182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

9.8.2007
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФИЛОЛОГИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ФИЛОЛОГИЯ

(русский язык как государственный, русский язык как родной,

литература, иностранные языки)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

I Введение

1.Общие сведения о русском языке. Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы двуязычия. Место и роль русского языка в современном обществе. Основные изменения в русском языке постсоветского времени.

2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.

II Система русского языка

Основные уровни русского языка. Фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, словообразование, грамматика. Орфография и пунктуация. Обобщение пройденного.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Текст.

Предложение простое и сложное.

Синтаксическая синонимия.

Способы передачи чужой речи. Средства межфразовой связи. Способы связи предложений в тексте: связь цепная, параллельная, смешанная.

Орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Речь.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Текст. Тема и основная мысль текста. Основная и второстепенная информация в тексте. Структура текста. План содержания и план выражения. Зависимость выбора языковых средств от сферы и ситуации общения (адресат, тема, содержание высказывания, цель, особенности стиля).

Функционально-смысловые типы речи (текста) - описание, повествование, рассуждение, их структура и средства связи.

Стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, публицистический), их признаки и основные характеристики.

Язык художественной литературы.

Деловой стиль в системе русского языка как государственного.

Виды речевой деятельности.

Чтение и аудирование. Ознакомительное, поисковое и просмотровое чтение текстов разных стилей и жанров. Интерпретация содержания прочитанного и/или прослушанного текста.

Говорение и письмо. Участие в диспуте, беседе на общественно-политические, морально-этические темы. Вопросы перевода с родного языка различных по стилю отрывков из небольших произведений.

Русский язык как родной

I.Введение.

1. Общие сведения о языке.

Язык и культура. Язык и история народа.

Основные изменения в русском языке постсоветского времени.

Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета.

2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.

П. Система русского языка.

Язык как система. Основные уровни русского языка.

Фонетика русского языка, орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика. Морфология и синтаксис. Лексикография. Орфография и пунктуация . Повторение изученного.

Ш. Речь.

Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их основные особенности.

Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные).

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Нормативное употребление форм слова, слов и фразеологизмов. Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа.

Употребление слов и фразеологических оборотов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Нормы русского правописания. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Выразительность русской речи. Источники ее богатства и выразительности.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

Выразительные словообразовательные средства. Индивидуальные новообразования; использование их в художественной речи.

Выразительные средства лексики и фразеологии. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова . Стилистическая окраска слова и фразеологизма. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки и использование их в речи.

Выразительные средства грамматики.

Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

Стилистические функции порядка слов. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

ЛИТЕРАТУРА

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и «всечеловечность».

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Биографические сведения (основные факты) о других писателях-классиках XIX в. и выдающихся писателях XX в., включенных в обязательный минимум.

Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков Х I X-XX веков.

Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.

Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.

Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения.

Основные черты литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).

Нравственная, социальная, мировоззренческая, историко-культурная проблематика русской литературы. Человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

Из литературы конца XVIII - I половины XIX века

Г.Р.Державин. Стихотворения, например: «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Снигирь», «Соловей», «Памятник», «Бог».

В.А.Жуковский. Стихотворения, например: «Певец во стане русских воинов», «Песня” (“Минувших дней очарованье...”), «Море», «Эолова арфа».

А.С.Пушкин. Стихотворения, например: «Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», “Погасло дневное светило...”, “Безумных лет угасшее веселье...”. «Маленькие трагедии», например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость».

Роман «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения, например: «Дума», «Родина», «Поэт», «Я не унижусь пред тобою...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Молитва” (“В минуту жизни трудную...”), “Выхожу один я на дорогу...”, “Пророк”. Роман «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Из литературы II половины XIX века

А.Н.Островский. Пьеса «Гроза» или «Бесприданница».

И.А.Гончаров. Роман «Обломов» (обзорное изучение)*.

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».

Ф.И.Тютчев. Стихотворения, например: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас...», «Эти бедные селенья...», “Нам не дано предугадать...”.

А.А.Фет .. Стихотворения, например: «Еще майская ночь...», «Шепот, робкое дыханье...», «Облаком волнистым...», «Еще весны душистой нега...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Поэтам», «На железной дороге», «Сияла ночь. Луной был полон сад...».

Н.А.Некрасов. Стихотворения, например: “Поэт и гражданин”, “Элегия” (1874 г.), “Пророк”, “Зине”(“Ты еще на жизнь имеешь право...”), “Рыцарь на час”, «Я не люблю иронии твоей...”, «Умру я скоро...», стихи из цикла “О погоде”.

Н.С.Лесков. Повесть “Тупейный художник” (обзорное изучение).

М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» или “Господа Головлевы” (обзорное изучение).

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» или «Идиот».

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Из литературы конца XIX - начала XX в.

