24.10.2007
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ НА ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ НА ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В ШКОЛЕЗначение праздника «День народного единства» 4 ноября (Гамаль Е.В. Герб, флаг и гимн России: Методические рекомендации для учителей средних классов и специалистов пол воспитательной работе в школе / Под общ. Ред. А.А.Васецкого. СПб, 2006, С. 52-60.) 16 декабря 2004 года Государственная Дума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из поправок вводился новый государственный праздник - День народного единства. Выходной день был перенесен с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года). История праздника уходит в глубь веков... Едва успев объединиться и окрепнуть после татарского ига, Русскую землю постигло новое бедствие — наступило время смут. По смерти царя Иоанна IV Васильевича Грозного в 1584 г. осталось два его сына: Феодор и Димитрий. Старший из них, Феодор Иоаннович, стал царствовать, а царевич Димитрий поселился со своею матерью в городе Угличе. Царь Феодор Иоаннович был полоумен и бездетен, а потому царевича Димитрия считали наследником престола; как вдруг совершенно неожиданно царевич скончался. В народе прошел слух, что царевич был убит, что убийц подослал царский шурин Борис Годунов, которому самому захотелось сделаться царем. В 1598 г. царь Феодор Иоаннович скончался, а супруга его постриглась в монастырь. Царем был избран боярин Борис Годунов. Царствование Бориса Годунова вначале было благополучно; а потом пошли разные невзгоды: сделался страшный голод вследствие неурожаев и появился мор, от которого погибло много народа. Наконец разнесся слух, что царевич Димитрий жив. И действительно, в 1602 г. в Речи Посполитой появился человек, который выдавал себя за царевича Димитрия и говорил, что в Угличе был убит другой мальчик, а он спасся. При помощи поляков самозванец собрал войско и двинулся в Россию отнимать престол у Бориса Годунова. В это время (1605 г.) Борис Годунов внезапно умер. Тогда русские города, один за другим, стали передаваться на сторону самозванца; войско, посланное против него, также перешло на его сторону. Самозванец скоро дошел до Москвы и сделался царем. Но царствовать ему пришлось недолго. Пришедшие с ним поляки в Москве буйствовали и производили насилия, а сам Лжедмитрий нарушал русские обычаи и покровительствовал польской (католической) вере. Русские люди поняли обман и образумились; в Москве произошло восстание, во время которого самозванец был убит - и царем был избран боярин Василий Шуйский (1606 г.). Однако смуты после этого не кончились. Явился новый самозванец; он собрал отряд поляков и русских изменников и остановился близ Москвы. Отряды поляков ходили по окрестностям Москвы, грабили и предавали всё огню и мечу. Наконец поляки задумали разграбить и разорить Троице-Сергиевскую обитель. В 1608 году, 23 сентября, польское войско окружило Троице-Сергиевскую обитель. У поляков было до тридцати тысяч войск , а в обители с ратными людьми насчитывалось не более тысячи защитников. Настоятель монастыря привел всех к присяге у гроба святого Сергия. Все целовали святой крест в том, что будут сражаться до последней капли крови и не дадут на поругание ляхам святыни обители - гроба преподобного Сергия. 13 октября поляки пробовали монастырь взять приступом, но храбрые защитники встретили их таким огнем из пушек и пищалей, что враги должны были отступить. Эта удача придала бодрость осажденным. Они стали сами делать вылазки, нападали на врагов и нередко забирали пленных. Раз от одного пленного осажденные узнали, что поляки ведут подкоп под стену обители и хотят взорвать ее. Эта весть поразила всех. Страшно было подумать, что вот-вот грянет взрыв и неприятель овладеет монастырем. Долго разыскивали место подкопа; наконец узнали, что подкоп ведется под Пятницкую башню. Тогда два крестьянина добрались до устья подкопа и, узнав, что он не доведен до конца, произвели взрыв; они погибли при взрыве, но уничтожили работу врагов и этим спасли обитель от неминуемой гибели. Наступила зима. Неприятели построили себе избы и землянки, а припасы добывали грабежом по окрестностям. Осажденным же становилось с каждым днем все труднее и труднее. От недостатка в хорошей пище и воде и от тесноты начались болезни. Смертность постепенно усиливалась; сначала умирало человек по десять-пятнадцать в день, а потом стало умирать по тридцать и более человек в день. Так погибло немало храбрых защитников в монастыре, но осажденные и не думали сдаваться; они крепко веровали в Божию помощь и в заступничество преподобного Сергия. Наконец прошла долгая томительная зима. Болезнь мало-помалу стала утихать, и осажденные приободрились. 