182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

13.8.2007
Доклад на августовскую конференцию 2003 год

Доклад на августовскую конференцию 2003 год

Уважаемые коллеги!

Традиционно собрались мы в этом зале на наше Августовское совещание , накануне нового 2003 2004 учебного года , чтобы подвести итоги прошедшего учебного года и наметить задачи на новый учебный год. Всем вам известно , что прошедшие два года и истекший 2002 - 2003 учебный год в области образования как в стране в целом , так и в городе проходили под знаком реализации масштабных государственных задач по обновлению структуры и содержания образования. Проанализировав работу в этом направлении как управления образования , так и всех педагогических коллективов образовательных учреждений , можно отметить , что несмотря на определённые трудности , связанные с финансовыми проблемами , что существенно сказывалось на материально техническом обеспечении образовательных учреждений , подготовке и переподготовке педагогических кадров , организации и проведении различных семинаров , курсов и других мероприятий. Тем не менее в истекшем учебном году система образования города сохранила свои позиции и показатели и продолжала развиваться и совершенствоваться , реализуя Федеральный и региональный базисные учебные планы. Результатом этого развития стало создание такой системы образования города , в которую входят практически все типы и виды образовательных учреждений , которые способны удовлетворить изменяющиеся образовательные потребности населения города и обеспечить интересы конкретного ребёнка. Целостность образовательного пространства города представлена следующим образом. Большую часть в ней занимают дошкольные образовательные' учреждения их 24 ; общеобразовательные учреждения - 18^ в их число входит гимназия и 3 лицея ; учреждения дополнительного образования их 6. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в специальной ( коррекционной школе) и коррекционных классах в общеобразовательных учреждениях , что является положительным моментом их социализации. Работает Центр образования и школа интернат для детей сирот. В прошедшем учебном году 4 общеобразовательных учреждения ( лицей № 10 , № 11 , школа № 2 , педагогический лицей) продолжали работу в статусе экспериментальных площадок , практически все они участвуют в Федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержания образования. Все образовательные учреждения , ведущие инновационную деятельность , являются опорными площадками процесса модернизации.

Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. В соответствии с основной идеей модернизации - обеспечение современного качества образования - обучение в общеобразовательной школе должно быть сориентировано не только и не столько на усвоение обучающимися

определённой суммы знаний , сколько на развитие таких качеств личности , которые позволили бы выпускникам легко вписаться в профессиональную жизнь , благодаря сформированной личной ответственности , самостоятельности , созидательных способностей , творчества. Новое качество образования нельзя рассматривать вне связи с решением такой проблемы , как обеспечение его доступности.

В результате проводимых в школах города мониторингов , различного анкетирования , в процессе аттестации образовательных учреждений и анализа работы их деятельности , а так же опроса обучающихся и их родителей можно сделать вывод , что ситуация , сложившаяся с соблюдением государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования в целом по городу достаточно благополучная. Одним из аспектов реализации гарантий доступности образования является возможность выбора школы. практически в течение учебного года не было случаев , когда поступали жалобы на прием в школу , в том числе и не по месту жительства. В управлении образования за прошлый год зафиксировано 4 таких случая. 2 из них решены в пользу ученика и родителя , в 2х случаях отказано образовательным учреждениям реализующим программы повышенного уровня по причине ограничения в нем мест и по результатам тестирования обучающихся , с чем были родители согласны. Дети продолжили учёбу в общеобразовательной школе. Проблема обеспечения доступности образования имеет много граней. Несомненно , что в наибольшей мере нарушается это право для той части детей , которые оказались вне школы.

На конец прошлого года таких детей было________. Решаются проблемы

детей , уклоняющихся от учёбы в школе путём координации усилий всех ведомств , работающих в первую очередь с неблагополучными семьями , откуда чаще всего и бывают эти дети. Но здесь очень большое поле деятельности и педагогическим коллективам , так как практически в каждом учебном заведении есть случаи , когда дети по различным причинам не сидят за партой.

В прошедшем учебном году в школах города обучалось 13073 учащихся , свыше 4х тысяч детей посещали дошкольные образовательные учреждения , около 9 тысяч подростков занимались в системе дополнительного образования.

В целом намеченный план работы на 2002 2003 учебный год был выполнен. А это значит , что образовательные учреждения глубоко и целенаправленно работали по выбранным школами направлениям , проводилась опытно - экспериментальная деятельность . А в связи с этим продолжала осуществляться отработка лицейского образования , методика предпрофильного и профильного обучения , значительно расширился спектр профильных классов , классов с углублённым изучением отдельных предметов. Практически в каждой школе шла работа по обновлению содержания образования. Однако ещё не все общеобразовательные учреждения , особенно те которые работают в режиме

общеобразовательной школы , используют все возможности стоящие перед ними в связи с реформированием образования.

В истекшем учебном году прошли аттестацию школы № 8 , № 12 ; по линии Главного управления образования прошли аттестацию коррекционная школа № 14 и школа интернат № 5 станции Великие Луки. Прошли государственную аккредитацию в 2002 - 2003 учебном году : школы № 1 , № 4 , № 49 станции Великие Луки и школа - интернат № 5 станции Великие Луки : а также «Детско - юношеская спортивная школа № 3 «Олимпия». Большинство образовательных учреждений , педагогические коллективы вышли на новую ступень своего развития достигли определённых результатов в учебно воспитательной деятельности , внедряя в образовательный процесс новые программы и педагогические технологии , новые системы обучения и воспитания.