А.П.Чехов. Рассказы, например: «Попрыгунья», «Душечка», «Случай из практики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад» или «Три сестры».

И.А.Бунин. Рассказы, например: «Антоновские яблоки», “Господин из Сан - Франциско”, «Легкое дыхание», рассказы из сборника «Темные аллеи». Стихотворения, например: «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» («Я простая девка на баштане...»), «Ночь».

А.И.Куприн. Рассказы и повести, например: «Олеся», «Гранатовый браслет», «Гамбринус».

Избранные стихотворения поэтов серебряного века, например: И.Ф.Анненского, К.Д.Бальмонта, Ф.К.Сологуба, В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилева, В.Хлебникова, О.Э.Мандельштама, М.И.Цветаевой, И.Северянина.

Из литературы XX века

М.Горький. Пьеса «На дне». Роман “Фома Гордеев” или “Дело Артамоновых” (обзорное изучение).

А.А.Блок. Стихотворения, например: «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «На поле Куликовом», из цикла «Кармен«; поэма “Двенадцать”.

В.В.Маяковский. Стихотворения, например: «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Сергею Есенину», «Юбилейное», “Письмо Татьяне Яковлевой”. Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос».

С.А.Есенин. Стихотворения, например: «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо матери», “Пушкину”, “Спит ковыль. Равнина дорогая...”, “О красном вечере задумалась дорога...», “Запели тесанные дроги...”, “Мы теперь уходим понемногу...». Из цикла «Персидские мотивы».

А.А.Ахматова. Стихотворения, например: «Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни такие...», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Приморский сонет», «Родная земля», “Муза”. Поэма «Реквием».

М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон» или “Поднятая целина”(обзорное изучение).

А.П.Платонов. “Сокровенный человек”.

М.А.Булгаков. “Белая гвардия” или “Мастер и Маргарита” (обзорное изучение).

Б.Л.Пастернак. Стихотворения, например: «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет», «На ранних поездах», стихотворения из романа «Доктор Живаго».

А.Т.Твардовский . Стихотворения, например: «Я знаю никакой моей вины...», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «К обидам».

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения, например: “Завещание”, “Читая стихи”, “О красоте человеческих лиц”, “Гроза идет”.

Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, получившие общественное признание современников, например:

Ф.А.Абрамова, В.П.Астафьева, В.М.Шукшина, В.И.Белова, В.П.Некрасова, В.Г.Распутина, А.И.Солженицына, В.В.Быкова, К.Д.Воробьева, Ю.В.Трифонова, Е.А.Евтушенко, А.В.Вампилова, Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, И. А. Бродского, Н. М. Рубцова Б.Ш.Окуджавы, В.С.Высоцкого и др.

Из зарубежной литературы избранные произведения, например: В.Шекспира “Гамлет”, И.-В.Гете “Фауст”, Э.-Т.-А. Гофмана “Крошка Цахес”, О.Бальзака “Гобсек” или “Отец Горио”, Б.Шоу “Пигмалион”, Г.Уэллса “Война миров”, Э.Хемингуэя “Старик и море”, Э.-М.Ремарка “Три товарища” и др. (обзорное изучение).

* Обзорное изучение в отличие от текстуального не предполагает детального углубления в текст произведения.

ЛИТЕРАТУРА

для общеобразовательных учреждений

с родным (нерусским) языком обучения

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и «всечеловечность».

Основные биографические сведения о писателях-классиках XIX в. и выдающихся писателях XX века.

Изучение вершинных произведений русской классической литературы XIX, XX веков.

Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.

Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.

Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения.

Основные особенности литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).

Нравственная, социальная, историко-культурная проблематика русской литературы. Человек и его отношение к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, личность и государство; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

Типологическая общность и национальное своеобразие русской и родной литератур, проблемы их взаимоотношений и взаимосвязей.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

Из литературы конца XVIII - I половины XIX века

Г.Р.Державин. Стихотворения: «Властителям и судиям», «Снигирь».

А.Н.Радищев. Роман “Путешествие из Петербурга в Москву” (“Слово о Ломоносове”)

В.А.Жуковский. Стихотворения: «Певец во стане русских воинов» (фрагмент от слов “Любви сей полный кубок в дар...” до слов “Есть жизнь и за могилой...”; фрагмент от слов “Отчизны кубок сей друзья!...”до слов “Мы здесь - и Бог наш - мщенье...”); «Море», баллада «Лесной царь».

А.С.Пушкин. Стихотворения: “Друзьям”, ода “Вольность” (фрагмент от слов “Лишь там над царскою главой...” до слов “Но вечный выше нас Закон...”), “К морю”, “Сожженное письмо”, “Арион”, “Стансы”, “Безумных лет угасшее веселье”, “Из Пиндемонти”, “Пред гробницею святой...”.

