29.8.2007
Доклад на августовской конференции 2007 года
Управления образования Администрации города Великие Луки, 2007-2008 учебный год Великолукское образование – продолжение традиций Отечества, опора единой России, инновации и творчество «Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Из посланий Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года В 2006-2007 учебном году мы продолжили работу по реализации основных направлений образовательной политики в соответствии с Законом РФ «Об образовании», требованиями приоритетного национального проекта «Образование», Федеральными целевыми программами: «Развитие образования», «Дети России», «Русский язык», «Электронная Россия», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Все эти основополагающие нормативные документы принимались Федеральным Собранием России. Сегодня, в канун выборов, на наш взгляд, важно увидеть позицию по вопросам образования тех политических организаций, которые реально влияют на политику государства в сфере образования. Именно поэтому хотелось бы в докладе остановиться на концептуальных вопросах и партии «Единая Россия», соотнести анализ и цели, которые она предлагает, с ситуацией в великолукском образовании. «Несмотря на целый ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе модернизации и повышения бюджетных расходов, в целом в образовании сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Среди указанных проблем следует отметить: — недостаточную скоординированность и сбалансированность действий по дальнейшему развитию системы образования, часть проводимых экспериментов осуществляется как самостоятельные и самодостаточные мероприятия; — низкая осведомленность работников образования о целях и задачах модернизации, отсутствие у них мотивации к участию в преобразованиях; — нерешенность таких значимых для педагогических коллективов проблем, как вопрос достойного уровня заработной платы, пенсионного обеспечения, социального статуса; — неразвитость непрерывного профессионального образования как фактора обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики в профессиональных кадрах необходимой квалификации; — неадекватность существующих образовательных стандартов и программ всех уровней образования возрастающим современным требованиям; — низкие темпы обновления технологий обучения, в первую очередь, коммуникативно-информационных на основе современных технических средств обучения; — снижение качества образования; — отсутствие эффективной государственно-общественной системы контроля качества образования; — неэффективность системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности на всех уровнях образования. На современном этапе для реализации приоритетных направлений развития образования в ближайшей перспективе необходимо: — отладить четкую и всестороннюю систему, обеспечивающую качественное образование на всех уровнях, — обеспечить готовность выпускников каждого уровня образования к активному включению в производственную деятельность, а также возможность продолжить свое образование, в том числе, с использованием дистанционных технологий, — сосредоточить внимание на воспитательной составляющей образования, направленной на становление гражданина-патриота нашей Родины, человека, стремящегося к самосовершенствованию. Для этого следует: • разработать и принять принципиально новые подходы и решения по повышению общественного статуса педагогических и научно-педагогических работников, повышению их уровня заработной платы и социальной защит; • обеспечить не только рост бюджетных расходов на образование как на уровне федерации, так и в регионах, но и рациональное и эффективное использование этих средств путем разумного сочетания базового и подушевого финансирования, стимулирования качественной подготовки выпускников; • в процессе модернизации образования предстоит обеспечить открытость образования как государственно-общественной системы и усиление роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействии; необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании; • нужно в установленном порядке закрепить правовой статус коллегиальных органов управления: наблюдательного совета, попечительского совета, а также педагогического совета образовательного учреждения. В современных условиях управление образованием – это, прежде всего, управление процессом его развития; • необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования. При формировании оптимальной модели управления должны быть четко распределены и согласованы полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений». Позиция партии «Единая Россия» Для обеспечения прав граждан Великих Лук на образование в нашей сфере ответственности функционирует: - 49 муниципальных образовательных учреждений, из них 17 – муниципальных общеобразовательных учреждений, представленных 13-ю средними общеобразовательными школами, 3-мя лицеями, гимназией и Центром образования, в которых обучалось 9708 человек. В этом учебном году 8 школа приобрела статус инновационного учреждения – кадетская школа; - 26 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 4397 воспитанников. Хотелось бы отметить: все последние законодательные инициативы, нормативные правовые акты подчеркивают роль сферы образования в воспитании молодых граждан России. В Позициях партии «Единая Россия» подчеркивается: «Образовательные учреждения должны взять на себя функцию основных воспитателей молодежи, стать местом, где не только качественно обучают, но и прививают высокие духовные и нравственные ценности». Великолукское образование по праву может гордиться тем, что наряду с достаточно высоким потенциалом учебной работы смогло сохранить в полном объеме ресурс воспитательной деятельности. Как нам представляется, и инициатива проведения в Великих Луках Года дополнительного образования, стала не только действительно актуальным для муниципалитета событием, но и абсолютно адекватно вписывается в государственную концепцию образовательной политики. В муниципальную систему дополнительного образования нашей ответственности входит 6 учреждений, где занимается 7085 человек. Наибольшее количество детей (2217) занимается в Центре развития творчества детей и юношества (директор Зернова Татьяна Алексеевна). В 2006-2007 учебном году учебно-воспитательная работа в 197 детских объединениях осуществлялась по художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, социально-педагогическому, эколого-биологическому, физкультурно-спортивному, культурологическому, естественно-научному, военно-патриотическому направлениям. Свои достижения за учебный год воспитанники Центра демонстрировали на традиционном отчётном концерте творческих коллективов, юбилейных концертах вокально-инструментального ансамбля «Атмосфера» (рук. Копаев С.В.) и хореографического коллектива «Фантазия» (рук. Фёдорова И. Л.). Была разработана и апробирована образовательная программа для дошкольников «Школа раннего развития «Росток». Администрация и педагоги ЦРТДиЮ не только принимали активное участие, но и являлись организаторами городских конкурсов и праздников: День учителя, «Ученик года», «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования года», фестиваля художественного творчества «Великолукская веснянка», Дня Великолукского образования, фестиваля интеллектуальных игр «Встречи на Ловати». Мы считаем, сегодня необходимо сделать акцент на вопросы развития самоуправления детей, усиления роли детских общественных организаций, становления системы детских гражданских инициатив. Организатором городских мероприятий спортивно-технической направленности выступает Центр детского (юношеского) технического творчества (директор Соусова Людмила Петровна). Впервые в этом году наряду с традиционными мероприятиями (выставка технического творчества, спортивно-технические соревнования, фотоконкурсы) была организована и проведена политехническая олимпиада, посвященная 80-летию возникновения детского технического творчества в нашей стране. Деятельность администрации и педагогов Центра технического творчества высоко оценивают в Псковской области. В 2007-08 учебном году традиционные областные спортивно-технические соревнования, всегда проводившиеся в городе Остров, решено перенести в Великие Луки. Именно Центр должен выйти на новый уровень работы практической профессиональной ориентации наших детей, стать инициатором новаций в сфере информационных технологий, молодежной коммуникации. Но для этого необходимо оказать и существенную помощь в укреплении материально-технической базы этого муниципального учреждения. Все мы являемся свидетелями усиления внимания государства к вопросам физической культуры и спорта. Безусловно, и победа Сочи как столицы зимней олимпиады дает новый импульс этому направлению образовательной деятельности. Необходимо высоко оценить то, что усилиями педагогической и спортивной общественности, принципиальным отношением администрации по поддержке этого направления, мы сохранили базу школьного спорта и физической культуры. В МУДОД ДЮСШ №1 «Атлетика» (директор А.