13.8.2007
Доклад на августовскую конференцию 2003 год
Доклад на августовскую конференцию 2003 год Уважаемые коллеги! Традиционно собрались мы в этом зале на наше Августовское совещание , накануне нового 2003 2004 учебного года , чтобы подвести итоги прошедшего учебного года и наметить задачи на новый учебный год. Всем вам известно , что прошедшие два года и истекший 2002 - 2003 учебный год в области образования как в стране в целом , так и в городе проходили под знаком реализации масштабных государственных задач по обновлению структуры и содержания образования. Проанализировав работу в этом направлении как управления образования , так и всех педагогических коллективов образовательных учреждений , можно отметить , что несмотря на определённые трудности , связанные с финансовыми проблемами , что существенно сказывалось на материально техническом обеспечении образовательных учреждений , подготовке и переподготовке педагогических кадров , организации и проведении различных семинаров , курсов и других мероприятий. Тем не менее в истекшем учебном году система образования города сохранила свои позиции и показатели и продолжала развиваться и совершенствоваться , реализуя Федеральный и региональный базисные учебные планы. Результатом этого развития стало создание такой системы образования города , в которую входят практически все типы и виды образовательных учреждений , которые способны удовлетворить изменяющиеся образовательные потребности населения города и обеспечить интересы конкретного ребёнка. Целостность образовательного пространства города представлена следующим образом. Большую часть в ней занимают дошкольные образовательные' учреждения их 24 ; общеобразовательные учреждения - 18^ в их число входит гимназия и 3 лицея ; учреждения дополнительного образования их 6. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в специальной ( коррекционной школе) и коррекционных классах в общеобразовательных учреждениях , что является положительным моментом их социализации. Работает Центр образования и школа интернат для детей сирот. В прошедшем учебном году 4 общеобразовательных учреждения ( лицей № 10 , № 11 , школа № 2 , педагогический лицей) продолжали работу в статусе экспериментальных площадок , практически все они участвуют в Федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержания образования. Все образовательные учреждения , ведущие инновационную деятельность , являются опорными площадками процесса модернизации. Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. В соответствии с основной идеей модернизации - обеспечение современного качества образования - обучение в общеобразовательной школе должно быть сориентировано не только и не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний , сколько на развитие таких качеств личности , которые позволили бы выпускникам легко вписаться в профессиональную жизнь , благодаря сформированной личной ответственности , самостоятельности , созидательных способностей , творчества. Новое качество образования нельзя рассматривать вне связи с решением такой проблемы , как обеспечение его доступности. В результате проводимых в школах города мониторингов , различного анкетирования , в процессе аттестации образовательных учреждений и анализа работы их деятельности , а так же опроса обучающихся и их родителей можно сделать вывод , что ситуация , сложившаяся с соблюдением государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования в целом по городу достаточно благополучная. Одним из аспектов реализации гарантий доступности образования является возможность выбора школы. практически в течение учебного года не было случаев , когда поступали жалобы на прием в школу , в том числе и не по месту жительства. В управлении образования за прошлый год зафиксировано 4 таких случая. 2 из них решены в пользу ученика и родителя , в 2х случаях отказано образовательным учреждениям реализующим программы повышенного уровня по причине ограничения в нем мест и по результатам тестирования обучающихся , с чем были родители согласны. Дети продолжили учёбу в общеобразовательной школе. Проблема обеспечения доступности образования имеет много граней. Несомненно , что в наибольшей мере нарушается это право для той части детей , которые оказались вне школы. На конец прошлого года таких детей было________. Решаются проблемы детей , уклоняющихся от учёбы в школе путём координации усилий всех ведомств , работающих в первую очередь с неблагополучными семьями , откуда чаще всего и бывают эти дети. Но здесь очень большое поле деятельности и педагогическим коллективам , так как практически в каждом учебном заведении есть случаи , когда дети по различным причинам не сидят за партой. В прошедшем учебном году в школах города обучалось 13073 учащихся , свыше 4х тысяч детей посещали дошкольные образовательные учреждения , около 9 тысяч подростков занимались в системе дополнительного образования. В целом намеченный план работы на 2002 2003 учебный год был выполнен. А это значит , что образовательные учреждения глубоко и целенаправленно работали по выбранным школами направлениям , проводилась опытно - экспериментальная деятельность . А в связи с этим продолжала осуществляться отработка лицейского образования , методика предпрофильного и профильного обучения , значительно расширился спектр профильных классов , классов с углублённым изучением отдельных предметов. Практически в каждой школе шла работа по обновлению содержания образования. Однако ещё не все общеобразовательные учреждения , особенно те которые работают в режиме общеобразовательной школы , используют все возможности стоящие перед ними в связи с реформированием образования. В истекшем учебном году прошли аттестацию школы № 8 , № 12 ; по линии Главного управления образования прошли аттестацию коррекционная школа № 14 и школа интернат № 5 станции Великие Луки. Прошли государственную аккредитацию в 2002 - 2003 учебном году : школы № 1 , № 4 , № 49 станции Великие Луки и школа - интернат № 5 станции Великие Луки : а также «Детско - юношеская спортивная школа № 3 «Олимпия». Большинство образовательных учреждений , педагогические коллективы вышли на новую ступень своего развития достигли определённых результатов в учебно воспитательной деятельности , внедряя в образовательный процесс новые программы и педагогические технологии , новые системы обучения и воспитания. С 2002 2003 учебного года во всех образовательных учреждениях завершился переход на четырёхлетнее обучение в начальной школе. Лицеи № 10 и № И приняли активное участие в экспериментальной работе по созданию инновационной модели образовательного процесса в 12 - летней школе. Педагогический коллектив школы № 2 работал над созданием и апробацией образовательной модели « .Школа свободного выбора» в условиях личностно ориентированного подхода. В начальной школе большая роль отводилась технологиям развивающего обучения по системе Л.В. Занкова , Н.Б. Истоминой , по программам «Гармония» , «Школа 2100», «Школа 21 века» и др.. В школе 11 и 111 ступени активно использовались личностно - ориентированные технологии ( метод проектов, критического мышления , модульное обучение , технология уровневой дифференциации , интерактивные методы обучения , КСО и др..) • Психологическое сопровождение образовательных учреждений города осуществлялось благодаря целенаправленной деятельности педагогов психологов. Психологическая служба решала проблемы , связанные с сопровождением развития и обучения школьников диагностикой и коррекционно - развивающей работой. А о том , как работали педагогические коллективы , о степени усвоения обучающимися образовательных программ можно судить по результатам итоговой аттестации. В 2002 - 2003 учебном году окончили школу 1005 учащихся Их классов ( вместе со школами станции Великие Луки) из них : 42 человека с золотой медалью , 64 человека с серебряной медалью. Средний процент успеваемости по результатам учебного года составил 99,46% ( соответственно за прошлые два года он составил 99,45% и 99,4%). Средний процент качества знаний по результатам окончания учебного года составил 31,3% ; в прошлом учебном году - 33,35%. С отличием закончили основную школу ( 9 классов) и получили аттестаты особого образца 66 человек , 60 обучающихся оставлено на повторное обучение. Второй год образовательные учреждения нашего города принимали участие в проведении единого государственного экзамена. Его результаты говорят о том, что по сравнению с прошлым годом позиции не потеряны , всё же высветились новые проблемы , над которыми необходимо работать и городскому управлению образования и педагогическим коллективам. И если в организационном плане практически всё прошло благополучно , то результаты проведения единого государственного экзаменов по отдельным дисциплинам необходимо серьёзно проанализировать. Такие данные сегодня имеются в каждом педагогическом коллективе , а поэтому не только руководитель , но и каждый педагог , чьи дети сдавали ЕГЭ , может увидеть результаты своего труда. Кого-то они обрадуют , кого-то огорчат. Но главное , что сегодня просто необходимо - это готовить и себя , и ученика к независимому тестированию , каким является ЕГЭ, так как эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональной систем управления качеством 'образования. К 2004 году планируется ввести на всей территории России единый государственный экзамен как обязательный с целью обеспечения объективности и унификации итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования. В прошедшем году математику сдавали 847 учащихся . На «4» и «5» написали 46% ( по области 53%) , 10% написали на «2» ( по области 9%). Вывод напрашивается сам по себе , хотя по сравнению с 2001 2002 учебным годом у нас написавших на «2» процент сократился ( был 12,7%) и вырос процент написавших на «4» и «5» ( был 42,6%) всё же всем нам есть над чем работать. Справедливости ради надо заметить , что конечно и у нас есть отдельные педагогические коллективы , отдельные классы и безусловно педагоги , чьи успехи радуют , так как они достигли высоких результатов по проведению данного экзамена не только в городе , но в области. А вот по таким предметам как химия и география у нас «2» '-- нет , а % сдавших на «4» и «5» выше областных и Российских и немного хуже в этом году результаты по физике и биологии. Самые высокие результаты , а это значит наивысшие баллы получили : по математике Рогоза Дмитрий , гимназия - 98 баллов , Стегалин Иван , лицей № 11 - 97 баллов , Курбатова Иванна , лицей № 11 - 96 баллов , по физике Судаков Юрий , школа № 7 - 92 балла , Пудова Лидия , лицей № 11 - 86 баллов , Юсупов Фадей , гимназия -- 84 балла , по биологии Сазонников Иван , лицей № 10-96 баллов , Крупская Екатерина , гимназия-84 балла , Буймистренко Наталья , лицей № 10 -- 80 баллов , по химии Павлов Антон , гимназия - 97 баллов , Крупская Екатерина , гимназия - 93 балла , Курьякова Евгения , гимназия - 89 баллов , по географии Светлов Алексей , школа № 12-91 балл. Следует отметить , что хороших результатов по