15.10.2007
Методические рекомендации к изучению курса «Обществознание. 10-11 классы»
Методические рекомендации к изучению курса «Обществознание. 10-11 классы» Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию курса для 10 – 11 классов при организации изучения предмета на базовом уровне Москва «Просвещение» 2004 10 КЛАСС 70 часов Тема 1. Человек в обществе (10 часов) Уроки 1-3. Бытие человека Представления о происхождении человечества в религии и науке. Эволюционная теория. Сущность и бытие человека. Дух, душа, тело в сущности человека. Психика. Психология. Биологическое, социальное и духовное начала в жизни человека. Многообразие бытия человека: деятельность, труд, игра, познание, творчество. (§ 1 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1, 3, 4-9 (§ 1) практикума). 1-й час. Традиционный комбинированный урок в соответствии с рекомендациями методпособия. В форме беседы рассматривается содержание курса 10-11 классов в сопоставлении с содержанием курса 8-9 классов. Выделяются новые вопросы и темы, обозначаются вопросы и темы, по которым будет осуществляться расширение и углубление знаний. 2-й и 3-й часы. Школьная лекция с элементами беседы в соответствии с рекомендациями методпособия. Возможна работа в группах. Основными вопросами первого часа урока выделяются сопоставление эволюционного и библейско-религиозного представлений о происхождении человека и общества, как наиболее значимых в истории и современной культуре. Второй час целесообразно посвятить выявлению особенностей духовной сущности человека, ее определяющего значения в бытии человека, взаимосвязи духовного, биологического и социального начал в жизни человека и общества. В работе используются сопоставительные таблицы и графические модели (методпособие). В заключительной части урока дается повторение и расширение знаний о деятельности человека, видах деятельности. Проясняются отдельные вопросы темы, учащимися выполняются репродуктивные задания из практикума. Уроки 4-5. Познание Познание в жизни человека и общества. Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Проблема истины. Этапы и закономерности познания. Познание и сознание. Самосознание, самопознание, самовоспитание. Многообразие человеческого знания. Виды познания: обыденное, научное, образное, философское, религиозное. Интуиция как способ познания. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Науки о человеке и обществе. (§ 2 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-15 (§ 2) практикума, задания в методпособии). 1-й час. Традиционный комбинированный урок в соответствии с рекомендациями методпособия. Используя текст учебника и методпособия целесообразно обратить особое внимание на вопрос о критериях истины, а также анализ процесса познания с выделением чувственного и рационального этапов познания, обеспечив свободное владение учащимися связанных с этим терминов (восприятие, представление, понятие). При изучении закономерностей познания, особенно вопросов о самосознании и самопознании надо максимально опереться на индивидуальный опыт учащихся, вовлечь их в активную деятельность на уроке. Сведения о научных отраслях, изучающихся человека и общество можно представить схематически. 2-й час. Лабораторная работа по заданиям практикума и методпособия. Уроки 6-7. Общение и творчество Общение как основа взаимодействия людей в обществе. Средства общения, их развитие в современной цивилизации (мобильная связь, Интернет и др.). Понятие норм и правил общения, этикет. Установка общения, дистанция общения. Обмен информацией и приобщение к культуре как основные цели общения. Проблемы социализации и приобщения молодежи к культуре в современном российском обществе. Образование как основное средство приобщения к культуре в обществе. Творчество как высший тип активности личности в обществе. Самовыражение и творчество. Творчество и труд. (§ 3 учебника. – 10 кл. и методпособия). 1-й час. Рекомендуется сочетание групповой и индивидуальной работы. Изучение вопросов общения можно провести в форме кратких сообщений учащихся по материалу учебника и завершить дискуссией о стилях общения, взаимоотношении стиля и содержания общения с духовной жизнью личности, значении для человека умения адекватно общаться в разных жизненных обстоятельствах, владеть этикетом. Ключевыми понятиями, на которых следует сконцентрировать внимание учащихся в основной части урока, являются понятия социализации и приобщения человека к культуре (инкультурация). Для выявления их взаимосвязи используется таблица в учебнике и данные ранее на уроках 1-3 схематические модели (объемная «модель человечества»). 2-й час. Лабораторная работа с текстом учебника и материалами методпособия. Выполнение заданий на творческое мышление. Уроки 8-9. Личность в общественной жизни Личность в общественной жизни. Свобода и ответственность человека в обществе. Религиозные и философские учения о свободе. Проблема критериев свободы. Волюнтаризм, анархизм. Либерализм. Пределы свободы личности в обществе. Самореализация личности в обществе. Самореализация как результат социализация и творческой деятельности на благо общества. Цели и смыслы жизни человека. Жизненные цели личности на различных возрастных этапах. (§ 4 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1, 3, 5, 7-11 (§ 4) практикума, задания в методопособии). 1-й час. Занятие семинарского типа в соответствии с рекомендациями и материалом методпособия. Ключевыми вопросами темы являются: проблема соотношения свободы и ответственности личности в общественной жизни; задача выработки осознания своих действительных жизненных потребностей, способности к внутренней саморегуляции деятельности. Литература к семинару: Малышевский А.Ф. Мир человека. – М., 1997, глава 4. Невярович В. Терапия души. – М., 2000. 2-й час. Работа с материалами прессы. Дискуссия-обсуждение на темы целей и смысла жизни человека, возможностей и трудностей достижения жизненных целей и самореализации в современном российском обществе. Вариант. Лабораторная работа с заданиями практикума. Текущее повторение (1 час) Вопросы для повторения 1.Какие основные представления о происхождении человека и общества существуют в культуре? В чем их принципиальные отличия? 2.В чем заключается специфика социальной жизни человека, обусловленная его духовной сущностью? Может ли человек выделять себя не только в природе, но и в обществе людей? 3.Чем обусловлено разнообразие видов и форм познания? Как это отражается в содержании общего образования, получаемого человеком в средней школе? 4.Какова роль приобщения к культуре в процессе развития и становления личности? В чем специфика поколенной инкультурации? 5.Раскройте взаимосвязь понятий: творчество и самовыражение. 6.Как свобода и ответственность взаимосвязаны в процессе самореализации человека в обществе? Вариант: Обобщение по теме 1. Решение продуктивных заданий практикума к §§ 1-4). Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания. Литература для учащихся Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения: Учебник для 10-11 классов. – М., 1998. Дягилев В.В. Занимательная философия: Учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. - М., 1995. Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебник для 10-11 классов. – М., 1997. О самом главном: Книга для чтения и размышления о ценностях жизни, об этике и праве в 7-9 кл. / Сост. С.А. Морозова, Н.И. Элиасберг. – СПб., 1998. Литература для учителя Гуревич П.С. Методические рекомендации и тематическое планирование по курсу «Основы культуроведения»: 10–11 классы. – М., 2002. Кулаков А.Е., Тюляева Т.И. Формирование здорового образа жизни на уроках истории и обществознания: Методическое пособие для учителя. – М., 2002. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. - М., 1990. Малышевский А.Ф. Введение в философию. 