Н.Максимов) на 5 отделениях в 83 группах занималось 1218 детей, в том числе: 51 группа ОФП и 32 группы специальной подготовки на отделениях спортивной гимнастики, легкой атлетики, художественной гимнастики, спортивной аэробики и шахмат. В школе работает 40 тренеров-преподавателей. За прошедший учебный год в спортивной школе подготовлено 611спортсменов-разрядников, из них четверо стали кандидатами в мастера спорта. В сборные команды области входят: по шахматам – Монина Полина, Ревидович Александр (тренеры Ревидович Николай Андреевич, Вельтмандер Виталий Валерьевич); по спортивной гимнастике - Горбачков Антон, Зуев Евгений, Иванов Игорь (тренер Бурмистров Дмитрий Михайлович); по лёгкой атлетике - Щербакова Люба (тренер Максимов Александр Сергеевич), Ковалев Стас (тренер Тютчев Сергей Федорович), Игнатенков Иван (тренер Смирнов Алексей Александрович). В сборную Северо-Западного Федерального округа по легкой атлетике включена Щербакова Любовь. Занятия по спортивной гимнастике проводятся в собственном специализированном зале гимнастики, а также в спортивном комплексе ВЛГАФК, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», в МДОУ №7. Занятия по легкой атлетике проходят на базе средних общеобразовательных школ №№ 1,2,7,8,9,13 и ВЛГАФК, в ГОУ «Школа-интернат №15». Занятия по шахматам проводятся в «Шахматном клубе» и на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №№ 2,6,8,13», МОУ «Педагогический лицей». Занятия по художественной гимнастике проводятся в МУДОД ДЮСШ №2 «Экспресс», в МОУ «Педагогический лицей», в МДОУ № 4. Занятия по спортивной аэробике проходят в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» и в ВЛГАФК. Анализируя ситуацию с базой этой и других спортивных школ, надо отметить эффективную интеграцию учреждений дополнительного и общего образования, что, безусловно, является нашим общим достижением. В наступающем учебном году мы можем оказаться перед угрозой разрушения этих схем, но, в конечном счете, каждый из руководителей образовательных учреждений должен ясно осознавать – деятельность вверенных ему учреждений должна служить вопросам обучения и воспитания детей и подростков! В ДЮСШ № 2 «Экспресс» (директор С.А.Поварещенков) в 72 группах занимаются 1089 учащихся. На отделениях баскетбола работу вели 18 тренеров, волейбола 10 и футбола 20 тренеров-преподавателей. В прошедшем учебном году выполнили спортивные разряды 90 учащихся отделения баскетбола, 60 учащихся отделения волейбола и 127 учащихся отделения футбола. Для проведения занятий используются стадион «Экспресс», спортивные сооружения на острове Дятлинка, в доме спорта, а также в общеобразовательных школах №№ 1,2,5,6,7,8,9,11,12,13,16. Планомерная работа на отделении футбола дала хорошие результаты. Воспитанники 1991 г.р. тренера Поварещенкова С.Н. на IX областном спортивном фестивале заняли первое место. Команда юношей 1996-97 г.р. (тренеры Юринов М.Г. и Лохманов Д.С.) принимала участие во Всероссийских соревнованиях по мини-футболу в г.Чехове и заняла второе место. Большой вклад в подготовку сборных команд внесли тренеры отделения Грабаздин С.А., Архипов А.А., Прокофьев А.И. Сборные команды школы по баскетболу и волейболу принимали участие в IX областном спортивном фестивале и заняли второе и третье места соответственно. ДЮСШ №2 «Экспресс» организовывает и проводит первенства школ города по футболу, волейболу, баскетболу, оказывает помощь в проведении областных соревнований по игровым видам спорта, городских традиционных турниров по футболу на Кубок братьев Аленичевых и посвященного памяти учителя физической культуры М.Ф.Хренова. На нашей конференции надо отметить еще одну важную традицию великолукского образования – администрация, тренеры спортивных школ являются инициаторами и организаторами многочисленных спортивно-массовых мероприятий учащейся молодежи города, что демонстрирует еще одну грань эффективной интеграции учреждений дополнительного и общего образования! В ДЮСШ №3 «Олимпия» (директор Г.И.Саблин) занимаются 755 человек. На отделении велоспорта - 734 человека, на отделении стрельбы из лука - 21 человек. Всего в школе 23 тренера-преподавателя. В этом учебном году подготовлено спортсменов массовых разрядов – 18, первых разрядов – 9, КМС – 4, МС – 1, МСМК – 1. В сборную команду области по велоспорту входят: Макаров Иван, Фильченков Сергей, Баранов Илья, Щеников Артем, Снетков Илья, Бабаев Станислав, Затешилов Евгений, Уткина Марина, Дроздова Дарья, Андреева Ольга, Корникова Наталья. По стрельбе из лука: Можайкина Марина, Ячменев Евгений, Ходаренко Ольга, Жданова Алина, Рудаметкина Полина. Являются членами сборных команд России: Можайкина Марина, Ячменев Евгений, Ходаренко Ольга. Занятия проводятся как на собственной базе, так и в МОУ школа № 7,13. В этом учебном году воспитанники школы Уткина Марина, Дроздова Дарья (тренер Карпенкова Е.Ю.), Андреева Ольга, Корникова Наталья (тренер Кондратская Т.С.) заняли 1 место в командной гонке на Третьей Спартакиаде учащихся России. Уткина Марина в гонке-критериум, в индивидуальной гонке и групповой гонке заняла 1 место, Макаров Иван (тренер Сидоров А.Г.), Щеников Артем, Снетков Илья (тренер Ерошенков Н.Н.), Бабаев Станислав (тренер Хасанов М.Ф.) - 2 место в командной гонке. На чемпионате России по велоспорту среди инвалидов по слуху Макаров Иван дважды становился третьим призёром (Тренер Сидоров А.Г.). На Чемпионате Мира по стрельбе из лука Можайкина Марина (тренер Андреев В.Н.) заняла 1 место. В ДЮКФП №4 (директор В.Н.Финагин) в 60 группах занимаются 857 учащихся. На отделениях бокса, борьбы, пулевой стрельбы работу вели 24 тренера, результативность которых можно оценить тем, что в прошедшем учебном году получили спортивные разряды 76 человек, из них двое стали кандидатами в мастера спорта. В сборную команду Псковской области вошли: по боксу – Ломовой Роман, Барканов Илья, Макаров Артём, Ионов Дмитрий, Анисимов Денис, Анисимов Руслан, Фомин Денис, Третьяков Владислав, Беляев Андрей, Перевёрткин Артём; борьбе - Яковлев Александр, Кутейников Илья, Завалевский Денис, Фокин Василий, Мартюшов Артём, Романенко Сергей; по пулевой стрельбе – Пухов Александр, Гурбанов Александр, Шаманов Сергей, Басайчук Ольга, Коломенский Андрей, Живчикова Алёна, Богданова Алиса, Чапала Екатерина, Голубева Екатерина, Горелова Татьяна, Сулимов С., Савельев Павел, Митин Александр. В сборную команду России входят Пухов Александр и Гурбанов Александр. Тренеры, чьи воспитанники достигли высоких результатов: Марковский Геннадий Петрович, Мартюшов, Андрей Юрьевич, Кокорина Наталья Николаевна, Костюченков Сергей Николаевич, Цветков Геннадий Александрович, Попов Виктор Дмитриевич, Артемьев Юрий Александрович, Чернобровкина Ольга Борисовна, Никитин Владимир Николаевич. Для проведения занятий используется собственное помещение ДЮКФП № 4 и база МОУ «Средняя общеобразовательная школа №№ 1, 6, 12, 13, 17, 18», МОУ «Лицей № 10», МОУ «Гимназия им.