна Юрьевна Репях, Алла Леопольдовна Зайцева, Татьяна Борисовна Рассолова).

- Светлана Алексеевна Жолудева, учитель начальных классов Лицея №10, заняла второе место в областном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2004».

- Татьяна Александровна Фомченкова, учитель русского языка и литературы школы №2, стала лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2004».

По итогам областного этапа олимпиады 34 учащихся школ №2,5,7,12,13, лицея №11 стали призерами. 14 из них завоевали первые места. За эффективность работы по подготовке к областной олимпиаде мы благодарим педагогов Валентину Петровну Баженову, Ольгу Васильевну Ершову, Елену Александровну Чаупенкову, Галина Сергеевна Основскую, Евгению Ивановну Николаеву, Татьяну Владимировну Бовдуй, Галину Константиновну Степанову, Елену Николаевну Михайлову, Игоря Викторовича Буйко, Инну Петровну Минину, Наталью Александровну Никулину, Людмилу Васильевну Симонову, Елену Алексеевну Присяжную, Татьяну Дмитриевну Смирнову, Светлану Леонидовну Поварещенкову, Елену Юрьевну Артамонову, Елену Петровну Ершову, Ольгу Романовну Панфилову, Елену Петровну Туманову, Любовь Васильевну Смирнову, Наталья Геннадьевну Сереженко, Александра Владимировича Фролова.

- Лауреатами специальных премий Администрации Псковской области в сфере образования признаны: Авакумова Наталья (Лицей №10), Куличков Александр (школа №5), Долбунов Сергей и Бурченкова Александра (Лицей №11), Ражев Марк (школа №12), педагоги Стулов Станислав Сергеевич (школа №2), Карпова Елена Владимировна (школа №5), Лаврентьев Владимир Александрович (Лицей №11), Андреев Виталий Николаевич (ДЮКФП №2), Ерошенков Николай Николаевич (ДЮСШ «Олимпия»).

Личность руководителя, уровень его гражданской ответственности формирует стиль жизни общеобразовательного учреждения, обеспечивает авторитет сферы образования! Мы выражаем признательность Альвине Павловне Никифоровой, Галине Александровне Андреевой, Сергею Дмитриевичу Козлову, Галине Андреевне Гололобовой, Зинаиде Ивановне Казаковой, Нине Ивановне Кривиной, Михаилу Алексеевичу Шулитенкову, Нине Владимировне Штрейх.

В Концепции модернизации российской системы образования заявлено: учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Великолукская система дополнительного образования детей, состоящая из 6 спортивных, технических и творческих школ, клубов и центров, объединяет в единый процесс воспитания, обучения и развития 9 тысяч юных великолучан.

Самым массовым и популярным среди детей и подростков является художественно-эстетическое направление дополнительного образования, осуществляемое в основном Центром развития творчества детей и юношества. Особое место заняла в Великих Луках деятельность «Клуба интеллектуальных игр» и работа детского общественного объединения «Лучане». Детский туризм и краеведение, эколого-биологическое образование традиционно продолжает оставаться приоритетным направлением. Научно-техническая и спортивно-техническая работа Центра детского (юношеского) технического творчества признаются наиболее эффективной в Псковской области. Более 5 тысяч детей участвуют в проектах физкультурно-оздоровительной работы и массового спорта в системе дополнительного образования. Специализацией ДЮКФП №1 является спортивная гимнастика, легкая атлетика, шахматы. ДЮКФП №2 – это наши футболисты, стрелки из лука, спортсмены-ориентировщики. ДЮМШ №3 продолжает лучшие традиции великолукского велоспорта, ДЮКФП №4 развивает бокс, борьбу, волейбол и баскетбол.

Мы гордимся достижениями дополнительного образования в этом учебном году:

- ВИА «Терминал» (руководитель Александр Петрович Яровой), цирковая студия «Виктория» (руководитель Зинаида Абрамовна Дударева), детское объединение «Конструирование на бумаге» (руководитель Ирина Николаевна Крутова), духовой оркестр ЦРТиЮ (руководитель Иван Петрович Степанов) получили звание «образцовый коллектив».

- Детское объединение «Клуб интеллектуальных игр» ЦРТиЮ победило в международном кубке малых городов и заняло первое место в чемпионате России среди школьников по игре «Что? Где? Когда?» (руководитель Бронислав Борисович Баландин).

- Детское объединение «Юные судьи спортивных соревнований» ЦРТиЮ заняло 1 место на Всероссийских соревнованиях по парковому ориентированию (руководитель Игорь Октябрьевич Малкин).

- Детское объединение «Туристы-краеведы» ЦРТиЮ стало победителями областных соревнований по технике пешеходного туризма (руководители Елена Анатольевна Кудрявцева и Людмила Владимировна Горшкова).

- Детское объединение «Юные краеведы» ЦРТиЮ заняло 2 место на областной конференции «Отечество» (руководитель Зоя Васильевна Федорова).

- Городская детская общественная организация «Лучане» явилась победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» (Руководитель Татьяна Алексеевна Зернова).

- Детское объединение «Техническое моделирование» ЦРТиЮ заняло 2 место на областной выставке технического творчества (руководитель Николай Степанович Зуев).

