День народного единства[/center](классный час для учащихся III-VII классов)НА СТЕНЕ ВИСЯТ КОПИИ СТАРИННЫХ ГРАВЮР: «Московский Кремль XVI— XVII вв.», памятник Минину и Пожарскому, картины К.Маковского «Минин на Нижегородской площади», изображения средневекового оружия.
Ведущая. Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства1, который мы проведем в форме устного журнала.
1-й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Ведущая. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.) Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?
• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.
• Без корня и полынь не растет.
• Всяк кулик свое болото хвалит.
• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
• Москва всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
• Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
• Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.
• В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве бьии разделены на благочиния по сорокам).
Ведущая. Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила России.) Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
2-й ученик. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда Россия имела примерно такой вид. (Указывает на картину «Московский Кремль XVI — XVII вв.») Кого вы здесь видите? (Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и православные храмы.)
Ведущая. Знаете ли вы, какими сословиями было представлено население России в XVII веке? (Идет работа в группах. На текст, написанный на доске, обращается внимание школьников: князья, бояре, купцы, духовенство, посадский люд, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки, рабовладельцы...)
Ведущая. Найдите лишнее слово в этом тексте. Ответ обоснуйте. (Рабовладельцы — это примета рабовладельческого строя.) А теперь вашему вниманию предлагается театральная страничка. Посмотрим небольшую сценку и подумаем о том, какая опасность угрожала России в начале XVII века.
В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него появляется мальчик-ученик.
Мальчик (в сторону).
По послушанью в келье этой
Он летопись ведет.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его глубоких дум.
Летописец отрывается от работы и кладет перо.
Мальчик (обращается к летописцу).
О чем, отец, ты летопись ведешь?
Кому обращены твои правдивые сказанья?
Летописец.
Пусть ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу
И сильных чаще поминают
За их отвагу, твердость, доброту.
(Задумчиво.)
Безмолвно как, спокойно все кругом...
Однако предчувствую небесный гром и горе. (Вздыхает.)
Мальчик.
Изволишь тяжко так вздыхать,
О чем печалишься ты, отче?
Летописец.
Средь мирных дел
Грядут лихие времена —
Нас ждет година испытаний.
Мальчик. О, кто с тобою согласится? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всех концов вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотесов — спешат свое уменье отдать столице...
Летописец. Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, в хаосе земля... (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа...
Мальчик. Кто ж так прогневал Небеса? Ужель Россия в прахе?
Летописец.
Погодь, однако.
На старости я словно сызнова живу.
Все как минувшее проходит предо мною:
Да, будут дни крамол,
Но после смут из пепла, из обломков
Россия встанет. Вижу день,
Когда спасителей ее прославят,
А распинавших проклянут...
Учитель (после сценки). Какая же опасность угрожала стране в те годы? О том, что было пережито нашими предками в XVII в., расскажут историки из пресс-центра. (Школьники выслушивают сообщения историков.)
1-й историк. Говоря о начале Смуты, следует вспомнить о том дне, когда ушел из жизни царь Федор Иванович2. С его смертью пресеклась не только династия, но кончилась целая эпоха, когда на престол восходили «прирожденные государи». Имя этого царя будут часто вспоминать в годы Смуты, каждый претендент на царский трон будет называть себя или его братом, или каким-либо родственником.
2-й историк. После царя Федора на русский престол взошел Борис Годунов3. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождая их от налогов. По совету последних, он даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании и Франции ученых, чтобы учредить в Москве особую школу, где бы преподавались разные языки, но не успел...
3-й историк. Осенью 1601 г. пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». Урожай остался в поле. Но это были еще цветочки... В следующем году трагедия повторилась. И начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис, стараясь удержать рост цен, запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, жестоко преследовал спекулянтов. Но никакие меры не давали результата. Цена на хлеб увеличилась в 100 раз. Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Со всех концов люди хлынули в Москву. 127 тыс. изможденных недоеданием человек было похоронено в те годы в столице. Наконец случилось самое страшное — кто-то стал распространять слухи о том, что голод — это кара Божья за неправедность Бориса, ибо царь он не настоящий, трон получен им коварством и хитростью... Слухам верили!
4-й историк. Начались бунты. Самый крупный, под предводительством атамана Хлопка, прошел в 1603 г. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские войска воевали с восставшими целый год, разгромили их, но не смогли успокоить страну. Затем пошли слухи, что в Польше объявился царевич Дмитрий, т.е. настоящий царевич жив... Розыск показал, что это бежавший в 1602 г. в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.
5-й историк. 16 октября 1604 т. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Как истинный царевич, он щедро раздавал золото верным слугам, щадил плененных стрельцов. К нему стали стекаться доверчивые люди. Все же в январе 1605 г. правительственным войскам удалось разбить самозванца. Но сила последнего была не в армии. Народ верил в то, что он настоящий наследник трона.