10-11 класс: Методическое пособие. – М., 2001-2002. Невярович В. Терапия души. – М., 2000. Тема 2. Общество в мире (21 час) Уроки 11-12. Общество и природа Общество и природа. Проблемы взаимодействия общества с природной средой. Природа России и российское общество. Геополитика. Природные бедствия, их основные типы и особенности. Защита природы, экология. Экологическая культура личности, экологическое сознание. Глобальные экологические проблемы. Международное и национальное экологическое законодательство, экологическая экспертиза хозяйственной деятельности. (§ 5 учебника. – 10 кл. и методпособия). 1-й час. Занятие семинарского типа с индивидуальной и групповой работой школьников, выступлениями учащихся с сообщениями и докладами, подготовленными с использованием материала учебника и методпособия. 2-й час. Выполнение в ученических группах исследовательских проектов - экспертиз экологической направленности. Вариант. Работа с материалами средств массовой информации на экологическую тематику. Встреча с представителями природоохранных и спасательных служб региона. Уроки 13-14. Общество и культура Общество и культура. Различные понимания культуры. Типы культуры. Простое воспроизводство культуры в обществе, расширенное воспроизводство. Проблема сохранения культурного наследия в обществе, законодательство об охране памятников истории и культуры. Мировая культура. Мировое культурное наследие. Развитие культуры, новаторство и традиции в культуре. Российская культура. (§ 6 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-9, 11, 12 (§ 6) практикума). 1-й и 2-й часы. Школьная лекция с элементами беседы в соответствии с материалом учебника и рекомендациями методпособия. По ходу занятия выполняются репродуктивные задания из практикума. Вариант заключительного этапа занятия (последние 15-20 минут): работа с материалами центральных и региональных средств массовой информации, нормативными правовыми актами по теме культурного наследия, его сохранности и защиты. Уроки 15-16. Познание общества Социальное познание и социальное развитие. Проблемы социального познания. Основные сферы общественной жизни. Виды общественных объединений. Причинные и функциональные связи людей в обществе. Общество как сложная и динамическая система. Социология как область научных исследований общества. (§ 7 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-9, 13 (§ 7) практикума). 1-й час. Традиционный комбинированный урок в соответствии с рекомендациями методпособия. Важно подчеркнуть ключевое значение обсуждаемых вопросов для тематики остальных уроков по данной теме и всего курса «Обществознание» в целом. Рассматривая вопрос о способах познания общества, целесообразно вначале отметить многозначность понятия «общество», обсудить проблему понимания того содержания, которое вкладывается в это понятие в каждом конкретном случае. Фиксируются два основных «угла зрения» при изучении общества: 1) изучение его строения и состояния общества в данный момент времени; 2) изучение процесса развития общества во времени, в истории (используется объемная «модель человечества»). Существенное внимание следует уделить выявлению специфики основных сфер общественной жизни (учебник, методпособие) и разбору схемы «Виды общественных объединений» (методпособие). 2-й час. Выполнение заданий практикума. Уроки 17-19. Семья Семья в обществе. Первичные признаки социальной структуры в семье - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Семейное положение человека. Основные типы семьи. Патриархальная моногамная семья. Тенденции развития семьи в современности. Семья как социальная группа. Правовое положение семьи в обществе, законодательство о семье и браке. Семья и государство. Государственная семейная политика. Традиции семейной жизни в России. Семья в современной России: демографический кризис и пути его преодоления. (§ 8 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-8,12 (§ 8) практикума). 1-й час. Школьная лекция. Традиционный комбинированный урок с элементами индивидуальной и групповой работы учащихся на освоение основных понятий в соответствии с рекомендациями методпособия. 2-й час. Занятие семинарского типа с обсуждением двух основных тем: 1) правовые вопросы заключения и расторжения брака, семейной жизни, взаимных обязанностей членов семьи по материалам законодательства о семье (Семейный кодекс); 2) родственные связи человека (схема «Семейные связи и отношения» в методпособии). В ходе уроков возможно выполнение репродуктивных заданий из практикума. 3-й час. Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации. Вопросы к конференции (дискуссии) 1.Современная российская семья. 2.Тенденции развития семьи в современности. 3.Семья и государство в России. 4.Как возродить многодетную русскую семью? 5.Традиции семейной жизни народов России (нашей республики, края, области). Литература: Гундаров И.А. Почему умирают в России и как нам выжить (факты и аргументы): Духовное неблагополучие как причина демографического кризиса. – М., 1995. Основные данные переписи населения в Российской Федерации в 2002 г. (Интернет). Уроки 20-22. Этнические общности Этнические общности. Изучение этносов, этнография и этнология. Основные человеческие расы. Этногенез, теории этногенеза и развития этносов. Субэтнос и суперэтнос: процессы этнической дифференциации и интеграции. Этносы России. (§ 9 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-9, 14 (§ 9) практикума). 1-й час. Традиционный комбинированный урок в соответствии с рекомендациями методпособия. Вариант для сильного класса: опрос по материалу учебника с последующим объяснением. Выявляя специфику этнических общностей, важно напомнить учащимся, что они составляют основную «линию» структурирования человеческого сообщества как биосоциальной (родовой) целостности (можно вернуться к схеме «Виды общественных объединений» в § 7 методпособия). 2-й час. Дискуссионный семинар по материалу учебника и методпособия на тему взаимосвязи процессов этнической интеграции и этнической дифференциации на примере истории и современного состояния русского народа. Вариант: выполнение репродуктивных заданий из практикума. 3-й час. Ученическая конференция на тему «Этносы России» по материалу учебника, методпособия. Выполнение задания №12 практикума. Материал к обсуждению: Основные данные переписи населения Российской Федерации в 2002 г., национальный состав населения Российской Федерации (Интернет). Уроки 23-24. Теории развития общества Представления о развитии общества в культуре. Теории развития общества в социологии. Революционные теории. Эволюционные теории. Теории культурно-исторических типов. Религиозные представления о развитии общества, будущем человечества. (§ 10 учебника. – 10 кл. и методпособия). 1-й час. Деловая игра в соответствии с рекомендациями методпособия. Учащиеся, разделившись на 5 групп в соответствии с основными типами представлений о развитии общества (теории социальной революции, социальной эволюции, культурно-исторических типов, религиозные циклические, религиозные линейные - христианское), «представляют» каждый из выделенных типов. Характеризуют его особенности и связи с другими типами. Используется схема в учебнике. 2-й час. Анализ-обсуждение результатов изучения различных взглядов на развитие общества. Формулировка и обсуждение выводов (методпособие). Выполнение заданий из практикума №11 (§ 10) и №11 (§ 11), дискуссия по материалу этих заданий. Уроки 25-26. Критерии развития общества и смысл истории Социальный прогресс. Проблема критериев прогресса общества. Проблема направленности и смысла исторического процесса. (§ 11 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-7 (§ 11) практикума). 