Поэма “Медный всадник” (вступление).

Трагедия “Борис Годунов”( сцены: “Келья в Чудовом монастыре”, “Царские палаты”, “Площадь перед собором в Москве”)

Роман «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: “Предсказание”, «Дума», «Три пальмы”, , «Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...”).

Роман «Герой нашего времени» (“Княжна Мери”, “Фаталист”).

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» (гл.5 “Ноздрев”, гл.7, гл.11 “Птица- тройка”).

Из литературы II половины XIX века

А.Н.Островский. Пьеса «Бесприданница» (действие 1, явл. 2,4, действие 4, явл. 5,7,11,12).

И.А.Гончаров. Роман «Обломов» (ч.1, гл.9 “Сон Обломова”).

Н.Г.Чернышевский. Роман “Что делать?” (гл.3 “Особенный человек”, гл. 4 “Четвертый сон Веры Павловны”).

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» (гл. 1-4, 10-11, 21, 27-28)

Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Silentium», «Еще земли печален вид...», «Я встретил вас...», «Эти бедные селенья...», “Нам не дано предугадать...”, “Наш век”, “Как хорошо ты, о море ночное...” .

А.А.Фет . Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «На железной дороге», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», “Еще майская ночь...”, “Я пришел к тебе с приветом...”.

А.К.Толстой. Стихотворения: “Средь шумного бала, случайно...”, “То было раннею весной...”.

Н.А.Некрасов. Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной...”.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (гл. “Савелий, богатырь святорусский”, “Губернаторша”)

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (ч.1 гл.2 “Исповедь Мармеладова”, ч.1, гл. 5 “Сон Раскольникова”, Эпилог).

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир«: т.1, ч.3, гл.16,19 (“Битва при Аустерлице”); т.2, ч.3, гл.1-3 (“Поездка в Отрадное”); т.2, ч.3, гл.15-17 (“Первый бал Наташи Ростовой”); т. 2, ч.4, гл.7 (“В гостях у дядюшки”); т.3, ч.2, гл.15,16,24 (“Бородинское сражение”); т.3, ч.3, гл.4 “Военный совет в Филях”); т.4, ч.3, гл.1 (“Народная война”).

Из литературы конца XIX - начала XX в.

А.П.Чехов. Рассказ «Ионыч».

Пьеса «Вишневый сад» ( действ. 1; действ. 2 (от прихода Раневской до появления прохожего); действ. 3 (от прихода Лопахина до конца действия); действ. 4 (от прихода Пищика до конца действия).

И.А.Бунин. Рассказы: «Антоновские яблоки», “Господин из Сан - Франциско”.

Стихотворения: «Одиночество», «Надпись на чаше”, “Слово”.

Из литературы XX века

М.Горький. Пьеса «На дне».

А.А.Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «На железной дороге», «На поле Куликовом», “Предчувствую тебя. Года проходят мимо...”.

В.В.Маяковский. Стихотворение: «Послушайте!»

Поэма «Во весь голос» (вступление).

С.А.Есенин. Стихотворения: “Песнь о собаке”, «Русь советская», «Письмо матери», “Корова”, “Не жалею, не зову, не плачу...”.

А.А.Ахматова. Стихотворения: «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», “Нам свежесть слов и чувства простоту...”.

Поэма «Реквием» (эпилог).

М.А.Шолохов. “Донские рассказы” (“Родинка”, “Червоточина”).

Роман-эпопея “Тихий Дон” (фрагменты: кн.1, ч.1, гл.9 “Сенокос”, кн.4, ч.8, гл.17 “Смерть Аксиньи”).

А.П.Платонов. Рассказ “Песчаная учительница”.

М.А.Булгаков. “Белая гвардия” (ч.2, гл.1, 20).

М.И.Цветаева. Стихотворения: “Кто создан из камня, кто создан из глины...”, “Стихи растут как звезды и как розы...”, “Моим стихам, написанным так рано...”.

Б.Л.Пастернак. Стихотворения из романа «Доктор Живаго» (“Гамлет”, “Август”, “Гефсиманский сад”), из цикла “Когда разгуляется” (“Во всем мне хочется дойти...”, “Быть знаменитым некрасиво...”).

А.Т.Твардовский . Стихотворения: «Я знаю никакой моей вины...», «Я убит подо Ржевом...».

Из русской литературы 60-90-х годов ХХ века

Произведения 2-3 писателей по выбору: Ф.А.Абрамова, Ч.Айтматова, В.П.Астафьева, В.И.Белова, Ю.В.Бондарева, И.А.Бродского, В.В.Быкова, А.В.Вампилова, В.С.Высоцкого, В.Г.Распутина, В.С.Розова, Н.М.Рубцова, И.А.Солженицына, Ю.В.Трифонова, Н.И.Тряпкина.

