182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

24.10.2007
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ НА ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ

НА ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В ШКОЛЕ
Значение праздника «День народного единства»

4 ноября

(Гамаль Е.В. Герб, флаг и гимн России: Методические рекомендации для учителей средних классов и специалистов пол воспитательной работе в школе / Под общ. Ред. А.А.Васецкого. СПб, 2006, С. 52-60.)

16 декабря 2004 года Государственная Дума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из поправок вводился новый государственный праздник - День народного единства. Выходной день был перенесен с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).

История праздника уходит в глубь веков... Едва успев объединиться и окрепнуть после татарского ига, Русскую землю постигло новое бедствие — наступило время смут.

По смерти царя Иоанна IV Васильевича Грозного в 1584 г. осталось два его сына: Феодор и Димитрий. Старший из них, Феодор Иоаннович, стал царствовать, а царевич Димитрий поселился со своею матерью в городе Угличе. Царь Феодор Иоаннович был полоумен и бездетен, а потому царевича Димитрия считали наследником престола; как вдруг совершенно неожиданно царевич скончался. В народе прошел слух, что царевич был убит, что убийц подослал царский шурин Борис Годунов, которому самому захотелось сделаться царем.

В 1598 г. царь Феодор Иоаннович скончался, а супруга его постриглась в монастырь. Царем был избран боярин Борис Годунов.

Царствование Бориса Годунова вначале было благополучно; а потом пошли разные невзгоды: сделался страшный голод вследствие неурожаев и появился мор, от которого погибло много народа. Наконец разнесся слух, что царевич Димитрий жив. И действительно, в 1602 г. в Речи Посполитой появился человек, который выдавал себя за царевича Димитрия и говорил, что в Угличе был убит другой мальчик, а он спасся. При помощи поляков самозванец собрал войско и двинулся в Россию отнимать престол у Бориса Годунова.

В это время (1605 г.) Борис Годунов внезапно умер. Тогда русские города, один за другим, стали передаваться на сторону самозванца; войско, посланное против него, также перешло на его сторону. Самозванец скоро дошел до Москвы и сделался царем. Но царствовать ему пришлось недолго. Пришедшие с ним поляки в Москве буйствовали и производили насилия, а сам Лжедмитрий нарушал русские обычаи и покровительствовал польской (католической) вере. Русские люди поняли обман и образумились; в Москве произошло восстание, во время которого самозванец был убит - и царем был избран боярин Василий Шуйский (1606 г.).

Однако смуты после этого не кончились. Явился новый самозванец; он собрал отряд поляков и русских изменников и остановился близ Москвы. Отряды поляков ходили по окрестностям Москвы, грабили и предавали всё огню и мечу. Наконец поляки задумали разграбить и разорить Троице-Сергиевскую обитель.

В 1608 году, 23 сентября, польское войско окружило Троице-Сергиевскую обитель. У поляков было до тридцати тысяч войск , а в обители с ратными людьми насчитывалось не более тысячи защитников. Настоятель монастыря привел всех к присяге у гроба святого Сергия. Все целовали святой крест в том, что будут сражаться до последней капли крови и не дадут на поругание ляхам святыни обители - гроба преподобного Сергия. 13 октября поляки пробовали монастырь взять приступом, но храбрые защитники встретили их таким огнем из пушек и пищалей, что враги должны были отступить. Эта удача придала бодрость осажденным. Они стали сами делать вылазки, нападали на врагов и нередко забирали пленных.

Раз от одного пленного осажденные узнали, что поляки ведут подкоп под стену обители и хотят взорвать ее. Эта весть поразила всех. Страшно было подумать, что вот-вот грянет взрыв и неприятель овладеет монастырем. Долго разыскивали место подкопа; наконец узнали, что подкоп ведется под Пятницкую башню. Тогда два крестьянина добрались до устья подкопа и, узнав, что он не доведен до конца, произвели взрыв; они погибли при взрыве, но уничтожили работу врагов и этим спасли обитель от неминуемой гибели.

Наступила зима. Неприятели построили себе избы и землянки, а припасы добывали грабежом по окрестностям. Осажденным же становилось с каждым днем все труднее и труднее. От недостатка в хорошей пище и воде и от тесноты начались болезни. Смертность постепенно усиливалась; сначала умирало человек по десять-пятнадцать в день, а потом стало умирать по тридцать и более человек в день. Так погибло немало храбрых защитников в монастыре, но осажденные и не думали сдаваться; они крепко веровали в Божию помощь и в заступничество преподобного Сергия. Наконец прошла долгая томительная зима. Болезнь мало-помалу стала утихать, и осажденные приободрились.