1-й час. Проблемная беседа с обсуждением отдельных вопросов в соответствии с планом урока, рекомендованным в методпособии. В ходе обсуждения можно использовать рисунок, графически изображающий основные представления о качественных изменениях общества в истории (методпособие) в соответствии с различными представлениями, опираясь на материал предыдущих уроков, проводя сопоставление с перечнем критериев общественного прогресса (учебник). Ключевыми вопросами являются: 1) анализ перечисленных в учебнике критериев общественного прогресса, их обсуждение и проверка понимания учащимися; 2) обсуждение проблемы направленности и смысла исторического процесса, развития общества. 2-й час. Выполнение заданий из учебника и практикума. Уроки 27-28. Российское общество Россия в мировой цивилизации. История развития общественных отношений в России. Современное российское общество. Проблемы и перспективы социального развития России. (§ 12 учебника. – 10 кл. и методпособия). 1-й час. Традиционный комбинированный урок по материалу учебника и в соответствии с рекомендациями методпособия. Историко-социологический обзор развития российского общества дополняется выборочным обсуждением отдельных актуальных вопросов. 2-й час. Проблемный семинар-обсуждение материала, изученного на первом уроке. Проблемные вопросы к семинару: Россияне – кто мы? Этносы России в истории российского общества и государства. Реформы в российском обществе: как сделать их конструктивными? Российская Федерация – Украина – Белоруссия: разные государства – одно общество? Состояние и перспективы социальных отношений в России. Вариант: Работа с материалами средств массовой информации по проблемам осмысления истории и современного состояния российского общества. Уроки 29-30. Современное человечество Современное человечество. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Многообразие путей и форм общественного развития и тенденция универсализации форм общественной жизни и культуры (глобализация). Проблемы социального развития разных цивилизаций и человечества в целом. Целостность и противоречия современного мира. Идея многополярного мира. Роль России в сохранении мира на Земле, будущее России в XXI веке. (§ 13 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-7, 9-11 (§ 13) практикума). 1-й час. Школьная лекция в соответствии с планом в методпособии. Вариант: Деловая игра «Международная конференция»: выступление «консультантов» по каждому вопросу плана (методпособие) с последующим обсуждением в форме вопросов из аудитории, комментированным чтением вспомогательных материалов и документов по теме (в сильном классе). Завершающий урок по теме «Общество в мире» подводит итог рассмотрению процессов социального развития на уровне отдельных обществ в их историческом развитии и всего человечества в целом. Важно отметить это обстоятельство и указать, что следующей темой станет изучение социальных процессов «внутри» общественного организма. 2-й час. Лабораторная работа по заданиям в учебнике и практикуме. Текущее повторение (1 час) Вопросы для повторения 1.Каковы функции и возможности международного и российского национального природоохранного законодательства? 2.Что такое расширенное воспроизводство культуры? 3.Какие науки изучают человека, общество? 4.В чем общее и особенное семьи, этноса, нации как объединений людей в общественной жизни? 5.Какой тип семьи является традиционным в русской культуре, в культуре других народов России? В чем заключается особенность взаимоотношений мужа и жены в патриархальной моногамной семье? 6.Охарактеризуйте состав населения Российской Федерации по этническому признаку. Сделайте такой же анализ для соседних стран – республик бывшего СССР. 7.В чем заключается основное отличие теорий социального прогресса от религиозных представлений о развитии общества? 8.Каковы глобальные проблемы человечества и пути их разрешения? 9.Как соотносится идея многополярного мира с основными теориями развития общества? 10.В чем особенности геополитического положения России в современном мире? Вариант: Обобщение по теме 2. Решение заданий практикума к §§ 5-13. Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания. Литература для учащихся Гуревич П.С. Основы культуроведения: Учебник для 10–11 классов. – М., 2002. Зверев А.Т. Экология: Практикум. 10-11 классы – М., 2002. Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника. 10 класс. – М., 2001. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. 9-11 классы. – М., 2000. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для 10-11 классов. – М., 2002. Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций и мира: Учебник для 10-11 классов. – М., 1998-2002. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской и советской культуры XX века: Учебное пособие для 9 класса. – М., 2002. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XI—XVII вв.; Хрестоматия по истории русской культуры XVIII—XIX вв.; Хрестоматия по истории русской и советской культуры. XX в. – М., 1998-2002. Соколов Э.В. Культурология: Очерки истории культур: Пособие для старшеклассников. – М., 1994. Литература для учителя Гуревич П.С. Методические рекомендации и тематическое планирование по курсу «Основы культуроведения»: 10–11 классы. – М., 2002. Громыко М.М. О воззрениях русского народа. - М., 2000- 2001. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Методическое пособие для учителя к учебно-методическому комплекту «Экология»: 10-11 классы. – М., 2002. Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000. Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций и мира. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. – М., 2002. Современный мир: Материалы для учителя. 10-11 классы. В 2-х выпусках. – М., 1993. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века: 10-11 классы. – М., 1998-2002; История мировых цивилизаций. ХХ век: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 классы. – М., 1999-2002. Тема 3. Социальные отношения (21 час) Уроки 32-33. В чем состоит единство общества Что такое общество. Общество – развивающаяся реальность. Ученые об обществе. Признаки общества. Общество, государство, страна: общее и отличия. (§ 14 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №6,№7,№9, №10 к § 14 практикума). 1-й час. Школьная лекция с элементами беседы. Учитель раскрывает проблемы, встающие перед социологами при попытке дать определение понятию «общество». При этом необходимо показать, что формулирование определения не является сугубо научной задачей, а имеет большое прикладное значение: дать определение – это значит определелить механизмы, связывающие людей друг с другом, и, тем самым опеспечить общественную стабильность. 2-й час. Возможна групповая работа учащихся, целью которой является вычленение сущностные признаки общества. (материалы методпособия к § 14). Вариант: возможен традиционный урок. Уроки 34-35. Социальные действия, взаимодействия, отношения Социальное действие – элементарная частица поведения людей. Признаки социального действия, полная и частичная осознанность социального действия. Социальные взаимодействия. Социальные отношения как совокупность повторяющихся взаимодействий. Понятие “ценность” в социальных отношениях. (§ 15 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №1-3, 6, № 10-12 к § 15 практикума). 1-й час. Лабораторная работа с текстом учебника по подзаголовкам 1-3. По окончании индивидуальной работы выполняется задание №1-4 практикума. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 15. 2-й час. Урок-дискуссия. Проводится в соответствии с материалами методпособия к § 15. Урок 36-37. Межэтнические и межнациональные отношения Межэтнические и межнациональные отношения. Виды межэтнических отношений. Этнические и межэтнические установки в общении. Межэтнические взаимодействия. Факторы межэтнического взаимодействия. Этнос в обществе и государстве. Моноэтнические, полиэтнические общества. Национальное государство. Государствообразующий этнос, национальные меньшинства. Национальная политика в государстве, законодательство о национальных отношениях. Значение межэтнического мира для стабильности государства. Межэтнические отношения в России. (§ 16 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-14 (§ 16) практикума). 