С 2002 2003 учебного года во всех образовательных учреждениях завершился переход на четырёхлетнее обучение в начальной школе. Лицеи № 10 и № И приняли активное участие в экспериментальной работе по созданию инновационной модели образовательного процесса в 12 - летней школе. Педагогический коллектив школы № 2 работал над созданием и апробацией образовательной модели « .Школа свободного выбора» в условиях личностно ориентированного подхода. В начальной школе большая роль отводилась технологиям развивающего обучения по системе Л.В. Занкова , Н.Б. Истоминой , по программам «Гармония» , «Школа 2100», «Школа 21 века» и др.. В школе 11 и 111 ступени активно использовались личностно - ориентированные технологии ( метод проектов, критического мышления , модульное обучение , технология уровневой дифференциации , интерактивные методы обучения , КСО и др..) • Психологическое сопровождение образовательных учреждений города осуществлялось благодаря целенаправленной деятельности педагогов психологов. Психологическая служба решала проблемы , связанные с сопровождением развития и обучения школьников диагностикой и коррекционно - развивающей работой.

А о том , как работали педагогические коллективы , о степени усвоения обучающимися образовательных программ можно судить по результатам итоговой аттестации.

В 2002 - 2003 учебном году окончили школу 1005 учащихся Их классов ( вместе со школами станции Великие Луки) из них : 42 человека с золотой медалью , 64 человека с серебряной медалью. Средний процент успеваемости по результатам учебного года составил 99,46% ( соответственно за прошлые два года он составил 99,45% и 99,4%). Средний процент качества знаний по результатам окончания учебного года составил 31,3% ; в прошлом учебном году - 33,35%. С отличием закончили основную школу ( 9 классов) и получили аттестаты особого образца 66 человек , 60 обучающихся оставлено на повторное обучение. Второй год образовательные учреждения нашего города принимали участие в проведении единого государственного экзамена. Его результаты говорят о

том, что по сравнению с прошлым годом позиции не потеряны , всё же высветились новые проблемы , над которыми необходимо работать и городскому управлению образования и педагогическим коллективам. И если в организационном плане практически всё прошло благополучно , то результаты проведения единого государственного экзаменов по отдельным дисциплинам необходимо серьёзно проанализировать. Такие данные сегодня имеются в каждом педагогическом коллективе , а поэтому не только руководитель , но и каждый педагог , чьи дети сдавали ЕГЭ , может увидеть результаты своего труда. Кого-то они обрадуют , кого-то огорчат. Но главное , что сегодня просто необходимо - это готовить и себя , и ученика к независимому тестированию , каким является ЕГЭ, так как эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональной систем управления качеством 'образования. К 2004 году планируется ввести на всей территории России единый государственный экзамен как обязательный с целью обеспечения объективности и унификации итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования. В прошедшем году математику сдавали 847 учащихся . На «4» и «5» написали 46% ( по области 53%) , 10% написали на «2» ( по области 9%). Вывод напрашивается сам по себе , хотя по сравнению с 2001 2002 учебным годом у нас написавших на «2» процент сократился ( был 12,7%) и вырос процент написавших на «4» и «5» ( был 42,6%) всё же всем нам есть над чем работать. Справедливости ради надо заметить , что конечно и у нас есть отдельные педагогические коллективы , отдельные классы и безусловно педагоги , чьи успехи радуют , так как они достигли высоких результатов по проведению данного экзамена не только в городе , но в области.

А вот по таким предметам как химия и география у нас «2» '-- нет , а % сдавших на «4» и «5» выше областных и Российских и немного хуже в этом году результаты по физике и биологии.

Самые высокие результаты , а это значит наивысшие баллы получили : по математике Рогоза Дмитрий , гимназия - 98 баллов , Стегалин Иван , лицей № 11 - 97 баллов , Курбатова Иванна , лицей № 11 - 96 баллов , по физике Судаков Юрий , школа № 7 - 92 балла , Пудова Лидия , лицей № 11 - 86 баллов , Юсупов Фадей , гимназия -- 84 балла , по биологии Сазонников Иван , лицей № 10-96 баллов , Крупская Екатерина , гимназия-84 балла , Буймистренко Наталья , лицей № 10 -- 80 баллов , по химии Павлов Антон , гимназия - 97 баллов , Крупская Екатерина , гимназия - 93 балла , Курьякова Евгения , гимназия - 89 баллов , по географии Светлов Алексей , школа № 12-91 балл.

Следует отметить , что хороших результатов по ЕГЭ достигли следующие образовательные учреждения :

Гимназия : математика - 98% - успеваемость , 87% - качество физика - 100% -успеваемость , 84 % - качество биология - 100 % -успеваемость , 100 % - качество

по химии и географии все сдававшие получили только оценку «5» .

Лицей № 10 : математика - 100 %- успеваемость , 58 % - качество химия - все сдававшие получили оценку «5».