27 мая в неприятельском лагере было слишком сильное движение. Осажденные поняли, что поляки задумали приступ, и стали готовиться к отпору. Все, кто имел только силу, вооружились; многие стояли по стенам с камнями, смолою, серою, известью. Архимандрит со старцами молился в церкви. Как только наступили сумерки, начался приступ. С громкими криками бросились поляки к стенам обители: дружным нападением они думали сломить осажденных, но все усилия врагов были напрасны. Осажденные поражали их выстрелами, бросали в них камнями, облив кипящей смолой, кидали зажженную серу и засыпали глаза известью. Поляки потеряли много убитыми и ранеными и должны были отступить. Через некоторое время они принуждены были совсем сняты осаду. Чтобы избавиться от самозванца и поляков, царь Василий Шуйский решился обратиться к иноземной помощи. Племянник царя, молодой князь Скопин-Шуйский отправился в Новгород и вступил в переговоры со шведами. Шведы согласились оказать помощь, и отряд их присоединился к русскому войску. Тогда Скопин-Шуйский начал быстро очищать один город за другим от врагов и освободил Москву от самозванца. Народ с восторгом встретил своего избавителя и надеялся, что он со временем займет царский престол, так как Василий Шуйский был бездетен. Но Богу угодно было поразить Москву новым горем. Скопин-Шуйский внезапно заболел и через несколько дней скончался. По смерти Скопина-Шуйского в Москве начались страшные волнения и беспорядки. Дело дошло наконец до того, что Василий Шуйский принужден был отказаться от престола — и Россия осталась без царя. Тогда неурядицы увеличились еще более; Москвою вновь владели поляки, внутри России ходили шайки грабителей, с запада России грозил король польский, а с севера — король шведский, и даже появился третий самозванец. Русская земля, казалось, совсем погибала. В это же тяжелое время особенно потрудились на защиту православной веры и родной земли — патриарх Гермоген, Троице-Сергиевская лавра, гражданин нижегородский Козьма Минин и князь Пожарский. Патриарх Гермоген рассылал грамоты по городам русским и призывал православных на защиту веры и Отечества. Тогда поляки и изменники русские заключили патриарха под стражу. Но дело, начатое патриархом Гермогеном, продолжали иноки Троице-Сергиевской лавры — архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Вот что, между прочим, писали они в своих грамотах: «Православные христиане, вспомните истинную православную веру Христову, вспомните, что все мы родились от христианских родителей, знаменались святым крещением, обещались веровать в Святую Троицу. Возложите упование на силу Креста Господня и покажите подвиг свой, молите служилых людей, чтобы всем православным быть в соединении и стать сообща против врагов наших. Сами видите, какое разорение причинили они в Московском государстве. Где святые Божий церкви и Божий образа? Где иноки, сединами цветущие, - иноки, добродетелями украшенные? Не пощажены ни старики, ни младенцы грудные. Пусть служилые люди спешат к Москве...» В октябре месяце 1611 года грамота Троице-Сергиевской лавры была получена в Нижнем Новгороде. Решили прочесть ее в соборе. Ударили в большой соборный колокол, и народ скоро наполнил всю церковь, так как день был праздничный. После обедни соборный протоиерей обратился к народу и сказал: «Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет Московское государство; гибнет и православная вера. Что нам творить? Не постоять ли за православную веру и за Святую Соборную Церковь Богородицы, и за многоцелебные мощи Московских Чудотворцев? А вот грамота властей Живоначальныя Троицы монастыря Сергеева». После того была прочитана грамота, присланная из Троице-Сергиевской обители. Народ был сильно тронут: многие плакали. «Горе нам, - говорили в толпе, - гибнет Московское государство». Когда народ вышел из церкви и столпился у паперти, к нему обратился Козьма Минин, гражданин нижегородский, со следующею речью: - Православные христиане! - коль хотим помочь Московскому государству, не пожалеем достояния нашего.;, дворы свои продадим, жен и детей заложим и Станем челом бить, искать, кто бы вступился за православную веру и стал бы у нас начальником!., дело великое совершим, если Бог поможет... Мы поднимемся, -другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов. Горячая речь Минина пришлась по сердцу всем. Тут же начались пожертвования на святое дело - освобождение