1-й час. Традиционный урок в соответствии с рекомендациями методпособия с сочетанием индивидуальной и групповой работы учащихся. Следует обратить внимание на последовательное освоение учащимися новых понятий из области этносоциологии и умение оперировать ими: понятия, связанные с этнической самоидентификацией личности, самосознанием этноса, этническими установками, факторами межэтнического взаимодействия (по учебнику, схема в учебнике). В сильном классе урок можно завершить выполнением задания №10 в практикуме и обсуждением результатов. При разборе вопроса о национальном государстве следует обратить внимание учащихся на то, что национальные государства, созданные, как правило, на основе определенного государствообразующего этноса, являются формой выражения этнического и национального многообразия человечества, формируют культурно-цивилизационное многообразие мира. 2-й час. Практическая работа по вопросам и заданиям учебника и практикума. Возможна работа в группах. Уроки 38-39. Социальные институты и нормы Социальные институты и социальные нормы. Понятие социального института. Основные социальные институты. Роль и назначение социальных институтов. Понятие социальной нормы, ее назначение. (§ 17 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания практикума к § 17 практикума). 1-й час. Школьная лекция с элементами беседы. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 17. 2-й час. Самостоятельная работа – выполнение заданий практикума. Во второй части урока можно провести обсуждение вопроса: нужно ли создавать особые правила и нормы в таких областях общественной жизни, как наука и медицина и тем самым институализировать их? – рекомендации методпособия. Уроки 40-41. Социальные группы Понятие “социальная группа”. Способы классификации социальных групп. Группы формальные и неформальные. Малая группа: способы возникновения, количественная характеристика и особенности. Группы первичные и вторичные. Ингруппа и аутгруппа. (§ 18 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №1-8 § 18 практикума). 1-й час. Первая часть урока – выполнение заданий практикума к § 18. Вторая часть урока – лабораторная работа с текстом учебника – подзаголовки 1-4. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 18. 2-й час. Творческая письменная работа - задания №3 и №4 к § 18 (учебник). Уроки 42-43. Социальные классы и слои Понятие “социальный класс”: марксизм о социальных классах. Теория классов. Причины классовых противоречий. Ограниченность понятия “социальный класс”. Классовоподобные группы, их своеобразие. Социальные слои. (§ 19 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания практикума к § 19 практикума). 1-й час. Лабораторная работа с учебником: подзаголовки 1-3. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 19. 2-й час. Дискуссия по проблеме классов и классовой борьбы. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 19. В конце урока проводится самостоятельная работа – выполнение заданий практикума к § 19. Уроки 44-45. Молодежь Социальная группа – молодёжь. Психологические особенности молодежи. Молодежь среди других демографических групп. Социальное положение молодежи: планы, возможности, реальность. Информационное общество и молодежь. Социальная мобильность молодых в современной России. (§20 – 10 кл. и методпособия; задания практикума к §20). 1-й час. Урок можно провести с использованием приема «Учимся вместе». Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §20. 2-й час. Урок желательно начать с чтения отрывка из статьи российского философа Э.В.Ильенкова, которое станет побудительным мотивом для самостоятельного разбора по учебнику вопроса об индивидуальных особенностях вхождения в пору молодости. По окончании работы над текстом учебника учитель может предложить учащимся выполнить письменную работу по вопросам №1-4 и №6 к §20 (учебник). Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §20. Уроки 46-47. Социальная мобильность Понятие «социальная мобильность». Социальная мобильность и рынок. Причины социальной мобильности. Промышленный переворот и социальная мобильность. Особенности социальной мобильности в СССР. Социальная модель современного российского общества Появление новых классов и слоёв, изменение социальных ролей и статусов. Социальные последствия изменений экономической системы России. Социальные критерии и современные социальные слои российского общества. Основные направления социальной мобильности в современной России и их возможные последствия. Методы изменения направления мобильности в странах с развитой рыночной экономикой. (§ 21 – 10 кл. и методпособия; задания практикума к § 21). 1-й час. Начать урок целесообразно с выполнения заданий практикума к §20. Вторая часть урока может быть посвящена восстановлению в памяти учащихся понятий «социальный класс», «социальный слой», третья часть урока школьная лекция с элементами беседы (подзагловки 1-3). Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 21. 2-й час. Традиционный урок. Учитель раскрывает содержание подзаголовков №4 и №5, по окончании учащиеся выполняют задания практикума по выбору учителя. Проводится в соответствии с рекомендациями Методпособия к § 21. Уроки 48-49. Социальные конфликты Социальные конфликты. Учёные о социальном конфликте. «Конфликтная» и «бесконфликтная» модели общества. Причины социальных конфликтов. Виды конфликтов, критерии конфликтов. (§22 – 10 кл. и методпособия; задания практикума к § 22). 1-й час. Лабораторная работа с текстом учебника по подзаголовкам №1-2. По окончании проводится беседа по вопросу о плюсах и минусах социальных конфликтов. Все высказанные точки зрения учитель записывает на доске. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §22. 2-й час. Урок начинается с выполнения заданий из практикума (по выбору учителя). Вторая часть урока – дискуссия по темам, предложенным в методпособии к §22. Уроки 50-51. Межэтнические и межнациональные конфликты Межэтнические и межнациональные конфликты. Типы межэтнических конфликтов. Разрешение межэтнических и межнациональных конфликтов, способы урегулирования межэтнических конфликтов. (§ 23 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-5, 7 (§ 23) практикума). 1-й час. Школьная лекция с элементами беседы в соответствии с планом, рекомендованным в методпособии. В начале урока целесообразно обратить внимание учащихся на особую значимость межэтнического и межнационального согласия для порядка в общественной жизни и нормального развития общества. Перед обсуждением причин и типов межэтнических и межнациональных конфликтов полезно напомнить учащимся об особенностях нации как политической общности, обладающей также характеристиками этнического состава, складывающейся в условиях единой государственности, языка общения, развития национальной культуры, хозяйства, что позволит установить логические связи с уроками №№ 20-22, 36-37. 2-й час. Выполнение репродуктивных заданий практикума. Вариант. Работа с материалами международного и российского законодательства (международные правовые акты, признанные Российской Федерацией, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс и др.) в области регулирования межэтнических и межнациональных отношений, обеспечения основных прав человека. Текущее повторение (1 час) Вопросы для повторения 1. Чем вы может объяснить возникающие сложности при определении понятия «общества»? Почему так важно дать точное определение данному понятию? 2. Раскройте содержание понятия «социальные отношения». Какую роль играет личная иерархия ценностей в социальных отношениях? 3. Что называют социальным институтом? Какие социальные институты вы знаете? 