- ВИА «Атмосфера» ЦРТиЮ стал лауреатом областного фестиваля «Здравствуй, мир!» (руководитель Сергей Валерьевич Капаев)

- Команда авиамоделистов ЦДюТТ заняла 2 место на областной выставке, посвященной памяти Т.А.Апакидзе (руководители Виктор Анатольевич Хлебников, Павел Леонидович Беляков)

- Значительных успехов на Кубке Санкт-Петербурга добились шахматисты под руководством Виктора Николаевича Ленчукова и Николая Андреевича Ревидовича.

- Команда, сформированная из мальчишек школы-интерната, заняла первое место на Всероссийском турнире по футболу среди детских домов и школ-интернатов (тренер Сергей Александрович Еремин).

- Победителями Первой летней спартакиады учащихся России признаны лучники тренеров Виталия Николаевича Андреева, Ларисы Дмитриевны Графовой, Дмитрия Александровича Фазанова.

- Традиционно победили на Первенстве Российской Федерации по велоспорту воспитанники Николая Николаевича Ерошенкова, Елены Юрьевны Карпенковой и Елены Олеговны Клочковой.

- Сергей Николаевич Костюченков и Артур Гаджиркеримович Абдулкеримов подготовили чемпионов и призеров Псковской области и первенства России.

- Чемпионами области стали воспитанники Альберта Сергеевича Шувалова, Светланы Николаевны Цветковой, Ирины Викторовны Петровой, Вячеслава Николаевича Шляхтова, Алексея Александровича Смирнова, Александра Сергеевича Максимова, Владимира Николаевича Никитина.

- Футбольная команда юношей победила на областном чемпионате (тренер Михаил Григорьевич Юринов).

- Команда юношей под руководством тренера Сергея Владимировича Чабана одержала победу в первенстве области по волейболу.

Мы даем достаточно высокую оценку работе сферы дополнительного образования, деятельности общеобразовательных учреждений по развитию творческих способностей и интересов наших мальчишек и девчонок, однако есть проблема, которая, как нам кажется, требует значительного внимания со стороны педагогов. Мы констатируем факт увеличения числа детей с девиантным и асоциальным поведением. Да, основная проблема – это семьи «трудных» детей, но никто не снимает нашей ответственности перед государством за воспитание. Серьёзную тревогу вызывает подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, бродяжничество и безнадзорность, социальное сиротство. В городе по данным органов внутренних дел за первое полугодие 2004 года наблюдается значительный рост преступности среди несовершеннолетних, который составил 126%. Чтобы получить положительные результаты по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, предстоит серьезно подойти к решению проблемы социализации детей и подростков. Особую, даже решающую роль в решении этих вопросов должно сыграть тесное взаимодействие учреждений дополнительного и общего образования с отделом по делам молодежи и спорту, управлением внутренних дел, активное привлечение граждан Великих Лук, родительской общественности, общественных организаций и партий. Мы рассчитываем на совместную скоординированную деятельность по совершенствованию и внедрению эффективных форм работы, прежде всего в микрорайонах города.

Надежду возлагаем на реализацию в полном объеме муниципальной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2004 – 2006 годы», принятую решением Великолукской городской Думы.

Учитывая имеющиеся достижения, практический и теоретический опыт, реальное состояние системы, проведя анализ проблем и противоречий муниципального образования, городское управление образования выходит к педагогическому сообществу, гражданам Великих Лук с предложением о разработке и принятии Программы развития муниципальной системы образования города Великие Луки на 2004-2007 годы – «Великолукское образование».

Поэтому наш сегодняшний разговор не столько подведение итогов предыдущего года, сколько знакомство с мероприятиями, предлагаемыми в проект развития и функционирования сферы образования, направленными на создание условий для планомерного перехода муниципального образования на качественно новый этап – этап развития и структурного совершенствования.

Будем считать наше пленарное совещание – своеобразной презентацией основных направлений проекта «Великолукское образование».

В своем докладе, как вы понимаете, я не ставлю цели изложить программу как таковую, нам еще предстоит пройти необходимый путь ее осмысления, коррекции и утверждения, но постараюсь обозначить основные подходы к решению ключевых для образования города вопросов.

Необходимость программы развития муниципальной системы образования связана с введением в силу федеральных и областных нормативно-правовых актов и реализацией ряда целевых программ в сфере образования, а также пересмотром подходов к социально-экономическому развитию города, обозначенных новым мэром Лидией Григорьевной Голубевой.

Главным ресурсом развития муниципальной системы образования является активное участие в этом процессе граждан Великих Лук. Поэтому особую значимость приобретают перспективы развития муниципальной системы образования как открытой и доступной системы, способной к активному взаимодействию с великолукским сообществом.

Программа «Великолукское образование», надеемся, станет политическим актом, правовым инструментом, обеспечивающим взаимодействия в сфере образования, расширяющим связи с федеральной и региональной структурами образования, стимулирующим привлечение инвестиций из производства в образование, служащим развитию связей с социальными институтами города (учреждениями культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, службой занятости, правоохранительными органами и органами социальной защиты, партиями и общественными организациями), активизирующим гражданские инициативы великолучан.