ЕГЭ достигли следующие образовательные учреждения : Гимназия : математика - 98% - успеваемость , 87% - качество физика - 100% -успеваемость , 84 % - качество биология - 100 % -успеваемость , 100 % - качество по химии и географии все сдававшие получили только оценку «5» . Лицей № 10 : математика - 100 %- успеваемость , 58 % - качество химия - все сдававшие получили оценку «5». Школа № 2 : математика - 94 % -успеваемость , 72 % - качество биология - 100 %- успеваемость , 100 % - качество. Школа № 7 : физика - 100 % успеваемость , 83 % - качество биология - 100 % успеваемость , 80 % - качество. Школа № 13 : математика - 94 - успеваемость , 73 % - качество физика - 100 % -успеваемость , 100 % - качество. Школа № 12 : биология - 100 % - успеваемость , 86 %- качество география - 100 % - успеваемость , 66 % - качество. И конечно , высокий профессионализм подтвердили те учителя , чьи воспитанники показали на едином экзамене самые высокие результаты. Это учителя математики гимназии: Козлов Сергей Дмитриевич и Богданова Светлана Степановна ; Ильина Любовь Михайловна так же учитель математики лицея № 11 ; Народный учитель России Марголин Эдуард Максович , учитель физики школы № 7 ; учитель лицея №11 Валентина Васильевна Токаржевская и Евгения Ивановна Николаева - гимназия оба учителя физики. Учителя биологии Солодкова Наталья Николаевна - лицей № 10 , Басова Людмила Геннадьевна гимназия ; учитель химии Прощенкова Татьяна Борисовна , так же учитель гимназии ; учитель географии школы № 12 Пантюхова Вера Ильинична. Эти педагоги вошли в десятку лучших , чьи дети получили наивысший балл. Мы поздравляем этих педагогов и всех , кто на едином экзамене достиг положительных результатов. Второй год проведения ЕГЭ позади , впереди новые проблемы , новые вопросы. Но уже то , что с каждым годом прибавляется опыта и организации , в проведении ЕГЭ в этом большая заслуга всех участвующих в нём: и руководителей , и организаторов , и наблюдателей и педагогов. В целом он прошёл на высоком профессиональном и организационном уровне. Вся процедура была выдержана. Не было аппеляций по его проведению. Аппеляций по выставленной оценке были удовлетворены. От имени управления образования хочу искренне поблагодарить всех , кто к этому экзамену был причастен. И в связи с этим будет уместно сказать , что большую работу в подготовке и проведении ЕГЭ проделал открывшийся в городе областной филиал «Информационного Центра оценки качества образования» , руководимый Кремковой Еленой Витальевной. Открытие этого Центра большой шаг в развитии образования города , его информатизации. В 2002 - 2003 учебном году Минобразование установило новый порядок проведения государственной ( итоговой) аттестации выпускников Их классов образовательных учреждений по литературе. Изменилось название экзамена. Теперь он назван -- «письменный экзамен по русскому языку и литературе». Кроме того , выпускникам было дано право выбора : писать сочинение или изложение с творческим заданием. Как оказалось , большинство учащихся школ города выбрали изложение. Все выпускники успешно сдали этот экзамен , а 46 работ было выдвинуто на соискание золотой медали и 63 - серебряной. Работы претендентов на золотую медаль были рассмотрены областной экспертной комиссией , утверждены «5» за 44 работы , оценки за содержание двух работ ( ж.д. школ № 1 и № Л9 ) снижены до «4». Как считает комиссия , не полностью раскрыта тема. Работы 63 претендентов на серебряные медали проходили экспертную проверку в городской комиссии. Без замечаний прошли 57 сочинений и изложений , комиссия согласилась с оценками школы. В 6 работах были отмечены неточности , недочёты и некоторые ошибки , не позволившие оценить работу на «отлично». В результате городская комиссия снизила оценки за «содержание» в Зх работах ( школ №1,6,1 ж.д.) с «5» до «4» и в Зх работах за грамотность ( школа № 1 и педагогический лицей). В целом же комиссия отмечает хороший уровень выпускных сочинений и изложений медалистов : это и глубокое содержание , и достаточно грамотное и выразительное изложение мыслей. 2002 2003 учебный год как и предыдущие подтвердил конкурентноспособность наших выпускников при поступлении в вузы. Предварительно известно , что из 1005 выпускников поступили в высшие учебные заведения____человек , что составило______%. Ключевую позицию в образовательном пространстве безусловно занимает педагог. От его квалификации , от его личностных качеств и профессионализма зависит какой быть сегодня в целом системе образования. В городе работает большой отряд профессиональных , творческих , грамотных педагогов , которые многое делают для обучения и воспитания учащихся. Городское управление образования , руководители образовательных учреждений делают всё возможное , чтобы учитель не только совершенствовал своё педагогическое мастерство , но и стараются обогатить его новыми знаниями. В целом в городе созданы условия для непрерывного педагогического образования. Не смотря на все сложности , на всех видах курсов повысили свою квалификацию 400 педагогов. Из них 303 прошли курсовую подготовку на базе города. Для них были проведены курсы , семинары , тематические консультации и многое другое. Всё это проводилось методическим кабинетом городского управления образования. На базе великолукского центра ПКРО состоялись аттестационные курсы для учителей иностранного языка и физкультуры г. Великие Луки и районов южной зоны Псковской области. Для проведения отдельных курсов и консультаций привлекались учёные и преподаватели