4. Какие нормы называют «социальными»? Какова роль социальных норм в социальных институтах? 5. Какова роль права в системе социальных норм? Как соотносятся право и другие сферы общественной 6. Чем социальная группа отличается от социального слоя? Есть ли между ними общее? 7. Охарактеризуйте понятие «социальный класс». Чем социологов не удовлетворяет понятие «социальный класс»? Чем вы можете объяснить введение в социологию понятия «социальный слой»? 8. В чем причины социальных конфликтов? Какие виды социальных конфликтов вам известны? Чем различные виды конфликтов отличаются друг от друга? 9. Как регулируются межэтнические отношения в государстве? 10.В чем состоят особенности межэтнических и межнациональных отношений, конфликтов? Как эти особенности связаны с пониманием того, что такое нация? 11.Каковы основные типы межэтнических конфликтов, в чем заключаются их основные причины? Вариант: Обобщение по теме 3. Решение продуктивных заданий практикума к §§ 14-23). Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания. Литература для учащихся Боголюбов Л.Н. и др. Человек и общество: Учебник для 10-11 классов. – М., 2000. Боголюбов Л.Н. и др. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 классы. – М., 2002. Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. – М., 2001. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 10-11 классов. – М., 2001. Крижанская В.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1999. Социологический словарь. - Казань, 1997 Литература для учителя Ануреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Суколов Л.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. – М., 1999. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - С-Пб., 1999. Певцова Е.А. Книга для учителя к учебнику «Обществознание» для 10-11 классов. – М., 2000-2001. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2000. Фролов С.С. Социология. - М., 1998. Тема 4. Духовная культура в обществе (16 часов) Уроки 53-55. Религия Религия в обществе и государстве. Виды религиозных объединений: религиозные группы, религиозные организации. Традиционные и нетрадиционные религии в обществе. Государственно-религиозные отношения. Светское государство и его основные модели. Законодательство о религии. Религия и религиозные объединения в истории России и в современности. Религиозный экстремизм. Деструктивные (разрушительные) религиозные секты, их опасность для личности и общества. (§ 24 учебника. – 10 кл. и методпособия). 1-й и 2-й часы. Традиционный комбинированный урок в соответствии с рекомендациями методпособия. Школьная лекция с элементами беседы, индивидуальной и групповой работы учащихся. Возросшую роль религий, религиозных объединений в духовной сфере жизни российского общества можно иллюстрировать сравнительным анализом данных социологических исследований религиозности россиян, которые проводились в последние годы (методпособие). Важное значение имеет выработка у школьников понимания светскости государства в соответствии с современными социокультурными и правовыми реалиями (схема в учебнике). Светскость реализуется, прежде всего, не в атеистическом или индифферентном отношении государства к религии, а в четком разделении полномочий и функций органов государственной власти и структур религиозных организаций в различных сферах жизни общества. При юридическом равенстве всех религий, обеспечении равных прав их последователей перед законом светскость не тождественна фактическому равенству всех религий в обществе. Конкретные формы государственного-конфессиональных отношений в различных областях общественной жизни (социальная помощь и благотворительность, образование, культура и др.) определяются социальными потребностями, традициями, культурой и законодательством каждого конкретного общества и государства. 3-й час. Семинар на тему «Новые религиозные объединения и культы деструктивной направленности». Вопросы к семинару 1.Традиционные и новые религии в Российской Федерации. 2.Происхождение и основные типы новых религий. 3.Признаки деструктивной (асоциальной, антигуманной) направленности в деятельности некоторых религиозных сект. 4.Отношение деструктивных религиозных сект к семье, государству, гражданским обязанностям человека в обществе, праву на образование. 5.Деятельность новых религий и проблема национальной безопасности российского государства (вопросы совершенствования законодательства о религии). Литература к семинару Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. – М., 2001. Вариант: выполнение репродуктивных заданий практикума Уроки 56-57. Идеология Идеология в обществе. Духовно-мировоззренческие основы идеологии. Функции идеологии в общественной жизни. Основные идейные течения в духовной культуре человечества. Религиозные и светские идеологии в истории и современности. Основные тенденции в духовной жизни современной России. (§ 25 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-8 (§ 25) практикума). 1-й час. Школьная лекция с элементами беседы, обсуждение отдельных вопросов. В содержании урока следует выделить основные темы: 1) место идеологии в духовной сфере жизни личности, социальных групп, общества в целом, связь идеологии с философскими и религиозными мировоззрениями, а также с другими сферами духовной жизни – мораль, искусство, образование, наука и др.; 2) мировоззренческие основы идейных течений, идеологий (схема «Основные типы мировоззрений» в методпособии). 3) идеологии в истории духовной культуры, развитии человеческой цивилизации (по учебнику); 4) основные идейные течения и способы их выражения в современном российском обществе. 2-й час. Выполнение заданий практикума. Вариант: лабораторная работа с материалами средств массовой информации, программами политических партий и т.п. на предмет выявления в их содержании идеологической направленности. Уроки 58-60. Мораль Мораль в обществе. Духовно-мировоззренческие основы и сущность морали. Нравственность личности и общественная мораль. Этика. Системы морали, моральный идеал. Взгляды на источники морали в обществе. Политика и мораль. Моральные проблемы в научной деятельности. (§ 26 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-12 (§ 26) практикума). 1-й час. Школьная лекция с обсуждением отдельных вопросов по материалу учебника (до пункта «Мораль в политике»). Основные вопросы лекции, которые должны быть раскрыты учащимся: 1) духовно-мировоззренческие основы морали; морали нет без мировоззренческой основы (можно использовать схему «Основные типы мировоззрения» в предыдущем параграфе методпособия); 2) системы морали (религиозные и нерелигиозные), их значение в истории, культуре, жизни современного общества; 3) нравственная культура и духовная жизнь личности, интеллектуальные и эмоциональные качества человека. 4) происхождение морали, основные взгляды на этот вопрос. Особое внимание советуем обратить на проблему связи нравственной культуры человека с его интеллектуальным развитием (по учебнику, материал на основе словаря В.И. Даля). 2-3-й часы. Рассмотрение моральных проблем в политике и науке можно провести в группах (2 «сильные» и 2 «слабые») в соответствии с рекомендациями методпособия. В заключение урока возможна работа с заданиями практикума. Урок 61-62. Наука Наука в обществе. Наука как вид познания и социальная деятельность. Цели и задачи науки в обществе. Формирование науки как особой сферы жизни общества, развитие научной картины мира. Современная наука. Основные отрасли научного знания. Фундаментальные и прикладные науки. Дифференциация и интеграция наук. Роль науки в современном обществе. (§ 27 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-6, 12 (§ 27) практикума). 