Главной целью развития муниципальной системы образования города Великие Луки мы бы хотели видеть: формирование необходимых условий и механизмов для постоянного самообновления – модернизации великолукского образования в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности; чтобы дети с разными способностями могли подготовиться к жизни в изменяющемся мире; чтобы их личность формировалась на основе уважения к семье, труду сограждан, истории города и Родины – России; чтобы могли они принять ответственность за собственное благосостояние, состояние общества и государства.

В соответствии с этой целью нам необходимо решить задачи:

• создание условий для равного доступа юных великолучан к получению качественного современного образования в соответствии с государственными стандартами;

• приведение нормативной правовой базы и организационно-экономических механизмов великолукского образования в соответствие с федеральным законодательством, экспериментальная отработка принципов подушевого финансирования образовательных учреждений;

• повышение эффективности педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе великолукского образования, оптимизация структуры и городского управления образования;

• сохранение и укрепление здоровья юных великолучан средствами системы образования, интеграции со структурами здравоохранения, физической культуры и спорта города;

• формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов великолукского образования, обеспечивающего взаимодействие между участниками образовательного процесса, социальными партнерами, всем великолукским сообществом;

• создание целостной открытой системы оценки качества деятельности великолукских образовательных учреждений, учитывающей видовую и типовую специфику, развернутость всех сегментов педагогического процесса на участие в жизни Великих Лук.

Мы считаем, что муниципальная система образования города Великие Луки способна конкурировать с образовательными системами других городов России. Она является по многим позициям лидером образования Псковской области. И связано это, прежде всего, с самоотверженным трудом учителей, заинтересованностью родительского сообщества и наличием в городе значительной структуры высшей школы, постоянно стимулирующей качественный рост процессов обучения. Однако её преимущества в настоящее время утрачиваются и без решительных мер со стороны Администрации города, великолукской городской Думы, без искренней заинтересованности педагогического сообщества, активной поддержки граждан Великих Лук, могут исчезнуть.

Ожидаемыми результатами реализации Программы «Великолукское образование» являются сохранение и развитие муниципальной системы образования города и, прежде всего:

• обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта детей разных способностей и социального статуса семьи;

• оптимизации дошкольного образования, совершенствование механизмов его многоканального финансирования;

• создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и расширение видов образовательных услуг, в том числе выходящих за пределы федерального образовательного стандарта, и путем привлечения негосударственных образовательных учреждений;

• создание эффективной муниципальной системы по предпрофильной подготовке учащихся основной школы для выстраивания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии со способностями и склонностями, а так же и потребностями города;

• обеспечение образовательных запросов особых категорий детей;

• создание системы валеологической и психологической поддержки обучающихся и воспитанников;

• повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей;

• развитие материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений;

• формирование системы повышения квалификации педагогов, моральной и материальной поддержки их профессиональных устремлений.

В сфере образования Великих Лук занято 1586 учителей и воспитателей. Высок профессиональный уровень педагогических кадров города: 90% учителей и 81% воспитателей дошкольных образовательных учреждений имеют категорийные разряды. В образовательных учреждениях работает 24 Заслуженных учителей РФ и 258 имеют государственные и ведомственные награды.

Однако имеют место и серьезные проблемы. Произошло существенное старение кадров. Средний возраст педагогов школ составляет – 45 лет, педагогов-пенсионеров более 20%; в детских садах средний возраст воспитателей – 41 год, пенсионеров – 15%. Феминизация остается характерной чертой нашей сферы образования – женщины составляют 87% от общего числа учителей, больше, чем в целом по стране. Наблюдается текучесть кадров учреждений образования. В 2003 году выбыло из образовательных учреждений города более ста педагогов.

Мы вплотную подошли к проблеме вакансий, особенно учителей математики, физики, иностранного языка, истории, технологии, биологии и даже физической культуры, воспитателей школы-интернат, воспитателей детских садов. Большинство этих вакансий закрывалось за счет значительных перегрузок педагогов, что сказывается на качестве обучения и воспитания, здоровье и эмоциональном состоянии учителей.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специализированных группах дошкольных образовательных учреждений острая нехватка специалистов. Нам нужны профессиональные психологи, дефектологи, логопеды и сурдопедагоги, офтальмологи и тифлопедагоги.

Все это свидетельствует о целом ряде нерешенных проблем: низкая заработная плата в сфере образования, минимум социальных льгот, не решавшиеся на протяжении всех последних лет социально-бытовые проблемы (сегодня 400 семей педагогов нуждаются в улучшении жилищных условий).

Совокупность же этих проблем бьет, прежде всего, по самой незащищенной и самой важной на сегодня категории - молодым учителям.

В пределах муниципальной программы указанные проблемы превращаются в проект сохранения и поддержки кадрового потенциала сферы образования! Без решения этого вопроса трудно рассчитывать на качественное развитие муниципальной системы образования города Великие Луки.

