182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

22.8.2007
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Иностранный язык»

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании предмета «Иностранный язык»

в школах Псковской области в 2006/07 и 2007/08 учебных годах

В соответствии с приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» новый федеральный базисный учебный план (ФБУП), как и федеральный компонент государственных образовательных стандартов, вводится в 2006/07 учебном году в 1-х, 5-х, 10-х классах.

Федеральный компонент представляет инвариантную часть учебных программ и курсов по иностранным языкам и содержит 4 стандарта по иностранному языку - для начального общего образования, для основного общего образования, для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

В федеральном компоненте БУПа отражены структурные изменения в системе школьного языкового образования как результат модернизации школы:

• объединение родного языка и иностранного в одну образовательную область - филологию,

• узаконено раннее начало изучения иностранного языка (со второго класса начальной школы),

• увеличено количество учебных часов в основной и старшей школе - 3 часа в неделю с 5-го по 11-й класс,

• допускается введение (там, где для этого есть условия) второго иностранного языка в основной и старшей школе,

• вводится профильное (углубленное) изучение иностранного языка на старшей ступени для тех учащихся, которые хотят использовать иностранный язык в своих планах на будущее: в дальнейшей учебе, в профессиональной деятельности.

Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Псковской области на 2006/07 и 2007/08 учебные годы составлен на основе ФБУПа 2004 г. В соответствии с Региональным базисным учебным планом иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология» и на его изучение выделяется следующее количество часов (см. таблицу 1):

Таблица 1

Классы Общее

количество

учебных часов Количество часов в неделю

I

II-IV 204 2

У-1Х 525 3

Х-Х1

(базовый уровень) 210 3

Х-Х1

(профильный уровень) 420 6

Преподавание иностранных языков на всех ступенях обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

• развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.

Планируемый результат обучения - достижение выпускниками функциональной грамотности в овладении иностранным языком, т.е. реальное рабочее владение им, достижение как минимум порогового уровня обученности (уровня В 1), принятого Советом Европы. Исходя из разных потребностей, способностей и возможностей школьников, а также учета их будущих профессиональных интересов предлагаются разные уровни обученности: общеобразовательный и повышенный профильный.

Система профильного обучения, направленная на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса, вводится на старшей ступени общего среднего образования. Модель профильной школы будет включать в себя базовые, профильные и элективные курсы. Все они являются обязательными курсами и гарантируются федеральным государственным стандартом. Элективные курсы являются обязательными для учащихся, направлены на профильную специализацию учащихся и реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Иностранный язык изучается во всех профилях обучения, но объем его преподавания будет варьироваться в зависимости от конкретного профиля. В 10-11-х классах иностранный язык может изучаться либо на базовом, либо на профильном уровне. Профильным предметом иностранный язык будет в филологическом и социально-гуманитарном профилях. В других профилях он будет изучаться на базовом уровне.

Профильный курс обучения иностранному языку - это углубленное профессионально-ориентированное обучение. Профильный курс обучения включает в себя содержание базового курса и те же, что и в базовом курсе, целевые коммуникативные умения. Однако наличие большого количества учебных часов позволяет расширить тематику общения, более углубленно прорабатывать материал и привлекать дополнительный профильно-ориентированный учебный материал. Предусматривается развитие и совершенствование всех видов речевой

деятельности в рамках тематики, указанной в стандарте. Меняется удельный вес отдельных видов работы и приемов обучения. Перевод выступает не только как средство обучения, но и как целевое профессионально-ориентированное умение. Больше внимания уделяется письменной речи, в том числе таким ее видам, как составление тезисов, реферирование, аннотирование, переписка. В результате профильного обучения учащиеся должны приблизиться к общеевропейскому пороговому продвинутому уровню В 2.

При введении федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования приоритетное положение занимают те концепции/системы обучения иностранным языкам, которые реализуют личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный и социокультурный подходы в обучении иностранным языкам.

Личностно-ориентированный подход вносит существенные изменения во все компоненты системы обучения: цели, содержание, принципы, технологии обучения и в организацию учебно-воспитательного процесса. Это проявляется в выделении разноуровневых целей на старшей ступени, в деятельностном характере содержания обучения, его культуроведческой направленности, выделении наряду с общеобразовательными принципами таких принципов, как:

• природосообразность обучения;

• автономия школьников, реализация субъектной позиции в учении;

• дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении;

• деятельностный характер обучения, его коммуникативно-когнитивная направленность;

• социокультурная направленность, включение школьников в диалог культур;

• продуктивность обучения.

В образовательном процессе рекомендуется использовать личностно-ориентированные продуктивные технологии, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка: технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии), проблемно-поисковая технология, проектная технология, игровая технология, сценарно-контекстная технология, языковой портфель.

Новые примерные программы по иностранным языкам для всех ступеней обучения, составленные на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, опубликованы в журнале «Иностранные языки в школе» № 5-7 за 2005 год.

Учителям иностранных языков рекомендуется использовать в образовательном процессе учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта РФ. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2005/06 учебный год по английскому, немецкому и французскому языкам, опубликованы в журнале «Иностранные языки в школе» № 5, 6 за 2005 год.

Список рекомендуемой литературы

1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6.

2. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8.

3. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образовании» // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 5.

4. Профильное обучение: Типовые профили / Под ред. А.А. Кузнецова. - М.: СпортАкадемПресс, 2005.

5. Сысоев П. В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (Х-Х1 классы) // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 2.

6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6.

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (пояснительная записка) // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4.

8. <ш\у\у.еа1.§оу.ги>.

Методист кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин ПОИПКРО

Т. С. Кузина



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.