С.В.Ковалевской», ГОУ «Школа-интернат № 15», с/к «Строитель», клуба «Дзержинец», клуба «Атма» и тир РОСТО/ДОСААФ. На наш взгляд, важно подчеркнуть, что предложения Управления образования о структурных изменениях спортивных центров муниципалитета: передача ДЮСШ №2 спортивного комплекса «Экспресс», специализация ДЮКФП №4 на прикладных военно-спортивных направлениях, передача ДЮСШ №3 «Олимпия» направлений высшего спортивного мастерства действительно приносят свои плоды. Убеждены в том, что такой путь оптимизации и должен стать определяющим. В текущем учебном году мы ожидаем значительного усиления популяризации деятельности каждой спортивной школы, более активного привлечения к этой работе ресурсов учреждений общего образования. Концепция нашей работы – массовое вовлечение детей и юношества в физкультуру и спорт! А значит, администрациям учреждений необходимо самым тщательным образом проработать свои проекты развития, исходя из положений федеральных программ «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». Идет развитие системы преподавания физической культуры. Прежде всего, надо отметить инициативы созданного в этом году городского методического объединения. Анализируется и популяризируется опыт педагогов-новаторов М.Я.Керимова, О.В.Файнберга, В.Л.Сергеева, Н.В.Егорова, Л.Л.Барыбиной, Ю.В.Алексеева, В.В.Маханова. Показательные практические занятия прошли в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» и в ГОУ «Школа-интернат для детей, нуждающихся в социальной поддержке». Необходимо отметить большую заинтересованность администраций, учителей физической культуры и тренеров в вопросах организации спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях. Укрепляются связи с ПОИПКРО. Заведующий учебным отделом ПОИПКРО Ершов С.С. с 9 по 13 января 2007 года провёл в Великих Луках установочную сессию курсов повышения квалификации с последующей аттестацией «Совершенствование процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Псковской области» для педагогов южного региона Псковской области. Мы высоко ценим совместную с ВЛГАФК работу в муниципальных учреждениях образования. Особые слова благодарности мы адресуем Р.М.Городничему, профессору, ректору Академии, своим личным трудом создающему особый, спортивно-ориентированный, стиль жизни города, активно внедряющему научный потенциал своей академии в жизнь муниципального образования. Считаем, в этом учебном году необходимо всесторонне проанализировать и распространить опыт деятельности ВЛГАФК и МОУ «Школа №1», «Педагогический лицей», «Школа №9» и «Школа №13». На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» и ВЛГАФК был проведён областной этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». По итогам которой, В.Л.Сергеев (учитель физкультуры школы №9) с командой Псковской области (включены учащиеся школы №9 Хвоина Вероника и Игнатенков Иван) участвовали во Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» в Ульяновске. Игнатенков Иван занял на олимпиаде 3-е место. Успешно завершилась городская спартакиада школьников. Первое место в спартакиаде заняла МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» (директор Н.Л.Шрамова, учителя – А.Н.Мачуев, В.Л.Сергеев). Второе место заняла МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» (директор Т.В.Богданова, учитель – О.В.Файнберг). Третье место заняла «Средняя общеобразовательная школа №12» (директор Н.В.Штрейх, учителя – С.В.Дружинин, Е.Н.Егоров, Н.В.Егоров). В соответствии с Комплексом мероприятий по оценке состояния физической подготовленности учащихся Псковской области «Здоровые дети» на 2006-2012 г.г., утверждённым Губернатором Псковской области М.В.Кузнецовым 4 сентября 2006 года и в соответствии с приказом Государственного управления образования Псковской области № 321 от 02.04.2007 г. с 18 по 30 апреля 2007 года в общеобразовательных учреждениях был проведён приём контрольных нормативов по физической подготовке у учащихся 6,7 и 9-х классов. Лучшие результаты показали учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №№5, 7, 9, 12». В прошлом учебном году в г.Великие Луки прошла первая «Школьная спортивная семириада» под девизом «Вместе с «ТЕЛЕСЕМЬ» к дружбе, здоровью и победам». Финансировало соревнования издательство «ТЕЛЕСЕМЬ» (редактор В.А. Землянский) и ОАО «Роспечать» (директор А.О. Кондратьев). В программе семь соревнований: по баскетболу, волейболу, пионерболу, шашкам, шахматам, перетягиванию каната и подтягиванию на перекладине. Были организованы в городе финальные соревнования «Шиповка юных», в которых приняли участие 3 команды общеобразовательных учебных заведений города: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12». В соревнованиях команда девушек МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» заняла первое место. В прошедшем учебном году проходил IX-й областной спортивный фестиваль учащихся, в который входили соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, лапте, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, олимпиада по предмету «Физическая культура». В соревнованиях первые места заняли юноши-футболисты (тренер С.Н.Поварещенков) и сборная города по предмету «Физическая культура» (тренеры В.Л.Сергеев, А.Н.Мачуев, О.В.Файнберг). Достижения наших тренеров, учителей физкультуры значительны, но мы по-прежнему не можем решить необходимые вопросы поддержания и развития спортивной базы, финансирования школьной спартакиады, системного участия наших воспитанников в областных, российских и международных состязаниях. Надеемся, этот учебный год станет переломным, на новый уровень выйдут и отношения муниципальной сферы образования с городским спорткомитетом и РОСТО ДОСААФ. Ярким событием года стал День Великолукского образования, посвященный Году дополнительного образования, проведенный 1 июня в Международный день защиты детей. В спортивно-оздоровительном комплексе Великолукской государственной академии физической культуры и спорта состоялся первый спортивный праздник-соревнование для воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Юные олимпионики». На острове Дятлинка, стадионе ВЛГАФК, мемориальном доме-музее И.М.Виноградова прошли спортивные состязания на призы заслуженных великолучан: финальные игры турнира по футболу среди сборных команд общеобразовательных учреждений на Кубок братьев Аленичевых, Кубок города Великие Луки по легкой атлетике памяти учителя физической культуры школы №13 Дмитрия Владимировича Шлёмина, шахматный турнир памяти тренера ДЮСШ №1 Михаила Тарасовича Рогатко. На площади Ленина развернулась выставка-ярмарка декоративно-прикладного творчества учащихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений «Юные мастера Великих Лук», в которой приняли участие 12 общеобразовательных учреждений (школа №2,5,6,7,8,12,13,17,18, педагогический лицей, лицей №11, Центр образования) и 9 детских объединений Центра развития творчества детей и юношества. При огромном количестве зрителей всех возрастов прошли соревнования и показательные выступления моделистов и юных техников, посвященные памяти выдающихся земляков, чей жизненный путь был связан с развитием детского технического творчества – Василия Фёдоровича Леонова, ветерана Великой Отечественной войны, руководителя авиамодельного кружка Станции юных техников и Ивана Петровича Яковлева, первого мастера спорта в Великих Луках по мотокроссу. Эту традицию великолукского образования – сохранение памяти о выдающихся педагогах Великих Лук мы должны беречь! Именно поэтому 2008 год, объявленный в России годом семьи, предлагаем посвятить педагогическим династиям. Завершением Дня Великолукского образования стал финал общественного конкурса педагогических достижений педагогов дополнительного образования муниципальной сферы образования «Педагог дополнительного образования – 2007». В этом году в Интернет-туре приняли участие 19 педагогов дополнительного образования. В финал конкурса вышли пять педагогов, которые набрали максимальное