Одним из путей поддержки педагогических кадров является совершенствование системы оплаты труда работников сферы образования. Сегодня важно обеспечить выполнение всех обязательств перед педагогами, сформулированных в Законе «Об образовании Псковской области» и решениях Псковского областного Собрания депутатов о поддержке отдельных категорий малооплачиваемых работников. Видимо, мы находимся перед введением новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, поэтому крайне важно не только не допустить падения реальных доходов в сфере образования Великих Лук, но и активно добиваться положительной динамики материального вознаграждения за эффективную и качественную деятельность педагогов. Необходимо восстановить в полном объеме надтарифный фонд муниципальных учреждений образования – инструмент реальной и оперативной поддержки педагогических работников, закрепить в правовых документах учреждений образования формы и методы, направленные на достойную компенсацию труда библиотекарей, социальных педагогов, дефектологов, валеологов, инженеров и других специалистов сферы образования, без труда которых невозможно представить современный учебно-воспитательный процесс.

Надеемся на инициативы депутатов городской Думы и Администрации Великих Лук по включению в Программу «Великолукское образование» муниципальных надбавок и специальных мер разового поощрения педагогических работников.

Мэр города Л.Г.Голубева при встречах с педагогами обращала внимание на ситуацию обеспечения жильем. Уверены, проблема улучшения жилищных условий учительских семей сдвинется с мертвой точки. Надеемся на разработку совместно с Администрацией города механизма по привлечению и закреплению учительских кадров через предоставление ведомственного жилья, адаптации условий муниципальной жилищной ипотеки к уровню реальных доходов педагогов.

Мы искренне благодарны ЗАО «ЗЭТО», Заводу «Транснефтемаш», ЗАО «Велмаш сервис», АПТФ «ТРИВЕЛ», Великолукской типографии, «АК 1121», ПАТП за материальные поощрения учителей, безвозмездное выделение транспорта педагогам, участвующим в проектах профессионального, культурного обмена и повышения квалификации; ООО «Март» и Ателье звука «Диез» за предоставление специальных льгот для педагогов, приобретающих компьютеры и аппаратуру высоких технологий. Надеемся на появление других инициатив бизнес-сообщества по поддержке учительства Великих Лук.

С вопросом о кадровом обеспечении воспитателями детских дошкольных учреждений города мы обращаемся к нашей Академии физической культуры. Считаем необходимым создать для этой цели и собственную базу. Надеемся, что педагогические коллективы школы №8 и ДЮСШ «Олимпия» разработают и реализуют проект инновационного образовательного учреждения – «Лицей олимпийского резерва». Думаем, лицею №4, расширяя сотрудничество с Псковским педагогическим институтом, надо рассмотреть возможность и совместной деятельности с Опочецким педагогическим колледжем.

С подготовкой кадров для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, совершенствования здоровьесберегающих технологий нам, надеемся, поможет Академия физической культуры и Великолукское медицинское училище. Понимаем, что для этого необходимы определенные усилия со стороны руководства этих образовательных учреждений, но, убеждены, это взаимовыгодный путь в условиях реформирования системы профессионального образования. И это гражданская позиция наших великолукских коллег, связанная с участием в решении одной из городских задач. Уверены в том, что педагоги школы №1, лицея №10 и №11, ДОУ №3, №5, №17, №19 внесут необходимый практический вклад, реализуя в своих учреждениях программы валелогического сопровождения детей.

Взаимодействие с городской службой занятости уже сейчас нам позволяет привлекать в образовательные учреждения низкооплачиваемых работников, особенно младших воспитателей. Прорывным можно считать проект подготовки психологов, реализованный в свое время в Великих Луках. Мы готовы рассмотреть идеи совместного участия по подготовке технического и обслуживающего персонала для учреждений сферы образования, оказать помощь в привлечении муниципальных и негосударственных образовательных учреждений к становлению взаимовыгодной, эффективной системы непрерывного образования граждан Великих Лук.

Особым вопросом становится задача формирования современной нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений города.

Статус юридического лица имеют все образовательные учреждения города. Как казалось, разработаны и приняты Уставы, введены основные локальные правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений, но проверка прокуратуры выявила множество нарушений, нестыковок с федеральным и областным законодательством. Всем нам важно понять: правовое государство и гражданское общество требуют безукоризненного соблюдения законов, не могут формироваться нормы деятельности учреждения под руководителя или властный заказ. Следует знать, всякий новый государственный закон или внесение изменений в нормативно-правовые акты Правительства России, Министерства образования и науки требуют поправок в Уставах и локальных актах образовательных учреждений.

Практика работы с нормативными документами показала: нам необходимо разработать базовый проект устава муниципального учреждения образования, правил внутреннего трудового распорядка, положение о принципах приема детей микрорайона на обучение в общеобразовательное и дошкольное учреждение, модернизированное положение-рекомендацию о надтарифном фонде образовательного учреждения, о принципах расходования средств родителей, направляемых в бюджет образовательного учреждения, разработать и приступить к заключению договоров между образовательным учреждением и учредителем.

Особого внимание требует правовое обеспечение участия граждан в управлении образовательными учреждениями, организации самоуправления школьников.