Школа № 2 : математика - 94 % -успеваемость , 72 % - качество биология - 100 %- успеваемость , 100 % - качество.

Школа № 7 : физика - 100 % успеваемость , 83 % - качество биология - 100 % успеваемость , 80 % - качество.

Школа № 13 : математика - 94 - успеваемость , 73 % - качество физика - 100 % -успеваемость , 100 % - качество.

Школа № 12 : биология - 100 % - успеваемость , 86 %- качество география - 100 % - успеваемость , 66 % - качество.

И конечно , высокий профессионализм подтвердили те учителя , чьи воспитанники показали на едином экзамене самые высокие результаты. Это учителя математики гимназии: Козлов Сергей Дмитриевич и Богданова Светлана Степановна ; Ильина Любовь Михайловна так же учитель математики лицея № 11 ; Народный учитель России Марголин Эдуард Максович , учитель физики школы № 7 ; учитель лицея №11 Валентина Васильевна Токаржевская и Евгения Ивановна Николаева - гимназия оба учителя физики. Учителя биологии Солодкова Наталья Николаевна - лицей № 10 , Басова Людмила Геннадьевна гимназия ; учитель химии Прощенкова Татьяна Борисовна , так же учитель гимназии ; учитель географии школы № 12 Пантюхова Вера Ильинична. Эти педагоги вошли в десятку лучших , чьи дети получили наивысший балл. Мы поздравляем этих педагогов и всех , кто на едином экзамене достиг положительных результатов. Второй год проведения ЕГЭ позади , впереди новые проблемы , новые вопросы. Но уже то , что с каждым годом прибавляется опыта и организации , в проведении ЕГЭ в этом большая заслуга всех участвующих в нём: и руководителей , и организаторов , и наблюдателей и педагогов. В целом он прошёл на высоком профессиональном и организационном уровне. Вся процедура была выдержана. Не было аппеляций по его проведению. Аппеляций по выставленной оценке были удовлетворены. От имени управления образования хочу искренне поблагодарить всех , кто к этому экзамену был причастен. И в связи с этим будет уместно сказать , что большую работу в подготовке и проведении ЕГЭ проделал открывшийся в городе областной филиал «Информационного Центра оценки качества образования» , руководимый Кремковой Еленой Витальевной. Открытие этого Центра большой шаг в развитии образования города , его информатизации.

В 2002 - 2003 учебном году Минобразование установило новый порядок проведения государственной ( итоговой) аттестации выпускников Их классов образовательных учреждений по литературе. Изменилось название экзамена. Теперь он назван -- «письменный экзамен по русскому языку и литературе». Кроме того , выпускникам было дано право выбора : писать сочинение или изложение с творческим заданием. Как оказалось , большинство учащихся школ города выбрали изложение. Все выпускники успешно сдали этот экзамен , а 46 работ было выдвинуто на соискание золотой медали и 63 - серебряной. Работы претендентов на золотую медаль были рассмотрены областной экспертной комиссией , утверждены «5» за 44 работы , оценки за содержание двух работ ( ж.д. школ № 1 и № Л9 ) снижены до «4». Как считает комиссия , не полностью раскрыта тема. Работы 63 претендентов на серебряные медали проходили экспертную проверку в городской комиссии. Без замечаний прошли 57 сочинений и изложений , комиссия согласилась с оценками школы. В 6 работах были отмечены неточности , недочёты и некоторые ошибки , не позволившие оценить работу на «отлично». В результате городская комиссия снизила оценки за «содержание» в Зх работах ( школ №1,6,1 ж.д.) с «5» до «4» и в Зх работах за грамотность ( школа № 1 и педагогический лицей). В целом же комиссия отмечает хороший уровень выпускных сочинений и изложений медалистов : это и глубокое содержание , и достаточно грамотное и выразительное изложение мыслей.

2002 2003 учебный год как и предыдущие подтвердил конкурентноспособность наших выпускников при поступлении в вузы. Предварительно известно , что из 1005 выпускников поступили в высшие учебные заведения____человек , что составило______%.

Ключевую позицию в образовательном пространстве безусловно занимает педагог. От его квалификации , от его личностных качеств и профессионализма зависит какой быть сегодня в целом системе образования. В городе работает большой отряд профессиональных , творческих , грамотных педагогов , которые многое делают для обучения и воспитания учащихся. Городское управление образования , руководители образовательных учреждений делают всё возможное , чтобы учитель не только совершенствовал своё педагогическое мастерство , но и стараются обогатить его новыми знаниями. В целом в городе созданы условия для непрерывного педагогического образования. Не смотря на все сложности , на всех видах курсов повысили свою квалификацию 400 педагогов. Из них 303 прошли курсовую подготовку на базе города. Для них были проведены курсы , семинары , тематические консультации и многое другое. Всё это проводилось методическим кабинетом городского управления образования. На базе великолукского центра ПКРО состоялись аттестационные курсы для учителей иностранного языка и физкультуры г. Великие Луки и районов южной зоны Псковской области. Для проведения отдельных курсов и консультаций привлекались учёные и преподаватели высших учебных заведений: ПГПИ ( кафедра начального обучения) , ВГСХА ( кафедра химии, факультет агроэкологии ) , ВЛГИФК ( кафедра педагогики и валеологии ). Состоялись выездные семинары в другие регионы страны для учителей технологии (г. Смоленск) , для заместителей директоров по воспитательной работе ( г. Новгород). Для учителей французского языка были проведены курсы с приглашением преподавателей преподавателей Центра французского языка при посольстве Франции ( г. Санкт Петербург). По линии Псковской региональной общественной организации «Псковская глубинка» совместно с международной организацией «Международная Амнистия» были проведены интересные и содержательные семинары по проблеме «Методика преподавания прав человека». Семинары - тренинги для учителей общественных дисциплин , биологии и экологии провели преподаватели методического центра г. Санкт- Петербурга. В рамках методических объединений учителей продолжали работу творческие лаборатории , мастерские , методические центры , ШППО Народного учителя России Марголина Э.М. , авторский семинар учителя математики Козлова С.Д.. Действовал семинар по изучению истории русской православной культуры.