количество баллов в результате Интернет-голосования. По итогам конкурсных испытаний лауреатами стали Кудрявцева Елена Анатольевна и Семёнов Денис Викторович, победителем в номинации «Педагог-Мастер» - Яровой Александр Петрович, победителем в номинации «Педагог-Воспитатель» - Путятина Вера Степановна. Победителем конкурса «Педагог дополнительного образования – 2007» признан Хлебников Виктор Анатольевич. Как отмечали многочисленные зрители, конкурс стал действительно новым праздником муниципальной сферы образования, продемонстрировал ярчайшие грани труда педагогов дополнительного образования. Активно участвуют педагоги дополнительного образования в конкурсах областного и всероссийского уровня. В областном этапе VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» принимали участие Фёдорова Маргарита Витальевна и Зернова Татьяна Алексеевна, педагоги ЦРТДиЮ, которые соответственно заняли по итогам конкурса пятое и второе места. Грамотой Федерального Центра технического творчества награжден авторский коллектив Центра детского (юношеского) технического творчества (рук. Соусова Людмила Петровна) за работу «Техноэкскурс», представленную на Всероссийский конкурс методических разработок по развитию технического творчества в системе дополнительного образования детей. В состоявшемся в 2006 году областном конкурсе методических и информационно-аналитических материалов принимали участие и вошли в число победителей Шолохова Ирина Евгеньевна, Голубовская Алла Ильинична, Зернова Татьяна Алексеевна. Более 25 объединений дополнительного образования работают в общеобразовательных учреждениях. Среди них есть коллективы, которые пользуются особой популярностью. Это молодежный театр моды «Абстакция», школа №5 (рук. Котюкова Елена Ивановна, Петрова Елена Робертовна), хореографический ансамбль «Сувенир», школа №1 (рук. Старова Виалета Валентиновна), хореографический коллектив «Капельки» школы №9 (рук. Дунайкина Евгения Ивановна), хореографические коллективы «Лицей» и «Спектр» лицея №11 (рук. Соколова Людмила Васильевна, Рыжакова Валентина Михайловна), хореографический коллектив «Серпантин» школы №2 (рук. Соколова Алла Валентиновна), вокальные и хоровые коллективы лицея №11 (рук. Изотенкова Мария Григорьевна, Кондратьева Людмила Анатольевна), вокальные студии «Мелодия» и «Родник» школы №12 (рук. Зуева Наталья Сергеевна, Степанченко Екатерина Ивановна), театральный коллектив «Антракт» школы №16 (рук. Максимова Татьяна Викторовна). В Российской Федерации 2006 год был объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. 1 сентября в общеобразовательных учреждениях Великих Лук прошли «Уроки Лихачева». В сентябре-декабре 2006 года учащиеся всех образовательных учреждений приняли участие во Всероссийской акции «Спешите делать добро»: оказывалась помощь дошкольным образовательным учреждениям, детскому дому, социальному приюту, детскому отделению областной психиатрической больницы, детскому отделению городского туберкулезного диспансера, Дому ветеранов. В рамках этой работы прошли концерты с приглашением жителей микрорайонов, поздравления ветеранов педагогического труда с Днем учителя, мероприятия, посвященные Дню матери, трудовые десанты и акции. «Образование является тем фактором, который во многом определяет уровень жизни населения, социальную стабильность в государстве. Образование приобретает все большую значимость в вопросах укрепления национальной безопасности, обеспечении противодействия идеологии экстремизма, террора и фашизма, распространения гуманитарных общечеловеческих ценностей». Позиция партии «Единая Россия» Гражданское образование является системообразующим видом воспитательной работы в муниципальной сфере образования. Традиционной для нас является Неделя правовых знаний, в ходе которой проходят тематические классные часы «Наши права», «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Государственная символика Российской Федерации», организуются встречи с сотрудниками прокуратуры, городского отдела внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Эффективной является деятельность Центра гражданского образования (рук. Е.А.Присяжная, Е.Р.Петрова, Т.В.Барбосова), особенностью которой в этом году стало создание молодежной инициативной группы. В течение учебного года состоялись 4 межшкольных семинара по правам человека для учащихся, педагогов, библиотекарей и воспитателей. Учащиеся приняли участие в 9 молодёжных акциях, проводимых Ресурсным центром «Международной амнистии». 8 февраля, в День юного героя-антифашиста, в актовом зале гимназии состоялась городская акция «Жива память – живы мы!». Итогом стало подписание обращения к школьникам и учителям Таллинна с призывом поддержать акцию в защиту памятника Бронзовому солдату, памятника воину-освободителю от фашизма. В сентябре, в День солидарности в борьбе с террором, в школе №9 была организована акция «Мы против террора». В этом году учащиеся Кусаинова Камилла (гимназия, рук. Е.А.Присяжная), Сидоренков Иван (лицей №11, рук. В.В.Барбасова), Иванова Валерия (школа №5, рук. Е.Р.Петрова) участвовали в областном туре Всероссийского конкурса работ учащихся «Права человека – глазами ребёнка», объявленном Уполномоченным по правам человека в РФ совместно с Российской академией правосудия. Впервые участвующая семейная команда ученика 11 класса лицея №11 Гудкова Михаила заняла 3 место (руководители Г.К.Степанова, В.В.Барбасова) в областной семейной олимпиаде по праву. Победителями Всероссийского конкурса творческих работ по истории государственной символики РФ «Овеянные славою флаг наш и герб» стали учащиеся гимназии Белюков Константин и Поварещенков Сергей, ученик 11 класса (руководитель С.В.Белюкова, методист Управления образования). В VIII Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век» участвовали гимназия, педагогический лицей, общеобразовательные школы №1,7,17. Работы учащихся гимназии Худинской Дарьи «Сражение за жизнь» и Симанович Марии «…и вдруг чувствую себя целым народом…» (рук. Е.А.Присяжная) вошли в число 100 лучших работ конкурса. Однако мы видим, проведение акций, связанных с символикой современной России, Днем ее независимости, праздников наций и народов, проживающих в нашей стране, мероприятий, посвященных вручению паспорта гражданина Российской Федерации крайне мало, низка их эмоциональная составляющая, не оперативно откликаются наши коллективы на ключевые общероссийские и международные события. Считаем, этому вопросу в каждом муниципальном образовательном учреждении необходимо уделить самое большое внимание, тем более что 2007 год для Великих Лук – это 50-летие первого и единственного фестиваля молодежи Великолукской области. Одним из ярких событий, в котором учащиеся смогли показать достижения и проявить свои лучшие качества, стал городской общественный конкурс «Ученик года – 2007». В Интернет-голосовании конкурса участвовали 30 старшеклассников из 15 общеобразовательных учреждений. Победителем была признана Петрова Наталья (школа №5), победителями в номинациях «Интеллект» - Будров Олег (лицей №10), «Лидер» - Игнатенков Иван (гимназия), «Достижение» - Рудакова Дарина (школа №7). Дипломы лауреатов конкурса были вручены Худинской Дарье (гимназия), Кирьяковой Виктории (педагогический лицей), Трофимовой Ольге (школа №8). С каждым годом мы видим возрастающее внимание педагогических коллективов и наших школьников к этому конкурсу, за это хотелось бы выразить искреннюю благодарность Вам, уважаемые педагоги, и нашим меценатам и спонсорам. Немаловажную роль в воспитании детей и юношества играют общественные объединения. В начале учебного года прошли выборы в городскую школьную Думу 4-го созыва, которая является представительным органом городской ассоциации старшеклассников “КЛАСС”. Председателем Думы избрана Горюнова Екатерина, ученица школы №2. Под эгидой школьной Думы (руководитель Е.В.