6-й историк.13 апреля 1605 г. царь Борис Годунов выглядел веселым, много и с аппетитом ел. Потом полез на вышку, с которой обычно обозревал Москву, но вскоре спустился, сказав, что чувствует себя скверно. Из носа пошла кровь. Позвали лекаря, но поздно. Царь умер. Его похоронили в Архангельском соборе Кремля. Новым царем назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Кто-то стал распространять слухи, что Годунов якобы отравился сам, бросив своих детей и жену на произвол. Вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Юного царя и его мать убили. Тела их выставили напоказ, объявив, что и они отравились сами. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью без отпевания, как самоубийц. Путь к трону был открыт для нового царя. Кто же им стал?
7-й историк. Конечно, Лжедмитрий. Почти все верили в то, что он истинный наследник, значит, милость Божья будет с ним и со страной, которая посадит его на трон. Вы скажете, этого недостаточно, чтобы Григорию Отрепьеву превратиться в царевича Дмитрия. Но дело в том, что у самозванца была поддержка. Римская курия, искавшая путей обращения в католичество Московского государства, давно смотрела на него как на инструмент своей политики. Папскому нунцию4 в Польше Рангони было поручено обратить Лжедмитрия в католичество, оказывая ему всяческую помощь. Еще в начале 1604 г. Лжедмитрий был представлен в Кракове королю Сигизмунду, а 17 апреля он перешел в католичество. Король предложил своему новому протеже 40 000 злотых ежегодного содержания. Лжедмитрий собирался передать ему Смоленск и Северскую землю, а также перевести российскую паству в католичество...
1-й историк. Итак, Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Король Сигизмунд, папа и иезуиты считали дни до того момента, когда «варварская» Русь рухнет к их ногам. Но Лжедмитрий, воссев на трон, вместо земель предлагал полякам деньги, а с переходом в католичество предлагал не спешить... Впрочем, против Лжедмитрия уже зрел второй заговор. В ночь с 16 на 17 мая кто-то ударил в набат, сбежавшемуся народу было объявлено, что «обнаглевшие ляхи в Кремле бьют батюшку царя». Толпы москвичей ринулись в Кремль, сметая все на своем пути. Группе заговорщиков удалось ворваться в палаты Лжедмитрия, но тот бежал к стрельцам. Последним под давлением боярских угроз пришлось выдать беглеца, и он был застрелен. Вскоре объявили, что Лжедмитрий — самозванец; тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в сторону Запада.
2-й историк. Теперь пришел черед Василию Шуйскому5 взойти на трон. Но снова подули буйные ветры. Слухи о том, что «несчастному царю удалось спастись», не обещали скорого мира. В Новгороде-Северском на юго-западной окраине России объявился «посланник» царя — Иван Болотников, который осенью 1606 г. поднял восстание, охватившее не только юго-запад, но и юг России, Среднее и Нижнее Поволжье. С большим трудом через год войско «посланника» удалось разбить. Но в августе 1607 г., начался исход из Польши Лжедмитрия II. Видимо, «производство» самозванцев там было поставлено на широкую ногу. Весной 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, разбив лагерь в Тушине.
3-й историк. Грубый и развратный тушинский вор не мог возбуждать симпатии; для большинства он был только подельником в разбойных нападениях, которого при неудаче всегда можно оставить. Тушинцам не удалось перекрыть все дороги в Москву. В столицу прорывались обозы с хлебом; из нее рассылались воззвания в защиту веры православной. Троице-Сергиева обитель, мужественной обороной приковавшая к себе значительные силы тушинцев, являла пример воинской доблести.
4-й историк. К концу 1608 г. начались стихийные выступления против польских интервентов. М.В. Скопину-Шуйскому6, командующему русско-шведскими войсками, удалось дать отпор полякам. К марту 1610 г. Москва была освобождена, и тушинцы бежали.
5-й историк. Но король Сигизмунд III, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявил ей войну. Это была уже неприкрытая интервенция. В Москве обострилась борьба за власть: Василий Голицын и Ляпунов пытались поднять народ против царя. Кроме того, армия в одночасье лишилась своего победоносного и храброго полководца. Скопин-Шуйский скончался при невыясненных обстоятельствах. Царские войска стали терпеть поражения. Возникла опасность появления на русском троне польского королевича Владислава. Шуйский уже не мог противостоять агрессии, и был низложен московским боярством в июле 1610 г. После вступления в Москву поляков его перевезли в Варшаву, где он вскоре умер. Россия пала? Нет, она еще жила в сердцах русских людей.
6-й историк. Кузьма Минин7, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Подробности его жизни известны только с 1611 г., когда прибыла в город грамота Патриарха Гермогена, призывавшего всех «стать за веру». Страстные слова Минина: «Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником», — быстро облетели город. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. Минин смело развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы, наконец, решили образовать ополчение. По советам Минина, они жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, и выбрали вождем князя Д.М.Пожарского8, лечившегося от ран в своем имении. К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые окружной грамотой. В апреле 1612 г. в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. В августе была одержана решительная победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов.