1-й час. Урок семинарского типа в соответствии с планом в методпособии, с сочетанием индивидуальной и групповой работы учащихся. Возможно самостоятельное изучение учащимися материала учебника до вопроса о развитии научной картины мира с последующими объяснениями учителя и проверочным опросом (можно использовать задание №1 в учебнике, вопросы и задания из практикума). Особое внимание рекомендуется обратить на раскрытие основного противоречия научного способа познания, определяющегося дискретностью научного подхода к целостному миру. Останавливаясь на этом вопросе, можно актуализировать знания учащихся, полученные при рассмотрении разных аспектов этого вопроса ранее (урок 2 и урок 26 – мораль в науке). Четкое обозначение этого противоречия позволяет выделить специфику научного знания в отношении философского и религиозного познания, особенности науки в духовной сфере жизни общества. 2-й час. Урок в форме докладов учащихся об основных этапах развития научной картины мира (4 докладчика). Заключительное обсуждение состояния и перспектив развития науки в современном обществе, в России можно провести с опорой на схему «Единство и взаимосвязи научных дисциплин» (методпособие). В конце урока выполнение заданий практикума. Урок 63-65. Образование Воспитание и обучение в обществе. Сфера образования, ее связь с другими сферами общественной жизни. Развитие образования в истории. Образование и наука. История и традиции образования в российском обществе. Современная система образования, проблемы сохранения и развития российского образования в современных условиях. (§ 28 учебника. – 10 кл. и методпособия). 1-й и 2-й часы. Традиционный комбинированный урок по плану в соответствии с рекомендациями методпособия. В процессе изучения материала учебника проводится обсуждение проблемных вопросов. Возможно выполнение репродуктивных заданий из практикума. Важно отметить внутрипредметные и межпредметные связи содержания этих уроков, а также выделить воспитательные цели: 1) выработка понимания, что образование является сферой социальной жизни, имеющей исключительное значение для обеспечения суверенного и эффективного развития нашего общества и государства; 2) ориентация школьников на активное использование национальной системы образования в целях собственного личностного развития и профессиональной подготовки. Рекомендуется зафиксировать функции образования (методпособие). Рассмотрение структуры современной системы образования (схема в учебнике) является подготовкой к лабораторной работе. 3-й час. Лабораторная практическая работа по теме: «Система образования нашего региона» (на материалах местной печати). Возможен основной доклад учащегося (выполнение задания №12 в практикуме) и его обсуждение. Вариант: встреча с представителями учреждений профессионального образования региона. Урок 66-67. Искусство Искусство в обществе. Происхождение и сущность искусства. Виды искусства. Функции искусства в общественной жизни. Значение искусства для духовно-нравственного развития личности в обществе, познания мира. Изучение искусства, эстетика. Проблема отношений художника и общества. Современные тенденции развития искусства: полифоничность и синтетичность, технизация, рост влияния масс культуры. (§ 29 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-11 (§ 29) практикума). 1-й час. Возможна школьная лекция по плану (методопособие) с элементами беседы на основе текста учебника с привлечением дополнительных материалов из методпособия. 2-й час. Работа с материалами периодической печати, средств массовой информации на тему «Современное искусство и его значение в жизни общества». Вариант: выполнение заданий практикума. Текущее повторение (1 час) Вопросы для повторения 1.Каковы основные подразделы религиозного вероучения? Как связаны в религии вероучение и культ? 2.В чем заключаются функции идеологии в общественной жизни? 3.Какие основные взгляды на происхождение морали выработаны в культуре? 4.Какими аргументами обосновывается отсутствие нравственных норм в политике? Приведите аргументы «за» и «против» этой точки зрения. 5.Чем обусловлены ограничения научного познания? 6.В чем заключаются особенности современной научной картины мира и основные тенденции развития науки? 7.Какой основной тип образовательных учреждений составляет национальную систему образования? 8.Что составляет современную систему образования? 9.Каковы специфические требования в религиозном искусстве? 10.Охарактеризуйте основные тенденции в современном искусстве. Вариант: Обобщение по теме 4. Решение продуктивных заданий практикума к §§ 24-29. Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания. Литература для учащихся Данилова Г.И. и др. Мировая художественная культура: Учебник. 10 класс. – М., 1999-2001; Мировая художественная культура: Учебник. 11 класс. – М., 1999-2001. Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие: 10-11 классы. - М., 2001. Еремин В. и др. Естествознание: Книга для чтения. 10-11 классы. – М., 2000. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. – М., 2001. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебник. 10-11 классы. – М., 1998. Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебник для 10-11 классов. – М., 1997. Научное знание и мир человека. – М., 1989. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник. 10 класс. – М., 2002. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичюс О.Л. Основы нравственности: Учебно-методическое пособие. – М., 2001. Литература для учителя Ануреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебное пособие. – М., 1998. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. – М., 2001. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, 1995. Научное знание и мир человека. – М., 1989. Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов для 6-11 классов. – М., 2001 Заключительное (итоговое за 10 класс) повторение (2 часа) Вопросы для повторения 1.В чем заключается специфика и взаимодействие духовного, социального и биологического начал в бытии человека? 2.Перечислите основные виды и этапы познания. Как определяется абсолютная истина? 3.Каково значение общения в жизни личности, семьи, этнической общности, нации как гражданско-политического сообщества? 3.Что такое творчество? Как оно связано с общей культурой человека? 4.Как называют культуру отношения человека, общества к природе? 5. .Что называют обществом? Каковы признаки общества? 6.Какое действие называют социальным? Приведите примеры социального действия. Какова роль социального действия в социальных отношениях? 7.Что называют социальным институтом? Каковы признаки социальных институтов? Какова их роль в общественной жизни? 8.Что называют социальной группой? Что общего и в чем различия между социальной группой и социальной категорией? Какова роль первичной группы в социализации подрастающего поколения? 9.Какова роль социальной мобильности в общественном развитии? 10.Что называют социальным конфликтом? Каковы причины социальных конфликтов? Можно ли избежать социального конфликта? Каковы пути перерастания социального конфликта в полномасштабный конфликт? 11. В чем выражается тенденция глобализации в духовной сфере жизни современных обществ? 12.Почему к научной деятельности предъявляют нравственные требования? 13.Что составляет систему образования в современном обществе? 14.Как понимание того, что такое красота в искусстве, определяет направленность художественного творчества (на примерах)? 11 КЛАСС 70 часов Тема 5. Правовые отношения (21 час) Уроки 71-72. Право в системе социальных норм Понятие права. Соотношение государства, права и общества. Законодательство. Назначение права. Формы реализации права (источники права). Норма права, ее структура. Виды норм права. Отрасли права. Право и закон. Порядок принятия законов. (§ 30 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 4, 5, 8, 11-13 (§30) практикума). 