Регулярно для руководителей и учителей , участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования , проводились выездные сессии постоянно действующего семинара участников эксперимента.

Достойно прошла в области презентация педагогической деятельности по модернизации образования непосредственных участников эксперимента лицея № 10 и лицея №11.

Важным стимулом профессионального роста , является аттестация педагогических кадров.

По итогам учебного года было аттестовано 223 человека. В том числе на высшую категорию - 75 человек, на первую категорию 148 человек. Одним из факторов реализации творческого потенциала педагогов , их профессионального развития является ежегодное участие в областной научно - практической конференции «Профессиональное развитие педагога в системе постдипломного образования». В работе последней из них приняли активное участие руководители и педагоги гимназии , педагогического лицея , лицея № 10 и № 11 , школ №5,9, 12, 14, 15, ЦРТДиЮ.

Делегация лицея № 11 стала участницей Российской научно - методической конференции «Университетская гимназия» , которая состоялась в г. Санкт -Петербурге. В региональной научно практической конференции

«Проблема экологической устойчивости жизни на земле» приняли участие учителя биологии и экологии лицея № 10 , № 11 , школы № 15 , ЦРТДиЮ. Педагогические коллективы лицея № 10 , лицея №11, школ №с2 , ДОУ № 3 и № 17 приняли участие в формировании экспозиции «Образование Псковской области» , представленной на Российском образовательном форуме «Школа 2003» под девизом «Модернизация российского образования: первые итоги». Ежегодно педагоги школ города становятся участниками областного конкурса педагогических достижений. Захарова Елена Михайловна , педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ , стала дипломантом одной из номинаций областного конкурса «Сердце отдаю детям» . Тихомирова Наталья Николаевна , педагог - психолог «ДОУ №17-Центр развития ребёнка» , стала победителем областного конкурса «Воспитатель года 2003». Никифорова Альвина Павловна , директор лицея № 11 , как победитель областного этапа конкурса «Лидер в образовании» , получила приглашение принять участие в заключительном этапе Всероссийского конкурса «Лидер в образовании». Соловьёва Ольга Николаевна , заведующая школьной библиотекой школы № 9 , стала победителем в 111 туре ( полуфинал) Всероссийского конкурса школьных библиотек «Библиобраз».

Большое внимание уделялось работе с одарёнными школьниками. В образовательных учреждениях создавались условия для работы с ними. Учащиеся , увлечённые глубоким изучением предметов , проявляющие интерес к научно -- исследовательской деятельности , имели возможность заниматься в школьных научных обществах , школьных и межшкольных факультативах. Тесная связь поддерживается с областным центром развития одарённых школьников. Итогом всей проделанной работы явилось участие наших школьников в предметных олимпиадах и научно практических конференциях, различных конкурсах.

В истекшем учебном году в городской олимпиаде школьников приняли участие 862 учащихся 8-11 классов всех школ города. По сумме призовых мест лидерами стали : гимназия (38 призовых мест), лицей № 11 и школа № 12 ( завоевали по 30 призовых мест каждая). С хорошими результатами выступили учащиеся школ № 13 и № 7 , на счету которых соответственно 24

и 20 призовых мест. Заметные результаты у учащихся лицея № 10 и школы № 5.52 учащихся- , а это победители и призёры городского этапа Олимпиады, приняли участие в Областной Олимпиаде в г. Пскове , завоевав 21 призовое место из них 9 —первых. Это учащиеся гимназии , лицея №11, школ №'5,7, 12,ЛЗ, 1 ж. д. , 9. Шесть победителей областного этапа Олимпиады стали участниками зонального и заключительного этапа Всероссийской Олимпиады школьников и успешно выступили на них это:

- Арбичева Алиса , лицей №11, биология , учитель Лаврентьев Владимир Александрович ,

- Рогаза Дмитрий , гимназия , география , учитель Лыкова Людмила Александровна,

- Буйко Олег , гимназия , история Отечества , учитель Буйко Игорь Викторович, •

- Судаков Юрий , школа № 7 , физика , учитель Марголин Эдуард Максович,

- Николаев Юрий , школа № 7 , химия , учитель Основская Галина Сергеевна.