Фёдорова) были проведены акции: «День дошкольника», «Благотворительная ёлка», «Цветы ветеранам», организовано участие в праздновании Дня Победы. В областном конкурсе руководителей детских и молодежных организаций «Лидер XXI века» принимал участие депутат школьной Думы, ученик школы №5 Андреев Артем, который занял 2 место. В областном конкурсе социальных проектов «Мы обустраиваем наш край», проводимом в рамках V Всероссийской акции «Я – гражданин России», депутаты городской школьной Думы с проектом «С Днем рождения, любимый город!» заняли 2 место. На базе ЦРТДиЮ продолжает работу ДОО «Лучане» (руководитель А.А.Гулина), которая организовала городские праздники: «День рождения организации», «Танцуйте вместе с нами», военно-патриотическую игру «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки», городскую школу актива «Лидер», приняла участие в городской патриотической акции «Обелиск у дороги» (благоустройство захоронения С.Ф.Кайдан-Дешкина, автора пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи»). Детская организация «Ассоциация «Витязи» (руководитель Б.П.Башкиров) принимала участие в фестивале боевых искусств в г.Москва, организовала турнир памяти Павла Сухорученкова, выпускника гимназии, погибшего в Чечне. В Великих Луках активно велась работа по созданию городского отделения общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ). В октябре 2006 года в город Великие Луки по приглашению Управления образования прибыли лидеры Центрального исполнительного комитета ДИМСИ во главе с Тетерский С.В. – президентом Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), доктором педагогических наук, членом Союза журналистов России, ведущим научным сотрудник Ом Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. В рамках визита прошла конференция работников образования города, обсуждены планы взаимодействия. Представители Великолукского образования побывали на празднике в региональном отделении ДИМСИ в Кирове, а также на общероссийской отчетно-выборной конференции ДИМСИ в Москве, где и был заключен договор между Управлением образования, городским отделением ДИМСИ и ЦИК. 18 мая 2007 года в ряды Великолукского городского отделения ДИМСИ торжественно были приняты первые члены – учащиеся МОУ «Центр образования», МОУ «Гимназия», МОУ «Лицей № 11». Готовясь к этому событию, ребята и взрослые участвовали в различных волонтерских проектах, а 21–28 апреля - в акциях Весенней недели добра, 15 активистов трудились в волонтерском лагере по восстановлению храма Воскресения Христова поселка Клин Куньинского района на родине Святейшего Патриарха Тихона. Как итог этой работы, пять великолукских школьников были приглашены на специализированную смену ДИМСИ «Всероссийский сбор юных добровольцев» в ВДЦ «Орленок». Хотелось бы выразить благодарность активному организатору этого проекта И.С.Ломоносовой – методисту управления образования. Мы высоко ценим совместную работу по духовно-нравственному возрождению, восстановлению православных традиций в нашем обществе, которую ведем совместно с приходом храма Вознесения Христова. Искренне благодарим за это благочинного Великолукского округа игумена Савватия. В соответствии с договором в двенадцати школах города более 900 учащихся знакомились с основами православной культуры и этики, 13 из них участвовали в Международном конкурсе «Юные богословы» (школы №2,5,7,9,12,18, МОУ «Педагогический лицей», «Лицей №11»), а по итогам заочной части конкурса ученица 9 класса школы №5 Лопачева Анастасия (учитель Орлов В.В.) стала победительницей. 14 ребят участвовали в областной выставке декоративно-прикладного и изобразительного творчества, посвящённой памяти Благоверного великого князя Александра Невского (школа №1,5,8,12, МОУ «Педагогический лицей», МОУ «Лицей №10»). Специальным дипломом выставки была награждена Залесова Анна, школа №5 (руководитель И.С.Кротова). Для педагогов образовательных учреждений города продолжал работу постоянно действующий семинар, вел занятия протоиерей Сергий Матвеев. 16 педагогов города стали участниками общецерковных богословских курсов, которые проходили в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Московской Православной Духовной Академии г.Сергиев Посад, где получили удостоверение государственного образца о повышении квалификации, выданное Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М. А. Шолохова и удостоверение Московской Православной Духовной Академии и семинарии. Традиционными стали встречи перед началом учебного года учителей города Великие Луки с автором учебно-методического комплекта «Основы православной культуры и этики, старшим научным сотрудником Курского государственного университета С.Э.Наперстниковой. Педагоги города принимали участие и в уже традиционных для нас мероприятиях: Международных Рождественских образовательных чтениях (г.Москва), Всероссийском духовно-просветительском форуме «Глинские чтения» (г.Сергиев Посад), в Корнилиевских православных образовательных чтениях (г.Печоры), научно-практической конференции учителей в г.Новосокольники. В октябре 2006г. представители Управления образования Великих Лук стали участниками ХI Свято-Трифоновских образовательных чтений в городе Киров. Опыт работы Великих Лук был представлен на секции «Молодежная» и вызвал большой интерес у всех присутствующих, в том числе, и оргкомитета чтений. Задачами научно-практической конференции «Школа и будущее России», проходившей в г.Екатеринбурге и православного семинара в Перьми, проходившего под патронажем администрации Президента, было знакомство с практическим опытом преподавания предмета «Основы православной культуры» в отдельных регионах России. Наряду с Москвой, Тулой, Курском, Белгородом, Самарой достойно были представлены и Великие Луки. На великолукской конференции «Пути активизации духовного, культурного, педагогического потенциала современной школы в условиях её деятельности как муниципального образовательного учреждения Великих Лук» была проанализирована деятельность по реализации программы «Изучение основ православной культуры в муниципальной сфере образования Великих Лук (2005-2007 гг.)» и одобрен проект целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в муниципальных образовательных учреждениях г.Великие Луки на 2007-2010 годы». Гостями конференции были преподаватель кафедры миссий катехизаторского факультета Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета Ковальская Е.Ю.; научный сотрудник ГосНИИ Семьи и воспитания Российской Академии образования Потаповская О.М.; консультант отдела организационно-территориальной работы Управления организационно-информационного обеспечения Администрации г.Кирова, кандидат педагогических наук Катаева Н.А. Наталья Алексеевна презентовала сетевой проект «Социальное служение в гражданском обществе», разработанный на основе соглашения о сотрудничестве между Управлением образования Администрации г.Великие Луки и МУ «Кировский межведомственный научно-практический Центр социальной педагогики», а также между Приходом Храма Вознесения Христова Псковской Епархии г.Великие Луки и Приходом Храма Святителя Николая Великорецкого города Киров Вятской Епархии и получивший гранд Благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского. Первая часть этого проекта завершилась паломнической миссией в Великие Луки и на Псковщину, в которой участвовали педагоги, представители духовенства, сотрудники администрации Вятской области и администрации города Киров. Вторая часть – миссия в Вятскую область работников образования и представителей духовенства Великих Лук состоится в октябре. Деятельность образовательных учреждений муниципальной сферы образования города Великие Луки по патриотическому воспитанию учащихся является приоритетной. В ноябре 2006 года состоялось подведение итогов городского смотра-конкурса школьных музеев, который проходил в рамках акции «Моя школа в городе моём», объявленной в 2005 году и посвященной 840-летию Великих Лук. По его итогам, почётными грамотами Управления образования и памятными подарками были награждены: за 1 место - музей имени 28-й Невельской Краснознамённой стрелковой дивизии школы №6 (рук. Н.