родины от врагов. Несли со всех сторон и деньги, и драгоценности. Стали думать, кого бы выбрать вождем ополчения. Выбор пал на князя Пожарского. Он уже прежде сражался с поляками в Москве и лечился в это время от ран в своем имении. К нему отправили бить челом. Он сказал посланным: «Рад я за веру православную страдать до смерти, а вы изберите из горожан такого человека, который был бы со мною у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям». Нижегородские послы задумались было, но князь Пожарский помог им. «Есть у вас в городе, - сказал он, -Козьма Минин. Он человек бывалый: ему такое дело за обычай». Весть о снаряжении нижегородцев быстро разнеслась по другим городам. Пожарский с нижегородцами разослал грамоты. «Теперь мы, Нижнего Новгорода всякие люди, - говорилось в грамоте, - идем на помощь Московскому государству. К нам из многих городов прибыли ратные люди. И вам поскорее идти. Непременно надо быть вам с нами в одном совете и на поляков вместе идти...» Грамоты эти повсюду читали на сходках, составляли приговоры, собирали деньги. Город сносился с городом. Поднималась вся русская земля. 22 октября по старому стилю 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского и купца Космы Миныча Сухорука (Кузьмы Минина) штурмом взяли Китай-город. Гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 25 октября 1612 года по старому стилю командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда из Кремля московских бояр и других знатных лиц. Гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. А в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день был объявлен государственным праздником в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского и Казанской иконы Божьей Матери, который праздновался в течение столетий до 1917 года. Праздник этот не выдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы. Установленный в середине XVII века, после долгого перерыва, с 2005 года 4 ноября в России утвержден как государственный праздник и выходной. Используемые источники: 1. http://ru.wikipedia.org/wiki 2. Баранов А. Наше родное: Книга для классного и домашнего чтения в сельских народных школах с трехлетним курсом. Третий год обучения. - 28 издание. - С.-Петербург, 1906. (репринт осущ. - М.: Паломник, 2002). АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПРАЗДНИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Праздник должен стать кульминацией всей подготовительной работы. До ноября проводятся основные ознакомительные занятия, подводятся некоторые итоги по усвоению знаний учащимися о гербе, флаге и гимне России. Праздничный день закрепляет все полученные знания и добавляет эмоциональности и осознанности. Итак, что необходимо сделать, чтобы мероприятие состоялось? Прежде всего, поставить цель столь ответственного действия. Например: Цель мероприятия - создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения национального единства, важной части богатого исторического наследия, атрибута суверенного государства. Затем необходимо определить место проведения праздника в зависимости от погодных условий (все-таки ноябрь). Этим местом может стать пришкольный двор, актовый или спортивный зал, холл или коридор школы. Следующий самый важный этап - это написание сценария праздника. В сценарий должны войти не только стихи, слова чтецов, танцы и пр., но и фамилии ответственных за каждый этап подготовки праздника. Чувство ответственности придаст подготовке ясность, оперативность и, пожалуй, самое необходимое для учащихся этого возраста - реальность делового общения. Если в школе действует самоуправление, то ответственными становятся члены объединений по культуре и досугу. Если же в школе пока не созданы органы самоуправления, то хорошее начало можно положить, создав Совет (творческий союз, актив, комитет и пр.), в который и войдут все ответственные. Им нужно продумать все шаги подготовки, включая поздравления, приглашения гостей, подарки и сувениры и многое другое. Если решили пригласить гостей, то необходимо определиться с количеством, формой приглашения, размещением, и, может быть, угощением (особенно, если приглашенные приехали издалека). Для того чтобы мероприятие запомнилось надолго, уделите внимание художественному оформлению. Обязательной становится символика праздника - герб, флаг и гимн России. Необходимо оформить уголок государственной символики. А для торжественных церемоний важно иметь выносной или подъемный флаг. Для объявления общешкольных мероприятий обычно используется школьная газета (на ватмане). Но можно придумать