5.9.2011
Поурочное планирование курса литературы 11 класса Базовый уровень. 102 часа. (3 часа в неделю)
Поурочное планирование курса литературы 11 классаБазовый уровень. 102 часа. (3 часа в неделю) I полугодие 1. Введение. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. Обзор. Реализм и модер-низм как литературные направления. 2. Развитие реалистической литературы на рубеже веков. Основные темы, проблемы, идеи. 3-4. А.И. Куприн*. Биография писателя. «Гранатовый браслет». Тема любви в произве-дении. 5. И.А. Бунин. Жизнь и творчество писателя. Традиционные образы и мотивы русской поэзии в лирике Бунина. Чтение и осмысление стихотворений «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «За все тебя, господь, благодарю!..», «Одиночество», «Настанет день – исчезну я…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Сириус», «Ночь» и др. 6. «…И как хорошо жить на свете!». «Антоновские яблоки» как лирическая проза. 7. Рассказ “Господин из Сан-Франциско”. Символика бунинской прозы. 8. Р/р. Развитие умений анализа произведения художественной литературы в прозе на основе самостоятельно прочитанного рассказа И.А. Бунина (устно, рассказ по выбору ученика или как коллективная работа – анализ одного из рассказов «Холодная осень», «Темные аллеи», « Легкое дыхание», «Солнечный удар» и др.). 9. Рассказ «Чистый понедельник». 10-11. Р/р. Контрольное сочинение по творчеству И.А. Бунина. 12. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век как поэтическая эпоха. Крестьянская поэзия. 13. Символизм. В.Я. Брюсов. Биография поэта. Чтение и осмысление стихотворений «Со-нет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихо-творений). Культ формы в лирике Брюсова. 14. Акмеизм. Н. С. Гумилев. Биография поэта. Чтение и осмысление стихотворений «Жи-раф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Романтическая традиция в лирике Н.С.Гумилева. 15. И.Северянин. Биография поэта. Чтение и осмысление стихотворений «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» и др. Оригинальность словотворчества поэта. 16-17. Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX в. И.Ф. Аннен-ский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, М.А. Волошин, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.Ф. Ходасевич. Уроки на материале самостоятельной подготовки учащихся (групповой, индивидуальной). 18. М. Горький. Творческая биография писателя. 19. Романтизм ранних рассказов М. Горького. Рассказ по выбору учителя («Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.). 20. Драматургический конфликт в пьесе М. Горького «На дне». 21-22. Пьеса “На дне” как социально-философская драма. 23. Р/р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по пьесе М. Горького «На дне». 24. А. Блок. Жизнь и творчество поэта. 25. А. Блок и символизм. Романтический мир “Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы…», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Мне страшно с Тобой встречаться…», «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» и др. Чтение и изучение стихотворений «Незнакомка», «В ресторане». Заучивание наизусть стихотворений. 26. «Страшный мир» в лирике А. Блока. Чтение и осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, весна без конца и без краю…» и др. 27. Россия А. Блока. Чтение и изучение стихотворений «На железной дороге», «Русь», «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом») и др. 28. Р/р. Развитие умений анализа стихотворения. Обучение написанию сочинения по вос-приятию, анализу и оценке лирического произведения. 29-30. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”. 31-32. Р/р. Контрольное сочинение по восприятию, анализу и оценке стихотворения А. Блока. 33. Новокрестьянская поэзия. С.Есенин. Биография поэта. Ранняя лирика С.А.Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. 34. Тема родины в поэзии Есенина. Чтение и осмысление стихотворений «Там, где капу-стные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная!..», «Русь» и др. Заучивание наизусть стихотворений. 35. Революция в судьбе С.А.Есенина. “Русь советская” в лирике С.Есенина. Чтение и ос-мысление стихотворений «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «О, Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и др. Заучи-вание наизусть стихотворений. 37. Художественно-философские основы лирики С.А. Есенина. Чтение и осмысление стихотворений «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемно-гу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не падай…», «Си-ний туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…» и др. Заучивание наи-зусть стихотворений. 38. Стихи С.А.Есенина о любви. Чтение и осмысление стихотворений «В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Я – пастух; мои па-латы…», «Цветы мне говорят – прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…», и др. За-учивание наизусть стихотворений. 39. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. В.Маяковский и футуризм. 40. Лирический герой ранней поэзии В.В.Маяковского. Чтение и осмысление стихотворе-ний «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Послушайте!», «А вы могли бы?», и др. Заучивание наизусть стихотворений. 41. Особенности любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!» и др. 42. В.В.Маяковский и революция. Осмысление проблемы художника и времени. Вступление к поэме “Во весь голос”. 43. Послеоктябрьский период творчества. Чтение и осмысление стихотворений «Юбилей-ное», «С. Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Прозаседавшиеся» и др. Новаторство В.Маяковского. Д/з. Контрольное сочинение по лирике С.А.Есенина и В.В.Маяковского. 44. Литературный процесс 20-ых годов. Обзор. 45. Р/р. Анализ контрольного сочинения по лирике С.А.Есенина и В.В.Маяковского. II полугодие46. А.П. Платонов. «Котлован». Избранные главы повести. Символика названия произ-ведения. Самобытность языка и стиля писателя. 47. Изображение коллективизации в повести “Котлован”. 48. М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман “Мастер и Маргарита”. История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. 49. Библейские мотивы и образы в романе. 50. Мастер и Маргарита в романе М.А. Булгакова. 51. Сатирические страницы романа. 52. Р/р. Развитие умений анализа эпизода (устно). 53. Смысл финальной главы романа. Авторская позиция в романе. 54. Р/р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по роману М.А Булгакова. 55. М.И.Цветаева. Биография поэта. Конфликт быта и бытия, времени и вечности в ли-рике М.