С.Игнатенкова) и музей истории 254-го гвардейского полка имени Героя Советского Союза А.Матросова ЦРТДиЮ (рук. Л.В.Горшкова), за 2 место - музей истории школы №1 (рук. В.Н.Дмитриева) и музей имени 71-й Витебской гвардейской стрелковой дивизии школы №7 (рук. И.А.Мамедова), за 3 место - музей истории и реликвий Великой Отечественной войны школы №5 (рук. В.В.Орлов) и музей имени 13-го гвардейского полка тяжёлых танков лицея №11 (рук. О.П.Панкратова). Все паспортизированные школьные музеи Великих Лук вошли в путеводитель по школьным музеям Псковской области, изданный Псковским областным центром детско-юношеского туризма и экскурсий в 2006 году. Активисты музея лицея №11 приняли участие в областном слете активистов школьных музеев в г.Дно, где достойно представили свой опыт работы. В ходе февральской военно-патриотической декады в образовательных учреждениях прошли уроки мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил, работниками военкомата, военнослужащими-выпускниками школ. В школе №8 состоялся общешкольный праздник «Красив в строю, силен в бою». Во многие учреждения образования вернулись детские военно-спортивные игры. Победителем общегородской военно-спортивной игры «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки» стала команда школы №9, 2 место заняли учащиеся школы №13, лицей №10 завоевал 3 место. Ярким событием стал легкоатлетический пробег-эстафета сборной учащихся образовательных учреждений в деревню Чернушки Локнянского района к месту подвига А.Матросова. В месячнике оборонно-массовой работы, посвященном 80-летию создания ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО среди общеобразовательных учреждений Великих Лук 1 место заняла Великолукская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2 место – школа №1, 3 место - школа №13. В рамках акции учащихся «Обелиск у дороги» 21 детский коллектив благоустроил 27 братских и одиночных захоронений. Считаем, новым уровнем этой работы станет инициированное Управлением образования создание в нашем городе кадетской школы и формирование детской общественной ассоциации кадетов. Уверены в том, что именно в нашем городе – городе воинской славы, кадетство будет действенным и эффективным проектом патриотического образования детей и юношества. Учебный год был наполнен большим количеством школьных, городских, областных мероприятий, в которых учащиеся проявили свои музыкальные, художественные, хореографические творческие способности. Результаты этой работы были продемонстрированы на традиционном фестивале художественного творчества учащихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений «Великолукская веснянка». Он проводился в номинациях «Песня», «Театр», «Танец». Впервые фестиваль в номинации «Песня» проводился как конкурс исполнителей эстрадной песни «Золотая нота» под патронажем мэра города Голубевой Лидии Григорьевны. Дипломами лауреата I степени были награждены Лозбина Ирина (детский сад №17), Смирнов Никита (лицей №11), Кирюхина Александра (ЦРТДиЮ). Гран-при конкурса завоевала Степанова Ксения (школа №13), солистка группы «Таврика» ЦРТДиЮ (руководитель С.В.Капаев). Фестиваль в номинации «Танец» тоже стал новым и необычным, за что мы благодарим В.Путятина и ДК ЛК (рук. Петрищева В.В.). Фестиваль проходил в два этапа: конкурс исполнителей бального танца и праздник-конкурс, посвященный Международному дню танца. На празднике-конкурсе свои успехи и достижения продемонстрировали более 20 хореографических коллективов общеобразовательных учреждений и Центра развития творчества детей и юношества. Дипломами I степени были награждены хореографические коллективы школы №12 (руководитель С.О.Фомичёва), Великолукской школы-интерната для детей-сирот (рук. Е.В.Щербаненко), Центра развития творчества детей и юношества (рук. В.С.Путятина). К сожалению, по сравнению с последними годами, значительно сократилось число участников фестиваля в номинации «Театр». Призерами фестиваля стали кукольный театр лицея №10 (рук. Л.В.Солдатенко), театральный коллектив «Антракт» школы №16 (рук. Т.В.Максимова), коллектив «Азбука театра» школы №2 (рук. Е.Н.Сафонова) и кукольный театр «Петрушка» школы №18 (рук. Л.В.Изотова). Дипломы победителей у театральной студии педагогического лицея (рук. Л.В.Корнилова) и кукольного театра «Мозаика» Центра развития творчества детей и юношества (рук. Б.Б.Яненсон). Хотелось бы проинформировать: в мире, особенно в странах, где есть серьезные проблемы с подростковой отчужденностью и преступностью, именно уличные молодежные театры стали самым эффективным социально-воспитательным проектом! Успешно выступили наши дети на областном фестивале художественного творчества «С любовью к России». Лауреатом фестиваля в вокальной номинации стал ВИА «Атмосфера» (рук. С.В.Копаев, педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ). Специальным дипломом в номинации «Оригинальный жанр» награждены юные фокусники Кудрявцев Владислав и Егоров Артем (руководитель А.А.Раленко, педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ). Дипломы I степени у солисток студии «Терминал» Кирюхиной Александры, Колосовой Ксении, Макосеевой Анны, Морозовой Анны (руководитель А.П.Яровой, педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ), у коллектива образцовой цирковой студии «Виктория» (руководитель З.А.Дударева, педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ). Дипломом II степени награждена студия бального танца (руководитель В.С.Путятина, педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ), Дипломом III степени – хореографический коллектив «Капельки» школы №9 (руководитель Е.И.Дунайкина). Коллектив «Капельки» в этом учебном году стал лауреатом конкурса «Золотой каблучок» Международного фестиваля хореографического искусства «Юность планеты». Постоянным участником городских мероприятий является молодежный театр моды «Абстракция» школы №5 (руководители Е.И.Котюкова, Е.Р.Петрова). Коллектив принимал участие в III Международном фестивале творческих коллективов «Фонарики дружбы» в г. Дедовичи Псковской области, стал победителем регионального тура XI Национального конкурса детских студий костюма и театров моды. Более 320 работ были представлены на традиционной городской выставке декоративно-прикладного и начального технического моделирования, многие из них были направлены на областную выставку, где призерами стали Иванова Марина (детское объединение «Полезная игрушка», руководитель Л.Л.Кольцова), Фёдорова Мария, Васильева Юлия (детское объединение «Лепка», руководитель М.В.Фёдорова), Овчинникова Мария (детское объединение «Модница», руководитель Н.Л. Садковская), Демченко Юлия (детское объединение «Бисеронанизание», руководитель С.Н.Кузьмина). В этом году образовательные учреждения более активно принимали участие в городских и областных мероприятиях, связанных с именем А.С.Пушкина. На Всероссийский праздник «Мой Пушкин», который проходил в Пушкинских Горах в октябре 2006 года, была приглашена Шаулова Надежда, ученица 5 класса гимназии, победительница XV областного детского праздника «Мой Пушкин» в номинации «Литературное творчество». К 170-летию со дня гибели А.С.Пушкина был приурочен традиционный городской конкурс чтецов, проходивший в Художественном салоне, новом городском учреждении культуры. В конкурсе принял участие 51 учащийся из всех общеобразовательных учреждений. Итоги конкурса подводились в трех возрастных группах. Победителями конкурса стали Рудина Ольга, ученица 3 класса школы №7, Семидумов Никита, ученик 6 класса лицея №10, Петров Андрей, ученик 10 класса школы №5. Победители и призеры городского конкурса в феврале 2007 года представляли Великие Луки на XVII областном фестивале детского творчества «Мой Пушкин». За выступление на секции «Художественное слово» Волков Иван (руководитель В.П.