высших учебных заведений: ПГПИ ( кафедра начального обучения) , ВГСХА ( кафедра химии, факультет агроэкологии ) , ВЛГИФК ( кафедра педагогики и валеологии ). Состоялись выездные семинары в другие регионы страны для учителей технологии (г. Смоленск) , для заместителей директоров по воспитательной работе ( г. Новгород). Для учителей французского языка были проведены курсы с приглашением преподавателей преподавателей Центра французского языка при посольстве Франции ( г. Санкт Петербург). По линии Псковской региональной общественной организации «Псковская глубинка» совместно с международной организацией «Международная Амнистия» были проведены интересные и содержательные семинары по проблеме «Методика преподавания прав человека». Семинары - тренинги для учителей общественных дисциплин , биологии и экологии провели преподаватели методического центра г. Санкт- Петербурга. В рамках методических объединений учителей продолжали работу творческие лаборатории , мастерские , методические центры , ШППО Народного учителя России Марголина Э.М. , авторский семинар учителя математики Козлова С.Д.. Действовал семинар по изучению истории русской православной культуры. Регулярно для руководителей и учителей , участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования , проводились выездные сессии постоянно действующего семинара участников эксперимента. Достойно прошла в области презентация педагогической деятельности по модернизации образования непосредственных участников эксперимента лицея № 10 и лицея №11. Важным стимулом профессионального роста , является аттестация педагогических кадров. По итогам учебного года было аттестовано 223 человека. В том числе на высшую категорию - 75 человек, на первую категорию 148 человек. Одним из факторов реализации творческого потенциала педагогов , их профессионального развития является ежегодное участие в областной научно - практической конференции «Профессиональное развитие педагога в системе постдипломного образования». В работе последней из них приняли активное участие руководители и педагоги гимназии , педагогического лицея , лицея № 10 и № 11 , школ №5,9, 12, 14, 15, ЦРТДиЮ. Делегация лицея № 11 стала участницей Российской научно - методической конференции «Университетская гимназия» , которая состоялась в г. Санкт -Петербурге. В региональной научно практической конференции «Проблема экологической устойчивости жизни на земле» приняли участие учителя биологии и экологии лицея № 10 , № 11 , школы № 15 , ЦРТДиЮ. Педагогические коллективы лицея № 10 , лицея №11, школ №с2 , ДОУ № 3 и № 17 приняли участие в формировании экспозиции «Образование Псковской области» , представленной на Российском образовательном форуме «Школа 2003» под девизом «Модернизация российского образования: первые итоги». Ежегодно педагоги школ города становятся участниками областного конкурса педагогических достижений. Захарова Елена Михайловна , педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ , стала дипломантом одной из номинаций областного конкурса «Сердце отдаю детям» . Тихомирова Наталья Николаевна , педагог - психолог «ДОУ №17-Центр развития ребёнка» , стала победителем областного конкурса «Воспитатель года 2003». Никифорова Альвина Павловна , директор лицея № 11 , как победитель областного этапа конкурса «Лидер в образовании» , получила приглашение принять участие в заключительном этапе Всероссийского конкурса «Лидер в образовании». Соловьёва Ольга Николаевна , заведующая школьной библиотекой школы № 9 , стала победителем в 111 туре ( полуфинал) Всероссийского конкурса школьных библиотек «Библиобраз». Большое внимание уделялось работе с одарёнными школьниками. В образовательных учреждениях создавались условия для работы с ними. Учащиеся , увлечённые глубоким изучением предметов , проявляющие интерес к научно -- исследовательской деятельности , имели возможность заниматься в школьных научных обществах , школьных и межшкольных факультативах. Тесная связь поддерживается с областным центром развития одарённых школьников. Итогом всей проделанной работы явилось участие наших школьников в предметных олимпиадах и научно практических конференциях, различных конкурсах. В истекшем учебном году в городской олимпиаде школьников приняли участие 862 учащихся 8-11 классов всех школ города. По сумме призовых мест лидерами стали : гимназия (38 призовых мест), лицей № 11 и школа № 12 ( завоевали по 30 призовых мест каждая). С хорошими результатами выступили учащиеся школ № 13 и № 7 , на счету которых соответственно 24 и 20 призовых мест. Заметные результаты у учащихся лицея № 10 и школы № 5.52 учащихся- , а это победители и призёры городского этапа Олимпиады, приняли участие в Областной Олимпиаде в г. Пскове , завоевав 21 призовое место из них 9 —первых. Это учащиеся гимназии , лицея №11, школ №'5,7, 12,ЛЗ, 1 ж. д. , 9. Шесть победителей областного этапа Олимпиады стали участниками зонального и заключительного этапа Всероссийской Олимпиады школьников и успешно выступили на них это: - Арбичева Алиса , лицей №11, биология , учитель Лаврентьев Владимир Александрович , - Рогаза Дмитрий , гимназия , география , учитель Лыкова Людмила Александровна, - Буйко Олег , гимназия , история Отечества , учитель Буйко Игорь Викторович, • - Судаков Юрий , школа № 7 , физика , учитель Марголин Эдуард Максович, - Николаев Юрий , школа № 7 , химия , учитель Основская Галина Сергеевна. По итогам областного очно - заочного конкурса «Юные дарования» призёрами стали учащиеся гимназии , лицея №11, школы № 5 , № 