По итогам областного очно - заочного конкурса «Юные дарования» призёрами стали учащиеся гимназии , лицея №11, школы № 5 , № 12. Учащиеся школ города ежегодно принимают участие в областной научно -практической конференции «Шаг в будущее».

В прошлом году в ней приняли участие 29 учащихся из семи образовательных учреждений : школы №cl , гимназии , педагогического лицея , лицея № 10 , лицея № 11 , школ № 13 , № 15. Восемь участников конференции были награждены дипломами. Трое получили приглашение принять участие во Всероссийских конференциях. Казичева Екатерина и Григорьева Ольга , лицей № 11 ( научный руководитель Шкроба Станислав Петрович) , стали участниками Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» и получили рекомендации на участие в 1У Евразийском молодёжном научном фестивале «Шаг в будущее». Львова Екатерина , школа № 1 ( научный руководитель Осипова Надежда Васильевна ) стала дипломантом Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся туристско -- краеведческого движения «Отечество»( г. Москва). Во время летних каникул многие одарённые школьники имели возможность продолжить свои научные исследования в лагерях и экспедициях. Уже третий год учащиеся нашего города выезжают в экологический лагерь в п. Нелидово на территорию центрального лесного государственного биосферного природного заповедника под руководством Жулёвой Татьяны Николаевны. 12 школьников приняли участие в У1 областной детской краеведческой экспедиции «Истоки» на территории Себежского национального парка. Семь одарённых школьников из числа победителей и призёров Олимпиад , смотров , конкурсов , спортивных соревнований отдыхали в оздоровительном лагере «Родничок» г. Евпатория,

5 выпускников - медалистов ( лицея № 11 , гимназии и лицея № 10 ) были приглашены в Москву на бал выпускников.

Существенный шаг на уровне государства сделан сегодня и в осмыслении эффективности воспитания. Воспитание возвращается вновь в школу , в систему дополнительного образования , восстанавливается в правах как самостоятельная сфера педагогической деятельности. Это нашло закрепление в Концепции модернизации Российского образования до 2010 года , в которой чётко определён социальный заказ государства : воспитание человека образованного , нравственного , предприимчивого , готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора , способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию , обладающего чувством ответственности за судьбу страны , своего города. В настоящее время становится очевидной несостоятельность попыток создать единую воспитательную модель для всех образовательных учреждений. Сегодня курс взят на реализацию идеи вариативности воспитательной деятельности , на создание в образовательных учреждениях собственных уникальных систем воспитания. И это реализуется и в образовательных учреждениях города.

В 2002 2003 учебном году проводилась целенаправленная работа по формированию и совершенствованию воспитательных систем в образовательных учреждениях. Большую помощь оказывает в этом кафедра теории и методики воспитания ПОИПКРО и её руководитель доктор педагогических наук , профессор Евгений Николаевич Степанов. В целях повышения мастерства заместителей директоров школ по воспитательной работе для них проведены курсы профессора Евгения Николаевича Степанова , семинар по итогам курсов профессора Полякова , семинары в Переслегинской гимназии , лицее № 10 , городском архиве совместно с обществом «Мемориал» , семинар по проектным методам работы и выездной трёхдневный семинар в городе Новгород.

Основными направлениями воспитания в общеобразовательных учреждениях города являлось развитие содержания и форм гражданского , патриотического и духовно - нравственного воспитания. Вся деятельность образовательных учреждений по гражданско патриотическому

воспитанию строится на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 гг.». Планирование и организация деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию осуществляется в тесном сотрудничестве с городским Советом ветеранов Великой Отечественной войны , вооружённых сил и труда. Традиционно учащиеся школ принимали участие в патриотических акциях - 17 января -день освобождения города , 23 февраля - день Защитника Отечества и 60 -летие подвига А. Матросова , 9 мая - день Победы , 22 июня - день памяти и скорби.

Большая работа проведена к 60 летию освобождения города.

Победителями смотра школьных музеев к этой знаменательной дате стали музеи школы №1 (Дмитриева Валентина Николаевна) , школы № 5 ( Орлов

Владимир Еидаднмнровнч ) , ЦРТДиЮ ( Горшкова Людмила Васильевна) , педагогического лицея ( Иванова Валентина Константиновна) , школы № 12 ( Смирнова Татьяна Дмитриевна). С целью приобщения учащихся к отечественной культуре и истории , к поисковой , научно исследовательской работе в течение учебного года проводились городские конкурсы : «Дома рассказывают» для учащихся 3-5 класса , «Окраина» для учащихся 6-7 класса , «Отечество» для учащихся 8-11 класса. Особенно следует отметить огромную работу по краеведению , проведённую школьным научным обществом школы № 1 ( учитель истории Осипова Надежда Васильевна). Результатом этой работы стало И 111 место Львовой Екатерины , ученицы 11 класса во Всероссийской конференции «Отечество» с работой «Некрополь Казанского кладбища». Школы города тесно сотрудничают с городским отделением Всероссийского общества «Мемориал». Учащиеся лицеев № 4 , 10 , гимназии , школы № 7 участвовали во Всероссийском конкурсе «Человек в истории XX века». Призёрами конкурса стали гимназисты Трескинский Александр и Емельянов Василий ( учитель Буйко Игорь Викторович). Высоких результатов добились учащиеся школ № 1 ж.д. -- Белкова Олеся ( учитель Максимов А.А. ) Лауреат Всероссийского конкурса «Россия и права человека в XXI веке» ; № 10 -- Белоус Ольга ( учитель Гончарова Ирина Викторовна ) и педагогического лицея Виллумсон Людмила ( учитель Барыльников Игорь Петрович) призёры конкурса «Права человека в современном мире» среди школ Севере - Западного федерального округа. Отмечены также работы учащихся школ № 15 и лицея № 11 ( учителя Кулакова Татьяна Николаевна , Барбасов Андрей Игоревич). Традиционным стало проведение в городе патриотической акции «Обелиск у дороги» , активно участвуют в ней на протяжении нескольких лет школы № 1 , 7 , 9 , 12 , 13 , 15 , 1 ж.д. , лицеев № 4 , 10.