Рыжакова) был награжден дипломом 3 степени. В областной викторине «Десять вопросов по истории Пушкинского заповедника», посвященной 85-летию создания Пушкинского заповедника победителем стал ученик 6 класса гимназии Белюков Константин, награжденный Дипломом I степени и Специальным дипломом за оригинальное оформление работы. Лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса на лучшего читателя книг «Лучик» стала Бусова Александра, ученица 8 класса школы №9 (руководитель О.Н.Соловьева). Успех воспитательной работы образовательного учреждения в значительной степени определяется тем, насколько эффективно используется потенциал социума, насколько тесны контакты с семьями учащихся и воспитанников, как поддерживаются дети, требующие особого педагогического контроля. Какова ситуация у нас. В настоящее время на внутришкольном учете состоит 262 многодетные семьи,179 неблагополучных семьи, 231 трудновоспитуемый учащийся, на учете в ОПДН – 81. В этом учебном году осуждено 19 несовершеннолетних. 4120 учащихся получали бесплатное питание, в том числе 120 школьников из многодетных и малообеспеченных семей были включены в программу «Социальная защита детей», реализующуюся ООО «Российский Красный Крест». Мы оказываем помощь 271 опекаемому несовершеннолетнему, 230 из них выплачиваются опекунские пособия. В течение года выявлено 77 детей, оставшихся без попечения родителей. 35 направлены в интернатные учреждения, под опеку 53 ребёнка, 4 - в учреждения начального профессионального образования. Рассмотрено 806 заявлений граждан по обмену, продаже и приватизации жилья. В 19 случаях, где ущемлялись интересы несовершеннолетних, дан отказ. Процедуру лишения родительских прав прошло 66 детей, усыновления – 36, из них усыновлено россиянами – 11 детей, гражданами иных государств – 25, наибольшее число гражданами США, Италии, Испании. Успешной можно назвать работу по реализации областного закона о патронате. За 2006 – 2007 год передано на патронатное воспитание в семьи, постоянно проживающие н6а территории России 37 детей-сирот. Управление образования еженедельно обобщает сведения, предоставляемые образовательными учреждениями по вопросам пропусков занятий. С каждым из «прогульщиков» в образовательных учреждениях ведется индивидуальная работа: беседы со школьниками, посещение семей, где живут учащиеся (437 посещений социальными педагогами неблагополучных семей, 554 посещения трудновоспитуемых учащихся), проводятся советы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. В 2006 – 2007 учебном году школами было проведено 106 заседаний Советов профилактики, на которых было рассмотрено 423 вопроса. На заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и их прав было рассмотрено 146 вопросов о неблагополучных семьях и «трудных» школьниках. Наиболее актуальные вопросы социально-педагогической работы обсуждались на семинарах социальных педагогов, которые проходили на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» (Гулак Елена Николаевна), МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» (Королева Светлана Владимировна). Высокую оценку получил городской семинар, впервые проведенный в МОУ «Центр образования» (Кошелева Евгения Григорьевна). Можно утверждать, ситуация, прежде всего благодаря работе классных руководителей и социальных педагогов, творческому труду руководителей детских объединений, стабилизировалась. Но мы реально видим продолжающееся расслоение нашего общества, значительный приток в город представителей различных национальностей, конфессий; впервые реально столкнулись с трагедией – спровоцированной новым временем – похищение детей! И, как следствие, можем прогнозировать обострение криминогенной ситуации в детской среде. Мы должны вести опережающую профилактико-воспитательную работу, изучать вопросы ментальности различных этнических групп, осмыслить и преломить для своих коллективов принципы толерантности, искать новые формы гуманистического влияния на наших детей, активно привлекать граждан к совместной воспитательной работе. За период 2006-2007 учебного года прошли плановую аттестацию МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18». Проанализировав учебно-методическое, материально-техническое обеспечение МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» и учитывая 10-летний опыт работы школы №9 с ВЛГАФК, Псковская областная аттестационная комиссия рекомендовала открыть лицейские классы спортивно-педагогической направленности на III ступени данного общеобразовательного учреждения. В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» Псковская областная аттестационная комиссия поддержала перспективу участия учреждения в эксперименте «Школа славянской культуры и этики». Наконец-то все муниципальные общеобразовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основании лицензий, выданных Государственным управлением образования Псковской области. «В области общего образования. Принятие законодательных норм, обеспечивающих переход к обязательному бесплатному среднему (полному) общему образованию на основе нового поколения государственных образовательных стандартов, обеспечивающих подготовку выпускников к активной жизни в современном обществе. Модернизация содержания общего образования, переход на профильное обучение в старших классах, внедрение новых форм государственной аттестации выпускников общеобразовательных школ, в том числе на основе единого государственного экзамена. Решение проблемы общедоступности учебной литературы: расширение возможностей школьных библиотек, создание библиотечных фондов на электронных носителях, в перспективе, обеспечение обучающихся в дневных общеобразовательных школах качественными бесплатными учебниками. Внедрения новых образовательных технологий. Развитие новых видов учреждений общего образования: учебных комплексов и образовательных центров». Позиция партии «Единая Россия» В 2007 году окончили 11-е классы муниципальных общеобразовательных учреждений 957 учащихся. Выпускников 11-х классов с золотой медалью 41, с серебряной медалью 53. Тридцать выпускников 9-х классов получили аттестат особого образца. В процентном отношении это самые высокие показатели в Псковской области. В 2007 году 11 муниципальных общеобразовательных учреждений города Великие Луки, вступили в эксперимент по созданию новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, которая предусматривала апробирование нового экзаменационного материала и новую процедуру проведения экзаменов по алгебре и русскому языку. В эксперименте приняло участие более 25% учащихся от общей численности. Анализ материалов, поступивших из муниципальных общеобразовательных учреждений, показал, что письменную работу по алгебре на «4» и «5» выполнили 186 выпускников из 252-х, принявших участие в экзамене (73,8%), по русскому языку – 182 учащихся из 254-х (71,6%). Показатель качества знания при проведении государственной (итоговой) аттестации по новой форме значительно выше показателя качества знаний в традиционной форме: по алгебре 73,8% - новая форма, 43,2% - традиционная форма; по русскому языку 71,6% и 61/46% соответственно. В целом 61% выпускников 9-х классов подтвердили свои годовые оценки по русскому языку, 48,4 % - по алгебре. Отношение муниципальных общеобразовательных учреждений к проведению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования положителен, но и в дальнейшем выбор формы государственной (итоговой) аттестации выпускников предлагается нами оставлять за учреждением образования. Муниципальные общеобразовательные учреждения города Великие Луки шестой год участвуют в эксперименте по введению единых государственных экзаменов. В 2007 году ЕГЭ охватило 882 выпускника муниципальных общеобразовательных учреждений. Учащиеся сдавали предметы федерального компонента (кроме информатики): русский язык, литературу, математику, физику, химию, биологию, географию, историю России, обществознание, английский, немецкий, французский языки. Из предметов по выбору наибольшей популярностью пользуются: биология - 83 выпускника (9,4%), физика – 36 выпускников (4%), обществознание выбрали 29 выпускников (3,3%). Двенадцать выпускников набрали 90 и более