1-й час. Школьная лекция, на которой поясняются общие вопросы теории права. Особое внимание уделяется соотношению государства и права, а также опосредованию взаимоотношений государства и общества через право. 2-й час. Традиционный комбинированный урок в соответствии с рекомендациями методпособия. На нем в форме беседы проясняются отдельные вопросы темы, а также учащимися выполняются задания практикума Уроки 73-74. Общие вопросы права Философия права. Идея естественного права в отечественной философии права. Идеальная основа права. Нравственная основа сферы права. Проблема обоснования права. Право и верховное благо. (§ 31 учебника – 11 кл. и методпособия ). 1-й и 2-й часы. Уроки целесообразно проводить в форме лекции с элементами беседы, основываясь на материалах учебника и методпособия. Особое внимание следует уделить вопросам общей характеристики философии права, традициям отечественной философии права, ее основам – естественному праву и нравственному сознанию. Полезно, основываясь на материале учебника и методпособия, рассмотреть соотношение права и других сфер общества. Существенно закрепить в сознании учащихся то краеугольное теоретическое положение, что сфера права имеет явную нравственную основу. Чаще всего эта проблема формулируется как соотношение закона и совести. Философия права – принадлежность самого высокого уровня правового сознания - теоретического. В этом случае речь идет не только о глубоком знании права, но и о способности творчески вносить в само право элементы новизны, подвергать действующее право анализу, обобщать в этой сфере, и, что существенно для нас в денном случае, - мыслить категориями правовой философии. Уроки 75-76. Правоотношения Понятие правоотношений. Субъекты правоотношений. Объект правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Гражданская дееспособность. Эмансипация. Виды правоотношений. (§ 32 учебника. – 11 кл. и методпособия; задания №№ 1-5, 9, 12, 13 (§ 32) практикума). 1-й час. Рекомендуется занятие семинарского типа. Учитель в основном объясняет новый материал, опираясь при этом на правовые знания учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения (речь прежде всего идет о таких понятиях, как правоспособность и дееспособность, об основных отраслях права и т.д.). Целесообразно рассмотреть на уроке таблицу «Юридические факты», приведенную в методпособии (§ 32). Литература к семинару: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1996, глава 13. 2-й час. Практическое занятие по материалам практикума. Уроки 77-78. Конституция в иерархии нормативных актов Понятие Конституции. Конституционное право. Конституционная система. Конституционализм. Первая писаная конституция. Конституционный вопрос в России. Конституции с 1918 по 1993 гг. (§ 33 учебника. – 11 кл. и методпособия; задания №№ 10-12 (§ 33)практикума). 1-й час. Первое занятие по конституционному праву целесообразно провести в форме беседы с элементами обсуждения некоторых вопросов. В дополнение к тому, что изложено в учебнике, учитель может остановиться на таких компонентах содержания конституций, как государственная символика и определение столицы государства. Касаясь вопроса о классификации конституций (материал имеется в методпособии), следует акцентировать внимание учащихся на том, что существует достаточно много классификационных систем. Например, достаточно популярно деление конституций на юридические и фактические. По способу внесения в них изменений конституции делятся на гибкие и жесткие. По срокам действия конституции делятся на постоянные и временные. 2-й час. На втором уроке можно поставить для обсуждения вопросы: «Почему в советский период конституционное право называлось государственным?» и «Почему писаные конституции появились только в период развития буржуазных, рыночных, частнособственнических отношений?» В заключение урока возможна работа с заданиями практикума. Уроки 79-80. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Необходимость конституционной реформы. Принятие Конституции Российской Федерации. Достоинства и недостатки Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Федеративное устройство России. (§ 34 учебника. – 11 кл. и методпособия; задания №№ 2-5, 10-15 (§ 34) практикума). 1-й час. Возможна школьная лекция в соответствии с планом изучения нового материала, рекомендованном в методпособии (§ 34). Завершить лекцию можно выполнением заданий практикума. 2-й час. Лабораторная работа с текстом Конституции Российской Федерации. Можно разбить класс на группы и дать группам задание - проанализировать соответствующие главы Основного Закона и сделать свои предложения по совершенствованию их содержания. Учитель может также по своему выбору дать учащимся возможность прокомментировать отдельные конституционные нормы, в частности, связанные с правами и обязанностями человека и гражданина. Например, дать посильный комментарий к норме об альтернативной военной службе: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (ст.59, ч.3 Конституции РФ). Уроки 81-82. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации Принцип разделения властей. Законодательная власть в РФ. Федеральное Собрание. Функции Государственной Думы и Совета Федерации. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Президент РФ, его полномочия. Исполнительная власть. Правительство РФ. Судебная власть Судебная система РФ. Мировые судьи. Прокуратура. Генеральный прокурор РФ. (§ 35. учебника. – 11 кл. и методпособия). 1-й час. Школьная лекция на тему: «Законодательная власть», «Президент РФ» в соответствии с планом изучения нового материала, рекомендованном в методпособии (§ 35). 2-й час. Семинар на тему: «Исполнительная и судебная власть». Вопросы к семинару 1. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти в РФ. 2. Состав и формирование Правительства РФ. 3. Осуществление правосудия в России. 4. Система судебной власти РФ. 5. Компетенции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. 6. Прокуратура РФ, ее полномочия. Литература к семинару Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1999, глава III. Уроки 83-84. Избирательное право Демократия и выборы. Избирательное право. Право избирать и быть избранным (активное и пассивное право). Принципы демократического избирательного права. Нарушение избирательных прав. Избирательный процесс. Избирательные системы. (§ 36 учебника. – 11 кл. и методпособия; задания №№ 1-5, 11-13 (§ 36) практикума). 1-й час. Лекция с элементами беседы. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия (§ 36).В конце возможно выполнение заданий практикума. 2-й час. Дискуссия по проблеме избирательных цензов. Целесообразно обсудить возможность (или нежелательность) введения в нашей стране таких цензов, как цензы грамотности, оседлости, пола, а также имущественный, образовательный, служебный, языковый цензы. Уроки 85-86. Судебная защита прав граждан Судебная защита прав граждан. Кто может помочь до суда. Порядок обращения в суд. Порядок рассмотрения гражданских дел в суде. Взыскание долга по договору займа. Возмещение морального ущерба. Жалоба потерпевшего. Гражданский иск в уголовном процессе. Защита политических прав. Защита права на труд. Жалоба в международный суд. Права подсудимого. Обжалование приговора. (§ 37 учебника. – 11 кл. и методпособия). 1-й час. Традиционный урок. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия (§ 37). 2-й час. Семинарское занятие. Обсуждаются: порядок рассмотрения гражданских дел в суде; жалоба потерпевшего; гражданский иск в уголовном процессе. Литература к семинару Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1999, глава XVII, XIX. Уроки 87-89. Обязательственное право Понятие обязательственного права. Понятия сделки и договора. Участники (стороны) договора. Обеспечение исполнения обязательств. Внедоговорные обязательства. Виды договоров. Договоры купли-продажи, дарения, займа, аренды. Правила заключения договоров. (§ 38 учебника. – 11 кл. и методпособия; задания №№ 1-11 (§ 38 практикума). 