И. Цветаевой. Чтение и осмысление стихотворений «Кто создан из камня, кто соз-дан из глины…» и др. 56. М.И.Цветаева. Своеобразие поэтического стиля. Чтение и осмысление стихотворений «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Тоска по родине! Давно…» и др. 57. М.И.Цветаева. Стихи о любви. Чтение и изучение стихотворений 58. О. Э. Мандельштам. Биография поэта. 59. О.Э. Мандельштам. Представление о поэте как хранителе культуры. Чтение и изуче-ние стихотворений «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невырази-мая печаль», «Tristia». 60. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество поэта. Чтение и осмысление стихотворений «Единственные дни», «Снег идет», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не бу-дет в доме…». 61. Тема призвания в поэзии Б.Л. Пастернака. Чтение и изучение стихотворений «Когда строку диктует чувство…», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», 62. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Обзор. 63. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. Чте-ние и изучение стихотворений «Гамлет», «Зимняя ночь». 64. А. Ахматова. Жизнь и творчество. 65. Любовная лирика А. Ахматовой. Чтение и осмысление стихотворений «Песня послед-ней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король», «Вечером» и др. Заучивание наизусть стихотворений. 66. Эволюция образа лирической героини. Чтение и осмысление стихотворений «Я научилась просто, мудро жить...”, «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Перед весной бывают дни такие…», «Молитва» и др. 67. Революция в судьбе А. Ахматовой. Гражданские мотивы в послеоктябрьском творче-стве. Чтение и осмысление стихотворений «Мне голос был. Он звал утешно…», “Не с теми я, кто бросил землю...”, «Заплаканная осень, как вдова…» и др. Заучивание наизусть стихотворений. 68. «Тайны ремесла» А. Ахматовой. Чтение и осмысление стихотворений «Муза», «Мне ни к чему одические рати…», «Песенка», «Приморский сонет», «Родная земля» и др. За-учивание наизусть стихотворений. 69. Р/р. Развитие умений анализа стихотворения. Урок на основе самостоятельной подго-товки учащихся (анализ одного стихотворения по выбору учащегося устно). 70. Чтение и осмысление поэмы “Реквием”. История создания и публикации поэмы. 71. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвяще-ния и эпилога. 72-73. Р/р. Контрольное сочинение по анализу одного из стихотворений М.И.Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, А.Ахматовой (по выбору ученика). 74. М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Судьба романа “Тихий Дон”. 75. Образ Григория Мелехова как сюжетный и идейный центр романа. Характер героя. 76.“Чудовищная нелепица войны” в изображении автора. 77. Р/р. Развитие умений анализа эпизода (например, “Убийство Чубатым пленного авст-рийца” - книга 1, ч.3, гл.13). Обучающее сочинение. 78. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. 79. “Тихий Дон” как роман - эпопея. 80. Художественное своеобразие романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”. 81. Р/р. Анализ сочинений учащихся. . Подготовка к контрольному сочинению по анализу эпизода из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». 82-83. Р/р. Контрольное сочинение по анализу эпизода из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». 84. Изображение Великой Отечественной войны в литературе. Обзор. 85. «Окопная» правда в книге В.П.Некрасова “В окопах Сталинграда”. 86-87. Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне. (Например, К.Воробьев. “Убиты под Москвой”, В.Кондратьев. “Сашка”, повести В.Быкова и др.) 88. А.Т.Твардовский. Творческая биография поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Чтение и осмысление стихотворений «Памяти матери» и др. 89. Исповедальный характер лирики Твардовского. Чтение и изучение стихотворений «Вся суть в одном-единственном завете…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» и др. 90. В. Т. Шаламов. Биография писателя. История создания книги “Колымских расска-зов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в рассказах, например, «Последний за-мер», «Шоковая терапия». 91. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. 92. Повесть “Один день Ивана Денисовича”. Изображение русского национального характера в контексте трагической эпохи. 93. Поэзия второй половины XX века. Обзор. 94. Н. М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта. Чтение и осмысление стихотворений «Ви-дения на холме», «Листья осенние» и др. 95. Б. Ш. Окуджава. Жанровое своеобразие песен Б. Ш. Окуджавы. Чтение и осмысле-ние стихотворений «Полночный троллейбус», «Живописцы» и др. 96. И.А.Бродский. Чтение и осмысление стихотворений «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») и др. 97. Проза второй половины XX века. Обзор. 98. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шук-шина. Например, «Верую!», «Алеша Бесконвойный» или др. 99. Символические образы в повестях В.Г.Распутина. Например, «Прощание с Матерой», «Последний срок» и др. 100. Психологизм пьес А.В.Вампилова. Например, «Утиная охота». 101-102. Современный литературный процесс. Обзор. К сведению учителя Данный вариант поурочного планирования сделан на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. «Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне» (см. Пояснительную записку к Программе). Поурочное планирование составлено в логике учебника «Русская ли-тература XX века. 11 класс». Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение. Последовательность изучения тем может быть изменена в соот-ветствии с логикой учебника, по которому учатся школьники. Количество сочинений в данном планировании соответствует рекомен-дациям Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. В условиях выбора учащимися формы письменного экзамена по литературе в 11 классе (сочинение или изложение с творческим заданием) учитель должен внести в содержание контрольных работ изменения, отражающие выбор школьников. *Полужирным шрифтом и курсивом выделены имена и разделы программы, которые подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников (не включены в содержание итогового контроля). *Курсивом выделены произведения и имена поэтов, которые изучаются по выбору учителя (и учеников), и, значит, могут быть учителем заменены на другие произведения или имена. * Полужирным обычным шрифтом (не курсивом) выделены разделы программы и имена, которые подлежат изучению и включены в Требования к уровню подготовки выпускников (включены в содержание итогового контроля).
Архив »»
|