Одним из любимых занятий школьников остаются путешествия по родному краю. Туристско - краеведческая деятельность способствует формированию ориентации ребёнка на общечеловеческие ценности : родную природу , отечественную культуру , здоровый образ жизни. Однако возможностей для организации экскурсий и походов становится все меньше : износилось туристическое снаряжение , средств на новое не выделяется. Острая проблема стоит с заказом автобусов. Практически не существует лыжный туризм. Заставляет задуматься то , что за пределы города и его окрестностей не выезжали 22 % школьников , в Москве ни разу не были 31,3 % , в Пскове- 30,5 % школьников. А ведь туризм , краеведение были и остаются одними из самых могучих средств воспитания , изучения своего края и своей Родины.

Несмотря на серьёзные проблемы в организации туристско - краеведческой работы , туристы Великих лук показывают высокие результаты в областных соревнованиях.

Развивается процесс взаимодействия управления образования , образовательных учреждений с православной церковью в духовно нравственном воспитании молодёжи. Традиционными стали семинары для педагогов встречи учащихся со слушателями Свято Тихоновского Богословского института , участие педагогов города в Рождественских и Глинских православных чтениях в Москве и Корнилиевских - в Печорах , проведение родительских собраний со служителями церкви. Значительных успехов добились участники городского клуба интеллектуальных игр ,10 летие которого отметили мы в 2003 году (руководит этим клубом Баландин Бронислав Борисович). Тесное сотрудничество связывает управление образования , образовательные учреждения с драматическим театром. Традицией становится совместное проведение недели «Театр - детям и юношеству» , школьный театральный фестиваль , конкурсы чтецов и юных поэтов. По итогам конкурса юных поэтов стихи 9 великолукских школьников отобраны для публикации в областном сборнике.

На городском фестивале детских театральных коллективов высокий уровень показали ЦРТДиЮ , детский дом «Аистёнок» , детский сад №17, лицей №

11 , школа № 12 , школа № 2 , театральная студия «Рампа» ( ЦРТ ДиЮ и школа № 6) получила диплом 1 степени на областном театральном фестивале .Проведённый в апреле мае 2003 года фестиваль детского творчества , посвящённый 1100 -- летию города Пскова , показал , что уровень детских творческих коллективов за последние годы значительно вырос. Участие в фестивале приняли 14 театральных , 19 танцевальных , 27 вокальных коллективов. Яркую , разнообразную программу показали хореографические коллективы педагогического лицея , школ № 9 , № 13 , №

12 , лицея №10, ЦРТ ДиЮ , вокальные объединения педагогического лицея, школ № 1 , № 13 , № 1 ж.д. , № 49 ж.д. , школы - интерната для детей -сирот, лицея №11.

Важнейшей задачей воспитания , определённой концепцией модернизации образования , является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания , инициативности , самостоятельности , толерантности , способности к успешной социализации в обществе. И здесь особое значение приобретает создание условий для развития в образовательных учреждениях ученического самоуправления , детских общественных организаций. Практически во всех образовательных учреждениях созданы школьные думы , Советы , парламенты и т.д.. впервые в городе прошёл фестиваль органов ученического самоуправления , который показал необходимость организации серьёзной работы со старшеклассниками и создание городского совета старшеклассников. Заметно активизировалась деятельность детской общественной организации «Лучане». Сегодня она насчитывает 326 членов. Особенно активны в детской организации учащиеся школ №1,6,4 ж.д. , 49 ж.д. , 1 интерната , лицея №11.

Благодаря тесному сотрудничеству с комитетом по делам молодёжи , социальной политике и спорту администрации города и финансовой поддержке комитета в 2002 - 2003 учебном году проведены практически все

запланированные городские мероприятия. Яркими событиями стали выездной слёт активистов школьных музеев , посвящённый 60 - летию освобождения города ; городская краеведческая конференция «Отечество» , конкурс школьных агитбригад «За здоровый образ жизни» , фестиваль органов ученического самоуправления , «Праздник танца» , церемония награждения лауреатов фестиваля детского творчества , посвящённого 1100 - летию города Пскова , неделя «Театр -- детям и юношеству» и конкурс чтецов , проведённый в драматическом театре.