12. Учащиеся школ города ежегодно принимают участие в областной научно -практической конференции «Шаг в будущее». В прошлом году в ней приняли участие 29 учащихся из семи образовательных учреждений : школы №cl , гимназии , педагогического лицея , лицея № 10 , лицея № 11 , школ № 13 , № 15. Восемь участников конференции были награждены дипломами. Трое получили приглашение принять участие во Всероссийских конференциях. Казичева Екатерина и Григорьева Ольга , лицей № 11 ( научный руководитель Шкроба Станислав Петрович) , стали участниками Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» и получили рекомендации на участие в 1У Евразийском молодёжном научном фестивале «Шаг в будущее». Львова Екатерина , школа № 1 ( научный руководитель Осипова Надежда Васильевна ) стала дипломантом Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся туристско -- краеведческого движения «Отечество»( г. Москва). Во время летних каникул многие одарённые школьники имели возможность продолжить свои научные исследования в лагерях и экспедициях. Уже третий год учащиеся нашего города выезжают в экологический лагерь в п. Нелидово на территорию центрального лесного государственного биосферного природного заповедника под руководством Жулёвой Татьяны Николаевны. 12 школьников приняли участие в У1 областной детской краеведческой экспедиции «Истоки» на территории Себежского национального парка. Семь одарённых школьников из числа победителей и призёров Олимпиад , смотров , конкурсов , спортивных соревнований отдыхали в оздоровительном лагере «Родничок» г. Евпатория, 5 выпускников - медалистов ( лицея № 11 , гимназии и лицея № 10 ) были приглашены в Москву на бал выпускников. Существенный шаг на уровне государства сделан сегодня и в осмыслении эффективности воспитания. Воспитание возвращается вновь в школу , в систему дополнительного образования , восстанавливается в правах как самостоятельная сфера педагогической деятельности. Это нашло закрепление в Концепции модернизации Российского образования до 2010 года , в которой чётко определён социальный заказ государства : воспитание человека образованного , нравственного , предприимчивого , готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора , способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию , обладающего чувством ответственности за судьбу страны , своего города. В настоящее время становится очевидной несостоятельность попыток создать единую воспитательную модель для всех образовательных учреждений. Сегодня курс взят на реализацию идеи вариативности воспитательной деятельности , на создание в образовательных учреждениях собственных уникальных систем воспитания. И это реализуется и в образовательных учреждениях города. В 2002 2003 учебном году проводилась целенаправленная работа по формированию и совершенствованию воспитательных систем в образовательных учреждениях. Большую помощь оказывает в этом кафедра теории и методики воспитания ПОИПКРО и её руководитель доктор педагогических наук , профессор Евгений Николаевич Степанов. В целях повышения мастерства заместителей директоров школ по воспитательной работе для них проведены курсы профессора Евгения Николаевича Степанова , семинар по итогам курсов профессора Полякова , семинары в Переслегинской гимназии , лицее № 10 , городском архиве совместно с обществом «Мемориал» , семинар по проектным методам работы и выездной трёхдневный семинар в городе Новгород. Основными направлениями воспитания в общеобразовательных учреждениях города являлось развитие содержания и форм гражданского , патриотического и духовно - нравственного воспитания. Вся деятельность образовательных учреждений по гражданско патриотическому воспитанию строится на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 гг.». Планирование и организация деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию осуществляется в тесном сотрудничестве с городским Советом ветеранов Великой Отечественной войны , вооружённых сил и труда. Традиционно учащиеся школ принимали участие в патриотических акциях - 17 января -день освобождения города , 23 февраля - день Защитника Отечества и 60 -летие подвига А. Матросова , 9 мая - день Победы , 22 июня - день памяти и скорби. Большая работа проведена к 60 летию освобождения города. Победителями смотра школьных музеев к этой знаменательной дате стали музеи школы №1 (Дмитриева Валентина Николаевна) , школы № 5 ( Орлов Владимир Еидаднмнровнч ) , ЦРТДиЮ ( Горшкова Людмила Васильевна) , педагогического лицея ( Иванова Валентина Константиновна) , школы № 12 ( Смирнова Татьяна Дмитриевна). С целью приобщения учащихся к отечественной культуре и истории , к поисковой , научно исследовательской работе в течение учебного года проводились городские конкурсы : «Дома рассказывают» для учащихся 3-5 класса , «Окраина» для учащихся 6-7 класса , «Отечество» для учащихся 8-11 класса. Особенно следует отметить огромную работу по краеведению , проведённую школьным научным обществом школы № 1 ( учитель истории Осипова Надежда Васильевна). Результатом этой работы стало И 111 место Львовой Екатерины , ученицы 11 класса во Всероссийской конференции «Отечество» с работой «Некрополь Казанского кладбища». Школы города тесно сотрудничают с городским отделением Всероссийского общества «Мемориал». Учащиеся лицеев № 4 , 10 , гимназии , школы № 7 участвовали во Всероссийском конкурсе «Человек в истории XX века». Призёрами конкурса стали гимназисты Трескинский Александр и Емельянов Василий ( учитель Буйко Игорь Викторович). Высоких результатов добились учащиеся школ № 1 ж.