Безусловно, эта деятельность должна быть реализована и в системе управления сферой образования города. Поэтому сегодня мы решаем вопрос о формировании Коллегии управления образования города Великие Луки, возобновляем работу совета директоров муниципальных учреждений общего и дополнительного образования и совета заведующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

В этом году предстоит принятие Закона «Об управляющих советах», который позволит реализовать для общеобразовательных учреждений предусмотренный Законом «Об образовании» государственно-общественный характер управления.

Создание управляющих советов школ направлено на организацию поддержки школ путем привлечения средств от спонсоров, от бывших выпускников. В этой связи Министерство образования и науки запускает разрабатываемый совместно с регионами, общероссийский сайт «Твоя школа», с указанием адресов и реквизитов внебюджетных счетов каждого образовательного учреждения страны. Кроме этого, управляющие советы школ должны обеспечить контроль за укладом жизни школы, понимая под этим качество учебного процесса и внеучебной работы, вопросы питания и безопасности школы. Поэтому к полномочиям управляющих советов отнесены важные механизмы влияния на жизнь школы, вплоть до участия в подборе кадров руководителей и учителей школ. Конечно, работа по созданию таких демократических механизмов управления школой – дело новое для России, и с учетом мирового опыта предусматривается поэтапное, в течение 2-3 лет формирование этой системы, чтобы обеспечить подбор в состав Советов лиц, действительно заинтересованных в развитии конкретной школы.

Модернизация предполагает: «Обеспечение бюджетного финансирования образования в приоритетном порядке. Ежегодное увеличение доли бюджетных средств, в том числе, направляемых на развитие образования в части приобретения оборудования и информационных ресурсов, капитальных вложений. Привлечения и использования внебюджетных ресурсов».

Каков наш результат после двух лет реализации общероссийского проекта модернизации образования? В среднем доля расходов на образование в Великих Луках в 2003 году 158 млн. 52 тысячи рублей – 29,9%, по муниципальным учреждениям области – 31,3%. Таким образом, мы вкладывали в образования ребенка в среднем 9,5 тысяч рублей. Расходы на содержание одного учащегося составили 5,5 тысяч рублей, воспитанника ДОУ – 6,8 тысяч рублей. Все эти позиции ниже среднеобластных. Мы, к сожалению, имеем и один из самых неудовлетворительных показателей численности учащихся и воспитанников на одного педагога. В 2003 – 2004 учебном году он составил на 1 учителя 13 учащихся (в области – 10) и на одного воспитателя 9 воспитанников (в области – 7). К марту 2004 года у нас была самая высокая на Псковщине задолженность по компенсациям на приобретение книгоиздательской продукции – 6 млн. 239 тысяч рублей. Анализ заработной платы по отраслям экономики констатировал: у работников сферы образования города Великие Луки самые низкие доходы – 2111 рублей в месяц.

Требуют обновления свыше 70% инженерных сетей, необходима работа по решению вопросов противопожарной безопасности детских учреждений. Не отвечают требованиям федеральных норм гигиенические помещения, спортивные и игровые площадки образовательных учреждений, не хватает спортивного оборудования в детско-юношеских спортивных клубах. Износ школьной мебели, кухонного и прачечного оборудования достиг 60%. Запущено выполнение государственных стандартов по предметам в части приобретения для учебных кабинетов физики, химии, биологии и технологии лабораторного и демонстрационного оборудования. В дошкольных образовательных учреждениях нужны пособия и развивающие игры.

Безусловно, одним из аспектов программы «Великолукское образование» должна стать тема безопасности сооружений сферы образования и рассмотрение вопросов деятельности педагогов по предупреждению катастроф, обучению наших детей действиям в чрезвычайных ситуациях. В последние годы на школы и детские сады в лучшем случае выделялось в год до 50 тысяч рублей. К лету 2004 года финансовые затраты для выполнения предписаний СЭС и противопожарной службы города составили более 800 тысяч рублей и это без учета пуска сигнализаций во всех образовательных учреждениях.

Сегодня, понимание в какой сложной ситуации находится муниципальная сфера образования, есть. Факт – за три месяца работы новой администрации полностью погашены долги по компенсации, увеличились расходы на одного учащегося – теперь они составляют 6653 рубля. Выделенные 600 тысяч рублей обеспечили выполнение всех требований органов пожарной безопасности. На сегодняшний день уже произведено ремонтных работ на сумму 4,5 миллиона рублей. На 1 миллион рублей закуплено школьной мебели. Мэром Великих Лук и городской Думой принято решение о введении в строй двух новых детских садов. Реальностью стал и разворот промышленных предприятий к сфере образования. Инициативу администрации о социальном партнерстве поддержали 42 субъекта экономики города. За летний период детские сады и школы получили помощь на сумму свыше 1,5 миллионов рублей.

Компьютеризация общеобразовательных учреждений – это одна из первоочередных задач, которую нам предстоит решать. Федеральная программа «Развитие единой образовательной среды на 2001 – 2005 годы» предполагает компьютеризацию всех образовательных учреждений. К сожалению, из-за недальновидности прежней администрации города, именно Великие Луки оказались на задворках реализации этого проекта на Псковщине. И в то же время, мы признательны Государственному управлению образования и науки Администрации Псковской области, которое в сложных условиях смогло поставить во все школы Великих Лук минимально необходимое числа компьютеров по Президентской программе, а сегодня выделило два компьютера управлению образования, решает вопросы оснащения информационными технологиями школьные библиотеки. Администрация города оказала содействие в приобретении 12 компьютеров. Началась комплектация детских садов информационной техникой.