Система дополнительного образования детей в городе объединяющая в единый процесс воспитание , обучение и развитие личности ребёнка , представлена учреждениями дополнительного образования ( ЦРТДиЮ , ЦД(ю)ТТ , ДЮКФП №1,2,4, ДЮСШ № 3). В целом дополнительным образованием охвачено 85% детей школьного возраста. В учреждениях дополнительного образования идёт процесс обновления содержания образования , создание авторских программ. Успешно решаются вопросы приобщения учащихся к интеллектуальной исследовательской , творческой , туристической деятельности в ЦРТДиЮ. В центре сложился творческий коллектив педагогов , результаты работы которого штроко известны в Псковской области и за её пределами. Цирковой студии ( руководитель Дударева Зинаида Абрамовна) и музыкальной студии ( руководитель Яровой Александр Петрович) в 2003 году присвоено звание «Образцовый коллектив».

В последние годы в этих учреждениях сложился дефицит кадровых ресурсов - острая нехватка руководителей детских объединений в туризме , краеведении , техническом творчестве. Фактически отсутствует материально техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса практически во всех учреждениях дополнительного образования. Серьёзные финансовые трудности и слабая материальная база привели к сокращению кружков технического профиля. Несмотря на это , коллектив ЦД(ю)ТТ старается разнообразить досуг школьников , через учебно воспитательный процесс подготовить подростков к осознанному вступлению в самостоятельную жизнь. Высокий профессиональный уровень педагогов способствует росту мастерства и творческих успехов воспитанников. За высокие результаты в технических конкурсах Горбунов Виталий ( школа № 5) получил право на льготное поступление в ПГПИ , Рыбаков Стае и Игнатьев Павел ( лицей № 11 ) награждены путёвками в ВДЦ «Орлёнок». Активно участвуют в мероприятиях по техническому творчеству учащиеся школ №1,4 ж.д. ,5,6,7,9,13,15,12, лицеев № 4, 10 , 11. Итогом работы ЦД(ю)ТТ в 2002 - 2003 учебном году стали вторые места на областных авиа -, автомодельных , и третье место на судомодельных соревнованиях. Многие школьники города стали участниками и призёрами областных выставок.

Ежегодно серьёзные достижения показывают наши учащиеся в массовых видах спорта , добиваются высоких спортивных результатов не только в областных , но и Всероссийских и даже Международных соревнованиях. В

этом большая заслуга педагогов дополнительного образования ДЮКФП и учителей физкультуры. Сегодня просто нет времени перечислять все виды спорта , которые имеются и развиваются в городе , которые не только любимы подростками , но и по которым достигаются высокие результаты. Это стрельба из лука , борьба , футбол , лёгкая атлетика и другие виды спорта. Под руководством учителей физической культуры учащиеся школ приняли участие более чем в 30 видах соревнований. На базе нашего города прошла третья городская и областная Олимпиада школьников. Успешно завершилась городская спартакиада. В истекшем учебном году все школы были укомплектованы кадрами учителей физической культуры. Прошла диспансеризация учащихся, которая вскрыла серьёзные проблемы здоровья наших детей , заставила взглянуть на уроки физической культуры не как на второстепенный , а как на главный предмет в школе. В новом учебном году необходимо уделить серьёзное внимание вопросу введения третьего урока физической культуры , здоровьесберегающим технологиям , качеству проведения уроков физической культуры.

Особое внимание хочу уделить преподаванию такого предмета как ОБЖ. Этот курс преподавался в 17 школах города. Не было этого предмета в школах № 14 и 1 ж.д. Предмет изучался с 1 по 11 класс как самостоятельный курс , факультативно и интегрировано. Отвечало всем требованиям преподавание данного курса в школах № 2 , 6 , 13. Хочется отметить большую работу по созданию кабинета БОС в лицее №11. Этот коллектив в целом уделяет серьёзное внимание внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе. Одной из главных задач в качественном преподавании занятий является профессиональная подготовка кадров. К сожалению именно из -за нехватки таких кадров не во всех школах есть штатные преподаватели ОБЖ. Насколько актуален этот курс в данной аудитории говорить нет необходимости. Просто руководителям образовательных учреждений необходимо больше проявить настойчивости в подборе кадров и помнить о том , что этот предмет как самостоятельный курс включён в Базисный учебный план как один из необходимых и очень актуальных курсов в школе по работе с детьми.

Несколько слов об учебной литературе.

К сожалению мы не можем сказать , что заметно пополнились учебной и методической литературой школьные библиотеки. Но вот то , что 100 томник литературной классики России поступил в каждое образовательное учреждение это уже существенно пополнило книжный фонд школьных библиотек.

Достаточно неплохо был организован летний отдых детей. В июне и августе работали пришкольные лагеря , где отдохнуло 2,5 тысячи учащихся , действовали загородные оздоровительные лагеря , причём преимуществом пользовались дети из многодетных и малообеспеченных семей. В июле месяце на базе ДЮКФП № 2 функционировал лагерь для детей , стоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних , работу в котором в

основном обеспечивали преподаватели дополнительного образования ДЮКФП во главе с Андреем Васильевичем Шевчуком .