д. -- Белкова Олеся ( учитель Максимов А.А. ) Лауреат Всероссийского конкурса «Россия и права человека в XXI веке» ; № 10 -- Белоус Ольга ( учитель Гончарова Ирина Викторовна ) и педагогического лицея Виллумсон Людмила ( учитель Барыльников Игорь Петрович) призёры конкурса «Права человека в современном мире» среди школ Севере - Западного федерального округа. Отмечены также работы учащихся школ № 15 и лицея № 11 ( учителя Кулакова Татьяна Николаевна , Барбасов Андрей Игоревич). Традиционным стало проведение в городе патриотической акции «Обелиск у дороги» , активно участвуют в ней на протяжении нескольких лет школы № 1 , 7 , 9 , 12 , 13 , 15 , 1 ж.д. , лицеев № 4 , 10. Одним из любимых занятий школьников остаются путешествия по родному краю. Туристско - краеведческая деятельность способствует формированию ориентации ребёнка на общечеловеческие ценности : родную природу , отечественную культуру , здоровый образ жизни. Однако возможностей для организации экскурсий и походов становится все меньше : износилось туристическое снаряжение , средств на новое не выделяется. Острая проблема стоит с заказом автобусов. Практически не существует лыжный туризм. Заставляет задуматься то , что за пределы города и его окрестностей не выезжали 22 % школьников , в Москве ни разу не были 31,3 % , в Пскове- 30,5 % школьников. А ведь туризм , краеведение были и остаются одними из самых могучих средств воспитания , изучения своего края и своей Родины. Несмотря на серьёзные проблемы в организации туристско - краеведческой работы , туристы Великих лук показывают высокие результаты в областных соревнованиях. Развивается процесс взаимодействия управления образования , образовательных учреждений с православной церковью в духовно нравственном воспитании молодёжи. Традиционными стали семинары для педагогов встречи учащихся со слушателями Свято Тихоновского Богословского института , участие педагогов города в Рождественских и Глинских православных чтениях в Москве и Корнилиевских - в Печорах , проведение родительских собраний со служителями церкви. Значительных успехов добились участники городского клуба интеллектуальных игр ,10 летие которого отметили мы в 2003 году (руководит этим клубом Баландин Бронислав Борисович). Тесное сотрудничество связывает управление образования , образовательные учреждения с драматическим театром. Традицией становится совместное проведение недели «Театр - детям и юношеству» , школьный театральный фестиваль , конкурсы чтецов и юных поэтов. По итогам конкурса юных поэтов стихи 9 великолукских школьников отобраны для публикации в областном сборнике. На городском фестивале детских театральных коллективов высокий уровень показали ЦРТДиЮ , детский дом «Аистёнок» , детский сад №17, лицей № 11 , школа № 12 , школа № 2 , театральная студия «Рампа» ( ЦРТ ДиЮ и школа № 6) получила диплом 1 степени на областном театральном фестивале .Проведённый в апреле мае 2003 года фестиваль детского творчества , посвящённый 1100 -- летию города Пскова , показал , что уровень детских творческих коллективов за последние годы значительно вырос. Участие в фестивале приняли 14 театральных , 19 танцевальных , 27 вокальных коллективов. Яркую , разнообразную программу показали хореографические коллективы педагогического лицея , школ № 9 , № 13 , № 12 , лицея №10, ЦРТ ДиЮ , вокальные объединения педагогического лицея, школ № 1 , № 13 , № 1 ж.д. , № 49 ж.д. , школы - интерната для детей -сирот, лицея №11. Важнейшей задачей воспитания , определённой концепцией модернизации образования , является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания , инициативности , самостоятельности , толерантности , способности к успешной социализации в обществе. И здесь особое значение приобретает создание условий для развития в образовательных учреждениях ученического самоуправления , детских общественных организаций. Практически во всех образовательных учреждениях созданы школьные думы , Советы , парламенты и т.д.. впервые в городе прошёл фестиваль органов ученического самоуправления , который показал необходимость организации серьёзной работы со старшеклассниками и создание городского совета старшеклассников. Заметно активизировалась деятельность детской общественной организации «Лучане». Сегодня она насчитывает 326 членов. Особенно активны в детской организации учащиеся школ №1,6,4 ж.д. , 49 ж.д. , 1 интерната , лицея №11. Благодаря тесному сотрудничеству с комитетом по делам молодёжи , социальной политике и спорту администрации города и финансовой поддержке комитета в 2002 - 2003 учебном году проведены практически все запланированные городские мероприятия. Яркими событиями стали выездной слёт активистов школьных музеев , посвящённый 60 - летию освобождения города ; городская краеведческая конференция «Отечество» , конкурс школьных агитбригад «За здоровый образ жизни» , фестиваль органов ученического самоуправления , «Праздник танца» , церемония награждения лауреатов фестиваля детского творчества , посвящённого 1100 - летию города Пскова , неделя «Театр -- детям и юношеству» и конкурс чтецов , проведённый в драматическом театре. Система дополнительного образования детей в городе объединяющая в единый процесс воспитание , обучение и развитие личности ребёнка , представлена учреждениями дополнительного образования ( ЦРТДиЮ , ЦД(ю)ТТ , ДЮКФП №1,2,4, ДЮСШ № 3). В целом дополнительным образованием охвачено 85% детей школьного возраста. В учреждениях дополнительного образования идёт процесс