Мы благодарны Центру оценки качества, образовательным учреждениям ДОУ №17, Лицею №10 и №11, гимназии за использование и развитие компьютерных технологий, руководству ЗАО «ЗЭТО» и Великолукского филиала Балтийского банка, помогающим нам компьютерами, за истинно миссионерскую работу ООО «Март» в сфере образования города.

Улучшению материально-технической базы образовательных учреждений должно способствовать законодательное решение вопроса о совместном учредительстве и перераспределении полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в части управления и финансирования сферы образования, реализация федерального закона «О принципах минимального бюджетного финансирования государственного образовательного стандарта общего образования». Надеемся, что и областной эксперимент по формированию нормативов подушевого финансирования учреждений образования окажет помощь сфере образования Великих Лук. Тем более что перед нами стоит задача перевода всех муниципальных общеобразовательных учреждений на экономическую самостоятельность.

На слушаниях в Государственном Совете Российской Федерации было отмечено: «ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов». В Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию, совершенно четко заявлено: «…необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств в образовании».

Закрывая долги, решая отложенные проблемы прошлых лет, Администрация города только за период с апреля 2004 года вложила 8 млн. рублей, что на значительно перекрыло предполагаемый бюджет образования на этот период. Но, проблема материально-технического состояния образовательных учреждений действительно настолько остра, что закрыть ее лишь бюджетным финансированием невозможно. Как обеспечить реальное развитие материально-технической базы великолукского образования?

Во-первых, теперь обоснованно зафиксированную часть бюджетных средств, что будет учтено при составлении проекта бюджета на следующий год, мы направим на развитие материально-технической базы образовательных учреждений.

Во-вторых, часть бюджетных средств, в случае профицита, предлагается мэром города вкладывать в конкретную материально-техническую поддержку проектов, эффективно реализуемых в образовательных учреждениях.

В-третьих, настоятельно рекомендуем руководителям образовательных учреждений, расширять принципы социального партнерства, развивать сферу дополнительных образовательных услуг, активно участвовать в получении международных и федеральных грантов.

Практика ведущих образовательных учреждений Великих Лук доказала, задача приобретения компьютера и множительной техники, полноценного оснащения учебного кабинета или группы детского сада за счет внебюджетных ресурсов выполнима.

В-четвертых, планируем всячески поддерживать тех руководителей, которые организуют работу по привлечению внебюджетных средств, экономию электрической энергии, воды и тепла. Поможем решать вопросы установления теплосчетчиков и водомеров на горячую и холодную воду (в городе начался эксперимент по контролю за теплообеспечением, в который включены школы №12 и №13, ДОУ №1,20,22). Разработаем нормативно-правовые обоснования для направления сэкономленных средств на развитие материальной базы образовательных учреждений.

В-пятых, управление образования будет информационно обеспечивать успехи и достижения, практический опыт, факты реального участия социальных партнеров, граждан Великих Лук на пути развития материально-технической базы муниципальных учреждений образования.

Рост уровня образования общества – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этом плане на сферу образования как государственную структуру, обеспечивающую развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Не дожидаясь принятия федеральной межведомственной программы «Образование и здоровье», практически все субъекты Российской Федерации, многие муниципалитета приступили к реализации собственных целевых программ. Причина этого не в том, что законодательно закреплена Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации, что введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, категорически изменившие подходы и стереотипы в сфере образования, а в том, что в последние годы значительно ухудшилось здоровье детей.

По утверждению специалистов (итоги совместного заседания коллегий Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ по теме «Работа региональных управлений образования по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в школах») до 60% детей поступают в школу, имея функциональные отклонения в здоровье, около 20% страдают пограничными нарушениями психологического здоровья, более 30% заболеваний в школьном возрасте – это прямое следствие нашей организации учебного процесса!

Причинами ухудшения состояния здоровья детей служат:

• ухудшение социального положения семей;

• вторжение в детскую жизнь алкоголя и наркотиков;

• несоблюдение в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических требований и, прежде всего, в вопросах организации горячего питания, состояния освещенности и качества мебели;

• интенсификация учебного процесса, учебная перегрузка,

• неудовлетворительное оснащение медицинских кабинетов и недостаточное количество лекарственных препаратов и средств;

• недостаточное взаимодействие учреждений здравоохранения с образовательными учреждениями в профилактической деятельности.

Первый заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко в одном из своих выступлений заявил: «Прежде всего, школа с помощью государства должна накормить тех школьников, которые голодают в своих семьях. Вторая проблема, в решении которой может помочь школа – это проблема «алкоголизации и наркотизации» школьников, а так же школы должны уменьшить учебные нагрузки и ввести здоровьесберегающие технологии и компоненты обучения».