27 мая в неприятельском лагере было слишком сильное движение. Осажденные поняли, что поляки задумали приступ, и стали готовиться к отпору. Все, кто имел только силу, вооружились; многие стояли по стенам с камнями, смолою, серою, известью. Архимандрит со старцами молился в церкви. Как только наступили сумерки, начался приступ. С громкими криками бросились поляки к стенам обители: дружным нападением они думали сломить осажденных, но все усилия врагов были напрасны. Осажденные поражали их выстрелами, бросали в них камнями, облив кипящей смолой, кидали зажженную серу и засыпали глаза известью. Поляки потеряли много убитыми и ранеными и должны были отступить. Через некоторое время они принуждены были совсем сняты осаду.

Чтобы избавиться от самозванца и поляков, царь Василий Шуйский решился обратиться к иноземной помощи. Племянник царя, молодой князь Скопин-Шуйский отправился в Новгород и вступил в переговоры со шведами. Шведы согласились оказать помощь, и отряд их присоединился к русскому войску. Тогда Скопин-Шуйский начал быстро очищать один город за другим от врагов и освободил Москву от самозванца.

Народ с восторгом встретил своего избавителя и надеялся, что он со временем займет царский престол, так как Василий Шуйский был бездетен. Но Богу угодно было поразить Москву новым горем. Скопин-Шуйский внезапно заболел и через несколько дней скончался.

По смерти Скопина-Шуйского в Москве начались страшные волнения и беспорядки. Дело дошло наконец до того, что Василий Шуйский принужден был отказаться от престола — и Россия осталась без царя. Тогда неурядицы увеличились еще более; Москвою вновь владели поляки, внутри России ходили шайки грабителей, с запада России грозил король польский, а с севера — король шведский, и даже появился третий самозванец. Русская земля, казалось, совсем погибала.

В это же тяжелое время особенно потрудились на защиту православной веры и родной земли — патриарх Гермоген, Троице-Сергиевская лавра, гражданин нижегородский Козьма Минин и князь Пожарский.

Патриарх Гермоген рассылал грамоты по городам русским и призывал православных на защиту веры и Отечества. Тогда поляки и изменники русские заключили патриарха под стражу. Но дело, начатое патриархом Гермогеном, продолжали иноки Троице-Сергиевской лавры — архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Вот что, между прочим, писали они в своих грамотах: «Православные христиане, вспомните истинную православную веру Христову, вспомните, что все мы родились от христианских родителей, знаменались святым крещением, обещались веровать в Святую Троицу. Возложите упование на силу Креста Господня и покажите подвиг свой, молите служилых людей, чтобы всем православным быть в соединении и стать сообща против врагов наших. Сами видите, какое разорение причинили они в Московском государстве. Где святые Божий церкви и Божий образа? Где иноки, сединами цветущие, - иноки, добродетелями украшенные? Не пощажены ни старики, ни младенцы грудные. Пусть служилые люди спешат к Москве...»

В октябре месяце 1611 года грамота Троице-Сергиевской лавры была получена в Нижнем Новгороде. Решили прочесть ее в соборе. Ударили в большой соборный колокол, и народ скоро наполнил всю церковь, так как день был праздничный. После обедни соборный протоиерей обратился к народу и сказал: «Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет Московское государство; гибнет и православная вера. Что нам творить? Не постоять ли за православную веру и за Святую Соборную Церковь Богородицы, и за многоцелебные мощи Московских Чудотворцев? А вот грамота властей Живоначальныя Троицы монастыря Сергеева». После того была прочитана грамота, присланная из Троице-Сергиевской обители. Народ был сильно тронут: многие плакали. «Горе нам, - говорили в толпе, - гибнет Московское государство».

Когда народ вышел из церкви и столпился у паперти, к нему обратился Козьма Минин, гражданин нижегородский, со следующею речью:

- Православные христиане! - коль хотим помочь Московскому государству, не пожалеем достояния нашего.;, дворы свои продадим, жен и детей заложим и Станем челом бить, искать, кто бы вступился за православную веру и стал бы у нас начальником!., дело великое совершим, если Бог поможет... Мы поднимемся, -другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов.