Избранные произведения из зарубежной литературы: В.Шекспира “Гамлет”(сцены); И.-В.Гете “Фауст” (Пролог II, действ. 1, сцена “Фауст и Вагнер. День.”; сцена “За городскими воротами”); Дж.-Г.Байрон “Паломничество Чайльд-Гарольда”(Песнь 1).

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

(английский, французский, немецкий, испанский)

Говорение

Сферы общения и тематика

Учащиеся совершенствуют умения общаться со своими зарубежными сверстниками в специально создаваемых аутентичных ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой, социально--культурной сферах общения в рамках предлагаемой ниже тематики.

Существенно возрастает роль общения в социально- культурной сфере (в нашей стране и стране изучаемого языка), в рамках учебно- трудовой сферы общения приоритетную роль приобретает проблема поиска места в жизни , выбора профессии и образования.

Социально-бытовая сфера общения (в нашей стране и в странах изучаемого языка)

Межличностные отношения (дружба, любовь, конфликты). Повседневная жизнь и ее проблемы.

Учебно-трудовая сфера общения (в нашей стране и в странах изучаемого языка)

Учеба и планы на будущее. Проблемы занятости молодежи.

Социально-культурная сфера общения (в нашей стране и в странах изучаемого языка)

Проблемы свободного времени. Культурная жизнь города и деревни. Роль средств массовой информации. Права человека в современном мире. Деятели культуры и науки. Молодежная культура. Путешествия. Природа и экология. Международные организации и международное сотрудничество.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков говорения в процессе решения коммуникативных задач и на основе варьирования и комбинирования различных видов диалогических и монологических высказываний.

Диалогическая речь:

интервью, обмен мнениями, сообщениями.

Монологическая речь (с опорой на текст и без опоры):

сообщение, рассказ, комментарии к тексту.

Чтение:

с извлечением основной информации (ознакомительное чтение); типы текстов: относительно несложные аутентичные художественные, научно-популярные, публицистические, а также прагматические;

с извлечением полной информации (изучающее чтение); типы текстов: учебные и несложные аутентичные тексты разных жанров, публицистические и научно-популярные, прагматические, эпистолярные;

с извлечением нужной или интересующей информации (поисковое чтение).

По отношению к основной школе характер текстов будет более разнообразным в языковом и содержательном планах. Увеличивается количество художественных и публицистических текстов, их объем и сложность.

Аудирование:

выделение основной мысли в воспринимаемом на слух тексте;

выбор главных фактов из текста, воспринимаемого на слух.

По отношению к основной школе используются тексты большего объема и более сложные в языковом и содержательном планах.

Письмо:

короткое поздравление, анкета (указать: имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес и др.), Личное или деловое письмо; тезисы выступления; аннотация к тексту.

Языковые знания и навыки

Языковые знания и навыки представлены в обобщенном виде*

Произносительная сторона речи

Совершенствование произношения, включая интонацию, осуществляется за счет: коррекции произношения звуков изучаемого языка; лучшего овладения основными интонационными моделями предложения; более четкого различения звуков на слух; соблюдения правильного ударения в словах и фразах; умения правильно произносить иностранные заимствования.

Лексическая сторона речи

Добавление 350-400 слов для рецептивного усвоения, из них 150 слов для продуктивного усвоения. Объем рецептивного словаря - около 2500 лексических единиц, а продуктивного - 95О лексических единиц.

Систематизация словообразовательных средств и за счет этого расширение потенциального словаря; совершенствование лексических навыков, повышение их комбинаторики, гибкости.

Безэквивалентная и фоновая лексика и способы ее передачи.

Грамматическая сторона речи

Материал для продуктивного усвоения.

Синтаксис - некоторые виды придаточных предложений, усваиваемых в основной школе рецептивно (например, условные предложения, придаточные цели); в английском и немецком языках- распространенные предложения, включающие инфинитивные конструкции.

Морфология - овладение некоторыми синонимическими средствами для выражения долженствования (например, в немецком языке haben sein + zu + Infinitiv, в английском языке - форма глаголов в Present Perfect Continuous), форма глаголов в Future in the Past:; во французском языке Subjonctif present/passe; глаголы в Futur dans le passe, Conditionnel Present/ passe; в испанском языке сочетание с глаголами haber, tenter, que

Материал для рецептивного усвоения

Синтаксис - сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Различение по формальным признакам распространенных причастных оборотов.

Морфология - различение по формальным признакам сослагательного наклонения сложных форм глагола в страдательном залоге (например, в немецком языке - konnte machen; ist gebaut worden; в английском языке- причастие, деепричастие совершенного вида (Participe 2), в французском Participe , в испанском Participo.)



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.