Наша Программа призвана уделить особое внимание решению проблем, связанных с вопросами охраны жизни и заботы о здоровье детей и подростков. И начать эту работу мы должны с организации питания. В настоящее время охват горячим питанием учащихся в общеобразовательных учреждениях России – 63%, в Псковской области - 59,2%, Великих Луках всего – 21,3%. Это один из самых низких показателей на Псковщине.

Сегодня по поручению мэра производится реорганизация МУП «Школьное питание», там назначен и новый руководитель – Новиков Сергей Владимирович. Поставлена задача обеспечить бесплатным горячим питанием учащихся, требующих социальной поддержки. По нашим расчетам это составит не менее 4 миллионов рублей в год, причем на первые учебные месяцы эти средства в бюджете 2004 года не предусмотрены, а их необходимо изыскать 1 миллион 260 тысяч рублей. При наличии необходимых средств, планируется постепенно обеспечивать бесплатными завтраками учащихся и других классов. В планах решить организационные вопросы по удешевлению, улучшению качества питания, введение детских буфетов с натуральной витаминизированной пищей.

В этом году мы приступаем к реализации проекта «Школьная мебель». Обращаю ваше внимание на то, что этот проект должен стать для нас совместным с педагогами и родительской общественностью. Сегодня, администрация города внесла свой существенный вклад – 38 комплектов мебели, включающий парты и стулья для учащихся и педагогов.

В наших планах разработка великолукского стандарта оснащенности медицинского кабинета образовательного учреждения, что должно привести к увеличение средств на медикаменты и приобретение необходимого профилактического и лечебного оборудования для школ.

Мы благодарны медицинским работникам наших образовательных учреждений за по граждански ответственную работу в школах и детских садах, и прежде всего выражаем признательность: Татьяне Альбертовне Куроплиной (МДОУ №5), Людмиле Васильевне Мартюшовой (МДОУ №8), Ирине Петровне Нечипоренко (МДОУ №21,23), Галине Федоровне Кирсановой (МДОУ №17), Юлии Владимировне Андреевой (МДОУ №22), Наталье Николаевне Сицковой (Детский дом), Прокофьева Людмила Владимировна (МОУ №2), Кудрявцева Марина Станиславовна (гимназия), Парфенова Любовь Николаевна (Лицей №10), Панасова Маргарита Евгеньевна (Лицей №11).

Но хотелось бы увидеть более активную позицию медработника в организации жизни образовательного учреждения, его влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса.

Важнейшим фактором профилактики здоровья и здорового образа жизни детей, являются кадры специалистов, работающие в системе образования. Сравним данную ситуацию с городом Псковом. В Пскове в сфере образования (дошкольное и общее образование) психологами, социальными педагогами, валеологами, логопедами и медиками работает 293 человека, у нас 122; соотношение по охвату ими детей следующее: в Пскове на каждого специалиста приходится 82 ребенка, у нас 138. Эти диспропорции необходимо поправлять и одним из ключевых мероприятий, направленных на профилактику и обеспечение психологического и физического здоровья учащихся и воспитанников, должны стать Центры «Сопровождение», где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы». Мы вводим в штат каждого общеобразовательного учреждения ставку педагога-организатора по валеологической работе, который наряду с социальным педагогом, психологом, медицинским работником будет вести целенаправленную массовую и индивидуальную работу с детьми.

Рядом с этой проблематикой стоят вопросы социальной и правовой охраны прав детства. И от того, в какой мере будет обеспечено попечение несовершеннолетних, защита их гражданских и имущественных прав, как будут решаться вопросы с социально-неблагополучными семьями, зависит гражданское здоровье великолукского сообщества. В настоящее время на нашем учете 259 опекаемых детей и число их возрастает, только за 2003 год родители 61 ребенка потеряли свои права, и в каждом случае необходимо было подготовить соответствующие государственным требованиям документы, работникам этой службы пришлось обследовать почти 80 объектов жилья, принять участие в сотне судебных заседаний. Труд этот крайне сложен как по уровню государственной ответственности, так и эмоционально. И значимость его постоянно возрастает, о чем свидетельствует и новый закон Псковской области «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Псковской области».

Программа развития муниципальной системы образования города Великие Луки на 2004 – 2007 годы: «Великолукское образование» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» должна быть организационной основой государственной политики Администрации города Великие Луки в сфере образования. Программа определит стратегию приоритетного развития системы образования в городе, меры ее реализации и пути решения проблем.

Программа должна помочь сосредоточиться в каждом образовательном учреждении на создании своей собственной, уникальной и неповторимой, организационной культуры, отражающей миссию учреждения образования и его историю, выявит личность руководителя учреждения, консолидирует взаимоотношения в коллективах для достижения общей цели, создаст эмоционально и духовно насыщенный микроклимат. Программа активизирует процессы участия граждан в жизни города Великие Луки.

Реализация целей Программы должно обеспечиваться посредством текущего финансирования за счет муниципального бюджета, что необходимо для устойчивого функционирования сферы образования города, дополнительного целевого финансирования мероприятий и проектов Программы, направленных на решение конкретных задач развития системы муниципального образования. А также за счет внебюджетных средств, привлекаемых педагогическим сообществом и гражданами города к решению задач обучения и воспитания юных великолучан.