1-й и 2-й часы. Рекомендуется лабораторная работа по основному фрагменту текста учебника (раздел «Виды гражданско-правовых договоров») и материалу методпособия о обязательства возникающие вследствие причинения вреда. 3-й час. Выполнение заданий практикума. Уроки 90-91. Юридическая ответственность Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Права привлекаемых к юридической ответственности. (§ 39 учебника. – 11 кл. и методпособия; задания №№ 1-13 (§ 39) практикума). 1-й час. Традиционный урок. Проводится в соответствии с материалами учебника и рекомендациями методпособия. При этом обсуждаются таблицы «Принципы юридической ответственности» и «Виды юридической ответственности (по видам правонарушений)», предложенные в методпособии. 2-й час. Выполнение заданий практикума. Вариант: возможна встреча с работниками правоохранительных органов (органов внутренних дел, суда, прокуратуры), администрации региона. Текущее повторение (1 час) Вопросы для повторения 1.Каковы составные части системы российского права? Что в праве и законе общее и что – специфическое? Что такое правовая культура? 2.Чем отличаются правоотношения от других общественных отношений? 2.Какова роль Конституции в системе права? 3.Каковы полномочия Президента РФ? Как вы думаете, чем объективно оправдан столь большой объем конституционных полномочий Президента РФ в современный период развития государства? 4.Какова процедура выборов в Государственную Думу РФ? 5.Каков порядок рассмотрения гражданских дел в суде? 6.Какие нормы включает в себя обязательственное право? Что в нынешних условиях мешает выполнению договорных обязательств? 7.Какие виды юридической ответственности предусмотрены российским законодательством? Ваше отношение к проблеме использования смертной казни как вида уголовного наказания. Вариант: Обобщение по теме 5. Решение репродуктивных заданий практикума к §§ 30-39. Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания. Литература для учащихся Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей: начальные сведения. – М., 1998. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 1999. Коваленко А.И. Правоведение: Учебник для 10-11 классов.- М., 1998. Никитин А.Ф. Основы государства и права.- М., 2001. Шилобод М.И. и др. Политика и право: Учебное пособие для старшеклассников. - М., 2000. Литература для учителя Алексеев С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву. - М., 1997. Алексеев С.С. Философия права. - М., 1998. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1999. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2002. Тема 6. Политические отношения (22 час) Уроки 93-94. Политика и власть Многообразие подходов в определении сущности политики. Сущность политики. Понятия «власть» и «политическая власть». Понятие «политический лидер», черты характера, необходимые политическому лидеру. (§40 – 11 кл. и методпособия; задания практикума к §40). 1-й час. Урок можно начать с рассказа учителя о многовековых спорах, ведущихся по поводу определения понятия «политика», после чего учащимся предлагается обсудить в группах и сформулировать определение понятия «власть». Урок заканчивается лабораторной работой с текстом учебника - подзаголовок «власть и политическая власть» Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §40. 2-й час. Дискуссия по определению черт характера, необходимых политическому лидеру. Для обеспечения мотивации учитель может зачитать отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». В конце урока - работа с заданиями практикума (по выбору учителя) Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §40. Уроки 95-97. Политическая система Понятие «политическая система». Элементы политической системы: государство, политические партии, общественно-политические движения, ассоциации, союзы, профсоюзы. Типы политических систем: демократическая, тоталитарная, авторитарная. (§41 – 11 кл. и методпособия; задания практикума к §41). 1-й час. Школьная лекция с элементами беседы. В конце урока проводится беседа по вопросам №1-4 (учебник). Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §41. 2-й час. Начать урок можно с лабораторной работы с текстом учебника по подзаголовку «Типы политических систем». По окончании чтения учащимся предлагается выполнить задания №№ 2,4,5, 7-11 практикума. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §41. 3-й час. Урок-дискуссия. Для организации дискуссии можно использовать отрывок из статьи И.А.Ильина «Предпосылки творческой демократии». Учащимся для обсуждения предлагаются следующие вопросы: 1.Почему демократия, по мнению И.А.Ильина не является устойчивым строем? 2.Что и при каких условиях может сменить демократию? 3.Какую основную идею проводит философ? 4. Обоснуйте свою позицию относительно идей, высказанных русским философом. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §41. Уроки 98-99. Функции политики и политический процесс Политический процесс, два этапа политического процесса. Формы политического влияния: убеждение, принуждение. Функции политики: обеспечение стабильности, мобилизационная, управленческая, предотвращения и регулирования социальных конфликтов, обеспечения общественного порядка (гуманитарная). Политический процесс: реформаторский и консервативный. (§42 – 11 кл. и методпособия; задания практикума к §42). 1-й час. Целесообразно начать урок с лабораторной работы учащихся, в ходе которой они знакомятся с подзаголовком: «Цели и средства политики». Во второй части урока в ходе беседы выясняются основные задачи деятельности политика. Затем проводится школьная лекция, в которой раскрываются функции политики. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §42. 2-й час. Урок начинается с разбора ответов на вопросы№№1-8 к§42 (учебник). Вторая часть урока – школьная лекция с элементами беседы. Урок можно закончить выполнением учащимися заданий №1-3 к §42 (учебник) Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §42. Уроки 100-102. Политическая культура и политическая идеология Понятие политическая «культура», элементы политической культуры: политическое сознание, политическое поведение. Типы политической культуры: патриархальный, подданический, активистский. Функции политической культуры: воспитательная, нормативная, мобилизационная. (§43 – 11 кл. и методпособия; задания практикума к §43). 1-й час. Урок целесообразно начать с опережающего задания: предложить группам школьников подумать, а затем аргументированно подтвердить или опровергнуть высказывание Генри Джорджа, приведенное в учебнике. Вторая часть урока - школьная лекция с элементами беседы – раскрываются вопросы: «политическая культура», элементы политической культуры, функции политической культуры. Урок проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §43, заканчивается выполнением заданий №1 и №2, данных к §43 (учебник) 2-й час. Традиционный урок: фронтальная беседа по вопросам №1-4, в ходе объяснения нового материала раскрываются подзаголовки №3 и №4. Урок заканчивается выполнением заданий №1-8 практикума. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §43. Желательно предложить школьникам продумать позицию и аргументы для дискуссии в классе по одной из следующих тем: 1 Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой. 2 Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита. 3-й час. В начале урока учитель может прочитать газетный материал, соответствующий выбранной теме дискуссии. После чего школьникам предлагается объединиться в группы (желательно по схожести позиций) и подготовить обоснованные аргументы в защиту своей точки зрения. Вторая часть урока – дискуссия. Можно оставить время и предложить школьникам написать эссе на тему высказывания Генри Джорджа, которая обсуждалась перед началом раз
скачать документ [48.49 Kb]
Архив »»
|