баллов по ЕГЭ: по русскому языку – 6 выпускников (Иванов Алексей и Шишканова Алина по 100 баллов МОУ «Лицей №11», по 96 баллов Гаврилова Марина, Петрова Виктория, Титенкова Ольга МОУ «Гимназия», Зуева Оксана МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», Россиневич Андрей МОУ «Лицей №11»), по физике – 1 выпускник (Иванов Алексей МОУ «Лицей №11» 93 балла), по химии 2 выпускника (Основская Александра МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» 96 баллов, Прощенкова Марина МОУ «Гимназия» 92 балла), по биологии – 1 выпускник (Черковская Наталья МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» 95 баллов), по истории России – 1 выпускник (Сергеева Варвара МОУ «Гимназия» 92 балла). Результаты ЕГЭ в Великих Луках в целом на уровне среднеобластных показателей (кроме математики, физики, биологии) и выше общероссийских по всем показателям (успеваемость, качество знаний, средний балл). По русскому языку возрастает качество знаний и средний балл выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений. Вызывают тревогу результаты ЕГЭ по математике - несмотря на уменьшение количества не справившихся с работой по сравнению с прошлым учебным годом на 0,8% , снизилось и качество знаний – на 4,1%, и средний балл по математике. В сравнении с прошлым учебным годом на 2,6% увеличилось количество выпускников, сдававших предметы по выбору в форме ЕГЭ. Наиболее высокие результаты по всем показателям продемонстрировали выпускники по истории России, обществознанию, иностранным языкам. Результаты ЕГЭ по химии по таким показателям, как качество знаний и средний балл значительно превосходят результаты прошлого года, среднеобластные и общероссийские, но вместе с тем 7,4% не справились с работой по химии. Результаты же по физике и биологии ниже прошлогодних показателей и среднеобластных. Следует отметить ряд муниципальных общеобразовательных учреждений, стабильно достигающих хороших результатов в ЕГЭ. МОУ «Гимназия» по всем сдаваемым предметам имеет 100% успеваемость, а также показывает высокий процент качества знаний (русский язык - 93%, математика - 98%, биология – 82%, физика - 67%, химия, история, обществознание, иностранные языки – 100%). МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» при 100% успеваемости по русскому языку и математике качество знаний составляет – 66% по русскому языку, 54% - по математике. Выпускники показали 100% успеваемость и качество знаний по предметам по выбору в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» по химии и биологии; в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» по физике, химии, обществознанию, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» по химии, истории, литературе, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» по физике, химии, обществознанию. К сожалению, снизили свои показатели по ЕГЭ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», «Педагогический лицей». По-прежнему низкие результаты ЕГЭ в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», «Средняя общеобразовательная школа №17». В муниципальной сфере образования сложилось положительное отношение к проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, что объясняется его результативностью в вопросах конкурентоспособности выпускников Великих Лук и эффективностью мониторинга учебной деятельности великолукских общеобразовательных учреждений. Однако муниципальные учреждения образования отмечают недостаточную синхронизацию ЕГЭ с содержанием и принципами образования, неадекватность вопросам профильности и индивидуализации обучения в современной школе. «В части обеспечения кадрами системы образования. Кардинальное улучшение материального положения педагогов. Реализация региональных систем оплаты труда учителей. Введение механизма увеличения доли надтарифной части в общем фонде оплаты труда. Принятие неотложных мер по увеличению в образовательных учреждениях доли молодых талантливых педагогов и воспитателей, молодых научно-педагогических работников. Коренные изменения в системе педагогического образования на основе опережающего его развития по отношению к развитию школы и на инновационной основе». Позиция партии «Единая Россия» Новое содержание образования, новые педагогические технологии, разнообразие инновационных процессов в сфере образования, развитие педагогического творчества вызывают необходимость повышения информированности педагогов, приведения методической службы в соответствие с изменившейся ситуацией в образовании, что и было заявлено на великолукской педагогической конференции в 2006 году. Как ответ, одним из наиболее эффективных направлений деятельности Управления образования наряду с курсовой подготовкой стала организация повышения профессиональной квалификации в форме специализированных семинаров и консультаций. Ежегодно педагоги повышают свою квалификацию в рамках договора с ПОИПКРО на учебно-методическое обслуживание как в городе Пскове, так и на базе Великих Лук. По итогам учебного года различную подготовку прошли 673 педагога (44%), из них 558 на базе города, более 200 выезжали на семинары и встречи за пределы Псковской области, все это наглядно демонстрирует новый подход: экономическая целесообразность и конкретная практическая эффективность, активное расширение связей великолукского образования с Центрами повышения квалификации России, инициативы по обмену практическим опытом работы с педагогами других регионов. В Великих Луках были организованы аттестационные курсы для учителей физической культуры и технологии, для учителей русского языка и литературы по вопросам подготовки выпускников 11-х классов к ЕГЭ и выпускников 9-х классов к новым формам государственной (итоговой) аттестации, для учителей информатики и ИКТ, географии по проблемам обновления содержания и методики преподавания школьных дисциплин. Для учителей химии и математики были организованы семинары с приглашением преподавателей Московского издательского Центра «Вентана-Граф». 40 учителей английского языка образовательных учреждений нашего города стали участниками семинара «Новые направления в преподавании и изучении английского языка» (семинар был организован Отделом культуры Посольства США). Ежегодно учителя немецкого языка повышают свою квалификацию на семинарах Немецкого культурного центра имени Гете в Санкт-Петербурге в рамках изучения современных педагогических технологий. Продолжилось плодотворное сотрудничество учителей французского языка с Центром французского языка в Санкт-Петербурге на выездных семинарах. Кроме того, центр обеспечивает учителей периодическими изданиями на французском языке, учебными пособиями по страноведению, аудио и видеоматериалами. Педагоги начальных классов продолжили участие в 4-х летнем областном семинаре по проблемам реализации экспериментального УМК «Перспективная начальная школа – один из первых комплектов учебного книгоиздания, воплотивший в жизнь требования нового Федерального компонента Образовательного Стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана» (обучение по данному УМК после завершения эксперимента продолжат педагоги восьми общеобразовательных учреждений: школы №2,6,7,8,9,17, педагогический лицей, лицей №11). Педагоги школ №8, №13, №18, педагогического лицея, лицея №11, где в начальной школе наряду с традиционной программой внедряется программа развивающего обучения «Школа 2000-2100», приняли участие в работе областного семинара «Основные направления образовательной системы «Школа 2100», проводившегося при содействии издательства «БАЛАСС», учебно-методического центра «Школа 2100». Для проведения семинаров и консультаций активно привлекались преподаватели и ученые высших учебных заведений Псковской области и города Великие Луки (ПГПУ, ВГСХА, ВЛГАФК и др.). Партнерские отношения в плане повышения квалификации также складываются с муниципальными учреждениями культуры: Центром эстетического воспитания, Детской музыкальной школой имени М.П.Мусоргског
скачать документ [283 Kb]
Архив »»
|