Программа, как мы предполагаем, будет состоять из следующих подпрограмм, названных:

• Модернизация дошкольного образования города Великие Луки.

• Модернизация общего образования города Великие Луки.

• Модернизация дополнительного образования детей и юношества города Великие Луки.

• Безопасность в сфере образования города Великие Луки.

• Педагог города Великие Луки.

• Социальная и правовая защита детства в городе Великие Луки.

• Гражданское воспитание юных великолучан.

• Информатизация сферы образования города Великие Луки.

Подпрограмма «Модернизация дошкольного образования города Великие Луки».

Констатируя достаточно высокие успехи муниципального дошкольного образования, мы должны признать: проявилась системная проблема – обеспечение юных великолучан местами в детских садах и яслях. Остро встали вопросы подготовки специалистов и повышения квалификации работников дошкольного образования. Незамедлительного разрешения требуют задачи концептуального оформления деятельности дошкольных учреждений. Необходима разработка мер морального и материального стимулирования труда воспитателей и руководителей детских садов. Очень важно преодолеть материально-технические проблемы в организации учебной и воспитательной работы, обеспечить учреждения качественным и безопасным, развивающим игровым и спортивным оборудованием.

Основными направлениями модернизации дошкольного образования признаем такие:

- повышение качества реализуемых образовательных программ;

- обеспечение безопасной и здоровой среды в МДОУ;

- решение вопросов нормативно-правовой основы функционирования МДОУ;

- правовое регулирование взаимоотношений МДОУ и родителей детей данных образовательных учреждений;

- концептуальное оформление системы традиционной и инновационной деятельности каждого МДОУ;

- выработка эффективной системы преемственности дошкольного и общего образования;

- разработка принципов формирования и содержания групп разного времени пребывания;

- разработка механизмов новой экономики муниципального дошкольного образования, совершенствование принципов долевого финансирования со стороны государства, учредителя и родителей при одновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных семей;

- создание системы эффективного повышения квалификации работников МДОУ;

- использование информационных технологий в сфере дошкольного образования.

Повторю, мы столкнулись с проблемой необеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях. Своей возможности быть принятыми в детские сады ждет 1300 детей, особенно это проявляется в Заречном, Центральном и Южном районах города. Поэтому нам необходимо пересмотреть целевое использование помещений детских садов, в том числе и под классы школ. Однако ликвидировать проблему только таким путем не сможем, именно поэтому мы признательны решению Мэра и городской Думы о реконструкции и введении в строй двух новых детских садов, очень надеемся и на дальнейшие шаги в этом направлении.

Подпрограмма «Модернизация общего образования города Великие Луки».

К числу проблем, имеющих общесистемный характер, относится проблема обеспечения равных возможностей для получения качественного образования. Под качественным образованием мы понимаем создание условий для эффективного обучения и воспитания: это квалификации педагогических работников, использование передовых педагогических технологий, обновление содержания образования, оснащение образовательных учреждений современным учебно-наглядным оборудованием. Развитие муниципальной системы общего образования требует приложения усилий и в вопросах совершенствования структуры общего образования, и в реализации проектов индивидуализации и профилизации образования на основе более полного удовлетворения запросов и ожиданий сообщества граждан Великих Лук.

В связи с эти мы считаем, что основными направлениями модернизации муниципальной системы общего образования являются:

- организация образовательного процесса с учетом современных достижений педагогической науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере науки, техники и технологий, экономики и культуры, участие педагогических работников в научной деятельности;

- личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования при обеспечении государственных образовательных стандартов, распространение технологии «индивидуальный образовательный маршрут»;

- развитие воспитательных систем образовательных учреждений, дальнейшее становление гражданского и правового воспитания, совершенствование самоуправления учащихся.

- ведение профильного обучения на старшей ступени общего образования и предпрофильной подготовки выпускников основной школы;

- активизация профориентационной работы, усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения;

- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; распространение здоровьесберегающих технологий;

- развитие системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами асоциального характера;

- совершенствование системы работы с одарёнными детьми;

- обеспечение контроля качества образования, апробация новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников, в том числе в форме и по материалам ЕГЭ.

Подпрограмма «Модернизация дополнительного образования детей и юношества города Великие Луки».

Рассматривать программы модернизации образования без учета проектов развития сферы дополнительного образования в современном городе невозможно! Структура дополнительного образования – это именно то, что создает имидж, демонстрирует высоту культуры, историчности деятельности просвещенцев. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Несмотря на значительные достижения отдельных педагогов-лидеров, в последнее время мы растеряли целостность структуры дополнительного образования, запутались в вопросах интеграции общего и дополнительного образования, не уделяем внимания работе учреждений дополнительного образования в микрорайонах города, их деятельности в период каникул школьников, обеспечиваем учреждения дополнительного образования, даже внутри нашей структуры по остаточному принципу!

Мы считаем, что главными задачами, стоящими перед учреждениями дополнительного образования города Великие Луки, являются:

- обеспечение условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионал

Начальник Управления образования А.А.Шулаев


скачать документ [46.16 Kb]


Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.