Горячая речь Минина пришлась по сердцу всем. Тут же начались пожертвования на святое дело - освобождение родины от врагов. Несли со всех сторон и деньги, и драгоценности.

Стали думать, кого бы выбрать вождем ополчения. Выбор пал на князя Пожарского. Он уже прежде сражался с поляками в Москве и лечился в это время от ран в своем имении. К нему отправили бить челом. Он сказал посланным: «Рад я за веру православную страдать до смерти, а вы изберите из горожан такого человека, который был бы со мною у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям». Нижегородские послы задумались было, но князь Пожарский помог им. «Есть у вас в городе, - сказал он, -Козьма Минин. Он человек бывалый: ему такое дело за обычай».

Весть о снаряжении нижегородцев быстро разнеслась по другим городам. Пожарский с нижегородцами разослал грамоты. «Теперь мы, Нижнего Новгорода всякие люди, - говорилось в грамоте, - идем на помощь Московскому государству. К нам из многих городов прибыли ратные люди. И вам поскорее идти. Непременно надо быть вам с нами в одном совете и на поляков вместе идти...» Грамоты эти повсюду читали на сходках, составляли приговоры, собирали деньги. Город сносился с городом. Поднималась вся русская земля.

22 октября по старому стилю 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского и купца Космы Миныча Сухорука (Кузьмы Минина) штурмом взяли Китай-город. Гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

25 октября 1612 года по старому стилю командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда из Кремля московских бояр и других знатных лиц. Гарнизон сдался.

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. А в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день был объявлен государственным праздником в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского и Казанской иконы Божьей Матери, который праздновался в течение столетий до 1917 года.

Праздник этот не выдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы. Установленный в середине XVII века, после долгого перерыва, с 2005 года 4 ноября в России утвержден как государственный праздник и выходной.

Используемые источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Баранов А. Наше родное: Книга для классного и домашнего чтения в сельских народных школах с трехлетним курсом. Третий год обучения. - 28 издание. - С.-Петербург, 1906. (репринт осущ. - М.: Паломник, 2002).

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПРАЗДНИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Праздник должен стать кульминацией всей подготовительной работы. До ноября проводятся основные ознакомительные занятия, подводятся некоторые итоги по усвоению знаний учащимися о гербе, флаге и гимне России. Праздничный день закрепляет все полученные знания и добавляет эмоциональности и осознанности.

Итак, что необходимо сделать, чтобы мероприятие состоялось? Прежде всего, поставить цель столь ответственного действия. Например:

Цель мероприятия - создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения национального единства, важной части богатого исторического наследия, атрибута суверенного государства.

Затем необходимо определить место проведения праздника в зависимости от погодных условий (все-таки ноябрь). Этим местом может стать пришкольный двор, актовый или спортивный зал, холл или коридор школы.

Следующий самый важный этап - это написание сценария праздника. В сценарий должны войти не только стихи, слова чтецов, танцы и пр., но и фамилии ответственных за каждый этап подготовки праздника. Чувство ответственности придаст подготовке ясность, оперативность и, пожалуй, самое необходимое для учащихся этого возраста - реальность делового общения.

Если в школе действует самоуправление, то ответственными становятся члены объединений по культуре и досугу. Если же в школе пока не созданы органы самоуправления, то хорошее начало можно положить, создав Совет (творческий союз, актив, комитет и пр.), в который и войдут все ответственные. Им нужно продумать все шаги подготовки, включая поздравления, приглашения гостей, подарки и сувениры и многое другое.

Если решили пригласить гостей, то необходимо определиться с количеством, формой приглашения, размещением, и, может быть, угощением (особенно, если приглашенные приехали издалека).

Для того чтобы мероприятие запомнилось надолго, уделите внимание художественному оформлению. Обязательной становится символика праздника - герб, флаг и гимн России. Необходимо оформить уголок государственной символики. А для торжественных церемоний важно иметь выносной или подъемный флаг.

Для объявления общешкольных мероприятий обычно используется школьная газета (на ватмане). Но можно придумать и другие объявления (например, приглашения каждому классу).

