30.10.2007
Панкратова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы
Открытый урок по литературеВ.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»ТЕМА урока: «Жизненные уроки героя» Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. В.Астафьев Цель: Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Задачи: 1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя. 2. Развивать читательскую культуру. 3. Развивать творческие способности, воображение учащихся. 4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову. 5. Отрабатывать монологическую речь. Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом, устное рисование, проецирование ситуации Ход урока. 1)- Приветствие. Орг.момент. - Постановка цели и задач урока. а) Разобраться в прочитанном. в) Понять, почему те события остались незабываемы. в) Какие жизненные уроки извлек герой? 2) Слово учителя. Основная тема многих рассказов В.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких. В основу рассказа легли воспоминания писателя о собственном детстве, т.е. он автобиографичен, где писатель искренне и открыто разговаривает с детьми о самом важном и нужном. Беседа по вопросам. -- Что является завязкой рассказа? (Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».) (Повесить рисунок) -- Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».) -- Счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет автор пишет…прочитать эпиграф. Попробуем ответить вслед за автором на этот вопрос. -- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (стр.102) Обратите внимание на инверсию «трудом своим», которая выделяет слово «труд» - мальчик понимает, что даром ничего не дается. -- Найдите в тексте описание посуды ребятишек дяди Левонтия и героя-рассказчика.(стр.102) Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди сами не любят работать, и не ценят чужой труд. -- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Обратите внимание на глаголы, описывающие их поведение. (бросали, барахтались, дрались, плакали, дразнились, заскочили, напластали.) Неразумное поведение. -- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? «Я брал старательно», мальчик не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». «Левонтьевские» же ленивые. Старший брат «надавал пинков» брату и сестре за то, что они «жрали» ягоды. Опять используются значимые глаголы: валяются, подскочил, взвыл, кинулся, раздавили, бьются. Главенство разговорно-народного языка не только в речи героев, но и в «голосе автора», как разговаривают «левонтьевские», и как о них говорит автор. -- Как герой оказался втянут в обман? Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны испугался!», и герой проговаривается о прянике. Санька «быстро что-то смекнул»: «Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный». Герой попадается «на уду». Ему важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли. -- Какие события дальше происходили в течение этого дня? Выделите их. (стр.104) Дети зачитывают. Обратите внимание, автор не случайно показывает взаимоотношения человек-природа, т.к. считал эти отношения показателем духовности и самым главным критерием нравственной оценки человека. Взаимоотношения человек-природа, человек-другие люди подчиняются одним и тем же нравственным законам. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон»,- писал В.Астафьев. -- Настала пора возвращаться домой. Мальчик понимает, что проступок не сойдет ему с рук, понимает, что виноват: «тихо плелся». А они… (стр.106) Тут Санька «помогает» герою выпутаться из этой ситуации, вернее учит его, как обмануть бабушку (что предлагает Санька?). Тяжело дается ему обман: «повздыхал», «чуть не всплакнул». Но все глупые и плохие поступки, совершенные за день, подготовили мальчика к этому обману. Но все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня. Выйдя на улицу, он сообщает обо всем Саньке, тот шантажирует его и подталкивает к воровству. Ночью мучила совесть: (стр.107). -- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитаем выразительно. Какова роль пейзажной зарисовки? Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастирует с миром обмана, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у «левонтьевских». Стр.109-110 -- Какова развязка истории? Она растянута, никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем позоре и его дедушке. Что из-за него она невольно обманула покупателя. Мучительный стыд не дает Витьке показаться на глаза людям, вызывает мысль о смерти как единственном спасении от позора. Напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения…». Стр.115. -- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул? Стр.113 Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Поэтому…эпиграф -- Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой? • Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок. • Очень трудно признаться в содеянном. • Душевное раскаяние очень мучительно. • Раскаяние приносит облегчение. • Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости. Домашнее задание. Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Ответить на вопросы: 1. Какой рассказ особенно понравился? Чем? 2. Почему писатель дал такое название сборнику? Увал – пологий холм, имеющий значительную протяженность. Туесок – берестяная корзина с тугой крышкой. Бадога – длинные поленья. Заполошная – суетливая. Шаньга – булочка с творогом, ватрушка. Заимка – земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем. Поскотина – пастбище, выгон. Яр – крутой край оврага. • Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок. • Очень трудно признаться в содеянном. • Душевное раскаяние очень мучительно. • Раскаяние приносит облегчение. • Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости. Мальчика поддразнивают ----- вытряхнул ягоды в траву ---- в туесок натолкал травы, тем самым обманул бабушку --- украл калачи ---- сделал обманщицей бабушку.
скачать документ [9.05 Kb]
Архив »»
|