17.3.2008
Доклад Министра А.Фурсенко
Доклад Министра А.Фурсенко «Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» и задачи на перспективу» Доклад Министра образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» и задачи на перспективу Москва, 28 февраля 2008 г. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Одновременно с институциональными эффектами предпринятые шаги позитивно сказались на условиях жизни многих граждан. Так, более чем в два раза (до 30 процентов) возросло число детей, которые учатся в современных школах. К 2010 году такую возможность получат не менее 70 процентов ребят. Наряду с подключением всех школ к Интернету, более чем в два раза увеличилось количество в них компьютеров. На сегодняшний день свыше 40 процентов учителей активно используют их в работе. Через несколько лет все учебные места будут объединены в информационные сети. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы. В открытом доступе размещено 40 тыс. таких разработок по всем разделам школьных программ. Эти разработки сделаны в основном за последние два года, а к 2010 году их количество возрастет на порядок. Одновременно делается все, чтобы школьный Интернет был безопасен для ребят - от качественной контентной фильтрации до продуманной воспитательной работы. Основа системных изменений - организационно-финансовые механизмы, устанавливающие четкую «прозрачную» зависимость ресурсного обеспечения от качества образования, которое получает каждый ученик. Именно исходя из числа учеников с учетом места их проживания выделялись ресурсы регионам по всем направлениям национального проекта, от поощрения лучших учителей и поставок учебного оборудования до поддержки региональных комплексных проектов. В условиях подушевого финансирования школы получили дополнительный стимул создавать комфортные условия для каждого ученика, помочь ему максимально раскрыть, реализовать и повысить свой потенциал. У старшеклассников появляется больше возможностей выбирать предметы и уровень сложности обучения. А также вместе с получением общего образования начать осваивать востребованные профессии, определять свое будущее. На это же направлены принятые в прошлом году законы об общем образовании для всех и о новой структуре образовательного стандарта. В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность. За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось более, чем в полтора раза. При этом средний возраст педагогов дополнительного образования снизился на 13 лет и составляет 40 лет. Доля мужчин среди них - 46 процентов. В систему образования пришли профессионалы из реального сектора, во многих случаях совмещая эту деятельность с основной работой. В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы. При этом такие достижения ребят, как победы в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты, признаются как значимые образовательные результаты, учитываются в их дальнейшем образовании и карьере. Мы распространяем механизмы жесткой привязки финансирования к объему и качеству услуг на дошкольное и профессиональное образование. Это повысит эффективность использования бюджетных средств, обеспечит, чтобы каждый вложенный рубль с максимальной отдачей «работал» на того, кто учится. К 2010 году будут установлены нормативы по всем направлениям и уровням подготовки, а к 2012 году программы не менее половины учреждений профобразования будут финансироваться по нормативу. В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе, молодых. Как результат, растет спрос учителей на повышение квалификации. К примеру, объем средств, направляемых инновационными школами на эти цели, за 2 года возрос в 3 раза (порядка 400 млн. рублей). По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров, в котором бюджетные средства распределялись на основе общественной оценки. Можно уверенно сказать, что сегодня система образования стала более открытой к запросам и контролю со стороны общества, чем до начала национального проекта. Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети - сельские социо-культурные комплексы (более 2 тыс.). Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события, все жители могут пользоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью. На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. В 76 таких центрах, созданных в рамках национального проекта в 2007 году, сегодня обучается порядка 60 тыс. человек. Среди них - не только молодые люди, получающие свою первую профессию, но и рабочие, повышающие квалификацию. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров. В ближайшей перспективе - создание на основе этих структур независимых центров сертификации квалификаций. Поддержка 57 инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. Обучающиеся в них 700 тыс. студентов вместе с преподавателями участвуют в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, зачастую ранее недоступного. Усилилось сотрудничество научных школ и институтов разной ведомственной принадлежности, что поддержано принятым в конце прошлого года законом об интеграции науки и образования. Эти изменения социологически значимы прежде всего для молодых людей. В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентностного подхода и фундаментальной подготовкой. С поддержки этих вузов и создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов. В перспективе вокруг этих комплексов будут развиваться современные студенческие городки с насыщенной инфраструктурой. Логика поддержки инноваций, отработанная в рамках приоритетного проекта, положена в основу концепции целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры», принципов поддержки научно-исследовательских институтов. Таким образом, в рамках национального проекта заложены основы и начато формирование современной модели образования. Образования, интегрированного с наукой и экономикой. Заложен базис для перевода экономики на инновационный путь развития, повышения ее эффективности. Отработаны эффективные механизмы реализации программы социального развития. Полученные результаты и наработки позволят системно продолжить эти работы, наращивая комплексность принимаемых решений и реализуемых механизмов.
Архив »»
|