обновления содержания образования , создание авторских программ. Успешно решаются вопросы приобщения учащихся к интеллектуальной исследовательской , творческой , туристической деятельности в ЦРТДиЮ. В центре сложился творческий коллектив педагогов , результаты работы которого штроко известны в Псковской области и за её пределами. Цирковой студии ( руководитель Дударева Зинаида Абрамовна) и музыкальной студии ( руководитель Яровой Александр Петрович) в 2003 году присвоено звание «Образцовый коллектив». В последние годы в этих учреждениях сложился дефицит кадровых ресурсов - острая нехватка руководителей детских объединений в туризме , краеведении , техническом творчестве. Фактически отсутствует материально техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса практически во всех учреждениях дополнительного образования. Серьёзные финансовые трудности и слабая материальная база привели к сокращению кружков технического профиля. Несмотря на это , коллектив ЦД(ю)ТТ старается разнообразить досуг школьников , через учебно воспитательный процесс подготовить подростков к осознанному вступлению в самостоятельную жизнь. Высокий профессиональный уровень педагогов способствует росту мастерства и творческих успехов воспитанников. За высокие результаты в технических конкурсах Горбунов Виталий ( школа № 5) получил право на льготное поступление в ПГПИ , Рыбаков Стае и Игнатьев Павел ( лицей № 11 ) награждены путёвками в ВДЦ «Орлёнок». Активно участвуют в мероприятиях по техническому творчеству учащиеся школ №1,4 ж.д. ,5,6,7,9,13,15,12, лицеев № 4, 10 , 11. Итогом работы ЦД(ю)ТТ в 2002 - 2003 учебном году стали вторые места на областных авиа -, автомодельных , и третье место на судомодельных соревнованиях. Многие школьники города стали участниками и призёрами областных выставок. Ежегодно серьёзные достижения показывают наши учащиеся в массовых видах спорта , добиваются высоких спортивных результатов не только в областных , но и Всероссийских и даже Международных соревнованиях. В этом большая заслуга педагогов дополнительного образования ДЮКФП и учителей физкультуры. Сегодня просто нет времени перечислять все виды спорта , которые имеются и развиваются в городе , которые не только любимы подростками , но и по которым достигаются высокие результаты. Это стрельба из лука , борьба , футбол , лёгкая атлетика и другие виды спорта. Под руководством учителей физической культуры учащиеся школ приняли участие более чем в 30 видах соревнований. На базе нашего города прошла третья городская и областная Олимпиада школьников. Успешно завершилась городская спартакиада. В истекшем учебном году все школы были укомплектованы кадрами учителей физической культуры. Прошла диспансеризация учащихся, которая вскрыла серьёзные проблемы здоровья наших детей , заставила взглянуть на уроки физической культуры не как на второстепенный , а как на главный предмет в школе. В новом учебном году необходимо уделить серьёзное внимание вопросу введения третьего урока физической культуры , здоровьесберегающим технологиям , качеству проведения уроков физической культуры. Особое внимание хочу уделить преподаванию такого предмета как ОБЖ. Этот курс преподавался в 17 школах города. Не было этого предмета в школах № 14 и 1 ж.д. Предмет изучался с 1 по 11 класс как самостоятельный курс , факультативно и интегрировано. Отвечало всем требованиям преподавание данного курса в школах № 2 , 6 , 13. Хочется отметить большую работу по созданию кабинета БОС в лицее №11. Этот коллектив в целом уделяет серьёзное внимание внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе. Одной из главных задач в качественном преподавании занятий является профессиональная подготовка кадров. К сожалению именно из -за нехватки таких кадров не во всех школах есть штатные преподаватели ОБЖ. Насколько актуален этот курс в данной аудитории говорить нет необходимости. Просто руководителям образовательных учреждений необходимо больше проявить настойчивости в подборе кадров и помнить о том , что этот предмет как самостоятельный курс включён в Базисный учебный план как один из необходимых и очень актуальных курсов в школе по работе с детьми. Несколько слов об учебной литературе. К сожалению мы не можем сказать , что заметно пополнились учебной и методической литературой школьные библиотеки. Но вот то , что 100 томник литературной классики России поступил в каждое образовательное учреждение это уже существенно пополнило книжный фонд школьных библиотек. Достаточно неплохо был организован летний отдых детей. В июне и августе работали пришкольные лагеря , где отдохнуло 2,5 тысячи учащихся , действовали загородные оздоровительные лагеря , причём преимуществом пользовались дети из многодетных и малообеспеченных семей. В июле месяце на базе ДЮКФП № 2 функционировал лагерь для детей , стоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних , работу в котором в основном обеспечивали преподаватели дополнительного образования ДЮКФП во главе с Андреем Васильевичем Шевчуком . Управление образования в течение всего прошедшего учебного года продолжало работу по социальной защите детей , детей сирот , подопечных , не только по их обучению , но также социальной адаптации , подготовке к жизни и труду. Эти вопросы в большей степени приходилось решать отделу охраны прав детства несовершеннолетних. В течение года отдел решал задачи выявления и устройства детей , потерявших родительское попечение , охраны их гражданских и имущественных прав , проводил работу с социально - неблагополучными