Ведущая. Несомненно, Минин был личностью, соединявшей способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.
7-й историк. Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. После победы новый царь возвел его в бояре.
Ведущая. Знаете ли вы, что это за памятник? (Показывает фотографии памятника Минину и Пожарскому.) На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что же Россия оказала уважение этим людям? (Демонстрирует репродукцию с картины К.Маковского «Минин на Нижегородской площади»). Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» и рассмотрим картину русского живописца Константина Маковского. Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение... (Дети читают текст по ролям. Действие происходит у главного собора. Народ выходит из храма.)
Народ.
— Эко рыдание во всем соборе!
— Да и было отчего!
— Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
— Мы за веру православную должны до смерти стоять!
— А кто же прочь?
— Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.
Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало — жен, детей заложим!
Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!
Народ (кладут деньги кто сколько может).
— Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.
— Что деньги? Деньга — дело наживное!
— Все отдадим! Теперь не до нарядов!
— Вот наши деньги из квасного ряду!
— Из рукавичного!
— От ярославцев!
— Костромичи собрали — принимайте!
— Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
— Вот праздник, так уж праздник!
Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!
Ведущая.
• Как называет Минина народ?
• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
• Кого поставили во главе ополчения?
• Каким вам представился образ Кузьмы Минина?
• Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Надо было спасать Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду политиков, облеченных самой высокой властью.
• Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.)
Как вы думаете, приходилось ли Кузьме Минину сражаться с врагами или он предпочитал руководить опасными предприятиями из тиши кабинетов? (Сообщение читает историк.)
1-й историк. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» не раз кидались ополченцы на врагов. В этом крике соединились все сердца, все души и мысли, все желания русских. Но тщетно... Вражеский гарнизон был силен. Вдруг Минин, вдохновленный какой-то мыслью, отобрал 300 воинов и смело бросился с ними в самую гущу неприятеля. Неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, и ополченцы воспользовались этим беспорядком...
2-й историк. Сей славный бой произошел 24 августа. Вот каким воином был новгородский гражданин Кузьма Минин!
Ведущая. Каким оружием пользовались ополченцы, вы знаете? (Ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, булава, палица, винтовка.) Укажите, какое оружие попало в этот список ошибочно и почему. (Палица — уже вышла из употребления, это оружие более раннего времени, винтовка — более позднего.)
Рассмотрите изображение этих сабель и определите, какая из них принадлежала Минину, а какая — Пожарскому. Обоснуйте ответ. (Пожарский — князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин — простой человек, и у него она простая.)
Ведущая (показывает портреты Минина и Пожарского). Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. (Показывает портрет Ивана Сусанина.) А кто изображен на этой картине? Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради другого человека, юноши Алексея — будущего царя России. Примеров героизма можно привести много.
Навсегда сохранится память о защитниках Троице-Сергиевского монастыря, о жителях Смоленска и Корелы... (По ходу рассказа показывает иллюстрации.) Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность.
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку:
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
1 День народного единства отмечается в России 4 ноября — дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г.
2 Федор Иванович (1557—1598), последний русский царь из династии Рюриковичей, сын Ивана IV и Анастасии Захарьиной-Юрьевой. В народном сознании оставил по себе светлую память как бого-любивый и милостивый государь.
3 Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605). Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича, фактически правил государством при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство.
4 Нунций (от лат. шпиш — вестник), постоянный дипломатический представитель Ватикана в иностранных государствах, приравниваемый по рангу к послу.
5 Василий IV Шуйский (1552—1612), из рода суздальских князей, происходивших от Александра Невского. Участник заговора против Лжедмитрия.
6 Племянник царя Василия.
7 Кузьма Минин (1578—1642) — нижегородский гражданин. На другой день после венчания на царство царя Михаила Федоровича (12 июля 1613 г.) пожалован званием думного дворянина, получил в личное владение вотчины. Заседая в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался доверием царя. После смерти Минина его вдове и сыну были пожалованы новые вотчины.
8 Князь Дмитрий Пожарский (1578-1641), русский полководец, соратник К.Минина. В 1610 г. назначен воеводой в Зарайск; в 1611 г., участвуя в сражении с поляками, овладевшими Москвой, был ранен.
Литература
Тихомиров Д.И. Из истории родной земли. — М.: Современник, 1996.
ИшимоваА. История России. — М., 2001.
Скрынников Р. Минин и Пожарский. — М.: Молодая Россия, 1981.
Пособие по истории СССР. — М.: Высшая школа, 1987.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. — М.: АСТ, 1998.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, интерактивное издание, 2004. (ОУО).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Т.РЫЖОВА, учитель начальных классов, пос. Комсомольский Тукаевского района Республики Татарстан
Архив »»