и другие объявления (например, приглашения каждому классу). Торжественно и незабываемо в такой день получить диплом, грамоту, благодарственное письмо. Разработать макет таких документов могут сегодня и сами учащиеся, используя современные технические средства, специальные компьютерные программы. Параллельно с реализацией идей по художественному оформлению продумываются техническое оснащение и музыкальное оформление. Всегда удобно вести общешкольные праздники, если у вас имеются микрофоны, экраны, подборка видео- киноматериалов и аудиозаписей. Главное, правильно распределить имеющиеся средства и вовремя ими воспользоваться. Учитывая, что разработка сценария - дело хлопотливое и требует много времени, предлагаю концепцию праздника, позволяющую взглянуть на новое торжество как на важное воспитательное мероприятие. СЦЕНАРИЙ общешкольного фестиваля, посвященного государственному празднику «День народного единства» 4 ноября ЦЕЛЬ - привлечение внимания подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своей малой Родины, государства; укрепление толерантных отношений среди учащихся и воспитание позиции заботы о своей школе. Необходимо заранее подготовить несколько помещений, в том числе актовый и спортивный залы. На дверях появляются надписи, обозначающие содержание мероприятия (станции), проводимого в конкретном помещении. Например: актовый зал - «Дружбой единой мы крепки» кабинет № 2 - «Берегите природу» кабинет № 3 - «В мире науки» кабинет № 4 - «Кухни народов России» кабинет № 5 - «Но гражданином быть обязан» кабинет № 6 - «Школа моей мечты» спортивный зал - «Папа, мама, я - спортивная семья» Для каждого мероприятия выбираются судьи (жюри) как из числа учителей, так и учащихся, а так же можно привлечь и родителей. Примерный сюжет проводимых мероприятий «Дружбой единой мы крепки» Станция «художественная». Стихи, спектакли, песни, танцы, пантомима, все выступления творческих коллективов и солистов посвящены теме единения, дружбы, мира и согласия. «Берегите природу» Станция «экологическая». Главная тема - как сохранить и приумножить природные богатства малой Родины и государства. Здесь можно использовать форму викторины. «В мире науки» Станция «научная». Приглашаются учащиеся, имеющие интерес к различным наукам. Для них можно приготовить блиц-турнир по теме: «Национальные достижения в области науки». Интеллектуальное напряжение вызовет незабываемые эмоции. «Кухни народов России» Станция «бытовая». Конкурс кулинаров - это лучшее объединяющее действие, позволяющее собрать за одним столом людей разных национальностей. «Но гражданином быть обязан» Станция «педагогическая». Ребятам предлагается заранее написать литературное произведение (стих, поэма, рассказ и пр.) на тему «Трудно ли быть гражданином?». В ходе работы станции выявляются лучшие произведения. По результатам конкурса может получиться великолепный сборник по становлению гражданина и патриота. «Школа моей мечты» Станция «управленческая». Организуйте конкурс решений и предложений по улучшению жизни школы. Предложив минимальную структуру проектировочной деятельности (что изменить, как осуществить и что получиться в итоге), можно сформировать банк данных. Он пригодиться для подготовки концепции и программы развития школы, для планирования воспитательной работы в классе и школе в целом. Так вы научите ребят заботе не только о себе, но и одноклассниках, ответственности перед собой и другими. «Мама, папа, я - спортивная семья» Станция «спортивная». Понятие любви, дружбы, единения, прежде всего, формируется в семье. Эстафеты, парад, состязания по видам спорта, показательные выступления учащихся и родителей насыщают радостью совместной деятельности. Необходимо продумать спортивную форму для выступлений, девиз или приветствие, плакаты для болельщиков. Закрывает фестиваль церемония награждения в актовом зале, при оформлении которого используется государственная и школьная символика. Заранее готовятся дипломы с символикой школы, разработанные в ходе предварительных конкурсов. На уроках музыки разучивается гимн школы. В торжественной обстановке вручаются дипломы всем победителям по станциям. Отдельно награждаются ценными призами победители конкурса на лучший герб, флаг и гимн школы, которые вписываются в летопись школы. Завершает церемонию школьный хор. В его исполнении впервые звучит гимн школы. Ответственный выносит из актового зала школьный флаг к месту его постоянного нахождения. По окончании фестиваля-праздника готовится спецвыпуск школьной газеты, где перечисляют всех победителей и призеров.
Архив »»
|