семьями. На учёте в отделе охраны прав детства находится 251 подопечный ребёнок , 193 из них получают опекунское пособие. В течение года были лишены родительских прав 54 человека. Выявлено за год 70 детей , оставшихся без попечения родителей. Под опеку принято 33 ребёнка , 47 устроены в интернатные учреждения , усыновлено -- 33 ребёнка. За год рассмотрено свыше 406 заявлений , отказано в 27 случаях , где ущемлялись права несовершеннолетних. Работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних управление образования организует в соответствии с федеральным Законом «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Управление образования , руководители образовательных учреждений тесно взаимодействуют с сотрудниками правоохранительных органов , культуры , здравоохранения , социальных служб. Такая совместная работа помогает решать задачи воспитания детей более эффективно и предметно. За последнее время не наблюдается рост правонарушений среди учащихся, надо отметить , что по сравнению с прошлым годом за 1 полугодие произошло снижение подростковой преступности на 44,8 %. Но оставляет тревогу рост детей употребляющих спиртные напитки , совершающих хулиганские поступки. К сожалению мы не можем сегодня сказать и о том , что в истекшем учебном году многое изменилось в совершенствовании материально технической базы образовательных учреждений города. Конечно недофинансирование системы образования города очень отражается и на учебной , и на воспитательной деятельности педагогических коллективов. В прошедшем учебном году из бюджета города на ремонт образовательных учреждений было выделено Мы понимаем , что всего этого недостаточно. И поэтому выражаем особую благодарность и признательность руководителям образовательных учреждений , родителям , спонсорам , оказавшим помощь школам в подготовке к новому учебному году. И как показала приёмка школ , школы города готовы принять учащихся и начать новый учебный год. Уважаемые коллеги! В условиях демографического спада ( по городу число обучающихся в школе за последние годы не растёт) привлекательность школы для родителей и это уже не секрет , станет основным фактором её выживания. А эту привлекательность можно обеспечить лишь при условии её модернизации. И в свою очередь , а это всем ясно программу модернизации нельзя реализовывать без поддержки родителей. И в связи с этим в школах города необходимо активно осваивать и иметь такие направления деятельности как: - регулярное и добросовестное информирование родителей о деятельности школы , её проблемах и достижениях , в частности , о движении учащихся и социальном устройстве выпускников , о правах учащихся и родителей. - распространение практики договорных отношений с родителями , чёткое определение прав и сферы ответственности каждой из сторон. - обсуждение и принятие совместных с родителями решений по принципиальным вопросам деятельности школы (выбор учебного плана , определение профилей классов , выбор учебных пособий , проектируемые изменения в образовательном процессе , режим работы школы , организация питания , состав платных услуг). - прозрачность финансовой деятельности школы ( родители имеют ясную информацию о том , какие потребности школы обеспечиваются бюджетом , за что надо платить , как учитываются родительские средства , на что они израсходованы). - анализ запросов родителей , изучение их мнения о качестве образовательной деятельности школы и по другим значимым для родителей вопросам. - оказание консультативной помощи родителям в решении сложных педагогических проблем. И обучающиеся и их родители чётко должны знать не только свои права , но и обязанности. Сегодня в каждом образовательном учреждении необходимо иметь такую информацию. И она должна быть открытой , доступной каждой из сторон. Начинается новый учебный год и наряду с достигнутыми успехами , мы всё же входим в него и с массой проблем. Несмотря на поставку компьютерной техники в школы города , всё же материальная база по информатизации ещё очень слаба и не соответствует современным требованиям. А ведь информатизация - это один из главных вопросов современной школы. Ничего не изменилось с организацией питания учащихся в школах. К сожалению на территории города не решены вопросы с оплатой труда учителя по Закону «Об образовании Псковской области». Над этими и многими другими проблемами нам предстоит всем вместе работать в новом учебном году. А приоритетными задачами в системе образования города остаются : - это создание оптимальных условий для обучения , воспитания детей , сохранение и укрепление их здоровья - обновление содержания образования и воспитания , поддержка инновационной деятельности на всех уровнях образовательной системы и др. - введение предпрофильного и профильного обучения в старшей школе - обеспечение дифференциации и индивидуализации образования на основе государственных образовательных стандартов. В своём выступлении я остановился на основных проблемах образования города. Как всегда сравнительный анализ работы учреждений образования будет представлен в сборнике , который мы ежегодно выпускаем. И я думаю , что выступающие на конференции дополнят мой доклад , выскажут свои предложения , замечания , поделятся опытом своей работы. Дорогие коллеги! Рад снова вас всех видеть в этом зале , благодарю за успешную работу в прошедшем учебном году , поздравляю с новым учебным годом. Желаю счастья , здоровья и творческих успехов.
Начальник Управления образования А.А.Шулаев
скачать документ [25.62 Kb]
Архив »»
|