Торжественно и незабываемо в такой день получить диплом, грамоту, благодарственное письмо. Разработать макет таких документов могут сегодня и сами учащиеся, используя современные технические средства, специальные компьютерные программы.

Параллельно с реализацией идей по художественному оформлению продумываются техническое оснащение и музыкальное оформление. Всегда удобно вести общешкольные праздники, если у вас имеются микрофоны, экраны, подборка видео- киноматериалов и аудиозаписей. Главное, правильно распределить имеющиеся средства и вовремя ими воспользоваться.

Учитывая, что разработка сценария - дело хлопотливое и требует много времени, предлагаю концепцию праздника, позволяющую взглянуть на новое торжество как на важное воспитательное мероприятие.

СЦЕНАРИЙ

общешкольного фестиваля, посвященного государственному празднику

«День народного единства» 4 ноября

ЦЕЛЬ - привлечение внимания подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своей малой Родины, государства; укрепление толерантных отношений среди учащихся и воспитание позиции заботы о своей школе.

Необходимо заранее подготовить несколько помещений, в том числе актовый и спортивный залы. На дверях появляются надписи, обозначающие содержание мероприятия (станции), проводимого в конкретном помещении. Например:

актовый зал - «Дружбой единой мы крепки»

кабинет № 2 - «Берегите природу»

кабинет № 3 - «В мире науки»

кабинет № 4 - «Кухни народов России»

кабинет № 5 - «Но гражданином быть обязан»

кабинет № 6 - «Школа моей мечты»

спортивный зал - «Папа, мама, я - спортивная семья»

Для каждого мероприятия выбираются судьи (жюри) как из числа учителей, так и учащихся, а так же можно привлечь и родителей.

Примерный сюжет проводимых мероприятий

«Дружбой единой мы крепки»

Станция «художественная». Стихи, спектакли, песни, танцы, пантомима, все выступления творческих коллективов и солистов посвящены теме единения, дружбы, мира и согласия.

«Берегите природу»

Станция «экологическая». Главная тема - как сохранить и приумножить природные богатства малой Родины и государства. Здесь можно использовать форму викторины.

«В мире науки»

Станция «научная». Приглашаются учащиеся, имеющие интерес к различным наукам. Для них можно приготовить блиц-турнир по теме: «Национальные достижения в области науки». Интеллектуальное напряжение вызовет незабываемые эмоции.

«Кухни народов России»

Станция «бытовая». Конкурс кулинаров - это лучшее объединяющее действие, позволяющее собрать за одним столом людей разных национальностей.

«Но гражданином быть обязан»

Станция «педагогическая». Ребятам предлагается заранее написать литературное произведение (стих, поэма, рассказ и пр.) на тему «Трудно ли быть гражданином?». В ходе работы станции выявляются лучшие произведения. По результатам конкурса может получиться великолепный сборник по становлению гражданина и патриота.

«Школа моей мечты»

Станция «управленческая». Организуйте конкурс решений и предложений по улучшению жизни школы. Предложив минимальную структуру проектировочной деятельности (что изменить, как осуществить и что получиться в итоге), можно сформировать банк данных. Он пригодиться для подготовки концепции и программы развития школы, для планирования воспитательной работы в классе и школе в целом. Так вы научите ребят заботе не только о себе, но и одноклассниках, ответственности перед собой и другими.

«Мама, папа, я - спортивная семья»

Станция «спортивная». Понятие любви, дружбы, единения, прежде всего, формируется в семье. Эстафеты, парад, состязания по видам спорта, показательные выступления учащихся и родителей насыщают радостью совместной деятельности. Необходимо продумать спортивную форму для выступлений, девиз или приветствие, плакаты для болельщиков.

Закрывает фестиваль церемония награждения в актовом зале, при оформлении которого используется государственная и школьная символика.

Заранее готовятся дипломы с символикой школы, разработанные в ходе предварительных конкурсов. На уроках музыки разучивается гимн школы.

В торжественной обстановке вручаются дипломы всем победителям по станциям. Отдельно награждаются ценными призами победители конкурса на лучший герб, флаг и гимн школы, которые вписываются в летопись школы.

Завершает церемонию школьный хор. В его исполнении впервые звучит гимн школы. Ответственный выносит из актового зала школьный флаг к месту его постоянного нахождения.

По окончании фестиваля-праздника готовится спецвыпуск школьной газеты, где перечисляют всех победителей и призеров.



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.