10.10.2007
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка Статус документа Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений. Примерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Структура документа Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Примерная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Примерная программа не распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя три этапа литературного образования на ступени основного общего образования: V-VI классы На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. VII-VIII классы На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. IX класс Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Примерная программа для V-VI и VII-VIII классов является в большей степени открытой для различных вариантов авторских концепций курса, нежели программа для IX класса, традиционно имеющая более жесткую структурно-содержательную основу. Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений). Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Место литературы в федеральном базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). Примерная программа рассчитана на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются: - выделение характерных причинно-следственных связей; - сравнение и сопоставление; - умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - составление плана, тезиса, конспекта; - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Результаты обучения Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Содержание, рекомендуемое к усвоению в V-VI классах (140 час) ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 час) Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (9 час) Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок). Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе. Литературная сказка Х.К. Андерсен (4 час) Слово о писателе. Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки). Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 час) Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения). Образно-стилистические особенности жанра летописи. «Повесть» как исторический и литературный памятник Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения). Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев. Зарубежная литература Д.Дефо (4 час) (возможен выбор другого зарубежного писателя) Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (63 ЧАС) Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века. И.А. Крылов (4 час) Слово о писателе. Басни: “Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» (возможен выбор других басен). Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова. В.А. Жуковский (2 час) Слово о поэте. Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады). Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика. Жанр баллады в зарубежной литературе Ф. Шиллер (1 час) Слово о поэте. Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения). Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки. А.С. Пушкин (16 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину», «Зимнее утро» Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки). Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке. Роман «Дубровский» Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести. Повесть «Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения. М.Ю. Лермонтов (4 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. Н.В. Гоголь (4 час) Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы. А.В. Кольцов (2 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры) Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения). Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. Ф.И. Тютчев (2 час) Слово о поэте. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения. А.А. Фет (3 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…». Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме. И.С. Тургенев (4 час) Слово о писателе Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести) Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления. А.К. Толстой (2 час) Слово о поэте. Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения). Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады. Н.А. Некрасов (7 час) Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети» Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. Стихотворение «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы). Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме. Н.С. Лесков (2 час) Слово о писателе. Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова. А.П. Чехов (2 час) Слово о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. Жанр новеллы в зарубежной литературе П. Мериме (2 час) Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения). Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя. В.Г. Короленко (3 час) Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести. Тема детства в зарубежной литературе М. Твен (3 час) (возможен выбор другого зарубежного писателя). Слово о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (26 ЧАС) Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. В.В. Маяковский (2 час) Слово о поэте. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения. С.А. Есенин (2 час) Слово о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения). Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества. Зарубежные писатели о животных Д. Лондон (3 час). Слово о писателе. Повесть “Белый клык” (возможен выбор другого произведения). Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных. А.П. Платонов (2 час) Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (возможен выбор другого рассказа). Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы. А.С. Грин (2 час) Слово о писателе. Повесть «Алые паруса» (возможен выбор другой повести). Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев. К.Г. Паустовский (2 час) Слово о писателе. Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа). Тематика и проблематика произведения. М.М. Пришвин (4 час) Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения). Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина. Н.М. Рубцов (2 час) (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века) Слово о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в “тихой” лирике Рубцова. Ю.П. Казаков (1 час) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века) Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе. В. Г. Распутин (3 час) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века) Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина. В.П. Астафьев (2 час) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века) Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы. О. Генри (1 час) (возможен выбор другого зарубежного писателя) Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения). Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви. Итого в V-VI классах – 114 час. Резерв времени – 26 час. Содержание, рекомендуемое к усвоению в VII-VIII классах (140 час) ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 час) Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 час) Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (возможен выбор другой былины). Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Героический эпос в мировой культуре Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (1 час) (возможен выбор другого эпоса). Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Гомер (2 час) «Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента). “Одиссея” как “поэма странствий”. Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ЧАС) Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. «Поучение” Владимира Мономаха (возможен выбор другого произведения). Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». “Житие Сергия Радонежского” (возможен выбор другого произведения). Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в «Житии…». Способы создания характера в «Житии». Литература европейского Возрождения М. Сервантес (2 час) Слово о писателе. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ. У. Шекспир (3 час) Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (8 ЧАС) Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”. Д.И. Фонвизин (4 ч Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии. Театр европейского классицизма Ж.-Б. Мольер (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии). Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы. Н.М. Карамзин (3 час) Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза», ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (65 ЧАС) Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов. В.А. Жуковский (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Образная система баллады “Светлана”, ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады. А.С. Пушкин (14 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Роман «Капитанская дочка» Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов. Повесть «Барышня-крестьянка» Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью. Повесть «Пиковая дама» Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического. Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе Э.А. По (1 час) Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения) Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение. М.Ю. Лермонтов (7 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Тучи», «Листок». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала. Н.В. Гоголь (11 час). Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера. Комедия «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы. Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя. А.Н. Островский (3 час) Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Снегурочка» (возможен выбор другой пьесы). Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского. И.С. Тургенев (4 час) Слово о писателе. Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» (3 час) (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»). Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (1 час) (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе») Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева. Ф.И. Тютчев (3 час) Слово о поэте. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан» (возможен выбор других стихотворений). Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви. А.А. Фет (1 час) Слово о поэте. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» (возможен выбор другого стихотворения). «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. А.К. Толстой (3 час) Слово о писателе. Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» (возможен выбор других произведений). Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого Н.А. Некрасов (2 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда» (возможен выбор других стихотворений). Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова. М.Е. Салтыков-Щедрин (3 час) Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок). Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. Л.Н. Толстой (5 час) Слово о писателе. Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести). Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. Рассказ «После бала» (возможен выбор другого рассказа). Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров. Ф.М. Достоевский (3 час) Жизнь и творчество (обзор) Повесть «Белые ночи» (возможен выбор другой повести). Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского. В.М. Гаршин (1 час) Слово о писателе. Рассказ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения). Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка. А.П. Чехов (2 час) Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (27 час) Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война). И.А. Бунин (2 час) Слово о писателе. Рассказы: «Лапти», «Танька» (возможен выбор двух других рассказов). Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика. А.И. Куприн (1 час) Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус» (возможен выбор другого произведения). Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. М. Горький (4 час) Слово о писателе. Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести). Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. «Песня о Соколе» (возможен выбор другого произведения). Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига. А.А. Блок (1 час) Слово о поэте Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…» (возможен выбор двух других стихотворений). Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни. В.В. Маяковский (2 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни» (возможен выбор других стихотворений). Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы. А.А. Ахматова (1 час) Слово о поэте. Стихотворение «Сероглазый король» (возможен выбор другого стихотворения). Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали. Б.Л. Пастернак (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…» (возможен выбор других стихотворений). Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. М.А. Булгаков (3 час) Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести. А.Т. Твардовский (3 час) Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» (возможен выбор трех других глав) История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”. Литература народов России М. Карим (1 час) (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России) Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие» (возможен выбор двух других произведений). Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского. М.М. Зощенко (2 час) Слово о писателе. Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов). Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко. Н.А. Заболоцкий (1 час) Слово о писателе. Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…» (возможен выбор других стихотворений). Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого. В.М. Шукшин (2 час) Слово о писателе. Рассказы: «Срезал», «Чудик» (возможен выбор двух других рассказов). Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. А. Сент–Экзюпери (2 часа) Слово о писателе. Сказка «Маленький принц». Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке. Б.Ш. Окуджава (1 час) (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века) Слово о поэте Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» (возможен выбор других стихотворений). Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры. В.С. Высоцкий (1 час) (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века) Слово о поэте Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» (возможен выбор трех других стихотворений). Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений. Итого в VII-VIII классах – 114 час. Резерв времени – 26 час. Содержание, рекомендуемое к усвоению в IX классе (105 час) ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час) Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. Литература эпохи Античности Катулл (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений). Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности. Литература эпохи Средневековья Данте (2 час) Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 час) Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве» Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Литература эпохи Возрождения У. Шекспир (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов. ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (7 час) Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. М.В. Ломоносов (1 час) Жизнь и творчество (обзор). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения) Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. Г.Р. Державин (2 час) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений). Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. А.Н. Радищев (1 час) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии…». Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Европейская литература эпохи Просвещения И.-В. Гете (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (65 час) Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы. В.А. Жуковский (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: “Море”, «Невыразимое» (возможен выбор двух других стихотворений). Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. А.С. Грибоедов (9 час) Жизнь и творчество Комедия «Горе от ума» Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Европейская литература эпохи романтизма Дж. Г. Байрон (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения) Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического” героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона. А.С. Пушкин (20 час) Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы) Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. «Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии») «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. Роман в стихах «Евгений Онегин» Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). М.Ю. Лермонтов (14 час) Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. К.Н. Батюшков (1 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры) Слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор других стихотворений). Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова. А.В. Кольцов (1 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры) Слово о поэте. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» (возможен выбор других стихотворений). Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова. Е.А. Баратынский (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» (возможен выбор других стихотворений). Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии. Н.В. Гоголь (13 час) Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. А.А. Фет (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения). Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. Н.А. Некрасов (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения). Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы. А.П. Чехов (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (7 час) Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров. А.А. Блок (1 час) Слово о поэте. Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. С.А. Есенин (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений). Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. А.А. Ахматова (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений). Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. М.А. Шолохов (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. А.И. Солженицын (1 час) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Литература народов России Г. Тукай (1 час) (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России) Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» (возможен выбор других произведений). Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы. Итого в IX классе – 91 час. Резерв времени – 14 час. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ - Художественная литература как искусство слова. - Художественный образ. - Фольклор. Жанры фольклора. - Литературные роды и жанры. - Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. - Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. - Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. - Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются: - Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур. - Общее и национально-специфическое в литературе. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; • изученные теоретико-литературные понятия; уметь • воспринимать и анализировать художественный текст; • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; • определять род и жанр литературного произведения; • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; • выявлять авторскую позицию; • выражать свое отношение к прочитанному; • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; • владеть различными видами пересказа; • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения). использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
скачать документ [356 Kb]
Архив »»
|