Управление образования в течение всего прошедшего учебного года продолжало работу по социальной защите детей , детей сирот , подопечных , не только по их обучению , но также социальной адаптации , подготовке к жизни и труду. Эти вопросы в большей степени приходилось решать отделу охраны прав детства несовершеннолетних. В течение года отдел решал задачи выявления и устройства детей , потерявших родительское попечение , охраны их гражданских и имущественных прав , проводил работу с социально - неблагополучными семьями.

На учёте в отделе охраны прав детства находится 251 подопечный ребёнок , 193 из них получают опекунское пособие. В течение года были лишены родительских прав 54 человека. Выявлено за год 70 детей , оставшихся без попечения родителей. Под опеку принято 33 ребёнка , 47 устроены в интернатные учреждения , усыновлено -- 33 ребёнка. За год рассмотрено свыше 406 заявлений , отказано в 27 случаях , где ущемлялись права несовершеннолетних.

Работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних управление образования организует в соответствии с федеральным Законом «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Управление образования , руководители образовательных учреждений тесно взаимодействуют с сотрудниками правоохранительных органов , культуры , здравоохранения , социальных служб. Такая совместная работа помогает решать задачи воспитания детей более эффективно и предметно. За последнее время не наблюдается рост правонарушений среди учащихся, надо отметить , что по сравнению с прошлым годом за 1 полугодие произошло снижение подростковой преступности на 44,8 %. Но оставляет тревогу рост детей употребляющих спиртные напитки , совершающих хулиганские поступки.

К сожалению мы не можем сегодня сказать и о том , что в истекшем учебном году многое изменилось в совершенствовании материально технической базы образовательных учреждений города.

Конечно недофинансирование системы образования города очень отражается и на учебной , и на воспитательной деятельности педагогических коллективов. В прошедшем учебном году из бюджета города на ремонт образовательных учреждений было выделено

Мы понимаем , что всего этого недостаточно. И поэтому выражаем особую благодарность и признательность руководителям образовательных учреждений , родителям , спонсорам , оказавшим помощь школам в

подготовке к новому учебному году. И как показала приёмка школ , школы города готовы принять учащихся и начать новый учебный год.

Уважаемые коллеги!

В условиях демографического спада ( по городу число обучающихся в школе за последние годы не растёт) привлекательность школы для родителей и это уже не секрет , станет основным фактором её выживания. А эту привлекательность можно обеспечить лишь при условии её модернизации. И в свою очередь , а это всем ясно программу модернизации нельзя реализовывать без поддержки родителей. И в связи с этим в школах города необходимо активно осваивать и иметь такие направления деятельности как:

- регулярное и добросовестное информирование родителей о деятельности школы , её проблемах и достижениях , в частности , о движении учащихся и социальном устройстве выпускников , о правах учащихся и родителей.

- распространение практики договорных отношений с родителями , чёткое определение прав и сферы ответственности каждой из сторон.

- обсуждение и принятие совместных с родителями решений по принципиальным вопросам деятельности школы (выбор учебного плана , определение профилей классов , выбор учебных пособий , проектируемые изменения в образовательном процессе , режим работы школы , организация питания , состав платных услуг).

- прозрачность финансовой деятельности школы ( родители имеют ясную информацию о том , какие потребности школы обеспечиваются бюджетом , за что надо платить , как учитываются родительские средства , на что они израсходованы).

- анализ запросов родителей , изучение их мнения о качестве образовательной деятельности школы и по другим значимым для родителей вопросам.

- оказание консультативной помощи родителям в решении сложных педагогических проблем.

И обучающиеся и их родители чётко должны знать не только свои права , но и обязанности. Сегодня в каждом образовательном учреждении необходимо иметь такую информацию. И она должна быть открытой , доступной каждой из сторон.

Начинается новый учебный год и наряду с достигнутыми успехами , мы всё же входим в него и с массой проблем.

Несмотря на поставку компьютерной техники в школы города , всё же материальная база по информатизации ещё очень слаба и не соответствует современным требованиям. А ведь информатизация - это один из главных вопросов современной школы.

Ничего не изменилось с организацией питания учащихся в школах.

К сожалению на территории города не решены вопросы с оплатой труда учителя по Закону «Об образовании Псковской области».

Над этими и многими другими проблемами нам предстоит всем вместе работать в новом учебном году. А приоритетными задачами в системе образования города остаются :

- это создание оптимальных условий для обучения , воспитания детей , сохранение и укрепление их здоровья

- обновление содержания образования и воспитания , поддержка инновационной деятельности на всех уровнях образовательной системы и др.

- введение предпрофильного и профильного обучения в старшей школе

- обеспечение дифференциации и индивидуализации образования на основе государственных образовательных стандартов.

В своём выступлении я остановился на основных проблемах образования города. Как всегда сравнительный анализ работы учреждений образования будет представлен в сборнике , который мы ежегодно выпускаем.

И я думаю , что выступающие на конференции дополнят мой доклад , выскажут свои предложения , замечания , поделятся опытом своей работы.

Дорогие коллеги!

Рад снова вас всех видеть в этом зале , благодарю за успешную работу в прошедшем учебном году , поздравляю с новым учебным годом. Желаю счастья , здоровья и творческих успехов.

Начальник Управления образования А.А.Шулаев


скачать документ [25.62 Kb]


Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.